Егорова Н. В., Золотарева И. В

ч. 1 ... ч. 15 ч. 16 ч. 17 ч. 18

V. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

1. По портрету узнайте персонажей романа.

а) «Бритый, темноволосый» с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми»;

б) «человек лет двадцати семи... Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба... Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел...»

— Каково место этих героев в системе персонажей романа?

2. Сопоставьте романную биографию Иешуа и историю библейского Иисуса. Какие эпизоды в них сходны? Чем они различаются? Каково значение фактических «неточностей» в проявлении авторской художественной установки?

3. Вспомните, какие имена носили литературные прототипы булгаковского Воланда. Как образ Воланда в романе связан со своими литературными «родственниками»? Чем он от них отличается?

4. Подготовьте краткую биографическую информацию о следующих героях: Фрида, барон Майгель, Михаил Берлиоз. Какой эпизод романа объединяет этих персонажей? Как складываются их посмертные судьбы?

5. По деталям интерьера определите владельца дома. Попытайтесь вспомнить адрес каждого дома. Какими понятиями определяется в каждом случае жизнь их обитателей?

а) Книги, печка, два дивана, прекрасная ночная лампа, маленький письменный стол, в передней раковина с водой, за окном — сирень, липа и клен;

б) венецианское окно, вьющийся виноград, свечи, недалеко от дома ручей с каменистым мшистым мостиком.

6. Критические отклики на какое литературное произведение назывались «Враг под крылом редактора» и «Воинствующий старообрядец»? Вспомните основные тезисы литературных критиков. Чем отличается их интерпретация произведения от восприятия его потусторонними гостями столицы?

7. Из каких реалий строится литературный мир Москвы в романе? Какие художественные приемы преобладают в изображении Москвы 1930-х годов?

8. Аллюзией на какое классическое литературное произведение является следующий эпизод романа?

«...Рюхин встал во весь рост.... и руку поднял, нападая зачем-то на никого не трогающего чугунного человека, — какой бы шаг он ни сделал в жизни... все обращалось к его славе!»

Какие произведения этого русского классика читаются на страницах романа Булгакова? Каковы художественные функции литературных реминисценций в романе?

9. Вспомните, как в «Мастере и Маргарите» восстанавливается текст романа о Понтии Пилате. Как соотносятся «московские» и «ершалаимские» главы в композиции «Мастера и Маргариты»?

10. Какими могут быть варианты толкования потустороннего «приговора» Мастеру: «Он не заслужил света, он заслужил покой»?


VI. М. А. Шолохов. «Тихий Дон»

1. «Как ты, батюшка, славный тихий Дон, ты кормилец наш...» Если Дон — не только название, но и имя, то каким должно быть отчество? Каково образное значение Дона в романе?

2. Сопоставьте несколько портретных характеристик одного героя романа (например, Григория Мелехова, Аксиньи или Натальи). По какому принципу выстраивается портретная характеристика персонажей в романе? Решению какой художественной задачи она подчинена?

3. Каковы значение и художественные функции пейзажа в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»? С чьей точки зрения подается пейзаж в романе, в каких эпизодах возрастает его эмоциональная нагрузка, как пейзаж связан с ключевыми моментами биографии героев?

4. «Переведите» на литературный язык следующие цитаты из романа:

а) «Откинувшись назад, несет мать в завеске на затоп кизяки...»

б) «Ездил в станицу за ухналями, видал хуторного одного».

в) «Ну да ты знаешь! Не из суцких, небось! Сам быкам хвосты крутил...»

Обоснуйте значение диалектизмов в языковой ткани романа.

5. В каком чине вышел в отставку Пантелей Мелехов? В каком эпизоде романа его воинское звание становится важным смысловым компонентом?

6. Сопоставьте сюжетные линии в романе Митьки Коршунова и Мишки Кошевого. В чем смысл сюжетного параллелизма их романных судеб?

7. Попытайтесь описать спектр значений слова «дом» в романе. Как вы объясните смысл финала?


VII. А. Т. Твардовский «Василий Теркин»

1. Кто из поэтов-классиков ХIХ века ближе всего Твардовскому по характеру литературно-общественной деятельности? Каковы жанровые и стилевые параллели между творчеством этих двух поэтов?

2. С какими словами рифмуются в «Книге про бойца» имя и фамилия главного героя? Какие из этих рифм передают отношение автора к своему герою и определяют масштаб художественного обобщения в образе Теркина?

3. Сколько персонажей в поэме носят фамилию «Теркин»? Как зовут разных Теркиных?

4. Какие фрагменты «Василия Теркина» посвящены бытовым подробностям жизни на войне? Как проявляется в этом внимании к окопному быту отношение автора и его героя к войне?

5. Каким из принадлежащих Теркину предметам одежды даны в поэме следующие развернутые описания?


а) Знаменитая, пробитая

В бою огнем врага

Да своей рукой зашитая, —

Кому не дорога!


б) Тот, в котором жизнь проводишь,

Не снимая, — так хорош! —

И когда ко сну отходишь,

И когда на смерть идешь...


Какими принципами руководствуется автор, отбирая необходимые для воссоздания бытового армейского фона детали?

6. Найдите в тексте «Василия Теркина» такие примеры использования тропов и стилевых фигур, когда благодаря иносказанию на героя переносятся общие признаки воюющего народа.

7. Попробуйте коротко описать боевой путь Теркина: когда и где происходит его боевое крещение, каковы важнейшие этапы его фронтовой биографии, где Теркин встречает окончание войны? Каковы принципы построения сюжета «Книги про бойца»?

8. Какова степень композиционной самостоятельности отдельных глав «Василия Теркина»? Как вы объясните такой принцип композиции книги? Каким образом главы связываются друг с другом?

9. Каким образом автор определяет свое отношение к герою? Каково место образа автора в поэме?

10. Как организована строфа текста в «Василии Теркине»? Как эти особенности связаны с содержанием книги?

11. В каких главах «Василия Теркина» стилистика жизнеподобия сочетается с приемами художественной условности?
VIII. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

1. Только ли жизнь в лагерной зоне составляет тематическое содержание рассказа? Какие его фрагменты свидетельствуют о большей широте тематики?

2. Хотя сюжетную основу рассказа составили события одного дня, воспоминания главного героя позволяют представить его предлагерную биографию. Коротко опишите ее.

3. Какова логика компоновки персонажей в рассказе? Кого из них главный герой знает по именам и почему?

4. Чем заняты в рассказе лагерные художники? Как в этой подробности проявляется отношение автора к искусству тоталитарной эпохи? Назовите эпизоды рассказа, развивающие мотив псевдоискусства.

5. В характеристике Ивана Денисовича очень важны подробности его рабочей сноровки. Проверьте, как вы поняли следующие детали его «производственной деятельности».

а) Каким образом Шухову удалось обзавестись собственным удобным мастерком, хотя по правилам в конце каждого рабочего дня инструменты сдаются инструментальщику?

б) Для чего Шухов с Гопчиком прячут на месте работы куски алюминиевой проволоки?

в) Какой предмет заимствует у Шухова Цезарь Маркович, прося у него «десять суток»?

6. Какую роль в композиционной организации рассказа играют категории времени (минута, час, день, срок)? Обратите внимание на «хронометрический» характер начального и финального эпизодов рассказа. Каков обобщающий смысл такой композиционной переклички?

7. Каковы главные пространственные «узлы» рассказа? В чем уникальность солженицынских образов пространства на фоне русской литературной традиции?


Урок 75 (136)

Зачет по литературе ХХ века (2-е полугодие)
Вопросы к зачету:

1. Сатира М. Булгакова.

2. Особенности изображения исторических событий в романе М. Булгакова «Белая гвардия».

3. Тема революции и гражданской войны в произведениях М. А. Булгакова.

4. Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».

5. Тема любви и творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

6. Изображение русской истории в литературе 30-х гг.

7. Поэтический мир А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой (сопоставительный анализ).

8. Война и мир в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».

9. Судьба крестьянства в творчестве М. А. Шолохова.

10. Проза и поэзия военных лет. Чтение наизусть стихотворений и отрывков.

11. Народность и новаторство поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

12. Основные мотивы поэзии А. Т. Твардовского. Чтение наизусть стихотворений и отрывков.

13. Эволюция поэтического мира Б. Пастернака. Чтение наизусть стихотворений и отрывков.

14. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (А. Солженицын).

15. «Деревенская проза» В. Шукшина.

16. Поэзия периода «оттепели». Чтение стихотворений наизусть.

17. Литература 60—80-х годов (А. Вампилов «Старший сын»)

18. Современная авторская песня (на примере одного-двух авторов) — по выбору учащихся.

19. Литература русского зарубежья. Основные течения.

20. Нравственные проблемы в произведениях последних десятилетий.

21. Современная литература (по произведениям Т. Толстой, С. Довлатова, В. Пелевина)

22. Поэзия И. Бродского. Чтение наизусть стихотворений.

23. Поэзия на современном этапе. Основные течения и направления.




ПРИЛОЖЕНИЕ
Министерство образования РФ

Департамент общего и дошкольного образования

№ 14-51-297/13 от 13.11.03


О проведении

государственной (итоговой) аттестации выпускников ХI-х классов

общеобразовательных учреждений Российской Федерации

по русскому языку и литературе в 2003/2004 учебном году
В соответствии с «Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (Письмо Минобразования РФ от 04.02.03 № 03-51-17ин/13-03) письменный экзамен выпускников ХI(ХII) классов общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2003/04 учебном году будет проводиться в форме сочинения или изложения с творческим заданием. Проведение письменного экзамена по русскому языку и литературе будет осуществляться по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в комплекты. Экзаменационные материалы основываются необязательных минимумах содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99).

При подготовке экзаменационных материалов будут учтены замечания и предложения, высказанные в письмах из органов управления образованием 52 субъектов Российской Федерации: количество тем, сформулированных по произведениям, которые изучаются обзорно, будет сокращено, сложные цитатные темы будут заменены более простыми, в каждом комплекте будут предусмотрены темы различного уровня сложности.

«Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году» будет опубликован в третьей декаде марта 2004 года, «Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году» во второй декаде мая 2004 года. Эти материалы будут отправлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации электронной почтой и размещены на сайте Минобразования России в Интернете (www.informika.ru)

Темы сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году будут сгруппированы в 60 комплектов (по 5 тем в каждом комплекте).


Каждый комплект будет формироваться в соответствии со следующей структурой:

1. Анализ стихотворения поэта ХIХ—ХХ века или анализ эпизода из художественного произведения русской литературы ХIХ—ХХ века (эпизоды указаны).

2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (автор, произведение указаны).

3. Тема, связанная с т писателя ХIХ века (автор, произведение указаны).

4. Тема, связанная с творчеством писателя ХХ века (автор, произведение указаны).

5. Тема, связанная с философскими, нравственными, социально-общественными понятиями (указан ХIХ или ХХ век; произведение русской литературы выбирает учащийся).


Образцы комплектов тем сочинений:

Комплект № 1

1. Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) Сцена дуэли Печорина с Грушницким (Анализ эпизода из главы «Княжна Мэри» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)1.

2. «...Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, — подлинный черт, подлинный провокатор жизни» (А. Белый).

3. а) Трагизм образа Базарова. (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) Пейзаж в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».

4. Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

5. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи...» (В. Г. Белинский). (По произведению русской литературы ХХ века.)
Комплект № 2

1. Стихотворение А. А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение А. А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли...» (восприятие, истолкование, оценка).

2. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

3. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина2.

4. Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».

5. «Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир...» (И. С. Никитин). (По одному из произведений русской литературы ХХ в.)


Тесты
Тест по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
1. В чем проявляется своеобразие композиции романа?

а) кольцевая композиция

б) хронологический порядок развития событий

в) параллельное развитие трех сюжетных линий

г) параллельное развитие двух сюжетных линий
2. В чем состоит специфика системы образов романа «Мастер и Маргарита»?

а) в основу положены принципы двойничества

б) персонажи объединены общей идеей произведения

в) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира

г) система образов построена по принципу антитезы
3. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?

а) Иешуа — новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм

б) речь идет не о вере, а об Истине

в) автор передает смысл библейской притчи


4. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

а) соответствие библейскому сюжету

б) автор стремился противопоставить характер Иешуа библейскому образу

в) автор подчеркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру

г) автор стремится показать Иешуа бедняком
5. Соотнесите имена героев, составляющих триады из представителей древнего мира, современной автору Москвы и потустороннего мира (или персонажи, проникающие в оба эти реальные миры).

Гелла; Азазелло; Воланд; барон Майгель; Бегемот; Левий Матвей; Маргарита; Алоизий Могарыч; Тузбубен; профессор Стравинский; Банта; Иван Бездомный; Александр Рюхин; Иуда; Арчибальд Арчибальдович; Наташа; Низа; Марк Крысобой; Пилат.

а) герои обладают властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором

б) красота и ее служба силам тьмы

в) герои выполняют функцию палачей

г) предатели, несущие справедливое наказание

д) образ ученика-последователя

е) верный друг, безотказный помощник


6. Почему не образуется подобный ряд для образа Маргариты?

а) в романе нет традиционного любовного треугольника

б) образ Маргариты уникален, не требует параллелей

в) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире


7. Чей это портрет: «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки»?

а) Азазелло

б) Коровьев

в) Варенуха

г) Бездомный
8. В ходе встречи Бегемота и Бездомного с Воландом упомянуты пять доказательств существования Бога, к которым Кант добавил шестое.

а) историческое

б) теологическое

в) объяснение устройства вселенной

г) «от противного»
9. Соотнесите героя и его гастрономические пристрастия.

а) обед Н. И. Босого 1) «водка, аккуратно нарезанная

селедочка, густо посыпанная зе-

леным луком

б) закуски Бегемота 2) «спирт, соленый и перченый

ананас, икра»

в) завтрак Степана 3) «водка в пузатом графинчике,

Лиходеева паюсная икра в вазочке, белые

маринованные грибы, кас-

трюлька с сосисками, сваренны-

ми в томате»
10. «Справедливость в понимании Булгакова не сводится к наказанию, расплате и воздаянию. Справедливостью распоряжаются два ведомства, функции которых строго разделены: ведомство возмездия и ведомство милосердия. В этой неожиданной метафоре заложена важная мысль: зря отмщение, правая сила не способна упиваться жестокостью, бесконечно наслаждаться мстительным чувством торжества. Милосердие — другое лицо справедливости». (В. Я. Лакшин)

1) Объясните значение слов «зря» (от «зреть» — «видеть»), «правая сила» (праведная сила).

2) Прокомментируйте это высказывание? С вашей точки зрения, что такое справедливость?
11. Роман Булгакова — это «сатирическая летопись той городской жизни 20—30-х гг., которая была доступна художественному взору писателя...» (П. А. Николаев)

1) Какой предстала перед нами городская жизнь того времени?

2) Какие сатирические приемы использовал автор при написании этой летописи?


Тест по роману М. А. Булгакова «Белая Гвардия»

1. М. А. Булгаков в письме советскому правительству (28 марта 1930 года) определил свои литературные и политические принципы. Какой из пунктов наиболее точно раскрывает задачи писателя (возможно несколько ответов):

а) глубокий скептицизм в отношении революционного процесса.

б) изображение «страшных черт моего народа».

в) «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране

д) «стать бесстрастно над красными и белыми».


2. Что является лейтмотивом романа Булгакова «Белая гвардия»?

а) исторические события в Киеве в 1918—1919 годы.

б) сохранение дома, родного очага во всех перипетиях революции и гражданской войны.

в) сохранение чести — стержня личного поведения героев романа.


3. «Почувствовав в себе созревшую силу, Булгаков ставит перед собой задачу выше себя... Эта задача — картина гражданской войны, которая, по его замыслу, должна быть не только написана в традициях «Войны и мира», но и по размаху ориентироваться на толстовскую эпопею». (В. Я. Лакшин)

1) Как вы думаете, реализовал ли автор поставленную задачу?

2) Удалась ли автору попытка выйти за пределы своего опыта и написать некоторые сцены историческим пером? Приведите примеры исторических сцен из романа.
4. «Вызывающая новизна романа состояла в том, что спустя пять лет после окончания гражданской войны..., он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине «врага», а как обычных... людей, с очевидным сочувствием». (В. Я. Лакшин)

1) Чем же симпатичны автору герои, проигравшие свой бой?

2) Какой герой романа «лучше всех» сумел приспособиться к окружающим обстоятельствам? Как к нему относится сам автор?
5. «...скрепой старой «мирной» жизни, помимо самодержавия, было и православие, вера в Бога... В романе Булгакова нет разрыва с традиционным религиозным сознание, но и не чувствуется верности ему..» (В. Я. Лакшин)

1) Почему религиозность некоторых героев (Русаков) вызывает у автора сарказм?

2) Что сближает автора с главным героем романа А. Турбиным?
6. «Роман «Белая гвардия» знаменовал приход в литературу крупного художника, хотя далеко не все сразу это поняли». (В. Я. Лакшин)

Что вы знаете о творческой судьбе М. А. Булгакова после написания романа? Какова судьба самого романа?




Тест по творчеству А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой
Вариант 1

1. Когда вышел первый сборник стихов А. А. Ахматовой?

а) в 1910 г. в) в 1915г.

б) 1912 г. г) в 1916г.


2. Кто автор этих сборников:

а) «Лебединый стан»; в) «После России»;

б) «Подорожник»; г) «Из шести книг».
3. О ком написаны эти строки?

а) «Откроешь любую страницу — и сразу погружаешься в ее стихию — в атмосферу душевного горения, безмерности чувств, (...) острейших драматических конфликтов с окружающим миром» (Вл. Орлов);

б) «... принесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа ХIХ века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу» (О. Э. Мандельштам).
4. Чьему перу принадлежат эти строки?

а) «А юность была — как молитва воскресная... / Мне ли забыть ее?»

б) «Молодость моя! Иди к другим!»;

в) «Ибо раз голос тебе, поэт, / Дан, остальное — взято»;

г) «Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда...».
5. Приведите аргументы в поддержку мнения Н. В. Недоброво о том, что стихи Ахматовой полны «благожелательности к людям», отличаются «глубоко гуманистическим характером»?
6. Дайте комментарии и выразите свое отношение к мнению И. Бродского, высказанному в беседе с С. Волковым:

«Волков. Считаете ли вы, что женская поэзия есть нечто специфическое?



Бродский. К поэзии неприменимы прилагательные. (...)

Волков. И все-таки — разве женский голос в поэзии ничем не отличается от мужского?

Бродский. Только глагольными окончаниями. (...)

Волков. Ну, а это: «О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?!» Это уж такой женский крик...

Бродский. Знаете — и да, и нет. Конечно, по содержанию — это женщина. Но по сути... По сути — это просто голос трагедии. (Кстати, муза трагедии — женского пола, как и все прочие музы.) Голос колоссального неблагополучия».
7. «По М. Цветаевой, по ее стихам можно понять, что же это такое — поэзия. Поэзия не только русская, но и мировая…» (В. Адмони)

1) Что такое поэзия, по-вашему?

2) Какие черты поэзии ХIХ и XХ вв. выражает творчество М. Цветаевой.
Вариант 2

1. Когда вышел первый сборник стихов М. И. Цветаевой?

а) в 1910 г., в) в 1914 г.,

б) в 1912г., г) в 1917г.


2. Кто автор этих сборников?

а) «Версты»; в) «Белая стая»;

б) «Вечер; г) «Вечерний альбом»;
3. О ком написаны эти строки?

а) «Сама структура некоторых ее произведений, построенных на повторении устойчивых словесных формул, которые как бы «вдалбливаются» и произносятся в состоянии оторопи, исступления или наития, непосредственно воссоздает форму заговора, оказавшуюся близкой (...)» (А. Синявский);

б) «Целый ряд стихотворений (...) может быть назван маленькими повестями, новеллами; обыкновенно каждое стихотворение — это новелла в извлечении, изображенная в самый острый момент своего развития, откуда открывается возможность обозреть все предшествовавшее течение фактов» (В. Жирмунский).
4. Чьему перу принадлежат эти строки?

а) «О вопль женщин всех времен: / «Мой милый, что тебе я сделала?!»;

б) «И стих уже звучит, задорен, нежен, / На радость вам и мне»;

в) «Два близнеца, неразрывно-слитых: / Голод голодных и сытость сытых!»;

г) «Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам».
5. С точки зрения И. Кудровой: «Поэт, в глазах Цветаевой, — существо особое во многих отношениях. И прежде всего — по развитости и независимости своего духовного мира».

1) Согласны ли вы с тем, что поэт — существо особое?

2) Как образ поэта представлен в творчестве Цветаевой?
6. Приведите аргументы, подтверждающие или опровергающие мнение О. Э. Мандельштама:

«Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с «Анной Карениной», Тургенева с «Дворянским гнездом» всего Достоевского и отчасти даже Лескова.

Генезис Ахматовой весь лежит в русской прозе, а не в поэзии. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу».
7. М. Цветаева писала о стихах А. Ахматовой: «Все о себе, все о любви... Ахматова пишет о себе — о вечном... И Ахматова, не написав ни одной отвлеченно-общественной строчки, глубже всего — ... передает потомкам свой век...»

Каков «век Ахматовой» и как мы можем его увидеть в ее стихах?

Можно ли тоже самое сказать о стихах самой М. Цветаевой?


Тест по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Вариант 1

1. Жанр «Тихого Дона» это:

а) повесть в) роман-эпопея

б) роман г) исторический роман


2. В романе Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:

а) Первой мировой войны

б) гражданской войны

в) Великой Отечественной войны

г) установления советской власти
3. С какой целью вводит Шолохов батальные сцены:

а) показать героизм народа

б) показать, что делает с человеком война,

в) показать бессмысленность войны

г) поднять дух народа
4. Какие реальные исторические лица фигурируют в романе «Тихий Дон»?

а) Александр I в) Подтелков

б) Голицын г) Меншиков
5. Описания каких персонажей приведены?

а) «Невысокий казак» с «неморгающим взглядом» «зеленоватых глаз»; «коричневые волосы на тыльной стороне ладони лежали густо, как лошадиная шерсть»; «твердо загнутые челюсти»;

б) «Сух в кости, хром», «носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу», «в гневе доходил до беспамятства»;

в) «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки — кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд... текуч, неуловим»; походка «увалистая, напоминает о «волчьей» породе;

г) «вислый коршунячий нос», «подсиненные миндалины горячих глаз», сутулость.
6. Если Дон не только название реки, но и имя, то какое у него должно быть отчество?
7. Григорий Мелехов был награжден в Первую мировую войну

а) Георгиевским крестом в) орденом А. Первозванного

б) медалью «За отвагу» г) отпуском на родину
8. Что означают слова, встречающиеся в тексте «Тихого Дона»:

а) гутарить в) завеска

б) кизяки г) взгальный
9. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет автора «Тихого Дона» «автором Илиады ХХ века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?
10. Докажите мнение Д. Бреговой о том, что в конце романа дня Григория Мелехова характерна «полная внутренняя опустошенность..., глубочайший моральный крах».
Вариант 2

1. Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» был закончен в

а) 1928 г., в)1940г.

б) 1932 г. г) в 1946 г.


2. Фамилия Натальи до замужества:

а) Мелехова в) Астахова

б) Коршунова г) Кошевая
3. Гражданская война изображена Шолоховым, чтобы показать

а) героизм Красной Армии в) трагедию народа

б) героизм белых г) ее неизбежность
4. Какие реальные исторические лица не фигурируют в романе «Тихий Дон»?

а) Николай II в) Каледин

б) Корнилов г) Долохов.
5. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

а) «Среднего роста, худощав, близко поставленные к мясистой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, рубцевавшая... лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом каких-то скрытых мыслей»;

б) «... кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказившимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»;

в) Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался»;

г) «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшной человеке отца».
6. Какой художественный прием использован в названии романа Шолохова?
7. В каком чине вышел в отставку отец Григория, Пантелей Мелехов?

а) есаул в) поручик

б) сотник г) старший урядник
8. Что означают слова, встречающиеся в тексте «Тихого Дона»:

а) ухнали в) чикилять

б) коловерть г) баз
9. Исследователи творчества Шолохова Ф. Г. Бирюков и В. Байц считают, что «Шолохову особенно родственна традиция европейского Возрождения, в частности, его величайшего представителя — Шекспира».

В чем проявляется эта «родственность»?


10. Как относится Шолохов к своему герою Григорию Мелехову? Казнит, карает или сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем? Какие чувства пробуждает писатель к герою?


Проверочная работа по поэме А. Т. Твардовского
«Василий Теркин»

1. Кто из поэтов-классиков ХIХ века ближе всего Твардовском по характеру литературно-общественной деятельности? Каковы жанровые и стилевые параллели между творчеством этих двух поэтов?


2. С какими словами рифмуются в «Книге про бойца» имя и фамилия главного героя? из этих рифм передают отношение автора к своему герою и определяют масштаб художественного обобщения в образе Теркина?
3. Сколько персонажей в поэме носят фамилию «Теркин»? Как зовут разных Теркиных?
4. Какие фрагменты «Василия Теркина» посвящены бытовым подробностям жизни на войне?

Как проявляется в этом внимании к оконному быту отношение автора и его героя к войне?


5. Каким из принадлежащих Теркину предметам одежды даны в поэме следующие развернутые описания?

а) Знаменитая, пробитая

В бою огнем врага

Да своей рукой зашитая, —

Кому не дорога!
б) Тот, в котором жизнь проводишь,

Не снимая, — так хорош! —

И когда ко сну отходишь,

И когда на смерть идешь...

Какими принципами руководствуется автор, отбирая необходимые для воссоздания бытового армейского фона детали?
6. Найдите в тексте «Василия Теркина» такие примеры использования тропов и стилевых фигур, когда благодаря иносказанию на героя переносятся общие признаки воюющего народа.
7. Попробуйте коротко описать боевой путь Теркина:

— когда и где происходит его боевое крещение?

— каковы важнейшие этапы его фронтовой биографии?

— где Теркин встречает окончание войны? Каковы принципы построения сюжета «Книги про бойца»?


8. Какова степень ком позиционной самостоятельности отдельных глав «Василия Теркина»? Как вы объясните такой принцип композиции книги? Каким образом главы связываются друг с другом?
9. Каким образом автор определяет свое отношение к герою? Каково место образа автора в поэме?
10. Как организована строфа текста в «Василии Теркине»? Как эти особенности связаны с содержанием книги?


Тест по творчеству А. Т. Твардовского

1. К какому виду поэтических произведений можно отнести поэму А. Т. Твардовского «Василий Теркин»?

а) эпос

б) драма


в) лирика

г) ода
2. Каков стихотворный размер поэмы?

а) анапест

б) трехстопный дактиль

в) четырехстопный ямб

г) четырехстопный хорей


3. Благодаря какому приему выделена авторская позиция в поэме?

а) позиция не проявляется

б) дается через оценку героев

в) прослеживается в лирических отступлениях

г) через ком позицию
4. Черты какого фольклорного жанра можно найти в главе «Два солдата»?

а) песня


б) сказка

в) былина

г) пословица
5. С кем можно сравнить образ советских солдат в поэме?

а) с русскими воинами ХVIII века

б) сказочными богатырями

в) средневековыми рыцарями


6. В какой главе автор показал черты характера Василия Теркина?

а) «О награде»

б) «Переправа»

в) «Смерть и воин»

г) «Два солдата»
7. Каким известным художником сделаны иллюстрации к поэме «Василий Теркин»?

а) Шишкин

б) Верейский

в) Васнецов

г) Шагал
8. Что помогло А. Т. Твардовскому сделать в его творчестве лирику «фактом высокого и строгого искусства»?

а) отвлеченность

б) документальность

в) историчность

г) надуманность


Тест по лирике Б. Пастернака

1. Какой награды был удостоен Б. Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»?

а) Ленинской премии в области литературы

б) международной премии «Этна Таормина»

в) Нобелевской премии
2. Какие мотивы преобладали в лирике Б. Л. Пастернака?

а) любовная лирика в) гражданственная лирика

б) христианские мотивы г) тема поэта и поэзии
3. В чем заключается своеобразие стихотворения «Зимняя ночь»?

а) философичность

б) специфика понимания образа креста

в) использование символики

г) использование рефрена
4. По словам литературоведа В. Альфонсова, «поэзия Пастернака — поэзия дорог и разворачивающихся пространств». Приведите аргументы, подтверждающие этот тезис.
5. Назовите черты, отличающие лирику Б. Л. Пастернака от поэзии его современников.

а) пафосность, гражданственность

б) публицистичность, идеологическая направленность

в) ассоциативные ряды символических образов, динамичная метафоричность и философичность

г) музыкальность стиха, неожиданность словоупотребления
6. Прочитайте стихотворение «Мне хочется домой, в огромность» из книги «Второе рождение». Какие темы и мотивы сочетаются, переплетаются в стихотворении?

а) тема любви и страсти в) мотивы творчества

б) урбанистические мотивы г) мотив природы
7. Прочитайте стихотворение «Во всем мне хочется дойти...», открывающее сборник «Когда разгуляется». Какие художественные средства использует автор для создания напряженной, словно задыхающейся интонации?
8. Восстановите пропущенные слова в строчках Пастернака:

а) В кашне, ладонью заслонясь, б) И чем случайней, тем вернее

Сквозь фортку крикну детворе: Слагаются стихи

Какое, милые, у нас

…………………………?

в) Когда строку диктует чувство, г) Не спи, не спи, художник,

Оно на сцену шлет раба, Не предавайся сну, —

И тут кончается искусство Ты — ………………….



И дышат ……………… У вечности в плену!
9. Анна Ахматова сказала о Пастернаке: «Он наделен каким-то вечным детством». Как вы понимаете это высказывание?


Литература
Голубков М. М. Максим Горький. М., 2000.

Кулешов Ф. И. Лекции по истории русской литературы конца ХIХ — начала ХХ века. Минск, 1976.

Кучин Т. Г., Леднева А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. М., 2000.

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. В 3-х кн. М., 2001.

Литература. 11 класс. Методические советы / Под ред. В. П. Журавлева. М., 2000.

Открытый урок по литературе: Русская литература ХVIII —ХХ веков: План, конспекты, материалы: Пособие для учителей / Ред.-сост. И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. М., 2001.

Открытый урок по литературе: Русская литература ХХ века: План, конспекты, материалы: Пособие для учителей / Ред.-сост. И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. М., 2001.

Преподавание литературы в 11 классе. Книга для учителя. М., 2001.

Русская литература ХХ века. Практикум под ред. В. П. Журавле ва. М., 2000.

Русская литература ХХ века. 11 класс. Ч. 1. Под ред. В. В. Агеносова. М., 1997.

Русская литература ХХ века. 11 класс. Ч. 1. Под ред. В. П. Журавлева. М., 2002.

Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СП,., 2001.

Русская литература ХХ века: учебное пособие для 11 класса / Под ред. В. В. Кожинова. М., 1999.

Русская поэзия Серебряного века. Антология. М., 1993.

Семенов А. И., Семенова В. В. Русская литература ХХ века в вопросах и заданиях. М., 2001.

Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Под ред. В. П. Журавлева. М., 2001.

Шейнберг Л. Я., Кондаков И. В. От Горького до Солженицына. М., 1994.

Шолохов в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. М. А. Нянковский. М., 2001.

Шром Н. И. Новейшая русская литература:1987—1999. Рига, 2000.

1 Скороспелова Е. Б. Булгаков // Русская литература XIX-XX веков. Учебное пособие для поступающих в вузы: В 2 т. М., 2001. Т 2.

1 По материалам статей И. П. Карпова «Роман “Мастер и Маргарита” в православном прочтении». М.; 2001, Н. В. Барсукова «Творчество М. А. Булгакова», рукопись.

1 По материалам урока, предложенного Т. Бабкиной, гимназия № 1, г. Воронеж.

1 Урок проведен в школе № 16 г. Перми по материалам поурочных планов Р. Парфеновой, гимназия № 1, г. Оренбург.

1 Бирюков Ф. Г. Шолохов. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. —2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — 10 с.

1 Пастернак Е. Б. Не исказить голоса жизни, звучащего в нас. — М., 1992.

1 Корбинский А. Миф или идеология М., 2003.

1 Урок смоделирован и проведем в ср. школе № 9 г. Смоленска по материалам работ В. Высоцкой, школа № 102, г. Новосибирск.

1 Михайлов О. Н. От Мережковского до Бродского. // Литература Русского Зарубежья: Книга для учителя. М., 2001.

1 При проведении урока использованы материалы из книги: Шром Н. И. Новейшая русская литература 1987—1999.— Рига: Retorika A, 2000.

1 Некоторые темы, включенные в «Перечень...», выпускник школы с родным (нерусским) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант.

2 Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на, примере не менее 2-3 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1—2 произведений.


ч. 1 ... ч. 15 ч. 16 ч. 17 ч. 18