Л. Г. Золотарева Реклама в коммуникационном процессе

ч. 1 ... ч. 11 ч. 12 ч. 13 ч. 14 ч. 15 ч. 16

Коммуникативные функции рекламы


Современная реклама рассматривается как социальная коммуникация. Сам термин происходит от латинского корня, означающего «связывать», «делать общим». В общественные науки это слово вошло в начале XX века и в настоящее время имеет несколько значений: средство связи двух и более объектов любой природы; общение, передача информации от человека к человеку; общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация). В общем виде коммуникация – это процесс передачи информации от источника к получателю. Непосредственной целью коммуникации является установление связи (единичной или постоянной) между источником и получателем. Важной чертой социальной коммуникации является то, что она, по сути, может рассматриваться как процесс социального взаимодействия, но взятый в его знако-символическом аспекте.

Рекламная коммуникация является разновидностью массовой коммуникации, т.е. безличностного общения и обмена информацией на уровне как спонтанно возникших, так и специально организованных общностей и объединений индивидов, получивших название масса. Масса – большая группа «распределенных» людей, обладающих сходными социальными характеристиками, но не ощущающих своего единства как некоей особой социальной группы со своими специфическими интересами. Социальные отношения в таком сообществе устанавливаются в основном не на основе межличностных контактов (число таких контактов на порядки меньше, чем число членов сообщества), а на основе безличностных систем распространения информации – каналов массовой коммуникации (массовых изданий, газет, журналов, радио, телевидения, компьютерных сетей). Социологи выделяют такие системные черты массовой коммуникации, обусловленные особым характером ее аудиторий: публичность; высокая степень быстроты, регулярности, частоты трансляции; одновременность воздействия на рассредоточенные аудитории; опосредованность контактов; универсальный характер сообщений с элементами стереотипизации и стандартизации.

Рекламная коммуникация отвечает всем параметрам массовой коммуникации.

Научное понимание природы рекламы предполагает рассмотрение рекламы в качестве специфической формы организации коммуникативного пространства. Таким пространством является область коммуникации как таковой, в которой рекламодатель налаживает каналы сообщения со своей аудиторией: дистрибьюторами и потенциальными потребителями товаров и услуг. Успешность работы рекламодателя определяется, прежде всего, тем, в какой степени ему удалось достигнуть эффекта коммуникации, иными словами, выстроить эффективное рекламное коммуникативное пространство. В худшем случае рекламодатель, не сумевший «вписаться» в коммуникативное пространство, попросту не сможет выбраться из элементарного физического пространства, которое будет оставаться неэффективной средой размещения рекламной информации и продукции (материальных носителей рекламы).

Таким образом, критерии реализации рекламного коммуникативного пространства определяются сходным образом с хорошо известными в теории маркетинга этапами организации эффективной рекламы и продвижения товаров, рассматриваемых с точки зрения покупателя: контакт, обработка информации, эффекты коммуникации и позиционирование марки, действие (пробная или повторная покупка), создание марочного капитала, получение прибыли. Если рекламодатель организовал процесс производства и усвоения рекламного послания реципиентом так, что была установлена действенная обратная связь, рекламируемый товар получает соответствующий торговый спрос и приобретается потребителем. Если же товар по ряду известных причин оказался не востребован, то рекламное коммуникативное пространство сформировавшимся считать нельзя.

Современная теория коммуникации базируется, во многом, на работах Г. Лассуэла, разработавшего в 1948 г. классическую схему коммуникационного процесса. Основными вопросами, которые решаются в процессе коммуникации, являются следующие: Кто передает сообщение? – Коммуникатор. Что передается? – Сообщение. Как передается сообщение? – Канал коммуникации. Кому передается сообщение? – Аудитория. К какому результату привела передача сообщения? – Эффект коммуникации. Обычно в более кратком виде эта последовательность выглядит так: КТО – сообщает ЧТО – по какому КАНАЛУ – КОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ. В современной научной литературе представлена типология участников рекламной коммуникации в соответствии с функциональной ролью в рекламном процессе. 66

Инициатором рекламной коммуникации является компания-производитель – рекламодатель, который нуждается в установлении контакта с потенциальными покупателями и потребителями. Цели такого контакта могут быть разными: от оповещения рынка о факте существования товара до демаркетинга. На практике в качестве рекламодателя выступает, как правило, рекламная служба компании-производителя или торговой организации. Однако сам рекламодатель редко занимается созданием рекламного сообщения и, тем более, доведением его до аудитории. Он лишь задает содержание рекламного сообщения, цель коммуникации, целевую аудиторию и предпочтительные рекламоносители, то есть формирует, в первую очередь, товарный дискурс рекламы, ее прагматический смысл.

Но рекламная прагматика должна быть вмещена в знако-символическую форму, воспринимаемую аудиторией. Эту форму создает другой участник рекламной коммуникации – рекламопроизводитель. Как правило, это особые организации – рекламные агентства. Именно рекламопроизводитель «переводит» прагматическое коммерческое предложение, выдвигаемое рекламодателем на язык нужд и запросов потребителей, используя вербальные и невербальные знаки, символы и целостные образы. Именно на этом этапе, как правило, формируется «социальный дискурс рекламы». В теории коммуникации этот этап «перевода» содержания в определенный знако-символический ряд называется «кодирование информации».

Воплощенное в определенной форме содержание называется «рекламное сообщение» (рекламный продукт). Рекламный продукт отдается на канал рекламной коммуникации – совокупность однотипных средств распространения информации (ТВ, пресса, наружная реклама, радио, интернет). Конкретное средство распространения рекламной информации называется «рекламоноситель» (теле-шоу, журнальная колонка, билборд, радио-спот, спам).

Аудитория, имевшая контакт с рекламой, называется в законодательстве рекламопотребитель. Сразу обратим внимание, что это совершенно не обязательно тем, кого в рекламном дискурсе называют «целевой рекламной аудиторией», т.е. юридические и физические лица, для которых предназначено сообщение. Это все те, кого оно достигло. Поэтому нам представляется предпочтительным термин «рекламополучатель».

Рекламная аудитория может насчитывать миллионы человек. Поэтому при составлении сообщения ориентируются не на индивидуальные особенности каждого, а на социально-типические особенности. Аудитория, если она правильно выделена, всегда обладает общими типическими характеристиками, поскольку в нее входят люди, включенные в типовые социальные отношения, обладающие схожим социальным опытом и некоторой общностью социальных чувств. Именно это и делает любую массовую коммуникацию, в том числе и рекламу, в принципе возможной.

Попав к рекламополучателю, сообщение должно подвергнуться так называемому «декодированию». Использованный в сообщении знако-символический ряд должен быть расшифрован (интерпретирован) аудиторией, ему должно быть поставлено в соответствие то содержание (прагматический смысл), которое хотел передать рекламодатель. Важнейшая проблема рекламной коммуникации – возможность несовпадения кодов рекламопроизводителя и рекламополучателя. В таком случае аудитория интерпретирует рекламное сообщение неадекватно, придаст ему иной смысл, воспримет иное содержание, чем вкладывал в него рекламодатель.

Это происходит, как правило, в тех случаях, когда рекламопроизводителем неверно идентифицированы стереотипы, ценности, представления целевой аудитории. Соответственно и неверно выбран инсайт. В результате рекламное обращение понятно его авторам (копирайторам, дизайнерам и т.д.), но непонятно или даже неприятно аудитории. Еще одна проблема декодирования связана с общим контекстом коммуникации: доверием-недоверием к источнику коммуникации, ситуацией получения сообщения и пр. (об этом см. в главе «Рекламная аудитория»).

Если удается добиться включения аудитории в процесс общении, то вслед за восприятием сообщения следует реакция аудитории (приятие или неприятие отдельными ее представителями того содержания, которое хотел передать рекламодатель). Реакции выражаются в изменении психологических или поведенческих характеристик аудитории. Если реклама была рассчитана на прямое действие (покупку), то реакция аудитории – в совершении или не совершении актов покупки. Если же реклама была непрямой, направленной на создание благоприятного представления о фирме, то реакция аудитории заключается в изменении ее представлений. Понятие реакции связано с понятием эффективности коммуникации. Если имеет место та реакция аудитории, на которую рассчитывал коммуникатор, то коммуникация была эффективной. Если же нет, то неэффективной. Это спорный подход к определению эффекта рекламной коммуникации, но в целом он прагматичен, поскольку далеко не для всех видов рекламирования можно найти адекватные количественные измерители.

Нужно также учитывать, что на всем протяжении рекламного канала могут иметь место помехи – незапланированные вмешательства среды, искажающие сообщение. Помехи порой меняют смысл сообщения, снижают действенность и т.д. Так, плохое полиграфическое качество печатной рекламы, ошибка при цветоделении снижает имидж рекламируемого товара. В середине 90-х годов компьютерная фирма разместила рекламу, направленную против «серых» компьютеров, т.е. устройств, собранных неизвестно где и неизвестно кем. Для фотографирования компьютер обмазали серым цементом, подчеркивая «серость» данного изделия. Но в типографии, где тиражировалась реклама, серый цвет вышел светло-коричневым, игра слов пропала. Какие-то события (стихийное бедствие, незапланированные колебания погоды, обострение политической ситуации) также могут быть помехами, т.к. отвлекают внимание аудитории от рекламной кампании. Так случилось, например, с рекламой первого российского номера журнала «Вог», который не получил того внимания аудитории, на который рассчитывали рекламодатели. Причина – эта кампания была запланирована на конец августа 1998 г., когда в России разразился финансовый кризис, затронувший именно целевую аудиторию журнала67.

Реакция аудитории передается источнику коммуникации (рекламодателю) через контур обратной связи. Это информация, исходящая от объекта, на который воздействовали (аудитории), воспринимаемая коммуникатором и несущая в себе характеристику результатов воздействия. Коммуникатор и аудитория как бы меняются местами. В случае прямой рекламы реакция аудитории выясняется довольно просто (продажи увеличились или нет), при непрямой рекламе для определения реакции аудитории приходится проводить специальные исследования (возросла ли доля лиц, идентифицирующих данную фирму, улучшилось ли отношение к ней и т.п.). При массовой коммуникации, в т.ч. и в рекламе, обратная связь почти всегда носит отсроченный характер (запаздывает). В этом ее отличие от межличностной коммуникации, когда общающиеся стороны непосредственно регистрируют реакцию друг друга. Эффект коммуникации никогда нельзя гарантировать, его можно лишь предполагать с той или иной степенью вероятности. Для рекламы учет этой особенности массовой коммуникации очень важен, так как он обосновывает изначальную несостоятельность некоторых мифов о «демонической силе» СМИ вообще и рекламы в СМИ в частности.


Следует отметить еще один аспект коммуникативной функции рекламы. С развитием межкультурных связей, туризма рекламная коммуникация стала (в некотором смысле) осуществлять культурный диалог между представителями различных цивилизаций. Конечно, здесь речь идет не об обмене товарами или услугами, представляемыми различными культурами, а об обмене картинами мира, системами представлений и ценностей, образцами поведения.

Ясно, что современный человек, воспринимающий японскую, советскую, американскую рекламу, потребляет и ценности определенного мира, которые стоят за поверхностной формой. К примеру, в границах западной культуры ценятся активность, творческая деятельность, направленная на преобразование внешней, в том числе природной среды. Поэтому в европейской и в североамериканской рекламе часто используются элементы движения, скорости, стремления к цели и ее достижения. Базовой ценностью и главным содержанием дела является его саморазвитие, поэтому Западная деловая культура основывается на стратегии постоянных изменений. Европейская деловая культура, напротив, характеризуется привязанностью к традициям. Многие фирмы имеют вековую историю и следуют сложившимся традициям и нормам. При безусловном приоритете деловых качеств здесь важны и личные достоинства человека, его репутация и культурный уровень.

Для представителя же восточной цивилизации, в частности, японской, отношение к миру определяется в терминах невмешательства и созерцания. Западный прогрессизм чужд этой культуре, несмотря на ее настроенность на передовые информационные технологии, и подобная ментальность определяется не только опасениями Японии за утрату национальной идентичности, но и совершенно особым отношением к тем ценностям, которые западный мир как неактуальные отверг еще в начале Нового времени. Для японцев большой ценностью, по-прежнему, являются род, семья и социальная иерархия. Герои-одиночки, восстающие против мира и движимые благородной идеей его улучшения, согласно западному принципу «мелиоризма» (улучшения), яркие личности, центрирующиеся на собственных интересах и потребностях, – все эти типажи западной рекламы не характерны для японской культуры с ее конфуцианской моралью, отстаивающей иерархическую структуру японского общества. Отсюда – и такие ценности, отстаиваемые в рекламе, как ярко выраженная корпоративность и коллективный дух, и такие ее элементы, как статичный пейзаж, кадры внезапно остановленного движения, где капля, падающая на поверхность воды, вдруг застывает, окруженная ореолом брызг. Закрытые общества (Восточные страны) склонны к сохранению национальных традиций и обычаев, взаимоотношения регулируются с помощью определенных запретов. Открытые общества (Западные страны) не имеют укорененности в историческом наследии многовековой национальной культуры. Поэтому рекламные коммуникации вариативны и свободны от рамок традиций, к тому же основной поток рекламных товаров и услуг идет со стороны Евросоюза, США, Канады.

Естественно, влияние Востока на Запад, которое необычайно ярко проявилось в содержании контркультуры 60-х и сейчас постоянно усиливается, связано не только с рекламой. Но реклама этот процесс межкультурного диалога осуществляет наиболее эффективно, позволяя если не принять, то хотя бы представить людям разных цивилизаций иные культурные миры и раскрыть их особенности. Реклама показывает, что представители разных культурных систем воспринимают мир различным образом и ценят то, что в рамках иной культуры не представляет ценности.



ч. 1 ... ч. 11 ч. 12 ч. 13 ч. 14 ч. 15 ч. 16