К докладу о состоянии гражданского общества в Алтайском крае и деятельности

ч. 1
К докладу «О состоянии гражданского общества

в Алтайском крае и деятельности Общественной палаты 2008-2009 гг.»
Информационная среда
Средства массовой информации играют важную роль в отношениях власти и общества. По мнению федеральных экспертов, Алтайский край относится к числу регионов, где благодаря конкурентному рынку, присутствию независимых СМИ, создаются условия для развития гражданского общества.

Алтайские журналисты неоднократно демонстрировали свою активную профессиональную и гражданскую позицию в отстаивании общественных интересов. Достаточно вспомнить, что именно они были инициаторами Хартии об отказе манипулирования сознанием избирателей, отстаивали невиновность водителя О. Щербинского в трагической аварии М.Евдокимова, вырабатывали этические и организационные принципы освещения чрезвычайных ситуаций, поднимали самые острые социальные проблемы. Последний пример – журналистское расследование и придание гласности фактов крушения вертолета с высокопоставленными чиновниками, которые занимались браконьерской охотой в горах Алтая.

Во многом такому состоянию прессы способствует активность местного сообщества, хорошая профессиональная школа, наличие реально независимых СМИ, а также конкуренция медийных структур, связанных с теми или иными властными, финансовыми и общественными группами.

Всего в Алтайском крае выходит свыше 300 печатных изданий, действует 16 муниципальных телекомпаний, 12 радиокомпаний и несколько десятков Интернет-ресурсов. По степени концентрации прессы лидирует Барнаул, Бийск и Рубцовск. Значительная часть средств массовой информации общественно-политической направленности учреждена региональными и муниципальными органами власти.

Признанными лидерами по тиражу и общественному влиянию среди государственных СМИ является краевая массовая газета "Алтайская правда". Большой совокупный тираж имеет муниципальная печать. Исторически эти издания, во многом, были подконтрольны главам администраций. В настоящий момент, в связи с участием в финансировании, свое влияние на этот сегмент СМИ усиливают власти региона. К этой тенденции следует отнести и усиление Интернет-ресурсов администрации, ее служб и ведомств и формирование краевой государственной телекомпании "Катунь 24". Краевая власть, понимая необходимость усиления информационной поддержки своей деятельности, наращивает собственные активы.

Большой охват аудитории и высокий уровень информационных продуктов традиционно демонстрирует ГТРК "Алтай". В сюжетах телекомпании очень часто присутствуют острые, злободневные темы, достаточно активно освещаются наиболее значимые события, инициируемые структурами гражданского общества.

Отдельно следует отметить средства массовой информации независимого издательского дома "Алтапресс". В 2008 году за реализацию первого в России проекта "Газета в образовании", который приобщает школьников к чтению качественных изданий, сотрудники компании стали лауреатами Премии Правительства РФ.

За последний год вырос интерес читателей к интернет-изданиям. Как правило, деятельность структур гражданского общества наиболее оперативно освещается именно в этом сегменте СМИ. Наибольшим вниманием читателей пользуются такие сайты как www.altapress.ru, www.amic.ru, www.asfera.info, www.bankfax.ru, www.barnaul-altai.ru, www.politsib.ru, сайты администрации Алтайского края, г. Барнаула (см. приложение №1). Активно распространяет информацию о действиях гражданского общества алтайское отделение Агентства социальной информации.

В регионе широко представлены федеральные СМИ, имеющие свои представительства, франшизы, местные редакции или собственных корреспондентов: ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА "Новости", "Российская газета", "Аргументы и факты", "Известия" и др. В последнее время в медийном бизнесе усилилось присутствие местных финансово-промышленными групп. Зачастую, они используются для политической борьбы. Сюда относятся медийные активы ФПГ "Сибма", медиа-группа "Сфера влияния" ФПГ "Алтайкровля", и до недавнего времени, "Алтайинформбюро" С. Хачатуряна. Деятельность последней в 2008 году была приостановлена, две другие медиа-группы, наряду с объективным освещением событий, нередко прибегали к тактике «информационных войн».

В целом, следует отметить, что в регионе в 2008 году сохранилось достаточное количество площадок для выражения самого широкого спектра мнений, проведения общественных дискуссий, обсуждения злободневных тем. Пресса активно помогает общественным организациям доносить до власти свою позицию, консолидировать общество в части решения наиболее острых региональных проблем.

Вместе с тем, наблюдается усиление государственного присутствия в СМИ, зачастую информирование замещается «пиаром» власти, рапортом о достижениях, а не конструктивным анализом сделанного. Впрочем, это, зачастую, ответная реакция на информационное противостояние, исходящее от СМИ финансово-промышленных групп. Нам представляется, что такой подход может иметь далеко не лучшие результаты в перспективе, что приведет к неизбежному искажению информационного пространства.

Усилила свое присутствие в информационном пространстве и сама Общественная палата 2-го созыва. Информационный центр ОПАК не только распространяет информацию о деятельности палаты, но и обеспечивает информационную поддержку многих гражданских инициатив. Информационным центром подготовлены и размещены в СМИ более 100 информационных лент «Алтай общественный», снято четыре телевизионных передачи о деятельности Общественной палаты Алтайского края.


Подготовили члены Общественной палаты:

Геннадий Шейда, Сергей Канарев


Приложение №1


Таблица посещаемости интернет-ресурсов Алтайского края.
За прошедший год четко определилась тенденция роста информационной значимости интернет-ресурсов Алтайского края. Это стало следствием нескольких факторов. Прежде всего, снижением стоимости трафика, появлением услуги по безлимитному доступу в Интернет, возможностью вести свободную дискуссию по материалам интернет-изданий, непосредственно реагировать на те или иные события, освещаемые в этом сегменте СМИ. Любопытна сравнимость посещений информационных ресурсов и официальных сайтов органов власти. Цифры говорят об информационной привлекательности этих ресурсов, а, следовательно, и значимости.

В приведенной таблице приводится количество просмотренных страниц на наиболее популярных информационных ресурсах Алтайского края в марте 2008 г. и в марте 2009 г. Использовались данные, в основном, статистической службы Mail.ru. Исключением стала статистика относительно ИА "Банкфакс", которое пользуется услугами статистической службы Rambler.



Пе-риод

ИА «Ами-тел»

Сайт ИД "Алта-пресс»

Сайт

«Барнаул-

Алтай.ру»


ИА "Банк-

факс»


ИА "Атмо-

сфера»


Сайт адми-нистрац-ии Алтайс-кого

края


Сайт адми-

нистрац-ии Барнаула



ИА "По-

литсиб.


ру"

март 2009

296 312

219 843

176231

93 519

51 652

51 228

25 245

11 658

март 2008

79 814

41 318

115258

79 543

12 481

19 784

15 814

10 021




Увели-чение в 3,37

Увели-чение в 5 раз

Увели-

чение в


1,3 раза

Увели-чение в 1,2 раза

Увели-

чение в 4,25



Увели-

чение 2,5



Увели-

чение в


1,6 раза

Увели-

чение в


1,2 раза

ч. 1