Курсовая работа по архитектурному анализу Методические указания

ч. 1
Московский архитектурный институт

Кафедра истории архитектуры и градостроительства.
Курс «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ»

III курс (V-VI семестры) дневного отделения

2013 – 2014 учебный год

Курсовая работа по архитектурному анализу Методические указания


        1. Содержание курсовой работы должно соответствовать утвержденной на кафедре теме. Изменение темы допускается в исключительных случаях после согласования с преподавателями и только при наличии у студента достаточных материалов, необходимых для работы по измененной теме.

        2. Требования к оформлению работы:

  • курсовая работа является по характеру графической и выполняется в ручной графике привлечением фотоматериалов, зарисовок, схем и т.д., при этом возможно частичное использование компьютерной техники, преимущественно для обработки собранных материалов по теме. Выполнение курсовой работы целиком в компьютерной графике возможно только в случае создания трехмерных цифровых моделей. В отдельных случаях (только по согласованию с педагогами) допускается макетирование из бумаги и картона, при этом создание макета должно в себе нести конкретную научную цель (например, макет несохранившегося здания или сооружения с элементами реконструкции; макет-реконструкция существующего памятника, утратившего свой первоначальный облик; сравнение двух (или нескольких) сооружений в макете с выявлением их конструктивных особенностей и т.д.).

  • графические работы, как правило, выполняются на формате А1: 60х80 (55х75 см). Не принимаются работы, выполненные на подрамниках 100х100 см или на гофрированном картоне. При выполнении компьютерного моделирования (построение аксонометрий, перспектив и т.д.) допускается сдавать работы на цифровых носителях с контрольной распечаткой изображений (альбом формата А3).

  • законченная работа должна содержать: название темы; перечень источников графических материалов, использованных в работе; библиографию (правила ее оформления даны ниже); все чертежи должны быть снабжены линейными масштабами. Необходимы краткие выводы, отражающие суть проведенного анализа, но не следует помещать на графические листы значительные фрагменты текстов.

        1. Этапы и сроки выполнения.

Работа выполняется в течение всего учебного года в три этапа:

  • ВЫБОР ТЕМЫ И СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ:

Выбрать и утвердить на кафедре одну из предложенных тем (список см. ниже) после предварительного знакомства с литературой (необходимо иметь представление, достаточна ли литература по выбранной теме, имеются ли необходимые чертежи и изображения памятников и т.д.). Выбрать метод архитектурного анализа, варианты которого приведены в брошюре: Герасимов Ю.Н. Методика архитектурного анализа. М., 1977 (имеется в библиотеке института). Подобрать необходимые материалы: сделать копии чертежей и фотографий, снять кальки, выполнить зарисовки и т.д. Составить список литературы1.

Контрольный просмотр и аттестация: представление списка литературы по выбранной теме (до 25 октября 2013 г.).




  • СБОР МАТЕРИАЛОВ, ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА И ВЫПОЛНЕНИЕ ЭСКИЗА КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

Опираясь на подобранный материал, представить эскиз курсовой работы (формат А4), выполнить необходимые построения, отражающие суть анализа по избранной теме.

Контрольный просмотр материалов и эскиза графической работы с пояснительной запиской (1,5 - 2 стр.) до 20 декабря 2013 г., по результатам которого студенты допускаются к экзамену в осеннем семестре.

  • ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ:

Выполняется в 6-м (весеннем семестре).

Сдача курсовой работы и аттестация ( с оценкой) до 18 апреля 2014 г., по результатам которых студенты допускаются к экзамену в весеннем семестре.

После указанной даты работы считаются сданными не в срок и не оцениваются (ставится только "ЗАЧЕТ").
В течение всего учебного года на кафедре проводятся консультации по избранной теме (согласно расписанию, вывешенному на доске объявлений кафедры).

Преподаватели по предмету История русской архитектуры:

Профессор Седов Владимир Валентинович

Профессор Клименко Сергей Васильевич

Доцент Клименко Юлия Гаврииловна

Ст. преподаватель Чекмарев Андрей Викторович




Т е м ы к у р с о в ы х р а б о т

1. Византийские и древнерусские конструкции и строительные приемы.



  1. Сравнение Софийского собора в Киеве с византийскими храмами.

  2. Софийский собор в Киеве. Сравнение вариантов реконструкций.

  3. Старейшие постройки Киева. Типология, архитектурные и конструктивные особенности

  4. Анализ Софийского собора в Новгороде.

  5. Постройки Киева конца XI – начала XII вв. Построение типологического ряда.

  6. Оборонительные сооружения Древней Руси X – XIII вв.

  7. Анализ Софийского собора в Полоцке.

  8. Анализ Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке.

  9. Шестистолпные храмы XI – XII вв. Построение типологического ряда.

  10. Башнеобразные храмы XII – начала XIII вв. Сопоставление композиционных и конструктивных особенностей.

  11. Варианты графической реконструкции церкви Михаила Архангела (Свирской) в Смоленске.

  12. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Сравнение с ранними храмами Владимиро-Суздальского княжества.

  13. Успенский собор во Владимире. Сравнение храма 1158-1160 гг. с храмом 1185-1189 гг.

  14. Сравнение Боголюбовского замка с гражданскими постройками Византии и Западной Европы.

  15. Церковь Покрова на Нерли. Сравнение вариантов графической реконструкции.

  16. Анализ Дмитриевского собора во Владимире.

  17. Сравнение церкви Покрова на Нерли и Дмитриевского собора во Владимире.

  18. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сравнение вариантов графической реконструкции.

  19. Храмы Владимиро-Суздальской школы зодчества. Принципы скульптурной обработки.

  20. Памятники Владимиро-Суздальской архитектуры XII – XIII вв. Построение типологического ряда.

  21. Рождественский собор в Суздале и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сопоставление.

  22. Церкви Николы на Липне и Рождества на Перыни в Новгороде. Сравнение.

  23. Новгородские церкви середины-второй половины XV в. Типологические и стилистические особенности.

  24. Церкви Федора Стратилата на Ручье и Спаса-Преображения на Ильине улице в Новгороде. Сравнение.

  25. Собор Мирожского монастыря в Пскове и новгородская архитектура XII в.

  26. Псковские храмы. Построение типологического ряда.

  27. Церкви Николы Каменноградского в Пскове и Успения в Гдове. Сравнение объемно-пространственных композиций и конструктивных схем.

  28. Бесстолпные храмы Пскова и Москвы XIV – XVI вв. Сравнение объемно-пространственных композиций и конструктивных приемов.

  29. Храмы Московского княжества XIV – XV вв. Построение типологического ряда.

  30. Пятницкая церковь в Чернигове и Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. Сравнение композиции и конструктивной схемы завершения.

  31. Каменные крепости XIV – XV вв.

  32. Анализ одной из башен Московского Кремля и сравнение с существующим обликом.

  33. Ренессансные черты в архитектуре Успенского собора Московского Кремля.

  34. Анализ архитектуры Архангельского собора Московского Кремля в начале XVI в.

  35. Постройки Алевиза Нового в Венеции и Москве.

  36. Сравнение Архангельского собора в Московском Кремле, Скуола ди сан Марко и церкви Санта Мария деи Мираколи в Венеции.

  37. Благовещенский собор Московского Кремля. Этапы развития.

  38. Сравнительный анализ церкви Ризположения, Благовещенского собора в Московском Кремле и Духовской церкви в Троице-Сергиевой лавре.

  39. Грановитая палата в Московском Кремле и одностолпные трапезные палаты XV – XVI в.

  40. Архитектура Грановитой палаты Московского Кремля на конец XV в.

  41. Ренессансные черты в архитектуре церкви Вознесения в Коломенском.

  42. Архитектурный анализ первоначального облика собора Покрова на Рву на Красной площади в Москве.

  43. Типология шатровых храмов XVI – XVII вв. Выявление композиционной и конструктивной роли шатра.

  44. Сравнение пятиглавых храмов XVI в. с Успенским собором Московского Кремля.

  45. Композиционная роль колоколен и звонниц в архитектуре ярославских храмов.

  46. Особенности ярославской школы зодчества XVII в.

  47. Анализ первоначального облика Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря в Истре.

  48. Типология жилых домов XVII в. в Пскове.

  49. Типология жилых домов XVII в. в Гороховце, Курске, Калуге и др. городах.

  50. Композиционная роль ордера в храмах конца XVII в.

  51. Западноевропейские источники архитектуры церкви Знамения в Дубровицах.

  52. Строгановские постройки. Сравнительный анализ.

  53. Жилые палаты XVII в. в Москве.

  54. Крепости XVI – XVII вв.

  55. Московские храмы с крещатым сводом. Анализ конструкций и путей их развития.

  56. Сравнение старого собора Донского монастыря и церкви Покрова в Рубцове.

  57. Оборонительные сооружения монастырей XVII в.

  58. Московские церкви середины XVII в. Сравнение пятиглавых и шатровых вариантов храмов.

  59. Усадьба Аверкия Кириллова в Москве. Сравнение фасадов середины XVII с главным фасадом начала XVIII в.

  60. Типология храмов в ярославской архитектуре XVII в.

  61. Анализ композиции храмов Верхней Волги XVII в.

  62. Типы наличников в московской, ярославской и других школах зодчества XVII в.

  63. Изразцы в русской архитектуре XVII в.

  64. Сравнение московских и ярославских храмов середины XVII в.

  65. Типы деревянных храмов XV – XVIII в.

  66. Местные особенности русского деревянного зодчества XVI – XVIII в. на Северной Двине, Онеге, Мезени и др. местах.

  67. Многоглавые деревянные храмы XVII – XVIII вв. Сопоставление композиций.

  68. Типы деревянных колоколен. Анализ их конструктивных схем и композиционной роли в архитектуре храмов.

  69. Типы деревянных хозяйственных построек Русского Севера.

  70. Анализ изменений цветового решения фасадов Сухаревой башни в Москве.

  71. Анализ объемно-пространственной композиции церкви Архангела Гавриила (Меншиковой башни) в Москве (на основании одного из вариантов реконструкции).

  72. Сравнение вариантов графической реконструкции церкви Архангела Гавриила (Меншиковой башни) в Москве.

  73. Композиционная роль ордера в постройках первой четверти XVIII в. в Москве.

  74. Новые черты в церковных сооружениях Москвы петровского времени.

  75. Сравнение фасадов палат Аверкия Кириллова (центральный объем) и здания Суконного двора в Москве.

  76. Лефортовский дворец в Москве. Сравнение вариантов научной реконструкции центрального корпуса.

  77. Сравнение центрального и «меншиковского» корпусов Лефортовского дворца в Москве.

  78. Типология центрических храмов петровского времени.

  79. Здание Арсенала в Московском Кремле. Анализ первоначального облика.

  80. Система укреплений Петропавловской крепости в Петербурге в контексте европейской фортификации XVII – начала XVIII в.

  81. Крепости конца XVII – первой половины XVIII в. Композиционный анализ.

  82. Собор Петропавловской крепости в Петербурге. Источники архитектурных форм.

  83. Собор Петропавловской крепости в Петербурге. Графическая реконструкция замысла Д.Трезини.

  84. Анализ композиции петербургских храмов 1720-1730-х годов.

  85. Работы Ж.-Б.А.Леблона в Петербурге.

  86. Жилая застройка Петербурга первой половины XVIII в. Анализ развития.

  87. Петербургский жилой дом середины XVIII в. Типологический анализ.

  88. Здание Кунсткамеры в Петербурге. Сравнение центральной башни с европейскими высотными сооружениями XVII – начала XVIII в.

  89. Адмиралтейство в Петербурге по проекту И.К.Коробова. Сопоставление с западноевропейскими аналогами.

  90. Сравнение Зимнего дворца в Петербурге по проекту Ф.Б.Растрелли с европейскими королевскими резиденциями.

  91. Анализ развития пространственной структуры Зимнего дворца XVIII-XIX вв.

  92. Императорский дворец в Петергофе. Анализ композиционного развития.

  93. Анализ развития пространственной структуры Екатерининского дворца в Царском Селе в первой половине XVIII в.

  94. Смольный монастырь в Петербурге. Сравнение существующего силуэта и силуэта с колокольней.

  95. Сравнение колокольни Смольного монастыря с колокольнями XVII – первой половины XVIII в.

  96. Анализ декоративного убранства в проектах и постройках Ф.Б.Растрелли.

  97. Выявление особенностей московского барокко середины XVIII в.

  98. Выявление стилистических особенностей произведений Д.В.Ухтомского.

  99. Сравнение Красных ворот в Москве по проекту Д.В.Ухтомского с предшествующими воротами 1742 г.

  100. Неосуществленный проект Воскресенских ворот Китай-города Д.В.Ухтомского. Графическая реконструкция ансамбля.

  101. Триумфальные сооружения эпохи барокко.

  102. Театральные здание в архитектуре барокко.

  103. Типология церковных сооружений в архитектуре Москвы 1730-1750-х годов.

  104. Колокольня Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Анализ проектов.

  105. Пятиглавые храмы середины XVIII в. Анализ композиционной роли пятиглавия.

  106. Исаакиевский собор по проекту А.Ринальди.

  107. Анализ объемно-пространственной композиции городского усадебного дома в архитектуре русского классицизма.

  108. Анализ объемно-пространственного решения загородной усадьбы в архитектуре русского классицизма.

  109. Госпитальные и больничные здания в русском классицизме.

  110. Театральные здания в русском классицизме.

  111. Библиотеки и музеи в русском классицизме.

  112. Здания учебных заведений в русском классицизме.

  113. Комплексы военных зданий в архитектуре русского классицизма.

  114. Типология иконостасов в храмах русского классицизма.

  115. Английская тема в архитектуре русского классицизма.

  116. Французская тема в архитектуре русского классицизма.

  117. Городские жилые дома в творчестве Ж.Б.Валлен-Деламота.

  118. Загородные усадьбы в творчестве И.Е.Старова.

  119. Архитектурный анализ ансамбля Таврического дворца в Петербурге.

  120. Архитектурный анализ Троицкого собора Александро-Невской лавры.

  121. Интерьеры в творчестве Ч.Камерона.

  122. Сравнение дворца Завадовского в Ляличах архитектора Д.Кваренги и Павловского дворца под Петербургом архитектора Ч.Камерона.

  123. Императорский дворец в Павловске. Анализ архитектурного замысла Ч.Камерона.

  124. Михайловский замок в Санкт-Петербурге. Архитектурный анализ проектных вариантов.

  125. Творчество архитектора Луиджи Руска.

  126. Жилая застройка Твери после пожара 1763 г. Сравнение проектов и осуществленных зданий.

  127. Романтическая тема в архитектуре русского классицизма последней трети XVIII в.

  128. Архитектура иконостасов в творчестве М.Ф.Казакова.

  129. Конструктивные приемы в проектах и постройках М.Ф.Казакова.

  130. Интерьеры в творчестве М.Ф.Казакова.

  131. Творчество архитектора Е.С.Назарова.

  132. Анализ проектных предложений М.Ф.Казакова в ходе создания архитектурного ансамбля Московского университета.

  133. Творческое наследие архитектора В.И.Баженова.

  134. Здание Адмиралтейства в Петербурге. Развитие объемно-пространственной композиции в XVIII – начале XIX в.

  135. Казанский проект в Петербурге по проекту А.Н.Воронихина. Анализ истоков объемно-пространственной композиции.

  136. Здание Биржи в Петербурге. Сравнение вариантов Д. Кваренги и Т. де Томона: построение архитектурных картин.

  137. Архитектура иконостасов в русском ампире.

  138. Ансамбль Верхних торговых рядов на Красной площади по проекту О.Бове. Сравнение с реализованным вариантом.

  139. Сравнение ансамбля Петровского театра в Москве по проектам О.Бове и А.Михайлова.

  140. Петровский театр О.И.Бове и архитектура западноевропейских театральных зданий.

  141. Особенности ампирной архитектуры Санкт-Петербурга и Москвы.

  142. Романтическая тема в русской архитектуре 1800-х годов (творчество И.В.Еготова, В.А.Бакарева, И.Л.Мироновского).

  143. Творчество Е.Д.Тюрина.

  144. Принципы организации жилого пространства в жилых домах московского ампира.

  145. Тема городской усадьбы в творчестве А.Г. Григорьева.

  146. Усадьба Усачевых-Найденовых в Москве. Архитектурный анализ.

  147. Сравнение Десятинной церкви по проекту В.П.Стасова и Храма Христа Спасителя К.А.Тона.

  148. Проекты образцовых церквей К.А.Тона. Построение типологического ряда.

  149. Проекты Храма Христа Спасителя архитекторов А.Л.Витберга и К.А.Тона. Источники форм.

  150. Конкурсные проекты Храма Христа Спасителя в Москве. Сравнение.

  151. Творчество архитектора М.П.Коринфского.

  152. Барочные тенденции в творчестве А.И.Штакеншнейдера.

  153. Собор Ивановского монастыря в Москве по проекту М.Д.Быковского. Архитектурный анализ.

  154. Неоготические постройки 1820 – 1840-х годов и их источники.

  155. Влияние металлических конструкций на формообразование в русской архитектуре второй половины XIX – начала XX в.

  156. Принципы формообразования в псевдорусских сооружениях второй половины XIX в.

  157. Рационалистическое направление в архитектуре модерна.

  158. Пластические средства создания выразительности фасадов в архитектуре русского модерна.

  159. Сопоставление сооружений интернационального направления модерна в России с европейскими постройками стиля.

  160. Неорусский стиль в творчестве Ф.О.Шехтеля.

  161. Общественные и промышленные постройки Ф.О.Шехтеля.

  162. Принципы формообразования в проектах особняков архитектора Ф.О.Шехтеля.

  163. Тема доходных домов в творчестве Л.Н.Кекушева.

  164. Московские особняки Л.Н.Кекушева.

  165. Интерьеры особняков в архитектуре модерна.

  166. Основные направления в творчестве архитектора А.фон Гогена.

  167. «Северный модерн» в архитектуре Петербурга конца XIX – начала XX в.

  168. Особенности стиля модерн в творчестве архитекторов Н.В.Васильева и А.Ф.Бубыря.

  169. Неоклассическое направление в творчестве В.А.Щуко и И.А.Фомина.

  170. Неоклассические тенденции в творчестве Ф.И.Лидваля.

  171. Дом Тарасова в Москве по проекту И.В.Жолтовского и палаццо Тьене в Виченце. Сравнение пропорций.

  172. Неоклассическое направление в творчестве архитекторов В.Д.Адамовича и В.М.Маята.

  173. Творчество Р.И.Клейна.

  174. Музей изящных искусств Р.И.Клейна в Москве и его античные источники.

  175. Неорусский стиль начала ХХ в.

  176. Неорусский стиль в творчестве А.В.Щусева.


1 При составлении списка литературы следует соблюдать правила библиографического описания книг и статей в журналах, сборниках и т.д. Пример выходных данных книги: Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна: Особняки и доходные дома. СПб., 2003. Если публикация находится в каком-либо периодическом издании или сборнике, то необходимо сначала указать имя автора, название статьи, а затем наименование издания, его выходные данные, номера страниц, на которых помещена статья, например:

Огнев Б.А. Вариант реконструкции Спасского собора Андроникова монастыря // Памятники культуры: Исследование и реставрация. М., 1959. С.72 – 82.


ч. 1