Эволюция национальных аудиовизуальных сми типовая учебная программа

ч. 1 ч. 2


Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по гуманитарному образованию
УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

___________­­­­­_________________ А.И. Жук _____________________________________


Регистрационный № ТД-__________/ тип.

ЭВОЛЮЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СМИ

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности

1-23 01 08 Журналистика (по направлениям),



направлению специальности

1-23 01 08-02 Журналистика (аудиовизуальная)



СОГЛАСОВАНО

Заместитель Министра информации Республики Беларусь

____________И. Н. Лаптенок

_________________________


Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений

Республики Беларусь
по гуманитарному образованию

_______________ В. Л. Клюня

_______________________________



СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и


среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

_______________ Ю. И. Миксюк

_________________________________

Ректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

_______________ М. И. Демчук

_________________________________














Эксперт-нормоконтролер

____________________________

_________________________________








Минск 2009


СОСТАВИТЕЛИ:
Плавник Аза Алексеевна, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.

Рецензенты:
Управление электронных средств массовой информации Министерства информации Республики Беларусь;

Кафедра журналистики Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»;

Медведева Людмила Феофановна, заведующая докторантуры и аспирантуры Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доцент кафедры государственного управления экономическими системами, кандидат экономических наук, доцент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета
(протокол № 10 от 30.04.2008);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета


(протокол № 4 от 22.05.2008);
Научно-методическим советом по группе специальностей журналистики Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
(протокол № 5 от 23.05.2008).

Ответственная за выпуск: А.А. Плавник



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История развития национальных аудиовизуальных средств массовой информации является первым начальным разделом базовых теоретических дисциплин по основам белорусской радио- и тележурналистики. Изучение и осмысление опыта, накопленного электронными средствами массовой информации на всем пути их существования, было важно всегда, но сегодня, в условиях государственного суверенитета и независимости Республики Беларусь, возрождения нации, имеет особое значение. Цель специальной дисциплины «Эволюция национальных аудиовизуальных СМИ» – изучить основные этапы развития белорусского радио и телевидения, богатый опыт прошлых лет для творческого использования в практической работе в новых условиях. Познание основных закономерностей развития радио и телевидения должно стать для будущих радио- и тележурналистов не только фундаментом при осмыслении прошлого и настоящего аудиовизуальных средств массовой информации, но и перспектив их развития.

В процессе изучения курса студент должен:



знать:

– основные сведения по истории радио- и тележурналистики;

– традиции аудиовизуальных СМИ;

– важнейшие проблемы на разных этапах развития;



уметь:

– освоить богатейший профессиональный опыт, созданный и накопленный трудом и талантом многих поколений радио- и тележурналистов;

– уметь проследить истоки многих явлений в современном радиовещании и телевидении.

Тематика специальной дисциплины «Эволюция национальных аудиовизуальных СМИ» связана с изучением традиций аудиовизуальных средств массовой информации, важнейших проблем на разных этапах развития, обусловленных как внутренними процессами в сфере аудиовизуальной журналистики, так и изменениями в политической и духовной жизни в нашей бывшей общей стране, в состав которой входила и белорусская республика. Важно при этом подчеркнуть, что процесс зарождения, становления и развития национальной радио- и тележурналистики не мог идти «в безвоздушном пространстве»: белорусское радио и телевидение родились и развивались в рамках бывшей общесоюзной системы средств массовой информации.

Изучение опыта, особенно на тех этапах, когда радио было внеконкурентным по массовости каналом информации, просвещения и воспитания, когда радио и телевидение функционировали в эпоху так называемого «живого» вещания, помогает не только воссоздать важнейшие исторические процессы национального радио- и телевещания, но и позволяет проследить истоки многих явлений в современном радиовещании и телевидении. Представляя, таким образом, исторический интерес. Этот опыт не лишен практической ценности в условиях современного вещания, базирующегося на принципиально иной технической основе.

История белорусских аудиовизуальных средств массовой информации делится на два исторических периода. Первый – радиовещание – 1925–1991 годы, телевидение – 1956–1991 годы, когда они функционировали как неотъемлемые части советского радиовещания и телевидения, опираясь в своей деятельности на принципы и методы партийной пропаганды. Второй – после 1991 года: радиовещание и телевидение развиваются самостоятельно в совершенно новых условиях государственного суверенитета Беларуси.

Надо подчеркнуть, что в советский период белорусские электронные средства массовой информации имели и свои отличительные черты, обусловленные особенностями социально-исторического и национального развития. Но, изучая национальное своеобразие, самобытный характер белорусского теле- и радиовещания, нельзя упускать из виду факт общности их истории с историей всего советского радиовещания (и телевидения) с присущими им положительными и отрицательными сторонами (жесткий партийный контроль, искажение и замалчивание правдивой информации и т.д.).

Таким образом, изучая эволюцию белорусского радиовещания и телевидения советского периода, следует принимать во внимание как общие закономерности становления и развития радиовещания и телевидения в СССР, так и национальные особенности.



Общее количество часов, отводимых на изучение дисциплины в соответствии с типовым учебным планом: 112. Из них аудиторных 52 часа. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: лекций – 24 часа, семинарские занятия – 28 часа.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





п/п

Название раздела, темы, занятия

Общее количество аудиторных

часов

Лекции

Семинарские

занятия

Раздел I. Возникновение и развитие радиовещания

1.

Тема 1. Научные и технические предпосылки изобретения радио.

2



2.

Тема 2. Общественно-исторические предпосылки возникновения радио.

3.

Тема 3. Приоритет русской науки в создании беспроволочного телеграфа.

4.

Семин. занятие 1. Возникновение и развитие радиовещания.



2

Раздел II. Развитие радиосвязи в дореволюционной

России (1895 – 1917 гг.)

5.

Тема 1. Состояние радиотехнической промышленности.

2

2

6.

Тема 2. Основные признаки дореволюционного телеграфа.

Раздел III. Радиотелеграф в первые годы

советской власти (1917 – 1924 гг.)

7.

Тема 1. Первоочередное овладение большевиками средствами связи в октябре 1917 года.

2



8.

Тема 2. Характеристика начального периода становления радиожурналистики.

9.

Тема 3. Государственная программа организации и использования радио.

10.

Семин. занятие 2. Радиотелеграф в первые годы советской власти (1917 – 1924 гг.).



2

Раздел IV. Организация и становление массового

радиовещания (1924 – 1941 гг.)

11.

Тема 1. Государственные решения об использовании радио в национальных республиках.

2



12.

Тема 2. Радиогазета как основная форма общественно-политического вещания.

13.

Тема 3. Развитие информационной службы.

2



14.

Тема 4. Становление художественного вещания.

15.

Семин. занятие 3. Организация и становление массового радиовещания в БССР (1925 – 1941 гг.).



4




Раздел V. Новые формы и методы работы радио

в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)

16.

Тема 1. Основные направления перестройки системы организации радиовещания в условиях войны.

2



17.

Тема 2. Характеристика особенностей вещания в различные периоды Великой Отечественной войны.

18.

Тема 3. Радиопередачи для населения временно оккупированных территорий. Радио и партизанское движение в тылу врага.

19.

Семин. занятие 4. Новые формы и методы работы радио в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).



2

Раздел VI. Радио в период послевоенного развития

БССР (1945 – 1980 гг.)

20.

Тема 1. Радиовещание в борьбе за ликвидацию последствий войны (1940-е – 1950-е гг.).

2



21.

Тема 2. Радио и «хрущевская оттепель» (1960-е гг.).

22.

Тема 3. Радиовещание эпохи социального застоя (1970 – 1985 гг.).

23.

Тема 4. Радиовещание в годы перестройки (1985 – 1991 гг.).

24.

Семин. занятие 5. Радио в период послевоенного развития БССР (1945–1980-е гг.).



4

Раздел VII. Радиовещание постсоветской Беларуси

(1990-е годы и на рубеже веков)

25.

Тема 1. Распад СССР на независимые государства, характеристика принципиальных изменений в системе средств массовой информации.

2



26.

Тема 2. Радиовещание на рубеже столетий.

27.

Тема 3. Основные черты радиовещания начала ХХI века.

28.

Семин. занятие 6. Радиовещание постсоветской Беларуси

(1990-е гг. и на рубеже веков).





2

Раздел VIII. Возникновение и развитие телевидения

29.

Тема 1. Предпосылки возникновения телевидения.

2



30.

Тема 2. Возникновение и развитие технической базы телевизионного вещания.

31.

Тема 3. Вещание в 1930-е – 1940-е годы.

32.

Семин. занятие 7. Возникновение и развитие телевидения.



2

Раздел IX. Организация телевидения в БССР

(1950 – 1960-е гг.)

33.

Тема 1. Становление документального вещания.

2



34.

Тема 2. Поиск новых форм экранной журналистики в 1960-е гг.

35.

Семин. занятие 8. Организация телевидения в БССР
(1950 – 1960-е гг.).



2

Раздел Х. Телевизионное вещание эпохи социального застоя и периода «перестройки и гласности» (1970-е – 1980-е гг.)

36.

Тема 1. Особенности развития телевидения в 1970-е гг.

2



37.

Тема 2. Телевидение периода «перестройки и гласности» (1985 – 1991 гг.).

38.

Семин. занятие 9. Телевизионное вещание эпохи социального застоя и периода «перестройки и гласности» (1970 – 1980-е гг.).



2

Раздел ХI. Телевидение постсоветской Беларуси

(1990-е гг. и на рубеже веков)

39.

Тема 1. 1990-е годы как сложный период ломки традиций и становления принципиально новой системы вещания.

2



40.

Тема 2. Структура и состояние национального телевещания на рубеже веков.

50.

Семин. занятие 10. Телевидение постсоветской Беларуси (1990-е гг. и на рубеже веков).



4

ВСЕГО:

24

28




52

Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАДИОВЕЩАНИЯ
Тема 1. Научные и технические предпосылки изобретения радио
Изобретение радио было подготовлено развитием науки и техники ХIХ в. Шотландский ученый Д. Максвелл теоретически обосновал существование электромагнитных волн; немецкий ученый Г. Герц экспериментально доказал процесс «электроколебания»; русский ученый А. С. Попов нашел практический способ поставить эти открытия на службу человеку – он изобрел радио (день рождения радио – 7 мая 1895 г.).

Работы других европейских и американских ученых (Фарадей, Бранли, Лодж, Тесла и др.).


Тема 2. Общественно-исторические предпосылки возникновения радио
Появление нового средства массового общения – одного из величайших достижений человеческой культуры ХIХ столетия – не было случайностью. Оно подготавливалось всем предшествующим развитием науки и отвечало требованиям эпохи. Общественно-исторические предпосылки, вызвавшие научно-техническую революцию конца ХIХ – начала ХХ века, и обусловили появление радио. Телеграф и телефон удовлетворяли потребности в быстрой и надежной связи только на суше при высокой стоимости и огромных трудностях прокладки кабеля, поэтому в беспроводной связи нуждались, в первую очередь, мореплавание и военные флоты; крупные капиталистические державы нуждались в постоянной и быстродействующей связи с колониями и другими отдаленными от метрополий географическими пунктами, важными в политическом или военном отношениях.
Тема 3. Приоритет русской науки в создании беспроволочного телеграфа
Выдающееся значение изобретения А. С. Попова, который не только первый в мире осуществил передачу без проводов на расстояние электросигналов и азбуки Морзе, но и создал прибор для передачи живой человеческой речи, что положило начало радиовещанию в современном значении этого слова.

Научная несостоятельность попыток итальянского ученого Гульельмо Маркони оставить право изобретения радио за собой. Вклад Г. Маркони в развитие радиопромышленности.


Раздел II. РАЗВИТИЕ РАДИОСВЯЗИ

В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (1895 – 1917 гг.)
Тема 1. Состояние радиотехнической промышленности
Зависимость радиотехнической промышленности от иностранных монополий. Первая мировая война и проблемы военной радиосвязи. Деятельность «Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов» (РОБТиТ). Строительство мощных радиостанций. Состояние проводной телефонной связи на территории Белоруссии и ее использование в годы первой мировой войны.
Тема 2. Основные признаки дореволюционного телеграфа
Использование радиотелеграфа в качестве средства «узкой» связи. Децентрализация в организации управления радиотелеграфным делом и эксплуатацией радиотехнических средств. Доминирующее место военной радиосвязи.
Раздел III. РАДИОТЕЛЕГРАФ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ

СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917 – 1924 гг.)
Тема 1. Первоочередное овладение большевиками средствами связи

в октябре 1917 года
Особое место, которое отводилось большевиками немедленному овладению и широкому использованию основных средств связи – телефона, телеграфа и радиотелеграфа. Первостепенная роль, которую сыграли крупные радиотелеграфные станции в подготовке и осуществлении Октябрьского переворота, защите и укреплении новой власти. Связь минских большевиков с Петроградом посредством радиотелеграфа (роль военных радиостанций Минска, Бобруйска, Могилева). Функционирование радиостанций «Новая Голландия», Царскосельская, радиостанции крейсера «Аврора» для развертывания восстания и координации действий большевиков.
Тема 2. Характеристика начального периода

становления радиожурналистики
Первые шаги в развитии радио как средства массовой информации. Применение радио для информирования широких народных масс о работе нового правительства, о событиях в стране и за рубежом. Радиограмма как основная и универсальная форма радиоинформации. Рубрика «Радио» в белорусских газетах.
Тема 3. Государственная программа организации и использования радио
Развитие радиотехники на научной основе (организация Нижегородской радиолаборатории). Широкое распространение радио по всей стране, особенно в отдаленных районах, в сельской местности, в национальных республиках (программа радиофикации). Использование радио в политической пропаганде, народном образовании, художественном просвещении.

Значение декретов «О централизации радиотехнического дела РСФСР» в создании государственной радиосвязи, в подготовке регулярного широковещания. Декрет «О радиотелефонном строительстве», которым были заложены основы организации в советской стране государственного радиовещания.


Раздел IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ МАССОВОГО РАДИОВЕЩАНИЯ (1924 – 1941 гг.)
Тема 1. Государственные решения об использовании радио

в национальных республиках
Организация регулярного вещания в Белоруссии, строительство первых радиостанций в Гомеле и Минске. Создание акционерных обществ «Радиопередача» в Москве и «Радиопросвещение» в Минске для подготовки и выдачи в эфир программ. Массовое радиолюбительское движение и его роль в радиофикации республики. Развитие и усовершенствование республиканского и местного вещания как составной части радиовещания СССР.
Тема 2. Радиогазета как основная форма

общественно-политического вещания
Начало регулярного радиовещания из Москвы. Роль центральных и белорусских радиогазет (1924 – 1932 гг.) в становлении радиожурналистики. Взаимодействие, взаимовлияние двух процессов – освоение газетного опыта и выявление собственной специфики: особая верстка материалов, их краткость, разговорная манера. Эволюционный путь жанров: от газетных – через радиогазетные – к жанрам современной радиожурналистики.

Характеристика тематики и жанров «Беларускай радыёгазеты», радиогазет «Беларуская вёска» на радыё», «Чырвоная змена» на радыё», «Камсамолец Беларусі» па радыё», «Батрак» и др. Появление и развитие основных видов вещания.

Организационная работа белорусского радио: пропаганда передового опыта, заочное обучение по радио. Реорганизация Белорусского радиоцентра в 1931 году, появление новых радиоредакций. Создание в 1933 году Республиканского комитета по радиофикации и радиовещанию и организация радиовещательных программ по всем радиостанциям и радиоузлам Белоруссии.
Тема 3. Развитие информационной службы
Причины ликвидации радиогазет. Рождение и становление выпусков «Последних известий» на Всесоюзном радио в качестве основной формы советских информационных передач. Создание редакции «Последних известий» и отдела «актуальных передач» на Белорусском радио.

Зарождение новых форм передач: радиомитинги, радиопереклички, радиовечера, радиорейды, радиособрания и т.д. Формирование к концу 30-х годов целого комплекса передач, объединенных в так называемый «Радиомитинг миллионов», его история.

Во второй половине 30-х годов – однообразие форм вещания, значительное ограничение использования специфических жанров радиожурналистики (репортажа, радиоочерка, радиоинтервью). Перевес в общественно-политическом вещании текстовых материалов. Искажение правды, которое было характерно в то время радио как элементу пропагандистской системы государства.
Тема 4. Становление художественного вещания
Полемика между «телефонистами», не признающими специфики радио, и сторонниками теории «радиоискусства» как особого искусства, отделяющей радио от других областей художественного творчества. Первые музыкальные и литературно-драматические постановки. Создание радиоспектакля, рождение радиотеатра. Рубрика Всесоюзного радио «Театр у микрофона».

Развитие белорусского художественного вещания, внимание к нему писателей, артистов, композиторов (Я. Купалы, Я. Коласа, П. Труса, Е. Тикоцкого и др.). Первый опыт создания произведений оригинальной белорусской радиодраматургии.


Раздел V. НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ РАДИО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 – 1945 гг.)
Тема 1. Основные направления перестройки системы организации радиовещания в условиях войны
Цель реорганизации – сделать радио самым оперативным средством информации, агитации и пропаганды. Основные направления: изменилась сетка вещания (место прежних заняли новые передачи и отделы); произошла централизация информации («Сводки Информбюро»); были оставлены общие передачи на всю страну из Москвы и Ленинграда; произведена эвакуация в тыл крупных радиостанций; центральное вещание перешло на короткие волны; в целом произошло сокращение программ.
Тема 2. Характеристика особенностей вещания в различные периоды Великой Отечественной войны
Передачи для фронта «Говорит фронт!» и «Слушай, фронт!». Программа «Письма с фронта и на фронт». Роль радиовещания в мобилизации усилий народа на разгром врага, в укреплении связи тыла и фронта, в информировании населения СССР и зарубежных стран о положении на фронтах. Ленинградское радио в годы войны. Публицистическая деятельность на радио писателей, деятелей культуры. Вещание на зарубежные страны.

Новые формы и методы работы: по радио часто выступали руководители правительства, общественные деятели с разъяснением военной, политической и экономической обстановки; в работе журналистов – максимальное использование живых голосов героев войны; широкое использование звукозаписывающей техники (советских «Шоринофонов» и американских «Престо»).


Тема 3. Радиопередачи для населения временно оккупированных территорий. Радио и партизанское движение в тылу врага
Организация вещания из Москвы для четырех временно оккупированных областей РСФСР. Организация вещания на белорусском языке из Москвы на территорию временно оккупированной Белоруссии.

Создание на Всесоюзном радио к концу 1941 г. белорусской редакции. Передачи радиостанции «Савецкая Беларусь» (1 января 1942 г. – 20 сентября 1944 г.) для населения временно оккупированной территории республики. Объем вещания, планирование ее деятельности, расписание передач, творческие кадры. Радио и партизанское движение в тылу врага. Радиомитинги представителей белорусского народа. Характеристика передач рубрик «Лісты з партызанскага краю», «Лісты з фашысцкай няволі». Программы для молодежи, интеллигенции, рабочих. Художественные передачи военного времени, публицистическая деятельность на радио белорусских писателей, поэтов, деятелей культуры (Я. Купалы, Я. Коласа, М. Танка. К. Чорного, П. Бровки, А. Кулешова, П. Панченко).


Раздел VI. РАДИО В ПЕРИОД ПОСЛЕВОЕННОГО РАЗВИТИЯ БССР (1945–1980 гг.)
Тема 1. Радиовещание в борьбе за ликвидацию

последствий войны (1940-е – 1950-е гг.)
Восстановление принимающей и передающей радиосети, возобновление работы республиканского и местного (областного и районного) вещания, восстановление довоенных программ и рубрик. Снижение общего уровня программ. Правительственные мероприятия по дальнейшему улучшению качества радиовещания и развитию его материально-технической базы.

Перестройка руководства вещанием в стране и республике. Роль радио в мобилизации народа на успешное преодоление тяжелых последствий войны, на восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства. Освещение движения за сплошную радиофикацию колхозов.

Передачи довоенных рубрик – «Трибуна стахановского опыта», «Трибуна передовых хлеборобов» и т.д. Ужесточение цензурной политики, негласные запреты на острые материалы, критикующие те или иные явления действительности в 40-х – начале 50-х годов.

Введение специальных передач для работников промышленности и сельского хозяйства, постепенное внедрение в практику вещания метода бестекстовых передач в середине 50-х годов. Интенсивный рост объема вещания для детей и юношества. Возрождение всех видов художественного вещания.


Тема 2. Радио и «хрущевская оттепель» (1960-е гг.)
Изменение стиля и методов работы в соответствии с теми переменами, которые происходили в общественной жизни страны. Качественные изменения в развитии структуры программ и организации вещания на Белорусском радио: новые радиопрограммы и радиостанции «Рамантыкі», «Сельскае жыццё», «Рабочая радыёгазета», «У працоўны поўдзень» и др. Запись на магнитную ленту как технологическая основа подготовки общественно-политических, а затем и информационных передач. Создание в структуре Центрального вещания молодежной программы «Юность» и информационно-музыкальной радиостанции «Маяк», в структуре Белорусского радио – «Беларускай маладзёжнай».

Развитие традиций активной пропаганды белорусской культуры. Усовершенствование взаимосвязей Белорусского радио с общесоюзным. Возникновение республиканского телевидения как стимул к дальнейшему развитию форм и жанров радиожурналистики, поисков путей последующего усовершенствования.


Тема 3. Радиовещание эпохи социального застоя (1970 – 1985 гг.)
Реформа вещания, централизация программной политики. Создание в республике Государственного комитета Совета Министров БССР по телевидению и радиовещанию, что свидетельствовало о повышении государственного статуса теле- и радиовещания и о выходе телевидения на первое место среди аудиовизуальных средств массовой информации.

Усиление многопрограммного вещания. Идеологический контроль; замалчивание фактов реальной жизни. Популярность передач, в которых активное участие принимали радиослушатели, – «Дзень нашага жыцця», «У абедзены перапынак», «Рамантыкі», «Рэха», «Яны змагаліся за Радзіму» и др. Появление программ нового типа, роль в этом процессе новой информационно-музыкальной радиостанции «Крыніца».


Тема 4. Радиовещание в годы перестройки (1985 – 1991 гг.)
Основные правительственные решения о средствах массовой информации (о дальнейшей демократизации, развитии гласности). Возрастание значения аудиовизуальных средств массовой информации на этапе перестройки. Переход средств массовой информации к политическому плюрализму. Качественные изменения в характере радиовещания: критика командно-бюрократических методов партийного и государственного руководства, освещение ранее «закрытых» тем.

Новые передачи. Преобразование Госкомитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию во Всесоюзную государственную радио- и телевещательную компанию.

Перемены в деятельности республиканского радио в связи с отменой цензуры, открытостью информации, хотя острые проблемы не поднимаются, другие по-прежнему замалчиваются (освещение событий на Чернобыльской атомной станции).

Зарождение новой стилистики прямого разговора со слушателем в программах «Школа бізнесу», «На хвалі часу», «Увайсці ў кожны дом», «Чалавек сярод людзей», «Сельская раніца», «Вячэрнія зарніцы», радиостанций «Крыніца», «Беларуская маладзёжная». Исчезновение «рапортов», хвалебных од передовикам, обращение к повседневным заботам и проблемам конкретного человека.

Утверждение в практике вещания «прямых линий»; роль гуманитарно-информационного канала радиостанции «Беларуская маладзёжная» «Шанс» в открытии широких возможностей персонифицированного вещания. Рождение новой программы «Радыёфакт» и ее роль в обновлении национального, уже самостоятельного, вещания.
Раздел VII. РАДИОВЕЩАНИЕ ПОСТСОВЕТСКОЙ БЕЛАРУСИ

(1990-е годы и на рубеже веков)
Тема 1. Распад СССР на независимые государства, характеристика

принципиальных изменений в системе средств массовой информации
Разрушение бывших взаимоотношений центральной и местной структур радио- и телевещания, вывод республиканских телерадиоцентров за границы бывшего Гостелерадио СССР. Переход от прошлой твердой централизации (вертикальной зависимости) к качественно новым отношениям – горизонтальным связям. Создание в 1994 г. Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь.

Особенности работы Белорусского радио в новых условиях государственного суверенитета и независимости, демократизации общества, коренного пересмотра общественных отношений. Новые концептуальные подходы в деятельности Белорусского радио в связи с разрушением существующей модели функционирования журналистики в обществе, переориентация профессиональных пристрастий радиожурналистов.

Принципиальное изменение сетки вещания; значение информационной программы «Радыёфакт» в обновлении белорусского эфира. Зарождение новых тенденций: аудиторию завоевывает прямой эфир, вещание персонифицируется, возрастает оперативность его информационной службы.

Активное освоение FM-диапазона; развитие негосударственного (коммерческого) вещания. Многочисленные реорганизации, исчезновение многих передач; смена поколений радиожурналистов; падение уровня профессионализма в конце 1990-х годов.

Среди новых творческих проектов, получивших признание слушателей, – программы «Цытата дня», «Праграма А», «Сямейнае радыё», «Вакол гадзінніка», «Адкрытая пляцоўка», «Канспект» и др.
Тема 2. Радиовещание на рубеже столетий
Структурно-творческие преобразования. Пересмотр программной концепции, корректировка сетки вещания. Создание в 2002 году на базе «Радио-1» Первого национального канала, на базе «Радио-2» – канала «Культура». Общая характеристика современных передач, которые ведет Белорусское радио по двум общенациональным каналам и трем радиостанциям: «Беларусь», «Сталiца» и «Радиус-FM».

Перевод всех каналов и станций Белорусского радио на трансляцию в режиме реального времени в сети Интернет, что сделало его доступным слушателям в любой точке планеты.


Тема 3. Основные черты радиовещания начала ХХI века

Формирование стабильного интереса аудитории к радиопрограммам в условиях широкого выбора каналов; усиление специализации каналов; возрастание оперативности информационного радиовещания; развитие разговорных программ (типа шоу); появление множества развлекательных, игровых программ; персонификация вещания; использование прямого эфира как повседневной практики; изменение программирования – от четкого планирования сетки вещания, жесткого следования формату – до свободного программного потока; появление вещания в глобальной сети Интернет в режиме реального времени.


Раздел VIII. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Тема 1. Предпосылки возникновения телевидения
Изобретение фотографии, кино, радио. Два главных технических достижения: «великий невидимка» и «великий немой». Кинематограф как прямой предшественник телевидения.

Работы Б. Розинга, В. Зворыкина и других русских и зарубежных ученых по передаче изображения на расстояние (П. Бахметьева, П. Нипкова, Б. Грановского, Л. Термена, А. Адамяна, П. Шмакова и др.).


Тема 2. Возникновение и развитие технической базы

телевизионного вещания
Разработка технических средств передачи изображения на расстояние. Системы трансляции телевизионного сигнала – кабельные, радиорелейные и спутниковые. Современная аппаратура нового века.
Тема 3. Вещание в 1930-е – 1940-е годы.
Организация вещания на основе «механической» и «электронной» систем. Начало регулярного телевизионного вещания в Москве (1934 г.). Создание Ленинградского телецентра (1938 г.). Содержание экспериментальных программ, преобладание произведений театра, кино, эстрады.
Раздел IX. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В БССР

(1950 – 1960-е гг.)
Тема 1. Становление документального вещания
Активные поиски специальных телевизионных средств выражения, попытки выявления, осознания общественных функций. Создание Центральной студии телевидения, организация редакций общественных программ.

Создание в 1956 г. Минской студии телевидения. Поиски форм вещания. Первые передачи. Начальный период развития телевидения: от трансляции произведений искусства (кино, театр, эстрада) до создания собственных студийных передач. Возникновение редакций, процесс освоения разных форм вещания. Становление информационной службы. Перелом в вещании в связи с появлением на студии первой ПТС. Развитие материально-технической базы.

Творческое осмысление и внедрение в практику белорусского вещания опыта Центрального телевидения, в частности, в активном развитии формы тележурнала, который сразу завоевал массовую аудиторию и в республике: «Пионерский костер», «Искусство», «Знание», «Для вас, женщины», «Здоровье».

Характеристика общественно-политических, литературно-драматических передач, передач для детей, музыкальных и киноредакции. Внестудийные передачи как первые попытки публицистического осмысления жизненных процессов.

Начало развития художественного вещания: телевизионного кинематографа (вначале хроникально-документального, затем художественного), телевизионного театра (создание телеспектакля) и поиски в создании передач, пропагандирующих произведения искусства.

Создание общесоюзной телевизионной сети, начало многопрограммного вещания. Зарождение двух важнейших видов вещания, возникших в 50-е гг., – телевизионного кинематографа и службы информации (образование редакций «Последних известий» Центральной студии и Минской студии телевидения). 1957 год (VI Всемирный фестиваль молодежи) – переломный в становлении государственной системы телевизионного вещания в СССР: от «островного» к общесоюзному вещанию.


Тема 2. Поиск новых форм экранной журналистики в 1960-е гг.
Социально-исторические предпосылки бурного развития телевизионной публицистики («хрущевская оттепель»). Преобладание «прямого» телевидения. Основные программы Центрального телевидения 60-х годов: КВН, «Эстафета новостей» Ю. Фокина, «Рассказы о героизме» С. Смирнова, «Голубой огонек», «Кинопанорама», «Музыкальный киоск» и др. Включение советского телевидения в трансляционные сети Интервидения и Евровидения. Расширение тематики и совершенствование форм информационной публицистики. Создание Центрального телевидения СССР.

Завершение формирования системы аудиовизуальных средств массовой информации республики, с одной стороны, структуры и организационных форм Центрального, республиканского и местного вещания – с другой. Создание телевещательных студий в областных городах республики (Гомеле, Бресте, Гродно, Витебске, в 80-х годах – в Могилеве), строительство мощных ретрансляционных станций. Начало регулярной ретрансляции в республике первой и второй программ Центрального телевидения (Москва); выход на Интервидение. Усовершенствование структуры. Объединение (1961 г.) Комитета по радиовещанию и телевидению при СМ БССР и Минской студии телевидения в единый творческий коллектив. Переименование Минской студии телевидения в студию Белорусского телевидения – «БТ» (1964 г.).

Активное освоение новых форм экранной журналистики, опыта радиовещания и кинематографа, «прямого» телевидения. Развитие белорусской тележурналистики по трем магистральным направлениям: «разговорные жанры» – выступление, беседа, интервью (передачи из студии), репортаж и телекино (непосредственное вторжение телекамеры в жизнь). Появление автора в кадре, зарождение персонифицированной тележурналистики.

Процесс расширения тематики и совершенствование форм информационной публицистики. Переименование «Последних известий» в «Телевизионные новости». Усложнение программы в связи с обретаемой массовостью. Основные программы Белорусского телевидения 60-х годов: «Я – из шестидесятых», «Вуліцы і плошчы расказваюць», «Колас», «Тэлевізійны рабочы клуб» и др. Новые формы общения с аудиторией – телеклубы, телекафе («Мечта», «Наши вузы», «Ветер странствий и др.), теледиспуты. Развитие телеочерка.


Раздел Х. ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ВЕЩАНИЕ ЭПОХИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАСТОЯ И ПЕРИОДА «ПЕРЕСТРОЙКИ И ГЛАСНОСТИ»

(1970-е – 1980-е гг.)
Тема 1. Особенности развития телевидения в 1970-е гг.
Централизация программной политики в СССР (после преобразования Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР в союзно-республиканский Госкомитет СМ СССР по телевидению и радиовещанию в Белоруссии создается Госкомитет СМ БССР по телевещанию и радиовещанию (Гостелерадио БССР).

Ужесточение идеологического контроля, вытеснение «прямого» телевидения видеомагнитной записью; безудержная пропаганда «успехов социализма», приукрашивание в целом информации, но и наличие творческих достижений.

Основные передачи: «Память», «Высота», «Телевизионный пресс-центр», «Панорама», «Как вам нравится?», «Камертон», «Акценты», «Вас вызывает Спортландия» и др.

«Высота» как заметное явление телевещания 70-х (отход от привычной схемы показа рабочего человека, традиционной подачи материала на промышленные темы, оперативность, постоянная аудитория и т.д.). Поиск нетрадиционного подхода к освещению проблем, новых форм, оригинальных решений в передаче «Арифметика бережливости», в цикловых передачах «ТелеОТК», «Деловые встречи», «Перспективы».

Первый белорусский документальный видеофильм «Этапы великих свершений» (1977 г.) как значительная и принципиально новая работа Белорусского телевидения, по жанру близкая циклу видеофильмов «Наша биография» Центрального телевидения: характеристика поисков новых форм диалога телеэкрана и зрителя. Открытие в 1981 году самостоятельной национальной программы на собственном (шестом) канале, отдельном от Москвы, реализация широких возможностей в этой связи для более продуманного структурного формирования вещательной сетки. Комплекс мероприятий, направленных на усовершенствование национальной программы и ее полное распространение по территории республики. Формирование новой программы из трех традиционных блоков вещания: информационно-публицистического, научно-познавательного и художественного.
Тема 2. Телевидение периода «перестройки и гласности» (1985 – 1991 гг.)
Возрастание роли телевидения на этапе перестройки, роль гласности в изменении общественного сознания. Новые творческие принципы перестройки республиканского телевещания в условиях публичности. Роль прямого эфира в качестве средства демократизации вещания. Анализ передач «Служба вашего настроения», «Тэледэбаты», «Чалавек і эканоміка», «Пра цябе і для цябе», «Акценты», «Сустрэча для вас», «Голоса памяти», «Телевидение – школе» и др.

Качественные изменения в характере телевещания: ломка устоявшихся форм, усиление критической направленности. Общая тенденция – все больше передач выходит в форме диалогов, дискуссий, телемостов, «круглых столов».

Значительное обновление телевизионного вещания: «Факты и суждения», «Откровенный разговор», «На ваш суд», «Алло! Есть вопрос» и др. Характеристика передач молодежной программы «Крок», ток-шоу «Карамболь».
Раздел ХI. ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПОСТСОВЕТСКОЙ БЕЛАРУСИ

(1990-е гг. и на рубеже веков)
Тема 1. 1990-е годы как сложный период ломки традиций и становления принципиально новой системы вещания
Новый исторический этап функционирования национального телевещания в условиях государственного суверенитета и независимости. Кардинальные перемены в новых социально-политических условиях перехода из идеологической составляющей в сферу рыночной экономики: создание предпосылок для развития рынка телепрограмм, открытия новых каналов разных форм собственности (появление негосударственных телеканалов в регионах и отдельных городах).

Перестройка и реорганизации, изменение сетки вещания. Рост числа развлекательных программ, возрастание интереса к криминальным программам, резкое увеличение доли рекламных материалов.


Тема 2. Структура и состояние

национального телевещания на рубеже веков
Расширение информационного пространства страны. Трансформация функциональных и структурных особенностей телевидения, которая получила свое воплощение в создании новых телеканалов и перепрофилировании уже существующих («СТВ», «ОНТ», «Лад», «Беларусь-ТВ»), Переименование «БТ» в «Первый национальный канал». Открытие собственного телевещания на страны СНГ и Балтии Межгосударственной телерадиокомпании «Мир».

Структура НГТРК Республики Беларусь (кроме радиоканалов и станций): три телевизионных канала – Первый национальный телеканал, телеканал «Лад», международный спутниковый канал «Беларусь-ТВ» и пять областных телерадиокомпаний.


ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие № 1.

Тема: Возникновение и развитие радиовещания
Вопросы:

  1. Предыстория изобретения радио.

  2. Общественные и научные предпосылки.

  3. Изобретение радио русским ученым А.С. Поповым.

  4. Основные признаки дореволюционного телеграфа.


Темы рефератов:

  1. История изобретения радио.

  2. Приоритет русской науки в создании беспроводного телеграфа.

  3. Развитие радиосвязи в дореволюционной России.

  4. Первая мировая война и проблемы военной радиосвязи.

  5. Международная общественность об изобретении радио на рубеже ХIХ – ХХ столетий.


Список литературы:

  1. Бренев И. Изобретение радио А.С. Поповым. – М., 1976.

  2. Ворошилов В.В. Журналистика. – СПб., 2000.

  3. Гуревич П., Ружников В. Советское радиовещание. Страницы истории. – М., 1976.

  4. Овсепян Р.П. В лабиринтах отечественной журналистики. – М., 1999.

  5. Основы радиожурналистики. – М., 1984.

  6. Ружников В. Так начиналось… (Историко-теоретический очерк советского радиовещания. 1917 – 1928 гг.). – М., 1987.

  7. Рыбкин Н.П. Десять лет с изобретением радио. – М., 1945.

  8. Тесла Н. Из предыстории радио. – М., 1948.


Семинарское занятие № 2.

Тема: Радиотелеграф в первые годы советской власти (1917 – 1924 гг.)
Вопросы:

  1. Использование большевиками радиотелеграфа в период подготовки Октябрьского вооруженного восстания 1917 года.

  2. Методологические проблемы периодизации истории радиовещания.

  3. Характеристика начального этапа развития радиовещания: новый взгляд (1917 – 1924 гг.).

  4. Государственная программа организации и использования радио, первые декреты о радио.


Темы рефератов:

  1. Радиограмма – основная универсальная форма радиоинформации после революции 1917 г.

  2. Первоначальные формы радиопередач (1920-е гг.).

  3. Правительственные декреты по вопросам развития радиовещания и его материально-технической базы.

  4. Первые шаги в развитии радио как средства оперативной массовой информации.

  5. Первая мировая война и проблемы военной радиосвязи.


Список литературы:

  1. Гуревич П., Ружников В. Советское радиовещание. Страницы истории. – М., 1976.

  2. Дубровин В. Б. К истории советского радиовещания. – Л., 1972.

  3. Дубровин В. Б. Об эволюции газетных форм работы и жанров на радио (1922–1932 гг.) // Журналистика: Наука. Образование. Практика. – Л., 1971.

  4. История советской радиожурналистики. Документы. Тексты. Воспоминания. 1917–1945 гг. – М., 1991.

  5. Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. – М., 1981.


Семинарское занятие № 3.

Тема: Организация и становление массового радиовещания
в БССР (1925 – 1941 гг.)

Вопросы:

  1. Государственные постановления об использовании радио в национальных республиках.

  2. Радиогазета – основная форма общественно-политического радиовещания.

  3. Формы и жанры передач в предвоенный период.

  4. Реформы радиовещания начала 1930-х годов: организация выпусков. Последних известий.


Темы рефератов:

  1. Роль радиогазеты (1924 – 1932 гг.) в становлении радиожурналистики.

  2. История зарождения и развития ведущего жанра радиопублицистики – репортажа.

  3. Развитие основных видов и форм «звучащей журналистики» в предвоенные годы, их совершенствование.

  4. Значение опыта и традиций печати для становления и развития радиожурналистики.

  5. Начало становления художественного радиовещания.


Список литературы:

  1. Булацкий В. Г., Плавник А. А., Шеин В. Н., Яконюк Д. Л. Основы белорусской радиожурналистики. Часть 1. История радиовещания. Формы и жанры // Учебное пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь для студентов специальности «Журналистика», учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. – Мн., 2006.

  2. Гаворыць і паказвае Беларусь // Зборнік артыкулаў. – Мн., 1975.

  3. Нарченко Г. Радиотеатр. – М., 1987.

  4. Очерки истории советского радиовещания и телевидения. – М., 1982.

  5. Радиожурналистика. – М., 2002.

  6. Радкевіч Я. Р. Беларускае радыё: гісторыя, перспектывы развіцця. – Мн., 1983.


Семинарское занятие № 4.

Тема: Новые формы и методы работы радио в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)
Вопросы:

  1. Реорганизация советского радиовещания в условиях войны.

  2. Организация выпусков оперативной военной информации «От Советского Информбюро». Основные передачи для фронта и тыла, для населения временно оккупированных территорий.

  3. Новые формы и методы работы.

  4. Функционирование радиостанции «Советская Белоруссия» в годы войны.


Темы рефератов:

  1. Основные направления перестройки всей системы организации радиовещания в годы войны.

  2. Характеристика особенностей вещания в разные периоды Великой Отечественной войны.

  3. Передача «Письма с фронта и на фронт».

  4. Советское радиовещание на зарубежные страны в годы войны.

  5. Организация вещания на белорусском языке из Москвы на территорию временно оккупированной Белоруссии.

  6. Влияние опыта военных лет на широкое распространение метода бестекстовых передач в послевоенном вещании.


Список литературы:

  1. Гаворыць і паказвае Беларусь // Зборнік артыкулаў. – Мн., 1975.

  2. Глейзер Н.С. Радиовещание и телевидение в СССР. Даты и факты. 1917 – 1986 гг. – М., 1989.

  3. Куденко О. Подвиг народа. – М., 1971.

  4. Лебедзеў А. П. Бітва нябачнага фронту. – Мн., 1972.

  5. Маграчев Л. Е. Сюжеты, сочиненные жизнью. – М., 1972.

  6. Попов И.М. Враг не пройдет. – М., 1988.

  7. Радио в дни войны. – М., 1982.

  8. Радиожурналистика. – М., 2002.


Семинарское занятие № 5.

Тема: Радио в период послевоенного развития БССР (1945–1980-е гг.)
Вопросы:

  1. Радиовещание в борьбе за ликвидацию последствий Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).

  2. Радио и «хрущевская оттепель» 1960-х гг.

  3. Радио эпохи социального застоя (1970 – 1985 гг.).

  4. Радиовещание в годы перестройки (1985 – 1999 гг.).


Темы рефератов:

  1. Качественные изменения в характере радиовещания: критика командно-бюрократических методов партийного и государственного руководства, освещение ранее «закрытых» тем.

  2. Значение создания в структуре Центрального радиовещания радиостанций «Маяк» и «Юность», в структуре Белорусского радио – «Белорусская молодежная» и «Крыніца».

  3. Принципы нового отбора и верстки сообщений.

  4. Широкое развитие бестекстовых передач в 1960-е гг.

  5. Реформа радиовещания, особенности развития в 1970-е гг.

  6. Возрастание значения аудиовизуальных средств массовой информации на этапе перестройки.


Список литературы:

  1. Музыря А.А. В эфире радиостанция «Юность». – М., 1979.

  2. Булацкий В. Г., Плавник А. А., Шеин В. Н., Яконюк Д. Л. Основы белорусской радиожурналистики. Часть 1. История радиовещания. Формы и жанры // Учебное пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь для студентов специальности «Журналистика», учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. – Мн., 2006.

  3. Плавник А. Уроки истории: радиовещание, перестройки и гласности // Журналистика–2005. – Мн., 2005.

  4. Радкевіч Я. Р. Маладзёжная праграма. Станаўленне. Функцыі. Форма. – Мн., 1979.

  5. Ружников В.Н. О современном радиовещании. В диапазоне современности. – М., 1985.


Семинарское занятие № 6.

Тема: Радиовещание постсоветской Беларуси

(1990-е гг. и на рубеже веков)
Вопросы:

  1. Демонополизация радиоэфира после 1991 года, структурно-творческие преобразования.

  2. Формирование рынка электронных масс-медиа: конкурентная борьба за частоты, аудиторию, рекламу, доступ информации, качество звучания.

  3. Радиовещание на рубеже веков: возрастает оперативность информационного вещания; аудиторию завоевывает прямой эфир; вещание персонифицируется; больше внимания уделяется развлекательным и криминальным программам.


Темы рефератов:

  1. Структурно-творческие преобразования 1990-х гг. Пересмотр концепции, корректировка сетки вещания.

  2. Существенные изменения в системе средств массовой коммуникации в условиях коренных социально-политических преобразований, перемен в духовной жизни общества. Создание «Первого национального канала Белорусского радио» и канала «Культура» в 2002 г.

  3. Организация и структура радиовещания России и Беларуси в 1990-е годы: сочетание государственного и негосударственного радиовещания.

  4. Проблема сохранения лучших достижений прошлых лет.

  5. Поиск новых форм общения со слушателями: перевод всех каналов и станций Белорусского радио на трансляцию в режиме реального времени в сети Интернет.


Список литературы:

  1. Беларускае радыё: гісторыя, сучаснасць, перспектывы развіцця // Матэрыялы Рэспубліканскай навукова-практычнай канферэнцыі, прысвечанай 80-годдзю Беларускага радыё. – Мн., 2005.

  2. Беляев С.В., Коробицын В.Н. Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. – М., 1995.

  3. Ворошилов В.В. Радиожурналистика. – СПб., 2000.

  4. Булацкий В. Г., Плавник А. А., Шеин В. Н., Яконюк Д. Л. Основы белорусской радиожурналистики. Часть 1. История радиовещания. Формы и жанры // Учебное пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь для студентов специальности «Журналистика», учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. – Мн., 2006.

  5. Плавник А. Основные этапы развития аудиовизуальных СМИ. Учебно-методический комплекс. – Мн., 2003.

  6. Шеин В. Н. Радиовещание // Энциклопедический сборник «Современная Беларусь». Т. 3. Культура и искусство. – Мн., 2007.


Семинарское занятие № 7.

Тема: Возникновение и развитие телевидения
Вопросы:

  1. Социальные и научные предпосылки изобретения телевидения.

  2. Разработка технических средств передачи изображения на расстоянии.

  3. Организация вещания в 1930-е гг. на основе «механической» и «электронной» систем.


Темы рефератов:

  1. Б.Л. Розинг и В.К. Зворыкин – русские изобретатели телевидения.

  2. Предыстория изобретения телевидения.

  3. Кинематограф и радио как прямые предшественники телевидения.

  4. Содержание экспериментальных программ Московского и Ленинградского телецентров в довоенный период.


Список литературы:

  1. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. – М., 1978.

  2. Багиров Э., Кацев И. Телевидение – ХХ век. – М., 1968.

  3. Саппак В.С. Телевидение и мы. – М., 1988.

  4. Телевизионная журналистика. – М., 2002.

  5. Шаболовка, 13. Страницы истории телевидения. – М., 1988.

  6. Юровский А. Я. Телевидение – поиски и решения. – М., 1983.


Семинарское занятие № 8.

Тема: Организация телевидения в БССР (1950 – 1960-е гг.)
Вопросы:

  1. Тенденции развития телевидения в 1950-е годы. Зарождение белорусской телевизионной журналистики.

  2. Освоение специфики нового средства массовой информации в 1960-е годы, зарождение персонифицированной журналистики.


Темы рефератов:

  1. Начальный период развития телевидения: от трансляции произведений искусства (кино, театр, эстрада) до создания собственных передач.

  2. Основные программы 1960-х годов. Преобладание прямого эфира; определение жанров вещания.

  3. Формирование телевидения как средства массовой информации. Поиск новых форм экранной журналистики.


Список литературы:

  1. Гаворыць і паказвае Беларусь // Зборнік артыкулаў. – Мн., 1975.

  2. Плавник А. А., Шилова Л. Ф., Фрольцова Н. Т. История Белорусского телевидения // Учебно-методическое пособие: В 2-х ч. – Мн., 1988, 1989.

  3. Телевизионная журналистика. – М., 2002.

  4. Шаболовка, 13. Страницы истории телевидения. – М., 1988.


Семинарское занятие № 9.

Тема: Телевизионное вещание эпохи социального застоя и периода «перестройки и гласности» (1970 – 1980-е гг.)
Вопросы:

  1. Централизация вещания в СССР в 1970-е годы. Вытеснение «прямого» телевидения видеомагнитной записью. Усиление цензуры. Циклы и рубрики.

  2. Телевидение после 1985 года. Качественные изменения в характере вещания. Новые передачи. Усиление критической направленности.

  3. Дискуссия об альтернативном телевидении как возможности отхода от жестко централизованной модели телевидения в СССР.


Темы рефератов:

  1. Новые творческие принципы перестройки республиканского телевещания в условиях публичности.

  2. Роль прямого эфира в качестве средства демократизации вещания.

  3. Обновление телевизионного вещания, характеристика передач молодежной программы «Крок», ток-шоу «Карамболь».


Список литературы:

  1. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. – М., 1978.

  2. Телевизионная журналистика. – М., 2002.

  3. Юровский А.Я. Телевидение – поиски и решения. – М., 1983.


Семинарское занятие № 10.

Тема: Телевидение постсоветской Беларуси

(1990-е гг. и на рубеже веков)
Вопросы:

  1. Новый исторический этап функционирования национального телевещания в условиях государственного суверенитета и независимости.

  2. 1990-е годы как сложный период ломки традиций и становления принципиально новой системы вещания.

  3. Структура и состояние национального телевещания на рубеже веков.


Темы рефератов:

  1. Создание предпосылок для развития рынка телепрограмм, открытия новых (негосударственных) каналов разных форм собственности в регионах и отдельных городах.

  2. Структурно-творческие преобразования 1990-х годов.

  3. Содержание новой концепции телевещания на рубеже веков.

  4. Создание новых каналов и перепрофилирование существующих на рубеже веков.


Список литературы:

  1. Нацыянальнае тэлевяшчанне: Учора, сёння, заўтра // Матэрыялы навукова-практычнай канферэнцыі, прысвечанай 50-годдзю Беларускага тэлебачання. – Мн., 2006.

  2. Муратов С. Телевидение в поисках телевидения. – М., 2001.

  3. Плавник А. А. Телевидение // Энциклопедический сборник «Современная Беларусь». Т. 3. Культура и искусство. – Мн., 2007.

  4. Тэле- і радыёжурналістыка напрыканцы стагоддзя // Зборнік публікацый 1990–2000 гг.: У 2-х частках. – Мн., 2000.

  5. Фрольцова Н.Т. Основные тенденции развития современного телевидения Республики Беларусь // Сборник материалов «Современная журналистика. Методология, творчество, перспективы». – Мн., 2008.



ЛИТЕРАТУРА


ч. 1 ч. 2