Галкин Сергей Анатольевич Арт-ярмарка как институция курсовая работа

ч. 1


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

“Высшая школа экономики”»

Факультет истории

Галкин Сергей Анатольевич


Арт-ярмарка как институция
Курсовая работа студента 1 курса группы № М-12-2,

магистерская программа

«История художественной культуры и рынок искусства»

Научный руководитель

А.А. Данилова

Москва 2013



Оглавление

Введение…………………………………………………………….…….. 3

Глава 1. Определение и роль арт-ярмарки……………………………… 5

Глава 2. История появления арт-ярмарок……………………….……….12

Глава 3. Развитие арт-ярмарок на современном этапе………………….18

Заключение………………………………………………………………...23

Список использованных источников и литературы…………………….25

Введение

Понятие арт-рынок прочно закрепилось в лексиконе современной культуры. Арт-рынок представляет собой систему, построенную на связях между создателями и потребителями искусства. Одно из мнений, которое отражает современное состояния арт-рынка и относится в большей степени к западному рынку, приводится в статье А.А.Лысаковой: «Современный рынок искусства характеризуется глобализацией своей деятельности, изменением традиционных функций художественных институций и преувеличенной ролью профессиональных посредников, отсутствием четкой ценовой политики и априорной невозможностью контроля уровня цен. Его симптоматичной чертой является страстное потребление contemporary art - актуального искусства. Уровень цен на произведения этой категории сопоставим с уровнем цен на проверенное временем искусство старых мастеров, потребление которого, наряду с коллекционерским, носит инвестиционный характер. В свою очередь, «новые» собиратели, потребляющие «свежайшую» арт-продукцию, руководствуются иными целями. Покупка актуального искусства, с одной стороны, согласно методологии французского философа Жоржа Батая, может быть понята как показная трата - демонстративное разрушение богатства с целью подтверждения, удержания или повышения своего социального статуса. С другой стороны, потребление contemporary art не является единичным актом покупки. Такое потребление становится стилем жизни. Посредством потребления, покупки contemporary art новые элиты увеличивают свой символический капитал».1

В результате, наряду с традиционными формами потребления искусства, такими как покупка искусства на аукционах или в галерее, самым динамичным и востребованным институтом сегодняшнего арт-рынка становится хорошо организованная, развивающаяся арт-ярмарка, имеющая долгую историю, во главе которой стоят люди, глубоко понимающие художественный процесс.

В своей работе я поставил задачу рассмотреть формирование развития арт-ярмарки как институции, а именно: найти предпосылки возникновения арт-ярмарки, определить ее роль на рынке искусства, описать общие тенденции, и ответить на вопрос какая ярмарка может быть успешной.

Поскольку речь идет об актуальном художественном процессе использованная мной литература относится к арт-критике. Это не только книги и статьи собственно художественных критиков, но и статьи для газет, а также блоги, которые они ведут. Наиболее содержательными мне показались публикации и книги Жюдит Бенаму-Юэ, Луизы Бак, Джудит Грир. Наиболее интересным из зарубежных авторов для меня стал Олав Вельхаус, доцент факультета социологии и антропологии Университета Амстердама, написавший ряд статей о рынке искусства и Венецианской биеннале для газеты The Art News Paper. Еще один важный источник - интернет-ресурсы и комментарии к статьям, опубликованным на этих ресурсах. В сообществе портала www.snob.ru зарегистрированы известные российские кураторы, коллекционеры, галеристы и специалисты по рынку искусства, которые предлагают вступить с ними в дискуссию. Одним из самых компетентных участников портала является Ник Ильин - известный куратор, имеющий русские корни. Его статьи и комментарии, посвященные арт-рынку были для меня очень полезными.

Тема арт-ярмарок представляется нам актуальной. В отечественных публикациях она мало освещена, поскольку художественные процессы находится в начальной стадии своего формирования. Отчасти, это связано с невысоким уровнем проводимых ярмарок, в частности главной российской ярмарки современного искусства - Арт Москва, которая не пользуется большой популярностью, ни у галерей, ни у коллекционеров и людей, интересующихся искусством. Тому есть несколько причин, одна из которых - устаревший формат ярмарки. В то же время, со сменой директора в прошлом году, намечаются тенденции развития этой ярмарки, в частности появились новые программы, которые могут привлечь как галеристов, так и коллекционеров.


Глава 1. Определение и роль арт-ярмарки

Ярмарка представляет собой организованное на определенный срок локальное рыночное пространство, служащее местом встречи продавцов и потребителей рынка искусства. Каждая ярмарка имеет свою специализацию (например, ярмарки антиквариата или ярмарки современного искусства), в соответствии с которой формируется состав ее участников. В зависимости от формата ярмарки, участниками события могут быть художники, галереи, салоны. Но наиболее успешными являются ярмарки, где участвуют только галереи. Таким образом, ярмарка является своеобразным «люксовым бутиком» и имеет несколько преимуществ перед другими рыночными формами потребления искусства, как для покупателей, так и для продавцов:



  • Предлагается наиболее актуальный на данный момент срез текущей ситуации рыка искусства и подбор произведений искусства;

  • Покупатель может сравнить и выбрать из того, что ему купить и продавец может сравнить свои работы с тем, что продают другие;

  • Все произведения искусства прошли определенный отбор;

  • На ярмарке происходит процесс непосредственной коммуникации участников рынка;

  • В рамках ярмарок происходит много различных профессионально-ориентированных сопутствующих мероприятий – проводятся конференции, демонстрации фильмов, организуются посещения частных коллекций, специальных показов и т.д.

Как сформулировала это Жюдит Бенаму-Юэ «Вместе с изменением особенностей функционирования художественного рынка меняются виды потребления искусства. Раньше коллекционеры регулярно посещали галереи, чтобы удовлетворить свое любопытство, узнать о новых поступлениях, встретиться с такими же коллекционерами, как они. Сегодня формула потребления совсем другая. Предложение стало интернациональным, и сообщество коллекционеров перемещается по свету к месту очередного события».2 Коллекционеры и клиенты понимают, что выставляющиеся на арт-ярмарках галереи стремятся представить высококлассные вещи: для галерей это своего рода форум, возможность поддержать и повысить свой профессиональный имидж, а для коллекционеров – способ сэкономить время, осмотрев все сразу в одном и том же месте.

В настоящее время арт-ярмарки становятся все более привлекательными как для галерей, так и любителей искусства. Успешные галереи в условиях жесткой конкуренции с аукционными домами больше не могут работать исключительно на местном рынке. Сильное положение арт-ярмарок оказало значительное влияние на галерейный бизнес - галереи сегодня практически утратили способность оставаться независимыми от арт-ярмарок.

С одной стороны, участие галерей в арт-ярмарках способствует развитию галерейного бизнеса. Участие в ярмарке позволяет галерее расширить круг клиентов, установить деловые и личные связи с новыми коллекционерами со всего мира. Посещение ярмарки искусства всегда было важным направлением деятельности для коллекционеров. Это дает им шанс увидеть вместе все работы художников, которые можно приобрести сейчас на рынке. Отказ от участия чреват весьма негативными последствиями для галереи. Во-первых, он ставит под сомнение репутацию галереи. Как бы ни была уважаема галерея, причину ее отсутствия на ключевых арт-ярмарках можно рассматривать как недопуск к участию отборочной комиссией. Во-вторых, не использованная возможность расширить базу контактов значительно сужает круг предполагаемых покупателей. Фактически арт-ярмарки «продают» галереям доступ к целевой аудитории, которая в последнее время становится все шире.

С другой стороны, участие в ярмарке представляет определенную степень риска для галереи, поскольку нет никакой гарантии, что финансовые ресурсы, затраченные для участия, окупятся. Последствием участия может стать нехватка денежных средств для дальнейшего существования галереи. Галерея не должна надеяться на продажи на ярмарках, но, скорее, воспринимать свое участие, как прямую рекламу на целевую аудиторию.

Таким образом, с одной стороны, ярмарка и галерея работают на взаимное повышение авторитета, а с другой стороны ярмарка представляет для галереи опасность. Ярмарка должна выглядеть максимально привлекательно в глазах галерей, которые она стремится привлечь к участию.

Арт-ярмарки привлекают все больше посетителей – в первую очередь, это коллекционеры, которым ярмарки, как и галереи –  в отличие от аукционов – позволяют сохранять конфиденциальность сделки и предоставляют возможность приватного обсуждения цены работы. В эпоху увеличения давления со стороны контролирующих органов в сторону увеличения «прозрачности» арт-рынка, этот момент становится очень важным для коллекционеров.

Кроме традиционных коллекционеров посетителями становятся потенциальные покупатели, для которых ярмарка пока является культурным мероприятием. Несмотря на то, что эта группа посетителей не является основными покупателями предметов искусства, тем не менее, она представляет целевую аудиторию перспективных покупателей.

Увеличивающееся число посетителей также повышает статус арт-ярмарки, влияет на финансовые показатели самой ярмарки, а также положительно сказывается на экономике города, принимающего ярмарку.

В итоговый отчет по арт-рынку за 2012 год, подготовленный компанией Skate's Art Market Research, впервые был включен список ведущих арт-ярмарок.3 Данная компания интересна тем, что она является одной из немногих российских компаний, занимающейся ежегодным экономическим анализом рынка искусства и оказанием консультаций и рекомендаций по приобретению искусства, а ее управляющим директором является Скатерщиков Сергей Сергеевич - российский менеджер, специалист по финансовой информации, акционерным и портфельным инвестициям.

Согласно отчету, в настоящее время ежегодно проводится около 200 арт-ярмарок по всему миру. Некоторые из них стали особенно влиятельными на мировой арт-сцене (табл.1). В этом списке отмечены такие ярмарки, как Art Basel, Frieze London, The Armory Show, о которых мы поговорим ниже. Рейтинг составлен на основе четырех критериев: год образования ярмарки, количество участвующих галерей в 2012 году, количество посетителей в 2012 году и репутация, которая определяется экспертами компании Skate's с точки зрения способности ярмарки влиять на уровень цен на искусство и обеспечивать прозрачность сделок для художников. Несмотря на множество других факторов, которые могут влиять на позиционирование ярмарки, эксперты Skate's считают, что этих четырех критериев вполне достаточно для того, чтобы показать объективный статус, отражающий текущее положение ярмарок на рынке искусства.



Табл.1. Топ-15 арт-ярмарок в 2012 г. (источник - Skate's Art Market Research)

Включенные в список арт-ярмарки завоевали статус наиболее востребованных мест для участия. Это произошло в основном за счет позиционирования арт-ярмарок, как места, которое привлекает наиболее широкую аудиторию коллекционеров и людей, интересующихся искусством. Эти ярмарки предлагают наиболее широкие возможности для коллекционеров посещать частные просмотры, знакомиться с профессиональным мнением участников, а для специалистов по арт-рынку и любителей искусства увидеть произведения, которые, возможно, никогда не будет выставлены на публике вновь.

Арт-ярмарки перестали быть местом встречи узких специалистов и приобрели черты фестивалей искусств, светских мероприятий, мест притяжения покупателей. Самые крупные превратились в театральные действия, влекущие к себе всех - от директоров крупнейших музеев, кураторов и критиков, до коллекционеров, частных дилеров и журналистов. Ярмарки, таким образом, помимо своей прямой и главной - коммерческой функции, выполняют еще одну. Они превращаются в место популяризации и актуализации современного искусства, становясь важнейшим институтом в процессе потребления искусства.

По мере того, как событийная сторона начинает играть все большую роль в развитии искусства, ярмарки выходят на первый план, не уступая биеннале, аукционным неделям и вернисажам в известных музеях. Все они хотят привлечь внимание коллекционеров. Несмотря на большие вложения в участие, галереи наперегонки стремятся пройти сложную процедуру отбора на крупные ярмарки. Их выставочные стенды тщательно продуманы, лучшие работы приберегаются для этого важного случая, а художники специально к подобным событиям создают новые произведения. Коллекционеры, в свою очередь, стараются договориться о продаже наиболее интересных работах заранее и обойти конкурентов.

По мнению Жюдит Бенаму-Юэ, «арт-ярмарки представляют уникальную возможность увидеть огромное количество работ, даже если они выглядят не очень выгодно в контексте выставочного стенда. Среди всего этого изобилия можно уловить намечающиеся тенденции в художественном мире, не забывая, однако, что галереи обычно выставляют работы, которые считают коммерчески привлекательными для посетителей. В какой-то год могут доминировать работы абстрактного экспрессионизма, в другой – документальная фотография или, например, ассамбляжи.

Существует несколько подходов к вопросу о покупке на арт-ярмарке. Главная задача ярмарок – продать, и многие коллекционеры не могут избежать соблазна этому давлению поддаться. Галеристы часто говорят, что клиенты покупают со стендов ровно то, что отвергли пару недель назад в галерее. Впрочем, если удается избежать горячки приобретательства, то, по общему мнению, на ярмарках можно купить много хороших работ. Большая часть сделок совершается в первые часы закрытого показа для профессионалов»4. К моменту, когда ярмарка открывается для публики, большинство контрактов уже подписано и коллекционеры разъехались.

«Я люблю ездить на арт-ярмарки. Это лучшая возможность заметить новых авторов и увидеть действительно хорошие работы среди тонн ерунды. Для меня очень важно увидеть искусство, которое я не понимаю и считаю уродливым. Трудно оценить то, что вы не любите, если не понять, что вы не любите. Ярмарки – лучшее место для тренировки глаза», признается Гленн Фурман, коллекционер из Нью-Йорка.5

Арт-ярмарки удачно воспользовались слабой структурой галерейной системы, которая ориентируется исключительно на местные рынки. В докладе Международной конфедерации ассоциаций арт-дилеров Cinoa (Confederation Internationale des Negociants en Oeuvres d’Art) говорится, что традиционная модель торговли предметами искусства через галереи угасает.6 В исследовании, проведенном ведущим специалистом компании Arts Economics Клэр Мак Эндрюс для ассоциации Cinoa, говорится, что мировой рынок искусства продолжает расти, но глобализация берет свое и серьезно влияет на структуру рынка. В прошлом году коллекционеры потратили на искусство значительные суммы, а арт-дилеры, между тем, столкнулись со значительными изменениями процесса продаж. Из исследования следует, что продажи на арт-ярмарках постепенно перенимают эстафету продаж из «домашнего» пространства галерей и становятся самыми выгодными способами торговли произведениями искусства.

Профессионалы констатируют: все меньше людей приходит в галереи с целью приобрести художественное произведение, так как мировой арт-рынок становится все более интернациональным и духу времени лучше соответствуют именно арт-ярмарки и продажи через Интернет.7

Для того чтобы понять, какая арт-ярмарка может стать успешной, нужно обратиться к истории арт-рынка, в частности к истории Венецианской биеннале и к возникновению ярмарок.
Глава 2. История появления арт-ярмарок.

Главная мировая биеннале – Венецианская была учреждена в 1895 году. Ее основной задачей являлась популяризация современного искусства. До 1968 года при Венецианской биеннале существовало бюро продаж, которое помогало художникам находить клиентов и продавать работы. Бюро продаж сыграло не последнюю роль в становлении Венецианской биеннале как самой крупной художественной институции, своеобразной арт-ярмарки того времени. Бюро продаж работало очень успешно - более половины выставленных на биеннале работ продавались. Организаторы зарабатывали так много, что даже могли позволить себе отдавать часть средств на благотворительность.

Продажи оставались частью Венецианской биеннале вплоть до 1968 года, когда левоцентристская молодежь и богема в рамках общего движения выступили против буржуазной культуры. Как известно, Европу в конце 1960-х сотрясали демонстрации молодежи. Протестующие боролись за права человека, против расизма, выступали в поддержку феминизма и защиту экологии. Студенческое движение протеста, зародившееся весной 1968 года в Париже и распространившееся по миру, в Италии началось в Милане, северной индустриальной столице страны. В начале июня студенты оккупировали палаццо Триеннале, крупнейший музей современного искусства и архитектуры города. Полиция вмешалась немедленно и решительно, что обернулось массовыми беспорядками, которые – как это было типично для тех дней – привели к новым жестоким столкновениям. Витавший в воздухе дух беспорядка охватил и художников.

«Художественный мир был и остается поныне структурой герметичной, способной автономно воспроизводиться в полной независимости от окружающей его реальности. Однако бывали в истории периоды, к примеру, время двух мировых войн, когда социальное и политическое напряжение достигало столь критического уровня, что художники оказывались вынужденными занять общественную позицию. И время 1968 года, которое можно определить в большей степени как время социальных, чем политических перемен, было, конечно же, одним из таких периодов». 8

Движения протеста достигли места проведения тридцать четвертой Венецианской биеннале, площади Сан-Марко. Открытие Венецианской биеннале, состоявшееся 22 июня 1968 года, обернулось беспорядками и столкновениями студентов с полицейскими. Плакаты студентов гласили – “Венецианская биеннале – инструмент буржуазии. Воспроизводя идеологию власти, она утверждает политику расизма и культурной отсталости”. Протестующие называли биеннале игрушкой для богачей и обвиняли в коммерциализации искусства. Дилеры и галеристы особенно критиковали Бюро продаж и выступали против десяти процентного налога, взымаемого Бюро с каждой проданной работы.9

Именно в 1960-ы годы галерейные структуры (например, галереи известных коллекционеров и галеристов Лео Кастелли, Эрнста Бейелера) прошли свое становление и «набрали силу». Протесты не остались незамеченными - руководство биеннале приняло решение упразднить бюро продаж. Уже следующая, тридцать пятая Венецианская биеннале, проходившая в 1970 году, получила запрет на коммерцию, который существует по сей день.

Таким образом, можно отметить, что история арт-ярмарок напрямую связана с Венецианской биеннале. Именно начиная с конца 1960-х годов можно отметить появление первых ярмарок. С 1967 года свою историю ведет ярмарка Art Cologne в Германии, с 1970 года Art Basel в Швейцарии, c 1974 – FIAC во Франции. В 1975 году появилась влиятельная арт-ярмарка антиквариата TEFAF Maastricht в Голландии.

В настоящее время Венецианская биеннале это некоммерческое событие, влияющее на процессы современного искусства, определяющее векторы развития и создающее тренды в современном искусстве, формируя теоретическую имиджевую основу.

Современное влияние Венеции на арт-рынок связано со статусом старейшей биеннале, которая послужила прообразом и моделью для десятков других биеннале, основанных в последние десятилетия. Следствием влияния является близость проведения, как по времени, так и по расположению, самой влиятельной арт-ярмарки Art Basel, которая открывается на неделю позже. Хотя сделка официально не может быть проведена от имени биеннале, арт-рынок постоянно находится в движении и “следит” за событиями биеннале. В первые дни биеннале арт-дилеры съезжаются на площадки, чтобы понять какие работы и какие художники вызовут больше всего внимания, уловить момент, чтобы предложить коллекционерам того или иного художника, провести встречи с музейными кураторами и узнать об их планах. Чтобы воспользоваться влиянием Венеции художники, представленные на ней, будут выставлять свои работы на продажу на ярмарке Art Basel.

«Как бы кураторы не стремились это отрицать, влияние биеннале на арт-рынок существенно: присутствие работ художника на биеннале ускоряет его продажи, развивает художественные карьеры, повышает цены на работы и помогает художнику найти более именитого дилера. Девиз дилеров: «Смотрите в Венеции, а покупайте в Базеле!»10 Биеннале констатирует теоретическую значимость и актуальность, а ярмарка формирует рынок, то есть продажи.

С точки зрения функциональности на арт-рынке Венецианская биеннале и ярмарка в Базеле имеют общие черты. Прежде всего, предлагая мгновенный обзор мирового искусства на сегодня, они, тем самым, предоставляют возможность для кураторов и коллекционеров экономить на времени поиска. Это особенно важно для клиентов арт-рынка, чьим ограничивающим фактором переездов являются не деньги, а время: регулярные путешествия в частные музеи или галереи далеко от дома стали такой роскошью, что даже самые богатые коллекционеры больше не могут позволить себе этого. Посещение арт-ярмарок и биеннале в целях экономии времени и командировочных расходов становится все более важным на арт-рынке, где слово «местный» приобрело значение уничижительного термина. В заметке английской газеты The Economist сказано: «Местный художник» стал синонимом «незначительный художник»…, в то время как «Интернациональный» является коммерческим аргументом уже само по себе».11

Во-вторых, продолжающийся успех, как Базеля, так и Венеции в привлечении коллекционеров и посетителей, интересующихся искусством, следует рассматривать в свете обширных культурных мероприятий, проводимых там. В рамках этих мероприятий, потребление (но не обязательно приобретение) современного искусства «упаковано» в виде социального и культурного опыта, оживленного художественными выступлениями, семинарами и круглыми столами с экспертами, которые теперь стали обязательными элементами, как ярмарки, так и биеннале.

В-третьих, Базель и Венеция получили свою центральную роль на арт-рынке из-за того, что с недавних пор, статус и иерархичность стали иметь значение. Базель и Венеция выполняют функцию тонко настроенных инструментов, которые отражают и воспроизводят эту иерархичность. Они разделяют посетителей на группы, предоставляя избранным лицам доступ VIP разного уровня – кто-то имеет возможность посещать виллы коллекционеров, живущих рядом, а кто-то получает доступ на пред-открытие ярмарки. Чем более эксклюзивна услуга, тем сложнее получить пропуск.

В итоге, отвечая на вопрос о роли Венецианской биеннале на арт-рынке можно сказать: без таких учреждений, как биеннале, невозможно представить себе современной арт-рынок. И, наоборот: без арт-рынка, биеннале больше не будет процветать.

Если мы посмотрим на рейтинг Skate’s, то увидим, что ярмарка Art Basel занимает первое место. Как было отмечено, ярмарка открылась в 1970 году и была основана известным коллекционером - Эрнстом Бейелером (Ernst Beyeler) и галеристами Труди Брукнером (Trudi Bruckner) и Бальцом Хилтом (Balz Hilt).

Первоначально ярмарка Art Basel имела вид «блошиного рынка», картины были сложены у стен и дилеры и галеристы приходили на стенды с полотнами, свернутыми под руку. В настоящее время ярмарка предлагает современные условия и услуги.

На волне подъема галерейного движения, ярмарка с самого начала завоевала успех – в первый год в ней приняло участие 90 галерей, а количество посетителей составило 16700 человек. Уже через шесть лет, в 1975 году было около 300 галерей из 21 страны мира, что привлекло 37000 посетителей.

Проанализировав статистику по странам участницам за 1998-2006 гг., можно отметить, что число галерей из Европы находится на постоянном уровне. Из Германии принимают участие каждый год в среднем 60 галерей, из Швейцарии 45, из Франции 30, из Италии 20, из Великобритании 25 галерей. В то же время можно отметить рост числа галерей из США – в 1998 году участвовало 37 галерей, а в 2006 уже 75.








1998

1999

2003

2004

2005

2006

Германия

68

64

61

60

55

62

США

37

52

61

64

69

75

Швейцария

42

55

42

41

41

41

Франция

39

38

28

25

29

30

Великобритания

22

22

24

24

29

32

Италия

28

24

17

19

17

19

Испания

10

9

10

9

10

11

Австрия

10

7

9

8

8

9

Бельгия

9

10

9

7

8

7

Япония

3

2

5

5

5

5

Россия

0

0

0

0

1

1

Табл.2. Количество галерей-участниц в Art Basel по странам, в 1998-2006 гг. (ист.- каталоги Art Basel)

Так как ситуация на рынке искусства в 2000-х годах изменилась в связи с появлением информационного поля, это потребовало от руководства ярмарки Art Basel динамичных и новых решений. На должность директора был приглашен молодей специалист Сэмюэл Келлер, который предпринял важные шаги по развитию ярмарки и стал привлекать больше галерей из США, в связи с тем, что на данный момент американский рынок является доминирующим. Динамичность развития ярмарки Art Basel позволила привлечь крупные инвестиции.

Можно предположить, что именно американские галеристы принесли в Европу идею сетевого распространения, поскольку на рубеже 1990 – 2000-х годов усиливается экспансия музея Гуггенхайма в Европу. А один из самых успешных галеристов современности, Ларри Гагосян, открывает свои галереи в Лондоне, Риме.

Вследствие правильных шагов, ярмарка Art Basel неизменно важна по двум причинам. Во-первых, это мероприятие, на которое привозят работы все ведущие галереи мира, благодаря чему город на время превращается в огромный выставочный центр, где собрано практически все достойное современное искусство. Во-вторых - за время проведения ярмарки там заключается больше сделок, чем за год работы главных аукционов мира.


Глава 3. Развитие арт-ярмарок на современном этапе.

Коллекционеров привлекает на ярмарки целый спектр параллельных мероприятий. Многие из них доступны только для обладателей карточки VIP. В промежутках между осмотром стендов и официальных отделов Art Basel, владелец такой карты может посетить специальные мероприятия с участием приглашенных звезд художественного мира, осмотреть собрания ведущих местных коллекционеров (порой в их частных домах), а также вернисажи в музеях.

Учитывая напряженный календарь, в котором, как было отмечено около 200 арт-ярмарок в год, даже самые крупные из них стремятся как-то поддержать интерес к себе коллекционеров и выделиться из общей массы. Интерес к ярмарке Art Basel приписывают приходу Сэмюэля Келлера. В 2000-2008 гг., когда он занимал должность директора, Келлер добился того, что каждая ярмарка стала сопровождаться кураторскими проектами и дискуссиями. В это же время стали появляться новые программы, которые так же служат для привлечения новых посетителей.

В 2000 году была представлена платформа Art Unlimited, в рамках которой демонстрируются произведения, не вписывающиеся в формат концепции обычного стенда. Предлагается открытая планировка, на которой выставляются амбициозные проекты современного искусства и медиа инсталляция, монументальная скульптура, масштабные художественные произведения, видео работы и проводятся различные перформансы. В 2005 году была показана живая скульптура заключенного в клетку банкира под названием “Брокер” художника Джанни Мотти. В 2003 году экспонировался “Ихтиозавр” художника Марка Диона – доисторическая рыба в натуральную величину, покоящаяся на куче мусора. Несмотря на свою нетрадиционность, эти произведения были выставлены на продажу.

В 2004 году была организована программа Art Basel Conversations, которая предлагает принять участие в обсуждении важных вопросов арт-рынка с участием ведущих специалистов рынка искусства, которые делятся своими знаниями, связанными с вопросами коллекционирования и экспонирования искусства. Участвовать в дискуссиях приглашаются известные коллекционеры, директора музеев, кураторы биеннале, художники и арт-критики.

В 2005 году появилась программа Art Kabinett, которая позволяет галеристам в рамках своего стенда сделать специальную выставку. Эта программа стала особенно популярна среди знатоков искусства.

В 2006 году была открыта программа Art Premiere. Данная программа представляет галереи, которые фокусируются на сопоставлении художников разных поколений и культурных традиций. В 2010 году эта программа расширила концепцию и стала называться Art Feature, предлагая галеристам участвовать в ярмарке с историческим материалом, проводить персональные выставки авторов всех возрастов и организовывать кураторские проекты.



На волне упомянутой сетевой экспансии, руководство Art Basel в 2002 году открывает ярмарку в Майами – Art Basel Miami Beach, проходящей ежегодно, а в 2011 году руководство объявило о приобретении прав на ярмарку Art HK в Гонконге - самом динамично развивающемся рынке Азии. В 2013 году, в мае, успешно открылась первая Art Basel Hong Kong.

Как правило, так получается, что если в город приходит одна из важнейших арт-ярмарок, то она вскоре захватывает его целиком. Каждый год открываются локальные ярмарки, которые проходят в те же дни, что и главные. Эти ярмарки пользуются определенным успехом у публики и, порой представляют “более актуальное” искусство, чем главная ярмарка. Один из таких примеров – локальная арт-ярмарка The Independent, проходящая в те же дни, что и ярмарка The Armory Show, открывшаяся впервые в 1998 году в Нью-Йорке. Свое название она позаимствовала у легендарной выставки 1913 года, организованной Ассоциацией художников и скульпторов Америки.

Современная The Armory Show - это ярмарка, в которой принимают участие более 275 галерей со всего мира. За время ее существования появилось несколько дополнительных выставок-продаж, которые составляют мартовскую New York Art Fair Week. В 2011 году было всего девять ярмарок: Armory Show и ее официальные сателлиты - Volta, Scope, Pulse, Pool, Verge Art Brooklyn, Red Dot, Fountain и упомянутая The Independent. Более того, такие ярмарки как Scope, Volta, Pulse так же являются сателлитами и для ярмарок Art Basel и Art Basel Miami Beach.

«Для многих New York Art Fair Week это, в первую очередь, тусовка. Сходить на несколько разбросанных по всему городу ярмарок, пофотографировать выдающиеся работы и выложить на Facebook - это самое любимое занятие. The Armory Show уже, наверно, никогда не поднимет такой волны, как это было в 1913 году. Многие признаются в раздражении по отношению к ярмарке и отмечают интерес как раз к локальным ярмаркам, которые расцветают».12

Куратор Мария Байбакова говорит об Armory: «Для меня нет смысла туда возвращаться. Ощущение закрытого пространства, нет света, нет простора. Для меня Armory вырождается. Armory - это просто ярмарка. А Independent сформировался в прошлом году, когда несколько хороших дилеров - сели и сказали: «Мы больше не можем терпеть эту ужасную помойку. Это несхоже с нашим духом, с духом наших художников. Давайте сделаем что-то альтернативное - то, что будет для нас, про нас, и что будет отражать наши ценности и причины, по которым мы этим занимаемся». За один год дилеры построили бренд, которому люди стали доверять. Здесь более качественный отбор работ и намного меньше вероятность сделать ошибку и купить какую-то гадость, что может в любой момент произойти на Armory. Галереи Independent работают с молодыми развивающимися художниками в середине их карьеры. К их искусству галеристы относятся не как к продукту коммерции, а с большим уважением, как к интеллектуальному выражению».13

Как сформулировал Ник Ильин: «В любом случае, лично мне, девять параллельных арт-ярмарок с молодыми и маленькими галереями показались любопытнее основного Armory Show, так как они выставляли больше новых художников по очень конкурентным ценам, что привлекает начинающих коллекционеров и развивает рынок».14

Следуя логике развития современного арт-рынка и изучив опыт ярмарочного движения, в 2003 году, в Лондоне, открылась ярмарка Frieze London, первая международная ярмарка современного искусства в Великобритании. К этому моменту в Лондоне сформировалось несколько крупнейших галерей, такие как White Cube, Spruth Magers и др., которые участвовали на международных ярмарках, в то время как локальная ярмарка отсутствовала.

Дорогое выставочное пространство в дизайнерской палатке, где проводилась ярмарка в 2003 году, было отведено под специально заказанные авторские проекты. Главным среди них стал гигантский заросший травой склон в центре, по которому наиболее рискованным представителям мира искусства предлагали скатиться. Художественные проекты такого рода стали отличительной чертой ярмарки Frieze. Ярмарка Frieze создана учредителями одноименного журнала, созданного в 1991 году, Амандой Шарп и Мэтью Слотоуэром вместе с художником Томом Гидли.

«Все очень просто. У Вас есть лучшие галереи, поскольку они выставляют лучшие работы. Лучшие коллекционеры приезжают, потому что они хотят увидеть и купить лучшие работы. Художники приезжают на Frieze, потому что играют во всем этом главную роль. Для нас все дело в искусстве - оно всегда должно быть на первом плане», пишет директор и основатель Frieze Аманда Шарп».15

В 2003 году также был основан фонд Frieze Foundation. Это некоммерческая организация, которая контролирует программы, представленные на ярмарке, такие как: Frieze Talks, Frieze Projects, Frieze Film. Frieze Talks - ежедневная программа лекций и дискуссий с участием ведущих специалистов арт-рынка, философов и критиков. В рамках программы Frieze Projects осуществляется выставка молодых художников, реализуемая средствами фонда Frieze. В программе Frieze Film проходят кинопоказы новых работ художников, в специально сконструированном для этого пространстве.

В 2009 году была представлена программа Frieze Frame, которая посвящена персональным проектам художников. В программе Frame могут участвовать галереи, которые существуют не менее восьми лет и проводят регулярные выставки.

Галереи, включенные в программу Frieze Focus, выбираются на основе предлагаемой персональной выставки художника или кураторского проекта, специально определенного к ярмарке. Галереи должны присутствовать на рынке с 2001 года, а работы художников должны выставляться публично в первый раз.



Самое важное изменение, произошедшее на ярмарке Frieze, которая открывалась как ярмарка современного искусства - это появление в 2012 году Frieze Masters – ярмарки внутри ярмарки. Здесь можно увидеть и приобрести искусство, начиная от старых мастеров и заканчивая 2000 годом.

Несмотря на то, что даже консервативная Великобритания делает динамичные шаги и открывает ярмарку современного искусства, по схожему сценарию поступает руководство ярмарки антиквариата TEFAF в Маастрихте, которое «почувствовало», что ярмарка теряет актуальность. В 2007 году была представлена отдельная площадка для произведений современного искусства. Одинаковое по размеру пространство – 25% общего объема выставки – было отдано галереям XX века и галереям старого искусства. «Мы не должны оставаться в стороне от новых тенденций рынка, - говорит сотрудница, ответственная за маркетинг на ярмарке TEFAF, Тиция Велленга. В то же время, чтобы отсеять всех нежелательных посетителей, которые могут бродить от стенда к стенду, ничего не покупая, цена на входной билет в 2007 году составила внушительные 55 евро».16

Динамичные и экспериментальные шаги организаторов ярмарок, являются следствием глубокого изучения процессов, происходящих на рынке искусства и направлены на дальнейшее усиление позиций арт-ярмарок в современной арт-индустрии.
Заключение

Как было отмечено, наблюдается тенденция к появлению все большего количества ярмарок именно современного искусства. Это связано как с потреблением самого актуального искусства, так и с приходом крупных ярмарок в город и, соответственно, появлением ярмарок-сателлитов. Увеличивающееся число новых ярмарок, вероятно, приведет к постоянному естественному отбору самых авторитетных ярмарок в крупнейших городах в каждом арт-сегменте, что в конечном итоге позволит развить образовательный и деловой потенциал арт-индустрии.

Можно заметить, как коммерческие, так и некоммерческие значимые художественные события одновременно реагируют на ситуации, происходящие на арт-рынке. ХХ век уже стал историей искусства. А так как это произошло в течение жизни одного поколения, то это позволяет смотреть на старое искусство, как на часть нового процесса, так и на новое искусство, как на историю. Так, мы отметили в ярмарочном движении “смешение” старого и нового искусства на Frieze London и TEFAF. Такие же события произошли и на Венецианской биеннале, и на выставке современного искусства documenta, проходящей раз в пять лет в Касселе. При этом, несмотря на то, что коммерческие и некоммерческие события должны быть рядом и правильно взаимодействовать, можно выделить доминирование некоммерческих событий в глазах профессиональной публики.

Как явный пример этого доминирования, можно вкратце отметить просуществовавшую всего один год арт-ярмарку Cornice Art Fair, которая открылась в Венеции одновременно с Венецианской биеннале в 2007 году и «провалилась» из-за неправильного взаимодействия (на ярмарке было представлено только актуальное искусство, а на биеннале было как новое, так и старое).

В дальнейшем, в своей работе я хочу рассмотреть и проанализировать причины провала самой первой ярмарки Art Cologne. Чрезвычайно интересны разные аспекты, связанные с появлением профессии куратора, определенной Харальдом Зееманом и нашедшей отражение в кураторских проектах на ярмарках. Необходимо также проследить развитие ярмарок на азиатском арт-рынке, который, в скором времени, будет крупнейшим.

Список использованных источников и литературы:

Список литературы:



  1. Бак Луиза, Грир Джудит. Искусство в собственность. Настольная книга коллекционера современного искусства. М., ФэйсФэшн, 2008

  2. Бенаму-Юэ Жюдит. Цена искусства. М., Artmedia Group, 2008

  3. Молок Н. Русские художники на Венецианский биеннале, 1895-2013. М., Stella Art Foundation, 2013

  4. Досси Пирошка. Продано! Искусство и деньги. М., Издательство К. Тублина, 2011

  5. Робекки Микеле Трудности перевода – 34-я Венецианская биеннале. Перевод А. Митюшиной. «Художественный журнал»; номер 58/59, сентябрь 2005

  6. Томпсон Дональд. Как продать за $12 миллионов чучело акулы: Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах. М., Центрполиграф, 2009

  7. Dumbadze, Alexander; Hudson, Suzanne. Contemporary Art: 1989 to the Present. Wiley-Blackwell, 2013

  8. Harrison, Charles; J. Wood, Paul. Art in Theory 1900 - 2000: An Anthology of Changing Ideas. Blackwell publishing, 2002

  9. Skaterschikov, Sergey. Skate’s Art Investment Handbook. McGrawHill, 2010

  10. Thornton, Sarah. Seven Days in the Art World. W. W. Norton & Company, 2009

  11. Velthuis, Olav. Talking Prices. Symbolic Meanings of Prices on the Market for Contemporary Art, Princeton: Princeton University Press, 2005

Интернет-ресурсы:



  1. Долганова Катерина. Арт-рынок: теория //

< http://artandyou.ru/category/art/post/art_ryinok_teoriya>, 2011

  1. Семенова Ксения. Престижная арт-помойка. // <http://www.snob.ru/selected/entry/32498>, 2011

  2. Семенова Ксения. Armory Show, покойся с миром. // <http://www.snob.ru/thread/221#entry_47068>, 2012

  3. «Журнал социологии и социальной антропологии». 2011. Том XIV. №5 // <http://ecsocman.hse.ru/data/2013/02/11/1251419942/Lysakova_2011_5.pdf>, 2011

  4. Ferro, Shane. Art Fairs Are the New Normal // <http://www.blouinartinfo.com/news/story/38220/art-fairs-are-the-new-normal-5-striking-findings-from-recent-research-on-the-art-markets-globalization> 2011

  5. McAndrew, Clare. «CINOA study The Role of Art and Antique Dealers – An Added Value» // <http://www.cinoa.org/index.pl?id=2862>, 2011

  6. Mehring, Christine. KUNSTMARKT 67. // http://www.thefreelibrary.com/Emerging+market%3A+Christine+Mehring+on+the+birth+of+the+contemporary...-a0178085096 >, 2008

  7. Velthuis, Olav. The Venice Effect // <http://www.theartnewspaper.com/articles/The-Venice-Effect/23951>, 2011

  8. Art-fair musical chairs // <http://www.economist.com/node/16423340>, 2010

  9. Skate’s Annual Art Investment Report, Part 2, 2012 // <www.skatesart.files.wordpress.com/2013/02/skates-annual-art-investment-report-2012-part-2.pdf>, 2013




1 Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Том XIV. №5. «Contemporary Art как предмет потребления в системе арт-рынка новейшего времени», А.А.Лысакова., с.230

2 Жюдит Бенаму-Юэ. Цена искусства. – М.: Artmedia Group, 2008 – с.148

3 www.skatesart.files.wordpress.com/2013/02/skates-annual-art-investment-report-2012-part-2.pdf p.13


4 Жюдит Бенаму-Юэ. Цена искусства. – М.: ArtmediaGroup, 2008 – с.157

5 Цит. по: Жюдит Бенаму-Юэ. Цена искусства. – М.: ArtmediaGroup, 2008 – с.158

6 Доклад Международной конфедерации ассоциаций арт-дилеров http://www.cinoa.org/index.pl?id=2862

7 Shane Ferro. Art Fairs Are the New Normal. // < http://www.blouinartinfo.com/> 2011

8 Статья “Трудности перевода – 34-я Венецианская биеннале”. Микеле Робекки. Перевод А.Митюшиной. Художественный журнал, номер 58/59, сентябрь 2005

9 Об этом подробно пишет в статье Микеле Робекки “Трудности перевода – 34-я Венецианская биеннале”

10 Olav Velthuis. The Venice Effect // < http://www.theartnewspaper.com/> 2011

11 “Art-fair musical chairs” // < http://www.economist.com/> 2010

12 Ксения Семенова, “Престижная арт-помойка” // < http://www.snob.ru/selected/entry/32498> 2011

13 Мария Байбакова, комментарий к статье “Престижная арт-помойка”. Ксения Семенова. 2011 // <http://www.snob.ru/go-to-comment/311723

14 Ник Ильин, комментарий к статье “Armory Show, покойся с миром”. Ксения Семенова. // <http://www.snob.ru/go-to-comment/468647> 2012

15 Жюдит Бенаму-Юэ. Цена искусства. – М., ArtmediaGroup, 2008 – с.151

16 Луиза Бак, Джудит Грир. Искусство в собственность. Настольная книга коллекционера современного искусства, М., 2008 - с.128


ч. 1