Егорова Н. В., Золотарева И. В

ч. 1 ... ч. 14 ч. 15 ч. 16 ч. 17 ч. 18

поэта ХIX или ХХ в.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания
II. Слово учителя

Браться на выпускном экзамене за тему, связанную с истолкованием стихотворения, рекомендуем только ученикам, имеющим положительный опыт такой работы. Главное в такого рода сочинении не сбиться на перечисление художественных приемов — тропов, фигур речи, формальных признаков поэтического текста. Стихотворение должно быть интерпретировано по-своему, обратим внимание, что в скобках после темы указан ключ к анализу: восприятие, истолкование, оценка. Обращаем учеников к конспектам уроков, на которых рассматривались поэтические произведения. Напомним, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, с разделением строк значком «/»), таки в столбик (посредине страницы, без кавычек). Предостережем от перегрузки сочинения стихотворными цитатами. Напомним о возможности и желательности сопоставлений при анализе поэтического текста (место произведения в контексте эпохи, в контексте творчества автора, в наше время, личное восприятие).

Основное, на что следует обратить внимание при написании сочинения по лирическому произведению, — это формулировка темы. Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит, увидев знакомое название, просто излагать в своем сочинении все, что вы знаете об этом стихотворении. Без полного понимания того, что именно предлагается сделать с данным произведением, хорошего сочинения с грамотным анализом стихотворения не получится. Поэтому первое, что нужно сделать, приступая к разбору стихотворения — это попытаться понять и осмыслить то, о чем в нем говорится. Так же немаловажно разобраться в том, какова его форма, что потребует достаточно серьезного исследования содержательной стороны сочинения. Чтобы понять проблему работы вы можете действовать по следующим пунктам:

— «просто» проанализировать стихотворение;

— сопоставить его с каким либо другим стихотворением (этого или другого автора);

— проследить определенную идею или образ в лирике или творчестве автора;

— объяснить роль каких-либо поэтических средств (тропов в стихотворении).

Основная трудность состоит в том, что для сочинения на такую тему нельзя предложить типового плана. Как правило, для последовательного рассуждения выделяют следующие элементы:

— время и место создания произведения, история написания, связь с остальным творчеством автора;

— предмет изображения (тема) стихотворения, жанр и его особенности, главная мысль (идея) произведения;

— образы произведения и средства (тропы) их создания;

— композиция стихотворения.

Последовательность изложения перечисленных элементов может изменяться в зависимости от самого произведения. Если в своем сочинении вы сопоставляете два стихотворения, то на первый план вы должны вынести общие черты и черты различия, разные подходы к одной общей идее (например, тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)

Всегда нужно помнить, что сочинение я творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.


III. Разбор и обсуждение сочинения-анализа по лирическому произведения

Учитель приводит пример сочинения по одному из лирических произведений и обсуждает его вместе с учащимися по приведенным выше пунктам.


Дополнительный материал для учителя

Сочинение-анализ стихотворения А. С. Пушкина «Пророк»

В жизни каждого человека наступает момент, когда он вдруг начинает задумываться о цели и смысле жизни, о проблемах соотношения личности и бытия, о своем месте в мире людей, и каждый, наверное, испытал мучительную боль, не находя ясных ответов на поставленные вопросы.

Во все времена проблемы бытия особенно волновали передовых представителей человеческого общества, в том числе и художников слова — поэтов и писателей.

Но ни в одной литературе мира «проклятые вопросы», как назвал их Достоевский, не стояли так остро, как в русской. По словам Евтушенко, во все времена «поэт в России больше, чем поэт».

И конечно же, эти вопросы не могли не волновать гениального поэта Пушкина, явившегося «началом всех начал» в русской классической литературе.

«Пророк» — стихотворение о поэте и поэзии, о назначении поэзии. Все слова стихотворения в «Пророке» имеют существенный момент: это библейская символика и славянизмы.

Почему? Да потому, что слишком высоко было представление А. С. Пушкина о творческом даре и миссии поэта. И эта высота требовала сравнений с образами самыми возвышенными: Бог, пророк, серафим.

Эти слова торжественны и величавы. Прочитывая их, человек настраивается на определенный лад, на определенную атмосферу. И атмосфера эта «самого высокого напряжения».

Нужно упомянуть, что стихотворение было написано в 1826 году, когда уже свершилась казнь над друзьями поэта — декабристами и когда передовые люди России оказались в пустыне отчаяния, на перепутье веры в возможность демократических перемен. Тяжелую безысходность положения ощущает лирический герой стихотворения. С появлением шестикрылого серафима начинается духовное перерождение человека:
Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,—

И их наполнил шум и звон...
Люди отвергают сверхзоркость и суперслух. Им открывается весь мир во всем его многообразии форм и звуков. Человек получает качества древнего и величественного мира природы:
...Зоркость орлицы и мудрость змеи.
Более того, серафим избавляет заблудившегося в пустыне неверия человека от его греховной сути:
…И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый…


Очень важно, что очищение, освобождение от греха сопряжено с адскими муками, состраданиями. Ибо только страдание может привести к духовному воскрешению:
И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал...
Чтобы стать пророком, чтобы познать истину, нужно отрешиться, отстраниться от мук сердечного трепета, от страха, от всего того, что так присуще слабому духом человеку.

Наконец, лирический герой получает все необходимые качества пророка, но остается в бездействии, «как труп». В чем же причина? Разгадка проста. Ему не хватает главного — цели, которую знает только Всевышний.

Тема стихотворения поэт и поэзия — подразумевает проблему: в чем заключается предназначение поэта и поэзии? Расшифровав поэтическую аллегорию, можно прийти к выводу, что истинный поэт — это человек, наделенный возможностью проникать в загадочные глубины окружающего мира. Глазам его открыта тайна бытия, слух его необычайно чуток, язык его лишен лжи, а цель его определена самим Богом:
...Глаголом жги сердца людей.
Поэт призван своим вещим, пророческим словом будить сердца людей к добру и благородным порывам. Таково высокое гуманистическое призвание поэта и такова главная идея стихотворения «Пророк». А. С. Пушкин мастерски воплощает свою идею в лаконичных и выразительных строках. Стихотворение написано ямбом, что придает ему чеканное и мужественное звучание.

Большую роль здесь играет употребление старославянизмов (перстами, зеницы, уста, виждь, внемли). Архаичная лексика придает стихотворению особую торжественность и силу.

Не случайны и частые повторы (половина строк стихотворения начинается с союза «и»). Повторение нагнетает напряжение, связанное с муками перерождения человека и пророка.

И наконец, особую яркость происходящему придают неповторимые эпитеты: (перстами) легкими, вещие (зеницы), (язык) празднословный и лукавый, (жало) мудрыя, (уста) замерзшие, (сердце) трепетное. Каждый из этих эпитетов несет определенную эмоциональную нагрузку: легкими — легкое прикосновение, мягкое, осторожное; вещий — предвидящий будущее, пророческий; празднословный и лукавый — коварный, хитрый; мудрыя (мудрый) — обладающий большим умом, основанный на знании, опыте; трепетное — взволнованное.

Единство своеобразной идеи с оригинальным языковым средством, выражающим эту идею, и создает то потрясающее впечатление, которое производит на читателя стихотворение «Пророк».

«Глаголом жги сердца людей» — это как завет, исполненный поэтом. Наверное, поэтому поэзия А. С. Пушкина точно озарена светом вечности и мотивом жертвенности. Но принесенная жертва не напрасна. Энергия находит выход в повелительном «жги» последней строки. И пушкинские стихи жгут.

Поэт выделяется из общей массы. Он выше ее. Поэт-избранник, но это избранничество покупается муками творчества, благодаря которым поэт становится пророком. Эта мысль развивается в стихотворении «Пророк», посвященном теме поэта и поэзии. Особенно сильно звучит мотив избранничества.

В стихотворении говорится о свойствах, которыми должен обладать поэт в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнить свою миссию.

В этом стихотворении Пушкин обращается к библейской мифологии: вместо поэта — пророк, вместо Аполлона — еврейский бог, вместо Музы — серафим. Будущий поэт томится «духовной жаждою» «в пустыне мрачной» — в косном, бездуховном человеческом обществе, Посланник Бога — серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта-пророка. У человека открываются глаза:
Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.


Теперь он видит то, что не может видеть обыкновенный человек, слышит пол веку вместо языка «жало мудрыя змеи», вместо трепетного сердца «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул». Но этого преобразования недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом («Как труп в пустыне я лежал»), нужна еще высокая цель, высокая идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так чутко видит и слышит. Эта цель образно обозначена как «Бога глас, взывающий к пророку, как воля Бога, наполняющая его душу и повелевающая ему жечь сердца людей своим поэтическим словом — глаголом, показывая подлинную правду жизни:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли...»
Рецензия. В сочинении-анализе стихотворения «Пророк» А. С. Пушкина уделено особое внимание высокому представлению поэта о творческом даре и миссии поэта. Отсюда — пророк, отсюда — суровость интонации, торжественность и сила старославянизмов.

В сочинении подчеркнуто, что торжественность и суровость тона автора стихотворения связаны с главным предназначением поэзии и поэта — служением людям. Сочинение написано языком, соответствующим приподнятости интонации стихотворения «Пророк».




Урок 74 (135).

Подготовка к сочинению по темам, связанным с философской,

нравственной, социальной проблематикой русской литературы

ХIX-XX вв. (произведение художественной литературы

выбирает учащийся) и к сочинению по темам,

сформулированным в виде проблемного вопроса или

высказывания о произведении
Ход урока

I. Слово учителя

Последней темой в каждом блоке всегда была тема свободная. Однако теперь необходимо порассуждать на предлагаемую тему, опираясь на одно или несколько произведений русской литературы. Темы сочинений под № 5 предполагают выбор учащимся произведения художественной литературы. Важно выбрать произведение, в тексте которого вы хорошо ориентируетесь. В зависимости от темы можно взять как произведение большой формы (повесть, роман), так и остановиться на произведении малой формы (рассказ, стихотворение, эссе, поэма). С небольшими по объему произведениями удобно работать на экзамене. Текс произведений даются через час после начала экзамена, и сориентироваться в тексте рассказа или поэмы легче, чем в тексте большого романа. Вполне можно восстановить забытые детали, пересмотрен текст прямо на экзамене. Что касается конкретных рекомендаций к написанию сочинений по таким темам, они, по существу, уже даны на предыдущих уроках. Подчеркнем лишь, что ни в коем случае не требуется пересказ, что в самой теме заложен основной вопрос сочинения и нам остается дать логичный, последовательный ответ на этот вопрос.

Обсудим в классе возможные подходы к сочинениям подобного рода на конкретных примерах.

Например, тема 5 из блока 2 («Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир...» (И. С. Никитин) вовсе не предполагает обращение обязательно к творчеству И. С. Никитина. Предложенная цитата может быть ключевой в сочинении по пейзажной лирике Пушкина, Фета, Тютчева; по «Запискам охотника» Тургенева, по произведениям Паустовского, Пришвина. Можно трактовать эту тему шире: речь может идти о тургеневских «Отцах и детях» (путь Базарова от отношения к природе как к мастерской до понимания «живого языка природы»); о романе Толстого «Война и мир» («живой язык природы», доступный Наташе Ростовой и недоступный, например, Элен).

Тема 5 из блока № 3 подсказывает, что можно взять произведение автора, чья цитата служит темой сочинения («Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования...» (Ф. М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы ХIX века.) Здесь напрашивается образ Сони Мармеладовой из «Преступления и наказания». Хотя высказывание Достоевского можно отнести и к другим произведениям: «Война и мир» (способность к состраданию Наташи Ростовой, княжны Марьи), «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (вспомним героиню, которая пожертвовала своим счастьем ради успокоения души Фриды), «Сашка» В. Кондратьева (герой по существу спасает пленного немца — сострадание помогает увидеть во враге человека).

Формулировка темы 5 из блока принадлежит Ф. М. Достоевскому: «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность...» Можно опираться на его же произведение (ярче всего эта мысль выражена в герое «Села Степанчикова...» Фоме Опискине), а можно обратиться к ставшему хрестоматийным «Дракону» Е. Шварца, к произведениям А. И. Солженицына.

Тема 5 из блока № 8 сформулирована таким образом, что напрямую не касается философских, нравственных, социальных проблем: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная...» (А. С. Пушкин). Здесь возможно по крайней мере два пути: во-первых, рассмотреть, как развивается мысль автора какого-либо произведения (например, в «Маленьких трагедиях» Пушкина, в «Войне и мире» Толстого), во-вторых, выбрать произведение, герой которого «великий человек» (например, М. И. Кутузов в изображении Л. Н. Толстого в «Войне и мире»; «Петр I» А. Н. Толстого), попытаться разобраться в логике построения образа, осознать масштаб личности, послужившей прототипом образа «великого человека».

Необходимо внимательно читать формулировку темы. Например, на тему 5 из блока № 14: «Любить истинно может только вполне созревшая душа...» (В. Г. Белинский) — в первую очередь приходят в голову образы Татьяны Лариной или Наташи Ростовой. Однако в скобках указано: «По одному из произведений русской литературы ХХ века». Следовательно, эта тема может быть раскрыта только на произведениях ХХ века, например, М. А. Булгакова (героиня из романа «Мастер и Маргарита» А. Н. Толстого (герои рассказа «Русский характер»), В. Г. Распутина (Анна из «Последнего срока»).

К этой теме близка и тема 5 из блока № 35: «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.). В сочинение на подобную тему можно и нужно подключать ваш жизненный опыт, ваши впечатления, мысли, переживания.

Одним из возможных ходов сочинения (например, введение) является комментарий к цитате-формулировке темы (например, в блоке № 39: «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться собой...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.). В общем формулировка последней темы может быть привязана к уже рассмотренным темам, но требует большей субъективности, лиризма от автора сочинения.

Что касается тем, сформулированных в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (темы № 2 в каждом блоке), то подход к ним аналогичный. Это либо развернутый, последовательный, логичный ответ на поставленный вопрос (например, «В чем противоречия теории Раскольникова?» (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») из блока № 52), либо доказательство или опровержение тезиса, заданного высказыванием (например, «...Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, — подлинный черт, подлинный провокатор жизни» (А. Белый) из блока № 50). Оба варианта требуют самостоятельности мышления, неравнодушного, заинтересованного подхода к раскрытию темы.

Важно выделить в теме сочинения основную мысль, ключевые слова, тогда вы не будете зависеть от формулировки. Она может быть довольно замысловатой, однако круг проблем сводится к так называемым «вечным» темам (добро и зло, правда и ложь, честь и бесчестие, сострадание и равнодушие; счастье, красота, патриотизм, смысл человеческой жизни...), которых и касается традиционно русская литература.


Дополнительный материал для учителя

Свободные темы в списке экзаменационных тем занимают обычно последние места. В силу этого в сознании учеников (а зачастую и учителей) утвердилась мысль об их особом статусе как своего рода «лазеек», «палочек-выручалочек» для тех, кому нечего сказать на темы литературные. «Не знаешь ничего — пиши на свободную тему» — утверждения, подобные приведенному, звучат часто. Причем, высказывая такую позицию, подразумевают — вольно или невольно, — что на свободную тему можно и писать «свободно», то есть то, что захочешь, и так, как вздумается. Между тем у «свободы» есть множество оборотных сторон, и учителю, готовящему класс к экзаменационному сочинению, нелишне поразмышлять о них вместе с ребятами. Необходимо, на наш взгляд, самым серьезным образом уяснить, что сочинение на свободную тему может стать выигрышным лишь для творчески развитых, сильных учеников, обладающих не только оригинальным мышлением, но и достаточно высокой степенью сформированности собственного стиля. Остальных свободная тема просто «потопит», ибо ни в каком другом сочинении так очевидно не выявляется отсутствие самостоятельных суждений и неспособность правильно и грамотно их оформить, как в сочинении на свободную тему. Собственно, и критерии оценки свободных сочинений — а их обязательно следует обговорить с учениками заранее — предполагают, что высший балл получат прежде всего интересные, необычные, творческие и с точки зрения содержания, и с точки зрения языка — работы. Если учитель рискнет дать свободную тему для пробного сочинения (хотя бы за полгода до экзамена), он без труда определит и тех ребят, которым браться за сочинение на свободную тему не стоит, и тех, которых можно действительно готовить к подобного рода работам.

Любое сочинение начинается с тщательного продумывания темы и формулировки тезиса — основной мысли, организующей материал, доказательству которой, собственно, и подчинено сочинение. Поиск тезиса — чрезвычайно важная задача. Пишущий как бы определяет для себя некую цель, точку, к которой хочет привести читателя. Этот «маяк» позволит не сбиться с пути, удачно пересечь «бурное море» свободной темы, не потеряв курса. В сочинениях-рассуждениях тезис должен быть четко сформулирован и обозначен, в работах же творческо-художественного плана, написанных зачастую в необычном жанре — письма, дневника и т. п. (а наша тема предоставляет возможность такого подхода), — он может явно и не присутствовать, однако должен чувствоваться под тканью текста, организуя его на глубинном уровне. Сочинение, автор которого постоянно держит в голове подобную «руководящую идею», всегда будет производить впечатление стройности, собранности и гармоничности. Напротив, если пишущий берется за перо без предварительного продумывания цели своей работы, он серьезно рискует. Вспомним мысль древних: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». У такого «пловца» сочинение, не основанное на внутренней логике, будет «расползаться по швам», сопротивляясь всем попыткам как-либо скрепить разваливающиеся части.

Естественно, что тезис у каждого пишущего будет свой. Мы не можем ни предлагать, ни даже прогнозировать его. Однако со всей определенностью должны настаивать на непременной вещи: это должно быть самостоятельное суждение. Сколь угодно спорное, парадоксальное — но самостоятельное. Только в этом случае оно будет соответствовать формулировке темы: именно «мое понимание», а не чье-либо иное. Пишущему предстоит найти золотую середину между изложением известных, принятых точек зрения (а такая опасность велика, ибо категории, по поводу которых предложено сформулировать свое мнение, являются так называемыми вечными темами, над которыми человечество размышляет, по-видимому, с момента возникновения) и сверх оригинальничаньем, порожденным лишь одним стремлением — быть не как все. Счастливо избегнет этих крайностей человек, который сам, заранее — и не в связи с сочинением только — уже задумывался над подобного рода проблемами, которому действительно есть что сказать. Если же пишущий решит поразмышлять над предложенными вопросами лишь на экзамене, то он скорее всего либо подменит тему, невольно выдав чужое за свое, либо просто будет «высасывать» сочинение «из пальца». На наш взгляд, учитель имеет возможность создавать в течение года учебные ситуации, подталкивающие учеников к размышлению над «вечными проблемами», формированию собственного к ним отношения. Чрезвычайно полезными представляются письменные задания следующего типа: «Какое высказывание вам ближе всего и почему? (Ответ обосновать)». Список высказываний, подобных приводимым, предлагается учителем:


Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Платон
Тайна наших несчастий в том, что у нас слишком много досуга для того, чтобы размышлять, счастливы мы или нет.

Б. Шоу
Счастье это ум, судьба и характер.

Н. М. Карамзин
Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Л. Н. Толстой
Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив.

Ф. М. Достоевский
В качестве варианта задания можно предложить учащимся самим составить подборку суждений о красоте, любви, смысле жизни и т. п., а затем использовать для письменной работы наиболее интересные из найденных высказываний. Таким образом ребята будут неизбежно вовлечены в процесс своего рода спора с имеющимися точками зрения в вырабатывания своей собственной позиции. Кроме того, запавшей в память афоризм может неожиданно помочь на экзамене: стать эпиграфом, удачной цитатой, превратиться в объект полемики и т. п.

После формулирования тезиса наступает следующий этап работы — поиск аргументов, доказательств тезиса. Этот этап обоснования главной мысли сочинения является чрезвычайно ответственным. От его результатов в основном и зависит мнение проверяющего. «Работать» на это мнение будет все: и проявляющаяся в подборе аргументов широта и серьезность взглядов ученика (к месту приведенное размышление по поводу произведения литературы, живописи, кино всегда «повышает рейтинг» пишущего), и умение композиционно организовывать текст, выстраивать доказательства в систему, и способность грамотно оформлять их с речевой точки зрения. Все это стоит обговорить с ребятами подробно.

В поисках аргументов пишущий всегда будет апеллировать к своему опыту — это неизбежно. От того, насколько включены в этот опыт раздумья над произведениями искусства — а именно искусство на протяжении многих веков своего существования постоянно занималось «вечными вопросами», — будут зависеть взвешенность и устойчивость позиции самого пишущего. Следует заранее продумать, на каких авторов можно будет «опереться» (в широком смысле) при рассуждении на ту или иную тему. Скажем, при разговоре о счастье, вероятно, уместно обратиться к творчеству Толстого или Чехова, избегая при этом превращения сочинения в изложение их взглядов. Далее, аргументы должны быть выстроены в систему. Желательно поэтому, чтобы все доказательства были предварительно записаны на одном листке (для удобства их «обозрения») — это позволит без труда определить место каждого из них в общей структуре текста, не перескакивать с одного на другое. Тщательно следует продумать и степень детальности, подробности словесного развертывания каждого доказательства. Если позволить себе увлечься разработкой какого-либо одного аргумента в ущерб другим, то сочинение потеряет стройность, будет напоминать дом с огромным крыльцом в крошечной залой или пиджак с рукавами разной длины. Особое внимание нужно обратить на выбор речевых средств для выражения мысли. Мысль должна формулироваться ясно и просто, без «архитектурных излишеств», затемняющих смысл. Чересчур длинные, перенасыщенные оборотами предложения затрудняют восприятие (и порождают к тому же большое количество ошибкоопасных мест). Следует, однако, избегать и другой крайности — коротких, рубленых фраз.

Можно предложить своим ученикам подумать над процессом создания текста следующим необычным способом: дать им написать сочинение о... сочинении. А в качестве «отправных точек» для размышления предложить несколько высказываний известных мыслителей:


Истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать то, что относится к делу, и только это.

Ф. Ларошфуко
Воображение — горячий конь, часто сбрасывающий с седла своего всадника.

Р. Саути
Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.

Хилон Лакедемонянин
Величайшее умение писателя — это умение вычеркивать.

Ф. М. Достоевский
Последнее, что необходимо автору сочинения перед тем, как непосредственно начать писать, — это тщательно продумать вывод, итог размышлений, отсутствие которого создает ощущение незавершенности, неполноты работы. Нужно избегать механического дублирования тезиса в выводе; тезис может быть воспроизведен, но на качественно новом уровне — ведь опыт и читателя, и автора уже претерпел те или иные изменения за время общения с текстом.

Мы сознаем всю условность предлагаемого нами алгоритма написания сочинения. Всякая попытка формализовать очень тонкий и интимный процесс создания текста неизбежно порождает сомнение: а можно ли вообще научить писать? Научить — нельзя (дар на то и дар, что присутствует изначально), но подтолкнуть, направить, скорректировать или предпринять любую другую попытку совершенствования уже имеющегося можно и должно. Бессмысленно надеяться добыть полезные ископаемые в тех местах, где их нет, но и самую золотоносную жилу нужно разрабатывать. Понимая, что подобная разработка должна начинаться задолго до выпускного класса, надеемся все же, что предлагаемые нами направления для совместных раздумий учителя с учениками смогут хотя бы в малой степени помочь в подготовке к сочинению.




Вариант проведения уроков 70—74 (131—135)

Повторение изученного, подготовка к экзамену
Проверочные и тестовые задания для повторения

I. Поэзия «Серебряного века»

1. Напротив названия каждого поэтического сборника напишите имя его автора.

«Urbi et orbi» («Граду и миру»)

«Cor arderns» («Сердце пламенеющее»)

«Александрийские песни»

«Колчан»


«Четки»

«Чужое небо»

«Tristia» («Скорбные элегии»)

«Chefs d’oeuvre» («Шедевры») «В безбрежности»

2. «...Символизм можно называть... «поэзией намеков», — писал В. Брюсов в предисловии ко второму выпуску «Русских символистов». Дайте свое объяснение этому определению.

3. Если символизм — «поэзия намеков», то как по аналогии можно определять акмеизм и футуризм?

4. Дайте объяснение понятию «символ». Чем отличалось понимание «символа» старшими и младшими символистами?

5. Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях:

а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю;

б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.

6. Расставьте в хронологическом порядке названия поэтических сборников и критических работ русских поэтов начала ХХ века:

«Ключи тайн», «О прекрасной ясности», «Поэзия как волшебство», «Пощечина общественному вкусу», «Русские символисты», «Дохлая луна», «Наследие символизма и акмеизм».

7. Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли бы послужить цитаты из статей поэтов «серебряного века»?

а) «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».

б) «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».

в) «Для нас иерархия в мире явлений — только удельный вес каждого из них, причем вес ничтожнейшего все-таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и потому перед лицом небытия — все явления братья».

8. Сначала даются отрывки из стихотворных произведений русских поэтов начала ХX века, затем (отмеченные звездочкой) — пародии на них. Соотнесите пародию и поэтический оригинал, назовите имя автора стихотворения и пародии. Какие черты индивидуального стиля стали предметом пародии?


Юный маг в пурпуровом хитоне

Говорил нездешние слова.

Перед ней, царицей беззаконий,

Расточал рубины волшебства.



*Я плавал по Нилу,

Я видел Ирбит.

Верзилу Вавилу бревном придавило,

Вавила у виллы лежит.



Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли...»



*У истоков сумрачного Конго,

Возле озера Виктория-Нианца

Под удары жреческого гонга

Он свершал магические танцы.

Бормотанье, завыванье, пенье,

Утомясь, переходило в стоны,

Не смотрел уже без удивленья

Старый пес — подарок Ливиигстона.



Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошел


и вижу

глаза лошадиные...

Улица опрокинулась,

течет по-своему…



*Я у бога просила, старая:

Сохрани мне козлика, господи!

За здоровье его много слез, поди,

Пролила я ночами, старая.

Но ушел от меня, мой серенький,

Не взглянул даже, как я плакала.

Лишь цепочка на шейке звякала,

Когда в лес убегал мой серенький.


9. В чем сходство и в чем различие трактовки темы города в поэзии символистов и футуристов? Ответ обоснуйте на примере 2—3-х произведений разных поэтов.

10. В чем разница в значении и употреблении одних и тех же цветовых эпитетов в лирике Блока и Есенина? Примеры к вашему ответу даны ниже:
...Очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

Ты в синий плащ печально завернулась...

Выйду на озеро в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнет благодать.

Только синь сосет глаза.

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный рассвет.


11. В левой колонке приводятся наиболее характерные для индивидуального стиля поэтов «серебряного века» рифмы, справа даны имена поэтов. Определите, из каких произведений, каких поэтов приведены рифмы. Охарактеризуйте каждую рифму. Как связана рифма с тематическим и лексическим строем лирики данного поэта?

а) шампанском — испанском; Есенин

б) Русь — грусть; Мандельштам

в) Notre Dame — создам; Северянин

г) отныне — Марине. Цветаева
II. М. Горький. Рассказы

1. Вспомните, в названия каких рассказов Горького входят имена собственные. Какую художественную установку писателя отражает выбор заглавия?

2. В чем смысл конфликта в ранних романтических рассказах Горького — «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра»? В чем его художественное своеобразие?

3. Какова роль пейзажного обрамления в рассказах? Выделите основные компоненты пейзажной картины в каждом рассказе.

По какому принципу организуется художественное пространство каждого текста?

4. Выделите лексические доминанты пейзажа в рассказе «Старуха Изергиль». Каковы особенности цвето-световой организации изображаемой картины? Изобразительное или выразительное начало доминирует в пейзаже?

5. Вспомните, из каких портретных черт складывается в рассказе внешний облик старухи Изергиль, Ларры, Данко. Что общего в облике Изергиль и Ларры? Какие общие мотивы связывают реальную жизнь Изергиль и легендарную судьбу Ларры?

6. Какова логика следования эпизодов в рассказе «Старуха Изергиль»? Как соотносятся между собой легенды и рассказ о жизни старухи?

7. К каким персонажам рассказа «Старуха Изергиль» относятся следующие характеристики?

а) Рыжий был весь рыжий — и усы, и кудри! Огненная голова.

б) О, этот, рубленый, был хороший человек!

в) ...Он был маленький, сухой и все кашлял.

— Какой принцип изображения персонажа объединяет эти характеристики?
III. М. Горький. «На дне»

1. Вспомните, кто из героев пьесы до ночлежки был:

а) чиновником в казенной палате;

б) сторожем на даче;

в) телеграфистом;

г) слесарем;

д) скорняком;

е) артистом.

— Какие обстоятельства каждого из них привели в ночлежку Костылева?

2. Каким персонажам пьесы принадлежат следующие афоризмы, присловья, поговорки:

а) шум — смерти не помеха;

б) такое житье, что как поутру встал, так и за вытье;

в) жди от волка толка;

г) когда труд, — обязанность, жизнь — рабство;

д) ни одна блоха не плоха: все черненькие, все — прыгают;

е) старику где тепло, там и родина;

ж) все хотят порядка, да разума нехватка;

з) не любо — не слушай, а врать не мешай?

— Какова роль афористических высказываний персонажей в речевом строе пьесы?

3. Миклуха-Маклай, Сарданапал, сикамбр, огарок, дурак — все эти определения относятся к одному и тому же герою пьесы. Как его зовут? В каких пьесах — кроме «На дне» — этому герою доводилось выступать? Как складывается его судьба в пьесе Горького?

4. Что является основным лейтмотивом пьесы? Как он связан с проблематикой пьесы? Кто из персонажей первым формулирует основной вопрос драмы «На дне»?

5. Как вы понимаете слова Луки: «Во что веришь, то и есть»? Как разделяются герои «На дне» в зависимости от их отношениях понятиям «вера» и «правда»?

6. Восстановите событийный ряд пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие — «за кулисами»? Какова роль развитии драматического действия традиционного «конфликтного многоугольника» — Костылев, Василиса, Пепел, Наташа?

7. Выделите повторяющиеся, зеркально отражающиеся эпизоды в пьесе. Какова их роль в композиции произведения? Обоснуйте художественный эффект «избыточного» действия.

8. Сопоставьте рассказ Луки о лечебницах для алкоголиков с его интерпретацией в устах Актера: как в воображении Актера выглядит его новая «среда обитания»? Каково соотношение правды и художественного вымысла в рассказе Актера? Как проявляется в нем позиция Актера в общем споре о правде и вере?

9. Какие из произведений европейской литературы удостоились в «На дне» таких оценок: «хорошая пьеса», «любимое стихотворение»? Какие русские авторы цитируются в пьесе «На дне»? Какова роль литературных реминисценций в композиционной организации и речевом строе пьесы?


IV. М. А. Булгаков. «Собачье сердце»

1. Каково в контексте повести «Собачье сердце значение «говорящих» имен персонажей? Какие персонажи повести носят «литературные» имена? В каких произведениях Булгакова герои имеют литературное происхождение и носят фамилию литературного героя?

2. Дополните характеристику персонажа повести необходимой деталью:

а) Если у этого человека левая нога не сгибается, а правая прыгает, как у детского щелкуна, то какого цвета его волосы?

б) Если жрец надевает белый халат, а поверх него — резиновый фартук, то какую мелодию он напевает?

в) Если пиджак прорван под левой мышкой, а полосатые брючки продраны на коленке, то какого цвета на этом герое галстук?

— Вспомните имена описанных персонажей. Каковы художественные функции каждой детали?

3. Алфавит Шарика: угадайте букву по описанию, данному сквозь призму восприятия Шарика:

а) золотая или рыжая раскоряка, похожая на санки;

б) пузатая двубокая дрянь, неизвестно что обозначающая;

в) черный кран от самовара.

4. Вспомните, как Шарик научился читать. Каким было первое слово, произнесенное Шариком-человеком?

5. Какова иерархия пролетарских профессий в сознании Шарика? Чем отличается для него пролетарий от «господина»?

6. Каково происхождение имени Шарикова? По какому принципу он его составляет?

7. Какая книга становится для Шарикова учебником жизни? Чему он сам мог бы научить ее авторов?

8. Из каких музыкальных фрагментов складывается аранжировка текста в «Собачьем сердце»? Каково значение музыкальных лейтмотивов в контексте повести?

9. Какова роль предметной детализации в выстраивании гротескного образа современной Булгакову действительности?

10. Как переосмысляются в повести «классические» отношения между интеллигентом и человеком из народа? Как трансформируется образ «передового пролетария сложившийся в литературе 1920-х годов?


ч. 1 ... ч. 14 ч. 15 ч. 16 ч. 17 ч. 18