Организация территориального общественного самоуправления

ч. 1 ... ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. 5 ч. 6 ч. 7

1.3.4. Учёба кадров территориального общественного самоуправления.

1. Учеба кадров исполнительных органов самоуправляемых местных сообществ проводится регулярно, как в рамках собраний ACT (2 раза в месяц), так и на специализированных семинарах и курсах. Только в 2001-2007гг. было проведено более 30 семинаров, в том числе 8 в гг.Энгельс, Балаково, Балашов по различной тематике: земельные отношения, Земельный кодекс, муниципальный заказ на конкурсной основе формирование тарифов, реализация прав граждан на дотации, возмещение затрат, льготы и субсидии в жилищной сфере, административное право в вопросах потребительского рынка, строительства, благоустройства и санитарного содержания территорий, Жилищный и Гражданский кодексы, жилищно-коммунальная реформа, товарищества собственников жилья, передача отдельных полномочий администрации города КТОСам и выделение для их реализации необходимых материальных и финансовых средств, налогообложение и бухгалтерский учет.

2. В 2001-2007 гг. проведена по программам, подготовленным ACT, учеба кадров КТОСов и ТСЖ по курсам: «Управление НКО» - 24 часа, 2 группы, всего 45 человек, «Основы компьютерной технологии» - 24 часа, 8 групп, всего 51 человек, «Бухгалтерский учет и налоги» - 24 часа, 3 группы, всего 46 человек, «Роль КТОСов в решении проблем сообщества» - 24 часа, 21 человек. «Организация и деятельность ТСЖ» - 36 часов, 6 групп, всего 172 человека и 72 часа, 3 группы, всего 195 человек на базе Поволжского государственного межрегионального строительного колледжа.

«Жилищный кодекс РФ» -16 часов, 25 человек (для председателей и заместителей председателей КТОСов).

Подготовлены и переданы слушателям курсов раздаточные материалы.

Повышение образовательного и профессионального уровня кадров исполнительных органов самоуправляемых сообществ улучшило эффективность их работы по взаимодействию с гражданами, общественными организациями, НКО, СМИ и администрациями.

Обучение и подбор кадров для КТОСов - одна из самых злободневных проблем организации и деятельности территориального общественного самоуправления.
Деятельность территориального общественного самоуправления в социальной сфере и сфере ЖКХ.

Виды деятельности ТОС города Саратова в 2005-2007 годах в


социальной сфере и сфере жилищно - коммунального хозяйства
представлены в приведенной ниже таблице:


Мероприятия | ТОСы

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

День защитника Отечества», День - 8 Марта», 12 апреля - День космонавтики, День Победы, День знаний, День пожилого человека», День защиты детей, День матери, День примирения и согласия, встреча Нового года

Затон, Микрорайон КБ, Микрорайон-1, Весна, Комсомольский поселок, Зональный, Добродея, 5-й квартал, Возрождение, Барнаульский, Авиатор, Микрорайон-2, 1-я Дачная, Мирный, Нефтяник, Микрорайон НИТИ, Новый, Орбита, Северный, Созидание, Соколовая гора, Солнечный, Станкостроитель, Увек

Спортивные соревнования между дворовыми командами, проведение физкультурно-оздоровительной работы во время каникул, внутримикрорайонные соревнования, участие в Спартакиаде ТОСов, возрождение народных игр, «Осенняя зарница», спортивное ориентирование

Барнаульский, Авиатор, 5-йквартал, Возрождение, Добродея, Затон, Зональный, Квартальный, Мирный, Микрорайон-1, Микрорайон КБ, Микрорайон-2, Нефтяник, Микрорайон НИТИ, Новый, Орбита, Северный, Созидание, Соколовая гора, Солнечный, Станкостроитель, Увек, Улеши, 1 -я Дачная

Возрождение народных традиций, Масленица, Иван Купала, Рождественская елка

Микрорайон-1, Квартальный, Затон, Мирный, Зональный, 5-й квартал, Новый, Северный, Соколовая гора, Увек

Выпуск информационных листков, листовок, проведение собраний, юридические консультации, лекции, разъяснительные беседы с населением, профилактическая работа правоохранительной направленности, прием граждан

1-я Дачная, Затон, Зональный, Авиатор, Комсомольский поселок, Квартальный, Добродея, 5-й квартал, Микрорайон-2, Мирный, Нефтяник, Микрорайон НИТИ, Новый, Орбита, Северный, Созидание, Соколовая гора, Солнечный, Станкостроитель, Увек

Проведение конкурсов и викторин, тренингов, игр, акций, диспутов, концертов, вечеров, выставок

Микрорайон КБ, Квартальный, Зональный, Затон, 5-й квартал, Барнаульский, Созидание, Микрорайон-1, Новый, Орбита, Соколовая гора, Солнечный, Станкостроитель, Увек

Оказание материальной помощи малоимущим гражданам, трудоустройство безработных и организация работ бригад

Авиатор, Микрорайон-1, Квартальный, Зональный, Затон, Добродея, 1-я Дачная, Микрорайон-2, Мирный, Нефтяник, Соколовая гора, Микрорайон НИТИ,

несовершеннолетних подростков из малоимущих семей

Новый, Северный, Солнечный, Станкостроитель, Увек, Созидание, Орбита

Работа с подростковыми клубами, школами, библиотеками, детскими садами

Микрорайон-1, Квартальный, Затон, Микрорайон-2, Нефтяник, Новый, Северный, Созидание, Соколовая гора, Солнечный, Станкостроитель, Увек, Улеши

Создание и работа клубов, центров, молодежных организаций при ТОСах

Добродея, Затон, Возрождение, Зональный, Квартальный, Мирный, Микрорайон НИТИ, Новый, Орбита, Северный, Созидание, Солнечный

Осуществление общественного земельного контроля, защита прав потребителей

Затон, Мирный, Нефтяник, Северный, Станкостроитель, 1 -я Дачная

СФЕРА ЖКХ

Ремонт подъездов, приобретение и установка замков

Орбита, Микрорайон НИТИ, Северный, Созидание, Соколовая гора, Станкостроитель, 5-й квартал, Затон

Проведение конкурсов на лучший дом, подъезд, двор, улицу

Орбита, Новый, Мирный, Микрорайон-2, Северный, Соколовая гора, Станкостроитель, Увек, Авиатор, Микрорайон-1, Квартальный, Зональный, 1-я Дачная, Барнаульский, Затон

Благоустройство детских спортивных площадок их ремонт и покраска, ремонт и покраска лавочек

Новый, Нефтяник, Мирный, Микрорайон-2, Северный, Солнечный, Увек, Авиатор, Микрорайон КБ, Микрорайон-1, Квартальный, Зональный, 1-я Дачная, Барнаульский, 5-й квартал, Добродея, Затон, Зональный, Соколовая гора, Созидание, Орбита, Возрождение, Южный, Улеши, Станкстроитель, Комсомольский поселок

Озеленение (посадка деревьев, кустарников, газонной травы)

Новый, Микрорайон НИТИ, Мирный, Северный, Солнечный, Увек, Комсомольский поселок, Квартальный, 1-я Дачная, Затон, Соколовая гора, Зональный, Орбита, Елшанка, Созидание, Авиатор, Улеши, Станкстроитель, Барнаульский

Очистка родников, ремонт колодцев, экологические акции

Микрорайон НИТИ, Нефтяник, Северный, Микрорайон-1, Зональный

Проведение субботников

Микрорайон НИТИ, Новый, Микрорайон-2, Северный, Мирный, Созидание, Соколовая гора, Солнечный, Увек, Микрорайон КБ, Микрорайон-1, Комсомольский поселок, Барнаульский, 5-й квартал, Возрождение, Добродея, Улеши, Затон, Юбилейный, Зональный, Авиатор, Квартальный, Нефтяник, Станкостроитель, Южный

Приобретение светильников для уличного освещения

Нефтяник, Микрорайон-2, Комсомольский поселок, Новый, Авиатор, Улеши, Квартальный

Работа бригады по благоустройству территории

Мирный, Новый, Созидание, Затон

Организация вывоза ТБО, ликвидация стихийных свалок

Мирный, Новый, Северный, Солнечный, Станкостроитель, Квартальный, Зональный, 1-я Дачная, Затон

Ремонт остановочных павильонов

Северный, Новый

Спартакиады территориальных общественных самоуправлений.

В 2004 г. на стадионе «Динамо» была проведена Первая Спартакиада ТОСов г.Саратова, в которой в пяти видах программы (легкая атлетика: бег 100 м - девушки и юноши, эстафета 400+200+ 100-И 00 м - девушки и юноши, канат - юноши, футбол - юноши, волейбол - девушки и юноши) приняли участие 20 команд ТОСов (560 участников).

Победителями и призерами в общекомандном зачете стали ТОСы: «Микрорайон-2» (председатель ЕМ. Выхрыстюк) - I место, «Микрорайон-1» (председатель СЕ. Прокуров) - II место, «Соколовая гора» (председатель Л.Б. Смирнов) - III место.

В 2005 г. на площадках микрорайонов, школ и стадионе «Динамо» (финальные соревнования) была проведена Вторая Спартакиада ТОСов г.Саратова, посвященная 15-летию территориального общественного самоуправления в г.Саратове и 415-летию г.Саратова. В десяти видах программы (компьютерная игра «Чапаевцы» - смешанные команды девушек и юношей, гимнастические упражнения - смешанные команды девушек и юношей, баскетбол - юноши, волейбол - юноши и девушки, футбол - мальчики и юноши, легкая атлетика: бег 100 м - девушки и юноши, эстафета 400+200+100+100 м - девушки и юноши; канат - юноши; лапта - смешанные команды девушек и юношей) приняли участие 27 команд ТОСов (1434 участника в 175 командах по различным видам).

Впервые в рамках Второй Спартакиады ТОСов и впервые в России (30-31 марта 2005г.) проведены соревнования по игре «Чапаевцы» в компьютерном варианте, вызвавшие большой интерес у девушек и юношей всех возрастов. В течение двух дней в компьютерном классе МОУ СОШ № 67 соревновались в личном и командном зачете юноши и девушки 17-и команд ТОСов (состав команды - 5 человек).

В рамках Спартакиады были проведены соревнования по лапте, которые также вызвали большой интерес.

Победителями в общекомандном зачете стали ТОСы: «Улеши» (председатель Т.В. Серова) - I место, «Соколовая гора» (председатель Л.Б. Смирнов) - II место, «Квартальный» (председатель ЛИ. Лаврентьева) - III место.

В 2006г. на площадках микрорайонов, школ и стадионе «Динамо» (финальные соревнования) была проведена Третья трехуровневая Спартакиада ТОСов г.Саратова. В девяти видах программы (компьютерная игра «Чапаевцы» - смешанные команды девушек и юношей, гимнастические упражнения - смешанные команды девушек и юношей, шашки - смешанные команды девушек и юношей, катрбол- смешанные команды девушек и юношей, легкая атлетика: бег 100 м - девушки и юноши, эстафета 400+200+100+100 м - девушки и юноши; канат -девушки и юноши; лапта -смешанные команды девушек и юношей, дартс - смешанные команды девушек и юношей) приняли участие 21 команда ТОСов (906 участника в 111 командах по различным видам). Впервые в Спартакиаде принятии участие ветераны (женщины и мужчины - 52 человек).

Победителями и призерами в общекомандном зачете стали ТОСы. «Соколовая гора» (председатель Л.Б. Смирнов) - I место, «Новый» (председатель Л.К. Мыжина) - II место, «Улеши» (председатель Т.В. Серова) - III место.

30 сентября 2007г. на стадионе «Динамо» и 20 октября 2007г. в МОУ СОШ № 4 состоялась 4-я Спартакиада ТОСов. В шести видах программы приняли участие 12 команд ТОСов (380 участников в 59-и командах по различным видам).

В соревнованиях по легкой атлетике (бег 100 м, эстафета 400 х 200 х 100 х 100 м) отдельно среди девушек и юношей, перетягиванию каната отдельно среди девушек и юношей, скакалке - смешанные команды, компьютерной игре «Чапаевцы» (командные и личные соревнования) - смешанные команды наибольших успехов добились команды ТОСов: «Юбилейный» (два первых и два призовых места), «Мирный» (одно первое и три призовых места), «Микрорайон-1» и «Квартальный» (по одному первому месту), «Авиатор», «Соколовая гора», «Новый» и «Улеши» (по два призовых места).

По итогам соревнований по 6-ти видам программы Спартакиады в общем зачете первое место заняла команда ТОСа «Мирный» (председатель Л.Н.Гриневич), второе место - команда ТОСа «Авиатор» (председатель Г.Ф.Земскова) и третье место - команда ТОСа «Юбилейный» (председатель Н.В.Потапова).

Победители и призеры соревнований в командном зачете и в отдельных видах программы были награждены кубками, грамотами, медалями и призами.

Соревнования в рамках четырех Спартакиад ТОСов были организованы Ассоциацией самоуправляемых территорий г.Саратова (председатель А.Э.Джашитов), ТОСами, комитетом по физической культуре и спорту администрации города (председатели М.В.Аравин, В.А.Мехович, Д.Козлочков), комитетом по образованию (председатель М.В.Алешина) и общественной организацией - Центр исследований игровых принципов.

Необходимые финансовые и материальные ресурсы для проведения Спартакиад были выделены ТОСами, депутатами Саратовской областной и городской Дум, комитетом по физической культуре и спорту администрации города. Ассоциация самоуправляемых территорий г.Саратова для проведения Спартакиады в 2005г. получила муниципальный грант «Работа с детьми и подростками по месту жительства» (33 тыс.рублей), а для проведения третьей Спартакиады - областной грант в третьем областном конкурсе социальных и культурных проектов с проектом «Дворовое физкультурное и разновозрастное пространство территориального общественного самоуправления» (90 тыс.руб.). Ресурсы грантов практически полностью пошли на подготовку и проведение Спартакиад, а также награждение победителей.

Уменьшение количества участников и команд в Спартакиаде ТОСов вызван отсутствием финансирования в социальной сфере в связи тем, что администрацией города не были переданы ТОСам отдельные полномочия в социальной сфере.



Финансирование территориальных общественных самоуправлений.

Финансовые ресурсы ТОСов состоят из собственных средств, средств, передаваемых им органами городского самоуправления, различных видов спонсорской помощи и грантов.

В г. Саратове за прошедший период реализовано 4 формы выделения бюджетных средств ТОСам.

В 1992-1996гг. ТОСы г.Саратова для деятельности по благоустройству территорий, охране окружающей среды, охране общественного порядка, социальной работе и социальной помощи получали финансовые средств от трех местных налогов. ТОСы получили 485,1 млн.неденоминированных рублей в 1995г. и 671,6 млн. неденоминированных рублей в 1996г. Использование ТОСами отчислений от местных налогов дало действительно целевое использование этих средств и перераспределение их из центра города на окраины, где находятся большинство ТОСов и вопросы благоустройства, охраны общественного порядка и социальной помощи стоят острее, чем в центре.

С 1997 по 1999 гг. финансирование деятельности ТОСов осуществлялось из бюджета города через территориальные структурные подразделения администрации города -администрации районов города (наиболее нестабильная форма финансирования).

В 2000-2003гг. по инициативе ACT и комитета по экономике администрации города финансирование ТОСов осуществлялось на конкурсной основе в виде муниципального заказа на основании решения Саратовской городской Думы «О Положении о муниципальном заказе г.Саратова и о Положении о размещении муниципального заказа на конкурсной основе» с использованием фондов местных инициатив при ТОСах, объединяющих финансовые, филантропические и добровольческие ресурсы территории. Необходимым условием для получения муниципального заказа являлось привлечение не менее 25% средств из внебюджетных источников. Так, в 2003г. при муниципальном заказе для 30-и ТОСов в объеме 4,15 млн. рублей было привлечено почти 3,9 млн. рублей.

В 2004-2008гг. передача полномочий ТОСам в социальной сфере и сфере ЖКХ осуществлялась на основании решения Саратовской городской Думы № 44-438 от 23.04.2004г. «О порядке передачи исполнительным органам субъектов территориального общественного самоуправления г. Саратова отдельных полномочий администрации города и представления необходимых для их реализации материальных и финансовых средств». В 2-х приложениях к этому решению определен порядок передачи полномочий и примерный договор между ТОСами и администрацией города.

В 2004г. 29 ТОСов заключили договора с администрацией города на передачу им отдельных полномочий в социальной сфере и сфере ЖКХ и выделение на их реализацию финансовых средств в объеме 5,8 млн. рублей, при этом ТОСы привлекли дополнительные ресурсы в объеме около 3-х миллионов рублей.

В 2005г. были заключены договора с администрацией города 31-м ТОСом с объемом финансирования 5,8 млн. рублей.

В 2006г. только в конце года были заключены в декабре месяце (!) договора с администрацией города 31-м ТОСом с объемом финансирования 1,7 млн. рублей.

В 2007г. 30-ю ТОСами заключены договора с администрацией города с объемом финансирования только в сфере ЖКХ 4,335 млн.руб.

В 2008г. 29-ю ТОСами заключены договора с администрацией города с объемом финансирования только в сфере ЖКХ 5,165 млн.руб.

Контроль за исполнением переданных полномочий ТОСам (целевое использование бюджетных средств для реализации переданных полномочий) осуществляется администрациями районов города на основании постановления администрации города № 554 от 09.11.2004г. «О назначении ответственных за контроль исполнения органами субъектов территориального общественного самоуправления г. Саратова переданных м полномочий».

Создание Ассоциации самоуправляемых территорий г. Саратова.

Ассоциация самоуправляемых территорий г. Саратова (ACT) образована в апреле 1992г. десятью исполнительными органами - комитетами территориального общественного самоуправления г. Саратова: «Мирный», «Центр», «1-я Дачная», «2-я Дачная», «Старая Елшанка», «Солнечный», «Смирновское ущелье», «Октябрьский поселок», «Волга», «Стрелковский».

Устав ACT зарегистрирован администрацией г.Саратова 18.11.92 г. на основании решения малого Совета Саратовского городского Совета народных депутатов двадцать первого созыва. ACT внесена в Государственный реестр юридических лиц и предпринимателей Саратовской области 28.10.97г. № 004277 серия Ю-48, ей выдано свидетельство №1036405002996 от 13 мая 2003г., серия 64 № 000786199 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002г.

В июне 2008г. были внесены изменения и дополнения в название Устав и Учредительный договор ACT, которые были зарегистрированы в новой редакции.

Основными задачами ACT являются: создание и координация деятельности исполнительных органов самоуправляемых местных сообществ, содействие в реализации их полномочий, подготовка правовых и информационно-методических материалов, представление и защита интересов этих органов в их взаимодействиях с органами государственной власти и местного самоуправления и другими юридическими и физическими лицами, обобщение и распространение положительного опыта работы, обучение и подбор кадров для них.

Между администрацией г. Саратова и Ассоциациями самоуправляемых территорий г. Саратова в 1997 г. был заключен договор о совместной деятельности в вопросах развития местного самоуправления.

ACT являлась получателем грантов Фонда Евразия, в которых принимали непосредственное участие ТОСы:

с 01.09.96 г по 1.09.97 г., проект «Структурирование гражданского общества через различные формы самоуправления»;

с 01.03.99 г. по 30.07.99 г., проект «Разработка программы поддержки территориального общественного самоуправления в Южной/Центральной части России»;

с 01.01.2000 г. по 31.01.2000 г., проект «Создание условий реализации потенциала территориального общественного самоуправления и формирования институтов самоуправляемых местных сообществ».

ACT является победителем:

Ярмарки социальных и культурных проектов Саратов 2001 с проектом «Развитие инновационных форм привлечения граждан и различных групп общества к организации и деятельности самоуправляемых местных сообществ как инструмент эффективного регулирования социальной ответственности в отношениях: «Власть - гражданское общество»;

Ярмарки социальных и культурных проектов Нижний Новгород 2003 «Формирование и реализация муниципального социального заказа на конкурсной основе для местных сообществ через фонды местных инициатив, создаваемые субъектами территориального общественного самоуправления»;

Конкурса Фонда «Институт экономики города» с проектом «Волжский информационный центр территориального общественного самоуправления и товариществ собственников жилья г. Саратова» (2004г.);

Муниципального конкурса с проектом «Физическая культура и спорт детям и подросткам через территориальное общественное самоуправление» (2005г.);

Областной конкурс социальных и культурных проектов «Дворовое, физкультурное и разновозрастное пространство территориального общественного самоуправления» (90000 рублей, период выполнения: 01.01.2006г.-31.10.2006);

ТОС «Солнечный» является победителем конкурса Ярмарки социальных и культурных проектов «Саратов-2001» с проектом «Создание стабильно работающей системы Трудный подросток - Клубы по интересам - Школа молодого лидера - СТОС для организации досуга и социальной адаптации подростков».

ТОС «Зональный» является победителем муниципального конкурса с проектом «Родниковая окраина» (2005г.) и конкурса благотворительного фонда «Радуга» Тюменской нефтяной компании с проектом «Здоровый образ жизни через здоровую среду обитания».


О практике работы муниципального образования «Город Томск» по формированию городского сообщества»

Если начать с выявления наиболее значимых и действенных механизмов, то, прежде всего, следует выделить формы запрограммированной (организованной) институализации общественных инициатив, направленные на создание условий для общественного творчества горожан. Решая задачи-формирования из местного населения, проживающего на одной территории, муниципального сообщества, местная администрация вынуждена инициировать и инструментировать процесс образования некоторых общественных формирований. Причем процесс инициации и развития общественной самодеятельности людей, возможен лишь при ориентации на сотрудничество и партнерство, посредством применения соответствующих регулятивных механизмов. Социокультурные потенциалы многочисленных формирующихся субъектов самоуправления в местном сообществе Томска должны объединяться и направляться на развитие новой парадигмы сообщества путем создания для каждого субъекта условий и возможностей реализации собственного потенциала. А суть новой парадигмы довольно проста - вдохновлять людей на реализацию творческой и инновационной деятельности. Это достигается путем институализации гетерономных самодеятельных структур. Целью создания таких структур является выработка согласованных действий по жизненно важным вопросам как социальной, так и хозяйственной, деятельности сообщества. Список таких формирований довольно обширен, так как они созданы и продолжают создаваться в большинстве сфер муниципального сообщества. К числу самых первых крупных таких структур следует отнести Томскую городскую палату общественности (ТГПО). Как совещательный орган при Мэре города Томска она была создана 12 лет назад. Основной задачей ТГПО являлось обсуждение и разработка решений по наиболее важным экономическим, социальным, экологическим, культурным и другим городским проблемам, а также участие общественности в реализации этих решений. Границы институционального поля палаты постоянно расширяются, расширяется охват, как субъектов, так и объектов воздействия. В состав ТГПО входят различные организации: правозащитные, детские, экологические, молодежные, организации социальной направленности, политические партии и органы территориального общественного самоуправления, профсоюзы. Число членов ТГПО на данный момент составляет 58 организаций, причем отмечается увеличение молодежного состава палаты, что свидетельствует о развитии демократических процессов в молодежной среде города, росте гражданской ответственности томичей, желании принимать участие в социально-значимых процессах.

Одна из важнейших целей местного самоуправления состоит в том, чтобы преодолеть отчуждение населения от органов местного самоуправления, включить его в процесс социального регулирования собственной жизни. Органы местного самоуправления города Томска активно используют диспозитивный подход социальной регуляции в городском сообществе, базирующийся на самостоятельности, естественной взаимозависимости людей и использовании различных форм координации саморегулирования. Одной из форм такой координации является городской координационный совет женщин. Он был создан в целях обеспечения согласованных действий представителей общественных организаций, органов городского самоуправления, СМИ в решении проблем, способствующих экономическому, социальному и профессиональному росту женщин в Томске. Среди направлений деятельности Совета можно выделить следующие: продвижение женщин во власть; профилактика насилия в семье и в отношении женщин; решение проблемы женской безработицы в городе Томске; участие женщин в проведении реформы ЖКХ; участие женской общественности в борьбе с наркоманий, игроманией, алкоголизмом среди подрастающего поколения Томска; проведение различных тематических конкурсов, акций, массовых мероприятий (в частности, посвященных Году семьи, году молодежи и т.д.).

Инсгитуализация самоуправленческих практик по сохранению национальной, этнической идентичности городского томского сообщества осуществляется через городской координационный совет по вопросам национально-культурных объединений. Данный совет является совещательным органом, который рассматривает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений органов местного самоуправления и национально-культурных объединений. Его основной задачей является содействие развитию межнациональных взаимоотношений, возрождению национальной культуры, реализации благотворительных и национально-культурных программ. В Томске зарегистрировано более 30 национальных объединений, к которым относятся культурные общества и национальные центры. В 2007 г. в Томске появились национально-культурные автономии бурятов и грузин, а в начале 2008 г. была создана автономия таджиков. Практически каждое национальное объединение ведет работу по сохранению своей культуры и языка через коллективы самодеятельности, организует систему взаимопомощи внутри общины, активно проявляет себя с точки зрения публичности и вовлеченности разных социальных групп населения.

Значительные возможности для формирования практики реального самоуправления в рамках формирования местных сообществ, предоставляет территориальное общественное самоуправление, действующее как территориальное общественное договорное соуправление (далее - ТОС). ТОС - одна из эффективных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления и формировании городского сообщества. Развитию территориального общественного самоуправления, в отличие от местного сообщества, посвящен целый раздел в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Поэтому в отличие от других самоуправленческих практик, территориальное общественное самоуправление имеет легитимную правовую основу. Хотя на практике развитие ТОС испытывает большие трудности разнопланового характера.

Одна из трудностей - несовершенство правового регулирования ТОС. Несмотря на то, что количество ТОС в городе постоянно растет, социальной укорененности в местных сообществах правовые механизмы образования ТОС пока не получили. Регламентация Федеральным законом мельчайших подробностей организации ТОС является ярким примером, когда верхний эшелон власти абсолютизирует свою роль в регулировании социальных процессов, позиционируя население местных сообществ и органы местного самоуправления как объекты, неспособные понять свои подлинные интересы по развитию территориального общественного самоуправления. В то же время, абсолютизируя готовность населения к самоорганизации и руководствуясь тем, чтобы органы ТОС не были оторваны от людей, которых они представляют, законодатель увеличил существенно кворум собраний (конференций) для их создания и регистрации (50% + 1 голос от проживающих на территории с 16 летнего возраста). В условиях, когда даже порог явки на выборы органов местного самоуправления отменен и готовность населения к самоорганизации не высока, такие требования приводят к обратному результату. В настоящее время в городе Томске зарегистрировано с соблюдением всех норм и требований №-131- ФЗ только 6 ТОСов из 1042. Поскольку организация общественного самоуправления на территории все-таки востребована населением города Томска, то реакция на правовое регулирование была следующей: большинство из ТОСов -юридических лиц зарегистрированы как органы общественной самодеятельности, каковыми они, по сути, и являются.

Законодательно также закреплены полномочия органов местного самоуправления по регистрации границ, уставов ТОС, т. е. формы прямого вмешательства в деятельность самоуправляющихся структур, однако законодатель забыл отнести ТОС к вопросам местного значения. Это означает, что тратить бюджетные деньги за развитее территориального общественного самоуправления нельзя. Стоит обратить внимание на то, что в Федеральном Законе №131 в статье 44 указаны положения, которые должны быть в Уставе муниципального образования. В частности, там должны быть указаны гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе в ходе образования органов ТОС. Гарантии - это меры обеспечения, которые бывают организационными, правовыми, а самое важное, материальными и финансовыми. В Уставе многих муниципальных образований материально-финансовых гарантий для ТОС не предусматривается или предусматриваются в очень сжатом формате. В феврале 2008 г. внесены дополнения в Устав города Томска в виде пункта 8 статьи 18, в которых было указано, что «органы местного самоуправления города Томска оказывают содействие развитию системы территориального общественного самоуправления, в том числе путем оказания материально-финансовой, информационной и иной поддержки территориальному общественному самоуправлению». Благодаря этому в муниципальном образовании город Томск за счет собственных дополнительных ресурсов в течение последних 7 лет принималась и успешно осуществлялась целевая программа «Развитие общественного самоуправления». На 2009-2011 годы с учетом изменившихся трансформационных процессов во всей системе местного самоуправления в городе принята Целевая программа «Развитие городского сообщества на 2009-2011 годы». Мы считаем это большим достижением в нашей главной идее: формирования городских муниципальных сообществ.

Как известно, развитие системы местного самоуправления в нашей стране идет параллельно с развитием рыночных отношений. В этом поле возникают новые самоуправленческие практики. Возникают объединения собственников в садоводческих товариществах, погребных, гаражных кооперативах, другие объединения вокруг собственности. Рассмотрим подробнее специфику развития жилищного самоуправления в Томске. Что касается самоуправления в жилищной сфере, то мы предполагаем, что в России сегодня это самая реальная форма самоуправления, которую смело можно отнести к корпоративному самоуправлению. Это самоуправление, когда объединяются собственники вокруг проблемы управления своим жильем, как то объединения, товарищества собственников жилья (далее ТСЖ), жилищные и жилищно-строительные кооперативы (ЖК и ЖСК). 3-4 года назад представительный орган местного самоуправления в городе Томске (Дума города Томска) запрещал местной администрации заниматься оказанием помощи ТСЖ, ЖК и ЖСК, аргументируя тем, что это собственники жилья, а значит дело их объединения и самоуправления должно носить частный характер. Сегодня даже на уровне государственной политики утверждается, что эти формы - самое народное самоуправление и есть! В городе Томске в настоящее время действуют 560 ТСЖ, ЖСК, ЖК.

Однако проблем, препятствующих преобразованиям в сфере формирования и деятельности ТСЖ, не меньше, чем с развитием территориального общественного самоуправления. Среди них можно назвать несовершенство федерального законодательства, злоупотребления правами со стороны монопольных ресурсоснабжающих организаций, отсутствие специальных знаний и культуры в сфере управления домом, сложность получения информации о составе собственников и общего имущества в доме, трудности в получении технической документации на дом, организационные и финансовые проблемы при проведении общего собрания собственников помещений в доме. Это и отсутствие утвержденного порядка передачи домов в управлении от управляющих кампаний к ТСЖ, неоформленность земельных участков, обременительные налоговые обязательства и налоговые споры, кадровые проблемы, затруднения при получении средств из бюджетов, неплательщики и накопление задолженности за жилищно-коммунальные услуги, конфликты между «богатыми» и «бедными» жильцами (собственниками и нанимателями), халатность (безответственность) должностных лиц ТСЖ и многое другое. Появилась и другая тревожная тенденция: принудительного (даже прескрептивного) создания ТСЖ, только чтобы получить деньги из Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства (от долей процентов ТСЖ среди других форм управления домами, зависит возможность получения денег муниципальным образованием на капитальный ремонт жилья). В погоне за процентом ТСЖ создаются там, где для этого не созрели условия, где люди еще не готовы сами управлять своей собственностью, своим домом. Это дискредитирует в самой основе роль самоорганизации населения на местном уровне. Очевидно, что ТСЖ, созданные по приказу, будут разваливаться, а негативные практики влиять на самоуправленческие процессы в городе, дистанцируя еще больше население от органов местного самоуправления. Мы, также как и Федеральный центр, успешность жилищно-коммунальной реформы в стране, помимо прочего, связываем с институтом товариществ собственников жилья. Будет в домах организовано население, будет и хозяин. А далее не преминут возникнуть и другие самоуправленческие преференции от этой практики: организация свободного времени стариков и подростков во дворах, курсы, кружки образования взрослых, развитие партнерского соседства и, в конечном итоге, субъектное структурирование городского сообщества. Для координации своих действий, обмена опытом, взаимной поддержке в городе создано «Партнерство по защите прав собственников жилья». Партнерство работает как некоммерческая организация, которая становится настоящим примером социального взаимодействия собственников и оказания помощи друг другу, представляя собой своеобразную форму социального «комменсализма».

Следует еще упомянуть, что при администрации города действует городской совет старейшин, совет почетных граждан, городской совет ветеранов войны и труда, совет предпринимателей, совет по инновационному развитию и науке и множество др. коллегиальных органов в разных сферах муниципального сообщества.

Поскольку муниципальное сообщество формируется во многом по типу гражданского общества, рассмотрим систему естественной регуляции или самоинституционализации муниципального сообщества в Томске. Возникновение разноплановой общественной активности горожан рассматривается нами как своеобразная реакция на необходимость улучшения условий жизни в городе в целом. Сегодня такие функции как: творчество новых идей, форм и механизмов развития очень актуальны именно для томского сообщества. Гражданское сообщество в Томске представляет собой своеобразную креативную среду, в которой происходит общественная рефлексия, и синтезируются новые формы и механизмы решения возникающих общественных проблем. Общественная активность появляется в тех направлениях, где высока социальная потребность, но нет приемлемой формы ее удовлетворения. С точки зрения готовности к взаимопомощи между членами сообщества, сегодня следует отметить, что томское гражданское общество проявляет свою способность к милосердию, к поддержке слабых членов, людей или социальных групп, которые по той или иной причине оказались в тяжелой жизненной ситуации. Мотивы участников этого процесса выходят за пределы личного интереса, а деятельность направлена либо на отдельные социальные группы, либо на муниципальное сообщество в целом. Благодаря этим действиям в городе появляются согласованные позиции по вопросам развития, вырабатывается противодействие монопольным, несогласованным решениям. В городе Томске зарегистрировано 1245 общественных некоммерческих организаций по состоянию на начало февраля 2009 года. Значительное количество форм общественной активности не имеют государственной регистрации, хотя, по сути, являются гражданскими организациями. К ним относятся незарегистрированные детские и молодежные клубы по месту жительства, инициативные группы граждан по защите интересов, временные творческие коллективы, создающиеся для реализации разовых инициатив, и иные. За последние 3 года в Томске отмечается всплеск общественной активности нового типа. Возникают многочисленные не регистрирующиеся объединения людей, самоорганизация которых спровоцирована конкретными социальными проблемами (обманутые дольщики, уплотнение застройки, препятствие в создании ТСЖ, защита прав, проживающих в общежитиях, необоснованность тарифов, экология, вырубка лесов, размещение вредных производств, вывоз мусора, нарушение прав автомобилистов, защита прав инвалидов, пострадавших от радиации, опека, патронаж пожилых людей, работа с мигрантами, бомжами).

Такие неформальные объединения более понятны населению, поскольку местные сообщества пока, к сожалению, не являются для граждан тем близким кругом, к которому они обращаются для решения своих проблем. Неразвитость местных сообществ, их финансовое бессилие не всегда позволяют им стать той инициативной сферой, из которой вырастают новые организации, гражданская активность и самодеятельность. Общественная активность нередко проявляется на базе учреждений и организаций, статус которых не позволяет отнести их к организациям гражданского общества. К ним можно отнести учреждения социальной сферы (школы, библиотеки, музеи и т.д.), коммерческие организации, средства массовой информации. Организации, принадлежащие другим секторам общества, нередко берут на себя несвойственные им функции и выступают с инициативой общественно-значимых проектов и благотворительных акций. В таких случаях мы вправе относить эти организации к организациям гражданского общества. Для того чтобы выделить их из числа прочих «необщественных» организаций, в Томске используются такие понятия как, например, «общественно-активные школы», библиотека-центр общественной работы микрорайона», «социально-ответственный бизнес» и прочие.

Если посмотреть с позиций направленности деятельности гражданских организаций города Томска на социальные группы, то можно зафиксировать следующую картину: большинство гражданских организаций выделяют в качестве основной целевой группы, на которую направлена их деятельность, подростков и молодежь (51,5%). На втором месте по частоте упоминаний дети-сироты (43,6%), на третьем месте инвалиды (27,9%), на четвертом специалисты, работающие с подростками и молодежью (26%) и на пятом работающее население (24,5%). Многие организации работают сразу по нескольким направлениям, либо в рамках какого-то одного направления работают с несколькими целевыми группами. Это лидирующая пятерка целевых групп. Интересен тот факт, что реальная концентрация самоуправленческих инициатив в обозначенных выше направлениях соответствует представлениям жителей города о том, чем должны заниматься общественные организации. По мнению рядовых граждан, общественные организации, прежде всего, должны работать с семьями и детьми (24%), молодежью (19%), а также помогать ветеранам и инвалидам (14%).

Очевидно, что при формировании городского сообщества нельзя подходить к управлению людьми как к некой разновидности манипулирования и управления вещами. Поэтому следует отметить, что в современных условиях в городском сообществе Томска возрастают ценностные элементы механизма социального регулирования, снижается значимость действий, связанных с прямыми приказами, распорядительством, воздействием посредством мобилизации людей на реализацию крупномасштабных программ преобразования общественной жизни. На примере инициаторов массовых общественных движений в городе можно проследить иную реакцию на происходящие в городском сообществе процессы. Административные методы в местном самоуправлении еще присутствуют, но в качестве воздействующего начала выступают уже другие образцы. Примеры делегирования управленческих функций общественными объединениями от населения могут эффективно купировать возможности негативного развития в системе местного самоуправления при формировании городского сообщества. Примеры направления активности некоммерческих организаций в муниципальном сообществе города Томска яркое тому подтверждение.

Закономерным объектом интереса общественного самоуправления является сфера образования. Можно говорить о том, что в системе общего образования наблюдаются попытки совмещения классической школы и общественной организации, интегрированной в местное сообщество. В Томске появляются примеры учреждений образования совместной деятельности, общественно-активных и инновационных школ. Проявляется этот процесс в том, что учреждения образования интенсивно включаются в социальную жизнь сообществ микрорайонов, сами становятся частью этой жизни. Показателями уровня интеграции и диалога гражданского общества и школы могут выступать общественные советы школ и попечительские советы. В Томске создан филиал общественной организации «Лучшие школы России». Учреждения, как основного, так и дополнительного образования, в свою очередь, постепенно приобретают черты общественных организаций, поскольку вынуждены развивать творческую среду. Ведь как бы ни пыталось муниципальное учреждение образования сделать набор предоставляемых услуг максимально широким и разноплановым, не все дети пойдут в это учреждение. Гибко отреагировать на образовательные запросы, как детей, так и взрослых могут именно инициативные граждане. Сегодня на муниципальном уровне создана система спортивных инструкторов, работающих с населением по месту жительства, совместно с существующими органами территориального общественного самоуправления. Однако потребности людей по месту жительства не ограничиваются спортивным досугом. К примеру, родитель может не заинтересоваться программой муниципального учреждения «родительский университет», в рамках которой родители обмениваются опытом друг с другом и получают полезные знания по воспитанию своего ребенка. Однако, вполне возможно, что он будет готов получить эту информацию, если что-то подобное будет происходить прямо в его дворе.

В ситуации ускорения темпов развития цивилизации, диверсификации и разрушения привычных эталонов сегодня важно ускорять интеграцию средней и высшей школы, а также высшей школы с рынком труда. В 2007 г. в Томске создана и действует общественная организация, объединяющая профессоров томских вузов, «Томское профессорское собрание». Цели этой новой и столь важной для нашего города организации сосредоточены на создании эффективного механизма общественной поддержки государственной политики, направленной на развитие системы образования и науки, защите прав научного сообщества, формировании общественного мнения по вопросам образования и науки. Несмотря на непродолжительный срок своей деятельности, участвующие в ее деятельности представители науки и высшей школы позитивно оценивают как саму роль, которую взяла на себя организация, так и ее перспективы. «Томское профессорское собрание» позволяет решать вопросы, с которыми сложно работать в силу регламентов отдельных университетов и научных учреждений. В свете амбициозных стратегических целей города Томска в сферах образования и инновационной науки, строительства федеральной технико-внедренческой зоны профессорское собрание может стать важнейшей переговорной площадкой между обществом, властью и бизнесом в направлении выработки коалиционных системных действий средней и высшей школы, науки и наукоемкого бизнеса.

Высокая общественная активность в создании институтов гражданского общества в экономике, как и во многих других направлениях, пришлась на 1990-е годы. Сложно говорить об общем количестве таких организаций на территории Томска, но процесс динамичен и новые организации продолжают регистрироваться. Их появление обусловлено взрослением томской экономики.

Если в 1990-е г.г. бизнес - организации входили в общие промышленные объединения, то с ростом масштабов деятельности появилась потребность в создании общественных институтов по продвижению и защите интересов в отдельных отраслях (например, Межотраслевое производственное объединение предприятий г. Томска, Ассоциация пищевиков, ассоциация «Томские компании информационных технологий», ассоциация предприятий гостиничного и туристического комплекса, ассоциация строителей, Аутсорсинг управляющих кампаний и т. д.). В большинстве своем это членские организации. Отдельная компания может состоять в одной или более организациях. Гражданские организации экономического блока реализуют программы взаимопомощи и информационного сопровождения деятельности своего направления. Значительный объем работы занимают различные информационные мероприятия, такие как проведение обучающих семинаров, программ, конференций, круглых столов, форумов. Предпринимательские союзы позволяют выработать единую согласованную позицию, сформулировать на уровне органов местного самоуправления проблемы, с которыми сталкивается бизнес-сообщество, и которые препятствуют его развитию. Кроме того, союзы помогают акцентировать усилия по защите и продвижению интересов конкретных направлений экономики. Как в целях выработки позиции бизнес-сообщества по вопросам развития экономики города, так и в целях защиты его интересов по конкретным вопросам, гражданские организации бизнеса используют публичные переговорные площадки. К таким площадкам относятся различные координационные и консультационные советы при органах местного самоуправления. Участие в переговорных площадках позволяет оперативно формулировать проблемы, с которыми сталкивается бизнес-сообщество и ставить совместные задачи развития.

Что касается гражданских организаций в сфере социальной защиты населения, то в городе Томске насчитывается около 100 общественных организаций, ведущих непосредственную работу с населением, нуждающимся в мерах социальной защиты. К крупнейшим объединениям общественности в этом направлении относятся томские отделения всероссийских обществ инвалидов, городские и районные советы ветеранов, а также организации чернобыльцев, военнослужащих, уволенных в запас и участников локальных конфликтов. Также в этом направлении действуют менее известные общественные организации, не объединенные в сети и работающие с небольшими целевыми группами. К ним можно отнести организацию родителей и опекунов инвалидов детства «Незабудка», службу лечебной педагогики «Томский ковчег» и некоторые другие. Город Томск стал одним из первых, в котором были созданы межведомственные координационные советы по работе с инвалидами, военнослужащими, гражданами, подвергшимися радиации, а также оргкомитет Победы по работе с ветеранами. Все эти совещательные органы действуют на муниципальном уровне с целью планирования совместных действий. Ежегодно утверждается план совместных мероприятий, создаваемый в рамках координационных советов. Актуальной задачей системы социальной защиты сегодня является создание негосударственного общественно-частного партнерства в решении не только бытовых и досуговых проблем нуждающихся категорий граждан, но и в предоставлении широкого спектра иных услуг. Ведь в связи с сокращением деятельности международных фондов в России в последние годы произошло снижение количества общественных и некоммерческих организаций, работающих в сфере социальной защиты. Как известно, вопросы социальной защиты населения не входят в компетенцию органов местного самоуправления и не являются вопросами местного значения. В итоге организации новой волны, возникшие в 1990-х гг. при содействии международных грантовых программ, и работающие с узкой целевой аудиторией, испытывают острую нехватку ресурсов.

На территории Томска эффективно действуют общественные организации, работающие в сфере молодёжной политики. По областному реестру зарегистрировано 17 таких организаций, большая часть которых расположена на территории города. Причина их малочисленности, по нашему мнению, заключается в том, что долгое время тема молодёжной политики была не востребована со стороны органов местного самоуправления. Рост числа молодёжных организаций начался с 2000 года, большинство из которых на тот момент создавались по определённому заказу. Другая причина в том, что у молодых ребят нет ресурсов, которые позволили бы самостоятельно зарегистрировать и обеспечить необходимой материальной базой такую организацию. В действующих молодежных организациях средний возраст членов составляет 18-19 лет, в основном это студенты младших курсов. Старшекурсников в них немного, остаются только те, кто начинает заниматься молодежной политикой профессионально, поэтому создать и поддерживать молодежную организацию без внешней помощи затруднительно. Примером независимой молодежной организации можно назвать действовавшее до 2007 г. движение «Здоровые университеты», прекратившее свое существование по причине нехватки ресурсов. Основными заказчиками и учредителями молодежных организаций выступают политические партии и крупные бизнес - структуры, преследующие околополитические цели, как «Молодая гвардия» Томского регионального отделения партии «Единая Россия», «Наши» и т. д. В 1990-х г. г. росту молодежных организаций способствовали также грантовые конкурсы международных фондов. Фонды выстраивали долгосрочные программы с сопровождением и обучением, что способствовало появлению новых лидеров и организаций.

Молодежные организации в г. Томске также возникают, в основном, на базе вузов. Существует большое количество вузовских молодёжных организаций, однако форматом вуза они и ограничиваются, не выходя за пределы вуза или факультета.

Предпринимались попытки создания межвузовских ассоциаций молодёжных организаций, но развития такие идеи не получали. Общая численность юридически зарегистрированных молодежных организаций в течение последних лет колеблется в пределах 12-17. Назвать этот процесс динамично развивающимся сложно. Согласно экспертным данным количество незарегистрированных молодежных объединений внутри вузов растет, но выполняют они в большей степени педагогическую функцию, решая вопросы профессиональной подготовки молодых специалистов конкретной профессии, а не проблемы молодежи как социальной группы. Попытка объединения молодежных организаций была предпринята Думой города Томска посредством создания Молодёжной Думы города Томска. Молодежная Дума была задумана как легитимная консолидирующая площадка, в рамках которой можно выстраивать эффективные взаимоотношения молодежных организаций с органами местного самоуправления. Так, например, именно по ее инициативе была принята городская целевая программа по строительству жилья для молодых. В последнее время отмечается рост заинтересованности бизнеса к финансированию совместных проектов в сфере молодежной политики, что может стать хорошим примером межсекторального взаимодействия социальных субъектов местного сообщества. Возможно, импульсом дальнейшего развития молодежных организаций станет идея создания «Дома молодёжи» в Томске, осуществляемая в настоящее время. Эта идея имеет актуальное звучание для молодежных лидеров. Она подразумевает создание некоего ресурсного центра для молодежных инициатив, в котором молодые общественно активные люди имели бы возможности использования помещения с необходимым набором оргтехники, коммуникаций и расходных материалов для реализации значимых идей и проектов.

Еще одним важным аспектом в сфере культуры является ситуация, характеризующая культуру коммуникации. Город Томск испытывает дефицит тематических дискуссионных площадок, которые могли бы выполнять функцию «собирания» общества, формирования его культурной идентичности. Сочетанием образовательных и организационно - деятельностных приемов формирования городского сообщества в Томске и формированием его коммуникационной культуры, можно считать создание в октябре 2007 года Центра социально-консервативной политики «Сибирь». Некоммерческое партнёрство «Центр социально-консервативной политики - «Сибирь» -это негосударственная организация, представляющая собой площадку для обсуждения общественных проблем. В работе круглых столов «ЦСКП - «Сибирь», посвященных определённым направлениям модернизации Томска и России в целом, принимают участие все желающие: население, ученые, молодежь, руководители профильных комитетов Думы, заинтересованных органов исполнительной власти, разработчики законопроектов, эксперты. Экспертный состав «ЦСКП-«Сибирь» предлагает эргономичные решения проблем, касающихся различных областей жизни города. Благодаря таким проектам осуществляется взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, а также прогноз последствий принимаемых решений на местном уровне. Главные направления работы «ЦСКП - «Сибирь»: Инновационное развитие города; реализация муниципальных программ: «Расселение аварийного и ветхого жилья»; «Жильё для молодых»; «Санация блочных пятиэтажных жилых домов»; «Инновационные технологии в организации общественного питания в городе Томске»; «Инновационные технологии в коммунальной инфраструктуре города»; «Образовательные проекты для подготовки и переподготовки кадров муниципальных служащих»; разработка и внедрение целевых образовательных, просветительных программ, программ по нравственному воспитанию в публичных СМИ города; разработка и продвижение проекта «Создание Томской городской агломерации (Томск - Северск - Томский район)»; разработка на примере Томска целевого проекта: «Внешнее позиционирование города». Под эгидой «ЦСКП-«Сибирь» - проводится конкурс «Профессиональная команда города».

К интересным коммуникационным проектам, заслуживающим внимания в этом отношении можно отнести проект Сибирского клуба «Кто есть кто: новый век Томска». Замысел авторов проекта не ограничился знакомством инициативных томских людей друг с другом, но и подразумевает организацию открытой продуктивной дискуссии, направленной на выработку стратегии совместных действий по улучшению экономической и социокультурной ситуации в городе. Примером расширения культуры коммуникативной деятельности в городском сообществе Томска, информационным механизмом, способным непосредственно влиять на организацию городского сообщества, является издание газеты «Общественное самоуправление», через которую решаются вопросы установления эффективной связи между городским сообществом и органами местного самоуправления. Газета была учреждена в 2000 году городской администрацией для формирования диалога «отцов города» с горожанами и обеспечения стабильной обратной связи с населением Томска. Диалог между властью и населением важен потому, что в ходе него вырабатываются общие подходы к решению городских проблем. Власть узнает запросы и потребности населения, а население подсказывает пути наиболее эффективного удовлетворения этих запросов и потребностей, в том числе возлагая на себя определенные обязательства. Газета и ее приложение адресованы всем социально активным гражданам: общественникам, предпринимателям, директорам предприятий и учреждений, работникам администраций всех уровней и самое главное - жителям города. За последние два года, когда вдвое увеличился тираж издания, газета стала выходить в свет регулярно и стала очень популярной. Причин тому несколько - главная в том, что в ней обсуждаются и решаются самые актуальные вопросы, которые волнуют всех жителей города, независимо от их статуса или должности. В частности, в газете публикуются эксклюзивные материалы о ходе жилищной реформы. Из номера в номер выходит рубрика «Школа жилищного просвещения», где на практических примерах показаны плюсы и минусы различных способов управления домом, анализируется работа управляющих компаний, опыт активных органов ТОС, рассказывается о людях, которые взяли на себя бремя заботы о многоквартирных домах, и многое другое. Причем на эту тему идет самый активный поток откликов, благодаря чему рубрика «обратная связь» получила второе дыхание. Уделяется большое внимание благоустройству и озеленению, а именно конкурсу «Томский дворик» и муниципальному фанту «Город - это мы!». Кроме выпуска газеты органы местного самоуправления города осуществляют информационную поддержку общественных объединений посредством Интернета. В частности, на сайт администрации Томска регулярно выставляются публикации Томских СМИ на те темы, которые волнуют население. Активно посещают пользователи Интернет страницу томской городской палаты общественности, ежемесячно здесь фиксируется более 3-х тысяч посещений.

Что касается деятельности организаций в сфере культуры, то она очень многообразна, и сложно выделить ее четкие границы. Общепринято сводить их к сфере искусства. Однако есть и другой аспект возможной деятельности общественных объединений, который применим к сфере культуры. Речь идет о формировании национальных духовно-нравственных ценностей и культурной идентичности местных сообществ, реализация которой, в свою очередь, возможно только через гражданские институты. Однако пока инициативу, связанную с зоной искусства и исходящую от общественных организаций писателей, художников, иных творческих объединений, выделить сложно. Безусловно, в каждом творческом объединении существует некоторый набор предложений для органов местного самоуправления, но по сути своей это закрытые профессиональные сообщества, направленные внутрь себя, живущие по своим правилам и не прибегающие к попыткам изменения той или иной неудовлетворительной ситуации в обществе.

Применительно к аспектам возрождения духовности, формирования национальных ценностей сложно выделить сколько-нибудь влиятельную в Томске организацию. Столь же затруднительно обозначить одно или несколько значимых для этого направления событий. Хотя в Томске существуют общественные организации, которые выделяют в качестве миссии своей организации формирование духовно-нравственных ценностей человека. Наряду с религиозными к ним относится ряд просветительских объединений, однако, далеко не все из них организуют соразмерные своей миссии события. К событиям, влияющим на формирование общенационального и местного компонентов культуры, можно отнести ряд событий как духовного, так и светского характера. С 1990 г. в Томске ежегодно проводятся духовно-исторические чтения в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры памяти первоучителей славянских Кирилла и Мефодия. Разовыми проектами, помимо прочего связанными с поиском нравственных первооснов, стали прошедшие в 2008 г. конференции «Духовные основы развития общества», «Эффективное государство в глобальном мире» «Центра социально-консервативной политики - «Сибирь», а также фестиваль разговоров и немассовой культуры «Кухня». Мнения на счет целей, на которые были направлены эти мероприятия, могут быть весьма различными, однако, важно отметить, что события в данном направлении происходят и, как правило, имеют формат многостороннего диалога. Так, например, духовно-исторические чтения Дня славянской письменности и культуры направлены на осмысление традиционных отечественных духовно-нравственных ценностей. В рамках чтений делается попытка их актуализации в применении практически ко всем сферам общественной жизни. В этом празднике принимают участие представители власти, преподаватели томских вузов и школ, бизнесмены, священнослужители Томской епархии Русской Православной Церкви.

ч. 1 ... ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. 5 ч. 6 ч. 7