О. Г. Филатова подготовка и защита курсовой и дипломной работы методическое

ч. 1
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет журналистики

О.Г. Филатова

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА

КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Методическое пособие

для студентов специальности (направления) "Журналистика"

Санкт-Петербург

2007

УДК 659.3/4



ББК 65.9

65.050


Печатается по решению Учебно-методической комиссии и Редакционно-издательского совета факультета журналистики СПбГУ.

Филатова, О.Г. Подготовка и защита курсовой и дипломной работы : Методическое пособие / О.Г. Филатова - СПб.: С-Петерб. гос. ун-т, 2007. – 42с.

Методическое пособие включает рекомендации по написанию, оформлению и защите рефератов, курсовых и дипломных работ студентов, обучающихся по специальности (направлению) «Журналистика».
© Санкт-Петербургский государственный университет, факультет журналистики, 2007

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие…………………………..…………………………………………… 4

1.Основные принципы самостоятельной работы с учебной и научной

литературой. Реферирование литературы ……………………………….. ….10
2. Курсовая работа: общие положения………………………………………….13
3. Цели и задачи дипломной работы……………………………………………..15
4. Структура и содержание дипломной (курсовой) работы…………………….18
5. Алгоритмы поиска информации………………………………………………..23
5. Оформление результатов работы………………………………………………32

6. Защита курсовой и дипломной работы…………………………………………32

Рекомендуемая литература…………………………………………………………38


Приложение 1. Образец оформления титульного листа курсовой работы……..39
Приложение 2. Образец оформления титульного листа дипломной работы……………………………………………... …………..……….……. …..40
Приложение 3. Примерная структура дипломной работы………………..……41

Предисловие
Написание курсовой и дипломной работы является важнейшим видом учебной и научно-исследовательской деятельности студента. Курсовые и дипломные работы представляют собой итоговый этап, обобщающий и актуализирующий приобретенные студентом за время обучения знания, умения и опыт. Итоговая работа должна показать уровень общей профессиональной подготовки студента, продемонстрировать его способность свободно ориентироваться в круге проблем непосредственно связанных с избранной темой, а также умение автора систематизировать и обобщать факты и на их основе делать аргументированные выводы.

Каждый студент обязан предвидеть, насколько необходимо умение приобретать сведениями по нужным вопросам, и потому должен знать, как находить информацию. Практика показывает, что не все студенты умеют ориентироваться в документальных потоках, самостоятельно извлекать необходимую информацию и грамотно оформлять ее.

Данное методическое пособие, направленное на развитие информационной культуры студентов, призвано показать многообразие информационных источников, познакомить студентов с различными алгоритмами поиска информации, приемам работы с литературой, рассмотреть типовые случаи оформления самостоятельных работ. Алгоритмы поиска информации, на первый взгляд, могут пока­заться сложными, но овладев ими, можно избавиться от значительной за­траты времени и многих хлопот. Если усвоены методы самостоятельной ра­боты, значит, приобретено самое важное - исследовательские умения и на­выки.

Пособие может быть полезно как студентам младших курсов, которые еще только начинают осваивать навыки самостоятельной исследовательской работы, так и старшекурсникам, которым предстоит написать, грамотно оформить и защитить курсовые и дипломные работы.



1. Основные принципы самостоятельной работы с учебной и научной

литературой. Реферирование литературы

Метод самостоятельной работы имеет длительную историю. В научно-методической литературе имеются два подхода к определению содержания этого понятия. В первом случае подразумевается вообще самостоятельное приобретение знаний, вся личная работа студентов, связанная со способностью самостоятельно, творчески мыслить. Часть авторов считают, что самостоятельную работу студентов следует рассматривать в более узком аспекте - как индивидуальную работу вне системы аудиторных занятий, без непосредственного контроля преподавателя, имеющую целью овладение знаниями и навыками по изучаемым дисциплинам.

Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент процесса обучения - это творческая самостоятельность студентов, ведущая к приобретению ими новых знаний, умений и навыков.

В самостоятельной работе студентам приходится использовать источники различных видов. Преподаватель помогает студентам в выработке навыков самостоятельного подбора источников с учетом изучаемого предмета. Постепенно у студентов должен вырабатываться рационально-критический подход к изучаемым источникам. Он включает понимание того, что со временем ряд информационных и теоретических материалов устаревает, требует критического отношения. С другой стороны, каждый текущий вопрос имеет свою историю, которую тоже полезно знать.



Работа с книгой

Чтобы глубоко понять содержание книги, нужно уметь рационально ее читать. Предварительный просмотр книги позволит решить вопрос, стоит ли ее подробно изучать (предварительный просмотр включает ознакомление с титульным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением). Прекрасным профессиональным качеством является умение читать оглавление. По оглавлению можно воссоздать текст, при этом свои мысли необходимо зафиксировать на бумаге. Развивается концептуальное мышление, умение мыслить образно и свободно.

Не следует позволять первому автору, на книгу которого вы случайно натолкнулись, предопределить строй ваших мыслей. При ознакомлении с оглавлением необходимо выделить главы, касающиеся вашей темы, бегло их просмотреть, найти места, относящиеся к теме (абзацы, страницы, параграфы), и познакомиться с ними в общих чертах.

Следующий этап работы с книгой - прочтение выделенных мест в быстром темпе. Цель быстрого чтения - определить, что ценного в каждой части, к какому вопросу доклада или реферата имеет отношение информация и что с ней делать, как применить, чем дополнить.

Сформулируем следующие рекомендации по методике быстрого чтения:


  • ясно осознать и четко зафиксировать цель чтения: по какому именно вопросу нужна информация, для чего она нужна, каким должен быть ее характер и т.д.;

  • оперативно менять скорость чтения, замедляя на информации, прямо соответствующей цели, увеличить скорость чтения других частей. Описательный текст читается быстрее, чем текст сложных умозаключений, доказательств;

  • сосредоточенно работать над текстом, без отвлечения. Это обеспечит глубокое понимание текста;

  • уметь определять структуру текста соподчиненность его частей (глав, параграфов, рубрик), взаимосвязь текста с рисунками, таблицами, графиками, сносками, примечаниями и приложениями;

  • понимать смысл прочитанного при беглом ознакомлении с текстом (выработать способность при прочтении целого предложения сразу понимать его смысл и значение).

Скорость правильного чтения должна быть в три-четыре раза выше скорости речи.

Весьма полезными могут быть вспомогательные материалы к изданиям, и поэтому необходимо знать, из каких основных элементов состоит аппарат книги, каковы его функции.

К отличительным элементам книги относятся сведения об авторе и заглавие книги, ее типе или жанре, сведения об ответственности (редакторах, организациях, участвовавших в подготовке издания и т.д.), выходные данные, аннотация. Эти сведения, расположенные обычно на титульном листе и его обороте, помогают составить предварительное мнение о книге.

Глубже понять содержание книги позволяют вступительная статья, предисловие, комментарии, список литературы.

Предисловие знакомит с событиями эпохи, другими трудами автора, а также содержит справочно-информационный материал. При чтении книги, снабженной комментариями и примечаниями, не следует пренебрегать и этими элементами аппарата.

Многие научные книги и статьи имеют в своем аппарате списки литературы, которые повышают информационную ценность издания и дают читателям возможность подобрать дополнительную литературу по данной тематике. Если издание включает большое число материалов, ориентироваться в них помогают специальные указатели. Подчеркнем: научно-справочный аппарат книги поможет студенту лучше усвоить текст изучаемого произведения только в том случае, если он будет активно и умело им пользоваться.

Отдельный этап изучения книги - ведение записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей: план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотация, резюме, конспект.

План, являясь наиболее краткой формой записи прочитанного, представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Планом, особенно развернутым, удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему. Каждый пункт раскрывает одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывают ее целиком.

Более сложной и совершенной формой записи являются тезисы. Тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом при повторном прочтении. Они служат для сохранения информации в памяти и как основа для дискуссии.

Очень кратким изложением содержания текста выступает аннотация. Аннотация должна отвечать на вопрос: о чем говорится в работе? Состоит преимущественно из фраз в форме страдательного оборота, где сказуемое выражено глаголом с возвратной частицей «ся», например, «исследуются», «рассматриваются», «обсуждаются» и т.п.. или пассивной глагольной формой, например, «исследованы», «рассмотрены», «проанализированы» и т.д.

Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения.

Наиболее распространенной формой записей является конспект. Желательно начинать конспектирование после того, как все произведение прочитано и составлен его план. Основную ткань конспекта составляют тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами.

Конспект может быть текстуальным, свободным или тематическим. Текстуальный конспект создается из отрывков подлинника - цитат - с сохранением логики и структуры текста. Свободный конспект основан на изложении материала в удобном для читателя порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино). В тематическом конспекте за основу берется тема или проблема, он может быть составлен по нескольким источникам.

Аккуратное, разборчивое написание конспекта должно сочетаться со скоростью: 120 знаков в минуту - минимальная скорость, 150 знаков - максимальная скорость.

Экономии времени конспектирования можно добиться за счет сокращений, например, таких, как:


  • замена слов общепринятыми знаками;

  • замена слова или его части цифрой или знаком;

  • сокращение слов;

  • применение аббревиатуры;

  • упрощение написания некоторых букв.


Реферирование литературы
Реферат как изложение в письменной форме содержания книги, статьи, научной работы создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение анализировать явления действительности. Рефератом называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор источников. В отличие от конспекта реферат требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы.

В зависимости от способа реферативного изложения можно выделить три типа рефератов:

1) реферат-экстракт, составленный из оригинальных предложений первичного документа;

2) перефразированный реферат, полученный на основе перефразирования первичного текста;

3) интерпретированный реферат, полученный на основе интерпретации первоисточника. При интерпретировании текст первоисточника остается неизменным, поскольку референт оперирует не самим текстом, а его смыслом.

Рекомендуемый объем реферата – 15 страниц.

Тему реферата предпочтительнее выбирать знакомую по ранее прочитанной литературе и представляющую интерес.

Важный этап работы над рефератом - отбор литературы. После этого составляется конкретный план, который обсуждается с преподавателем. Завершающий этап - написание реферата на основе изучения и предварительной систематизации всех источников, повторного изучения собранного материала.

Отношение между первоисточником и рефератом образует цепочку: чтение исходного текста - его анализ - выбор информативных фрагментов, их обобщение - создание нового текста (реферата). На последнем этапе производится синтезирование выделенной информации и завершается оформление текста реферата. Изложение должно быть цельным и логичным. Рассмотрение каждого пункта плана целесообразно завершить обобщением. Особое внимание следует обратить на оформление научного аппарата, все приводимые факты или цитаты должны иметь ссылку на источник. В заключение реферата необходимо сделать общие выводы. В конце работы обязательно должен быть приведен список использованной литературы. Все необходимые требования к оформлению приводятся в разделе 5 настоящего пособия.

При оценке рефератов учитывается:



  • последовательность и полнота изложения;

  • правильность тех или иных положений путем обобщения фактического материала;

  • степень самостоятельности студентов в процессе работы над рефератом и др.

По теме реферата студенты выступают на семинарских занятиях и теоретических конференциях. Авторы лучших рефератов участвуют в конкурсах студенческих работ.


2. Курсовая работа: общие положения
Выполнение студентами курсовых работ способствует более углубленному изуче­нию предмета и служит проверкой глубины и прочности знаний.

Целями выполнения курсовой работы являются:



  • овладение начальными навыками исследовательской деятельности;

  • формирование умений обобщать и систематизировать научный текст;

  • развитие навыков анализа изученного материала;

  • повышение самооценки интеллектуального труда.

При написании работы необходим творческий подход, студент обязан уметь делать собственные выводы на основе изученной литературы. Теоретические положения работы необходимо подкреплять конкретными примерами и фактами. Студент должен раскрыть содержание избранной темы, продемонстрировать свободное владение научным аппаратом дисциплины.

Тематика курсовых работ разрабатывается в рамках требований Государственного образовательного стандарта. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.

Выбор темы предполагает обоснование ее актуальности, оценку теоретического и практического значения. При выборе темы, как и выборе объекта и предмета исследования, студенту предоставляется самостоятельность. Обязательное условие - это соответствие темы курсовой работы требованию государственных образовательных стандартов и содержанию спецсеминара. В одних случаях побудительным мотивом является стремление получить ответ на вопросы, возникшие на практике, в других - желание исследовать малоизученную проблему и т.д. Вне зависимости от подхода к выбору темы, главное, чтобы она вызывала интерес у студентов.

При выборе темы студентам рекомендуется исходить из следующих критериев:



  • Сложность вопроса. Написание работы по сложным темам поможет более глубоко разобраться в наиболее трудных проблемах спецсеминара, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, проверить свои возможности.

  • Научный интерес. Некоторые темы вызывают научный, творческий интерес слушателей и могут быть перспективны для них в плане дальнейшей исследовательской работы (подготовке статей, докладов, диссертации).

  • Курсовая работа впоследствии может быть основой теоретической части дипломной работы. Поэтому следует учесть такую возможность при выборе темы курсовой работы.

  • Ориентация на профессиональную деятельность.

  • Наличие источников и литературы. До окончательного выбора темы необходимо выяснить наличие достаточного количества источников и литературы по данной проблеме.

К другим критериям можно отнести актуальность темы (научная и практическая ценность), собственный опыт студента, перспективность изучаемой проблемы.

После подбора и изучения источников и литературы студент должен составить тщательно продуманный план курсовой работы, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План работы тесно связан с ее структурой. Составленный план работы необходимо обсудить с руководителем, консультирующим студента.

 В соответствии с учебным планом факультета журналистики курсовые работы пишутся на 2-3 курсе дневного отделения и на 4-5 курсах отделения вечернего и заочного обучения. Курсовые работы являются необходимыми этапами, предшествующими написанию и защите выпускных квалификационных работ на последнем курсе обучения в Университете.

Начиная с первой курсовой работы, студент должен овладевать техникой и этикой научной работы, в частности, тщательным и аккуратным составлением библиографии. Первая курсовая работа представляет собой самостоятельное изложение материала с элементами исследования или даже собственное экспериментальное исследование. Предполагается, что студент уже овладел навыками самостоятельной работы над источниками и умеет их систематизировать, оценивать и обобщать. Примерный объем работы составляет 25-З0 страниц формата А-4, напечатанных 14 кеглем через 1,5 интервала.

На последующем курсе к курсовой работе предъявляются более строгие требования. Она должна быть методологически последовательна, включать глубокий анализ значительного числа источников и подтверждаться аргументированными выводами.

Таким образом, курсовая работа является студенческим квалификационным учебно-научным произведением, включающим самостоятельную разработку избранной проблемы. Она обладает всеми чертами научного произведения: в ней четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложена степень изученности проблемы, состояние ее исследования; она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний; содержит научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы и носит целостный и завершенный характер.

Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под методическим руководством руководителя спецсеминара. Студент вместе с руководителем курсовой работы составляет план ее выполнения, обсуждает с ним структуру и график выполнения заданий. Руководитель оказывает методическую помощь в работе с документами, в окончательном формулировании темы, цели и задач, объекта и предмета, методов исследования и т.п., периодически, на основании графика, осуществляет проверку выполнения работы студентом, ее корректировку и выставляет оценку законченной работе.

Вполне оправданной является методика, когда первый вариант курсовой работы пишется быстро, без тщательной стилистической обработки текста. Затем текст внимательно перечитывается, редактируется и передается научному руководителю. В соответствии с его указаниями вносятся изменения, коррективы и дополнения. У каждого студента есть возможность использовать свой индивидуальный стиль работы, но основные методические приемы пригодны для большинства случаев.

Выполнение курсовой работы включает ряд этапов:


  • Выбор темы и изучение литературы;

  • Разработка структуры и содержания работы;

  • Сбор, анализ и обобщение материалов по теме;

  • Формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

  • Оформление работы;

  • Защита работы.

Такую же последовательность этапов включает и написание дипломной работы.

3. Цели и задачи дипломной работы
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для установления уровня теоретической и практической подготовленности выпускника к решению профессиональных задач проводится итоговая государственная аттестация, предусматривающая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломной работы) и сдачу государственного экзамена.

Выполнение дипломной работы нацелено на:



  • углубление, закрепление и систематизацию теоретических и практических знаний по специальности (направлению) «Журналистика» и применение этих знаний при решении практических и творческих задач, связанных с будущей работой выпускников в одной из сфер массово-информационной деятельности;

  • развитие навыков проведения самостоятельного анализа, формулирования выводов при рассмотрении социально-политических, экономических, юридических и других проблем междисциплинарного характера;

  • выявление степени подготовленности студентов к самостоятельной работе.

Дипломная работа по специальности (направлению) «Журналистика» может быть либо научно-исследовательской, либо профессионально-практической (творческой):

1. Научно-исследовательская. В работе анализируются актуальные проблемы истории, теории и практики журналистики (печати, телевидения, радиовещания, сетевых СМИ). Автор должен продемонстрировать умение выделить проблему, актуальную в определенной области журналистики, определить объект и предмет исследования, сформулировать его цели и задачи. Дипломник выполняет самостоятельное исследование по теме, систематизируя и анализируя имеющийся эмпирический материал и научную литературу, делая обоснованные выводы, используя базовые теоретические и практические знания, полученные в процессе общепрофессиональной и специально-профессиональной подготовки.

2. Профессионально-практическая (творческая). Работа может иметь две формы. Первая представляет собой комплекс (серию) публикаций в СМИ, объединенных общей темой и подготовленных выпускником за последний год обучения, и их теоретико-практическое осмысление. Выпускник должен продемонстрировать уверенные профессиональные навыки подготовки и анализа журналистских материалов, а также умение оценить проблемы и практику СМИ (включая свои публикации), используя в качестве исходной базы литературу вопроса и полученные общепрофессиональные и специально-профессиональные знания. Вторая форма - научно-практический проект (например, концепция и модель издания, программа его развития, исследование аудитории или текстов конкретного СМИ). Проект представляет собой самостоятельное эмпирическое исследование, имеющее прикладное значение. Критерии его оценки - научно-методическая обоснованность и реализация в редакционной практике.

Объем основной части дипломной работы (без источников, литературы и приложений) составляет 75-80 страниц для научно-исследовательских работ и 35-40 стр. для профессионально-практических (творческих) работ.

Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающей кафедрой. Студенты могут избрать и другие темы, не входящие в список тем, рекомендованных кафедрой, но при этом они должны представить соответствующие обоснования и согласовать это с кафедрой. Тема выпускной квалификационной работы должна соответствовать стандарту специальности (направления) «Журналистика», современному уровню развития науки, обладать признаками научной новизны, учитывать потребности редакционно-издательских учреждений.

При выборе темы студентам рекомендуется учитывать тематику их рефератов и научных докладов, опыт, накопленный при написании курсовых работ, актуальность темы и ее практическую значимость, место прохождения преддипломной практики.

Выбрав темы дипломных работ, студенты в начале второго семестра предпоследнего года обучения подают на кафедру заявление с просьбой утвердить тему дипломной работы и назначить научного руководителя. По желанию студенты могут указать и фамилии преподавателей, под руководством которых они хотели бы писать дипломные работы.

Кафедра утверждает избранные темы и назначает научных руководителей. Уточнение и изменение темы дипломной работы производится в порядке исключения только по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедрой.

В сроки, установленные кафедрой, но не реже, чем один раз в месяц студент-выпускник обязан отчитываться о ходе выполнения работы перед научным руководителем. Научный руководитель обязан детально ознакомить студента-выпускника с требованиями, предъявляемым к содержанию выпускных квалификационных работ.

4. Структура и содержание дипломной (курсовой) работы
Составление структуры научной работы - важный этап, от которого зависит четкость и логика раскрытия темы. Это сложный процесс и он должен осуществляться на всем протяжении подготовки работы. Поэтому студенту необходимо первоначально составить предварительный план и согласовать его с научным руководителем. В процессе работы план уточняется и в конечном итоге включается в оглавление.

Материал научной работы располагается в следующем порядке:



  • Титульный лист (см. приложения 1, 2)

  • Содержание (см. приложение 3)

  • Введение

  • Основная часть

  • Заключение

  • Список использованной литературы

  • Приложения

Во введении (3-4 страницы) отражается основная характеристика работы по следующим направлениям:

  • обоснование актуальности избранной темы;

  • цель и задачи исследования;

  • описание объекта и предмета исследования;

  • общий анализ источников и литературы;

  • методы исследования;

  • указание научной новизны и творческой самостоятельности.

Актуальность темы предполагает обоснование причин, которые вызвали необходимость данного исследования.

Цель и задачи исследования - это формулирование того, что необходимо достичь в ходе исследования (например, изучение научной литературы по выбранной теме; овладение специфическими методами исследования, систематизация знаний по какой-либо научной проблематике и т.д.). Количество задач не должно быть большим (от трех до шести, но не более). Задачи раскрывают цель и обусловливают структуру работы.

Объект и предмет исследования - это то, что непосредственно изучается в ходе дипломной (курсовой) работы. Объект указывает на то, что изучается в целом. Предмет вычленяется из объекта и являет собой ту часть, на которую непосредственно направлено исследование.

Общий анализ источников и литературы. Обзор источников и литературы позволяет продемонстрировать осведомленность в выбранном научном направлении и знание тех подходов, которые были предложены различными авторами по данной проблематике, показать степень изученности темы. Требования к обзору источников и литературы предполагают не только цитирование или пересказ авторской концепции, но и логику изложения материала, соответствие выбранной теме, целям и задачам исследования. Необходимо также указать и эмпирическую базу исследования.

Научная новизна. Исследование может носить познавательный характер и не претендовать на авторский научный вклад в исследуемой области. Можно ограничиться реферированием литературы по теме исследования, систематизацией накопленных знаний и умением их обобщить, сделать соответствующие выводы. Если работа носит исследовательский характер, то необходимо указать, что нового внесено в данное исследование, изложить конкретные аргументы, доказывающее данное утверждение.

Во введении также перечисляются использованные при написании работы методы исследования.

Отдельно выделяются во введении положения, выносимые на защиту.

В некоторых случаях рекомендуется писать введение после того, как будет готова основная часть работы, так как оно в процессе работы претерпевает значительные изменения. Целесообразно обозначить во введении в схематичном виде основные используемые в работе моменты или указать в контексте ссылки на материалы, предполагаемые включить во введение, а, после написания основной части работы, сформировать окончательный его текст.

Во введении должно присутствовать обоснование структуры работы.

В основной части излагается содержание темы. Основная часть состоит из 2-3 глав, каждая их которых делится на нескольких параграфов. Каждый из этих подэлементов заканчивается краткими выводами (обобщениями), обеспечивая органичный переход к следующему подэлементу. Каждое заглавие параграфа или главы должно быть кратким и информативным, соответствующим содержанию. В каждой главе рассматривается самостоятельный вопрос (аспект) исследуемой проблемы, в параграфах - отдельные части вопроса.

Один из разделов основной части дипломной (курсовой) работы (обычно первая глава), может быть посвящен изложению теоретического материала, анализу состояния дел в избранной научной тематике. Этот раздел содержит постановку проблемы, теоретические изыскания, собственные предположения. Этот вид деятельности даст возможность продемонстрировать то, что проблема действительно существует и ее изучение способствует росту профессиональных знаний, приобретению навыков научного исследования, удовлетворяет познавательный интерес, способствует личностному росту.

Второй раздел дипломной (курсовой) работы желательно посвятить практической (экспериментальной, эмпирической) работе. В нем содержится последовательное описание всех этапов данного исследования, а также его результаты.

Каждую главу рекомендуется разделить на 2-4 параграфа, раскрывающих сущность проблемы. Увеличивать число параграфов не следует, так как это приведет к поверхностной разработке отдельных вопросов или значительному превышению объема курсовой работы. Очень важно правильно распределить нагрузку на вопросы основной части. Первый параграф обычно связан с теоретическими и методологическими аспектами проблемы. Второй и третий посвящены анализу изучаемого феномена, выявлению его исторических, национальных, местных, иных особенностей, ранжированию и обоснованию проблем и т.д. При этом важно сохранить логическую связь между параграфами, последовательность раскрытия темы.

Заключение (1-2 страницы) представляет собой изложение результатов работы. В нем автор подводит итоги исследования, в соответствии с выдвинутыми во введении задачами, делает теоретические обобщения, формулирует выводы и практические рекомендации. Пишется заключение без ссылок.

Приведем в качестве примера стандартное начало: "Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: 1... 2... 3..." Выводы излагают авторскую концепцию.

В конце работы в определенной последовательности составляется список использованной литературы. Он представляет собой перечень всех статей, книг, отчетов и других источников (не менее 35 для курсовой работы и 60 для дипломной), использованных автором при выполнении работы. Данный раздел является самостоятельной частью работы.

Как правило, в дипломной (курсовой) работе дается приложение, (таблицы, схемы, диаграммы), расчеты, не вошедшие в основной текст. (материалы СМИ, включая собственные публикации, таблицы, графики, диаграммы, необходимы нормативные материалы и др.). Каждое приложение начинается с новой страницы (счет страниц продолжается по­сле списка литературы) и каждому приложению присваивается порядковый номер. Объем приложений не ограничен и не включается в обязательное количество страниц дипломной (курсовой) работы.

Перечень разделов работы определяется совместно с руководителем в ходе выполнения работы.

5. Алгоритмы поиска информации


Сбор, анализ и обобщение материалов по теме - это один из самых сложных и трудоемких этапов работы. Он требует ознакомления с большим числом источников, различными подходами и взглядами авторов, многообразием путей решения исследуемых вопросов. Рекомендуется сосредоточить внимание на основных источниках и подходах, которые в наибольшей степени отражают точку зрения и позицию студентов. В дальнейшем целесообразно их дополнять и другими.

Систематизация изученных источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

В самостоятельной работе студентам приходится использовать источники разных видов. Ориентироваться в потоке литературы помогают различные библиографические пособия. Прак­тически исчерпывающие сведения о текущей отечественной печатной продукции содержат издания государственной библиографии: "Книж­ная летопись", "Летопись журнальных статей", "Летопись газетных статей", "Летопись рецензий", "Летопись авторефератов диссертаций", "Летопись изоизданий" и др.

Особым видом библиографии является научно-вспомогательная библи­ография, назначение которой - содействие в научной работе и иной профессиональной деятельности. В ее создании большое место принадлежит Институту научной информации по общественным наукам (ИНИОН).

ИНИОН - научный центр, занимающийся под­готовкой научно-информационных материалов по всему спектру социаль­ных и гуманитарных наук. Выпускается свыше 30 сериальных рефератив­ных и специализированных изданий, библиографические указатели. Интерес может представлять библиографический указатель "Новая литература по социальным и гуманитарным наукам". Этот указатель охватывает, помимо монографий и статей, авторефератов и рецензий, материалы конференций и литературу, депонированную в ИНИОН. Издание оснащено авторским и предметным указателями, указателем использован­ных источников.

Для получения быстрых и оперативных справок необходимо пользоваться энциклопедиями. Значи­тельная часть подобных изданий сконцентрирована в фондах обществен­ных библиотек, причем поиск их по каталогам представляет известные трудности. Каждый студент должен уделить некоторое время изучению способов, как находить необходимую информацию. Целесообразное чтение тре­бует умелого пользования библиотекой.

Для поиска литературы, безусловно, необходимо использование каталогов и картотек. Система каталогов полностью отражает все, чем рас­полагает библиотека, поэтому следует ознакомиться с их содержанием, прежде чем обращаться к книжным полкам открытого доступа.

Алфавитный каталог, содержащий описание произведений печати в алфавите фамилий авторов, заглавий и наименований коллективных авторов (учреждений и организаций), дает возможность подобрать произве­дения определенного автора, установить наличие в библиотеке нужного издания.

Систематический каталог, в котором описания книг располагаются по отраслям знания и темам в логической последовательности, помогает в подборе литературы по теме. Наиболее сложный этап поиска здесь – формулировка темы, по которой необходима литература, так как один и тот же предмет можно назвать разными словами и словосочетаниями. Сформулировав запрос, следует обратиться к алфавитно-предметному ука­зателю (АПУ) к каталогу, который представляет собой картотеку наз­ваний предметов и понятий (предметных рубрик), расположенных в алфа­витном порядке, с указанием индексов тех разделов, где находятся кар­точки изданий по данным вопросам.

В крупных научных библиотеках ведутся также предметные каталоги, где описания книг расположены по содержанию, конкретным предметам, объектам изучения, но не в логической последовательности, как в сис­тематическом каталоге, а в алфавитном порядке предметных рубрик. Этот каталог удобен для подбора литературы по отдельным вопросам.

Для поиска журнальных и газетных публикаций используются имею­щиеся в библиотеке систематические картотеки статей. Материалы в картотеке располагаются по отраслям знания и темам, карточки послед­них публикаций ставятся на первое место, что позволяет находить наиболее актуальные материалы.

Необходимо отметить, что в настоящее время в большинстве крупных библиотек все каталоги и картотеки есть в электронном виде, что значительно облегчает работу с ними.

Практически неограниченные возможности для поиска информации представляет сеть Интернет. Надо только научится правильно искать эту информацию, и, прежде всего, научиться грамотно формулировать запрос для поисковой системы. Как известно, в хорошем вопросе содержится половина ответа. Искать и находить нужное в глобальных просторах Интернета — умение не только поисковой системы, но и пользователя, задающего запрос.

Вот какие советы по поиску информации дают специалисты поисковой системы Яндекс (http://yandex.ru/info/search2.html):



Проверяйте орфографию. Если поиск не нашел ни одного документа, то вы, возможно, допустили орфографическую ошибку в написании слова. Проверьте правильность написания. Если вы использовали при поиске несколько слов, то посмотрите на количество каждого из слов в найденных документах. Какое-то из слов не встречается ни разу? Скорее всего, его вы и написали неверно.

Используйте синонимы. Если список найденных страниц слишком мал или не содержит полезных страниц, попробуйте изменить слово. Например, вместо "рефераты" возможно больше подойдет "курсовые работы" или "сочинения". Попробуйте задать для поиска три-четыре слова-синонима сразу. Для этого перечислите их через вертикальную черту (|). Тогда будут найдены страницы, где встречается хотя бы одно из них. Например, вместо "фотографии" попробуйте "фотографии | фото | фотоснимки".

Ищите больше, чем по одному слову. Слово "психология" или "продукты" дадут при поиске поодиночке большое число бессмысленных ссылок. Добавьте одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой. Например, "психология Юнга" или "продажа и покупка продовольствия". Рекомендуется также сужать область вопроса.

Не пишите большими буквами. Начиная слово с большой буквы, вы не найдете слов, написанных с маленькой буквы, если это слово не первое в предложении. Заглавные буквы в запросе рекомендуется использовать только в именах собственных.

Используйте ссылку «найти похожие документы». Если один из найденных документов ближе к искомой теме, чем остальные, нажмите на ссылку "найти похожие документы".

Используйте знаки "+" и "-". Чтобы исключить документы, где встречается определенное слово, поставьте перед ним знак минус. И наоборот, чтобы определенное слово обязательно присутствовало в документе, поставьте перед ним плюс. Обратите внимание, что между словом и знаком плюс-минус не должно быть пробела. Например, если вам нужно описание Парижа, а не предложения многочисленных турагентств, имеет смысл задать такой запрос "путеводитель по Парижу -агентство -тур". Плюс стоит использовать в том случае, когда нужно найти так называемые стоп-слова (наиболее частотные слова русского языка, в основном это местоимения, предлоги, частицы).

Конечно же, будущий журналист при написании курсовой и дипломной работы должен обращаться к профессиональным сайтам. Приведем здесь электронные адреса некоторых из них:

Профессиональные организации на рынке теле- и радиометрии, структуры, занимающиеся мониторинговым измерением аудитории СМИ:
1) Группа компаний TNS (Taylor Nelson Sofres)

http://www.tns-global.ru/rus/index.wbp

2) Mediaresearch

http://www.admarket.ru/tv/news/11777

3) TNS Gallup Media

http://www.tns-global.ru/rus/index.wbp

4) Комкон

http://www.comcon-2.kz/

5) Ромир

http://www.romir.ru/

6) Телерейтинг

http://www.dotsmedia.ru/news/2003/mediadom/08/25aug_telerating.html

7)Центр социологических исследований Министерства Высшего и профессионального образования

http://www.informika.ru/windows/goscom/cinorgan/socio/first_pg.html

8) Фонд "Общественное мнение".

http://www.fom.ru/

9) Исследовательская компания «СОЦИС» (SocisMR Russia)

http://socismr.com/

10) Агентство PR-Effect

http://www.pr-effect.ru

11) Агентство Pro-Vision Communications

http://www.pvc.ru/

12) Институт Гэллапа по исследованию общественного мнения

http://www.gallup.com/

13) Ресурсы фонда "Общественное мнение"

http://www.fom.ru/

14) European Institute for Media- аналитические обзоры по медиа и коммуникации

http://www.eim.org/

15) Vanderbilt Television News Archive ресурс для изучения средств массовой информации

http://tvnews.vanderbilt.edu/



Профессиональная периодика средств массовой коммуникации:
1) Журнал "Журналист"

http://journalist.kharkov.org/

2) Журнал «MASSMEDIA. XXI век»

http://www.media-21vek.ru/

3)"Рекламные Идеи – Yes!”

http://www.es.ru/

4) Мир Медиа XXI

http://www.npi.ru/mirmedia/

5) Журнал "Индекс/Досье на цензуру"

http://index.gdf.ru

6) Советник

http://www.sovetnik.ru/

7) Среда

http://www.internews.ru/sreda

http://www.medialaw.ru/

8) Сообщение - журнал для PR-специалистов

http://www.soob.ru/

9) Connect!

http://www.connect.ru/

10) Приемы журналистики & public relations

http://www.PR-chance.kiev.ua

11) Пресс-служба

http://www.press-service.ru/
Медиаобразование:
http://edu.of.ru/mediaeducation 

http://www.mediaeducation.boom.ru 


http://mediareview.by.ru/mediaeng.htm  
http://www.medialiteracy.boom.ru
http://www.mediaeducation.ru/publ/fedorov.shtml 

Публичная интернет-библиотека (база данных СМИ):

http://www.public.ru/1.asp


Библиотека Центра экстремальной журналистики

http://library.cjes.ru/online/


Российские новостные сайты

http://www.smi.ru

http://www.gazeta.ru

http://www.lenta.ru

http://www.vesti.ru
Национальная служба новостей Информационное агентство "Интегрум-Техно"

http://www.nns.ru./


"Атлас телевидения и радио" на сайте "Интерньюс" - крупнейшая база данных российского регионального телерадиовещания.

http://www.atlas.internews.ru


Ссылки на страницы и сайты телесетей и телекомпаний, которые можно найти в Интернете

http://www.internews.ru/stations/index.html


Ссылки на страницы и сайты радиостанций, которые можно найти в Интернете

http://www.internews.ru/stations/radio.html


Агентство Журналистских Расследований

http://www.investigator.spb.ru


Журналистика: вчера, сегодня, завтра

http://meltingpot.fortunecity.com/wisconsin/903

Коллекция ссылок на статьи и материалы по журналистике.
Internews Russia

http://www.internews.ru/

Ежедневные новости, комментарии законодательства о СМИ, рейтинги ТВ передач, web - страницы региональных телекомпаний.
Центр "Право и средства массовой информации"

http://www.medialaw.ru/


6. Оформление результатов работы
Не следует приступать к окончательному оформлению реферата, курсовой и дипломной работы сразу же после (или в процессе) сбора и обработки материала. Полезно еще раз продумать содержание всей работы в соответствии с планом и фактическими результатами исследования. Только после этого надо начинать оформление.
Общие требования к оформлению работы
Текст работы печатается на одной стороне листа формата А-4 (210х297мм). И реферат, и курсовая, и дипломная работа выполняется в текстовом режиме Word, шрифт Times New Roman, кегль № 14. Текст располагается на листе, при соблюдении следующих правил:

  • Поля в параметрах страницы: верхнее– 2 см; нижнее - 2,5 см; левое - 3 см; правое – 1 см;

  • название разделов набираются прописными буквами жирным шрифтом № 16;

  • название подразделов набираются прописными буквами жирным шрифтом № 14;

  • сокращения слов и словосочетаний употребляются в соответствии с ГОСТом;

  • заголовки разделов основной части курсовой работы располагаются в середине строки без точки в конце и печатаются прописными буквами, не подчеркивая. Каждый раздел начинается с новой страницы;

  • заголовки разделов и пунктов начинаются с абзацного отступа и печатаются с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце. Заголовок, имеющий несколько предложений, разделяется точками. Переносы в заголовках не допускаются;

  • между названием раздела и предшествующим текстом делается отступ в три «одинарных» интервала, между названием раздела и последующим текстом - в два «одинарных» интервала;

  • между названием подраздела и предшествующим текстом делается отступ в два «одинарных интервала», между названием подраздела и последующим текстом - в один «одинарный» интервал;

  • пункты и подпункты основной части начинают писать с абзацного отступа.

Знаки: (% ), (+ ), (- ), (< >) ставятся только при цифрах и в таблицах, а в остальных случаях пишутся словами. Работа должна быть пронумерована от первой (титульный лист) до последней страницы (приложения).
Нумерация страниц
Страницы нумеруются арабскими цифрами, при этом необходимо соблюдать сквозную нумерацию по всему тексту. Страницы проставляются в правом верхнем углу или по центру нижнего поля страницы. Титульный лист и содержание (оглавление) включаются в общую нумерацию страниц всей работы, но номер страниц на этих листах не печатается. Иллюстрации, таблицы, диаграммы, рисунки и т.д., расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц всей работы и, как правило, размещаются в приложении.

Разделы, подразделы и пункты работы нумеруются арабскими цифрами, имеют порядковую нумерацию в пределах основной части курсовой работы и обозначаются арабской цифрой с точкой. Например, 1., 2., 3. и т. д.

Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. Номер пункта включает номер раздела, подраздела и порядковый номер пункта, разделенные точкой. Пример, 1.1., 1.2., 1.3 или 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. и т.д.

Если раздел имеет один подраздел или подраздел только один пункт, то нумеровать подраздел (пункт) не следует.


Иллюстрации
Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, отделяя от текста пустой строкой сверху и снизу.

На все иллюстрации обязательно должны быть даны ссылки в данной работе.

Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над ней центрированным или флаговым способом без подчеркивания и точки в конце (одинаково по всей курсовой работе). При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные.

Иллюстрация обозначается словом «Рис.», которое помещают после поясняющих данных и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы после слова «Рис.». Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рис.» под ней не пишут.


Таблицы
Весь цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицы следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице, отделяя от текста сверху и снизу пустой строкой (2-4 интервала).

На все таблицы должны быть ссылки в работе.

Таблицы нумеруют арабскими цифрами. Номер размещают в правом верхнем углу над заголовком таблицы.

Если в работе одна таблица, то ее не нумеруют и не подписывают.

Тематический заголовок таблицы располагается в центре без подчеркивания. Точку в конце заголовка не ставят.
Приложения
Приложения оформляют на последних страницах научной работы и располагают в порядке появления на них ссылок в тексте.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ».

Если в работе более одного приложения, то их нумерация осуществляется арабскими цифрами и печатается после слова «ПРИЛОЖЕНИЕ».

Если текст приложений разбит на разделы, пункты, то они нумеруются в пределах каждого приложения. Так же поступают с иллюстрациями и таблицами.


Правила сокращения слов и словосочетаний
Применение сокращенных словосочетаний регламентируется ГОСТ 7.12-93 – «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке». Кроме того, имеются общепринятые правила сокращения слов и выражений, применяемые при написании курсовых работ, рефератов, диссертаций, статей. При этом используются следующие способы:

  • Пишут лишь первые буквы слова (например, "гл." - глава, "св." -святой, "ст." - статья).

  • Оставляют лишь первую букву слова (например, век - "в", год -"г").

  • Оставляют только часть слова без окончания и суффикса (например, "абз." - абзац, "сов." - советский).

  • Пропускают сразу несколько букв в середине слова, а вместо них ставят дефис (например, университет - "ун-т", издательство - "изд-во").

Студенты должны также быть внимательны при использовании и таких трех видов сокращений, как буквенные аббревиатуры, сложносокращенные слова, условные географические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов.

Такими аббревиатурами удобно пользоваться, так как они составляются из общеизвестных словообразований (например, "ВУЗ", "профсоюз"). Если необходимо обозначить свой сложный термин такой аббревиатурой, то в этом случае ее следует указывать сразу же после данного сложного термина. Например, "средства массовой информации (СМИ)". Далее этой аббревиатурой можно пользоваться без расшифровки.

При написании курсовой и дипломной работы студент должен соблюдать общепринятые графические сокращения по начальным буквам слов или по частям таких слов: "и т.д." (и так далее), "и т.п." (и тому подобное), "и др." (и другое), "т.е." (то есть), "и пр." (и прочее), "вв." (века), "гг." (годы), "н.э." (нашей эры), "обл." (область), "гр." (гражданин), "доц." (доцент), "акад." (академик). При сносках и ссылках на источники употребляются такие сокращения, как "ст.ст" (статьи), "см." (смотри), "ср." (сравни), "напр." (например), "т.т." (тома).

Следует иметь также ввиду, что внутри самих предложений такие слова, как "и другие", "и тому подобное", "и прочее", не принято сокращать. Не допускаются сокращения слов "так называемый" (т.н.), "так как" (т.к.), "например" (напр.), "около" (ок), "формула" (ф-ла).



Ссылки и сноски
Библиографическая ссылка - это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его части), необходимых для его общей характеристики и поиска. Библиографическая ссылка описывает в первую очередь произведение цитируемое. Латинское слово «cito» означает: цитирую, привожу в качестве свидетельства (дословная выдержка из текста какого-либо произведения). В России разрешено цитировать чужой текст (обязательно со ссылкой) объемом до 300 знаков.

Сноска – это более широкое понятие, это не только библиографическая ссылка, но и вспомогательный текст, примечание, помещаемый под основным текстом на полосе. Она печатается более мелким шрифтом, отделяется от текста пробелом и соединяется с нужным местом цифрой.

Цитируемый текст заключается в кавычки. Его нельзя искажать, необходимо воспроизводить точно. Сокращения (можно пропускать отдельные фразы и слова, заменяя их многоточием) не должны изменять сути взглядов.

Цитировать можно и не по первоисточнику. Если источник недоступен, то опосредованное цитирование оформляется так:



Цит. по: Далее следует описание книги, из которой заимствована цитата.

Можно расковычить цитату, воспроизвести ее косвенной речью. В таком случае в ссылке приводится то же библиографическое описание рассматриваемого произведения.

Внутритекстовый способ оформления ссылки (в скобках внутри предложения) довольно неудобен. Чаще используется подстрочное размещение ссылок. Этот вид ссылок не загромождает основной текст и облегчает его прочтение. Подстрочные ссылки дают возможность без особого труда судить об источниках курсовой работы.

Ссылки имеют общую нумерацию из арабских цифр в пределах каждой отдельной страницы. С местом текста ссылка связывается порядковым номером цифры. Если ссылки на один и тот же источник следуют непрерывно, используется форма "Там же".

При ссылке на документ в целом указывают общее количество его страниц. При цитировании части документа или фрагмента указывают соответствующую страницу в соответствии с правилами библиографического описания после точки с прописной буквы.

Ссылки на разделы, подразделы, подпункты, иллюстрации, таблицы, приложения следует указывать в соответствии с их порядковым номером. Например: “… в разд.4”, “…по п.3.3.4”, “… в подпункте 2.3.4.1, перечисление 3 “ , “… по формуле (3)” , “…на рис.8 “ , “ … в прил.6”.

Если в работе одна иллюстрация, одна таблица, один рисунок и т.д., то в ссылках следует писать «на рисунке», «в приложении».

При оформлении ссылки на материалы из Интернета нужно по возможности максимально следовать таким же требованиям, как и при оформлении библиографии печатных работ. При описании и цитировании отдельных Web-страниц наибольшие трудности вызывает идентификация автора. Если автор указан в начале или конце текста, описание может быть выполнено под его фамилией. В случае отсутствия этих данных, допустимо указывать название сайта (организацию или сетевой проект), на котором размещен источник в качестве коллективного автора. Это не всегда корректно, однако, придает документу более законченный вид.

Заглавие документа берется из названия web-страницы или, при отсутствии необходимых данных в названии, – непосредственно с основного экрана. Библиографическое описание web-страницы включает следующие обязательные элементы: Автор. Заглавие страницы. [Указание типа документа]. (Электронный адрес (URL). Дата обращения. Например: Hendl, K. Internet resources for nursing students. The Nursing Page [Electronic resource] / K. Hendl. - http: //www.carney.edu/nursing/index.html.(2005, October 12)
Библиографическое оформление работы
Список литературы и ссылки оформляются по определенным правилам в соответствии с последними государственными стандартами: ГОСТ 7.80 – 2000 «Библиографическая запись. Заголовок» и ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (введен в действие с 1 июля 2004 г.).

Библиографическая запись в списках литературы состоит из заголовка и библиографического описания. Заголовок библиографической записи содержит фамилию первого автора и его инициалы, либо название коллективной организации, от имени которой опубликовано издание. В заголовке может быть приведено имя первого составителя, редактора, переводчика. Заголовок – это имя лица, несущего интеллектуальную ответственность.

В заголовке библиографической записи должно указываться имя только одного, первого автора. При этом имена одного, двух и трех авторов обязательно приводятся в сведениях об ответственности. Это касается как книг, так и статей.

После заголовка следует библиографическое описание. Краткое библиографическое описание состоит из следующих элементов:




  1. Заголовок описания.

  2. Область заглавия и сведений об ответственности (сведения об авторах, составителях, редакторах, переводчиках, авторах-организациях и т.д.)

  3. Область выходных данных (Место издания: Название издательства, Дата издания)

  4. Область физической характеристики (объем документа). Например:

120 с. (для книги)

С.5-18 (для статьи)

2 электрон. опт. диска (для электронных ресурсов)

5 т. (для многотомных изд.).

Каждому элементу описания предшествует свой знак:


  • Сведениям, относящимся к заглавию, предшествует знак двоеточие.

  • Сведениям об ответственности предшествует знак косая черта, если они указаны на титульном листе. Если какие-то сведения берутся с оборота титульного листа, то их заключают в квадратные скобки.

Главным источником информации для составления библиографического описания является титульный лист, титульный экран, этикетка и наклейка. Библиографические сведения указывают в описании в том виде, в каком они даны в источнике информации.

Недостающие, уточняющие сведения, а также полностью отсутствующие необходимые данные формулируют на основе анализа документа. Сведения, сформулированные на основе анализа документа, во всех областях описания, приводят в квадратных скобках.



Основное заглавие приводят в том виде, в каком оно дано на титульном листе. Если оно отсутствует, его формулируют на основе анализа издания и заключают в квадратные скобки. Общее обозначение материала приводят сразу после основного заглавия с прописной буквы в квадратных скобках на языке описываемого документа. Для обозначения класса материала используют следующие термины:

  • видеозапись (videorecording)

  • звукозапись (sound recording)

  • комплект (kit)

  • мультимедиа (multimedia)

  • рукопись (manuscript)

  • текст (text)

  • электронный ресурс (electronic resource)



Образцы библиографического описания


  • Описание книги одного автора. Библиографическая запись производится под заголовком. В заголовке приводится имя одного (1-го) автора. В сведениях об ответственности имя автора повторяется. Если в заголовке инициалы нужно проставлять после фамилии автора, то в сведениях об ответственности они должны быть проставлены перед фамилией.

  • Ким М. Н. Новостная журналистика. Базовый курс: Учеб. [Текст] /М. Н. Ким-СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2005.- (Библиотека профессионального журналиста).- 349 с.




  • Описание книги двух, трех авторов. Библиографическая запись производится под заголовком. В заголовке приводится имя (фамилия и инициалы) одного, первого автора. Имена всех авторов приводятся в сведениях об ответственности, за косой чертой.

  • Мельник, Г.С. Методы журналистики [Текст] /Г.С. Мельник, М.Н. Ким – СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2006 – 271 с.




  • Описание книги четырех и более авторов: Библиографическая запись производится под заглавием (первым элементом записи является основное заглавие книги, а не заголовок). В сведениях об ответственности приводится имя первого автора с добавлением в квадратных скобках сокращения «и др".

  • Реклама и связи с общественностью [Текст]: Учеб. пособие для студентов отд. журналистики / С.А. Глазкова [и др.]; [Отв. Ред. А.Д. Кривоносов, М.А. Шишкина]; С-Петерб. гос. ун-т, Факультет журналистики. – СПб: СПб гос. ун-т, 2004. – 225 с.




  • Описание материалов конференций, совещаний, семинаров:

  • Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. 20-21 апр. 2005 г. [Текст]: Тезисы [межвузовской] научно-практической конференции / [Под ред. В.И. Конькова]; С-Петерб. гос. ун-т , Факультет журналистики. – СПб.: [Роза мира], 2005. – 396 с.




  • Описание отдельного тома многотомного издания:

  • Грейвз, Р. Собрание сочинений [Текст]. В 5 т. Т. 1. Я, Клавдий / Р. Грейвз. - М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. - 394 с.




  • Описание составной части книги, сборника:

  • Вартанова, Е.Л. Современная медиаструктура / Е.Л. Вартанова // Средства массовой информации постсоветской России [Текст] / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2002. – 303 с.




  • Описание главы из книги:

  • Панфилова, А.П. Коммуникативные барьеры [Текст] / А. П. Панфилова // Деловая коммуникация в профессиональной деятельности : Учеб. пособие / А.П. Панфилова. - 2-е изд. - СПб., 2004. - Гл. 5. - С. 49-75.




  • Описание статьи из журнала:

  • Шишкина, М. Журналистское образование нуждается не в «косметике», а в капитальном ремонте [Текст] / М. Шишкина // Massmedia XX1 век – 2006. - № 1-2. – С. 53-58.




  • Описание статьи из газеты:

  • Шаманаева, А. Смена идеалов [Текст] / А. Шаманаева // Rеакция. – 2005. – 10-20 ноября (№ 28(30)). – С. 2.




  • Описание автореферата диссертации:

  • Богдадьев, А.С. Политико-правовой статус СМИ в системе информационной безопасности Росии [Текст]: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.10 / А.С. Богдадьев – СПб., 2005. - 18 с.




  • Описание библиографических и методических пособий:

  • Пую, А.С. Подготовка и защита дипломных и курсовых работ [Текст]: Методическое пособие / А.С. Пую; СПб гос. Ун-т; Факультет журналистики. – СПб, 1998. – 25 с.




  • Описание законодательных актов:

  • Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.




  • Описание электронного ресурса:

  • Управление PR [Электронный ресурс]: Инструменты руководителя. – М.: ИД Равновесие, 2004. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Расположение материала в списке литературы

Наиболее применимы следующие способы расположения литературы:

1. Алфавитный: по строгому алфавиту фамилий авторов и заглавий произведений, если автор не указан. Если указано несколько работ одного и того же автора, то алфавитный порядок учитывает название его работ. Если в публикации имя конкретного автора не указано, то в общем алфавитном порядке учитывается начальная буква названия публикации.

2. По видам источников. План группировки при этом следующий:

1) Источники:

а) неопубликованные: архивные материалы

б) опубликованные: сборники документов и материалов, статистические справочники, мемуары (располагаются по алфавиту).

2) Литература:

а) отечественные издания: в алфавитном порядке;

б) зарубежные издания: в алфавитном порядке.

Книги от статей не отделяются. Списки литературы желательно нумеровать. Наиболее правильным названием для списка является:


  • Список использованной литературы;

  • Использованная литература;

  • Литература;

  • Список литературы;

  • Источники и литература.

«Библиографией» можно называть лишь такой список, который гарантирует максимальный охват изданий. Чаще всего составляются "Списки использованной литературы".

К оформлению списка следует подходить очень внимательно, т.к по нему судят, насколько серьезно автор относится к выполнению работы, как он ориентируется в источниках и литературе по исследуемой теме, что послужило основой для его собственных рассуждений и выводов.



7. Защита курсовой и дипломной работы

Условием получения оценки по курсовой и дипломной работе является не только подготовка текста, но и устная защита.


Защита курсовой работы

Курсовая работа должна быть написана и защищена в установленные сроки. Студент, не защитивший курсовую работу в срок, считается имеющим академическую задолженность и не переводится на следующий курс обучения.

К защите допускается готовые работы - окончательный вариант, исправленный на основании замечаний руководителя. Защита проводится как на практических занятиях, так и во внеурочное время. На защите присутствуют студенты из группы, руководитель работы. Возможно присутствие представителей деканата, преподавателей кафедры.

Курсовая работа не допускается к защите, если:



  • она не носит самостоятельного характера, текст списан у других авторов и не авторизован;

  • основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно;

  • в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно.

Защита курсовой работы имеет целью выявить глубину и самостоятельность знаний студента по избранной теме. На защите студент должен хорошо ориентироваться в представленной работе, отвечать на вопросы как теоретического, так и практического характера, относящиеся к теме работы.

Защита курсовых работ проходит по следующему плану:



  • доклад студента (в котором излагаются основные положения защищаемой работы);

  • ответы на вопросы по теме и ходу защиты работы;

  • выступление научного руководителя;

  • заключительное слово студента.

Доклад для публичной защиты (8-10 минут) должен быть тщательно подготовлен. После краткого вступления, в котором подчеркиваются задачи работы и степень самостоятельности в ее выполнении, следует переходить к существу работы и основным выводам. Для повышения эффективности желательно использование презентаций PowerPoint и мультимедийного проектора. Ответы на вопросы в ходе защиты должны быть краткими и четкими без повторения того, что было сказано во время доклада. В заключительном слове даются ответы на замечания.

При подведении итогов курсовой работы учитывается:



  • последовательность и полнота изложения материала;

  • правильность тех или иных положений путем обобщения фактического материала;

  • степень самостоятельности студентов в процессе работы над темой;

  • ответы на вопросы и др.

Результаты курсовой работы оцениваются по шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Лучшие курсовые работы могут быть рекомендованы к участию в конкурсах научных работ, к опубликованию в научных изданиях



Представление к защите дипломной работы
Завершенная квалификационная работа подписывается дипломником и сдается научному руководителю. Работа представляется в стандартной (непрозрачной) папке для дипломных работ в сброшюрованном виде.

Научный руководитель оценивает степень готовности представленной ему дипломной работы и ставит вопрос о проведении предзащиты.

Предзащита призвана дать оценку степени подготовленности дипломной работы к защите. В ходе предзащиты даются рекомендации по доработке квалификационной работы. Обязательным является присутствие научного руководителя.

Научный руководитель дает письменный отзыв о работе студента-выпускника /без оценки/, в котором отмечает актуальность темы, ее практическую значимость, глубину рассмотрения и соответствие содержания теме, целям и задачам работы, проявленные способности, правильность выводов и степень их обоснованности, полноту рассмотрения темы, проработки источников и литературы, правильность оформления научно-справочного материала, соответствие работы требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и дает рекомендацию о возможности постановки работы на защиту.

При положительном решении руководитель подписывает дипломную работ и вместе с отзывом передает на утверждение заведующему кафедрой не позднее, чем за 14 дней до защиты. В случае несоблюдения студентом установленных сроков представления выпускных работ он не допускается к защите в текущем учебном году.

Заведующий кафедрой, на основании представленных материалов, решает вопрос о допуске дипломника к защите, делая соответствующую запись на выпускной квалификационной работе.

Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, направляется заведующим кафедрой на рецензирование не позднее, чем за 6 дней до защиты. После рецензирования никакие исправления в работе уже не допускаются.

Рецензенты подбираются из числа преподавателей СПбГУ и сторонних организаций и утверждаются решением заведующего выпускающей кафедры.

Рецензент не позднее, чем за 2 дня до защиты, представляет в ГАК развернутую рецензию. В тот же срок рецензент должен ознакомить студента с содержанием рецензии.

В рецензии отмечается актуальность и практическая значимость работы, обоснованность цели и задач, ее структура, полнота использования источников и литературы, глубина проведенного анализа, соответствие содержания теме, целям и задачам работы, наличие элементов самостоятельного анализа, правильность оформления научно-справочного материала, стиль изложения материала, правильность и обоснованность выводов, к которым пришел автор в процессе рассмотрения проблематики дипломной работы.

Рецензент указывает в рецензии свою оценку дипломной работы по шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Получение отрицательной рецензии не лишает студента права защищать дипломную работу.

В процессе защиты рецензент доводит свой отзыв до сведения Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Присутствие рецензента на защите, как правило, обязательно.

Студент допускается к защите дипломной работы в Государственной аттестационной комиссии, если им полностью выполнен учебный план, при наличии отзыва руководителя, подписи заведующего кафедрой на титульном листе дипломной работы и рецензии о соответствии дипломной работы установленным требованиям.

Студент, получивший на государственном экзамене по специальности неудовлетворительную отметку, к защите дипломной работы не допускается.


Документы, предоставляемые на защиту дипломной работы

Дипломником представляются на защиту следующие документы:


1. Зачетная книжка.

2. Полностью оформленная дипломная работа, содержащая:



  • стандартный титульный лист (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3);

  • текст дипломной работы с оглавлением, списком использованной литературы и приложениями;

  • отзыв руководителя (вкладывается);

  • рецензию (вкладывается);

  • аннотацию (вкладывается).

По желанию студента в Государственную аттестационную комиссию могут быть представлены различные материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной дипломной работы. Например, документы, указывающие на практическое применение работы, печатные статьи и тезисы докладов по теме работы.
Процедура защиты дипломных работ
Процедура защиты дипломной работы предусматривает:

  • представление председателем ГАК защищающегося студен­та, оглашение темы работы;

  • доклад студента по материалам работы в течение 10-15 минут с ак­центом на собственные исследования и результаты (использование презентаций PowerPoint во время выступления является обязательным);

  • оглашение отзыва рецензента и дискуссия по отзыву;

  • дискуссия с членами ГАК;

  • оглашение отзыва руководителя;

  • заключительное слово защищающегося (1-2 минуты с ак­центом на те моменты дискуссии, которые, по мнению студента,
    нуждаются в уточнении).

Средняя продолжительность защиты одного студента — 20— 35 минут, но жестко это время не устанавливается и определяет­ся председателем ГАК.

По окончании всех запланированных на данное заседание


защит ГАК проводит закрытое совещание. На него могут быть
приглашены руководители и рецензенты. На совещании опреде­ляются оценки каждого из защищавшихся по шкале «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Завершается заседание ГАК оглашением ито­гов работы — сообщением председателя ГАК о присвоении ква­лификации и оценок квалификационных работ. Эта часть засе­дания ГАК является открытой.

После окончания работы ГАК защищенные квалифика­ционные работы регистрируются и сдаются для хранения выпус­кающей кафедре.

Студенты, не явившиеся на заседание ГАК по уважитель­ной причине, могут по решению деканата защищать свои работы на следующих заседаниях ГАК. Если план заседаний ГАК в дан­ном семестре исчерпан, то решением заведующего кафедрой в согласованное время назначается внеплановое заседание ГАК.

Апелляции по выставленным оценкам не принимаются.
Основные критерии оценки дипломной работы:


  • актуальность темы выпускной работы;

  • практическая значимость;

  • самостоятельность, творческий характер изучения темы;

  • обоснованность сделанных автором выводов и предложений;

  • соответствие содержания работы теме, целям и задачам, сформулированным автором;

  • глубина раскрытия темы и междисциплинарность подхода к рассмотрению проблемы (наличие в содержании работы анализа проблемы с позиций исторической, политической, экономической, юридической и других наук);

  • грамотный стиль изложения;

  • правильность оформления и полнота научно-справочного материала, использование литературы на иностранных языках;

  • умение ориентироваться в проблемах исследуемой темы, особенно в проблемах защиты выпускной работы (содержание и форма вступительного и заключительного выступлений, ответы выпускника на поставленные вопросы).

В заключение сформулируем несколько советов по использованию визуальных эффектов презентаций PowerPoint для усиления речи на защите курсовой и дипломной работы.


Использование визуальных эффектов презентации:

  • Добавляет ясности и яркости вашей речи

  • Помогает слушателям легче воспринимать информацию

  • Вызывает более сильный интерес к выступлению и производит большее впечатление на аудиторию

  • Увеличивает доверие к говорящему.

Планирование презентации:



  • Продумайте Вашу речь заранее

  • Определите, чтобы вы хотели проиллюстрировать с помощью PowerPoint: определения, графики, таблицы, диаграммы и т.д.

  • Напишите для себя короткие подсказки, которые вы сможете использовать, демонстрируя слайды

  • Прорепетируйте заранее вашу речь с использованием PowerPoint

Использование цветовых эффектов:



  • Используйте светлый текст на темном фоне

  • Используйте ограниченное число цветов

  • Используйте один цвет для заголовков и другой цвет для текса

  • Используйте цвета постоянно

Использование пространства:

  • Не пытайтесь поместить много материала на один слайд

  • Старайтесь ограничиваться в каждом слайде шестью линиями текста

Использование шрифта:

  • Используйте шрифты, которые хорошо читаются

  • Избегайте декоративных шрифтов

  • Не пишите весь текст БОЛЬШИМИ БУКВАМИ

  • Используйте ограниченное число шрифтов

  • Используйте постоянно один размер шрифта для заголовка, подзоголовка, текста и т.д.

  • Используйте достаточно большой размер шрифта, чтобы его было ясно видно с экрана: 44 кегль для заголовков и 32 кегль для текста

Использование анимации:

  • Анимация позволит вам манипулировать текстом и добавить движения статичному материалу

  • Однако, используйте анимацию с осторожностью, поскольку она может не совпадать с содержанием вашего выступления

Во время выступления:

  • Выступление не должно быть простым чтением с экрана,  оно должно дополнять и раскрывать ключевые моменты, представленные на слайдах.

  • Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией, когда показываете очередной слайд, используйте богатство интонаций

  • Не говорите, отвернувшись к экрану

  • Не закрывайте экран своим телом

  • Будьте готовы выступать без PowerPoint в случае технических проблем


Рекомендуемая литература
1. ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. – Взамен ГОСТ 7.1–84, ГОСТ 7.16–79, ГОСТ 7.18–79, ГОСТ 7.34–81, ГОСТ 7.40–82; введ. 2004–07–01. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – III, 48 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

2. ГОСТ 7.80–2000. Библиографическая запись. Заголовок. – Введ. 2001–07–01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. – III, 8 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

3. ГОСТ 7.12–93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. – Взамен ГОСТ 7.12–77; введ. 1995–07–01. – М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 1995. – III, 17 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

4. Алиев, Т.А. Академические работы в вузах: практическое руководство для студентов, магистрантов и аспирантов [Текст] / Алиев Т.А., Заболотская Т. А. – СПб., 2003.

5. Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат [Текст] / Ю.Г. Волков.- Ростов-н/Д, 2001.

6. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления [Текст] / И.Н. Кузнецов.- М., 2002.

7. Эко, У. Как написать дипломную работу [Текст] / У. Эко. - М., 2001.

Приложение 1

Титульный лист курсовой работы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет журналистики

Кафедра современной периодической печати



РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА В ГАЗЕТЕ: ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Курсовая работа

студента 4 курса ОЗО

Сидорова Николая Ивановича

Научный руководитель:

к.ф.н., доц. Иванов Л.В.

Санкт-Петербург

2007



Приложение 2

Титульный лист дипломной работы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет журналистики

Кафедра теории речевой деятельности и языка массовой коммуникации


ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ В СИСТЕМЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ


Дипломная работа

(Дипломный проект)

студентки 4 курса дневного

отделения направления

«Журналистики»

Петровой Ольги Ивановны

Научный руководитель:

доктор филологических наук,

профессор

Иванова Наталья Ивановна

Санкт-Петербург

2007
Приложение 3
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..…..3




Глава 1. Массовая коммуникация как система…………………………………..6


1.1. Массовая коммуникация как предмет исследования: общетеоретические проблемы……………………………………………………………………….…..6

1.2. Публицистическая коммуникация в системе массовой коммуникации……………………………………………………………………..18


Глава 2. Публицистический текст в коммуникативном аспекте………………30


    1. Основные подходы к исследованию текста…………………………… 30

2.2. Функции публицистического текста……………………………………… 43

2.3. Динамика публицистического текста …………..……………………… 55


Заключение…………………………………………………………………………68

Список использованной литературы……………………………………………...71

Приложение

О.Г. ФИЛАТОВА

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА

КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Методическое пособие

для студентов специальности (направления) "Журналистика"

Подписано в печать . Формат

Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Печать офсетная.

Усл. печ. л. . Тираж ……экз. Заказ


Отпечатано в Лаборатории оперативной печати

факультета журналистики

Санкт-Петербургского государственного университета



199034, Санкт-Петербург, В.О., 1-я линия, д. 26
ч. 1