Комитет по вопросам малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского

ч. 1 ... ч. 7 ч. 8 ч. 9 ч. 10 ч. 11 ... ч. 28 ч. 29

Библиография

Отдельные издания, публикации в сборниках


  1. Хоталакве=Солнышко: Кн. для доп. чтения в подготовит.- первом кл. мансийских школ / Д. В. Герасимова, Е. Е. Качанова, К. В. Сайнахова [Афанасьева].— Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1984.— 160 с.

  2. Маньси латын=Мансийский язык: Учеб и кн. для чтения для 2-го кл. / Е. И. Ромбандеева, М. П. Вахрушева, К. В. Сайнахова [Афанасьева].— Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1985.— 224 с.

  3. Развитие родной речи учащихся подготовительного класса в условиях мансийско-русского двуязычия (с использованием наглядности и ТС): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.— М., 1986.— 17 с.

  4. Отбор языкового материала по мансийскому языку для предварительного устного курса и его презентация // ОЦНИ «Школа и педагогика».— 1988.— №256 (12 сент.).— 13 с.—(отдельный отт.).

  5. Обогащение и активизация словарного запаса учащихся на уроках родного (мансийского) языка в период предварительного устного курса // ОЦНИ «Школа и педагогика».— 1988.— №257 (12 сент.).— 11 с.— (отдельный отт.).

  6. Программа по мансийскому языку для 1-4 классов (для экспериментальной проверки).— М.: Литфонд СССР, 1988.— 79 с.— Ротапринт. изд-ние.

  7. Маньси латын=Мансийский язык: Учеб. и кн. для чтения для 3-го кл. / Е. И. Ромбандеева, М. П., Вахрушева, К. В. Сайнахова [Афанасьева].— 2-е изд.— Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.— 224 с.

  8. Программа по методике преподавания мансийского языка (в начальной школе) для педучилищ.— М.: Литфонд СССР, 1990.— 32 с.— Ротапринт. изд-ние.

  9. Развитие мансийской устной речи на начальном этапе обучения в условиях двуязычия // Просвещение на Крайнем Севере.— Л., 1990.— Вып. 24.— С. 56-62.

  10. Хоталакве=Солнышко: Кн. для доп. чтения в 1-2 кл. мансийских школ / Д. В. Герасимова, Е. Е. Качанова, К. В. Сайнахова [Афанасьева].— 2-е изд-ние.— Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1991.— 128 с.

  11. К вопросу о социальной и психологической реабилитации детей коренной национальности, обучающихся во вспомогательных школах // Материалы международной научно-практической конференции «Пути выживания народов ханты и манси».— Ханты-Мансийск, 1993.— С. 31-32.

  12. Звуковое приложение к урокам развития речи для предварительного устного курса мансийского языка: Эксперимент материалы для записи на пленку.— Ханты-Мансийск: Издат. центр. Администрации окр., 1994.— 52 с.

  13. Программа по мансийскому языку для 5-7 классов.— Ханты-Мансийск, 1994.— 15 с.

  14. Программа по мансийскому языку для обучения детей слабовладеющих родным языком. (1-4 кл).— Ханты-Мансийск, 1994.— 106 с.

  15. Программа по родной литературе для 5-7 классов мансийских школ.— Ханты-Мансийск, 1994.— 16 с.

  16. Словарь-минимум по мансийскому языку для 1-4 классов национальных школ / К. В. Афанасьева, А. Я. Гоголева.— Ханты-Мансийск, ИИЦ администрации окр., 1994.— 36 с.

  17. Маньси латын=Мансийский язык:Учеб. и кн. для чтения для 3 класса / Е. И. Ромбандеева, М. П. Вахрушева, К. В. Сайнахова [Афанасьева].— 3-е изд.— СПб: Просвещение, 1995.— 176 с.

  18. Обучение мансийскому языку в детском саду: Пособие для воспитателя / К. В. Афанасьева, А. А. Кудря.— М.: ИНПО, 1995.— 66 с.

  19. Словарная работа в начале обучения мансийскому языку /. К. В. Афанасьева, А. Я. Гоголева // Народы Северо-Западной Сибири.— Томск, 1995.— Вып. 2.— С. 49-56.

  20. Фонопособие к мансийскому букварю: Уроки чтения.— Ханты-Мансийск, 1995.— 47 с.

  21. Языковая политика: сохранение и развитие языков ханты и манси в системе образования // Congressus Octavus Internationals Fenno-Ugristarum (10-15 aug. 1995).— Jyvaskula, 1996.— Pars IV.— С. 151-156.

  22. Маньси литература=Мансийская литература: Учеб. хрестоматия / К. В. Афанасьева, Н. В. Сайнахова, Д. В. Герасимова.— СПб: Просвещение, 1997.— 112 с.

  23. Методика обучения мансийскому языку в детском саду: Пособие для воспитателя / К. В. Афанасьева, А. А. Кудря.— Ханты-Мансийск: Полиграфист, 1998.— 60 с.

  24. Программа «Современный мансийский язык»: Для специальности № 2101-2102 «Русский язык и литература, языки и литература народов Севера» / К. В. Афанасьева, Д. В. Герасимова.— Ханты-Мансийск: Полиграфист, 1998.— 32 с.

  25. Динамика развития двуязычия в Ханты-Мансийском автономном округе и меры по сохранению функций языков титульных этносов // Europa et Sibiria.— Wiesbaden, 1999.— Bd. 51.— S. 9—12.

  26. [Евангелие от Луки: Отр.]: На манс. яз. / Пер. К. В. Афанасьевой // Ilouutinen kaikille kansoille.— Helsinki, 2000.— С. 38.

  27. Йсус Кристос самын патыс:[Рождество Иисуса Христа]: На манс. яз. / Пер. К. В. Афанасьевой // Рождество Иисуса Христа.— М., 2000.— С. 146-147.

  28. Марк хум хансум Емас Ляххал=[Евангелие от Марка] / Пер. В. С. Иванова; Ред. К. В. Афанасьева.— Хельсинки; Стокгольм, 2000.— 86 с.— На манс. яз.

  29. Программа по мансийскому языку для 1-4 классов / К. В. Афанасьева, У. Н. Зуева; Гл упр. по общему и проф. образованию Администрации Ханты-Манс. авт. окр., Гос. образовательное учреждение Ханты-Манс. авт. окр. «Ин-т повышения квалификации и развития регион. образования».— Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2000.— 102 с.

  30. Программа по мансийскому языку для 5-9 классов / К. В. Афанасьева, У. Н. Зуева; Гл. упр. по общему и проф. образованию Администрации Ханты-Манс. авт. окр., Гос. образовательное учреждение Ханты-Манс. авт. окр. « Ин-т повышения квалификации и развития регион. образования».— Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2000.— 24 с.

  31. Программа по родной литературе для 5-9 классов мансийских школ / К. В. Афанасьева, У. Н. Зуева, Н. В. Сайнахова; Гл упр. по общему и проф. образованию Ханты-Манс. авт. окр., Гос. образовательное учреждение Ханты-Манс. авт. окр. «Ин-т повышения квалификации и развития регион. образования».— Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2000.— 28 с.

  32. Развитие мансийско-русского двуязычия в системе образования // Образование и права личности: глобальные и региональные проблемы и перспективы.— Нижневартовск, 2000.— Ч.1.— С.80—82.

  33. Проблемы двуязычия в национальной школе Севера / А. А. Кудря, К. В. Афанасьева // Обские угры на пороге Третьего Тысячелетия.— Ханты-Мансийск, 2001.—№ 5.— С. 15—22.

Публикации в периодических изданиях.


  1. Актуальные проблемы преподавания родных языков обско-угорских народов в Ханты-Мансийском автономном округе // Северный регион.— 2000.— №2.— С.118—120.

Публикации о жизни и деятельности.


  1. Кудря А. А. Помним всех… // Национальное образование и единство Российского образовательного пространства.— М., 1990.— С. 55—63.

  2. Афанасьева К. В. // Белобородов В. К., Пуртова Т. В. Ученые и краеведы Югры.— Тюмень,1997.— С. 28-29.

  3. Белобородов В. К. Афанасьева Клавдия Васильевна / В. К. Белобородов, В. Н. Соловар // Югория.— Ханты-Мансийск; Екатеринбург, 2000.— Т.1.— С. 79.

  4. Рябчикова З. С. Вопрос сохранения и развития языка и культуры обско-угорских народов Ханты-Мансийского автономного округа // Lomonosow: DAMU – Hefte=Ломоносов: Тетради ДАМУ. Wolfgang Steiniz und die westsibirischen Volker der Chanti und Mansi.— Berlin, 2000.— №2.— С. 49-53.

Бардин Геннадий Иванович


Геннадий Иванович Бардин родился в 1932 году в древнем сибирском городе Тобольске, представитель народа ханты. Его отец Бардин Иван Иосифович родом из Ильичевки Кондинского района, а мать Бардина (Черноусова) Таисия Георгиевна – из соседней деревни Болчары. «По скупым и коротким рассказам моей матери, – напишет Г.И. Бардин позже в своей книге «От Чукотки до Антарктиды»,- родился я в Тобольской центральной тюрьме, известной дурной славой на всю матушку - Россию. Мать моя часто невесело шутила, что свой первый год после рождения я провел в тюремных камерах и мне уже ничего не страшно». Все дело в том, что отец, ханты, с 5-ю классами образования работал заместителем начальника тюрьмы. Мать, русская, в то время учила заключенных грамоте. Потом всю жизнь жила одна, преподавая биологию и химию в средней школе.

В 1940 году поступил в первый класс средней школы № 1 города Ханты-Мансийска, с 1941 по 1946 годы учился в Сургуте, ученик А.С. Знаменского. «Учитель в самом высоком смысле этого слова, блестящий преподаватель физики и математики, Аркадий Степанович был мудр прежде всего тем, что помогал ребятам не только усвоить какую-то определенную сумму знаний, но будил буквально в каждом жадный интерес к ним». Однажды к ним в школу пришел прямо с фронта, с боевого корабля, весь в орденах и медалях настоящий моряк Балтийского флота. Он был в парадной форме: полосатой тельняшке и бескозырке с гвардейскими ленточками и золотыми якорями. Эта встреча оказалась судьбоносной в жизни Геннадия Ивановича. С тех пор он не только постоянно мечтал о морях и дальних странах, проглатывая массу географической и приключенческой литературы, но даже после шестого класса хотел убежать в школу юнг города Тобольска, но мать поймала его на пристани. Позже Геннадий Иванович скажет, что его детская мечта полностью осуществилась: он побывал на многих морях, на всех пяти океанах и на всех шести континентах.

В детстве Геннадий Иванович был очень живым непосредственным мальчиком. Претворяя в жизнь свои детские фантазии, он тем самым доставлял массу неудобств взрослым: вот ему подарили пожарную машину, и он, чтобы опробовать ее в действии, развел дома настоящий пожар, или из маминого выходного платья сшил себе настоящую портупею, после того, как мама купила ему «испанку» - красную пилотку с кисточкой впереди. У ребенка вызывало недоумение, что его благие намерения неправильно понимались взрослыми. От этой своей непосредственности и «детскости» уже в более взрослую пору он часто попадал во всякие неприятные истории.

Но вернемся к биографии. Некоторое время они с мамой пожили в Шадринске Курганской области, а в 1947 году вернулись в Ханты-Мансийск, где он учился уже в 8-ом классе. В 1948 году как представителя коренных народов, а также отличника, его направляют для дальнейшего продолжения учебы в Ленинград на подготовительное отделение народов Крайнего Севера Госуниверситета, которое позже поменяло статус.

В 1950 году с серебряной медалью закончил подготовительное отделение факультета народов Крайнего Севера Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена, а в 1955 году - с отличием гидрометеорологический факультет Ленинградского Высшего Морского училища им. адмирала С.О. Макарова. А как же, скажете вы, мечта о будущей морской карьере? Все дело в том, что на судоводительский факультет он не был допущен к экзаменам из-за остроты зрения, которая оказалась у него на диоптрию ниже допустимой.

Ленинградский период в жизни Геннадия Ивановича - время постижения простых человеческих истин, время приобретения навыков жизни в большом городе, друзей, знаний, проявления первых чувств и обретения семьи.

С 1955 г. по 1962 г. работал на Чукотке на мысе Шмидта вначале инженером-синоптиком, а потом начальником Бюро Погоды. В 1962-1964 гг. участвовал в работе Восьмой Советской антарктической экспедиции (САЭ) в должности младшего научного сотрудника-синоптика. По итогам работы в экспедиции награжден знаком “Отличник Гидрометслужбы СССР”.

В 1964-1965 годах - работа в Тиксинской арктической обсерватории старшим инженером синоптиком, а с 1965 году - учеба в Аспирантуре Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), которую закончил в 1969 году и в том же году успешно защитил диссертацию на степень кандидата географических наук. Тема его научной работы «Исследование зимних атмосферных процессов в Северной Якутии с помощью ЭЦВМ и возможность прогноза погоды на 3-5 суток». Осенью того же года был зачислен начальником аэрометеорологического отряда Пятнадцатой САЭ в обсерватории Мирный. По возвращении из экспедиции в 1971-72 г.г. работал младшим научным сотрудником-синоптиком Долгосрочных метеорологических прогнозов ААНИИ, давая прогнозы по трассе Севморпути. Затем был приглашен в Восемнадцатую САЭ на должность начальника антарктической станции Беллинсгаузен. Здесь он впервые встретился с известным французским ученым-энциклопедистом Жаком Кусто. По итогам этой экспедиции награжден знаком “Почетный полярник”.

В 1975 году прошел оформление на работу за рубежом (по контракту ЮНЕСКО) в Канаду - экспертом ИКАО по авиационной метеорологии, но за неделю до отъезда директором ААНИИ академиком А.Ф. Трешниковым Г.И. Бардину была предложена должность начальника Двадцать первой Советской антарктической экспедиции и он согласился, проработав в экспедиции больше года. В 1977-1978 гг. —снова оперативная и научно-исследовательская работа в отделе долгосрочных прогнозов ААНИИ.

В 1979 году Г.И. Бардин был назначен руководителем самой крупной службы на Чукотке - Певекским территориальным Управлением по гидрометеорологии и контролю природной среды, где он проработал до 1985 года. В 1980 году за большой вклад в исследование Антарктиды Геннадий Иванович награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1984 году закончил ускоренный курс Академии Народного Хозяйства СССР, а в 1986 вновь отправился к берегам шестого ледового континента в должности начальника Ленинградской антарктической станции Тридцать второй САЭ. После возвращения, в 1987-1988 гг. работал в отделении антарктических станций ААНИИ старшим научным сотрудником в должности заместителя начальника экспедиции “Север”, обеспечивал снятие с льдины “СП-28” и высадку новой дрейфующей станции “СП-31”. В октябре 1988 года после открытия станции участвовал в осуществлении операции по спасению серых калифорнийских китов у мыса Барроу (США).

Геннадий Иванович имеет долгую полярную биографию, он единственный в своем роде, ибо нет больше среди аборигенов ни полярника, ни моряка. Одним уже этим фактом Геннадий Иванович увековечил свое имя в истории округа. Ярчайшим тому подтверждением является его жизнь в условиях, где каждый проходит проверку на лучшие человеческие качества, где ценится дружба, взаимовыручка, выносливость, где каждый оценивается еще и как профессионал, где соседствуют романтика и величайший труд, недаром же, Север давал миру замечательных людей, людей, чьи биографии обрастали легендами,

Когда врачи запретили Бардину работать в полярных широтах, в 1992 году он приехал в Ханты-Мансийск, где когда-то учился в первой школе. С августа 1992 по апрель 1993 года - работа в должности специалиста -эксперта в аппарате представителя Президента РФ в Ханты-Мансийском автономном округе. В апреле 1993 года назначен заместителем директора по научной работе Научно-исследовательского института возрождения Обско-Угорских народов (НИИ ВОУН), где он работал до конца жизни.

По возвращении на родину сразу же занялся изучением вопросов экологии, выступал на различных конференциях по экологическим проблемам, жизни аборигенов, редактировал и готовил к изданию книгу «Экология Ханты-Мансийского автономного округа. Ресурсы. Проблемы. Перспективы». Вместе с ректором Сургутского государственного университета Г.И. Назиным разработали концепцию программы развития науки и высшего профессионального образования в округе до 2005 года.

В Ханты-Мансийском филиале Тюменской сельскохозяйственной Академии профессор Г.И. Бардин читал курсы лекций “Наука о Земле” и “История географического освоения Крайнего Севера”, которые сам и разработал. Работал над специализированной программой для экологов-наблюдателей из числа представителей коренных народов.

В 1994 году он участвовал в работе “Круглого стола” Правительства Самоуправления Гренландии по обмену опытом в борьбе за права народов Севера, в том же году выступил с докладом на Международном семинаре по традиционным знаниям коренных народов в Исландии (Рейкьявик), где был включен в рабочую группу АМАП (Арктический мониторинг и оценка Среды) по линии ООН. В 1995 году активно участвовал в работе Восьмого Международного Конгресса финно-угроведов в Финляндии (Ювяскюля), в том же году избран академиком Петровской Академии наук и искусств, возглавив Ханты-Мансийское региональное отделение ПАНИ. На международном совещании АМАП кооптирован в рабочую группу этой международной организации в качестве советника-эксперта от народов Севера России. В 1996 году избран академиком Академии Полярной Медицины и экстремальной экологии человека, академиком Международной Академии Северного Форума, принят в Союз журналистов России. В 1993 году издана его научно-популярная и автобиографическая книга “От Чукотки до Антарктиды”. По вопросам гидрометеорологии, экологии, географии, истории, проблемам права и социальной защиты народов Севера им опубликовано около 150 научных и научно-публицистических статей. В январе 1997 года Г.И. Бардин избран академиком Международной Академии Информатизации.

В последние годы своей жизни Г.И. Бардин был член редакционного совета российской газеты “Слово народов Севера”, членом редколлегии, научно-редакционного Совета и руководителем раздела “Природа. Природные ресурсы” Энциклопедии Ханты-Мансийского автономного округа, автор значительно дополненного и подготовленного к печати второго издания научно-популярной книги “От Югры и Чукотки до Антарктиды”, им написаны сценарии пяти научно-популярных, документальных фильмов о Югре и ее людях. Был членом окружной комиссии по правам человека и членом Межведомственной комиссии по экологическому образованию в округе.



Геннадий Иванович умер 1 марта 1998 года, полный творческих сил, имея еще очень много интересных идей и задумок. Так сложилась жизнь этого удивительного человека, инженера-синоптика по профессии, ученого по призванию, душевного отзывчивого по характеру, увлеченного по натуре.

ч. 1 ... ч. 7 ч. 8 ч. 9 ч. 10 ч. 11 ... ч. 28 ч. 29