История одной иконы

ч. 1
Дарья Карпова, учащаяся 11 класса Лицея г. Дедовска.

Научный руководитель: Татьяна Викторовна Орехова,

учитель технологии, руководитель школьного музея «Русская Изба»

Лицей г. Дедовска

История одной иконы


Отрывки из исследовательской работы – лауреата в секции «Этнография» XXXI районной краеведческой конференции
Ответственны за всё мы с вами, а не кто другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении...

Д.С.Лихачёв

В нашей школе есть историко-этнографический музей, а его создание – это долгий, кропотливый труд инициативной группы учеников и учителей по комплектованию историко-бытовых и этнографических коллекций. Планируя обустройство нашей избы, мы пользовались информацией и фотоматериалами, полученными в результате экскурсий: на Кижи (Карелия), в избу Кокориных XIX век (Ново-Иерусалимский монастырь, город Истра); поездок в деревни Раменское, Суково, Яковлево Ржевского района Тверской области. Чем отличается, наша изба-музей, да тем, что в ней собраны уникальные предметы материальной культуры и с ними по соседству прекрасно уживаются предметы научно-вспомогательного фонда, выполненные руками учащихся – это и лоскутные одеяла с подушками, нарядные рушники, вышивка, вязаные кружева. Комплектуя фонды, мы понимаем, что для музея, как хранителя социальной памяти, важно сохранить не только сам предмет, но и процесс в котором он был задействован. Поэтому во время экскурсий по «избе» основную роль играют этнографические экспонаты, несущие в себе смысловую, образно-знаковую нагрузку, помогающие представить быт, обряды и традиции нашего народа.

Пополняя фонды школьного музея, мы стараемся не забывать о великолепном свойстве русской души – открытости, доверии. Когда В.Н.Янина в 2006 году с лёгким сердцем, передала в дар школьному музею потемневшую от времени старинную икону, кто бы мог предположить, что нас ожидает чудо! Спустя год на иконе проступила женская фигура на золотом фоне и надпись «Великомученица Параскева». Это чудо! Ведь Параскева Пятница издревле считается покровительницей женских работ и бабьей помощницей. И преобразилась икона в горнице, где наши девочки приобщаются к истокам народного рукоделия и трудолюбия: вяжут, вышивают, плетут кружева.

С пяти-семи лет от роду крестьянских детей начинали приучать к домашним работам, девочка выпрядала свою первую нить. «Непряха», «неткаха» — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. И не следует думать, что у древних славян нелёгкий женский труд был уделом лишь жён и дочерей простого народа, а девушки из знатных семей росли бездельницами и белоручками, подобно «отрицательным» сказочным героиням.

У наших предков в глубокой древности было представление о божестве Макошь, прядущей золотую нить жизни. «Она нити прядёт, в клубок сматывает, не простые нити - волшебные». С принятием христианства языческая богиня в представлении русского человека слилась с преподобной Параскевой, превратившись в любимую народом Параскеву Пятницу, покровительницу свадеб, женских работ и самих женщин. Представлялась она статной красавицей лет сорока, в голубом платке или лазоревом венке на голове, почитали ее как великую труженицу, бабью пособницу.

10 ноября — праздник, посвященный матушке Пятнице Параскеве. Этот праздник связан с продолжающимися от Покрова осенними свадьбами. День считался священным: запрещено было прясть, пахать, стирать, нельзя было тревожить Параскеву Пятницу, которая приходила незримо и «разводила беду руками». Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки: «В пятницу нельзя прясть, а шить можно», «Кто прядёт в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью», «Кто в пятницу много смеётся, тот в старости много будет плакать».

Считалось, что в этот день вода в родниках и колодцах становится целебной — матери приводили к ним своих больных детей, умывали, смывая немочь и чахлость. Чистотой и тишиной наполнен был этот праздник. От телесной чистоты проистекало здоровье, а от душевной — счастье. В особый этот день давали зароки и приносили обеты, например, сделать ту или иную работу во имя выздоровления или на исполнение заветного желания. Это — древний русский праздник милосердия, заботы о ближних, об общем благе.

Параскеву Пятницу особенно почитали новгородские женщины. В 1207 году в Новгороде на Торгу построили церковь Параскевы Пятницы (святая также считалась покровительницей торговли), деньги на её устройство дали «купцы заморские», т.е. новгородцы, торговавшие за морем.

История появления иконы «Параскева Пятница» в семье Валентины Николаевны Яниной была загадочна для нас, потому что из неоднократных бесед с дарителем мы выслушивали разные версии. И только спустя два года, накануне 67-й годовщины битвы под Москвой, состоялась очередная встреча у Валентины Николаевны дома, с дарителями нашего музея: Докучаевой А.Н; Омельченко Н.С; Балашовой Т.И. В дружественной обстановке за чаем с пирогами потянулись воспоминания гостеприимной хозяйки о времени Великой Отечественной Войны, тогда ей было 6 лет, не забыла она рассказать и о трудовой юности, так как в 14 лет она уже была работником прядильно-ткацкой фабрики города Дедовска, основанной в 1911 году купцом Гучковым. Во время ВОВ, в конце ноября 1941 года над Дедовском нависла угроза захвата противником. Подступы к городу обороняла 78-ая стрелковая дивизия под командованием А.П.Белобородова. Немецкие захватчики так и не смогли войти в Дедовск, город, находящийся в 35 км от Москвы. 7-го декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск, и немцы были отброшены от стен города. Таким образом, не пришлось взрывать уже заминированную заранее фабрику. Мирное население в основном было эвакуировано, в том числе и семья В.Н. Яниной. На пути следования эвакуированных в тыл поезд подвергался неоднократной бомбёжке, вспоминает Валентина Николаевна. Под Саратовым было серьёзное повреждение путей, люди из их эшелона и семья В.Н. Яниной (мама и 2 сестры) на три дня осели на вокзале города Саратова. Одну ночь рядом с ними ночевала старая бабушка, которая передала маме Валентины Николаевны старинную икону размером с ладошку, и просила её сохранить ввиду огромной ценности. Спустя годы Валентина Николаевна от мамы узнает, что бабушка-попутчица наказала передать икону на дальнейшее хранение младшей дочери, то есть ей. Но, передавая в дар нашему музею потемневшую от времени икону в 2006 году, Валентина Николаевна не знала, какой образ изображён на ней. Не смогли этого определить и мы.

Спустя год мы сообщили Валентине Николаевне о проступлении лика на иконе – мы смогли прочитать даже надпись на ней «Параскева Пятница». На что в ответ услышали: «Не может быть!». «Боженька, она попала в добрые руки» - заключила Валентина Николаевна Янина.



Валентина Николаевна частый гость нашей светлой горницы. Рассматривая работы наших учениц, она невольно вспоминает, как рукодельничали в былые времена. Таким образом, связь времён и поколений продолжается.

В наше время изменилось многое: строительный материал, планировка комнат, предметы, заполняющие внутреннее пространство жилья. Но остались неизменными общие принципы, такие, как связь жилища с окружающей средой, духовность среды обитания. Этим принципам следовали наши предки и должны следовать мы, их потомки. Анализируя отзывы посетителей нашего школьного музея, я всё больше и больше убеждаюсь в том, что мы на верном пути в поисковой, творческой и исследовательской работе.
ч. 1