Комитет по вопросам малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского

ч. 1 ... ч. 10 ч. 11 ч. 12 ч. 13 ч. 14 ... ч. 28 ч. 29

Литературные произведения, переводы с мансийского и на мансийский язык


  1. Ленину; Восьмое марта: Стихотворения / Пер. с манс. И. Гудкова, В. Сенкевич // Хантэйская и мансийская поэзия.— Омск, 1940.— С. 15-16.

  2. Добрый, как солнце: Стихотворения / Пер. с манс. В. Сенкевич // Солнце над чумом.— Л., 1948.— С. 23-24.

  3. Ленину; В Ханты-Мансийске; Восьмое марта: Стихотворения / Пер. с манс. В. Сенкевича, Г. Семенова; На берегу Малой Юконды: Повесть / Пер. с манс. Г. Гора // Мы – люди Севера.— Л., 1949.— С. 7; 74; 77; 81-92.

  4. Ленину: Стихотворение / Пер. с манс. В. Сенкевич; На берегу Малой Юконды: Повесть / Пер. с манс. Г. Гора // Пламенное слово.— Новосибирск, 1950.— С. 70-83.

  5. Мамин-Сибиряк Д.Н. Рассказы / Пер. М.П. Вахрушевой.— Л.: Учпедгиз, 1950.— 156 с.

  6. Добро пожаловать: Стихотворения / Пер. с манс. Г. Семенова // Новая тайга.— М.; Л., 1952.— С. 36-37.

  7. Знатный рыбак: Стихотворения / Пер. с манс. Г. Семенова // Семенов Г. Плечом к плечу.— Л., 1952.— С. 114-115.

  8. Мамин-Сибиряк Д.Н. Аленушкины сказки / Пер. М.П. Вахрушевой.— Л.: Учпедгиз, 1953.— 80 с.

  9. Ленину; Восьмое марта; Знатный рыбак: Стихотворения / Пер. с манс. И. Гудкова, В. Сенкевич, Г. Семенова; На берегу Малой Юконды: Повесть / Авториз. пер. и лит. обработка Г. Гора // Творчество народов Севера.— Л., 1955.— С. 17-50.

  10. Ленину; Качели; Считалочка: Стихотворения / Пер. с манс. В. Сенкевич, М. Гурвича, А. Радыгина // Север поет.— Л., 1961.— С. 95-98.

  11. На берегу Малой Юконды: Повесть / Пер. с манс. Г. Гора и А. Баландина.— Тюмень: Кн. изд-во, 1963.— 44 с.

  12. Первый из ханты: Очерк // Просвещение на Крайнем Севере.— Л., 1967.— Вып. 15.— С. 148-151.

  13. Восьмое марта: Стихотворение // Северянки.— Новосибирск, 1975.— С. 257.

  14. Конституция Союза ССР / Пер. М.П. Вахрушевой.— Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1978.— 50 с.

  15. Богатырь Двух Горных Хребтов // Фольклор народов Севера СССР.— Л., 1980.— Примеч.: Манс. текст с пер. М. Вахрушевой.

  16. Богатырь Двух Горных Хребтов; Война на Тавде: Манс. предания / Зап. А. Каннисто; Пер. М. Вахрушевой // Мифы, предания, сказки хантов и манси.— М., 1990.— С. 426-428.

  17. Два сына Сибирской Женщины Резаное Железо: Героическое сказание манси / Зап. А. Каннисто; Пер. М. Вахрушевой // Мифы, предания, сказки хантов и манси.— М., 1990.— С. 69-70.

  18. Старичок Торетор: Хант. сказка / Зап. и пер. М. Вахрушевой // Мифы, предания, сказки хантов и манси.— М., 1990.— С. 401-406.

  19. На берегах Малой Юконды: Отрывки из повести // Литература Тюменского края.— Тюмень, 1996.— Кн. 1.— С. 176-181.



Публикации в периодических изданиях





  1. В Ханты-Мансийске; Знатный рыбак: Стихотворения / Пер. с манс. Г. Семенова // Сиб. огни.— 1949.— № 5.— С. 52.

  2. Путь в большую жизнь // Ленин. правда. — 1982. — 27 марта.

  3. Деревня на острове: Рассказ // Югра.— 1993.— № 6.— С. 36-37.



Литература о жизни и творчестве





  1. Гудков И. Хантэ-мансийские поэты // Остяко-вогул. правда.— 1938.— 3 февр.

  2. Игнатов И. Растут ряды национальной интеллигенции // Сталин. трибуна. — 1941. — 5 дек.

  3. Лебедева Е.П. Подготовка научных кадров из народностей Севера // Просвещение на Советском Крайнем Севере.— Л., 1958.— Вып. 8.— С. 235-250.— Примеч.: Есть инф. о М.П. Вахрушевой.

  4. [Вахрушева М.] // Юрасова М.К. На берегах Иртыша. — М., 1959. — С. 125-126.

  5. Романенко Д. Девушка с Юконды // Лит. Россия.— 1963.— 5 дек.

  6. Бударин М.Е. Общественно-политическая жизнь. Литература и искусство в предвоенные годы // Бударин М.Е. Путь малых народов крайнего Севера к коммунизму. — Омск, 1968. — С. 293-311.

  7. Хамзарова Т. Когда гремят залпы // Ленин. правда.— 1971.— 14 мая.

  8. Трофимова В. Неузнаваемой стала Конда // Ленин. трибуна.— Кондинское, 1980.— 7 окт.

  9. Богопольская Л. Песнь с берегов Юконды // Правда.— 1983.— 29 марта.

  10. [Вахрушева М.] // Михайлов А. Ускорение. — Якутск, 1983. — С. 24.

  11. [Вахрушева М.] // Пошатаева А. Литературы народов Севера. — М., 1988. — С. 79-80.

  12. Герасимова Д.В. Матрена Панкратьевна Баландина (Вахрушева) // Lomonossow: DAMU – Hefte = Ломоносов: Тетради Даму. — 2000. —Nr.2. — 73-74.



Библиография


  1. Огрызко В. Матрена Панкратьевна Вахрушева (Баландина) // Огрызко В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. — М.,1998. — Ч.1 (А-Н). — С. 135-139.

  2. Белобородов В.К., Пуртова Т.В. Вахрушева (Баландина) М.П. // Белобородов В.К., Пуртова Т.В. Ученые и краеведы Югры. — Тюмень, 1997. — С. 50-51.

Волдина Татьяна Владимировна

В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что в округе сформировалась целая плеяда ученых из числа хантов и манси, которые рождены и воспитаны в своей этнической среде. В их число входит и Татьяна Владимировна Волдина – кандидат исторических наук, руководитель отдела хантыйского языка, литературы и этнографии НИИ ОУН.


Родилась Татьяна Владимировна 9 января 1970 года в г. Ханты–Мансийске. Ее отец – Волдин Владимир Семенович хантыйский поэт, был редактором окружного радиовещания, вел передачи на хантыйском языке. В октябре 1971 года во время одной из командировок, Владимир Семенович трагически погиб.

Мама – Мария Кузьминична – поэтесса, член Союза писателей РФ, член Союза журналистов РФ, заслуженный работник культуры РФ, главный редактор объединенной окружной редакции национальных газет «Ханты ясанг».

Родители воспитали Татьяну Владимировну на уважении к родному языку, культуре, обычаям и традициям своего народа.

В детстве Таня с семьей часто навещала родственников, живущих в национальных поселках, путешествовала по Оби и Назыму, эти поездки навсегда были запечатлены восприимчивым детским воображением, укрепляя в нем интерес к корням своего народа.

Рано научившись читать, будущая ученая, пойдя в 1977 году в первый класс Ханты–Мансийской средней школы №15, легко усваивала программу. В школе Таня активно участвовала в общественной жизни: была командиром звездочки, звеньевой, принимала участие в работе редколлегии класса и пресс-центра школы.

После окончания школы, Татьяна Владимировна поступила учиться на исторический факультет Уральского государственного университета, где впервые соприкоснулась с исследовательской работой, связанной с изучением этнографии. Интерес к духовной культуре обско-угорских

народов, заложенный в детские годы, развился и окреп во время учебы в университете. Не случайным был и выбор темы дипломной работы, посвященной традиционному мировоззрению казымских хантов, которая была оценена дипломной комиссией на «отлично».

Продолжить изучение традиционной духовной культуры обско–угорских народов Волдина Т. В. смогла, приступив к работе в НИИ ВОУН. В 1993 г. она была принята научным сотрудником в отдел истории и этнографии. Результатами своих исследований ученая делилась с коллегами на научных конференциях, семинарах в России и за рубежом (Эстонии и Финляндии).

В 1994-1995 гг. Татьяна Владимировна принимала участие в мероприятиях Молодежной ассамблеи финно-угорских народов, в эти же годы она стала членом молодежного сектора координационного совета общественно-политической ассоциации «Спасение Югры».

Для выполнения научно-исследовательской темы «История изучения хантыйского фольклора» в начале 1995 г. Волдина Т. В. закрепилась соискателем в аспирантуру Томского государственного университета. «К тому времени, - пишет Татьяна Владимировна, - у меня была своя семья: муж – Хакназаров Саидмурод Хамдамович и дочь Екатерина. Поэтому соискательство было наиболее удобной для меня формой написания кандидатской диссертации».

В начале 1996 года в семье родилась вторая дочь – Виктория. Во время отпуска по уходу за ребенком на основной работе, Татьяна Владимировна работала научным сотрудником в филиале окружного музея «Мастерской хантыйского художника Г. С. Райшева», получив возможность изучать биографию и творчество талантливого художника.

В 1997 году Волдина Т. В. начала преподавать этнографию в общеобразовательной школе Центра искусств для одаренных детей Севера, для этого ей была разработана специальная программа. Преподавательская деятельность практически не оставляла времени для занятий наукой, по этой причине в 1998 г. Татьяна Владимировна вернулась в НИИ ВОУН, ведя по совместительству курс этнографии.

До 2000 г. ученая работала над своей кандидатской диссертацией (защита состоялась 18 декабря 2000 г) под руководством Надежды Васильевны Лукиной – этнографа-сибириеведа, доктора исторических наук, профессора Томского госуниверситета, члена-корреспондента Академии естественных наук РФ. 18 декабря 2000 года в диссертационном совете Томского государственного университета состоялась защита диссертации на тему «История изучения хантыйского фольклора». После ее защиты, можно говорить о том, что в научный оборот введена новая информация о процессе сбора, публикации и 7исследования хантыйского фольклора, выявлены новые имена и факты при рассмотрении полуторавековой истории изучения устного творчества хантов, выделены этапы истории изучения фольклора и раскрыто содержание происходивших в нем процессов.

В 2000 г. Волдина Т. В. стала автором исследовательского проекта «Политические и духовные лидеры обских угров глазами своих народов», который зарегистрирован и принят к рассмотрению для участия в конкурсе фонда Маккартуров.

В настоящее время Татьяна Владимировна – руководитель отдела хантыйской филологии и этнографии НИИ ОУН, кандидат исторических наук. Мама двух прелестных девочек. В свободное от работы время, она любит путешествовать с семьей, пишет стихи, изучает духовную культуру Востока.

Культура и мудрость народа ханты были и остаются живительным родником, питающим творческие силы молодого ученого–этнографа — Татьяны Владимировны Волдиной.



О. Павлова.

Библиография

Научные труды. Отдельные издания, публикации в сборниках


  1. Family Rites of Kazym Hanty // Family as the Tradition Carrier. Nordik – Baltik – Finno – Ugrik Conference. Abstracts (25-29 may 1994 ).— Vosu, 1994.— С.94–95.- (На англ. яз.).

  2. Картина мира в традиционных космологических представлениях казымских хантов // Узловые проблемы современного финно-угроведения.— Йошкар-Ола, 1995.— С.111-112.

  3. Собиратели обско-угорского фольклора в г. Ханты-Мансийске // Исторический путь и проблемы социально-экономического развития ХМАО.— Ханты Мансийск, 1995.— С.35 36.

  4. Песенное искусство народа ханты // Folk song and the folk musik as the Carrier of identity and the Objekt of cultural exhange. Abstracts.— Tallinn,1996.— С.62 64.

  5. Family Rituals of the Kazym Khanty // The Familu as the Tradition Carrier. Conference Proceeding Volume 2.— Tallinn, 1997.— С.182—187.— (На англ. яз.).

  6. Волдин В. Так Молупси: Поэмы и стихи на хант. и русском яз. / Сост. и авт. вступ. статьи Т.В.Волдина.— Ханты-Мансийск: Полиграфист, 1998.— 118 с.

  7. Обско-угорский фольклор как дополнительный источник в археологических исследованиях // Система жизнеобеспечения традиционных обществ в древности и современности. Теория. Методология. Практика.— Томск, 1998.— С.173 174.

  8. Хантыйское фольклорное наследие в фонотеке окружного радио (записи 1970-х годов) // Социокультурная динамика Ханты-Мансийского автономного округа сегодня и в перспективе XXI века: федеральный и региональный аспекты.— Сургут, 1998.— Ч.2.— С.27 28.

  9. Из истории изучения хантыйского фольклора в России // Обские угры: Материалы II-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (12-16 дек. 1999 г., г. Тобольск).— Тобольск; Омск, 1999.— С.281—282.

  10. О научных публикациях произведений хантыйского устного народного творчества в России // III Конгресс этнографов и антропологов России (8-11 июня 1999 г.).— М., 1999.— С.39.

  11. Библиографический указатель по фольклору хантов (1880 1999 гг.) / Комитет по делам малочисленных народов Севера Администрации Ханты-Манс. авт. окр., НИИ ОУН.— Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000.— 128 с.

  12. Вождь // Югория.— Ханты-Мансийск; Екатеринбург, 2000.— Т.1.— С.177.

  13. Вклад Н.И.Терешкина в изучение хантыйского фольклора // Финно-угристика на пороге III тысячелетия (филологические науки).— Саранск, 2000.— С. 365—367.

  14. Изучение хантыйских героических песен и сказаний во II половине XIX-XX вв. // Олонхо в контексте эпического наследия народов мира.— Якутск, 2000.— С.10 11.

  15. История изучения хантыйского фольклора (XIX-XX вв.): Диссерт. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук.— Томск, 2000.—316 с.— (На правах рукописи).

  16. История изучения хантыйского фольклора (XIX-XX вв.): Автореф. диссерт. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / Том. гос. ун-т.— Томск; Ханты Мансийск, 2000.— 18 с.— (На правах рукописи).

  17. Маска ритуальная // Югория.— Ханты-Мансийск; Екатеринбург, 2000.— Т.2.— С.177.

  18. Преподавание этнографии обско-угорских народов в общеобразовательной школе: значение, цели, перспектива // Образование и права личности: глобальные и региональные проблемы и перспективы.— Нижневартовск, 2000.— Ч.1.—С.90—92.

  19. Из истории изучения хантыйского фольклора в России // Обские угры: Материалы II-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (12-16 дек. 1999 г., г. Тобольск).— Тобольск; Омск, 1999.— С.281 282.

  20. Родильная и погребально-поминальная обрядность казымских хантов // Этнография народов Западной Сибири.— М., 2000.— Вып.10.— С.190 198.

  21. Роль газеты «Ханты ясанг» («Ленин пант хуват») в сохранении хантыйского фольклора // Народы Северо-Западной Сибири.— Томск, 2000.— Вып.7.— С.67 72.

  22. То же // Congressus nonus internationalis fenno–ugristarum (7-13 aug. 2000, Tartu)— Tartu, 2000.— Pars III.— С.107–108.

  23. Сооружения в снегу // Югория.— Ханты-Мансийск; Екатеринбург, 2000.— Т.3.— С.136.

  24. Роль хантыйской интеллигенции в изучении родного фольклора // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории.— Томск, 2001.— С.94—96.




ч. 1 ... ч. 10 ч. 11 ч. 12 ч. 13 ч. 14 ... ч. 28 ч. 29