На правах рукописи Журкова Дарья Александровна

ч. 1 ч. 2 ч. 3


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

На правах рукописи


Журкова Дарья Александровна




КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ

Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата культурологии

Москва


2012

Работа выполнена в отделе художественных проблем средств массовых коммуникаций Государственного института искусствознания

Научный руководитель: кандидат искусствоведения



Сальникова Екатерина Викторовна

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор

Осокин Юрий Васильевич

кандидат культурологии,

доцент

Николаева Елена Валентиновна

Ведущая организация: Международный университет в Москве


Защита состоится «___» _января_ 2012 года в 14.00 часов на заседании Диссертационного совета Д.210.004.01 при Государственном институте искусствознания по адресу: 125009, Москва, Козицкий пер., д. 5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного института искусствознания по адресу: 125009, Москва, Козицкий пер., д. 5.
Автореферат разослан « ___ » ____________ 20__ года



Ученый секретарь Совета

доктор философских наук,

профессор Е.В.Дуков



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

На стыке 1980-х – 1990-х гг. в России кардинальным образом изменились механизмы бытования всей художественной культуры, в том числе, классической музыки. На краткое время классическая музыка потеряла свою привилегированную нишу в иерархии культурных ценностей российского общества. Большинство сложившихся форм презентации «высокого» искусства были исключены из эфира ведущих отечественных телеканалов и радиостанций, а в начале 1990-х гг. в филармонической деятельности разразился системный кризис.

Однако классическая музыка отнюдь не исчезла из пространства современной российской культуры. К концу переломного десятилетия наметился принципиальный поворот в формах бытования классической музыки, который был вызван беспрецедентным развитием технологий и средств массовой коммуникации (СМК), а также свершившейся глобализацией потребительских рынков. Рядовой российский потребитель получал возможность доступа к самым различным явлениям зарубежной культуры. После эпохи дефицита культурного продукта наступило время пиршества предложений, в том числе и в отношении классической музыки, которую оказывается возможным не только покупать на аудио- и видеокассетах, компактдисках, но и записывать с телепрограмм при помощи видеомагнитофона, скачивать из интернета или слушать on-line. Наконец, современная техника позволяет любому человеку превращать классическую музыку в предмет персональных манипуляций – озвучивать ею любительские видеоролики, отправлять классические мелодии в виде виртуальных подарков или устанавливать их на сигнал телефонного звонка.

Классическая музыка активно втягивается в пространство современной массовой культуры. К ней обращаются для создания имиджа как отдельного человека, так и коммерческих компаний, социальных групп и сообществ; она звучит в разнообразных ситуациях работы и досуга. Тем самым классическая музыка автоматически попадает в контекст ритмов жизни современного общества, в контекст современного дизайна, моды и пр. Своим присутствием классическая музыка может подчеркивать различия между временем своего сочинения и её нынешнего использования. А может демонстрировать стремление современного человека связать удаленные эпохи или попросту нейтрализовать ощущение исторических изменений, создав произвольную смесь ассоциаций и явлений, рожденных разными временными периодами.

Сегодня мелодии классических произведений звучат в рекламных роликах, заставках телевизионных программ и становятся всё более востребованными как индустрией поп-музыки, так и массовой культурой в целом. Так, ранее единичные исполнители современных обработок классических произведений к середине 1990-х гг. образуют самостоятельное музыкальное направление классического кроссовера и получают свой собственный чарт в журнале «Billboard» (с 1994 г.), а также телевизионный канал «Classic FM» (2007 г., вещание в России с 2010 г.) и сеть одноименных европейских радиостанций (в России это радиостанция «Classic», появившаяся в 2003 г.). В 2006 году нью-йоркская Метрополитен-опера организует первые прямые трансляции своих спектаклей в кинотеатрах по всему миру, впоследствии данную идею подхватывают все ведущие оперные театры Европы. В репертуар российских же кинотеатров опера входит с 2009 года сначала в записях, а в 2011 году в обеих столицах с аншлагом проходят первые «живые» трансляции из Метрополитен-опера и Ла Скала. В 2009 году Свердловская филармония открывает виртуальный концертный зал, который к 2011 году транслирует концерты классической музыки в 20 филиалах филармонии на всей территории Свердловской области, а также в on-line режиме в интернете.

К этому моменту формируется целая плеяда имен отечественных академических музыкантов, ставших медийными лицами нашего времени (Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Анна Нетребко, Владимир Спиваков, Дмитрий Хворостовский). При этом в современной массовой культуре их имена нередко используются для продвижения товаров повседневного спроса, никак не связанных со сферой музыкального искусства. Так, трудно перечислить все бренды, с которыми работала или работает Анна Нетребко – от пивной фирмы «Radeberger Pilsner» до ювелирной и часовой компании «Chopard». Дмитрий Хворостовский является лицом кондитерской фирмы «Ferrero», Владимир Спиваков – коммерческого банка «ВТБ24» и т.д. Эти же и другие звезды классической музыки часто приглашаются в эфир различных информационно-развлекательных телепрограмм, не имеющих тематического отношения к искусству, повышая рейтинги популярности как самих себя, так и телепрограмм.

К форматам современного телевидения начинают приспосабливать и саму классическую музыку. В 2009 году участниками реалити-шоу «Русские теноры» на СТС становятся начинающие карьеру оперные певцы; в 2010 году на британском канале ITV1 выпускается шоу «Popstar to operastar», где оперные арии исполняют эстрадные артисты, а год спустя аналог этого шоу выходит на российском «Первом» канале, заимствовав название известного мюзикла «Призрак оперы». Другим опытом конвертации оперного жанра в медийный формат становится телевизионный конкурс «Большая опера», запущенный на отечественном телеканале «Культура».

На характер взаимодействия массовой культуры и классической музыки оказывает влияние стремительно развивающаяся визуальная культура, которая сегодня уже «не просто часть нашей повседневной жизни, она и есть сама повседневность».1 В современной массовой культуре актуальны попытки создания ассоциативной визуальной образности на мотивы классической музыки. Разные форматы визуальной культуры предлагают свои зрительные и сюжетные интерпретации того, как выглядит и что происходит в том или ином классическом музыкальном произведении или же его фрагменте.

Вместе с тем, помещая классическую музыку в свой контекст, массовая культура зачастую не просто адаптирует классическую музыку для упрощенного восприятия, но наделяет ее смыслами, идущими вразрез с первоначальной сущностью музыкальной классики. Необходимость всестороннего осмысления обозначенных процессов и обуславливает актуальность настоящего исследования.

Географические и хронологические границы исследования

Развитие СМК и глобализация потребительских рынков привели к тому, что современный человек погружен в поток общемировой массовой культуры. Разветвленная система современных средств массовых коммуникаций нацелена на преодоление географических границ и предельное расширение доступа к эстетической информации. Поэтому отбор источников исследования, обусловивших его географические границы, происходил по принципу возможности доступа к ним рядового российского потребителя массовой культуры.

Хронологические границы исследования определяются социально-технологическими сдвигами, произошедшими в России в начале 1990-х гг.: переходом на рыночные отношения, окончательной отменой железного занавеса и стремительным распространением новейших технологий. Вся музыкальная индустрия, в том числе и сфера классической музыки, стала активно заимствовать знаки, образы и понятия из современной культуры западного общества. Новый этап взаимоотношений классической музыки и массовой культуры, наступивший в начале 1990-х гг. продолжает разворачиваться вплоть до настоящего времени.

Степень изученности проблемы

Различные аспекты функционирования классического музыкального искусства в массовой культуре вызывали устойчивый исследовательский интерес на протяжении всего ХХ века. Первыми работами, в которых были обозначены главные проблемы взаимоотношений классического искусства и массового общества, стали знаменитые работы Х. Ортега-и-Гассета и В. Беньямина.2 Они во многом определили направление исследовательской мысли в вопросах влияния массовой культуры на функционирование классической музыки. Научный фундамент в этой области в 50-е – 80-е гг. ХХ века заложили труды социологов Т. Адорно, А. Моля, И. Супицика, П. Хонинхейма, коллективная монография Дж. Шеферда, Ф. Вердена, Г. Вьюллиами и Т. Вайшарта,3 а так же работы отечественных ученых – Е. Дукова, Ю. Капустина, В. Медушевского, Е. Назайкинского, А. Сохора, В. Цукермана и Г. Шестакова.4

Обширная и насыщенная практика советского телевидения обусловила возникновение самостоятельной исследовательской области, занимающейся изучением художественных проблем экранной интерпретации классической музыки. Здесь имеется целый пласт ценнейших наблюдений и размышлений, начиная от проницательных высказываний теоретиков телевидения – Н. Зоркой, Н. Карцева, В. Саппака,5 вплоть до отдельных специализированных работ Н. Григорьянц, И. Куржиямской, Е. Петрушанской, Г. Троицкой, и авторов сборника «Музыка и телевидение».6 Темой отдельных исследований О. Дворниченко и И. Хангельдиевой7 становится роль музыки в экранном синтезе искусств.

Качественный скачок, произошедший в сфере технологий в 1990-е гг. ХХ века, вызывает новые исследования, посвященные циркуляции музыки в массмедийной среде. Среди зарубежных авторов этого периода особый резонанс получили книги П. Ауслэндера8 о влиянии медиа на формы «живого» исполнения музыки, М. Чэнана9 о воздействии звукозаписи на восприятие музыки и Н. Лебрехта,10 фокусирующегося на коммерческой составляющей исполнительской деятельности. В отечественной науке в этот период появляется ряд выдающихся работ В. Конен, В. Сыроева и А. Цукера,11 выявляющих и анализирующих процессы взаимодействия классической и массовой музыки в истории культуры. Серьезная аналитика данных проблем также представлена в сборнике «Вопросы социологии музыки» и на страницах печатной периодики тех лет.12 А в диссертационных исследованиях Н. Ефимовой, З. Жукоцкой, И. Калашниковой, Е. Ногайбаевой-Брайтмэн,13 обозначаются новые способы массмедийного преподнесения классической музыки, в том числе, через анализ зарубежного опыта.

В последнее десятилетие одной из самых актуальных тем исследовательской мысли оказалась сфера прикладного применения музыки. В данной нише особенно выделяются работы Ж. Ланза, А. Норда, Д. и Дж. Хагривсов,14 анализирующих влияние фоновой музыки на повседневную жизнь людей; Ю. Бернадской, А. Вуймы, А. Крыловой15 о роли звука в рекламе; А. Чернышева о свойствах музыки в различных телевизионных форматах16 и Т. Шак, систематизирующей приемы использования музыки в медиатексте.17

Ведущей современной формой презентации музыки в массмедиа стал видеоклип. Но, не смотря на тотальный характер своего присутствия, он только начинает получать собственную аналитическую платформу. Первые шаги в этом направлении сделаны в статьях О. Богомоловой, Ю. Дружкина, О. Конфедерат, И. Кулик,18 в книге А. Орлова,19 а также в диссертациях Э. Советкиной и Т. Шеметовой.20

Новый взгляд на пребывание классической музыки в современной массовой культуре представлен в статьях Н. Багдарасян, В. Богатырева, М. Катунян, Е. Николаевой и Е. Стодушного в сборнике «Искусство и развлечение».21 Стремление этих авторов рассмотреть восприятие классической музыки с позиции и в пространстве массовой культуры, оказалось столь плодотворным, что принципиальным образом повлияло на характер данной диссертации. Ценные наблюдения по проблемам функционирования классической музыки в современном российском обществе изложены в диссертациях К. Быховского, С. Таюшева,22 в сборниках ростовской консерватории (под редакцией Г. Тараевой, Т. Шак, А. Цукера) и Российской академии музыки имени Гнесиных (под редакцией В. Вальковой и Е. Ключниковой).23

Материалы исследования

Материалы, используемые в данной работе, подразделяются на несколько групп. Во-первых, это сама повседневность и современные коммуникационные процессы, сопровождаемые классической музыкой.

Вторую группу материалов образуют явления массовой, и прежде всего визуальной, культуры, в которых содержатся образы классической музыки и ее адептов, и/или предполагается звучание классической музыки, даже если её роль не является ведущей. Это коммерческая реклама, музыкальные клипы, интернет-сайты, телевизионные программы, телевизионные сериалы, теле- и кинофильмы. Их анализ позволяет рассмотреть процессы взаимодействия классической музыки и изобразительного ряда, несущего в себе смыслы, нередко весьма далекие от содержания самих классических произведений.

Третий вид материала представляют современные концерты классической музыки.



Объект исследования – атрибуты, символы и образы классической музыки в отечественной массовой культуре 1990-2010-х гг.

Предметом исследования стал процесс пребывания классической музыки в российском пространстве массовой культуры. Основное внимание при этом сосредоточено на взаимодействии носителей, атрибутов и образов классической музыки с явлениями массовой культуры.

Теоретико-методологические основания исследования

В стремлении наиболее всестороннего и полного анализа изучаемой социокультурной ситуации данная работа обращается к инструментарию культурологии и теории коммуникации.

При всем многообразии исследований на смежные темы, имеет место размытость понятия «классическая музыка», а потому существует необходимость определить его границы. Понимание классической музыки в данном исследовании выходит за пределы узкоспециального определения её как музыки, принадлежащей конкретной исторической эпохе (Просвещения) или стилю (классицизму), хотя и ограничивается рамками авторской музыки западноевропейской традиции. Однако автор сознательно придерживается предельно широких хронологических границ и, солидаризируясь с энциклопедическим толкованием, относит к классической музыке «как произведения, созданные в далеком прошлом, так и современные сочинения».24 Отличительные формальные и содержательные свойства классической музыки наиболее полно были обозначены в книге В.Д. Конен.25 Согласно ей, формальные законы классической музыки выражаются: 1) в принципе нотации; 2) в темперированном строе; 3) в принципе строго организованного многоголосия (строгая взаимозависимость мелодии, ритма, гармонии) и 4) в мышлении крупномасштабными концепциями.26 Именно поворот европейской культуры к индивидуалистическому мировидению, стремление постигать и художественно воплощать духовный мир неповторимой личности определил развитие такого феномена как классическая музыка, которая «образовалась как сумма достижений и открытий отдельных выдающихся личностей».27 Существенными характеристиками классической музыки являются подлинность и возвышенность переживания, отраженного в музыке, высокий, сложный профессионализм, отмеченный своими неповторимыми признаками.28

Также разграничиваются понятия «классической» и «академической» музыки. Подразумевается, что «академическая музыка» влечет за собой конфликт сред бытования музыки, т.к. предполагает противопоставление этой музыки другим музыкальным направлениям, относится к классическому наследию как к незыблемому эталону, подлежащему строгому соблюдению и ограждению от внешних влияний. В то время как характер современного бытования классической музыки, в том числе и в массовой культуре, опровергает её автономность или замкнутость. Наоборот, классическая музыка понимается как предельно универсальный и пластичный музыкальный язык, который можно использовать в самых различных контекстах, вкладывая в её звучание самые разные смыслы.

Теоретический фундамент всей диссертации образуют исследования по массовой и популярной культуре, в частности, М. Джексон С. Московичи, Ч. Муккерджи и М. Шадсона, Д. Рашшкоффа,29 а также отечественных исследователей – А. Костиной, К. Разлогова, Е. Соколова, Е. Шапинской, В. Шестакова и др.30 В контексте данного исследования особую значимость представляет видение нарастающего процесса фрагментации, приводящего, в том числе, к все большему расслаиванию самой массовой культуры. Крайняя неоднородность как социума, так и явлений культуры вызывает потребность в обозначении некой промежуточной зоны, в которой взаимопересекаются массовая, народная, элитарная культура, в связи с чем возрастает актуальность понятия популярной культуры.31 В отличие от западной традиции, в российской науке данное понятие только получает свои институциональные рамки, поэтому в настоящем исследовании мы используем устоявшийся термин массовой культуры.

Для понимания тех трансформаций, которые происходят с содержанием музыки при её визуализации, автор обращается к теоретическим трудам по визуальной культуре Р. Арнхейма, Р. Барта, П. Вирильо, Н. Мирзоева, В. Нурковой, В.Розина и М. Ямпольского. 32

В исследовании идеалов, представлений и движущих сил современного общества невозможно переоценить роль широко известных книг З. Баумана Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Г. Дебора, Ж. Лиотара, Э. Тоффлера, Э. Фромма и М. Фуко. Другим источником методологических принципов стали труды М. Маклюэна, А. Моля, М. Кастельса и Н. Лумана, заложивших основы современной теории коммуникации. В свою очередь специфика отечественных СМК детально рассматривается в работах Ю. Богомолова, А. Вартанова, А. Липкова, В. Михалковича, А. Новиковой, Е. Сальниковой и А. Шереля33 которые на материале массмедийного контента проводят многосторонний анализ проблем и особенностей развития современной российской культуры и состояния общества.

Для понимания процессов мифологизации, происходящих в массовой культуре, привлекается методология антропологов К. Леви-Стросса, Э. Тайлора, Дж. Фрэзера,34 исследовавших природу магического мышления различных этнических культур.

Важную роль в формировании методологии данного исследования сыграли работы по истории и теории музыкальной коммуникации. В данном аспекте автор опирался на труды В. Вебера, Е. Дукова, Л. Кириллиной, Н. Огарковой, Г.Орлова, П. Столпянского, Э. Фрадкиной, Т. Чередниченко,35 рассматривающих особенности музыкальной коммуникации в истории культуры, М. Арановского, В. Григорьева и А. Якупова,36 посвященных анализу взаимодействия исполнителя и слушателя.

Цель исследования – проанализировать взаимовлияние образов классической музыки и современной массовой культуры, осмыслить воплощаемые в массовой культуре представления о феномене классической музыки.

Для достижения обозначенных целей ставится ряд задач:



  • определить роли, которые отводятся классической музыке в повседневной жизни современного общества;

  • проанализировать, какие смыслы и образы актуализирует в классической музыке современная массовая культура;

  • выявить порождаемые массмедиа новые архетипы восприятия классической музыки и её деятелей;

  • проследить особенности презентации творческого процесса и творческой личности в пространстве массовой культуры;

  • обозначить роли и возможности, которыми массмедиа наделяют потребителя классической музыки.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации

Научная новизна диссертации определяется характером исследуемого материала, развитие и становление которого происходит на наших глазах. Рекламные ролики, видеоклипы на классическую музыку, также как и посвященные ей интернет-сайты и ТВ-шоу – это новейшие явления в отечественной массовой культуре, до сих пор не получавшие полноценного научно-исследовательского истолкования и осмысления. В данной работе впервые проводится типологизация приемов использования классической музыки и систематизация форм её бытования в пространстве массовой культуры.

Автор рассматривает современные эстетические принципы преподнесения классической музыки как один из способов саморефлексии современного общества. Исследование выходит за рамки узкоспециализированного описания и выявляет картину кризиса современной массовой культуры и общества потребления, все острее ощущающих свою несамодостаточность и необходимость прямых заимствований, в том числе из сферы классического искусства.

Положения, выносимые на защиту:


  1. В повседневности классическая музыка может использоваться для создания иллюзий того, что грани между работой и досугом, бытовыми рутинными действиями и экстраординарными событиями способны быть непрочными, подвижными, почти незаметными для субъектов жизнедеятельности.

  2. В рекламной коммуникации классическая музыка используется для эстетизации процесса потребления, а также для анимации, «одушевления» материальных объектов. Формируется предложение потреблять уже не сами товары и услуги, но одушевленных, субъектных персонифицированных существ, замещающих товары как таковые.

  3. Визуальные эффекты от звучащей классической музыки выражаются в массовой культуре как очевидные физические и материальные изменения в телесной оболочке человека и в окружающем его предметном мире.

  4. Возникает симбиоз традиционных романтических клише и современного культа престижа, «гламурности», фетишизации социального успеха.

  5. Классическая музыка используется для создания образов связи между удаленными друг от друга эпохами, для возникновения у современного человека иллюзии управления образами движущегося времени, а также для свободного жонглирования историко-культурными мотивами.

Научно-практическая значимость исследования

Исследование вскрывает тенденции взаимодействия современной массовой культурой и классической музыки, которые оформились в последние два десятилетия. Осмысление культурных процессов, связанных с новыми технологиями и новыми социальными практиками, а также с традиционными формами циркуляции классической культуры в эпоху глобализации, необходимо для формирования стратегий развития как отдельных представителей культуры и искусства, так и больших культурных институтов и государственных структур.

Данная работа может быть использована при прогнозировании процессов бытования классической музыки в современном обществе, а также при планировании результатов социально значимых и коммерческих акций с участием классических музыкантов. Исследование вписывает закономерности бытования классической музыки в общий контекст развития современной российской культуры и может использоваться при проектировании деятельности в различных отраслях академической музыки. В частности диссертация может способствовать преодолению проблем, с которыми сталкивается сегодня сфера академического музыкального образования.

Результаты настоящего исследования также могут служить базой для дальнейших научных разработок и быть использованы в учебных курсах таких дисциплин как культурология, история и теория СМК, социология музыки.



Апробация исследования

Основные положения диссертации отражены в статьях, опубликованных в рецензируемых научных изданиях, а также были представлены в виде докладов на всероссийских и международных научных конференциях «Ночь-3: ритуалы, искусство, развлечения» (2-4.11.2009, Москва, ГИИ), «В пространстве художественной культуры: телеэкран и монитор» (12-13.04.2010, Москва, ГИИ), «Развлечение и искусство-3» (10-12.11.2010, Москва, ГИИ), «Кто я? И где мои? Процессы идентификации на телевидении и в сетях» 20-21.04.2011, Москва, ГИИ), «Ночь-4: новые гуманитарные исследования» (24-25.11.2011, Москва, ГИИ), «Музыка природы: звукоподражание в обряде и искусстве» (5-7.12.2011 Санкт-Петербург, Российский институт истории искусств).



Структура работы

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, трёх приложений, общим объемом 225 страниц.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Во Введении аргументируется актуальность исследования, обозначаются его объект и предмет, формулируются цели, задачи работы, а также положения, выносимые на защиту. Описываются теоретико-методологические основания и источники исследования. Рассматривается степень научной разработанности проблемы, определяются новизна и научно-практическая ценность работы.


ч. 1 ч. 2 ч. 3