Краткие историко-статистические сведения о церквах и приходах Гдовского

ч. 1
Краткие историко-статистические сведения о церквах и приходах Гдовского уезда.

ИЗ ЗАПИСОК КРЕСТЬЯНИНА ЕФИМА АНДРЕЕВА *)



[*) Ефим Андреев, крестьянин села Выскатки, составил эти записки по поручению члена комитета, прот. Ив. Гавр. Покровского, в 1865 г. Ему же принадлежит и описание погоста Выскатка. Записки богаты историческими данными о судьбе гдовских церквей и заметками о быте прихожан. Редакция надеется, что будет интересна статья, написанная человеком, не учившимся в школах. Само собою разумеется, что все исторические показания остаются на ответственности автора Записок. Ред.]
Гдов. Соборная церковь.
Город Гдов построен псковским степенным посадником Николаем Павловичем и посадником Иваном Сидоровичем, в 1424 году. Псковичи, на 5-й неделе по Пасхе, заложили крепость и город на Гдове реке, при древнем посаде, в 2-х верстах от Чудского озера, на прекрасном местоположении, и к 1-му ноября постройку окончили и освятили город. Тогда же посадником Николаем Павловичем, основан Николаевский мужской монастырь, с церковью Преображения Господня. Каменные стены западной и южной стороны соединялись на углу грозною башнею, сквозь которую был въезд в город по подъемному мосту. Над воротами, в нише, поставлен был образ св. Троицы, а по сторонам лики св. великомученика Димитрия и блогов. кн. Гавриила Псковского. В 1434 г. псковской посадник Иван Сидорович обнес город рвом и земляными валами и укрепил бойницами; с запада, при подошве рва, и с северозапада, по глубокой долине, омывала укрепления глубокая Гдова и делала твердыню неприступною. Тогда же Иваном Сидоровичем основан Ивановский женский монастырь, с церковью св. Афанасия Александрийского.

Город Гдов первое нападете от нем. рыцарей выдержал в 1463 году, но они были отбиты московскими войсками, с великокняжеским наместником Иваном Александровичем и воеводою, князем Феодором Юрьевичем... В 1479 г. немецкий отряд рыцарей напал на Гдов; (рыцари) выжгли посад за городом и всю ночь разбивали стены города из пушек, но 20-го января были отбиты московским воеводою Андреем Никитичем Ногтевым. С тех пор гдовичи празднуют день своего избавления, 18-го января на память св. Афанасия Александрийского.

В 1540 году во Гдове построена каменная церковь во имя св. великомученика Димитрия, с папертью, с тремя входами во храм, об одной главе, утвержденной на пролетной шее, с выдающимися полукружиями алтаря, состоящего из трех отделений, с впадинами в стенах, по примеру всех древних церквей, и с разбросанными без симметрии узкими окнами. Внутри храма, возносящийся к небу светлый, с горшечными сводами, купол утверждается на арочных (многосложных) тяжелых сводах, поддерживаемых 4-мя круглыми низкими толстыми колоннами. Алтарь разделяется на 3 особые части. В средней части алтаря помещается св. престол, в северной — жертвенник, а в южной — сосудохранительница. Стены здания складены из известковой плиты, с булыжным камнем и мусором внутри. Помост церковный устлан тесанною плитою. Иконостас древний, пятиярусный, массивный, вызолоченный червонным золотом и выкрашен малинового цвета краскою. Иконы древние, обновленные в 1856 году... С построения церкви, ей на содержание даны были вотчины, в числе их и деревня Выскатка. В 1551 г. строители Гдовской соборной церкви отлили для нее 2 колокола, а в 1561 г. — третий в 50 пуд.

В дни войны Грозного, чрез Гдов постоянно проходили его орды в Ливонию и Эстляндию, и, занимая город, делали жителям притеснения. Есть предания, что Иоанн Грозный лично проходил через Гдов. Кресты от времени его, при псковской дороге, за Рудницей, в 30-ти верстах от Гдова, носят название крестов Грозного.

Во время осады Баторием Пскова, в 1581 г. один отряд московского войска, из Гдова, осенью поднялся водою на помощь осажденными. Встреченные поляками при устье Великой, они бросили лодки и скрылись в лесу, но были изловлены неприятелем и взяты в плен; в числе их было 200 человек детей боярских.

Иоанн Грозный, в своей духовной, писанной в 1557 г., называет Гдов своею отчиною и отдает в наследство старшему сыну своему Иоанну.

В 1591 году во время войны царя Феодора Иоанновича с шведами, шведский генерал, летом, напал на Гдов и разбил московских (воевод) Петра Никитича Шереметьева, и князя Владимира Тимофеевича Долгорукова; 6000 россиян пало в битве; князь Долгоруков и 50 детей боярских взято в плен. В 1608 г. донские казаки, под предводительством Андрея Просовицкого ходили от Пскова чрез Гдов к Ивангороду, и в 1609 году, Просовицкий, с литовским воеводою Александром Лисовским, ходили против шведов к Ямбургу, и два года сражались с ними в этой стране, но были разбиты под Ямбургом шведским генералом Горном; Андрей Просовицкий, с своими казаками, пошел на помощь к Ивангороду, предавая все на пути истреблению («Донское» кладбище в 15-ти верстах от Сижна, в деревне Родино).

В 1611 г. в Ивангороде появился Лжедимитрий, московский дьякон Исидор, из-за Яузы и, выдав себя за царевича, будто бы в 4-й раз спасенного провидением от смерти, ловко обманув ивангородцев, ямбургцев, копорцев и гдовлян, набрал войско и, с приставшими к нему казаками, пошел ко Пскову, отгоняя везде по пути скот от жителей, и занял Псков, а в это время шведский генерал Понтус Делагардий захватил все города русские от Кексгольма до Гдова, и везде поставил свои гарнизоны и комендантов. Шведы тогда заняли и Гдов. Исидор выступил против них с войском и выгнал их из Гдова и Ивангорода. Шведы, в его отсутствие, напали на Псков и, возвратившись ко Гдову, окружив в нем самозванца, с 7-го октября по 4-е декабря держали в осаде. 4-го декабря Исидор тайно прокрался сквозь шведское войско, прибежал во Псков, и, по открытии обмана, взят беглецом и отправлен в Москву, где получил достойную казнь. С этого времени шведы владели Гдовом до 1622 года, тиранствуя над жителями, которые разбежались по лесам. Голод заставлять шведов неоднократно оставлять покинутый жителями город и отправляться для поисков; они три раза возвращались с татарами, казаками и Литвою, и занимали город.

Слух о избрании на царство Михаила Феодоровича привел в ярость Делагардия и он предал окончательному разорению опустошенную Новгородскую область... Враги тоже делали и в Гдовском уезде и в самом Гдове, чего не вытерпя, один из псковичей, торговый человек Феодор Феодулов, летом 1614 года, собрав ратников из охочих людей, напал на Гдов и отнял его от шведов; но шведы, в числе 700 человек, подступили снова к городу. Подоспевший на помощь русским свежий отряд из Пскова, разбил шведов и отнял от них пушки; но, узнав о том, шведский генерал Евергард-Горн, с сильным отрядом и артиллерией, из Нарвы подоспел к Гдову, и едва не весь город разрушил и, взяв приступом, жителей выпустил. Осенью того же года Густав Адольф, король шведский, два раза брал приступом город, овладел им, но вскоре оставил его развалины и возвратился в Эстляндию. Мир в 1617 г. возвратил Гдов России, но шведы, еще до 1622 г., удерживали его, в обозначение исполнения русскими пунктов, постановленных при заключении мира.

В 1650 г. во время смятения во Псковской области, гдовичи, с солдатами Сомерской волости, пристали к мятежникам, и в уезде многие помещики пострадали, в том числе — Елагины: отец сожжен, а сын убит; и Нагин убит. С ними участвовал даже поп Георгиевского погоста Фирс.

Во время войны Алексея Михаиловича и Петра Великого, Гдов занимаем был войсками, а в 1705 г. Петр Великий, прибыв из Нарвы сухим путем, отправлялся из Гдова, на полоненных от шведов (судах), с распущенным флагом и с пальбою из пушек, во Псков, где встречен был, из 24-х крепостных орудий, пушечною пальбою. В 1706 г. чрез Гдов, Петр 1-й, с царевичем Алексеем, на почтовых, отправлялся в Смоленск, из Нарвы чрез Псков, и в 1707 г. обратно, тем же путем, в С.-Петербург, и в 1708 г., 29 июня, из Нарвы, чрез Гдов, под Полтаву.

В 1780 г. Екатерина II-я, проезжая в Белоруссию, в мае месяце, была во Гдове, где, для приезда ее, был устроен деревянный дворец; она слушала обедню в Афанасьевской церкви, куда дорога, от дворца, по пути для государыни была устлана красным сукном. В саду, у дворца, государыня, с вел. княгиней Марией Феодоровной, и с другими какими то принцессами изволили пить чай и кушать. Дорога от Нарвы до Пскова ночью освещена была пылающими кострами, во время проезда императрицы.

В 1818 года вел. кн. Константин Павлович следовал в поход, через Гдов, с своим уланским полком, но в Гдове все служаки разбежались и он, недовольный, его оставил; напротив, в деревнях, по пути, народ встречал его толпами, и он даже, местами, шел с ними пешком. В Ветвенике и Кунестье — был в церквах и встречаем, с крестом и св. водою, от священнослужителей. В Кунестье встречал его тогда священник Михаил (впоследствии утонувший во время купанья). В Руднице, не знаю, был ли вел. князь в церкви, но на станции разбранился за неисправность (в доставке) лошадей. Крестьяне о том не забыли. Его сопровождала польская княгиня Радзивил. И это помнят.

С 1781 года Гдов, с уездом, причислен к Спб. губернии и им о управляли комиссары, впоследствие замененные уездными исправниками. Около 1687 г. в Гдовском и Кобыльском уезде, кроме Сомра и правой стороны Плюсы, считалось не более 20-ти церквей, принадлежавших Псковской епархии, и в 1766 г. — 9662 жителя.

Соборная церковь, опустошенная шведами, долго оставалась в бедственном положении, но древние иконы были спасены, или в последовавшие времена мира написаны, того неизвестно. Думаю, что, судя по их древности и стилю, они принадлежат к царствованию Алексея Михаиловича. Надпись под иконою св. Димитрия свидетельствует, что иконы написаны и иконостас устроен г-м Григорием Петровичем Коновницыным и женою его, Евфимйею Кирилловною, в 1737 г. Надпись эта более принадлежит иконостасу, чем иконам и скорее может относиться к их возобновлению. Притом она составлена уже в 1811 году.

В соборе находится древний образ св. Иоанна Крестителя. Он написан в память победы, одержанной над немцами при Кушельском озере (губе), в 40 в. на с.-в. от Гдова, в 1341 г., и принесен в гдовский николаевский монастырь в 1754 г. и оттуда — в собор, протоиереем Константином Петровичем Несвицким, в 1846 году.

В самой глубокой древности, при Гдовском посаде была церковь св. великомученика Димитрия. Александр Невский имел его икону в походе своем на рыцарей и помощью его одержал победу над ними, на льдах Чудского озера. Псковичи хранили икону как дорогую редкость, и ее, в Покровской церкви, враги пробили ядром в грудь, под правою рукою, сквозь серебряный позолоченный доспех, и проломили доску. Псковичи тогда пришли в ужас и обратились с молитвою к св. Страстотерпцу. Помощью его, они, в тот же день, открыли тайные подкопы врагов. Это было в начале сентября, во время осады Пскова Баторием, в 1581 г. И так, я думаю, что со времени Невского, уже существовала церковь св. Димитрия в Гдове, а во Пскове она была уже в 12 в. построена св. Всеволодом Гавриилом. С этим заступником Пскова и на иконе св. Троицы, св. Димитрий изображен.

При соборе отдельно возвышается осьмиугольная, готической архитектуры, колокольня, высотою в 22 саж. К ней, с правой стороны, примыкает небольшая церковь, посвященная, в недавнее время, Успению Божией Матери. Она построена в готическом вкусе, по наружному фасаду, во всем точна (подобна) собору, а внутри — с шатровым сводом, без колонн и без арок, с окнами узкими, устроенными без симметрии. Очень сыра и мрачна. Ее считают первоначальною. Но я сомневаюсь. До 1822 г. и с северной стороны примыкала точно такая же церковь, во имя Архистр. Михаила, но, по ветхости, или своеволию, сломана немцем Крейгером, и пережжена на известь для постройки тюрьмы и присутственного дома, который двором своим (острогом) примыкает почти к колокольне.


Николаевская церковь.
Николаевский монастырь построен Псковским степенным посадником Николаем Павловичем, около 1424 года, с церковью боголепного Преображения и Николая Чудотворца, о чем свидетельствует древний, сохранившийся, монастырский синодик. Псковские посадники Леонтий и Зиновий упоминаются в синодике в числе, благодетелей, давших свои вотчины монастырю. Упоминаемый в 1475 г. Псковский посадник Елисей, тоже записан в числе благодетелей... Обитель имела крестьян у Кушельской губы и, по упразднении монастыря, в 1764 г., с них получалось до 1000 р., с 333 душ, оброку. Никольский погост, или Поля, в прежнее время составлял монастырское село, и крестьяне того прихода, почти все, принадлежали Николаевскому монастырю.

В цветущее время обители, в ней спасались схимники и весь край благоговел к ней. Заросшие пруды и вековые дубы, существующие еще теперь, свидетельствуют об отжившей обители и ее минувшем благолепии. Шведы и огонь привели ее в запустение, а лишение штата, в 1764 году уничтожило ее существование. Первым настоятелем ее был архим. Пахомий и игумен Иннокентий. Последним строителем был иеродиакон Варлаам, после многих трудов восстановивший из пепла истребленную пожаром обитель, имевший болезненно-горькую участь — видеть ее совсем упраздненною. До разорения ее шведами, в ней управляли 20 игуменов и 2 архимандрита. Впоследствии она была приписана к Псковскому архиерейскому дому и, до совершенного упразднения, управляема была строителями.

Настоящая церковь, во имя св. Николая, деревянная, построена крестообразно, с светлым куполом и с колокольнею, построенною в нынешнем столетии. Сказывают, что она перевезена сюда из Вейна около 1750 года, после постройки там каменной, во имя Воскресения Христова, церкви. В Вейне означенная церковь построена на место сгоревшей и стояла не более 10-ти или 15-ти лет. Когда пожар опустошил Николаевский монастырь, то, по воле псковского архиерея, из Вейна переведена, оставшаяся излишнею, церковь. Иеродиакон Варлаам в 1753 г. поставил ее на настоящее место и устроил в ней иконостас.

В нижнем ряду иконостаса помещаются довольно замечательные иконы, оставшиеся из прежней обители. На иконе Спасителя висит четвероконечный крест, бывший когда-то со св. мощами, а на иконе святителя Николая, серебряный, наперстный крест, очень тяжелый. Еще замечательна икона Спаса Преображения, в 7 вершков величиною, врезанная в другую, на которой изображена земная жизнь Иисуса Христа. Икона писана в 1652 году по повелению псковского священника Давида.

В церкви находилось прежде, ныне взятое в собор, Евангелие, в серебряном окладе, подписанное собственною рукою Маркелла, митрополита псковского и великолуцкого, пожертвованное им в приписной к архиерейскому дому Гдовский николаевский монастырь, под запрещением и анафемою кому либо взять для отчуждения сего вклада из Николаевского монастыря. Евангелие напечатано в 1677 г., а подписано 1683 г., марта 16-го.
Церковь св. Афанасия Александрийского.
Ивановский женский монастырь основан в 1434 г. псковским посадником Иваном Сидоровичем. В нем ц. св. Афанасия Александрийского получила свое начало со времени нападения немецких рыцарей в 1479 г., в январе месяце, и в память освобождения от них. В начале 17 в. опустошен шведами; упоминается в летописях псковских в 1583 г.; надел вотчины и крестьян. Прежняя деревянная церковь построена прихожанами во времена Алексея Михаиловича; сломана в 1858 г. На ее место основана, в 1852 г., новая, каменная, пятиглавая, без колокольни, церковь, в древнем византийском стиле, с круглыми в куполе окнами. Самый купол шатровый, темный. От древней церкви еще целы некоторые иконы и царские двери. Настоящая церковь св. Афанасия построена на месте бывшей обители, с приделами Преображения Господня и св. Иоанна Предтечи, на память бывших прежде в Гдове обителей. Она находится в южной части города, на левой стороне р. Гдовки. Вблизи ее видны еще древние монастырские пруды, засыпанные мусором и землею, взятою из под основания строившейся в 1852 г. церкви.
Пятницкая церковь.
Пятницкая деревянная церковь во Гдове построена прихожанами в половине 18-го века, по одному плану с церквами в Павлове (сгоревшей) и Каменном, и им современна. Она имела вотчины, вместо которых получала впоследствии 100 р. оклада. Иконостас в ней устроен в 1795 г. Иконы живописные, искусной работы, подновлены в 1849 г. автором этих записок. Древний образ св. Великомученицы Параскевы, с житием ее, еще цел; подновлен в 1795 и 1824 годах. К западной части церкви, в 1852 г. пристроена теплая церковь с 2-мя престолами: Флора и Лавра и Вознесения Господня. Церковь находится на возвышенности, в северной части города, на правом красивом берегу Гдовки. Восстановлением своим она обязана винному откупщику, губерн. секретарю Алексею Мартыновичу Турчанинову, впоследствии — Аврааму, монаху Черменецкого монастыря.
Церковь св. Марии Магдалины.
Кладбищенская церковь св. Равноапостольной Марии Магдалины, каменная, построена около 1846 г. помещиком Тишиновым, над гробами его фамилии, и назначалась первоначально во имя св. Троицы.

В городе есть хороший обычай: в дни Светлой недели совершать крестные ходы из всех церквей в одну, именно: в понедельник к собору, во вторник — к Афанасьевской церкви, в четверток — к Никольской, и в пятницу — к Пятницкой... В день Преполовения от всех церквей приходят к собору и, по совершении общего водоосвящения, ходят вокруг стен города. Тоже делают и 26 октября, на память св. Великомученика Димитрия

В городе во все слободах состоит не боле 220 домов. Из них 100 домов можно считать лучшими. Город, удаленный от трактовых дорог, скудный торговлею и жителями, при лучшем порядке вещей, мог бы быть самым привольным. Чистый воздух, садов множество, почва плодоносная, обилие рыбы и дешевизна продуктов — составляют все удобство сделать его приятным дачным городом. В нем живет много немцев и в 1861 г. для них устроена кирка, за заставой, на севере.
Сведения о некоторых погостах Гдовского уезда.
1) Погост Черный.
Погост Черный находится в самой северной части Гдовского уезда, при речке Черной и деревне того же названия... окружен со всех сторон дремучими лесами, мхами и болотами; удобнейшее сообщение имеет с погостом Сижно, в 12-ти верстах к полудню, и с погостом Поля, в 15-ти верстах к юго-западу.

По соображениям местных обстоятельств и по преданиям, храм построен в половине 18-го столетия. Народное предание говорит, что два помещика, имевшие тяжбу о земле, не желая уступить друг другу прав на оную, решились на спорной земли построить церковь и предоставить ей владеть оною. Один ив споривших был Елагин, старинный владетель поместьев в этом крае, но так как спор о земле, по тому же преданию, был с Корсаковым, то это происходило уже не раньше 1710 г. Елагиным же построена придельная церковь св. Николая Чудотворца, около 1754 г. или немного раньше.

Из священников здешних памятны народу: Пимен Иоаннович, служивший до 1747 года; преемник и родственник его Иоанн Васильевич (1747 — 1780 г.). При нем устроен придел Николая Чудотворца. Иоанн Лаврович, скончавшийся около 1848 года; отличался младенческою простотою и кротким характером. Преемниками его были иереи: Андрей, Константин, Павел и Николай, много трудившийся об образовании своего прихода.

Черновский приход, будучи пограничным с древней Ингерманландией, имеет в своих пределах местности, ознаменованные историческими событиями. Так, речка Пята (в 12-ти верстах от Черного), начинающаяся близ погоста Ложголова, из озерка Пятского, проходящая среди необозримых мхов и болот к северозападу и впадающая в Плюсу, в 7-ми вер. от Нарвы, составляла, до времен Петра Великого, границу владений Московского государства с Шведским, и теперь отделяет северную часть Гдовского уезда от Ямбургского... Близ впадения Плюсы в Нарову, где теперь граница и казенный перевоз чрез Плюсу, на гдовской большой дороге, бывали прежние рубежи Московского государства с Шведским. Это урочище на устье Плюсы, место тесное и болотистое, конскими кормами бедное, не оборонное, и во всем негодное, в 1585 г., в мае месяце, оживлено было съездом уполномоченных со стороны русских и шведов: Князем Лобановым и дворянином Татищевым с (грозным) Делагардием. В Шелонской пятине, на реке Плюсе, заключен договор, по которому Ивангород, Яма и Копорье уступлены были шведам и река Пята назначена была рубежом между враждующих держав. В 1585 г. здесь же боярином князем Феодором Шестуновым и думным дворянином Игнатием Татищевым перемирие с шведами возобновлено: со стороны шведов тогда были знатные сановники Класс-Тонин и Понтус-де-ла-Гардий, с многочисленною свитою. Во время переговоров, надменный Делагардий, переправляясь со всею свитою чрез Нарову, утонул в ней в ноябре месяце. В 1586 г., в 3-й раз здесь был съезд послов для соглашения о границах. В 1589 г. здесь же окольничий князь Хворостинин и казначей Черемисинов без успеха вели переговоры с шведскими послами. В 1593 году в пятый и последний раз заключено перемирие на Плюсе и — мир в Тявзине, или в деревне Тесове, близ Ивангорода, на Нарове.

В 7-ми верстах от этой границы, к полудню, после поражения русских шведами, Борис Петрович Шереметев, остановившись с своею конницею в селении Низах, охранял границы от вторжения неприятеля в пределы России. Низы по преданию, древнее значительное поселение Новгородское, при р. Плюсе. В смутное и военное время 16 и 17-го века жители отсюда разбежались и поселились в дремучих лесах, по верховьям Черной речки, где теперь погост и деревня Черное.

Во время военных действий Петра Великого со шведами, войска русские, с неутомимыми усилиями, пролагали себе пути чрез места непроходимые. Следы их трудов видны доселе и известны под именем шереметевской дороги. Одна из них шла от села Пятницы, близ Ямбурга, к юго-западу за р. Нарову, к речке Пяте, где был питейный дом; отсюда дорога шла к казенной даче Сомерской волости, на суходол, где встречалась с ложголовской шереметевской же дорогой, идущей от Сомры к Ямбургу. Место это известно и теперь под именем «Сухрестья» и «Шереметевских крестов». Отсюда дорога шла мимо старинной деревни, где было «Васильево сиженье», или военный пост; отсюда дорога проходила на теперешний погост Черный и, мимо деревни «Боровни», на погост Никольский (в «Полях»), и чрез Плюсу на «Печурки», к Ольгину кресту, или «к Николе на Нарове», по берегу Наровы до деревни «Дюк-Переволок», где была переправа чрез р. Нарову в Эстляндию. Дорога проходила чрез места пустынные, чрез болота и мхи; по ней перестали ездить лет 100 тому назад, по причине открывшихся в стране разбоев. Народные сказания передают нам, что, по дороге из Наровы чрез Печурки, в древние времена, проходила «Литва», людей и крестьян жгла, мучила и била на смерть, разоряла и грабила церкви и селения; а в шведскую войну, от Новгорода прошло по ней 40000 войска за Нарову, к Ямбургу и к Нарве.

В 5-ти верстах к северо-востоку от Черного погоста, при деревне «Монастырек», есть древнее кладбище. Вросшие в землю древнейшие каменные кресты, с изображением на них других семиконечных крестов, осенены вековыми соснами, имеющими 6 арш. объема и 2 арш. в диаметре. Могилы здесь выкладены камнями, головами к полудню; в земле — признаки церковного фундамента, в малых размерах. Предание говорит, что здесь, в древние времена, был небольшой монастырь, впоследствии разоренный неприятелем, и носятся темные сказания о сокрытом на кладбище церковном кладе и о «похождении» в здешних краях некоего пророка св. Илии. В память его, жители Монастырька, по древнему завещанию, чтут одно ближнее место, собираясь туда два раза в год: в день св. Илии и в Воздвижение. Недавно стали, в эти дни, призывать сюда священнослужителей, с крестами, для служения молебствий. Место это известно под именем «крестов », но ни крестов, ни часовни на нем не существует. Верится мне, что не инок ли это Илия, посланный новгородским архиепископом Макарием, в 1534 г., в Шелонскую и Вотскую пятины... Может быть, здесь был поставлен Илиею крест, при котором он учил здешних жителей Христ. истинам... и впоследствии устроил малую церковь, известную под именем Монастырька, вероятно разоренную шведами в 16-м столетии... Употребляемое до ныне крестьянами слово «арбуй» в дурном смысле несколько напоминает тех арбуев, о которых говорится в сказании об Илии.

Прямо на полдень от Монастырька, в 2-х верстах, и в 3-х верстах от Черного к северовостоку, на правом берегу р. Площанки, впадающей в Черную, у деревни Вороновой, при шереметевской дороге, была, в прежние времена, большая деревня, ныне разоренная, известная по генеральному плану под названием: «деревня Плоская—Буб-ква—Васильево сиженье», принадлежавшая бывшему в здешнем крае старинному помещику Елагину *). [*) Елагины были владетелями почти всех поместьев в Гдовском уезде, в северной части. В Синодике Руденской церкви записаны Елагины: отец сожженный, а сын — убитый, но кем неизвестно. Последний из Елагиных, любимец императрицы Марии Феодоровны, умер в заточении, в своем поместье Гдовского уезда, в селе Колодьях, Крапивенского прихода.] Название деревни «Васильеве сиженье» объясняется следующим образом: «Царь I. Вас. Грозный, в 1583 г., для обережения границ со стороны Лифляндии, послал князя Феодора Васильевича Елецкого, с 2000 человек детей боярских и с многочисленными служилыми вольными людьми. Из сих лиц, посаженных на разных постах в «засадах», образовались впоследствии многие помещики. Князья Елецкие, в виде оклада, получили земли в Вотской и Шелонской пятинах. Вероятно кто-либо — Василий Елагин тогда занимал свой пост при деревне Плоской, по наречию своих жителей «Буб-ква», и, от занимаемого Василием поста, известный под прибавочным названием «Васильево сиженье», подобно, как некто Яков Нагин занимал в Сиженском приходе свой пост — «Большое Сижно», известный также под названием Нагиньщины. Хвостов занимал «Малую Сижну», где теперь погост Сижно. Яков Нагин был при Петре Великом фискалом в городе Гдове, а предок его убит, но время псковского мятежа в 1650 году. Фамилия Хвостовых, кажется, прежде называвшаяся Горихвостовы, прославилась построением церквей в Сижне, Вейне и Прибужи.

На красивом берегу Площанки существует старинное кладбище, со множеством каменных крестов, камней и, должно быть, надгробных плит. Из 25-ти кам. крестов три, древнейшие, очень велики и имеют на себе изображение семиконечного креста; другие не так древни и сделаны из нарвского цоколя; на них четвероконечный крест.
2) Сижно.
Погост Сижно, до 1780 года состоял в Псковской епархии, Гдовского уезда, Кошельской губы; ныне находится в северной части Гдовского уезда, в 7-ми верстах от погоста Полей, к востоку, при речке Сиженке и усадьбе, называемой «Малое Сижно». С трех сторон окружен лесом и рощами. Древнейшая церковь Сиженского прихода находилась в 10-ти верстах от настоящей к востоку, близ деревни Савиновщины; она была каменная, складенная из известковой плиты, во имя Воздвижения креста; разрушена шведами или Литвой; основание ее и кладбище видны доселе. В начале нынешнего века, у деревни Савиновщины, в корнях березы, нашли древний крест, обложенный серебряной позолоченной басмой (позументом), вероятно скрытый туда во время нашествия неприятелей.

Местность погоста Сиженского получила свое имя от бывшего, во времена Иоанна 3-го и Иоанна 4-го, в здешнем краю «Сиженья», т. е. военного сторожевого поста, для наблюдения за неприятелем и для охранения пределов русских от нападения. В 3-х верстах к полудню от Малой Сижны (где теперь погост), был главный пост, на высокой местности, при речке Кушелке, на правой стороне ее. Место это доныне называется «Большое Сижно», по просторечию Нагиньщина. Здесь, до половины 18-го столетия, была церковь, во имя Архистратига Михаила, построенная в половине 17-го столетия и достоверно существовавшая в 1698 году. Она разрушилась от ветхости около 1730 г., при помещике Жеребцове. Другой помещик, около 1830 г., употребил бывшие в основании ее камни на постройку скотного двора.



Около 1730 г., во время голода при Бироне, построена в Малой Сижне, из плиты и булыжника, церковь, во имя св. Арх. Михаила, помещиком Хвостовым, с сестрами. Она существует доныне. Представляя собою 4-хстороннее здание снаружи, имеет 6 симметрически расположенных окон, украшенных изящными, высеченными из красного цоколя, пилястрами, с древнерусскими украшениями. Верхушки окон, с острою серединою, полукруглы, в роде готических; под крышею, вм. карниза, сделана из камня сквозная решетка, с такими же, как и у окон, украшениями... К капитальным стенам церкви с обеих сторон прилегают низкие приделы, подпертые каменными отводами (быками). Главная церковь освящена, по преданию, 6 сентября 1745 г., при архиепископе Псковском и Нарвском Симоне. Престол устроен глухим ковчегом. Придел Рождества Пресв. Богородицы освящен в 1824 году; теплый придел, справа, во имя св. Николая, и холодный, слева, представляют собою печальные пещеры. Последний весьма сыр. Посему устроенный в 1836 г. прекрасный иконостас испортился. На двух местных иконах ризы сделаны в 1841, 1846 и 1848 гг. усердием крестьян дер. Выскатки Степана и Дометия Никифоровых, а третья — крестьянином деревни Строк Василием Васильевым... В алтаре, над царскими вратами, помещается образ преп. Евфимия Нового. На другой стороне иконы, по приказанию бывшего священника Феодора, написана, им самим составленная, надпись: «В храм св. Архистратига Михаила, на день сына моего, многогрешный иконописец Андрей Саввин». У входа в ограду церковную, с правой стороны, под тенистым кленом, покоится, уважаемый доныне, священник и кавалер Владимира 4-й ст. Феодор Филимонович, скончавшийся 23 августа 1836 г. Он почти из развалин восстановил настоящую, до него недостроенную, церковь. Феодор Филимонович в Павлове погосте (Гдовского уезда) провел детство свое в крайней бедности, и в ближней деревне пас свиней по берегу Чудского озера. Горька была участь малютки Феодора, и, к горю его, безграмотный отец не мог и его приучить к грамоте; и уже проходили годы детства его в неведении, но он жаждал научиться грамоте. С горькими слезами мать проводила его к дяде своему, в Елеазаровскую пустынь, за 100 верст от Павлова. Феодор, имея один медный пятак, данный матерью в благословение, прошел страшную пустыню Сорокового бора, питаясь сухариками, и наконец достиг до деда своего, иеромонаха той пустыни, но много вытерпел от жестокого старца, дотоле, пока не научился книжной мудрости — читать псалтирь, чего ж еще более? Тогда не много знали и священники сельских мест, а Феодор об этой должности и мечтать не мог. Но вот беда! Отца его исключили из духовного звания, и Феодора записали в кантонисты. Мать не могла выдержать такого горя и пошла пешком, с котомкою, в столицу, упала в ноги архипастырю и слезно умоляла его возвратить ей сына. Тронутый до глубины души добродетельнейший архипастырь слезами матери, взялся исходатайствовать Феодору возвращение в духовное сословие, но послал и самую мать с просьбою к военному генерал-губернатору. С большим трудом нашла она доступ к губернатору и, пав на колена, подала ему просьбу, заливаясь слезами. Просьбы ее услышаны, Феодор возвращен ей и определен пономарем к Андреевскому собору, на Васильевский Остров. Такова судьба о. Феодора в его детстве!
3) Поля.
Погост Поля находится на правом берегу р. Плюсы. Прихожане его были в вотчине Гдовского Николаевского монастыря. Погост доселе называется в народе «Никольским». Находясь на пути от Нарвы к Новугороду, и впоследствии — к Ямбургу, на Шереметьевском тракте, он подвергался не раз нападению и разорению от неприятелей. Могилы шведов и рыцарей, начиная от Ольгина креста, чрез Поля и Сижно, имеют свое направление к Новугороду, на юго-восток. За Плюсой, от Польского погоста, на запад, по левому берегу ее, тянется большая почтовая дорога от Гдова к Нарве, ознаменованная неоднократным путешествием по ней Петра Великого и Екатерины II. Деревня Гостинцы, находящаяся на большой дороге, замечательна тем, что переводчик шведского короля жаловался Московским послам, почему они, уже бывши на пути к Нарве, для переговоров о перемирии, в 1658 г., воротились ив деревни Гостинцы и остановились в деревне Яме, на Нарове (бл. Сыренска). Мир тогда заключен в Валиесари, на Нарове.

В 18 столетии, деревянная церковь св. Николая, в Польском погосте, сгорела, и прихожане ее причислены к Сиженскому приходу, но в 1806 г., вместо сгоревшей, построена каменная, небольшая, простой архитектуры, с накатным, деревянным потолком. В нее помещен иконостас, спасенный из сгоревшей церкви. В 1850 г. к ней пристроена каменная колокольня и ограда; а иконостас возобновлен. Приход раскинут вдоль р. Плюсы. Нравы жителей просты, но еще грубы. В праздничные дни мало народу в церкви, потому что жители, по близости Нарвы, часто в эти дни ходят туда по своим делам. Промыслы их составляют плитоломня и обжигание извести, которой много требуется в Нарву, а также — рубка и доставка дров в Нарву.

В 1824 или 1825 г. высокопр. Григорий, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, обозревая Петербургскую епархию в качестве викария, был в Полях и совершал литургию в воскресный день. Сюда собраны были и все окрестные священники. В 1825 г., в этой же церкви, местный священник Иван Тарасьевич, имел неблагоразумие привести к присяге крестьян соседнего помещика, поклявшихся стоять крепко за «свою волю» и, взволнованный невольно, народ отказался работать своим помещикам. Произошло много неприятностей; многие пострадали и сосланы в Сибирь; несчастный священник умер в тюрьме. Напротив о. Феодор Филимонович действовал среди помещичьих крестьян, как ангел-увещатель, и за то награжден монаршею милостию.
4) Рудный.
Погост Рудный считается древнейшим в здешней местности. К приходу его прежде принадлежали приходы: Сиженскй, Веинский и Черновский. В округе его находится Кушела, древнее «Псковское село», при котором, в 1341 г., псковичи, с Карпом Даниловичем Кольком, разбили немцев, положили 20 человек на месте, а остальных прогнали за р. Нарову, и отбили от них награбленную ими добычу, оружие и запасы. На месте этом существовала в древности крестообразная часовня и совершался праздник, в память победы, на день Рождества Иоанна Предтечи. По этому случаю был написан образ Предтечи с житием его. Впоследствии местные жители праздник Крестителя слили с языческим празднованием купалы и совершали ночные оргии; даже делали геройские турниры в дубье, в несколько пар, и дрались на кулачки; а место было пустынное, при озере. От бесчинства случались и смертоубийства. Вследствие таких беспорядков праздник переведен в погост Рудный, а икона Предтечи, по просьбе монахов Николаевского Гдовского монастыря, перенесена, по благословенью Симона, архиепископа Псковского, в означенный монастырь, около 1754 года, и теперь находится в Гдовском соборе.

Древнейшая церковь в погосте Рудном находилась в 2 верстах от настоящей, при деревне Пустыньке (от запустения церкви так названной), где находится древнее кладбище и признаки ее основания. Впоследствии она построена на настоящем месте и в 1696 г. уже существовала, но в 1790 году сгорела. Причина пожара была следующая: в июне месяце, в ближней деревне Логе, женщина вываривала для беления холсты близь рассадника (т. е. высокого деревянного сруба, с крытою площадкою на верху, где сеяли капустное семя для рассады, что делали для сохранения молодых всходов от мошек) и, оставив незагашенным огонь, сама ушла к соседу. В это время ветер сообщил силу огню и загорелись ближние строения. Пламень клубами поднимался в вихре и перенесся, чрез две версты, на соседний погост Рудный; селение и церковь были его жертвою, но утварь и иконостас спасены. В числе книг, спасенных от пожара, есть рукописный Синодик, подаяние Псковского помещика Богдана Ивановича Коновницына, в 7204 г., в храм св. великомученика Христова Георгия, в погост Рудный. После пожара, церковь вновь построена в 1795 году, с приделом Рождества св. Иоанна Крестителя, приятной архитектуры, деревянная. Иконостас в ней устроен новый. Из древних икон, местная, мерой и подобием с чудотворной Смоленской Божией Матери, отдана в частные руки и находится там в обновленном виде... Среди села, по долине, пробегает речка Руденка, впадающая в Рудну. Предание говорит, что Литва прошла мимо Рудного и не разрушила погоста; но, в 5 верстах далее, есть значительное кладбище, свидетельствующее, что она отошла к другому месту, к селу Завастью, где была, уже после Литвы, или в ее время, домовая церковь на господском окладе.

При упомянутом селе (Рудном), при Ивановском ручье, в прекрасной роще, существует часовня св. Иоанну крестителю, где 8 сентября, во время крестного хода *) [*) Это — крестный ход описанный в описании погоста «Выскатка».] бывает отдохновение, и здесь св. икону Успения встречает народ, приходящей из окрестности. Между гор, в глубоком овраге бежит Ивановский ручей, из под крутизны горы, славящийся целебным свойством, в глазных воспалениях и в накожных сыпях. Жители берут воду его с верою к св. Предтече и благоговеют к самой местности, прекрасной, пустынной, господствующей над светлым озером, за которым вдали виднеются могилы рыцарей и широкие поля, покрытые жатвами или зеленью (деревни от этой местности не ближе версты). Кушела (деревня) и Ивановский ручей — к северу от озера. Это находилось уже вблизи древнего Новгородского узда, который начинался де­ревнею Гояньщиной, принадлежавшей Сомерской волости, к востоку от Кушелы.

Когда переносили из Кушелы икону св. Иоанна крестителя, в 1730 г. то народ противился этому, и вскоре она похищена была тайно из монастыря. Пронесся слух, что икона явилась на прежнем месте, но ее вторично взяли в монастырь, причем жители ожесточились и хотели ее вырвать из рук присланных из монастыря и бросали на монахов камнями, причем случилось убийство; так носятся предания.


5) Вейно.
При храме (погоста Вейно) бывают народные собрания на праздники: в храмовой день 13 сентября и в 7 воскресенье по пасхе; кроме того много собирается людей 23 ноября, на память святителя Митрофана Воронежского. Праздник образовался с 1841 г., вследствие бывшего сновидения одному простому крестьянину Феодору (почитаемому от многих за юродивого), который, поэтому, написал образ святителя Митрофана. Слух о явлении ему святителя разнесся с неимоверною быстротою, и народ, движимый усердием, имел неблагоразумную ревность, без дозволения начальства, построить в несколько дней над источником в деревне Заборовьи (где жил упомянутый крестьянин) часовню. Толпы богомольцев стеклися с разных сторон, так, что местный священник, Симеон Преображенский, должен был довести о том до сведения полиции. Гдовский исправник, не смотря на увещания умирающей жены, приехав в деревню, приказал срыть часовню и загрузить каменьями и землею источник (конечно родник нашел себе другой путь). Народ, в сильном негодовании на начальника, разошелся, и с тех пор ходит на праздник в погост Вейно; берут и воду из источника; верующие получают исцеление и приносят свои дары в благодарность угоднику божию. Но бедный Феодор много потерпел за то и много выстрадал. Образ, написанный по усердию его, находится, как слышно, в ризнице Александро-Невской лавры; вместо его написан другой, и народ усердствует, по прежнему, к святителю, без суеверия, которого можно сказать, народ нашего края не очень-то держится.

Из замечательных окрестностей погоста Вейна есть кладбище военное, при деревне «Губин перевоз», свидетельствующее, что на том месте была жаркая схватка русских с неприятелем; много положено народу с обеих сторон; неприятели и русские положены на одном возвышенном месте, рядом, но отделены друг от друга особыми кладбищами, заросшими теперь тенистою рощею; над русскими поставлена часовня во имя Покрова Пресв. Богородицы. Думают, что деревня, находящаяся при этих могилах на берегу Плюсы, получила свое название (Губино) от множества погубленных здесь людей. Кто были неприятели, неизвестно. Говорят, что это была «Литва поганая». Другое кладбище находится на левом берегу реки Руйки, в 7 верстах от Вейно. На нем кресты весьма древни, с непонятною надписью. На другой стороне речки место называется «Таборы»; по преданию, Литва, ограбив церковь св. Николая в Ольгином кресте, на Нарове, увезенные из ней иконы употребляла для походных кроватей. Узнав об этом, местные жители напали врасплох на литовских людей, тогда как они раскинули свои таборы на берегу р. Руи; произошла жаркая битва; много русских пало, но все таки они отбили дорогую святыню, — иконы угодников Божиих и нерукотворенного Спаса. С тех пор иконы хранятся в сельской часовне, при деревне Малой Руе.


6) Наровский погост
Нарова из древности была свидетельницею многих ратных подвигов русских князей против эстляндской чуди, немцев и шведов, и не раз берега ее обагрялись кровию русских, павших от руки врагов. Набеги чуди и немцев не допускали процветать по берегам ее народонаселению. Однако ж то достоверно, что в 15 столетии, на берегу ее, была церковь, построенная, как думают, Псковским посадником Максимом Иларионовичем, который известен был своим благочестием и скончался в монашестве около 1465 г. В 1485 г. уже упоминается о «Наровском попе», который видел у Смерда кабальную грамоту и, донесши о том псковским боярам, был причиною больших смятений во Пскове (грамота была украдена смердами из вечевого ларя). Есть древнейшее свидетельство о том, что в 1585 г. церковь на Нарове существовала и, вероятно, построена во времена Грозного. Царь Феодор Иоаннович, в наказе своем боярину кн. Феодору Шестунову, велел, для перемирия с шведами «съезду быть на Нарове у Николы, у Ольгина креста, или на старом месте, Плюсе». Во времена самозванцев литовские люди ограбили здешнюю церковь. Память св. благоверной княгини Ольги здесь свято чтится. Окрестные жители собираются к божественной службе и к молебнам в часовне, где хранится, из древности, камень, на котором, по преданию, имела отдохновенье (сидела) св. Ольга, во время обозрения сей страны, тогда дикой и пустынной. В память этого события, усердные псковичи впоследствии поставили крест, по подобию стоявшего в их Троицком соборе. В нише каменного, из плиты, монумента, поставлен образ св. Княгини Ольги, над ним — столб и глава с крестом.

Приход раскинут по берегам Наровы на 25 и на 30 верст от церкви, и жители дальних деревень Устья, 1 и 2 Жердянки, Пустого Конца и Черной, терпят крайнее неудобство в сообщении с церквами, равно удалены и от Нарвы водами и болотами.


7) Скамья.
Село Скамья издревле составляло Псковский исад или пристань, при истоке р. Наровы из Чудского озера, но поселение образовалось со времени завоевания Эстляндии Петром Великим. Удобства жизни и привольное место привлекли сюда людей из разных мест, и всякого звания, кроме дворян. В 1845 г. селение Скамья опустошено было холерой, завезенной из Пскова. 30 человек пали ее жертвою. Не было дома, в котором не было больных. Жители прибегли к заступлению Бож. Матери, и 8-го июля призвали священнослужителей из Доможирской церкви и совершили крестный ход по селению; с того дня ангел-губитель вложил в ножны меч свой, насыщенный многими жертвами. Ни один более не умер и не заболел, а заболевшие выздоровели. С тех пор жители Скамьи празднуют Казанской Божией Матери, с крестным ходом.

В это время в селении Скамье возникала из основания прекрасная часовня, но строитель ее, к сожалению, вскоре после холеры, умер; часовня тогда была выстроена лишь по окна. Но его место заступил родной его брат, который, по завещанию умершего, обязан был достроить здание. На этот предмет им была ассигнована особая сумма, и часовня, оконченная в 1850 году, представляет крестообразное здание итальянской архитектуры.

Причиною построения часовни было тайное обещание крестьянина Выскатской волости, деревни Скамьи, Феодора Леонтьева Громова. Лишившись милой невесты, вырванной из рук своим соперником и угрюмым отцом ее, вскоре найденным мертвым на дороге, взятый, по подозрению, в тюрьму со всеми домашними, Феодор плакал и молился, и здесь-то, в скорби своей, положил обет построить храм св. пророку Илии. Он освобожден из темницы и принял очистительную присягу в своей невинности. Прошли годы, ему повезло счастье, но тайное обещание не давало ему покоя. Он открылся отцу своему, но отец был скуп: ему страшно было вздумать убить капитал на такое дело. Решились построить часовню и тут беда! епархиальное начальство выдало план весьма в малом размере и все ходатайство осталось тщетным, а о разрешении построить церковь и думать нельзя было; требовались капиталы и на построение и на обеспечение, а у Феодора того не доставало. Что делать? Он подал прошение графу Клейнмихелю, но и этот вельможа не обратил на просьбу внимания и прогнал просителя. Тогда Феодор решился на последнее: подал прошение Государю Императору на станции вновь устрояемой железной дороги. Тогда Государь тотчас велел выдать план в обширнейшем размере. Обрадовался Феодор, заложена часовня, началась постройка и тогда уже он открыл приближенным своим о намерении своем в будущем — из этой часовни устроить церковь. Он умер; брат его Кондратий докончил строение; усердствующие жители собственными и посторонними средствами соорудили великолепный иконостас с живописными иконами и снабдили церковь утварью и ризницею. Но еще беда! Трудно было испросить позволение освятить часовню в церковь. Здесь прибегнули к Его Императорскому Высочеству вел. кн. Константину Николаевичу и он просил митр. Никанора об освящении церкви. Она освящена 7 июля 1855 года.

До 1862 года она была приписною к Доможирской церкви, а в этом году определена в штат 6-го класса.


8) Доможирск.
Погост Доможирск находится на Чудском озере, в 10-ти верстах от устья (истока?) реки Наровы. Церковь каменная, древней архитектуры, построенная по плану и фасаду гдовского собора, имеет два придела. Колокольня построена в 1822 году. Наружный вид церкви во всем сходен с Наровскою, в Ольгинском кресте: стены складены из плиты и булыжника, толщиною в 2 аршина; внутри 4 круглые колонны поддерживают тяжелые арочные своды, на которых утверждается, стремящийся в небо, высокий купол, из коего, в 4 узенькие окна, проходит свет в церковь... Иконостас пятиярусный; иконы возобновлены в 1824 году. Здешнее народонаселение единственным промыслом имеет рыболовство и торговлю рыбою. Зимою живут в четырехсторонних, с покатою крышею, сделанных из березового луба, балаганах, на льдах Чудского озера. Приезжают домой в субботу вечером и в понедельник, с полуночи, уезжают в свои лубеные домики на льды озера. Много пьют вина; впрочем и извинительно для них, по образу их жизни. Грамотность слабо идет в ход.

В 4-х верстах к северу, у Козлова берега, видны основания дер. церкви св. Николая, устроенной во времена Грозного, около 1558 г. и сожженной шведами в 1581 году.

Церковь Живонач. Троицы, в Доможирске, по местному преданию, строена князьями Елецкими. Из истории видно, что Иоанн Грозный, по взятии Сыренска [*) При устье Наровы, в Эстляндской епархии, с церковью во имя св. Троицы.] в 1558 г., велел там устроить церковь Живоначальной Троицы, с приделами св. Николая Чудотворца и пр. Илариона Нового, игумена Далматского. Но местное предание сыренских жителей говорит, что у них, до 1802 года, церкви не было. Видно, что церковь, построенная по повелению Грозного, разорена шведами. Но мы видим по архитектуре и по всем подробностям, что церковь св. Николая на Нарове и церковь у Живоначальные Троицы — в Доможирске, современны.

В капитальной стене храма, бывшей, вероятно, прежде снаружи, а теперь входящей во внутрь придельной церкви, вставлена доска, с выпуклыми, составленными вязью, буквами. На ней значится: «лета 7190, марта в 5 день, на память св. муч. Конона Градаря, преставися раб Божий, псковский помещик, Фотий Евфимиев сын Желнынский». Неизвестно, кто он, строитель ли храма, или придела, устроенного, вероятно, позднее главной церкви.


9) Сороковой бор и погост Озера.
Так называется местность, находящаяся в самой южной части Гдовского уезда, составлявшая, до 1780 г., особый Кобыленский уезд, и имевшая в 1766 г. 2728 жителей. Пространство от южной части верховьев Плюсы до границ Псковской губернии, покрытое дремучими лесами, непроходимыми мхами и болотами, перерезанное реками — Желчею и Черною, или Лудвою, представляет страшную пустыню, мало населенную народом загрубелым, непрямодушным, закоснелым в невежестве и суевериях, на котором еще ясно остается отпечаток первоначальной дикости нравов древних кривичей, описанных Нестором. Площадь эта, занимающая пространство в 1140 квадр. верст, перерезана большою пустынною дорогою из Гдова ко Пскову, на которой встречаются: древнее кладбище, с каменными крестами, одна деревня, две лесные стражи и две станции. В прежнее время здесь водворялись шайки разбойников, имевших свои землянки около берегов Черной речки. Воспоминания об них наводят и теперь еще ужас; потому народ, по усердию своему каждый год путешествующей из северной части Гдовского уезда в Псковопечерский монастырь, к крестному ходу, на 6-й неделе по Пасхе, и ныне всегда собирается большими толпами, человек в 40, для безопасного прохождения страшной пустыни Сорокового бора, единственно тогда только оживленного разумными существами, на 40 верстном протяжении своем от Рудницы до Маслогостиц.

В этой страшной пустыне, уединенно безмолвствовавший «божественный» Иларион, ученик Пустынножителя на р. Толве, великого Евфросина, основал свою обитель при р. Желче, в 12-ти верстах отсюда впадающей в Чудское озеро, и был ее игуменом. Он скончался 28 марта 1476 г. Монастырь его, в 1695 г., приписан к Псковскому архиерейскому дому, а в 1764 г. упразднен. Монастырская церковь Покрова Божией Матери еще существует. Она воздвигнута на основании прежней, построенной пред. Иларионом. В ней он и почивает под спудом. Иконостас прост и древен, без излишних украшений, возобновлен в 1844 и след. годах. Над гробом преподобного кипарисная рака с серебряной ризой, с позлащенным венцом, украшенным бриллиантами. Рака стоит на левой руке, у иконостаса, под резным золоченым балдахином... К востоку от церкви, в ограде, показывают место, где была келья преподобного. После упразднения монастыря, церковь была приходскою и потом — в запустении. Восстановлением своим обязана уроженцу слободы Озерской, с.-петербургскому купцу Мартиниану Якимову и губернскому секретарю Алексею Мартыновичу Турчанинову, после — монаху Черменецкого монастыря Авраамию. Последний, после бурной жизни, проведенной в служении винному откупу, чтобы, под старость, спасти душу, начал производить богоугодные дела — возобновления церквей в Гдовском уезде. Ему обязаны этим: Гдовская Пятницкая, Озерская, Польская, Моцкая, Сяберская, церковь Кобылья Городища, Черменецкого монастыря и др. Он действовал за одно с Мартинианом Якимовым, признавая, что «нет на свете лучше дела, как заниматься построением церквей».

Погост Озерский, бывший прежде Покровский монастырь, стоит на красивом берегу р. Желчи, на левой стороне. Получил свое название от местности, заключенной между трех озер, соединенных рекою; окружен лесами и болотами. На другой стороне речки раскинута бывшая прежде монастырская Озерская слобода. При слободе бывает большое собрание народа 1-го октября, в храмовой день, и 21-го октября, в день памяти преподобного.

Дивные сказания носятся в народе об этой древней, бывшей в запустении, обители. Было время, когда в ней не совершалась божественная служба и церковь готова была рушиться. Жителям слободы часто бывали видения; то виделся огонь в церкви и горящие свечи, то слышалось ангельское пение, ощущалось благоухание; дети видели седого старца, кадящего в церкви со свечою в руках и мн. др. Где была келья преподобного, там стояла древнейшая сосна, в которой был улей. Пастух с сыном дерзнули срубить ее, чтобы воспользоваться медом из улья, но за дерзость свою были наказаны: отец лишился зрения и долго раскаивался в своем поступке.

Во время подделки фундамента, два каменщика, мещане из Гдова, Петр и Григорий Кирилины, молодые парни, полюбопытствовали коснуться склепа, в котором был скрыт гроб преподобного, вероятно желая узнать, тут ли находятся мощи угодника Божия? Но за дерзость были наказаны: на них напал внезапный страх; они бросились бежать, и от испуга лишились рассудка. Петр впоследствии поправился, а Григорий и теперь, вот уже 20 лет, находится в расслаблении ума. Ему грезится то икона преподобного, то разные сцены из озерской жизни. Он кроток и безответен.

В 1852 г., в конце июля, один молодой путешественник ко св. местам от изнурения сил получил горячку и 1-го августа, в болезненном состоянии, пришел ко гробу преподобного. Он молился, сколько мог, просил преподобного, чтобы дарована была ему возможность продолжать путь свой. Предав себя заступлению угодника Божия, он скромно приютился на ограде, при стене церковной, у того места, где стоит гробница преподобного. Угодник Божий даровал скорое исцеление молодому человеку. На утро горячка оставила его, и он, к удивлению своему, со свежими силами, до восхода солнца, собрался к путь свой, оглашая пустыню Сорокового Бора благодарным гласом похвал преподобному своему исцелителю. «Может быть это дело случая, скажут иные, отдохнул и оправился». Было бы так, если бы путешественник, побывав в монастырях Псковских и в Новгороде, на пути к Тихвину не встретил вновь возвратившуюся к нему горячку. Там он совершил свое обещание и там его ожидала покойная градская больница, из которой, уже в половине ноября, он возвратился домой здоровым. Благодарность свою к исцелителю, исцеленный — автор этой статьи [*) Т. е. сам Ефим Андреев.] засвидетельствовал пожертвованием 90 штук иконок преподобного.


10) Ремда.
Погост Ремда находится в южной части Сорокового бора при р. Ремде. Прихожане живут в самой загрубелой дикости, разбросаны по клочкам земли и по берегу речки, в дрябех (дебрях?) болот Сорокового бора и частью при береге озера. Другие деревни углубились в глушь пустынь, на 25 верст и вообще имеют трудное сообщение с церковью. Церковь каменная, во имя святителя Николая, построена на место сгоревшей в 1824 г. Ремдовское село существовало еще в 1341 году и разорено лифляндцами. Ремедские рыбные ловли, в 1453 г., принадлежали новгородскому владыке Евфимию, и он сам приезжал осматривать их.
11) Кобылье городище.
В 1461 г. псковский князь Александр Васильевич Черторижский, у Желатского острова, на Узолице, построил дер. церковь Архистратига Михаила, но лифляндцы, в том же году, сожгли ее и с нею — 9 человек псковичей; иконы и утварь увезли в Оденпе (на запад от Пскова). По замирении, в 1462 г., иконы и утварь немцы возвратили, и псковичи, в том же году, на «обидном» месте, построили город Кобылинск и в нем — церковь Арх. Михаила. Строившие крепость, 60 человек псковичей, получили за труды 90 рублей, сумму, по тогдашнему, весьма значительную. В 1463 г. Кобылинск выдержал осаду от немцев, которые начали разбивать стены его пушками и выжгли псковские «исады» иди пристани. Псковичи отразили немев, которые, удалившись от Кобылинска, напали на Гдов и на берега Наровы. В 1479 г. немецкий орденмейстер Бернгард фон-де-Борх, 4-го марта, вечером, напал с войском врасплох, на крепость Кобылинскую, осадил ее и утром начал разбивать ее пушками, потом пустил, по лестницам, ратников в город. Посадник Макарий храбро оборонялся, но рыцари обложили город сгораемыми веществами и предали его пламени. Осажденные погибали, задыхаясь в дыму и пламени. Многие, спасаясь от огня, бросались чрез стены города, но не получали пощады. Немцы били их камнями, кололи и рубили. Таким образом погибло 3985 псковичей; остальные посадником взяты в плен.

В 1581 г. Кобылинск заняли поляки и до 1781 г. он считался уездным городом, но с тех пор он составляет посад с каменною церковью Арх. Михаила. У западной части храма, около 1850 г. построен придел св. Иоанна Предтечи.

Напротив погоста, в 10 верстах, находится остров Желачек, бывший предметом частых ссор между лифляндцами и псковичами. С половины 15 в. он заселен русскими. Жители его, прихожане Кобыльской церкви, упорные раскольники-беспоповцы. Вообще жители прихода почти не имеют земли, но живут привольно по берегу озера и по островам, занимаются рыбными промыслами и достают много дичи. В приходе протекает речка Черная, по древнему названию Лудва, на которой, в 1362 г. разбойничали лифляндцы.
12) Бельская Засада.

[*) Ныне погост Бельский]
Погост Бельщина, в юго-восточной части Гдовского уезда, в 100 верстах от Гдова и в 40 от Пскова, в 80 вер. от Псковского Крыпецкого монастыря, существовал из древности, разорен в 1581 г. поляками. Настоящая церковь каменная, простой архитектуры, построена 1806 года.

В приходе много тайных и явных раскольников-беспоповцев. Нередко, в праздничные дни, когда приходит священник служить молебствия в домы прихожан, домы раскольников убраны, но пусты; на столе, покрытом скатертью, хлеб и рубль денег; щедрая плата священнослужителям за молебствие, только бы их не беспокоили; напротив православные дают 25 коп. и меньше за молебен... Здесь было место сходбищ шайки Авдоша, куда он к питейному дому приносил свои добычи, требуя без цены водки и без цены оставлял свои вещи.


13) Лядской погост.
Погост Лядской находится на правой стороне р. Плюсы, в 12 вер. от Боброва, вниз по реке. Церковь деревянная, Преображения Господня, малого размера, странного устройства, именно: все здание ее заключается в одном алтаре четырехсторонней формы, а стены устроены из планок; потолок, вместо дерева, натянут из полотна, или паруса; церковь об одной главе, с низенькой, особо поставленной, колокольней. Иконостас простого устройства, фряжской живописи, очень искусной. Церковь построена в 1721 г. и освящена 1 сентября, при преосв. Феодосии, архиепископе Новгородском. По всему видно, что устроена временно, но простояла до сего времени. В 1860 г. отстроена новая, деревянная, простой архитектуры. В нее помещен иконостас из прежней, вышеозначенной.
14) Лосицы.
Лосицкий погост находится близ р. Лютой, притока Плюсы. Когда в 1471 г. князь Холмский разбил новгородцев на р. Шелони, в тот же день новгородцы на левой стороне р. Люты разбили 15-ти-тысячный отряд псковичей, грабивших Новгородские поместья по верховьям Плюсы. Самая река будто бы от этого случая получила свое название (Лютая). Как бы понимая это, она с шумом, по камням и плитному руслу, стремится в Плюсу. Прекрасная деревянная, 3-х престольная церковь, построенная в 1772 г. во имя Успения Божией Матери, св. Архистр. Михаила и св. Николая Чудотворца, около 1860 г. сгорела от молнии: «Бог в гневе не щадит Святыни». Ее, по ветхости полов и мелким личностям, хотели запечатать, но верно Господь прогневался и совсем очистил место. Теперь кладбищенская малая каменная церковь заменяет древний прекрасный храм. Кладбищенская церковь во имя Митрофана Воронежского.

В Лосицкой церкви прежде хранились рукописные книги и сделанные из бересты венцы. Книги, по безрассудному фанатизму, кажется, сожжены; не знаю, целы ли венцы? Кроме того найден в паутине на стене крест, с частями (мощей) различных святых. Не знаю, цел ли он? Крест нашел мой родитель, забытый, повышенный на стене, неизвестно кем, и заросший густою, долголетнею паутиной. Кладбищенская церковь образована из часовни, построена помещиком г. Тимлером и освящена около 1856 г. во имя Святителя Митрофана Воронежского, первая этому святому в нашем уезде.

Жители в приходе Лосицком грубы, чувственны, непрямодушны. Было время, уже в нынешнем веке, что, к позору края, шайки воров шлялись здесь по деревням и имели свои пристанища в разных местах, в том числе — и в риге Лосицкого диакона имели свою землянку. Знал то и священник о. Терентий, да что будешь делать? Пулю в лоб, или нож — в бок труднее принять, чем объявить о таком насилии духовному чину.
15) Заянье.
Погост Заянье, при р. Яни, притоке Плюсы, с правой стороны, находится в 7 верстах на сев. от Ктин, и в 20 на сев.-зап. от Лядов. Деревянная церковь св. Николая Чудотворца, с приделом во имя преп. Сергия Радонежского. Построена в 1699 г. вице-адмиралом, стольником, Сергием Ив. Милославским... В версте от Заянья есть древнее кладбище; видны основания церкви, разоренной шведами в начале 17 века, или, как говорит народ, литвою. По преданию, она была во имя Покрова. Народонаселение буйное, развязное, занимается земледелием. Многие живут в Петербурге, в знатных домах, и при дворцах, истопниками и т. п. Чрез что находится у них кой чего позаимствовать, кроме образования («Заянщина» у нас в пословице).
16) Прибуж.
Прибуж существовал из древности. Во времена Литовские шайка грабителей напала на Прибуж 6 августа, когда там было, при церкви, собрание народа, по случаю праздника, и подумав, что это — ратники, чтобы узнать, скрылись в лесу за холмом и, дождавшись ночи, вечером захватили женщину, идущую за водой и, выведав от нее о собрании, напали и разорили церковь и село, предав казням жителей. Таково предание народное. Место древней церкви показывают в недальнем расстоянии от нынешней.

Близ Прибужа, в одной версте, была в 18 столетии, еще другая, домовая, ц. св. Троицы, с приделом преп. Стефана Савваита, построенная помещиком Хвостовым. Она, по перенесении мызы в Чернево, тоже близ Прибужа, уничтожена. Иконы ее, хорошей живописи, находятся в Прибужской церкви. Народ здешний занимается земледелием и многие — звериной охотой. О своих похождениях они составляют рассказы, где говорится о лесовиках, домовых, денниках (бес полуденный), оборотнях и т. п.

Во дни святок и в крещенье здесь совершаются по ночам страшные оргии и, к истинной скорби благочестивых, страшно сказать! употребляют имя Великого Бога. В постыдных, богопротивных играх, раздавшись наги и, связавшись вдвоем, представляют лошадей, и на них — всадник, вымаравшись сажей и обвесившись разными вещами, ездить «с казной», произнося кощунства. Или, одевшись в рогожу, на подобие ризы, и распустив сажу в воде, подводят к этому богохульнику каждого, даже насильно, и метелкой кропят его этой водою. Вокруг большой деревянной ступы, поставленной среди избы, водят кругом по два человека, представляя тем венчание браков; или один представляет себя мертвецом, а другие отпевают его; третий, представляя воображаемую смерть, с сделанными из редьки белыми зубами, скалит их и хлопушкой бьет других. Лет десять назад я был личным зрителем таких действий, много раз хотел сообщить о том лицам, от которых зависит воспретить такие богопротивный игры, но робость и опасения — получить за то неприятности — удерживали меня. Умоляю Всевышним Богом обратить на это внимание тех лиц, которые могли бы, словом увещания, искоренить это зло, недостойное нынешнего просвещенного века. К этому должно воспретить разгулы, совершаемые в последнее Воскресение пред (Великим) постом, за полночь на понедельник, ограничив их субботою *). [*) Ныне слышу, к утешению моему, что достойнейший пастырь Прибужский о. Павел ревностно старается о просвещении своей паствы. Позднейшее примеч. Е. Ф. Андреева.]
17) Щепец.
Погост Щепец находится в 8-ми верстах к северозападу от Прибужа, на правом берегу Плюсы. Церковь каменная, св. Архистратига Михаила, приятной архитектуры, в небольшом размере, построена на месте древней деревянной церкви, в 1834 году, помещиком, надворным советником, Арсением Васильевичем Семевским. Иконостас великолепный, вроде придворного. Иконы трудов крестьянина Выскатской волости Андрея Саввина. Он природным талантом, без руководства учителя, достиг, до возможной степени живописного художества, в свое время был украшением здешнего края и пользовался славою и доверенностию значительных лиц.

При погосте находится великолепный замок, с башнями на углах и другими, свойственными такому зданию, затеями. Это трехэтажное, о 90 залах, здание, стоящее владельцу миллиона рублей сер., не к месту здесь и не приносит хозяину никакой пользы, кроме 5000 р. ежегодного расхода на поддержку. Оно было бы весьма нелишним, в настоящее время, для обыденной жизни.

При деревне Васильевщине прежде существовала церковь, и там находится несколько десятин церковной земли. Говорят, что она разорена Литвою. Весьма бы хорошо, и даже необходимо, восстановить там приход и устроить церковь, чего желает и народонаселение, принадлежащее трем соседним приходам. Дальнее расстояние и болота лишают их частого посещения своих церквей. Такая же нужда настоит и в так называемой местности «Борисово поле»; находящейся между Прибужем и Рудницей, при деревне «Мишиной горе» *). [*) В «Мишиной горе» уже устроена церковь. Прим. Ред.] Ближайшая к Мишиной горе деревня Греховщина, называется так потому, что народ умирает во грехах, без покаяния, а младенцы — без крещения. В одной деревне 17 незаконнорожденных.

Пусть да простят мне читающие сию рукопись, когда увидят в ней такие черные краски! Не моя вина, что я коснулся сего предмета. Одно лишь желание добра моим собратьям, и любовь к ним, заставили обнаружить темную сторону народа православного.


Округ Сомро.
Округ Сомро находится в северовосточной части Гдовского уезда и получил свое название от озера того же имени. Он окружен, с востока, рекой Лугой и Лугским уездом, с юга — Лугским уездом и озером Долгим, с запада и севера — рекой Долгой, выходящей из Долгого озера. Площадь его, в 1225 квадр. верст, покрыта болотами, и к северу — лесами. В средине его находится озеро Сомро, поверхность которого равняется одной квадр. миле. Из северозападной части своей оно выпускает пучинистую речку Сомру, впадающую в Долгую. В древности округ этот составлял Залесскую половину Шелонской пятины и до 1781 г. состоял в Новгородском уезде. Могилы рыцарей и шведов свидетельствуют что страна много раз подвергалась нападению врагов. В смутное время 17-го в. шведы завладели Сомерскою волостью, пытались удержать ее за собою и уже, чрез 8 л., в 1617 г. по Столбовскому и Плюсскому договору, возвратили ее. Войска Иоанна 3-го и 4-го, следовали чрез Сомру в Ливонию и к Нарве; войска Феодора Иоанновича, Алексея, Михаила и Петра Великого шли этим путем из Новгорода. Жители помнят предание о 40 полках Петровых воинов и о 10-ти тысячах подвод для них, выставленных во время войны с шведами, в 1700 г., о мостах, которые они мостили по непроходимым болотам, и о работах в Кронштадте, где 10 л. они трудились по очереди, созидая твердыню Петрову. Петр Великий, в походе своем под Нарву и обратно, проходил чрез Сомерскую волость. Путь его был из Новгорода на Медведь, Заполье, на Татищев Пелешок в Бобровском приходе, где он обедал у г. Татищева, и оттуда — на Харламову гору (в Заянском приходе), где ночевал, и на Песье, при озере Сомре, где пробыл 2 часа, и оттуда — в Дретно, у Пенинского погоста и озера, где был тогда городок (Острожек) и начальствовал думный боярин Иван Иванович Щепин, и тут же находился Богдан Ив. Коновницын, предок нынешних графов этой фамилии, имевший тогда мызу и свою церковь в Завастье, близ погоста Рудного. Из Дретна Петр пошел ночевать за границу, за речку Киношенку, на берег Луги, и оттуда ехал водою до Ямбурга и потом уже прибыл под Нарву.

Жители этого округа принадлежат к двум разным поколениям, отличающимся наречиями. В восточной части, по р. Сабе, и в самой северной, у впадения Сомры в Долгую, живет древнее поколение новгородское, говорящее новгородским наречием. Напротив около озера Сомры и по реке Долгой — народ коренного чудского происхождения, и в деревнях, говорят особым наречием, в котором много дикости и поэзии. Народ, особенно женщины, трудолюбивы и исправляют самые тяжелые работы, но старики и старухи — грубые деспоты и тиранят своих невесток. Молодые мужчины развиты и, большею частью, находятся в столице в каменных мостовых работах, занимаются торговлею на рынках и маркитанят, ходят за гуртами скота в Ливонию и Малороссию. Грамотность быстро развивается, и можно надеяться в будущем, что этот край скоро разовьет свое просвящение, но в деревнях много еще суеверий и предрассудков, языческих обрядов, которые совершаются при похоронах и свадьбах. Вера в колдунов держится здесь и по настоящее время. Один из таких «арбуев» живет и теперь в деревне Чудинове, близ Осьмин. Один сумасшедший в Нарве, никогда не видав его прежде, узнал по инстинкту и назвал «попом Викулой». Глупые люди даже из Петербурга ездят к нему, и он — в большой славе. Другой несчастный в той же деревне — старик, по прозванию Гусь, лишился веры во Христа, наслушавшись черных речей от жидов и молокан, но жаль, что он яда сего не удерживает в себе, а со всяким заводит спор и изливает его. Первый из них всегда пьян, и если хотите знать, где он живет в деревне, то не спрашивайте ни у кого, а где увидите бутылку на окне, там и есть Викула.


18) Осмино.
Село Осьмино есть древнейшее поселенье Новгородское, в восточной части округа Сомра, раскинутое при р. Сабе, притоке Луги, с левой стороны, на прекрасной местности. На возвышенном берегу Сабы, в 8 саж. высоты от воды, красуется каменная церковь Тихвинской Божией Матери, построенная спб. купцом Гавриилом Карповичем Поршняковым, в 1828 г. Наружный вид церкви напоминает собою Петербургскую Покровскую, в Коломне; церковь и строена по ее плану. Строитель храма, осминский уроженец, проживавший в Петербурге в должности частного нотариуса, на построение храма истощил все свое имение, и на окончание его даже занял из казны. Построение храма обошлось слишком в 100 тыс. рублей асс. За одно росписание сводов его живописью, кроме иконостаса, заплачено 8 т. руб. асс. При освящении храма строитель пал на помост церковный и горько рыдал. Он не надеялся, чтобы употребили во зло его доверенность. Но вышло противное. Храм не имел того совершенства, которого ожидал строитель. Он не вынес своего огорчения и, заболев, скоро умер. Заимствованную им из казны сумму на окончание храма, доплатила, по срокам, церковь.

В 17-м столетии в Осьмине существовала церковь св. Параскевы Пятницы; она истреблена пожаром, и на место ее, на правом берегу Сабы, около 1700 г. заложена настоящая деревянная церковь во имя великомученика Георгия, освященная в 1709 г. с приделами Троицы и Николая Чудотворца. Наружный вид церкви очень оригинален, особенно — колокольня, с вычурными разными украшениями в древнем русском вкусе. Церковь об одной главе; приделы имеют свои особые главы; все главы обиты чешуйчатою жестью. Внутри здание мрачно и печально, иконостас ветхий, в первобытном виде, о 5-ти ярусах. В приделах царские двери — времен 17-го века; стены построены из круглых неотесанных деревьев, толщиною в 10 и 12 вершков, пол настлан прямо из отесанных бревен, а не пиленый по краям, вдоль швов обгнивший. Сказывают, что церковь заложена Петром Великим в то время, когда он шел под Нарву в 1700 г., показывают и железную люстру, по словам стариков, подаренную им.


19) Песье.
Село Песье находится на юго-восточном берегу озера Сомро и славится своею древностью. Церковь деревянная, ветхая, построена в 1756 году, во имя Воскресения Христова, на месте сгоревшей, построенной г-жею Грягуновой, имевшей ее на своем окладе. По преданию и земля принадлежала этой госпоже, к которой священники приезжали из Керстова (Ямбург. у.). Это было 130 л. тому назад. В церкви издавна еще сохранялся Антиминс времен Иова, митрополита новгородского. Петр Великий, идя под Нарву, останавливался здесь на 2 часа и здесь был сбор войск — князь Репнин с 12 тыс. и малороссийский гетман с 8 т.
20) Ложголово.
Погост Ложголово находится в 20-ти вер. на север от Пенина, на правой стороне р. Долгой. Церковь каменная, итальянской архитектуры, построенная в 1834 г. помещиком Николаем Александровичем Татариновым, с прихожанами, красуется на возвышенности, господствующей над всем здешним краем. С колокольни ее виднеются вдали Ямбург, Нарва и Чирковицы. Местность эта, по замечанию геологов, составляет древнейшую Дивонскую почву, того же состава, или Зеленого пласта, на котором стоит г. Гатчина. Близ Ложголова, в 5-ти верстах, находится деревня Лососки. При ней — древнее основание церкви и кладбище с рыцарскими могилами, в которых недавно нашли золотые ручные браслеты и цепи с золотыми дробницами, украшенные камнями и янтарями, прекрасной работы и отлично сохранившиеся.
21) Погост Доложский.
Погост Доложский, при Долгом озере, на красивом местоположении, находится в 10-ти верстах к юго-западу от озера Сомра. Церковь каменная, во имя Успения Божий Матери, новейшей византийско-русской архитектуры, с светлым куполом о 5-ти главах, каждая на особом корпусе, и с прекрасной легкой колокольней. Внутреннее расположение храма соответствует наружному. Легкие своды арок поддерживаются шестью колоннами. Светлый купол стремится в небо, все здание величественно и прекрасно. Иконостас устроен в изящном русском вкусе, по совету и содействию известного академика Солнцева и по плану А. Бедринского; живопись — работы Постемского. Все здание, с иконостасом, утварью и колоколами, обошлось около 70 т. руб. с., из коих слишком 15 т. принесено трудами, подвозкой материалов и деньгами от прихожан, остальное — от пожертвований, и около 28 т. р. состоит в долгу. В пожертвованиях на построение храма участвовали Государь, Государыня и другие члены царств. дома. Храм основан в 1858 г. 14 августа и освящен 1864 г. 21 сентября преосв. Герасимом. На освящении присутствовали сановники, присланные от в. кн. Константина Николаевича и от с.-петербургского военного ген. губернатора, светлейшего князя Суворова. После освящения храма, от имени вел. князя, дан был обед крестьянам Выскатской, Константиновской и Добручинской волости, на 200 человек, и знатным дворянам, на 50 персон, причем, в продолжении времени от 2-х часов пополудни до 11 вечера, почти непрестанно гремела полковая музыка. Вечером был сделан фейерверк из 6 декораций. Народу при освящении храма было до 20 тысяч.

Прежняя деревянная церковь заложена около 1752 года; освящена в 1761 г.; простой архитектуры, об одной главе, с колокольнею, построенною в 1850 году. Близ нее существовала древнейшая небольшая церковь св. Архистратига Михаила, сломанная около 1779 г. д.

В 17-м столетии погост Доложский существовал под именем Михайловского и церковь находилась в 8-ми верстах к востоку от настоящей, при дер. Филеве, на берегу озера Долгого.

На северо-запад от погоста, в скале, при речке Долгой, находится пещера с источником, куда много стекается богомольцев и к этой пещере бывает крестный ход 15 августа с храмовою иконою Успения Божией Матери.



Ефим Андреев.




ч. 1