Комитет по вопросам малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского

ч. 1 ... ч. 26 ч. 27 ч. 28 ч. 29

Библиография

Отдельные издания и публикации в сборниках


  1. Хантыйско-русский и русско-хантыйский словарь (казымский диалект): Пособие для уч-ся нач. шк. / С.П. Молданова ., Е.А. Немысова, В.Н. Ремезанова. — Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1983. — 286 с.

  2. Хантыйский язык: Учеб. и кн. для чтения для 3-го кл. (на языке казымских ханты) / С.П. Молданова., Е.А. Немысова — Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1984. — 190 с.

  3. Хантыйский язык: Учеб. и кн. для чтения для 3-го кл. (на языке шурышкарских ханты) / С.П. Молданова, Е.А. Немысова. — Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1986. — 182с.

  4. Хантыйский язык: Учебн. пособие для учащихся пед. училищ / А.М. Сенгепов, С.П. Молданова, М.К. Волдина, Н.А. Лыскова, Е.А. Немысова. — Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1988. — 225 с.

  5. Хантыйско-русский и русско-хантыйский словарь (Казымский диалект): Пособие для уч-ся нач. шк. / С.П. Молданова, Е.А. Немысова, В.Н. Ремезанова. — 2-е изд., перераб. — Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1988. — 272 с.

  6. Хантыйский язык: Учеб. и кн. для чтения для 4-го класса (казымский диалект) / С.П. Молданова, Е.А. Немысова. — 2-е изд., дораб. — Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1989. — 195 с.

  7. Хантыйский язык: Учеб. и кн. для чтения для 4-го кл. (шурышкарский диалект) / С.П. Молданова, Е.А. Немысова; Пер. Р.Р. Скамейко, С.И. Сязи.— Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1990. — 195 с.

  8. Солнышко=Хатлые: Кн. для чтения в 3-4 кл. хант. шк. (Казымский диалект) / Е.Н. Рандымова, С.П. Молданова. — СПб.: Отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994. — 143 с. — (Шк. б-чка).

  9. Русско-хантыйский тематический словарь: Пособие для уч-ся педучилищ. В 2-х ч. — Ханты-Мансийск, 1994. — 248 с.

  10. Программа по методике преподавания хантыйского языка в начальной школе (для педучилищ). — Ханты-Мансийск, 1995. — 37 с.

  11. Программа по родному языку и литературе для 5 классов хантыйских школ. — Ханты-Мансийск, 1995. — 24 с.

  12. Программа по хантыйскому языку для педагогических училищ (шк. отд. 4 года обуч.) — Ханты-Мансийск, 1995. — 33 с.

  13. Русско-хантыйский тематический словарь: Пособие для уч-ся сред. шк. и педучилищ (казымский диалект). — Ханты-Мансийск, 1995. — 200 с.

  14. Состояние и перспективы развития дву- и многоязычной школы Ханты-Мансийского автономного округа / С.П. Кононова, Н.В. Сайнахова // Народы Северо-Западной Сибири. — Томск, 1995. — Вып. 2. — С. 57-60.

  15. Термины хантыйского языка, связанные с организмом человека // Народы Северо-Западной Сибири. — Томск, 1995. — Вып. 2. — 40-43.

  16. Хантыйский язык: Учеб. и кн. для чтения для 4-го кл. (казымский диалект) / C.П. Молданова , Е.А. Немысова . — 3-е изд., дораб. — СПб.: Просвещение, 1995. — 159 с.

  17. Хантыйский язык: Учебн. и кн. для чтения для 4-го класса (шурышкарский диалект) / С.П Молданова , Е.А Немысова; Пер. Р.Р. Скамейко, С.И. Сязи. — 3-е изд., дораб. — СПб.: Просвещение, 1995. — 144 с.

  18. Русско-хантыйский разговорник / Сост. Е.А. Немысова, С.П. Кононова, Е.Н. Вожакова; Под ред. Е.А. Немысовой. — М.: Икар, 1996. — 148 с.

  19. Об этническом фонде хантыйского языка в художественном тексте // Народы Северо-Западной Сибири. — Томск, 1998. — Вып. 5. — С. 13-20.

  20. Родной язык - будущее округа / К.В. Афанасьева, С.П. Кононова // Обские угры на пороге Третьего тысячелетия: Мат. I учредительного съезда коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа. — Ханты-Мансийск: ГПИПИ «Полиграфист», 1999. — С. 45-48.

  21. Роль и значение лингвострановедческих реалий в произведениях оско-угорских писателей // Europa et Sibiria: Beitrage zu Sprache und Kultur der kleineren finnougrischen, samodischen und palaosibirischen Volker Gedenkband fur Wolfgang Veenker — Wiesbaden, 1999. — C. 251-256.

  22. «Я читаю Пушкина» // Пушкин – наше все: Сб. науч. ст., докл., сообщ. — Сургут: Северо-Сиб. регион. Кн. изд-во, 1999. — С. 82-90.

  23. Народные песни как нравственные корни – связи всего живого на земле в произведениях ханты и манси // Обские угры на пороге Третьего тысячелетия: Докл. Науч.-практич. конф. «Литература и фольклор ханты и манси на пороге третьего тысячелетия» г. Сургут, 7-8 дек. 1999 г. — Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000. — С. 29-33.

  24. Программа по родной литературе для 5-9 классов хантыйских школ. — Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000. — 48 с.

  25. Программа по родному языку для 5-9 классов хантыйских школ. — Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000. — 32 с.

  26. Система приобщения учащихся начальных классов к традиционной обско-угорской культуре и искусству // Образование и права личности: Глобальные региональные проблемы и перспективы: Препринты, тез. док. и сообщений Междунар. конгр. — Нижневартовск, 2000. — Ч.1. — С. 95-97.

  27. К вопросу преподавания литературы народов Севера // Народы Северо-Западной Сибири. — Томск, 2001. — Вып. 7. — С. 78-83.

Публикации в периодических изданиях


  1. Ханты эви йилуп вул: [О Прокиной Тамаре Яковлевне] // Ленин пант хуват. — 1985. — 13 июля.

  2. Лальлы па лохсан волупсы пата = [За мир и дружбу: О XII Международном фестивале молодежи] // // Ленин пант хуват. — 1985. — 10 авг.

  3. Венш вотат есялт: [О книге М.К. Анисимковой “Лицом к ветру”] // Ленин пант хуват. — 1985. — 31 авг.

  4. Мунева лаль ант мосл = [Нам не нужна война: К Всемирному дню Мира] // Ленин пант хуват. — 1985. — 7 сент.

  5. Шуши мувев йилуп хурас = [Новый облик родного края : О новых городах - Радужный, Лангепас, Нягань] // Ленин пант хуват. — 1985. — 7 сент.

  6. Нявремата вон амат = [Большая радость детям: О новой книге А.М. Коньковой «Сказки бабушки Аннэ»] // Ленин пант хуват. — 1985. — 14 cент.

  7. Шенк омась тата = [Здесь очень интересно: О работе клуба «Литературные встречи» в окружной библиотеке] // Ленин пант хуват. — 1985. — 12 окт.

  8. Там нэ нетупсы: [О преподавателе Ханты-Мансийского педучилища К.Е. Гавриловой] // Ленин пант хуват. — 1985. — 30 нояб.

  9. Волупсэл – хураманг ар = [Его жизнь – красивая песня: О венгерском писателе Матэ Залка] // Ленин пант хуват. — 1986. — 9 мая.

Публикации о жизни и деятельности


  1. Вагатова М.К. Тун йош хуват = [По правильному пути: О педагогической деятельности] // Ленин пант хуват. — 1984. — 9 мая.

  2. Обская Т.С. Йи сирн хеншты …= [Одинаково писать: О проблемах создания единого хантыйского алфавита] // Ленин пант хуват. — 1985. — 30 марта.

  3. Обская Т.С. Лыв нэмлал яма волыйт = [Их имена хорошо знают: Ко Дню Учителя] // Ленин пант хуват. — 1985. — 5 окт.

  4. Вагатова М.К ленин алюм йош хуват: [О работе внештатным корреспондентом в газете “Ленин пант хуват”] // Ленин пант хуват. — 1986. — 15 марта.

  5. Себурова Т.С. Лывела вос хошум = [Им было тепло: O встрече и выступлении перед канадской делегацией] // Ленин пант хуват. — 1986. — 15 нояб.

  6. Вагатова М.К. Печать халт – мир емангхатл = [День печати – народный праздник] // Ленин пант хуват. — 1988. — 9 мая.

  7. Обская Т.С. Яснгев йилуп нартуп пела: [Встреча творческой интеллигенции по проблемам языка] // Ленин пант хуват. — 1988. — 29 окт.

  8. Волдина М.К. Газета – ар хоят нумас, ао хоят ясанг: [Газета – это мысли и слова многих: О работе внештатным корреспондентом в газете «Ленин пант хуват»] // Ленин пант хуват. — 1989. — 9 мая.

  9. Кононова С.П. Муннг арлув па миратн ат холлыйт: [Пусть услышат наши песни разные народы: О поездке ансамбля «Аранг мосьнэ» в Литву, Якутию] // Ленин пант хуват. — 1989. — 29 июля.

  10. Cебурова Т.с. Нумсал тасянга йис: Интервью с. С.П. Кононовой о Дне Учителя // Ханты ясанг. — 1995. — 30 сент.

  11. Себурова Т.С. Ханты яснгев лутл вон = [Велика роль хантыйского слова : Мение С.П. Кононовой о газете «Ханты ясанг»] // Ханты ясанг. — 1995. — 4 нояб.

  12. Себурова Т.С. Тынанг Светлана Павловна! = Дорогая Светлана Павловна: Поздравление с 40-летием // Ханты ясанг. — 1996. — 8 июня.

  13. Кононова (Молданова) Светлана Павловна // Белобородов В.К., Пуртова Т.В. Ученые и краеведы Югры: Биобиблиогр. словарь / Ханты-Мансийская окр. б-ка. — Тюмень: СофтДизайн, 1997. — С.134-135.

  14. Сайнахова Н.В. Кононова (Молданова) Светлана Павловна // // Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. — Ханты-Мансийск; Екатеринбург, 2000. — Т. 2. — С. 65.


ОНИНА СОФЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

С.В. Онина (Талигина) родилась 20 мая 1969 г. в д. Тильтим Шурышкарского района Ямало-Ненецкого округа Тюменской области. Ее родители Владимир Данилович и Мария Гавриловна Талигины занимались оленеводством, рыболовством, отец кроме этого охотился. Известно, что бабушка Софьи Владимировны по материнской линии - Пырысева (Артанзеева) Анастасия Захаровна имеет прямое отношение к линии куноватских князей. В 1767 г. ее предок - князь Артанзеев добился официального признания княжеского достоинства, а его потомки сохраняли свою власть до XIX в. и продолжали пользоваться правами собственности на тундру и судебной властью над куноватскими остяками.

В семье В.Д. Талигина воспитывалось восемь детей, Софья была четвертым ребенком. Все они воспитывались в традициях своего народа, хорошо знакомы с его культурой.

В 1977 г. Соня Талигина пошла в подготовительный класс Овгортской средней школы, которую успешно закончила в 1987 г. В годы учебы в школе активно занималась общественной работой. В шестом классе ей был доверен флаг пионерской дружины школы, а в классе седьмом была ее председателем. Как одной из лучших учениц школы ей выпала честь побывать во всероссийском пионерском лагере "Орленок". Помимо учебы, общественной работы, С.Талигина активно занималась спортом. Еще в школе ей был присвоен II взрослый разряд по лыжам, она защищала честь школы в районе. Организовав в школе фотостудию, любила делать различные фото-экспресс выставки - про прогульщиков, двоечников, а также о школьном досуге, конкурсах и других мероприятиях школы. Нравилось Софье заниматься художественной резьбой и выжиганием по дереву, рисованием красками, некоторые из ее работ выставлялись не раз на школьных и районных конкурсах, отмечались грамотами и призами.

Вспоминая свои школьные годы, С.В. Онина с особой благодарностью отмечает свою первую наставницу - заслуженного учителя РФ Надежду Александровну Белову, а также таких педагогов как Т.П. Макарова, Е.П. Сибильская, А.И. Петрушкина, Е.И. Тыликова, Л.Н. Бекметова, И.К. Конев, А.В. Конева и др.

В 1987 г. Софья Онина поступает на дошкольный факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, который закончила в 1993 г., успешно защитив дипломную работу по теме "Оленеводческая лексика хантыйского языка и использование оленеводческой лексики в обучении чтению по методике В.Н. Зайцева". По окончанию института С.В. Талигиной была присвоена квалификация преподавателя дошкольной педагогики и психологии, методиста по дошкольному воспитанию и преподавателя хантыйского языка. Она получила приглашение работать в Ханты-Мансийский педагогический колледж.

Работая с августа 1993 г. по февраль 1998 г. в педагогическом колледже, С.В. Онина (Талигина) прошла серьезную школу. Ей было предложено вести несколько совершенно разных предметов: хантыйский язык, историю и этнографию обско-угорских народов ХМАО, декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов ХМАО и методику развития речи детей дошкольного возраста, а также она осуществляла классное руководство. Попутно в 1993-1994 гг. она работала научным сотрудником НИИ возрождения обско-угорских народов, в 1994 г. — читала практический курс хантыйского языка на факультете экономики традиционного природопользования Севера Ханты-Мансийского филиала Тюменской сельскохозяйственной академии (в настоящем - это Ханты-Мансийский сельскохозяйственный институт).

Педагогическая деятельность С.В. Ониной в этот период позволила ей изучить всю основную литературу по теории хантыйского языка, истории и этнографии обско-угорских народов. Результатом ее работы в педагогическом колледже стали разработка программ по этнографии и декоративно-прикладному искусству обско-угорских народов для педагогических училищ.

Большое желание расширить свои знания по хантыйскому языку и языкознанию в целом послужило причиной поступления С.В. Ониной в 1997 г. в аспирантуру Марийского государственного университета по специальности 10.02.07 - финно-угорские и самодийские языки. Ее научным руководителем стал доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой финно-угорских языков историко-филологического факультета Марийского государственного университета Юрий Владимирович Андуганов. Тема кандидатской диссертации С.В. Ониной - "Оленеводческая лексика хантыйского языка".

В 1998-1999 гг. С.В. Онина работала в Ханты-Мансийском окружном Институте повышения квалификации и развития регионального образования в качестве старшего преподавателя на открывшуюся кафедру развития этнообразовательных систем обско-угорских народов. Здесь она смогла продолжить работу по разработке методических пособий по истории и этнографии обско-угорских народов для педагогических училищ. В 1998 г. С.В. Онина вела также факультатив по хантыйскому языку в Ханты-Мансийском медицинском колледже.

А осенью 1999 г. С.В. Онина была принята на работу в качестве старшего научного сотрудника в Научно-исследовательский институт обско-угорских народов.

Научная деятельность С.В. Ониной направлена на изучение лексики хантыйского языка (ее морфологический анализ), в частности, оленеводческой. В настоящее время она автор около 10 публикаций, в том числе отдельного издания "Оленеводческая лексика хантыйского языка: семантические группы и словарь" (2001 г.). Среди работ С.В. Ониной есть статьи, посвященные и другим аспектам хантыйского языка, этнографии, декоративно-прикладного творчества обско-угорских народов, а также методико-педагогическим проблемам.

Большую поддержку в становлении молодого ученого оказала доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ Евдокия Ивановна Ромбандеева.

Муж Софьи Владимировны - Александр Иванович Онин также является ханты по национальности. Интересно отметить, что его прадед - В.Д. Онин, родом из Заводных юрт (этот населенный пункт находился между п. Сибирским и п.Батовым), был в свое время информантом у известного финского исследователя К.Ф.Карьялайнена [см.: Karjalainen K.F. Ostjakisches Worterbuch. Helsinki, 1948. I. S.XYI]. В семье Ониных растет сын - Денис.

В свободное время Софья Владимировна вместе со своей семьей занимается лыжным спортом, настольным теннисом и художественной резьбой по дереву.
Список научных трудов С.В. Ониной:
1. Оленеводческая лексика хантыйского языка // Узловые проблемы современного финно-угроведения. Материалы I Всероссийской научной конференции. —Йошкар-Ола, 1995. —С.392-396.

2. Половозрастные обозначения в хантыйском языке // Народы Северо-Западной Сибири. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998. —Вып.5. —С.101-103.

3. Тематические группы слов оленеводческой лексики хантов // Народы Северо-Западной Сибири. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998. —Вып.5. —С.104-108.

4. Программа по истории и этнографии обско-угорских народов (для педагогических училищ). —Ханты-Мансийск, 2000. —44 с.

5. Структурная характеристика оленеводческой лексики хантыйского языка // Материалы II Всероссийской конференции финно-угроведов «Финно-угристика на пороге III тысячелетия» (2-5 февраля, 2000 г.). — Саранск, 2000. — С.238-241.

6. Морфологический анализ оленеводческой лексики хантыйского языка // Финно-угроведение. — 2000. —№ 2. — С.

7. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов // Финно-угроведение. — 2000. —№ 4. — С.62-66.

8. Декоративно-прикладное творчество обско-угорских народов // Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. — Ханты-Мансийск, 2000. — Т.1. — С.269-270.

9. Оленеводческая лексика хантыйского языка: семантические группы и словарь. — Йошкар-Ола, 2001. — 74 с.
РЕШЕТНИКОВА РАИСА ГЕРМАНОВНА

Раиса Германовна Решетникова (Молданова) родилась 18.02.1959 г. в д.Тутлейм Березовского района Тюменской области в семье рыбаков и охотников Рябчикова Германа Кузьмича и Молдановой Анастасии Кирилловны. Ее родители работали в колхозе. В годы войны и в послевоенные годы, мама ходила с отцом белковать.

Детские годы Раи Молдановой прошли в Ванзевате в окружении родственников матери. Бабушка Мария Константиновна Молданова, которая оказала большое влияние на маленькую Раю, прожила трудную жизнь. На ее долю выпали страшные военные годы, вдовство, смерть детей... Несмотря на это, она запомнилась Раисе Германовне как добрый и отзывчивый человек. Часто в ее дом приходили старые люди, по традиции рассказывали сказки, взрослые занимались рукоделием, дети - тоже. Среди других воспоминаний детства Р.Г. Решетниковой: вороний праздник, отмечая который, делали гнезда, варили традиционный хантыйский саломат; а также как возили сено на собачьей упряжке... Как старшая дочь, Рая рано стала помогать маме, заботилась о младших братьях и сестрах.

Первые два класса (нулевой и первый) Рая Молданова обучалась в Ванзеватской восьмилетней школе. Одним из примечательных событий детских лет Р.Г. Решетниковой, будущего педагога, на наш взгляд представляется следующий факт ее биографии. Еще в начальных классах она вместе со своей двоюродной сестрой Светой Молдановой (так раньше звали известного автора хантыйских учебников, преподавателя хантыйского языка и литературы С.П. Кононову) наряду с другими играми составляли учебники по математике, по русскому языку и по ним сами себя обучали. Возможно, уже тогда проявилась их неосознанная тяга к педагогической деятельности.

В 1969-1975 гг. —со второго по восьмой класс - Раиса училась в Тегинской восьмилетней школе. Среднюю школу закончила в п. Березово в 1977 г.

«Я бесконечно благодарна моим любимым учителям Марии Яковлевне Каневой, Светлане Васильевне Трошиной, Наталье Петровне Рябчиковой, Александре Ивановне Кузнецовой», - пишет Р.Г. Решетникова, вспоминая свои школьные годы.

В эти годы она активно занималась общественной работой. Училась всегда хорошо. Сверстники ценили ее за доброжелательность, трудолюбие и аккуратность. Поэтому очень часто ее избирали в учебный сектор класса. Она посещала кружки по хореографии, рукоделию и другие. Активно занималась спортом, неоднократно участвовала в соревнованиях. В седьмом классе она была избрана секретарем комсомольской организации школы.

Еще в школьные годы Р. Молданова мечтала стать филологом, нравилось изучать русский язык и литературу. Однако после окончания школы она поступила в Хабаровский пединститут на факультет иностранных языков. Но вскоре из-за болезни мамы, а, главным образом, из-за отдаленности от родных мест Хабаровска, учиться там Раиса не стала.

Полгода она проработала в детском саду няней. Работа с маленькими детьми ей очень пришлась по душе. Впоследствии Раиса Молданова поступает в Ханты-Мансийское национальное педагогическое училище на дошкольное отделение, где училась с 1978 по 1980 гг.

Вспоминая это время, Раиса Германовна пишет: «Рядом с нами были замечательные педагоги: Зоя Николаевна Казакова, Клавдия Ефимовна Гаврилова, Светлана Дмитриевна Шабалина, Галина Алексеевна Ботвинкина и другие». Особенно ей запомнились уроки НОТ (научной организации труда), которые проводила З.Н. Казакова, которые очень помогли при подготовке к будущей профессии. В годы учебы в педучилище наряду с программными занятиями очень нравилось Р. Молдановой посещать педагогический кружок В.В. Сухомлинского «Сердце отдаю детям».

С 1980 по 1982 гг. Р.Г. Молданова - воспитатель детского сада "Малышок" п. Советский. С 1981 г. и в последующие годы она активно занимается профсоюзной деятельностью, часто избиралась членом и председателем профсоюзных комитетов организаций, где работала.

В 1982 г. Раиса Германовна переехала жить в Ханты-Мансийск. Работа воспитателем в детском саду "Голубок" (1982-1986 гг.), затем методистом в "Золотой рыбке" (1986-1993 гг.) послужила основой для ее научной деятельности, направленной на изучение этнопсихологических особенностей детей обско-угорских народов и разработку методических пособий по обско-угорской культуре для воспитателей детских дошкольных учреждений. Работая методистом, Р.Г. Решетникова часто проводила научно-практические семинары для воспитателей, занималась изучением литературы по педагогике и психологии детства. С большим интересом занимались ее воспитанники – дети старшего дошкольного возраста в организованном ею кружке по изготовлению предметов ручного труда.

В 1988 г. она успешно закончила Шадринский государственный педагогический институт по специальности "Педагогика и психология (дошкольная)".

В 1989 г. Р.Г. Решетникова побывала в Канаде по обмену опытом по национальному образованию в школах, детских дошкольных учреждениях, национальных школах-интернатах. Из России на этом кворуме были три человека, Раиса Германовна представляла Ханты-Мансийский округ.

С 1993 г. Р.Г. Решетникова работает в Научно-исследовательском институте возрождения обско-угорских народов в качестве научного сотрудника в секторе моделирования школы обучения детей обско-угорских народов. В 1994 гг. она становится старшим научным сотрудником, а с 1998 г. —ученым секретарем НИИ обско-угорских народов.

Область ее научных интересов: ребенок в традиционной и современной жизни, народные игрушки, фольклор для детей, этнопсихологические и этнопедагогические аспекты развития ребенка.

Большую помощь в становлении Р.Г. Решетниковой как ученого оказали кандидаты педагогических наук Е.А. Немысова, К.В. Афанасьевна, кандидат филологических наук А.И. Сайнахова, кандидат психологических наук З.Н. Казакова, доктор филологических наук Е.И. Ромбандеева, кандидаты исторических наук Т.А. Молданова и М.А. Лапина.

В 1996 г. Р.Г. Решетникова поступила в аспирантуру Научно-исследовательского института дошкольного образования и семейного воспитания (г. Москва). Тема ее диссертационного исследования - "Орнаментальное искусство обско-угорских народов как средство эстетического воспитания", а ее научным руководителем стал доктор психологических наук Владимир Товиевич Кудрявцев.

Работая над своей научно-исследовательской темой, связанной с приобщением детей к декоративно-прикладному искусству обско-угорских народов, Р.Г. Решетникова изучила много работ касающихся этой проблематики, в том числе исследования этнографов С.В. Иванова, Н.В. Лукиной, О.М. Рындиной, Т.А. Молдановой, А.М. Сязи и других.

Сама Р.Г. Решетникова особо выделяет такой раздел своего исследования как "Орнаменты на детской одежде". Здесь ею проведен отбор элементов орнамента, которыми народы ханты и манси украшали детскую одежду, развивавшую эстетический вкус и несших защитную функцию. При разработке методического пособия "Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов", материалы которого также вошли в диссертацию Р.Г. Решетниковой, учитывались особенности усвоения детьми ханты и манси навыков работы с орнаментом по традиции, с постепенным усложнением его элементов.

В теоретическом плане большое влияние на ее научное мировоззрение оказали исследования З.А. Богатеевой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, А.П. Усовой, А.Л. Бугаевой и других.

Методические разработки Р.Г. Решетниковой апробированы в нескольких образовательных дошкольных учреждениях г. Ханты-Мансийска и во многих районах Ханты-Мансийского округа и нашли свое место в окружном дошкольном образовании.

В 1993-1997 гг. на базе детского сада N 7 "Елочка" г. Ханты-Мансийска была образована экспериментальная группа для детей обско-угорских народов - "Шоврие". Основная задача этого эксперимента - возможность приобщения детей к национальной культуре и языку в условиях города средствами обучения в детском саду. Научным консультантом в этой работе стала Р.Г. Решетникова. С ее помощью разрабатывались и проводились на базе этой группы открытые мероприятия по ручному труду и аппликации для воспитателей г. Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского округа в эти годы.

Неоднократно Р.Г. Решетникова проводила научно-практические семинары для воспитателей национальных детских садов, учителей начальных классов Ханты-Мансийского округа и принимала в них непосредственное участие: по традиционному мировоззрению обско-угорских народов в Казымской национальной школе (п. Казым Белоярского района, 1994), по декоративно-прикладному искусству и обучению хантыйскому языку (г. Ханты-Мансийск, 1995 г.), по теме "Развитие национального творчества" (пп.Ванзеват, Полноват, Тугияны, Казым Белоярского района, 1995), по теме "Этнопедагогическая концепция современного образования и воспитания ханты и ненцев" (п.Варьеган Нижневартовского района, 1996 г.), по теме "Орнаментальное искусство обско-угорских народов" (Белоярский район, 1997 г.), в семинарах по этнопсихологии детей коренных народов округа в Центре искусств для одаренных детей Севера (г. Ханты-Мансийск, 2000, 20001 гг.) и др. В апреле 1997 г. Р.Г. Решетникова приняла участие в работе международного семинара для воспитателей и специалистов по дошкольному воспитанию "Национальный детский сад" в Финляндии.

Известны выступления Р.Г. Решетниковой в газетах, журналах, на радио и по телевидению на родном языке. Среди них сообщения о семинарах, деятельности воспитателей, репродукция народных сказок, телепередача "Хантыйский язык для дошкольников" на тему "Дикие животные" и другие.

Результатом многолетней деятельности Р.Г. Решетниковой стало преподавание хантыйского языка, декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов в национальных садиках Ханты-Мансийского округа, где этим уже занимается отдельный педагог.

Р.Г. Решетникова автор более 20 научных работ, среди которых статьи, тезисы докладов, методические разработки. В 1998-1999 гг. ею подготовлен ряд статей по персоналиям для энциклопедии Ханты-Мансийского автономного округа "Югория", вышедшей в 2000 г.

За время работы в НИИ обско-угорских народов Р.Г. Решетникова приняла участие в работе многих всероссийских и международных конгрессов, симпозиумов и конференций, в том числе проходивших на территории финно-угорских республик. В августе 2000 г. она выступила с докладом на IX Международном конгрессе финно-угроведов в г. Тарту (Эстония).

Наряду с кропотливой исследовательской работой Р.Г. Решетникова находит возможность заниматься общественной деятельностью. В 1990-е гг. она принимает участие в работе городского отделения ассоциации "Спасение Югры", оказывает помощь в организации и проведении конференций, культурных программ, Дней коренных народов, а также во время предвыборных компаний.

За период своей трудовой и общественной деятельности за свои деловые качества Р.Г. Решетникова неоднократно награждалась грамотами и благодарственными письмами.

Муж Раисы Германовны - Сергей Петрович Решетников, как и их дети, с пониманием относится к деятельности своей жены. Сын Александр - в настоящее время студент автодорожного техникума и дочь Наталия - ученица Центра искусств одаренных детей Севера знакомы с мамиными разработками не понаслышке, сами были объектами ее исследований. Наташа до школы занималась в экспериментальной группе "Шоврие", с которой работала ее мама.

Как человек увлеченный, Раиса Германовна имеет несколько хобби: любит вязать, выращивать комнатные растения, овощные и садовые культуры, читать художественные книги...


Научные труды Р.Г. Решетниковой:

1. Работа с детьми дошкольного возраста по декоративно-прикладному искусству ханты и манси на современном этапе // Узловые проблемы современного финно-угроведения (Материалы I Всероссийской научной конференции финно-угроведов). —Йошкар-Ола, 1995. —С.492-493.

2. Общение детей и педагога с детьми в дошкольных учреждениях // Народы Северо-Западной Сибири. —Томск: Изд-во Томского ун-та, 1996. —Вып.3. —С.50-53.

3. Психологические возможности обучения детей ханты, манси и ненцев в дошкольных учреждениях // Тезисы научно-практической конференции, посвященной 5-летию НИИ ОУН. —Ханты-Мансийск, 1996. —С.21-22.

4. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов (пособие по ручному труду). —М.: "Икар", 1997. —23 с.

5. Биографическая справка // Библиографический указатель "65-летию со дня рождения и 40-летию научно-педагогической деятельности 6. Сайнаховой А.И." - Ханты-Мансийск, 1998. — С.6-7.

7. О возможностях обучения детей ханты и манси в дошкольных учреждениях // Народы Северо-Западной Сибири. —Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998. —Вып.5. —С.21-23.

8. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. —М.: "Икар", 1997. —41 с.

9. Пособие по развитию устной речи детей дошкольного возраста, не владеющих хантыйским языком. —М.: "Икар", 1999. —115 с.

10. Особенности формирования половой идентификации детей ханты и манси средствами прикладного искусства // III Конгресс этнографов и антропологов России. — М., 1999. —С.228.

11. Игры детей обско-угорских народов / Кулемзин В.М., Немысова Е.А., Решетникова Р.Г., Тахтуева А.М. —С.-Пб.: "Алфавит", 1999. —С.25-30.

12. Семейное воспитание детей обско-угорских народов // Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания (Материалы международной научно-практической конференции). —М., 1999. —С.206-207.

13. Развитие знаково-символических функций в изобразительной деятельности у дошкольников // Народы Северо-Западной Сибири. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. —Вып.7. —С.53-57.

14. Орнамент - знак и символ в развитии ребенка // Congressus nonus internationalis fenno-ugristarum. —Tartu, 2000. —Pars III. —S.179.

15. Этнопсихологические особенности развития хантыйских детей // Материалы II Всероссийской конференции финно-угроведов «Финно-угристика на пороге III тысячелетия» (2-5 февраля, 2000 г.). —Саранск, 2000. —С.445-446.

16. Вожакова (Рандымова) Евдокия Николаевна // Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. —Ханты-Мансийск, 2000. —Т.I. —С.176.

17. Куриков Владимир Михайлович // Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. —Ханты-Мансийск, 2000. —Т.II. —С.100.

18. Лапина (Неттина) Маина Афанасьевна // Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. —Ханты-Мансийск, 2000. —Т.II. —С.110.

19. Каксин Андрей Данилович / Немысова Е.А., Решетникова Р.Г.// Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. —Ханты-Мансийск, 2000. —Т.II. —С.14.

20. Сайнахова Анастасия Ильинична // Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. —Ханты-Мансийск, 2000. —Т.III. —С.59-60.

21. Тахтуева (Когончина) Александра Матвеевна // Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. —Ханты-Мансийск, 2000. —Т.III. —С.180.

22. Харамзин Терентий Герасимович // Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. —Ханты-Мансийск, 2000. —Т.III. —С.283.

23. Сценарий по рассказу А.М. Коньковой "Праздник трясогузки". —М.: "Икар", 2000. —15 с.

24. Этнопсихологические аспекты в обучении обско-угорских детей // Образование и права личности: глобальные и региональные проблемы и перспективы. Препринты и тезисы докладов и сообщений Международного Конгресса (г. Ханты-Мансийск, 22-24.08.2000). —Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского пединститута, 2000. —Ч.I. —С.183.


Статьи Р.Г. Решетниковой в периодике:

25. Ижевск вошн волум мирхотн // Ханты ясанг. —1994. —26 ноября. —С.1 [на хант.яз.].

О конференции в г. Ижевске.

26. Ханты па манси няврэмат пата // Ханты ясанг. —1994. —15 октября. —С.4 [на хант.яз.].

Об обучении и воспитании детей ханты и манси.

27. Па йи кандидат ханты мир кутн // Ханты ясанг. —1995. —13 мая. —С.1 [на хант.яз.].

О кандидате педагогических наук Р.Р. Скамейко.

28. Ханты ясанг вонлтаты няврэмат хуси // Ханты ясанг. —1995. —4 марта. —С.3 [на хант.яз.].

Об обучении детей хантыйскому языку.

29. Акем манум лаль пант... // Ханты ясанг. —1997. —24 мая. —С.1 [на хант.яз.].

О дяде, ушедшем на войну.
Литература о Р.Г. Решетниковой:

Лапина М.А. Участие молодых ученых в научных исследованиях // Молодежь Югры: вчера, сегодня, завтра. Ханты-Мансийск: ГУИПП "Полиграфист", 1999. С.165-167.

Лапина М.А. Решетникова (Молданова) Раиса Германовна // Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Ханты-Мансийск, 2000. Т.3. С.32.
Публицистические статьи С.В.Ониной:

10. Еллы номас потсув // Ханты ясанг. — 1998. — 12 декабря. — С.3 [на хант. яз.].


Литература о жизни и деятельности


Себурова Т. Иса верн апранг // Ханты ясанг. — 1998. — 12 сентября. — С.3 [на хант. яз.].
ч. 1 ... ч. 26 ч. 27 ч. 28 ч. 29