Что такое самодеятельный или спортивный туризм?

ч. 1
А.А.Алексеев
ЧТО ТАКОЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ИЛИ СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ?
Самодеятельный или спортивный туризм - это вид туризма, активного отдыха и спорта, где участники самостоятельно выбирают и разрабатывают маршрут путешествия (похода), комплектуют группу, закупают продукты, билеты и снаряжение и без помощи наемных проводников или инструкторов проходят намеченный путь.

Самодеятельный туризм дает широкие возможности познавания мира, прививает интерес к исследовательской работе, а красота природы развивает художественный вкус. Никакая учёба по книгам не может сравниться с этим непосредственным восприятием живой действительности во время путешествия.

Необходимость самому готовить маршрут и осуществлять его на практике вырабатывает активную жизненную позицию, умение выходить из сложных ситуаций. Условия прохождения автономного маршрута, жизнь в коллективе в сложных и, нередко опасных условиях – развивают физические, психологические и нравственные качества.

Самодеятельный или спортивный туризм в отличие от олимпийских видов спорта – спорт чисто любительский. Им занимаются, в основном, за свой счет в свободное от работы и учебы время. При этом спортивный туризм относится к наиболее эффективным оздоровительным и педагогическим технологиям, объединяя в себе спортивное, духовное и познавательное начала.

Самодеятельный туризм не требует больших финансовых вложений, залов, стадионов, бассейнов и обширного штата профессиональных работников. За весь период существования годовые затраты государства на спортивный туризм были сравнимы с бюджетом футбольной команды среднего уровня. При этом массовость туризма, а, следовательно, и его полезность для страны и народа, значительно превосходит многие виды спорта, в том числе и футбол.

Самодеятельный туризм в России – уникальное явление, порожденное русским духом, или как принято говорить в наше время - менталитетом. В России духовный поиск, творчество, подвижность всегда ценились выше материального благосостояния, механического исполнительства, закостенелости. Вероятно, по этому Россия является бесспорным мировым лидером в области самодеятельного туризма. Всё, что известно в других странах не имеет ни российской массовости, ни организационных принципов, отработанных нами в течение многих десятилетий.

Ни в одной стране мира некоммерческие туристские походы, организованные самими туристами за свой счет и в свое свободное время не носили и не носят массового характера. Ни в одной стране мира не было и нет разветвленной системы подготовки самодеятельных туристов. Не было и нет системы контроля за безопасностью походов, действующей на общественных началах, или проще на энтузиазме самих туристов.

Самодеятельный туризм - более широкое понятие, чем просто один из видов спорта. Это общественное движение, одной из важнейших целей которого является стремление человека к духовному общению с другими людьми и природой, самоутверждение, естественная тяга к прекрасному миру природы. Самодеятельный туризм это не просто вид человеческой деятельности, для многих это образ жизни.

Самодеятельный туризм является одним из самых массовых общественных движений, практически не зная ограничений по возрасту. Не в каждом виде спорта действующими спортсменами можно быть с 7 до 80 лет! Вместе с тем, для спортивного туризма характерны экстремальные условия (температуры до - 40 – 50 при которых проходят зимние походы в высоких широтах, высоты до 5 – 7 тысяч метров для горных походов), в которых туристы проходят сложнейшие и длительные маршруты, получая от этого огромное удовольствие. Подчеркнем, туристы не занимаются выживанием в экстремальных условиях, по модной ныне терминологии, а живут в этих условиях без всякого пафоса и надрыва, нормальной человеческой жизнью и при этом отдыхают от повседневности!

Туризм не зрелищный вид спорта и его немногочисленным спонсорам не приходится рассчитывать на кассовые сборы. Поэтому никто не содержит команды туристов-спортсменов в расчете на прибыль.

Обычно, как в организации походов, так и в деятельности всего движения в целом туристы принимают самое активное участие бесплатно, на общественных началах. Участники спортивных походов сами разрабатывают маршруты, определяют состав группы, подбирают снаряжение и т. д. Но именно в этой самостоятельности заключается особая ценность самодеятельного туризма.

Разработка нормативных документов по спортивному туризму, работа маршрутно-квалификационных комиссий, обучение туристов, проведение различных туристских мероприятий (слеты, соревнования, туриады, чемпионаты) проводятся туристским активом, общественными туристскими кадрами, либо безвозмездно, либо за символическую плату.

Все выше сказанное в полной мере относится и к туризму детскому или школьному, за исключением того, что руководят школьным туризмом на уровне школ и центров дополнительного образования взрослые туристы-спортсмены.
ИЗ ИСТОРИИ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
Привычные нам структуры секций, федераций и клубов сложились далеко не сразу. Вот некоторые этапы их становления:

Самодеятельный туризм в России ведет летоисчисление с 1895 года с момента создания Российского общества туристов (РОТ). Однако число членов общества, за все время его существования не превышало 500 человек. Входили в него в основном представители высшей интеллигенции, чиновники и высокооплачиваемые специалисты. Широким массам туризм, связанный с гостиницами, проводниками, наемным транспортом был недоступен.

Массовое туристское движение в России и СССР началось с конца 20-х годов, но было оно неорганизованно, имело стихийный характер. Индустриализация превратила в промышленных рабочих многие тысячи бывших крестьян. Государство должно было обеспечить им возможность культурного отдыха с пользой для ума и здоровья. Решить эту серьезную проблему в разоренной войнами и революцией стране мог только туризм, причем туризм не требующий больших организационных затрат со стороны государства. Этим требованиям отвечал только туризм самодеятельный, приверженцы которого сами организуют и проводят путешествия, не требуя мест в гостиницах, санаториях и на турбазах, не обращаясь к туристским агентствам, наемным гидам-проводникам, и прочим источникам платных услуг.

Разумеется, в основном в самодеятельный туризм шла молодежь. По этому, разрозненные туристские секции обычно возникали при комитетах Комсомола. Секции, не имея опытных руководителей, самостоятельно искали формы работы и нередко их деятельность принимала уродливый характер бродяжничества или сводилась к обычным пикникам, члены секций не стремились к массовому охвату работников своих предприятий. По этому 13 января 1927 года газета Комсомольская Правда организовала совещание по вопросам туризма. После этого в конце января начало работу бюро по туризму при Московском комитете комсомола. Задачей бюро стало развитие массового туристского движения среди молодежи.

Таким образом, в январе 2007 года массовому самодеятельному туризму в России исполнилось 80 лет.

Для успешного развития туристского движения по всей стране требовалась организационная структура, координирующая действия отдельных секций. Туристское бюро Комсомола решило использовать для этой цели структуру упоминавшегося выше РОТ, возрожденного при НЭПе. В то время РОТ по-прежнему оставался элитным обществом профессуры и интеллигенции. Общество активно пропагандировало красоту родного края, агитировало за активные путешествия, но развитием массового туризма не занималось.

По призыву Комсомола, в РОТ вступило много новых членов из числа рабочих и служащих Советской республики. Было выбрано новое правление, и к 1929 году РОТ стал руководящим центром массового самодеятельного туризма в стране. Число членов общества возросло в десятки раз, и социальный состав его членов коренным образом изменился. Исходя из этого, 30 ноября 1929 года РОТ был преобразован в Общество пролетарского туризма (ОПТ). Наследником же РОТ в составе ОПТ стал знаменитый туристский клуб Дома ученых, членами которого были ведущие ученые нашей страны.

Имея небольшой штатный аппарат, ОПТ строило свою деятельность, в основном, на общественных началах.

Руководили самодеятельным туризмом и поддерживали его в те годы такие известные государственные деятели как нарком (министр) Н.В.Крыленко, заместитель председателя Малого Совнаркома СССР (вице-премьер министр) В.П.Антонов-Саратовский, один из лидеров КОМИНТЕРНА А.Курелла, академик Н.П.Горбунов, известный полярный исследователь О.Ю.Шмидт. Сюда же следует отнести и члена политбюро ЦК ВКП(Б) С.М.Кирова, занимавшегося туризмом и альпинизмом с дореволюционных времен.

Важнейшей задачей ОПТ, наряду с развитием массовости движения, стала подготовка туристских общественных кадров. По сообщению журнала «На суше и на море» (в дальнейшем - Журнала) № 7 за 1929 год, в июле 1929 года начали работать первые курсы инструкторов горного туризма на Кавказе (Рабфак во льдах). Их проводил В.Л.Семеновский, работавший в НАРКОМАТЕ иностранных дел. Туристский опыт он приобрел в эмиграции, работая гидом-проводником в Альпах. Фактически это была первая школа туристской подготовки с выездом после теоретического курса на Кавказ.

В 1930 году на первом всесоюзном съезде ОПТ было отмечено противодействие развитию самодеятельного туризма со стороны коммерческой туристской организации «Советский турист». Так началось противостояние коммерческих (плановых, продающих путевки) туристических структур с самодеятельным туристским движением.

Общепризнано, что именно самодеятельный туризм в наибольшей степени способствует развитию лучших качества человеческой личности, душевному и физическому здоровью широких масс населения. Однако при этом он отбивает клиентуру у коммерческих туристических организаций (в СССР государственных, а ныне частных).

Можно смело утверждать, что всю свою историю самодеятельный туризм вынужден был отстаивать право на существование, защищаясь от коммерческих туристических структур: сначала от «Советского туриста», затем от различных подразделениями ВЦСПС, а ныне – от туроператоров, предлагающих активные маршруты.

Однако в первые годы существования Советское правительство поддерживало инициативы народных масс. 08.03.1930 «Советский турист» был ликвидирован, а его структуры, к сожалению, вместе с чиновничьим аппаратом, переданы в ОПТ, получившее с тех пор название ОПТЭ – Общество пролетарского туризма и экскурсий. В Журнале отмечается, что общество «Советский турист» работало на хорошо оплачиваемых чиновников. «Коммерция и делячество - вот двигатель СОВ. Тура». Именно этот дух делячества привнесли бывшие сотрудники СОВ Тура в структуры ОПТ, лишний раз продемонстрировав, что чиновник не может развивать самодеятельное движение.

Советское правительство помогало самодеятельным туристам не только организационно. В1930 году, жившее в тяжелейших экономических условиях государство предоставило самодеятельным туристам ОПТЭ 70 000 билетов со скидкой 50%. Ныне скидка предоставляется только школьникам и студентам и только с октября по май, когда туристский поток резко сокращается.

В Журнале № 28-30 за 1932 год сообщается, что в 1931 году по рекомендации кабинета туризма, все туристские маршруты были разбиты на 3 категории по степени трудности и установлены требования к их участникам.

Журнал № 6 за 1933 год сообщает, что 14.03.33 президиум ЦС ОПТЭ принял новый «Порядок утверждения маршрутов». БЫЛИ СОЗДАНЫ МАРШРУТНЫЕ КОМИССИИ (МКК), утверждены образцы ПУТЕВОЙ КНИЖКИ И МАРШРУТНОГО ЛИСТА.

Заметим, что ОПТЭ существовало на собственные средства, не требуя государственных субсидий.

После разгрома ОПТЭ 17.04. 1936 года, самодеятельный туризм был передан под «непосредственное руководство работой в области… массового туризма и альпинизма» в ВЦСПС. Как стало известно в последние годы, в постановлении о ликвидации ОПТЭ и ряда других добровольных обществ, существовали секретные пункты, мотивировавшие ликвидацию, недопустимостью существования общественных организаций, в которых из-за отсутствия прямого руководства со стороны госаппарата (то есть чиновников) могли обосноваться враги народа.

Однако ВЦСПС - чиновничья организация, ориентированная на санатории, дома отдыха и, турбазы, не могла понять и принять самодеятельное туристское движение, основанное на энтузиазме масс. Практически до самой войны туристы так и не смог найти у ВЦСПС понимания и поддержки. Таким образом, организованные формы самодеятельного туризма, с 1936 по 1939 год фактически прекратили существование.

Признаки возрождения появились после принятия Спорткомитетом 26.03.1939 положения о значке «Турист СССР». В 1940 году было утверждено звание инструктора по туризму. В том же году А.Власову и Н. Губанову впервые было присвоено звание «Мастер спорта по туризму».

После войны у государства вновь возникла острая необходимость в организации доступного широким массам культурного отдыха. Началось бурное развитие самодеятельного туризма и его высшего проявления – спортивного туризма. Открылись туристские клубы и секции при заводах, в городах и районах. ВЦСПС и ГОСКОМСПОРТ получили директивный план по развитию самодеятельного туристского движения. На самодеятельный туризм вновь стали выделять средства.

В 1949 году туризм был введён в Единую Всесоюзную классификацию. Таким образом, он был официально признан видом спорта и получил второе название - спортивный. Туристам, совершившим серию походов определённой сложности, стали присваивать спортивные разряды и звания мастеров спорта по туризму.

В 1957 году в стране работало более 50 туристских клубов, тогда как до войны существовал лишь один в Ростове-на-Дону. Чрезвычайно интересны показатели роста самодеятельного туризма в стране. Вот официальные данные: в 1958 году спортивным туризмом занимались 428 156 чел, в 1959 – 946 418, в 1960 – 1 512 860 человек. Здесь учтены только, разрядники, число участников туристских походов было много больше.

Для сравнения, в 1933 году ОПТЭ зарегистрировало – 52 700 самодеятельных туристов, в 1934 году – 82 900, в 1935 – 127 500.

Однако взаимоотношение спортивного туризма с властью было натянутым. 17 марта 1961 года в связи с несчастным случаем на Кольском полуострове секретариат ВЦСПС упразднил Федерации и секции туризма при ДСО, другими словами отменил спортивный туризм, а вернее снял с себя ответственность за его развитие. Однако мощное общественное движение вынудило чиновничий аппарат идти на попятную. Туристско-экскурсионное управление ВЦСПС, занимавшееся, в основном плановым туризмом, было преобразовано в Центральный совет по туризму и экскурсиям. Самодеятельному туризму вернули утраченные позиции.

Летом 1963 года были введены новые Правила по которым сложность маршрутов делилась на 5 вместо 3 категорий. С 1981 года стали проводиться чемпионаты по туризму.

Попытки ликвидировать спортивную составляющую самодеятельного туризма были и в 1982 году. Но и они кончились безуспешно.

После распада СССР, спортивный туризм из системы Профсоюзов был передан в ведение Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, а сами туристы объединились и создали Туристско-спортивный союз России (ТССР). Но ориентированный на олимпийские игры аппарат сделал все, что бы не нести за спортивный туризм никакой ответственности.

Экономика государства перешла на рыночные рельсы. За всё, в том числе и за здоровье нации надо платить. Тем не менее, самодеятельный спортивный туризм продолжает, как и при Советском Союзе, существовать, в основном, на общественных началах, получая от Спорткомитета смехотворные подачки на проведение соревнований, в основном по туристскому многоборью.


ПЕРВЫЕ ШАГИ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
Распоряжение N 397 от 10 ноября 1907 г. Попечителя Кавказского учебного Округа: «Объ ученическихъ экскурсiяхъ».

«Изъ поступившихъ въ Управленiе Округа отвътовъ на циркулярное обращенiе мое о необходимости установления связи класснаго преподаванiя съ жизнью и введенiя въ этих цъляхъ практическихъ занятiй по возможности по всъмъ предметамъ курса средней школы, я усматриваю, что педагогическiе совъты, вообще весьма сочувственно отнесшiеся къ моей мысли и намътившiе цълый рядъ разнородныхъ практическихъ работъ, далеко не всъ обратили вниманiе на одну крайне важную мъру, имъющую въ высшей степени серiозное значенiе въ дълъ закръпленiя практическимъ путемъ добытыхъ учащимися теоретических свъдънiй. Я разумъю УЧЕНИЧЕСКIЯ ЭКСКУРСIИ. Доставляя учащимся возможность прiятно провести время, способствуя правильному развитiю ихъ физическихъ силъ, сообщая им бодрость духа и ясность мысли, развивая и укръпляя ихъ силу воли путемъ борьбы съ тъми препятствiями и неудобствами, которыя неръдко приходится преодолъвать, экскурсiи способствуютъ развитiю въ молодежи чувства любви къ природъ, наглядно и непосредственно знакомятъ дътей съ ея силами и неисчерпаемыми богатствами, развиваютъ любознательность, изощряютъ наблюдательность, усиливают самодъятельность; давая возможность дътям получить самое чистое и высокое наслажденiе отъ картинъ природы, экскурсiи содъйствуютъ развитiю эстетическаго вкуса, стремленiя ко всему истинно прекрасному; знакомя на памятникахъ съдой старины съ прошлой исторiей предшествующихъ поколънiй, предоставляя вмъстъ съ тъмъ, возможность наблюдать и современную жизнь родного народа со всъми ея радостями и горестями, экскурсiи могутъ заронить въ сердца юношей и дътей съмена сознательной любви къ родинъ и дъятельное влеченiе работать на ея пользу, и тъмъ самымъ способствовать выработкъ здравыхъ жизненныхъ идеаловъ, созданiе которыхъ составляетъ ближайшую задачу школы.

Однако, для того, чтобы экскурсiи достигали указанныхъ научно-воспитательныхъ результатовъ и не превращались въ заурядныя увеселительныя прогулки, имъ должна предшествовать серiозная подготовка, какъ участниковъ, такъ и руководителей экскурсiи. Руководителями экскурсiй должны являться прподаватели, наиболъе выдающiеся по своимъ познанiямъ въ разныхъ отрасляхъ науки. Они должны сами предварительно изучить и будущихъ экскурсантовъ ознакомить со всъмъ тъмъ, что имъет отношенiе къ местности, въ которую предположено совершить экскурсiю съ географическимъ характеромъ мъстности, картой ея, устройствомъ поверхности, климатомъ, этнографическимъ составомъ населенiя, промышленностью, геологическими, ботаническими и зоологическими особенностями, съ ея историческимъ прошлымъ, съ литературными и историческими воспомiнаниями, связанными съ ней и т.д. и т.д.

Экскурсiи, насколько мне извъстно, практиковались въ Кавказскомъ учебномъ округъ съ давнихъ поръ, и нъкоторыя изъ нихъ /горныя экскурсiи учениковъ Екатеринодарской гимназiи, экскурсiи нъкоторыхъ учебныхъ заведенiй гор. Тифлиса/, какъ вполнъ правильно и цълесообразно организованныя, имъли несомнънно большое воспитательное и образовательное значенiе. Къ сожалънiю, не представляется возможности сказать то же самое по отношенiю къ ученическимъ экскурсiямъ, имъвшимъ мъсто в послъднiе 2-3 года. Будучи предприняты случайно, безо всякой предварительной подготовки участниковъ и руководителей, безъ опредъленной цъли, онъ не могли принести сколько-нибудь осязательной пользы, и въ нъкоторыхъ случаяхъ имъли даже отрицательное значенiе, подрывая результатами своими въру въ экскурсiи въ глазахъ людей, видъвшихъ въ нъх одно изъ могущественныхъ средствъ воспитательно-образовательного воздъйствiя на подрастающее поколънiе.

Въ полной уверънности, что педагогическiе совъты и начальники учебныхъ заведенiй раздъляютъ высказанный мною взглядъ, какъ въ отношенiи пользы экскурсiй вообще, такъ и необходимости возможно болъе правильной ихъ организацiи, я покорно прошу начальниковъ учебныхъ заведенiй принять всъ мъры къ тому, чтобы полнъе и продуктивнъе использовать ученическия экскурсiи въ цъляхъ какъ расширенiя общаго развитiя учащихся, такъ и углубленiя ихъ познанiй по разнымъ предметамъ курса школы. И естественникъ, и историкъ, и словесникъ, и географъ, и учитель рисованiя, и законоучитель, и математикъ - должны принять посильное участiе в правильной организацiи и совмъстномъ проведенiи экскурсiй, чтобы извлечь изъ нихъ всю ту пользу, какую онi могутъ дать. Съ своей стороны я готовъ оказать всякое содъйствiе экскурсiямъ, при условiи, однако, если образовательно-воспитательные результаты каждой изъ них будут возможно надежнъе гарантированы солидной предварительной подготовкой руководителей и участниковъ. Безъ этого экскурсiи представляются нежелательными, малополезными, а иногда даже вредными.

Лица, интересующiяся улучшенiем организацiи ученическихъ экскурсiй, могли бы получить очень цънныя свъдънiя и указанiя отъ существующяго съ 1902 года «Кавказскаго горнаго общества въ Пятигорскъ», уставъ коего помъщенъ въ N 10 «Циркуляра по упр. окр. за 1907 годъ». Общество это ръшило принимать на себя организацiю и веденiе систематическихъ научно-воспитательныхъ экскурсiй по Кавказу для учащихся среднихъ учебныхъ заведенiй и уже организовало въ 1905 году 32 общихъ экскурсiи при 677 участникахъ и 8 ученическихъ при 246 экскурсантахъ. Принимая на себя устройство экскурсiй в предълахъ Кавказа, общество имъетъ возможность предложить слъдующее:

1) составленiе подробныхъ маршрутовъ и смътъ, считая исходнымъ пунктомъ Пятигорскъ;

2) предоставленiе безплатнаго опытнаго руководителя;

3) предоставленiе льготнаго проъзда, гдъ на это предоставлено право членамъ общества;

4) безплатную остановку и ночлегъ въ баракахъ и горныхъ хижинахъ, принадлежащихъ обществу, и въ казенныхъ зданiяхъ, на которыя имъется разръшенiе властей;

5) собиранiе древесныхъ породъ, рыбную ловлю и охоту въ мъстностяхъ, на которыя имъется разръшенiе;

6) безвозмездную выдачу всевозможнаго рода совътовъ, справокъ и льготныхъ документовъ.

Въ будущемъ общество имъетъ въ виду сдълать учебно-воспитательныя экскурсiи безплатными для ихъ участниковъ.

Принимая во вниманiе, что содъйствiе, которое можетъ оказать «Кавказское горное общество» дълу правильной постановки ученическихъ экскурсiй, нельзя не признать весьма существенным, покорно прошу г.г. начальниковъ учебныхъ заведенiй принять меры къ привлеченiю лицъ педагогичаскаго персонала въ число дъйствительныхъ членовъ общества. Положенные по уставу членскiе взносы могли бы быть вносимы изъ спецiальных средствъ учебныхъ заведенiй. Эти и другiе расходы по организацiи экскурсiй въ значительной мъръ возмъстятся стоимостью тъхъ естественно-историческихъ, историческихъ и иныхъ коллекцiй и отдъльныхъ предметов, кои будутъ собраны участниками экскурсiй. При этомъ коллекцiи и предметы, оказавшiеся излишними для кабинетовъ даннаго учебнаго заведенiя, могли бы быть пересылаемы для соотвътственнаго обмъна въ другiя учебныя заведенiя округа или даже другихъ округовъ, нуждающiяся въ таковыхъ, или препровождаемы въ «Центральный педагогическiй музей Кавказскаго учебнаго округа» въ Тифлисъ. О дальнъйшемъ прошу поставить меня въ извъстность.

г-н Рудольф»
Такому отношению к школьному туризму мы можем позавидовать и сейчас, спустя сотню лет.

Министерство Народного Просвещения царского правительства принимало и вводило общероссийские программы, например, к моменту окончания гимназии все гимназисты должны были посетить три великих российских города: Киев, Санкт-Петербург и Москву, т.е. шло создание ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ, краеведческой программы.



НИЧЕГО ПОДОБНОГО, К СОЖАЛЕНИЮ, В НАШИ ДНИ МЫ НЕ ИМЕЕМ.






ч. 1