Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук

ч. 1 ч. 2 ... ч. 6 ч. 7


ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

на правах рукописи



Манов Владимир Владимирович


ДИССЕРТАЦИЯ


на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений.

Специальность: 20.02.03.

Военное право. Военные проблемы международного права.
Научный руководитель:

Заслуженный юрист Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор

Старов Борис Федорович.


Научный консультант:

кандидат юридических наук, доцент

Пчелинцева Людмила Михайловна

Москва – 2000 г.



План диссертации:
Введение.

Глава 1.

Гражданские правоотношения и гражданская правоспособность воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации.

1.1. Понятие и содержание гражданского правоотношения с участием воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации.

1.2. Соотношение военно-административных и гражданско-правовых отношений при организации материального обеспечения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации.

1.3. Гражданская правоспособность воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации.



Глава 2.

Приоритетные направления участия воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации в гражданских правоотношениях.

2.1. Участие воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации в гражданских правоотношениях, возникающих из договоров и иных сделок.

2.2. Участие воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации в гражданских правоотношениях, возникающих в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

2.3. Участие воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации в обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда другому лицу.



Заключение.

Список использованной литературы.

Список нормативных актов.

Судебная и арбитражная практика.
ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования.

В условиях развития и широкого распространения всех видов имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений в Российской Федерации приобретают актуальность вопросы участия в них таких субъектов права, как воинские части Вооруженных Сил РФ (далее по тексту – «воинские части»), о пределах и формах такого участия.

Решение данных вопросов позволит более эффективно организовать взаимодействие воинских частей с другими участниками имущественного оборота при заключении и исполнении договоров, применении мер гражданско-правовой ответственности, а также при осуществлении воинскими частями хозяйственной деятельности.

Устранение существующих пробелов в законодательстве, определяющего гражданско-правовой статус воинской части как юридического лица, позволит стабилизировать иные виды правоотношений с ее участием: административные, трудовые, жилищные, финансовые и др.

Особую актуальность исследованию придает тот факт, что с 01.01.2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс РФ, определяющий особенности финансирования и ответственности бюджетных учреждений и, в частности, воинских частей. Продолжается разработка проектов части третьей Гражданского кодекса РФ, проектов федеральных законов «О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций», «О государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации», а также ряда других нормативных правовых актов (например, Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах РФ и др.).

Степень разработанности темы.

До середины 70-х годов правовой статус воинских частей Вооруженных Сил РФ как участников гражданских правоотношений и особенности их участия в этих отношениях не являлся объектом исследования ученых – юристов.

Первым фундаментальным научным исследованием по этой проблеме стала диссертация А.А. Беспалова на тему «Воинская часть как юридическое лицо». В дальнейшем эти вопросы исследовались в трудах В.Н. Лейбы, И.А. Нагорного, В.Е. Чеканова, М.Г. Загорского,

В.В. Лесового и ряда других военных юристов.

В последнее время на страницах юридических изданий развернулась дискуссия о гражданско-правовом статусе воинских частей и возможности их участия в отношениях, урегулированных гражданским законодательством.1

Вместе с тем, как показывает анализ этих публикаций, многие из высказываемых предложений о целесообразности лишения воинских частей, а также соединений и объединений Вооруженных Сил РФ, статуса юридического лица, не имеют по собой глубокого научного основания, не учитывают истории этого вопроса и сложившейся правоприменительной практики.

Несмотря на существенную актуальность данной темы, проблемы участия воинских частей в гражданских правоотношениях остаются недостаточно исследованными. В частности, не разработаны положения, регулирующие гражданско-правовой статус воинских частей, основания и порядок их гражданско-правовой ответственности. Не определен порядок государственной регистрации воинских частей как юридических лиц.

Изложенное выше определяет актуальность настоящего диссертационного исследования, направленного на разработку теоретических и практических вопросов участия воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации в гражданских правоотношениях, являющихся важным слагаемым развития военного права.

Недостаточно урегулированными остаются вопросы о правовом режиме имущества, образующегося в результате хозяйственной деятельности воинских частей, а также о порядке распоряжения таким имуществом.

Объектом исследования являются гражданские правоотношения с участием воинских частей Вооруженных Сил РФ на современном этапе их развития.

Предметом исследования являются совокупность правовых норм, регулирующих участие воинских частей Вооруженных Сил РФ в гражданско-правовых отношениях, а также правоприменительная практика в рассматриваемой сфере.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является комплексное исследование особенностей участия воинских частей в гражданских правоотношениях, определение пределов их гражданской правоспособности и оснований ответственности по гражданско-правовым обязательствам.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие и проанализировать содержание гражданского правоотношения с участием воинской части Вооруженных Сил РФ.

2. Проанализировать соотношение военно-административных и гражданско-правовых отношений при организации материального обеспечения воинских частей в современных условиях.

3. Исследовать гражданско-правовой статус воинской части и ее гражданскую правоспособность.

4. Выявить приоритетные направления участия воинской части в гражданских правоотношениях.

5. Выработать практические рекомендации, направленные на совершенствование гражданско-правового статуса воинской части и ее участия в гражданских правоотношениях.



Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность приемов и методов исследования социальных явлений и процессов, включающая исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, а также системный подход к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся понятия и сущности гражданского правоотношения в системе правоотношений с участием воинской части, особенностей и форм такого участия.

Эмпирическую базу исследования составляют доклады о состоянии правовой работы и деятельности подразделений юридических служб Вооруженных Сил РФ, статистические данные, материалы прокурорских проверок, уголовные и гражданские дела, другие данные, относящиеся к теме исследования за период 1996-1999 г.г. Управления делами Министерства обороны РФ, Главной военной прокуратуры, Военной Коллегии Верховного Суда РФ, военных прокуратур РВСН, МВО, СибВО, социологические исследования, проведенные автором.



Теоретической основой исследования стали труды ученых-юристов Х.М. Ахметшина, С.Н. Братуся, А.А. Беспалова,

А.В. Венедиктова, О.В. Дамаскина, И.Л. Жаданова, Г.И. Загорского, О.А. Красавчикова, А.С. Кобликова, Н.И. Краснова, Н.И. Кузнецова, И.Ф. Побежимова, Л.Л. Попова, П.И. Романова, Б.Ф. Старова,

В.Г. Стрекозова, Е.А. Суханова, А.А. Тер-Акопова, Р.О. Халфиной,

Г.Ф. Шершеневича и многих других.

В круг источников исследования вошли публикации отечественных и зарубежных авторов – специалистов в области гражданского, военного, административного, конституционного права, теории государства и права, философии права, социальной психологии, социологии и других наук, а также диссертационные исследования по анализируемым проблемам. В исследовании анализируется современное и ранее действовавшее российское, в том числе и военное законодательство, прокурорская и судебная практика, ряд проектов правовых актов. Подвергается анализу также современное зарубежное законодательство, регулирующее отдельные виды гражданских правоотношений и правовое положение их субъектов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые в российской юридической науке и, в частности в науке военного права, с учетом изменения гражданского и военного законодательства, правоприменительной практики в рассматриваемой сфере, анализа исторического опыта, исследован правовой статус воинской части как участника гражданских правоотношений. При этом выявлены приоритетные направления участия воинской части в таких отношениях, сформулированы предложения, направленные на совершенствование правового статуса воинской части и ее участия в гражданских правоотношениях.

Работа по ряду направлений доведена до уровня выводов и рекомендаций, пригодных для использования в ходе дальнейшего совершенствования военного законодательства.



Основные положения, выносимые на защиту:

1. Гражданские правоотношения с участием воинских частей Вооруженных Сил РФ играют значительную роль в организации материального обеспечения войск и сил флота. В условиях Вооруженных Сил, гражданские правоотношения являются тесно связанными с военно-административными отношениями и нередко имеют один и тот же объектт, но используют при этом различные методы правового регулирования.

2. Правоотношения, связанные с поставкой имущества, изъятого из гражданского оборота, в рамках оборонного заказа, возникают на основании государственных контрактов - административных договоров, которые заключаются и исполняются по правилам, предусмотренным гражданским законодательством. Эти правоотношения носят административный характер лишь в силу особого правового режима указанного имущества.

3. Типовая воинская часть (полк) Вооруженных Сил РФ является юридическим лицом – военным учреждением и обладает всеми основными признаками, предусмотренными законодателем для таких субъектов права. Для упорядочения гражданско-правового статуса воинских частей необходимо разработать типовое положение о данном виде юридических лиц, а также предусмотреть специальный порядок их государственной регистрации.

4. Для воинских частей, как военных учреждений, финансируемых в бюджетном порядке, имеющих ограниченную правоспособность, характерными являются не все виды гражданских правоотношений, а лишь те из них, которые непосредственно связаны с выполнением функций обороны. Такими являются гражданские правоотношения, возникающие из актов военно-административных органов (централизованное снабжение), из договоров и иных сделок, а также по иным законным основаниям и из деликтов.

5. Особый административно-правовой статус воинских частей и обусловленная им целевая гражданская правоспособность, определяют ограниченный характер имущественной ответственности воинских частей как бюджетных организаций, а также субсидиарный характер ответственности Министерства обороны по обязательствам воинских частей.

6. Гражданско-правовой статус воинских частей Вооруженных Сил РФ, являющихся субъектами гражданских правоотношений, недостаточно четко определен в современном законодательстве РФ и нормативных правовых актах Министерства обороны РФ, что затрудняет их участие в гражданских правоотношениях.

В связи с изложенным, компетентным органам, было бы целесообразно:

А) Ускорить принятие федерального закона «О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций» с соответствующими изменениями и дополнениями (см. Приложение №1).

Б) Разработать и зарегистрировать в Министерстве юстиции РФ Типовое положение о военном учреждении – воинская часть (см. Приложение № 2).

В) Привести в соответствие с требованиями гражданского законодательства Положения о Министерстве обороны РФ, Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, главных и центральных управлениях Министерства обороны РФ, а также Положение об управлении военного округа Вооруженных Сил РФ.

В названных нормативных правовых актах необходимо отразить все вопросы, предусмотренные в качестве обязательных для учредительных документов военных учреждений, финансируемых в бюджетном порядке.

Г) Изложить в новой редакции Положение о войсковом (корабельном хозяйстве) и Положение о финансовом хозяйстве, применительно ко всем видам военных организаций, ведущих самостоятельное войсковое хозяйство и осуществляющих финансово-экономическую деятельность с учетом положений Бюджетного и Гражданского кодексов РФ и предложений автора, сформулированных в тексте диссертации.

Д) Разработать инструкции о порядке заключения и исполнения договоров воинскими частями Вооруженных Сил РФ, где предусмотреть обязательное персональное участие должностных лиц подразделений юридической службы в этой работе.

Е) Внести изменения в редакцию статей Гражданского и Бюджетного кодексов РФ.

Эти предложения сформулированы автором в тексте диссертации.



Практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что теоретические положения и выводы, сформулированные на основании проведенного исследования, могут быть использованы в процессе дальнейшего развития теории военного права, совершенствования законодательства, регулирующего участие в гражданских правоотношениях таких субъектов права, как воинские части. Они также могут быть использованы при подготовке проектов нормативных правовых актов по аналогичным вопросам, применительно к иным федеральным органам исполнительной власти РФ, которые имеют в своем составе воинские формирования.

Содержащийся в работе материал может быть использован в процессе преподавания курса «Гражданское право», «Военная администрация», «Прокурорский надзор в Российской Федерации», «Правовая работа в Вооруженных Силах РФ», «Финансовое право», «Российское предпринимательское право» и ряда спецкурсов, посвященных правовому регулированию участия различных субъектов права в правоотношениях, урегулированных гражданским законодательством. Указанный материал также может быть использован в качестве пособия для адъюнктов, слушателей и курсантов Военного университета и иных лиц, интересующихся данной тематикой, а также практическими работниками органов военного управления, военной прокуратуры и судов.



Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре военной администрации, административного и финансового права Военного университета. Основные положения исследования выносились на обсуждение на ряде научных конференций и сборах военных юристов – ученых и практиков, а также были использованы при даче заключений по целому ряду уголовных и гражданских дел.

Полученные в ходе работы результаты были использованы в нормотворческой деятельности Министерства обороны и иных военных органов, в частности:

а) в ходе подготовки предложений Министерства обороны РФ к проекту федерального закона «О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций»;

б) в ходе разработки проектов Положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Положения о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации;

в) в ходе разработки Типового положения о военном учреждении – воинская часть;

г) при подготовке ряда других нормативных актов.

Некоторые результаты исследования были реализованы на практике в ходе подготовки и регистрации Устава Военного университета.

Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения и двух глав, включающих по три параграфа каждая. В процессе изложения материала и в конце каждого параграфа приводятся выводы и предложения.

Глава 1. Гражданские правоотношения и гражданская правоспособность воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации.

1.1. Понятие и содержание гражданского правоотношения с участием воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации.

Проблема определения понятия гражданского правоотношения, его роли и места в общей системе правоотношений долгое время привлекала к себе внимание ученых-юристов и широко освещалась в юридической литературе.

Дело в том, что в русской дореволюционной литературе правоотношение (или, как оно тогда называлось, юридическое отношение) рассматривалось как субъективное право, реализация которого обеспечивается посредством притязания к другому лицу. Так, Н.М. Коркунов определял правоотношение как бытовое отношение, регулируемое юридической нормой. Основным в правоотношении Коркунов Н.М. считал обязанность, рассматривая правоотношение как отношение двух субъектов, связанных друг с другом взаимными правами и обязанностями. 1

Ф.В. Тарановский, Г.Ф. Шершеневич, Л.И. Петражицкий также считали юридические отношения связью между двумя лицами, между которыми устанавливаются взаимная обязанность и притязание.2 В соответствии со структурой правоотношения, подвергались анализу основные элементы правового регулирования: субъекты права, объекты, основания возникновения прав и обязанностей. Понятие правоотношения служило главным образом для анализа реализации субъективного права в конкретных отношениях.

Таким образом, теория правоотношения в русской дореволюционной науке не раскрывала характера связи права с регулируемыми им общественными отношениями, не служила научному анализу политического и социального значения права, но имела известную юридико-техническую ценность, помогая анализу механизма правового регулирования.

При советской власти правовая наука складывалась и развивалась на основе ленинских идей как новая наука о праве в социалистическом обществе. 1

Поскольку вопросы эффективности законодательства и его реализации были неразрывно связаны с марксиско-ленинскими положениями о сущности государства и права, о единстве политики и права, проблема правоотношения, т.е. конкретной реализации нормы в общественном отношении, выдвинулась в число приоритетных.

Наиболее полно разработка этой проблемы нашла отражение в трудах П.И. Стучки и Е.Б. Пашуканиса.

В своей конструкции Е.Б. Пашуканис придавал правоотношению самодовлеющее значение и рассматривал его как элемент системы общественных отношений, игнорируя, однако, его связь с нормой. 2

П. И. Стучка пытался определять право как систему общественных отношений, хотя сам не был удовлетворен таким определением. 3

«Рациональным зерном» рассматриваемой теории, широко распространенной в 20-30-х годах, было то, что правоотношение представлялось в единстве материального содержания и правовой формы. Как первичная клеточка правоотношение выступало целостным элементом общественной жизни.

Эти положения, раскрывающие один из важнейших аспектов связи права с регулируемыми общественными отношениями, оказали серьезное влияние на формирование теории правоотношения и были в дальнейшем развиты в работах советских юристов.

Однако существенным недостатком рассматриваемой теории было отсутствие исследования правоотношения как элемента не только системы общественной жизни, но и системы правового регулирования.

Поэтому анализ правоотношений с таких позиций не мог всесторонне раскрыть взаимосвязей права с другими общественными отношениями, и основных закономерностей его развития.

Указанные недостатки теории правоотношения были в дальнейшем преодолены, и в советской правовой науке правоотношение исследовалось в соотношении с нормой права: как реализация нормы, как результат правового регулирования или звено в системе правового регулирования.

В конечном итоге, правоотношение было определено как общественные отношения, урегулированные нормой права.1

Начиная с 70-х годов 20 века, в философской литературе стали привлекать внимание проблемы формирования и развития научных понятий с использованием системного подхода как универсального инструмента познавательной деятельности.2

Именно этот подход был успешно применен учеными юристами для детального изучения правоотношения как целостной системы, обладающей достаточно обширным категориальным аппаратом, основными в котором являются понятия системы, элемента, состава, структуры, функции, функционирования, цели.3

В работах Р.О. Халфиной была предложена точка зрения на правоотношение как индивидуальную модель поведения субъектов права. Правоотношение исследовалось как урегулированное нормой права реальное общественное отношение «в единстве его формы и содержания. При этом форма реального общественного отношения рассматривается не как внешняя оболочка, а как структура, модель поведения, пронизывающая данное общественное отношение. Реальное поведение соотносится с моделью, сформированной в соответствии с нормой права». 1

Анализируя правоотношение как единство материального содержания и правовой формы, Р.О. Халфина различает следующие связи элементов правоотношения: а) связь прав и обязанностей, как той модели, которая должна определять реальное поведение; б) реальная связь участников правоотношений, которая должна соответствовать модели; в) связь реального поведения и модели, которая находит свое выражение в осуществлении прав и выполнении обязанностей. 2

В настоящем исследовании не ставиться задача скрупулезного анализа категорий составляющих системный подход. Отметим лишь тот факт, что системный подход раскрывает понятие правоотношения, его роль и место в системе правового воздействия на общественные отношения с позиций единства системы “общество-государство-право”. В этой системе право выступает как средство отражения закономерностей общественного развития в деятельности государства и активного воздействия государства на развитие общества.

Это воздействие обусловлено не только бурным научно-техническим и социальным прогрессом, но и возрастающими, в связи с этим, угрозами безопасности человека и общества: появляются все новые и новые объекты и виды научной и практической деятельности, необходимые обществу, но вместе с тем, обладающие повышенными вредоносными свойствами. 3

Особенно актуальна данная тенденция в условиях Вооруженных Сил РФ, которые предназначены для ведения боевых действий и выполнения иных функций обороны с использованием различных видов вооружений и боевой техники. Эта деятельность, несомненно, является источником повышенной опасности, т.к. она не только несет угрозу «жизненно важным»1 интересам человека, но и, при определенных условиях, угрожает существованию всей человеческой цивилизации.

Опасность этой угрозы существует и в условиях мирного времени, при уничтожении (утилизации) химических и ядерных боеприпасов, при ведении боевых действий (установлении конституционного порядка) на территории Чечни, а также при проведении войсковых тактических учений войск и сил флота. 2

Экономический прогресс, обусловливает появление новых отраслей права и «смешанных» правовых институтов, без четких отраслевых признаков.

В современной законотворческой и судебной практике нередко возникают вопросы о разграничении гражданских и административных правоотношений, о возможности применении гражданско-правовых норм в налоговых, расчетных, трудовых, и других правоотношениях. 3

Следует отметить, что в каждой из отраслей права предпринимались и предпринимаются попытки определить специфику правоотношений, обусловленную предметом и методом правового регулирования данной области общественных отношений. 1

Определяя основные черты и структурные особенности конкретных видов правоотношений, некоторые авторы (в частности О.С. Иоффе) удачно применяли сравнительный метод исследования, сопоставляя, например, характерные признаки и принципы построения отношений гражданского и административного права для того чтобы затем произвести разграничение между тесно соприкасающимися и в то же время отличающимися друг от друга отраслями права.

В настоящей работе автор попытается исследовать гражданские правоотношения с участием воинских частей, используя как сравнительный метод исследования, так и применяя системный подход.

Прежде, чем перейти к исследованию гражданских правоотношений с участием воинской части, необходимо определить, что мы понимаем под термином «воинская часть».

Под воинской частью понимается организационно-самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. 2

Указанное определение, по мнению автора, необходимо дополнить с учетом положений ст. 11 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 года, которая предусматривает, что воинские части могут входить в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ, и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

В Вооруженных Силах РФ к воинским частям относятся все полки, корабли 1,2, и 3 рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), не входящие в состав батальонов и полков.

Воинской части устанавливается действительное наименование (номер, штатное название, присвоенное почетное наименование, название полученных государственных наград) и условное наименование. 1

При сформировании воинской части, ей вручается Боевое Знамя от имени Президента Российской Федерации. 2

В настоящей работе автор проведет анализ гражданской правоспособности отдельной воинской части, типовым представителем которой является полк.

Именно полк как самостоятельная единица в административном, хозяйственном и организационном отношении, «свойственная всем видам оружия», неоднократно упоминается в дореволюционных исследованиях и монографиях военных ученых. 3

Автор считает целесообразным разграничить понятия «воинская часть» и «войсковая часть».

Войсковая часть – условное цифровое наименование воинской части (корабля), соединения и учреждения Вооруженных Сил РФ, которое применяется во взаимоотношениях воинских частей между собой, с гражданскими ведомствами, отдельными гражданами, а также при пересылке корреспонденции и грузов. Для подразделений, входящих в состав частей, соединений, к условным наименованиям последних добавляются буквы русского алфавита (например «в/ч 11775-А»).1

Многие авторы в своих исследованиях пытаются сравнить две категории: воинская часть и войсковая часть, отмечая при этом, что категория войсковая часть является более широкой.2

Хотелось бы отметить, что, по мнению автора, здесь имеет место гносеологическая ошибка, ибо данные категории являются категориями разного порядка и, следовательно, не совместимыми. Можно допустить лишь условное сравнение этих понятий с точки зрения объема.

Нашего внимания заслуживает и относительно новый термин, встречающийся в исследованиях некоторых военных юристов - «военная организация».

Под этим термином авторы обычно понимают органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, предприятия, учреждения, военные образовательные учреждения профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации. 3

Этот термин имеет право на сосуществование хотя бы потому, что является категорией одного порядка с категорией «воинская часть», но охватывает более широкий круг субъектов, включая органы военного управления.

В связи с тем, что не все организации в обязательном порядке обладают признаками юридического лица, а понятие орган военного управления является довольно широким (может быть единоличным или коллегиальным), приведенный перечень организаций необходимо расширить.

В частности, следует добавить главные и центральные органы военного управления, органы военного управления объединений и соединений, военные комиссариаты, лечебные учреждения, учреждения культуры, отдыха и спорта, а также другие структурные подразделения Вооруженных Сил РФ, имеющие собственное наименование и печать, но не обладающие статусом юридического лица. К последним, по мнению автора, можно отнести довольствующие службы военных округов, флотов, армий, флотилий, военные поликлиники, отдельные роты, склады материального снабжения управлений начальников работ, топографические отряды, управления вспомогательных плавсредств и т.п.

В нормативных актах, издаваемых органами военного управления нередко можно встретить расширительное понимание термина «воинская часть». К воинским частям, в частности, относят соединения, воинские части, корабли, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации Министерства обороны Российской Федерации. 1

В Положении о войсковом (корабельном) хозяйстве 2 под «воинскими частями понимаются воинские части, входящие в состав соединений, отдельные корабли, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации Вооруженных Сил, ведущие свое хозяйство на правах отдельной воинской части. Положение о финансовом хозяйстве 3 добавляет к вышеизложенному перечню штабы.

Положение о порядке обеспечения Вооруженных Сил РФ автомобильной техникой (ст.4) под воинскими частями понимает органы военного управления, воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации Министерства обороны РФ. 1

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» (ст. 2) наиболее широко трактует понятие «воинские части», включая в него органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых в соответствии с законодательством РФ военнослужащие проходят военную службу. 2

По мнению автора в указанных случаях было бы целесообразным применить термин «военная организация» и не расширять искусственно понятие «воинская часть».

Воинская часть как субъект права выступает в различных видах правоотношений. При этом приоритетными являются военно-административные отношения, урегулированные нормами военного законодательства, под которым принято понимать совокупность правовых норм, регламентирующих жизнедеятельность Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, права и свободы, обязанности и ответственность военнослужащих. 3

Нормы военного законодательства не только определяют правовое положение воинских частей, порядок их создания, ликвидации и материально-технического обеспечения, но и устанавливают некоторые особенности участия воинских частей в иных видах правоотношений, включая гражданские.

Эти нормы содержаться не только в Федеральных законах РФ, Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, но и в подзаконных актах, издаваемых Министром обороны РФ и иными воинскими должностными лицами в пределах своей компетенции.1

Вместе с тем, воинские части достаточно часто являются субъектами иных, не только воинских, правоотношений.

Отношения, возникающие между воинскими частями, как работодателями, и гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ, как работниками (прием на работу и увольнение с работы, заключение коллективных договоров, порядок применения поощрений и наказаний к гражданскому персоналу и другие), регулируются нормами трудового законодательства РФ и являются трудовыми. 2

Отношения по реализации жилищных прав военнослужащих и гражданского персонала воинской части (учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядок предоставления жилых помещений, находящихся на балансе воинской части, заключение договоров социального найма и договоров поднайма и т.п.) регулируются жилищным законодательством РФ. 3

При участии воинских частей в проведении войсковых учений, утилизации боеприпасов, осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, возникают правоотношения, урегулированные нормами природоохранительного (экологического) права. 1

Отношения по поводу земельных участков, находящихся у военных организаций на праве оперативного управления и используемых для размещения объектов и сооружений (казармы, полигоны и т.п.), а также для нужд подсобного хозяйства, регулируются нормами земельного права. 2

Нередко воинские части вступают в гражданско-процессуальные отношения в качестве истца или ответчика по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции (ст. 25 ГПК РСФСР).

Это, как правило, споры, возникающие из гражданских, трудовых, административных и иных правоотношений, если одной из сторон является гражданин и разрешение таких споров не отнесено к законом к ведению административных или иных органов.

При разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений с участием воинских частей, последние могут быть субъектами арбитражно-процессуальных отношений (ст. 22 АПК РФ). Для защиты прав и интересов военных организаций при разрешении экономических споров между ними в Министерстве обороны РФ создан постоянно действующий Третейский суд. 1

Такой порядок судебного рассмотрения экономических споров допускается ст. 23 АПК РФ.

Правоотношения по поводу бюджетного и внебюджетного финансирования воинских частей, принципы бухгалтерской и налоговой отчетности, полномочия воинских должностных лиц по распоряжению финансовыми средствами определяются финансовым законодательством РФ. 2

Правила открытия счетов в банковских учреждениях, а также порядок осуществления наличных и безналичных расчетов с участием воинских частей определены нормами банковского права. 3

При перемещении через таможенную границу Российской Федерации имущества воинской части, дислоцированной вне пределов России, на основании международных договоров, могут возникнуть таможенные правоотношения. 4

Участие воинских частей в имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношениях (а в некоторых случаях и не связанных с ними), 5 регулируется нормами гражданского законодательства. Гражданские правоотношения, субъектами которых выступают воинские части Вооруженных Сил РФ, достаточно широки по объему и уступают лишь военно-административным отношениям.

Отношения в сфере торгового оборота с участием воинских частей регулируются нормами коммерческого права, являющегося подотраслью гражданского права.

Необходимо отметить, что российскому гражданскому (частному) праву, в отличие от частного права ФРГ, Франции, Англии, Швейцарии и некоторых других государств, не присущ дуализм, т.е. деление на общегражданское и коммерческое право.1

Правоотношения в сфере торгового оборота России, в силу особенностей исторического развития и традиций, урегулированы нормами гражданского права и, по мнению большинства ученых- цивилистов, создание специального торгового кодекса или уложения выглядит нецелесообразным.2

Аналогичный подход, по мнению автора, применим и к правоотношениям, возникающим в области предпринимательства 3, страхования и банковской деятельности. Выделение этих правоотношений из числа гражданских допустимо в целях специального анализа или для удобства изучения и отчетности в ходе учебного процесса.

Анализируя отношения с участием воинских частей, регулируемые административным, жилищным, земельным, банковским, финансовым, гражданским и другими отраслями права не трудно установить их сходство. Кроме того, нередко источники отрасли права содержат правовые нормы, регулирующие отношения, составляющие предмет воздействия иных отраслей права. Так, в источниках земельного, экологического, трудового и даже гражданского права довольно часто содержаться нормы, регулирующие административно-правовые отношения. Некоторые источники права не имеют четко выраженной отраслевой принадлежности или являются комплексными, например Закон РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики». 1

В таких случаях для определения характера конкретного правоотношения недостаточно установить правовые нормы, регулирующие его. Необходимо проанализировать элементы (внутреннюю структуру) этого правоотношения и таким путем установить его отраслевую принадлежность.

Некоторые авторы, в частности Воронов А.Ф., высказывают заслуживающую внимания точку зрения о том, что разграничение отраслей материального права следует производить не по предмету воздействия, а по характеру правовых норм, преобладающих в источниках этих отраслей права, методу регулирования и субъектному составу правоотношений.

По этому основанию выделяется только три группы правоотношений: гражданские, административные и уголовные. 2

Автор настоящей работы не ставит целью детальный анализ всех составляющих системы воинских правоотношений и определение места этих составляющих в правовой системе России, т.к. уделяет основное внимание характеристике гражданских правоотношений.

Вместе с тем, автор поддерживает точку зрения своего коллеги доцента Воронова А.Ф. в части необходимости более широкого распространения гражданско-правового метода регулирования на семейные, трудовые, банковские и жилищные отношения. Такой подход, в частности, характерен для государств с англосаксонской системой права. 1

Автор также считает, что есть достаточные основания для объединения гражданского и арбитражного процессуального права в единую отрасль процессуального права, т.к. эти отрасли имеют единые принципы и правила судопроизводства.

В системе правоотношений с участием воинских частей, гражданские правоотношения имеют как общие черты и признаки, характерные для всех видов правоотношений, так и специфические, присущие только им особенности.

Во-первых, субъекты гражданских правоотношений обособлены друг от друга, как в имущественном, так и в организационном плане, в силу чего они самостоятельны, независимы друг от друга.

Во-вторых, гражданские правоотношения формируются как правоотношения между равноправными субъектами, как правоотношения особенного структурного типа, в которых обязанность корреспондирует субъективному праву как притязанию, а не как велению.

При всей полярности субъективных прав и обязанностей в гражданских правоотношениях обязанный субъект во всех случаях находится в равном положении с управомоченным субъектом, т.е. в отношениях координации, а не субординации как это имеет место в военно-административных отношениях.

В-третьих, самостоятельность участников общественных отношений, подпадающих под гражданско-правовое регулирование.

Основными юридическими фактами, порождающими, изменяющими и прекращающими гражданские правоотношения, являются, основанные на принципе диспозитивности, акты свободного волеизъявления субъектов – сделки.

В-четвертых, преобладание имущественных мер защиты субъективных гражданских прав и мер ответственности за неисполнение обязательств.

На основании выше изложенного, гражданское правоотношение с участием воинской части можно определить как юридическую связь между воинской частью и иными субъектами, имущественных и личных неимущественных отношений, выражающуюся в наличии у сторон субъективных прав и обязанностей, обеспеченных государственно-принудительными мерами имущественного характера.

Это определение основано на концепции, выдвинутой О.С. Иоффе и поддержанной законодателем, об определении гражданско-правового метода регулирования как основного индивидуализирующего признака гражданских правоотношений. 1 Ибо если бы методы регулирования различных правовых отраслей, в частности, методы регулирования гражданского и административного права, ничем не отличались друг от друга, то отпала бы необходимость в самостоятельном существовании обеих отраслей права.

Не случайно первые три признака, характеризующие гражданские правоотношения с участием воинских частей, относятся к гражданско-правовому методу регулирования, основанному на равенстве участников отношений.

Соответственно в Гражданском кодексе РФ (п.3 ст.2) предусмотрено, что гражданское законодательство не применяется к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, а также к любым другим имущественным отношениям, построенным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

Автор настоящей работы, основываясь на исследованных выше признаках, предлагает собственное схематическое видение гражданских правоотношений с участием воинских частей с точки зрения системного подхода (см. Приложение № 3).

Для полной характеристики гражданского правоотношения с участием воинской части Вооруженных Сил РФ автор считает необходимым:

а) установить основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения;

б) определить его субъектный состав;

в) выявить содержание правоотношения и структуру данного содержания;

г) показать, что является его объектом.

Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения в теории права принято называть юридическими фактами.

Наука гражданского права сдержит несколько оснований классификации юридических фактов - жизненных обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.

По виду порождаемых последствий их можно разделить на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

С правообразующим фактом нормы связывают возникновение прав и обязанностей. Так, постройка воинской частью сооружения, выполненная хозяйственным способом, является фактом, который порождает определенные права и обязанности не только для военной организации, но и для остальных субъектов правоотношений (ст.ст. 296, 299 ГК РФ).

Правоизменяющие факты в чем либо модифицируют гражданское правоотношение. В качестве примера можно назвать изменение субъектного состава правоотношения путем уступки права требования или перевода долга (ст. 382, 391 ГК РФ).

К правопрекращающим относятся такие факты, как исполнение долга воинской частью по обязательству, возникающему, например, из договора или в результате причинения имущественного либо неимущественного вреда (ст. 1064 ГК РФ) другим лицам. Например, решением Перовского межмуниципального народного суда г. Москвы от 24 сентября 1999 года в связи с дорожно-транспортным происшествием с участием автомобиля ГАЗ 31029, номерной знак 0015 НА 15, принадлежащего войсковой части 20402, установлена сумма ущерба 20847 (двадцать тысяч восемьсот сосрок семь рублей). Сумма ущерба была взыскана с войсковой части 20402 в пользу истца. Тем самым прекратилось правоотношение, возникшее в результате причинения вреда между воинской частью и лицом, которому был причинен вред. В свою очередь, на основании судебного решения, у воинской части появилось право возмещения всей суммы причиненного ущерба (в порядке регресса), а также судебных расходов с военнослужащего Панкратова А.В., который управлял автомобилем в момент причинения вреда. В приведенном примере судебное решение и взыскание суммы ущерба послужили не только основанием прекращения правоотношений между воинской частью и лицом, которому был причинен вред, но и основанием возникновения нового правоотношения между воинской частью и непосредственным причинителем вреда – военнослужащим Панкратовым А.В.1

Иные виды классификации юридических фактов с участием воинских частей основаны на конкретных специфических признаках.

Исходя из характера (волевой или неволевой), юридические факты можно разделить на события и действия.

К событиям относятся такие обстоятельства, как рождение, смерть, стихийные бедствия, истечение времени и др. Эти естественные природные явления протекают помимо воли человека.

Так, например, смерть физического лица, являвшегося кредитором или должником воинской части по обязательствам связанным с личным участием гражданина, при определенных условиях, прекращает соответствующие встречные обязательства со стороны воинской части (ст. 418 ГК РФ).

Все юридические действия с участием воинских частей объединяет их волевой характер. Однако они неоднородны, поэтому в науке проводиться их дальнейшая классификация на правомерные и неправомерные. 1

Правомерными, т.е. совершаемыми в соответствии с законом, является абсолютное большинство юридических действий. К ним относятся юридические акты: гражданско-правовые договоры (сделки), заключаемые воинскими частями, акты органов военного управления о передаче военного имущества воинским частям и иные акты, имеющие гражданско-правовое значение

Правомерными признаются и юридические поступки, вызывающие гражданские права и обязанности в силу достижения определенного практического результата: деятельность творческих коллективов клубов воинских частей, изобретательская и рационализаторская работа в части.

К неправомерным относятся действия, совершение которых не дозволено законом. Такие действия также являются юридическим фактом, если закон связывает с ними возникновение гражданских прав и обязанностей. В соответствии со ст. 8 ГК РФ к неправомерным действиям относятся причинение вреда другому лицу и неосновательное обогащение.

Применительно к воинским частям, неосновательное обогащение как основание возникновения гражданских прав и обязанностей, не встречается на практике. Это связано с особенностями централизованного сметного порядка финансирования и имущественного обеспечения военных организаций, когда отсутствует реальная возможность неосновательного получения материальных благ.

В условиях вооруженных сил, гражданские правоотношения по этому основанию могут возникнуть с участием государственных унитарных предприятий Министерства обороны РФ, являющихся субъектами предпринимательской деятельности.

Неправомерные действия военнослужащих и лиц гражданского персонала воинской части, которыми причинен материальный или моральный вред, могут являться основаниями возникновения обязательств для воинской части.

В качестве примера можно привести приговор военного трибунала Южно- Сахалинского гарнизона, в соответствии с которым военнослужащий Щипачев был признан виновным в том, что самовольно выехал с территории воинской части на закрепленном за ним гусеничном тягаче и, грубо нарушив правила дорожного движения, заехал на тротуар и причинил смертельные повреждения трем гражданам. Одновременно в судебном заседании были рассмотрены и удовлетворены гражданские иски к воинской части о возмещении вреда со стороны членов семей погибших.1

Следующим очень важным элементом гражданского правоотношения с участием воинской части является субъектный состав – представляющий собой совокупность лиц, участвующих в данном правоотношении.

Субъектами гражданских правоотношений с участием воинских частей вооруженных Сил РФ могут являться:

1. Физические лица.

В качестве примера могут выступать военнослужащие и гражданский персонал вооруженных сил, приобретающие у воинских частей за плату, в строго установленных случаях, определенное имущество или продукцию подсобного хозяйства. Индивидуальные предприниматели, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство (ст. 23, 257 ГК РФ), и вступающие в гражданско-правовые отношения с воинскими частями (продажа продовольствия, обмен сельхозпродукцией и т.п.), также являются субъектами гражданских правоотношений с участием воинской части. Физическое лицо будет признано субъектом правоотношений, возникающим вследствие причинения вреда, когда одной из сторон выступает воинская часть.



2. Юридические лица.

Необходимо учитывать, что юридические лица представляют собой искусственно созданные физическими лицами, муниципальными образованиями, государством и его субъектами обособленные организационно-правовые и экономические конструкции для реализации экономических, политических, социальных, управленческих и иных целей.

Воинская часть, являющаяся предметом нашего исследования, относится именно к указанной категории субъектов гражданских правоотношений. Она наделяется федеральным имуществом и предназначена для выполнения функций обороны государства. Вместе с тем, юридические лица, как искусственные образования, не могут непосредственно принимать на себя гражданские обязанности и приобретать гражданские права. Они делают это посредством своих органов, которые состоят из лиц физических. Именно физическое лицо, в силу закона или учредительных документов, представляет в имущественном обороте интересы юридического лица и тем самым выступает как юридическое лицо, но не как физическое. Например, командир воинской части, заключая договор на поставку имущества для нужд воинской части, выступает не как лицо физическое, являющееся самостоятельным субъектом гражданских правоотношений, а как представитель (орган управления) лица юридического (ст. 53 ГК РФ).


ч. 1 ч. 2 ... ч. 6 ч. 7