Алтайский край

ч. 1 ... ч. 5 ч. 6 ч. 7 ч. 8 ч. 9 ... ч. 11 ч. 12

1.3.9. Инвестиции

Реальное развитие инвестиционной деятельности в последние годы - результат положительных изменений в инвестиционном климате территории и инвестиционной активности субъектов рынка. В условиях конкуренции на рынке инвестиций хозяйствующие субъекты района осуществляют модернизацию и обновление основных производственных фондов, активно ведется строительство производственных мощностей. Общий объем инвестиций в основной капитал в 2011 году составил 792,4 млн. рублей или 71,7 % в сопоставимых ценах к уровню 2010 года. Среди источников финансирования в 2011 году собственные средства предприятий увеличились с 204,4 до 300,8 млн. рублей. В объеме привлеченных средств кредиты банков составят 328,7 млн. рублей (72%), бюджетные средства – 39,5 млн. рублей (8,6%). При этом 74 % бюджетных инвестиций будет приходиться на средства краевого бюджета.



Инвестиции в основной капитал предприятий сельскохозяйственной отрасли по итогам 2011 года составили более 620 миллионов рублей, что в 1,4 раза превышает итоговое значение предыдущего года. В целом за последние пять лет физический объем инвестиций в модернизацию производства вырос в 2,7 раза, на территории района осуществлялась реализация более 10 крупных и средних инвестиционных проектов, создано более 600 новых рабочих мест.

Объем введенного в эксплуатацию жилья не превысил уровень 2010 года и составил 3578 квадратных метров (99,7% к уровню 2010 года или 102,2% к запланированному значению).

Администрация края реализует крупные проекты, которые дают дополнительный импульс социально-экономическому развитию и нашего района.

Это такие как инвестиционные проекты ООО «Западное» в рамках проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья». Инвестиционные вложения в производство обработка древесины и производство изделий из дерева обеспечивает предприятие ООО «Лес Сервис». В своей дальнейшей деятельности ООО «Лес Сервис» планирует наращивать производство пользующихся спросом изделий из древесины (деревянные конструкции для домостроения) и планирует увеличить производственные мощности предприятия к 2014 году.


К 75-летию Алтайского края, в рамках программы «75х75», в районе в 2011 году начал осуществляться капитальный ремонт Районного Дома культуры на общую сумму 37 млн. рублей, в том числе из местного бюджета в рамках софинансирования будет израсходовано 3,7 млн. рублей.

За счет безвозмездных субсидий из краевого бюджета на капитальный ремонт объектов социальной сферы на условиях софинансирования осуществлен капитальный ремонт школы №1 на общую сумму 880 тысяч рублей, в том числе из краевого бюджета привлечено 704 тыс. рублей. Это только начало реализации проекта по капитальному ремонту старейшей школы района.

В рамках реализации краевой адресной инвестиционной программы третий год ведется реконструкция отопительной котельной поселка Целинный с общим объемом финансирования – 5,9 млн. рублей, в том числе в 2011 году профинансировано – 2,2 млн. рублей.

На 2012 год в Краевую Адресную Инвестиционную Программу включено 3 объекта – продолжение реконструкции отопительной котельной поселка Целинный с общим объемом финансирования – 2,5 млн. рублей, и разработка ПСД для строительства водопровода в с. Каип – 770 тыс. рублей с софинансированием из местного бюджета.

Кроме того, в 20123 году начато строительство 1 очереди водоснабжения с. Ключи – с общим объемом финансирования более 26 млн. рублей.

1.4.Управление
1.4.1. Управление муниципальными финансами
В 2011 году объем собственных доходов консолидированного бюджета района увеличился в сравнении с 2010 годом на 16,4 процента и составил 72,9 млн.руб. При этом налоговые доходы выросли на 14,3 %, неналоговые доходы составили 25,2 % к уровню 2010 года. По налогам не выполнен единый сельскохозяйственный налог – 97,8 % к 2010 году. Низкий темп роста по налогу на доходы физических лиц (при темпе роста заработной платы 120,8%, темп роста по налогу на доходы составил – 110,6%). Рост уровня налоговых доходов, фактически поступивших в отчетном периоде обеспечен большой работой, проведенной администрацией района по легализации объектов налогообложения. В ходе заслушивания налогоплательщиков на заседаниях комиссии по погашению задолженности по налогам и сборам и комиссии по легализации объектов налогообложения в бюджет района дополнительно поступило около 2,5 млн.руб.

Расходы на содержание бюджета района в 2011 году увеличились на 19,2 % к уровню 2010 года.

Доля собственных доходов бюджета в общих доходах в 2011 году снизилась и составила 24,3% против 24,8% в 2010 году. Общие консолидированные доходы бюджета за 2011 год составили 317,9 млн. руб. В анализируемом периоде проводились мероприятия по разграничению полномочий в соответствии с законодательством. Осуществлено делегирование муниципальному району отдельных государственных полномочий с одновременной передачей средств для их реализации. В 2011 году бюджетная обеспеченность за счет налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета района составила 4002 рубля на душу населения, превысив уровень прошлого года почти на 20 %.

С целью эффективного использования средств местного бюджета в 2011 году через систему торгов и закупок было размещено 63,9 млн. рублей бюджетных средств. Экономия составила 2,76 млн. рублей, эффективность закупок – 4,3 %.

Через уполномоченный орган - Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края размещено 60,9 млн. рублей, эффективность закупок – 4,1 %.

Через уполномоченный орган района - Главное управление по экономическому развитию и имущественным отношениям размещено 2,9 млн. рублей, эффективность торгов – 10,0 %.



Выводы:

1. Доля собственных доходов в общих доходах бюджета района имеет тенденцию к увеличению, сокращается удельный вес безвозмездных перечислений.

2. Стабильное снижение недоимки по платежам в местный бюджет, по специальным налоговым режимам.

3. Район располагает резервами роста собственных доходов бюджета по поступлениям земельного налога, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на имущество физических лиц, а также арендной платы за земли поселений и сельскохозяйственного назначения.

4. Растут расходы бюджета на 1 жителя, что характеризует рост объемов предоставляемых муниципальных услуг.


1.4.2. Управление муниципальным имуществом

и земельными ресурсами

Муниципальные земли.
На территории Ключевского района расположено 11 сельских поселений.

Площадь земель в границах муниципального образования Ключевский район составляет 304 333 га.

Картографическое описание границ муниципальных образований Ключевского района утверждено законом Алтайского края от 02.12.2003 года № 64 – ЗС «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района».

В настоящее время в аренде находится 46 тыс. га или 15,13 % всех земель района, действует 334 договора аренды, из них с физическими лицами – 58 договоров, с юридическими лицами – 276.

Проведена инвентаризация земельных долей. Выявлены невостребованные земельные доли. Ведется работа по регистрации невостребованных земельных долей в муниципальную собственность.

На муниципальном уровне сельских поселений инвентаризируются земельные участки в черте населенных пунктов, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц с целью оформления прав на пользование земельными участками.

На территории района в 2011 году площадь земель фонда перераспределения осталась без изменения, но сданная в аренду площадь увеличилась на 10,8% или 4353 га к уровню 2007 года. Администрацией района ведется работу по недопущению наличия задолженности по арендной плате земель фонда перераспределения.

На территории района зарегистрированы:

- право собственности Российской Федерации на 48 земельных участках общей площадью 61166,665 га;

- право собственности Алтайского края на 19 земельных участках площадью 9,6049 га.

По использованию земельных ресурсов через сдачу в аренду лидируют Зеленополянское, Покровское и Марковское поселения, доля земель которых от общей площади сданных в аренду земель составляет от 24,3 % - 45,3 % соответственно от сданной по району. Средний процент по району – 15,1%.

Отсутствие данных в полном объеме не позволяет установить долю незарегистрированного имущества.


В течение последних трех лет наблюдается увеличение поступлений земельного налога. Так, темп роста 2011 года к уровню 2010 года составил 156,9 %.

С передачей полномочий в области земельного кадастра и картографии на федеральный уровень нарушена система учета движения земель по землепользователям на уровне муниципальных образований. Возрастает роль сельских специалистов по земельным отношениям.

Уровень наполняемости местных бюджетов не во всех сельских поселениях позволяет содержать штатных землеустроителей. Возникла угроза потери объемного контроля за движением земель на уровне района.

Полномочия в области земельных отношений переданы на уровень муниципального района, основные штаты специалистов остались на уровне сельских поселений.



Муниципальное имущество.

Стоимость муниципальных фондов по состоянию на 01.01.2012 составляет 302077,5 тыс. рублей. В реестре недвижимого имущества муниципальной собственности числится 85 объектов. В хозяйственном ведении находится 1 объект (МУП «Фармация»). В оперативном управлении 84 объекта.

За три года стоимость муниципальных фондов с учетом амортизации значительно не изменилась. Введено в эксплуатацию законченное строительством здание поликлиники стоимостью свыше 78 млн. рублей, после капитального ремонта - здание детского сада «Сказка» - стоимость капвложений – 9,5 млн. рублей, приобретено в муниципальную собственность здание спортивного зала с бассейном стоимостью - 3,65 млн. рублей.

С 2007 по 2011 годы приватизировано муниципального имущества на сумму 17752,2 тыс. рублей. Среди крупных объектов продажа комплекса коммунального предприятия на сумму – 14,2 млн. рублей.

Число арендаторов муниципального имущества (вместе с арендой земельных участков) по состоянию на 01.01.2012 года - 122 субъекта. Из них арендаторов - субъектов малого и среднего бизнеса - 108.

За последние три года преимущественное право приватизации муниципального имущества реализовано 4 субъектами предпринимательства на сумму 531,0 тыс. рублей.


Выводы:

1. Формирование базы данных по земельным паям. Выявление невостребованных земельных долей. Мониторинг движения земельных долей.

2. С целью увеличения собираемости земельного налога и налога на имущество физических лиц создание рабочих групп на уровне поселений по проведению инвентаризации жилого фонда, выявлению не введенного в эксплуатацию жилья.

3. Организация работы на уровне сельских поселений по инвентаризации земель поселений по переоформлению права постоянного бессрочного пользования хозяйствующими субъектами в целях уплаты земельного налога, налога на имущество.

4. В районе систематизирована работа с арендаторами фонда перераспределения земель сельхозназначения. Нет брошенной земли.

5. В бюджете района наблюдается рост доли доходов от аренды муниципального имущества. Увеличение с 11,9% 2007 г до 15,8% 2011 г.

6. Наблюдается существенный износ муниципального имущества. Низкая возобновляемость основных муниципальных фондов.

7. Преимущественное право использования муниципального имущества остается за субъектами предпринимательства.

1.4.3. Управление территориальным развитием
Данный аспект имеет чрезвычайно важное значение для построения политики и действий администрации района, направленных на развитие социальной сферы и повышения уровня жизни населения. Исходя из этого, основной целевой установкой для администрации района является повышение благосостояния жителей района, защита их интересов во всех сферах деятельности, а в соответствии с этим, стратегической целью развития района выступает формирование высокоразвитой социально-ориентированной экономики, обеспечивающей достижение устойчивого экономического роста в целях удовлетворения жизненных потребностей и повышение качества жизни населения района.

За последние годы социально-экономическое развитие муниципальных образований района характеризуется устойчивыми тенденциями экономического роста: наблюдается рост промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшилось финансовое положение предприятий, сократился уровень официально зарегистрированной безработицы, продолжился динамичный рост заработной платы и основных показателей потребительского рынка.

Муниципальное образование «Ключевский район» представлено одиннадцатью поселениями, формирующими основные показатели развития экономики и социальной сферы района, такие как:

- объем производства промышленной продукции;

- объем производства продукции сельского хозяйства;

- объем производства зерна;

- доля занятых в экономике в общей численности экономически активного населения;

- суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населения на душу;

- площадь жилья, приходящаяся в среднем на одного жителя;

- обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями;

- обеспеченность врачами;

- обеспеченность средним медицинским персоналом;

- средняя наполняемость классов;

- обеспеченность населения учреждениями клубного типа;

- обеспеченность детей дошкольного возраста дошкольными учреждениями;

- доля населения, нуждающегося в социальной помощи;

- собственные доходы бюджета на одного жителя.

Суммарные показатели производства промышленной продукции муниципального района формируются четырьмя сельскими поселениями, из которых на долю Ключевского сельского совета приходится 75,8%, Северского сельского совета – 18,0% и оставшиеся 6,2% распределились между Новоцелинным, Васильчуковским, Новополтавским сельскими поселениями.

Объем производства продукции сельского хозяйства района, в отличие от промышленности, практически равномерно распределен между сельскими поселениями и находится на уровне 5-10% по каждому в общем объеме производства сельского хозяйства. Исключением является Ключевское сельское поселение, на долю которого приходится 23,2% от общего объема с/х продукции, что обусловлено наличием на территории данного поселения крупного сельскохозяйственного предприятия - ООО племрепродуктор «Западное», а также 36 крестьянско-фермерских хозяйств и 3343 личных подсобных хозяйства.

Доля занятых в экономике в общей численности экономически активного населения в 2011 году в целом по району сложилась на уровне 66,6%. Вуровне 66,1%.анятых в экономике в общей численности экономически активного населения в 2006 году в целом по району сложилась на разрезе поселений значения этого показателя колеблется от 31,0% в Васильчуковском сельском поселении до 80,7% в Новоцелинном сельском поселении. При этом, половина поселений, а именно, Ключевское, Васильчуковское, Покровское, Зеленополянское, Новополтавское и Марковское находятся в диапазоне значений до 50,0%, а вторая половина – Новоцелинное, Северское, Каипское, Истимисское и Петуховское - от 51,0% до 80,7%.

На душу населения в среднем по району приходится 53,2 тыс.рублей суммарного оборота розничной торговли, общественного питания и платных услуг. При этом, в 10 поселениях значение этого показателя не превышает уровень 30,0 тыс.рублей и только в Ключевском сельском поселении он сложился на уровне 75,9 тыс.руб., что объясняется сосредоточением основного количества предприятий потребительского рынка на территории районного центра.

Отрасль здравоохранения представлена на территории Ключевского района двумя больницами: центральной районной больницей - на территории Ключевского сельского поселения, участковой больницей в Петуховском сельском поселении, врачебной амбулаторией в с. Новополтава, 12 фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАП), оказывающими как первичную, так и специализированную помощь населению. Удельные значения показателей обеспеченности населения услугами здравоохранения в разрезе поселений различны, исходя из вида лечебного учреждения, находящегося на территории конкретного поселения, а также демографических характеристик сельского поселения.

Из показателей, характеризующих уровень жизни населения района, при анализе использовались два показателя: доля населения, нуждающегося в социальной помощи и собственные доходы бюджета на одного жителя. Доля населения, нуждающегося в социальной помощи в целом по району составляет 63,5%, при этом в разрезе поселений не наблюдается резких колебания значений данного показателя и находится в пределах 50-75 процентов. Показатель собственные доходы бюджета на душу населения в целом по району – 3439 рублей, а в разрезе поселений имеет место ситуация резкого колебания значения в диапазоне от 328 рублей по Новоцелинному сельскому поселению до 3524 рублей по Марковскому поселению.

Таким образом, формирование показателей развития экономики, уровня жизни и степени обеспечения населения района социальными услугами почти полностью обеспечивается Ключевским сельским поселением.

Муниципальная политика во всех сферах деятельности осуществляется с учетом факторов пространственного развития, направлена на сглаживание территориальных диспропорций в экономике и социальной сфере, повышение экономической активности муниципальных образований, создание условий для роста экономики, благосостояния и качества жизни населения района.

Однако остается ряд проблем в социально-экономическом развитии муниципальных образований района:

неравномерность развития территорий, что снижает устойчивость развития экономики района в целом;

неравномерность распределения налогооблагаемой базы по территории края;



высокий уровень дотационности муниципальных образований.
1.5. Краткие итоги выполнения программы социально-экономического развития Ключевского района за период 2008-2012 года и оценка предпринятых мер по улучшению ситуации в отраслях экономики, социальной сферы
Экономическое развитие Ключевского района в 2008-2012 годах в целом соответствовало общекраевым параметрам, преобладающей тенденцией являлся рост основных показателей.
Итоги выполнения Программы социально-экономического развития

Ключевского района на 2008-2012 годы


Наименование индикатора

Плановое значе-ние индикатора по программе на 2011 год

Фактически достигнутое зна-чение индика-тора на 2011 год

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг на душу населения, тыс.руб.

57,7

66,2

Индекс промышленного производства , в % к 2007 г.

139,0

159,5

Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств на душу населения, руб.

69329,0

57699,1

Индекс физического объема продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах, в % к 2007 г.

116,1

96,7

Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб.

50900,0

43955,0

Темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, в % к 2007 г.

303,0

261,6

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, руб.

11152,0

11705,0

Среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения, руб.

8088,0

8088,0

Уровень официально зарегистрированной безработицы к трудоспособному населению, %

3,6

3,5

Обеспеченность общей площадью жилья на 1 жителя, кв.м.

25,3

26,0

В сфере промышленного производства района перевыполнено плановое значение объема отгруженных товаров собственного производства на 59,5 % к уровню 2007 года при запланированном – 39,0 %. Достигнуто запланированное значение размера среднемесячных денежных доходов населения – 8088 рублей. Превышен план по обеспеченности общей площадью жилья на 1 жителя – на 102,8%., по уровню официально зарегистрированной безработицы – на 102,8 %, на 105 % перевыполнен план по уровню среднемесячной заработной платы одного работника. Не достигнуто плановое значение по двум показателям: валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств на душу населения – 83,2 % от запланированного и инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования на душу населения – 86,4 %.

Основные положительные характеристики реализации программы:

1. Модернизация сельскохозяйственного производства. Создание агрохолдинга.

2. Высокими темпами растет заработная плата работников на малых предприятиях.

3. Район располагает достаточно развитым промышленным потенциалом, по объему производства занимает 10 место среди районов края.

4. В сельскохозяйственном производстве прогрессирует тенденция к росту продуктивности коров и среднесуточного привеса крупного рогатого скота.

5. Повышается инвестиционная активность, активно ведется строительство объектов.

6. Район характеризуется хорошей транспортной доступностью.

7. Стабильное развитие на территории района розничной торговли.

8. Уровень благоустройства жилищного фонда в целом по району выше, чем в среднем по краю.

9. Рост собственных доходов бюджета района.

10.Увеличивается ввод жилья, по вводу жилья на 1000 жителей район находится на 9 месте из 60.
Основные проблемы социально-экономического развития Ключевского муниципального района:

1.Высокий уровень заболеваемости, недостаток кадров здравоохранения, проблемы состояния материальной базы лечебных учреждений.

2.В капитальном ремонте нуждаются объекты образования и культуры района.

3.В отдельных сельских поселениях не созданы условия для занятия физкультурой и спортом, отсутствуют стадионы, спортивные площадки, поля.

4.Увеличивается численность нуждающихся в социальной поддержке, а ее объем не является достаточным для решения проблем социально незащищенных граждан.

5.Не завершен процесс законодательного закрепления земель муниципального образования по уровням собственности.

6.Около 4% трудоспособного населения района не имеют работу.

7.Низкий уровень жизни населения. Значительная дифференциация средней заработной платы работников, как по сферам деятельности, так и по поселениям внутри района.

8.Значительная часть технологического оборудования муниципальной системы теплоснабжения, водоснабжения нуждается в модернизации и замене.

9.Отсутствие уличного освещения или его недостаточность в сельских поселениях.

10.В результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий сокращается их количество и снижается доля малых и средних сельскохозяйственных предприятий в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции, рост доли крестьянских (фермерских) хозяйств.

11.Недостаточное развитие отраслей сферы малого предпринимательства, приоритет торговля, сельское хозяйство, услуги.

Отсутствие бытового обслуживания населения и сферы общественного питания в отдельных сельских поселениях.

Основные проблемы социально-экономического развития Ключевского муниципального района выявлены в результате анализа и расположены по степени важности и приоритетности. Наиболее острыми проблемами признаны проблемы, связанные с прекращением деятельности сельхозпредприятий по сельским поселениям, повлиявшее на повышение уровня безработицы и снижение уровня жизни, а также проблемы состояния материальной базы всей социальной сферы.




  1. ч. 1 ... ч. 5 ч. 6 ч. 7 ч. 8 ч. 9 ... ч. 11 ч. 12