Литература народов России как важнейшая часть мировой литературы

ч. 1
ПРОГРАММА-МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности



10.01.02 – «Литература народов Российской Федерации»

(с указанием конкретной литературы или группы литератур)

по филологическим наукам



Введение

Литература народов России как важнейшая часть мировой литературы. Образование собственно национальных литератур и их развитие.

Роль фольклора и традиций русской классической литературы в развитии национальных литератур.

Периодизация развития национальных литератур:

 древние (IV - XVIII века);

 новые (XIX - начало XX века);

 литература послеоктябрьского периода (1920-1990-е годы).

Художественные переводы и взаимодействие литератур.



Раздел 1. Устнопоэтическое творчество (фольклор)

Устнопоэтическое творчество как древнейшая и очень важная часть словесной художественной культуры, в том числе народов России. Его развитие и постоянное наполнение неисчерпаемых фольклорных богатств от доклассового общества и до наших дней.

Особое место в фольклоре героического эпоса. Общая характеристика идейно-художественного содержания героико-эпических произведений наших народов (осетинские, адыгские и абхазские «Нарты», киргизский «Манас», башкирский «Урал-батыр», калмыцкий «Джангар», бурятская «Гэсэриада» («Абай-Гэсэр»), якутские Олонхо, карело-финские руны, легшие в основу «Калевалы» и т.п.). Типологическое родство и взаимосвязь эпоса народов нашей страны. Главнейшие литературные обработки памятников героического эпоса. Эпос народов России - ценнейший вклад в сокровищницу мировой культуры.

Взаимосвязь фольклора и литературы - самых близких видов искусства. Значение устнопоэтического творчества в формировании национальных литератур.



Раздел 2. Древние литературы

Исторические причины и предпосылки возникновения литературы. Характерные черты древних литератур народов России: становление, расцвет и постепенный переход к новой литературе. Развитие в новой литературе лучших достижений древней художественной письменности.

Древние литературы народов Поволжья и Приуралья, Северного Кавказа и Сибири. Их связь с литературами Средней Азии и Закавказья.

1. Татарская литература

Татарская литература как древнейшая литература народов Поволжья. Ее истоки в культуре древних булгар. Литературные памятники XIII - XV веков: «Сказание о Юсуфе» Кул Гали, поэма «Хосров и Ширин» Кутба, «Книга любви» Хорезми, «Гюлистан» в переложении Сайфа Сараи. Поэмы Мухамедьяра (XVI век) «Дар мужей» и «Свет сердец». Развитие суфийской поэзии. Усиление светской литературы в XVIII - первой половине XIX в. Формирование башкирской (с XVIII до второй половины XIX в.) и калмыцкой (с XVII до конца XIX в.) древних литератур.

Появление литературы на Северном Кавказе, в частности древних литератур Дагестана (лакской, табасаранской, аварской) (с XVII - XVIII вв. и примерно до второй половины - конца XIX в.).

2. Бурятская литература

Бурятская литература (XVIII - начало XX века) как одна из самых ранних литератур народов Сибири; преобладание в ней летописей и переводов с тибетского языка (использование старомонгольской письменности).



Раздел 3. Новые литературы

Новая литература (охватывающая в основном период с XVIII - середины XIX в. и до Октября ) - второй этап литературного развития народов нашей страны. Формирование наций и возникновение национальных литератур. Роль М. Горького в активизации многих новых национальных литератур конца XIX- начала XX в.

Характерные черты новой литературы, ее отличие от древней художественной письменности. Появление во многих национальных литературах одинаковых течений и направлений, прежде всего романтизма и критического реализма. Борьба литературных направлений. Ориентация новых литератур (при сохранении национальных особенностей и специфики) на лучшие достижения русской литературы, усиление общероссийской проблематики и тематической общности, рост взаимообмена опытом и литературных связей. Роль и значение русского языка и русской литературы в развитии, взаимообогащении и взаимовлиянии литератур народов России.

Неравномерность развития (в разные периоды) ряда национальных литератур и причины этого. Общность новых литератур, их национальное своеобразие.

Концепция человека в новых литературах.

Раздел 4. Литература народов России послеоктябрьского периода

(1920-1990-годы).

1. Литература народов Поволжья и Приуралья

Их близость и творческая ориентация на культурное наследие братских народов как азиатской, так и европейской части нашей страны, прежде всего на русскую литературу.



1.1. Татарская литература

Развитие литератур со второй половины XIX века. Ведущее место среди них татарской литературы. Характер творчества одного из ее зачинателей – писателя, ученого-просветителя Каюма Насыри (1825-1902). Его книги: «Поверья и обряды казанских татар» (1880), «Образцы народной литературы казанских татар» (1896). Новеллы, повести К. Насыри («Авиценна», 1972) и др.

Драматургия Гамаскара Камала (1878/79-1933). Острая социальная критика дореволюционной действительности в пьесах «Несчастный юноша» (2-я ред., 1907), «Первый спектакль» (1908), «Банкрот» (1912).

Камал Шариф (1884-1942) - писатель, драматург. Его сатирическая комедия «Хаджи Эфенди женится» (1915). Романы о ломке патриархального крестьянского быта «На заре» (1927), «Когда рождается прекрасное» (1937).

Проза Гамяджана Ибрагимова (1887-1938). Повести «Судьба татарской женщины» (1910), «Сказание о красных цветах» (1922), «Дочь степей» (1924). Роман «Глубокие корни» (1928) - вершина творчества писателя.

Габдулла Тукай (1886-1913). Жизненный и творческий путь поэта.

Г. Тукай - один из основоположников реалистической литературы татарского народа, установивший нормы современного татарского литературного языка. Участие Г. Тукая в создании литературных журналов. Гражданская лирика: стихи «Свобода женщин» (1909), «На заводе» (1910), «Осенние ветры» (1911), «Буран» (1912) и др. Г. Тукай - сатирик. Г. Тукай - пропагандист дружбы народов. Г. Тукай - публицист и критик. Народность творчества

Г. Тукая и его влияние на развитие тюркоязычных литератур.

Кави Наджми (1901-1957). Первые годы творчества (1918-1919). Сборник стихов «Самое последнее» (1925). Поэмы «Хаят апа» (1941), «Фарнда» (1944). Сборник рассказов «Жребий» (1926). Повести «Прибрежные костры» (1929), «Светлая тропа» (1930), «Первая весна» (1930). Влияние А.М. Горького и В.В. Маяковского на формирование творчества Кави Наджми. Его роман «Весенние ветры» (1948).

Муса Джалиль (1906-1944); его патриотическая лирика. Сборник стихов «Мы идем» (1925). Поэма «Письмоносец» (1938) и др. Стихи периода Великой Отечественной войны, цикл стихов «Моабитская тетрадь» (1942-44). Образ поэта-героя.

Успешное развитие татарской литературы в послевоенный период (поэзия Хасана Туфана (1900-1981), его философская лирика: сборники «Песни, стихи», 1958, «Лирика бурных лет» (1970), «Лирика» (1980); поэзия Сибгата Хакима (1911-1986). Сборники стихов «Врата времени» (1977), «Помнит нас Европа» (1983); проза Мирсая Амира (1907-1980): автобиографическая повесть «Наше детство» (1966). Роман «Чистая душа» (1959) и др.

Отражение разнообразных аспектов жизни татарского народа в современной татарской литературе. Образ человека труда, раздумья о его нравственном долге перед обществом в эпоху научно-технической революции в произведениях Гарпфа Ахунова (1925) и Аяза Гилязова (1928). Повести Г. Ахунова «У можжевельной горы» (1960), «Ардуан Батыр» (1976), «Ядро ореха» (1975). Романы «Клад» (1963), «Хозяева» (1968), «Дочь Волги» (1978). Повести А. Гилязова «Четверо» (1961), «Три аршина земли» (1972), «Любовь и ненависть» (1976) и др. Роман «За околицами луга золотые» (1970).

Отражение истории татарского народа в романах Нурихана Фаттаха (1928) «Итиль-река течет» (1970), «Свистящие стрелы» (1983).

Драматургия Туфана Миннуллина (1935), Ильдара Юзеева (1933). Их остропроблемные пьесы о современности. Пьесы Т. Минуллина «Люди нашего села» (пост. 1961), «Сыновья» (1967), «Судьбы, избранные нами» (1972), «Матери и дети» (1984); историческая драма «Бахтияр Канпаев» (1974) и др. Пьесы И. Юзеева «Горицвет» (1959), «Не по злобе» (1974), «Вслед за дикими гусями» (1976), «Командировка» (1977).

Развитие детской литературы (поэты Шаукат Галиев (1928), сборник стихов для детей «Удивительные и забавные происшествия» (1968), «Волшебное зеркало» (1974) и Равиль Файзуллин (1943), его книги для детей).

1.2. Башкирская литература

Развитие башкирской литературы. Отражение идей просветительства в творчестве Мифтахетдина Акмуллы (1831-1895) и Мухаметсалнма Умитбаева (1841-1907). Дооктябрьское творчество народного поэта Мажита Гафури (1880-1934). Его поэма «Рабочий» (1921), повесть «Ступени жизни» (1930), автобиографическая повесть «На золотых приисках поэта» (1931). Творчество Сайфи Кудаша (1894-1993) - народного поэта Башкирии (1964); роман в стихах «Кушкаен» (1936-1959); историко-биографическая повесть «Навстречу весне» (1954), сборники лирических стихов «Любовь и ненависть» (1942), «В моем саду» (1964), «Стихи» (1974). Поэзия и драматургия Мустая Карима (1919). Творчество периода Великой Отечественной войны: поэмы «Декабрьская песня» (1942), «Ульмесбай» («Бессмертный», 1942-44). Послевоенная лирика: сборники стихов «Реки разговаривают» (1961), «Годам вослед» (1971), «Четыре времени любви» (1978) и др. Автобиографическая повесть «Долгое-долгое детство» (1974 - 1978), роман «Деревенские адвокаты» (1989). Социально-психологическая драма «Страна Айгуль» (1970). Трагедия «Не бросай огонь, Прометей» (изд. 1976) и др. Литературно-критическая деятельность писателя.

Взаимосвязи башкирской и татарской литератур. М. Гофури и Г. Тукай.

1.3. Чувашская литература

Развитие чувашской литературы. Активная деятельность в ней писателя-просветителя Ивана Яковлева (1848-1930), зачинателя чувашской поэзии Михаила Федорова (1848-1904). Основоположник чувашской реалистической поэзии Константин Иванов (1890-1915). Его лирико-эпическая поэма «Нарспи» (1908). Изображение трагической судьбы чувашской женщины в поэме «Нарспи» Переводы из русских поэтов-классиков. Влияние творчества К. Иванова на развитие демократической литературы Поволжья. Поэтическое творчество Мишши Сеспеля (1899-1922), его сборник стихов «Стальная вера» (изд. 1957). Творчество Педера Хузангая (1907-1970): сборник стихов «После грозы» (1928) и др.; поэмы «Магнит-гора» (1933), «Таня» (1942); роман в стихах «Семья Алтрамана» (1954) о социальных преобразованиях в Чувашии; переводы. Поэзия Якова Ухсая (1911-1986). Сборники стихов: «Стихи» (1934), «Книга радости» (1936), «Сельская хроника» (1937). Произведения военных лет: лирическая поэма «Слово об одном полку» (1943-1947), «В русском поле» (1944-1946), «На берегу Влтавы» (1945-1947). Творчество послевоенных лет: поэмы «Дед Кельбук» (1946), «Перевал» (1935-1952), «Земля» (1957-1960); роман в стихах «Лебяжье озеро» (1950-1954).



1.4. Литература народов Коми

Зарождение новой литературы народа коми; поэт-демократ, просветитель, зачинатель коми литературы Иван Куратов (1839-1875), его стихи «С собакой» (1862), «Бедняк» (1864-1865), «Нищий» (1865), «Моя муза» (1866-1867) и др., опубликованные в советское время. Тема народа в поэзии И. Куратова.

Ведущие жанры в коми литературе военного времени. Творчество Серафима Попова (р. 1912), его сборник стихов «Фронтовой путь» (1945). Образ солдата-фронтовика в лирическом сборнике «Фронтовой путь». Тема мира, дружбы народов в сборнике С. Попова «Я славлю мир» (1951), «Стихи о дружбе» (1955), «Под голубым небом» (1960) и др. Василий Юхнин (1907-1960), его пьеса-сказка «Золотое слово» (1943), посвященная советскому воину и труженикам тыла и др.

Отражение героического прошлого и настоящего советского народа в прозе коми писателей послевоенного периода: роман В. Юхнина «Огни тундры» (ч. 1-3 1949-57), повесть Г. Федорова «В дни войны» (1952). Тема труда в повести Г. Федорова «Багульник» (1977) и др.



1.5. Марийская литература

Новая марийская литература (начало XX в. (1905-07), ее основоположник Сергей Чавайн (1888-1942). Жанровое многообразие творчества С. Чавайна. Стихи и поэмы (сборник «Я песни новые пою», опубликованный в 1968). Пьесы «Пасека» (1928); «Акпатыр» (1935). Рассказы, очерки, повесть «Дезертиры» (1929). Драматические перипетии в жизни дореволюционной марийской деревни в романе «Элнет» (ч. 1-2, опубл. в1936-63 гг.).

Творчество Якова Шкетана (1898-1937), писателя, драматурга, актера и режиссера. Образы трудящихся мари, ищущих путь к новой жизни (драмы «Эх, родители», 1928; «Осадок мути», 1931) и др. Изображение социалистической перестройки марийской деревни в романе «Эренгер» (1933, рус. пер. 1935). Рассказы (сборник «Жизнь зовет», опубл. в 1955 г.).

Осип Шабдар (1898-1943), его сборник лирических стихов «Звуки гуслей» (1929), «Стальные звуки» (1933). Повесть «Крушение мира» (1928). Проблематика романа О. Шабдара «Путь женщины» (1929-36).

Никандр Лекайн (1907-1960). Романы «Железная сила» (1939-41), «В огне великой войны» (кн. 1-3, 1948), «Земля предков» (кн. 1-2, 1955-60). Картины народной жизни в романах. Своеобразие творческой манеры писателя. Отличительные черты романов Н. Лекайна (общие действующие лица, занимательность сюжета, народный язык).

Поэзия Николая Казакова (1918-1989). Сборники лирических стихов «Стихи» (1938), «Поэзия - любимая подруга» (1950), «В стране моей Марийской» (1968), «Дорогой жизни» (1975), «Поющее дерево» (1978) и др. Публицистический характер произведений Н. Казакова. Тематическое разнообразие лирики Н. Казакова.



1.6. Мордовская литература

Социально-исторические и духовно-культурные предпосылки возникновения мордовской литературы (нач. 20-х гг. XX в.). Влияние русской классической литературы. Причины ее зарождения на русском языке. Важнейшие представители мордовской литературы: Михаил Безбородов (1907-1935) - один из первых классиков мордовской литературы. Широкий жанровый диапазон его творчества, глубина лирического мировосприятия писателя. Жизненный и творческий путь М. Безбородова, освоение традиции родного фольклора и художественного опыта русской литературы. Поэмы «Сказка-быль» (1930), «За волю» (напис. 1935, опубл. 1941), «Потушенная злоба» (1930); драма «Два лагеря» (1933). Народность произведений М. Безбородова и его вклад в мордовскую литературу.

Петр Кириллов (1910-1955) - классик мордовской литературы, его вклад в идейно-художественное обогащение мордовской поэзии, прозы, драматургии, критики. Сборники стихов «Без межи» (1932), «По трудной дороге» (1933), «По дорогам войны» (1945). Историческая поэма «Утро на Суре» (1934). Повести «В Спасском монастыре» (1935), «Первый урок» (1940). Художественные особенности пьесы «Учительница» (1953). Драматизм конфликта, колоритность речевых характеристик персонажей. Творческое использование писателем богатства устного народного творчества, умение воссоздать историческую обстановку, особенности национальной психологии и быта. П. Кириллов-переводчик.

Никул Эркай (Иркаев), (1906-1978). Художественное своеобразие лирики Н. Эркая 60-70-х гг.: высокий патриотический пафос, сочетание обобщенно-философских мотивов с художественной конкретностью (сборники стихов «Теплынь», «Мои березы», «Живу тобою»). Идейно-художественное своеобразие детских произведений Н. Эркая «Алешка» (1959), «Новая родня» (1966) и др. Новаторская роль этих произведений в мордовской литературе. Философское осмысление темы человека и природы в повестях «Березовая вода» (1963) и «Митяевы мечтания» (1975). Показ гармонического единства человека и природы. Место творчества Н. Эркая в многонациональной литературе.



1.7. Удмуртская литература

Обзор лучших достижений удмуртской литературы (трилогия «Лозинское поле» Г. Медведева (1904-1939), поэмы, исторический роман «Старый Мултан», повесть «Перед рассветом» М. Петрова (1905-1955), комедия «Свадьба» В. Садовникова (р. 1915). Тема становления культуры удмуртов: трилогия И. Гаврилова «В родных краях» (кн. 1-3, 1958-1963), повести

А. Колесниковой (1916-1967) «Я счастлива» (1963) и С. Широбокова «Песня находит дорогу» (1962). О месте человека в жизни современного общества (романы Г. Красильникова «Начало года» (1965), Т. Архипова «Стремнина» (1968) и др.

1.8. Калмыцкая литература.

Героический эпос «Джангар» (XV в.) Творчество Санджи Каляева

(р. 1905), его сборник стихов и поэм «С тобою, Россия» (1959), «Восходит день» (1971), «Помни их имена» (1977) и др. Хасыр Сян-Белгин (1909-1980) - знаток калмыцкого фольклора и устной народной речи. Поэма «Борец-сирота» (1934). Сборники стихов «Дорога» (1934), «Судьба судьбы» (1973). Рассказы (сборник «Простые степные люди», 1961 и др.).

Особенности прозы. Художественные достоинства романов «Дочь Ольди» (1963) Лиджи Инджиева (р. 1913), «Маныч-река» (1963) Морхаджи Нармаева (р. 1915), Алексея Балакаева (р. 1928) «Звезды над Элистой» (1963), Константина Эрендженова (1912-1991) «Береги огонь» (кн. 1-2, 1963-65) и др.

Поэзия Давида Кугультинова (р.1922). Национальные истоки и народная основа творчества Д. Кугультинова. Художественное своеобразие его лирики. Поэма «Сар-Герел» (1964), написанная на фольклорной основе. Обращение поэта к важным проблемам жизни, ко всему, чем живет человек XX века: поэтические сборники «Стихи юности» (1940), «Глазами сердца» (1958), «Заслужить бы друга любовь...» (1961), «Зов апреля» (1978), «Память света» (1979), «Трудное поле» (1983), «Горизонт событий» (1987) и др.

Эпическая поэма «Бунт разума» (1965-71). Философская лирика (цикл «Жизнь и размышления») 1963-67. Сборник «Я твой ровесник», 1966.



2. Литературы народов Северного Кавказа

Их развитие со второй половины XIX века (период окончательного присоединения кавказских земель к России) до начала XX в. включительно



2.1. Достижения дагестанских литератур

Преобладание в них устных форм бытования. Появление таких видных мастеров слова, как даргинский поэт Батырай (1831-1910), кумыкский поэт Ирчи Казак (1830-1880), лезгинские поэты Етим Эмин (1837-1889) и Сулейман Стальский (1869-1937), лакский писатель Эффенди Капиев (1910-1944). Его сборник «Резьба по камню» (1940); цикл новелл «Поэт» (1944) о Сулеймане Стальском. Стилевое своеобразие книги «Поэт». Фронтовые очерки Эффенди Капиева (1941-1944). Записные книжки как особый жанр литературного творчества Э. Капиева. Роль писателя в развитии литератур Дагестана.

Расул Гамзатов (1923-2003) - народный поэт Дагесгана. Философичность лирики Р. Гамзатова. Раздумья о поэте и поэзии, о народе, о Родине - главные темы творчества поэта. Поэмы «Разговор с отцом» (1953), «Горянка» (1958) и др. Лирическая повесть «Мой Дагестан» (кн. 1-2, 1967-71). Лирика последних лет: сборник «Мгновения и вечность» (1989), книга публицистики «Суди меня по кодексу любви» (1991). Народность, национальное своеобразие и органическая связь с фольклором творчества Р. Гамзатова.

2.2. Осетинская литература

Успехи осетинской литературы. Ее представители Коста Хетагуров (1859-1906), Сека Гадиев (1855-1915), Арсен Коцоев (1872-1944), Е. Бритаев (1881-1923), Цомак Гадиев (1882-1931) и др. Ее основоположник Коста Хетагуров - поэт, просветитель; первый осетинский живописец. Сборник стихотворений «Осетинская лира» (1899). Поэзия К. Хетагурова и осетинский фольклор. Басни, публицистика. Стихотворения К. Хетагурова, написанные на русском языке (кн. «Стихотворения», 1895). Мотивы дружбы народов и интернационализма в творчестве поэта. Посвящения Лермонтову, Островскому, Плещееву и др.



2.3. Литература адыгских народов

Общность происхождения культуры, языка адыгских народов - адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Отражение многовековой истории адыгских народов в устнопоэтических произведениях. Виднейшие представители адыгейской литературы - прозаик Тембот Керашев (1902-1988). Его роман «Дорога к счастью» (1940) - первый в литературе народов Северного Кавказа социальный роман; роман «Состязание с мечтой» (кн. I, 1955, на русском языке). Сборник повестей и рассказов о современной жизни аула «Последний выстрел» (1979) и др.



2.4. Кабардинская литература

Основоположник кабардинской литературы А. Шогенцуков (1900-1941). Его поэмы «Мадина» (1933), «Вчерашние дни Тембота» (1935), роман в стихах «Камбот и Ляца» (1938) - художественная летопись жизни кабардинского народа. Поэзия и проза Алима Кешокова (1914); его поэтические сборники «Путь всадника» (1946), «Согретые камни» (1964), «Тавро» (1969), «Богатырская чаша» (1977), роман-дилогия «Вершины не спят» (1960-66); романы «Сломанная подкова» (1973), «Сабля для эмира» (1981). Автобиографическая повесть «Вид с белой горы» (1974) и др.

Творчество балкарского поэта Кайсына Кулиева (1917-1985). Стихи военных лет К. Кулиева. Его сборник «Раненый камень» (1964). Поэма о земляках-тружениках «Чеченская поэма» (1980). Поэтическая книга К. Кулиева «Человек. Птица. Дерево» (1985), посвященная извечным, неугасающим темам; любви и дружбе, духовному богатству современника, родной природе, взаимоотношениям человека и окружающего мира, ответственности человека за все живое.

3. Литература народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Разновременность появления и ускоренные темпы развития этих литератур, их близость к фольклору, лаконизм и афористичность стиля. Видные мастера художественного слова литератур Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Чукча Юрий Рытхэу (р. 1930). Его трилогия «Время таяния снегов» (1958-67). Романы Ю. Рытхэу «Сон в начале тумана» (1969), «Конец вечной мерзлоты» (1977). Историческая тематика в романах Ю. Рытхэу. Использование мифов и легенд в творчестве писателя. Сборник «Чукотская сага» (1956), «Когда киты уходят» (1977) и др.

Манси Юван Шесталов (р.1937). Его повесть «Синий ветер касания» (1964), «Сказки таежного игрища» (1972). Стихи и поэмы - о новой жизни ранее обездоленных народов Крайнего Севера.

Нивх Владимир Санги (р. 1935) - собиратель национального фольклора. Его сборники лирических стихов, поэм; рассказы, очерки, публицистика. Повесть «Изгин», роман «Ложный гон» (оба - 1965) и др. Создание писателями литературных произведений как на национальных, так и на русском языках. Вклад писателей народов Крайнего Севера и Дальнего Востока в современную литературу народов России. Национальные романы 1960-1980-х годов, системное единство определенных художественных особенностей. Типологическое сходство тенденций в эволюции романа 60-80-х годов: романы якутских писателей С. Данилова (р. 1922) «Не улетайте, лебеди!» (в переводе на русский - «На берегах Дженкир», 1984), «Красавица Амга» (1973); С. Курилова «Ханидо и Халерха» (1969) и «Новые люди» (1975); Пл. Ламутского «Дух земли» («Запертый зверь», 1987). Взаимоотношения человека и природы в якутском романе 70-80-х годов («Берег судьбы», 1988 А. Кривошапкина).

Роман В. Яковлева-Далана «Тыгын Дархан» (1990) - первое в якутской литературе эпическое произведение, отражающее наиболее сложный период народа саха: конец XVI - начало XVII в.



Заключение

Пути и формы взаимодействия национальных литератур: художественный перевод как важнейшее средство взаимопроникновения и взаимодействия национальных литератур.

Роль русского языка в обмене художественными ценностями в наши дни. Взаимодействие национальных литератур как важнейшее средство обогащения каждой из них и как проверенная историей форма прогрессивного развития мировой культуры. Вклад многонациональной литературы народов России в современную общечеловеческую культуру.

Рекомендуемая основная литература

Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. Цхинвали: Иристон, 1962.

Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение. Л., 1983.

Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974.

Бекизова Л.А. Ответственность слов. Литературно-критические статьи. Черкесск, 1981.

Берков П. Н. Проблемы исторического развития литератур. Л., 1981.

Бикмухаметов Р. Орбиты взаимодействия. М., 1983.

Бороздина П. А. Очерки истории литератур народов СССР. Воронеж, 1991.

Бороздина П. А. Очерки истории литератур народов СССР. Воронеж, 1991.

Брагинский И. Проблемы востоковедения. М., 1974.

Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Вахитов А. Башкирский советский роман. М., 1979.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.

Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразие художественного опыта. М., 1982.

Гачев Г. Ускоренное развитие литературы. М., 1964.

Горский И. К. Сравнительно-историческое литературоведение /Академические школы в русском литературоведении / Под ред. И.А. Николаева. М., 1975.

Грачев Г.Д. Национальные образы мира. – М., 1988.

Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.

Гусейнов Ч. Формы общности советской многонациональной литературы. М., 1978.

Гусейнов Ч. Этот живой феномен. Советская многонациональная литература вчера и сегодня. М., 1988.

Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. – М., 1981.

Дима А. Принципы сравнительного литературоведения / Пер. с румынск. М., 1977.

Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990.

Дюришин Д. Д. Теория сравнительного изучения литературы /' Пер. со словацк. Предасл. Ю. В. Богданова. М., 1975.

Живое единство: о взаимовлиянии литератур народов СССР. М., 1974.

Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Л., 1974.

Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л., 1979.

Зайцев В. Русская советская поэзия. 1960-1970-е (Стилевые поиски и тенденции). М., 1984.

Зелинский К. Литературы народов СССР: Статьи. М., 1957.

История башкирской литературы. М., 1972.

История всемирной литературы: В 8 т. М., 1983-1990.

История мордовской литературы. Саранск, 1981.

История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. 1. М., 1995.

История советской многонациональной литературы: в 6 т. М. 1970-1974.

История татарской советской литературы. М,, 1970.

История удмуртской советской литературы: В 2 т. Ижевск, 1987-1988.

Конрад Н. И. О сравнительном изучении литератур // Запад и Восток. М., 1966.

Короглы X. Г. Огузский героический эпос. М, 1976.

Литература народов Российской Федерации: Библиографический словарь. М., 1993.

Литература Урала: Очерки и портреты / Под ред. Е. К. Созиной,

Лотман Ю. Статьи о типологии культур. М., 1994.

Миннегулов X. Ю. Татарская литература и восточная классика. Казань, 1993.

Н.Л. Лейдермана. Екатеринбург, 1998.

Налбандян В., Саринян С., Агабабян С. Армянская литература (V-XX вв.). М, 1976.

Народы России: Энциклопедия. М., 1994.

Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976.

Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.

Поэзия древних тюрков VI-ХП веков. М., 1993.

Проблемы особых межлитературных общностей / Под ред. Д. Дюришина. М., 1993.

Сказания о Нартах - эпос народов Кавказа. М., 1969.

Советская многонациональная литература (очерк развития). М, 1986.

Советский многонациональный роман. М., 1985.

Современная мордовская литература. 60-80-е годы. Ч. 1, 2. Саранск, 1991, 1993.

Стеблева И. В. Поэзия тюрок VI-VIII вв. М., 1965.

Стеблева И. В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннефеодальный период. М., 1976.

Типология героического эпоса. М., 1975.

Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М., 1974.

Удмуртская литература XX века: направления и тенденции развития. Ижевск, 1999.

Уэллек Р., Уоррен С. Теория литературы. М., 1978.

Хайруллин Р.3. Теория и методика изучения литературы народов России в школе. М. 1999.



Хлебников Г. Современная чувашская литература. Чебоксары, 1972.

Юсуфов Р. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. М., 1970.
ч. 1