Организация территориального общественного самоуправления

ч. 1 ... ч. 4 ч. 5 ч. 6 ч. 7

Типовое положение


о порядке назначения и проведения собрания граждан
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом _______________(наименование муниципального образования), определяет порядок назначения и проведения собрания граждан в ___________(наименование муниципального образования), а также порядок определения результатов его проведения.

Собрание граждан является формой непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанной на принципах законности и добровольности.

1.2. Для целей настоящего Положения под собранием граждан (далее – собрание) понимается собрание, проводимое для обсуждения вопросов местного значения_____________(наименование муниципального образования), информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления __________(наименование муниципального образования).

1.3. В собрании имеют право принимать участие жители, постоянно или преимущественно проживающие на территории ________________(наименование муниципального образования), достигшие ________ (количество лет) возраста.

Граждане Российской Федерации, не проживающие на территории ____________________ (наименование муниципального образования), но имеющие на его территории недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, также могут участвовать в работе собрания с правом совещательного голоса.

1.4. Настоящее Положение не распространяется на собрания граждан, проводимые в целях организации и осуществления территориального общественного самоуправления, а также на собрания, проводимые в соответствии с уставами общественных объединений, жилищных (садовых) товариществ и кооперативов.



2. Порядок назначения собрания
2.1. Собрание проводится по инициативе населения ___________ (наименование муниципального образования), Совета депутатов ___________ (наименование муниципального образования), главы ___________ (наименование муниципального образования).

2.2. Собрание, проводимое по инициативе Совета депутатов или главы _________(наименование муниципального образования), назначается соответственно Советом депутатов или главой ______________ (наименование муниципального образования).

В решении Совета депутатов, постановлении главы _______________ (наименование муниципального образования) о назначении собрания по инициативе этих органов местного самоуправления указываются:

- дата, время и место его проведения;

- территория, в пределах которой предполагается провести собрание;

- выносимые на обсуждение вопросы;

- должностные лица органов местного самоуправления, ответственные за подготовку собрания.

2.3. Собрание, проводимое по инициативе населения, назначается Советом депутатов______________(наименование муниципального образования).

2.4. Инициатором проведения собрания может быть инициативная группа жителей в количестве не менее _____ (количество) человек (далее - инициативная группа).

Инициативная группа, не позднее, чем за _____ (количество) дней до проведения собрания, в письменном виде уведомляет о планируемом мероприятии Совет депутатов _________________ (наименование муниципального образования).

В уведомлении указываются:

- дата, время и место проведения собрания;

- территория проведения собрания;

- предполагаемое число участников;

- выносимые на рассмотрение вопросы;

- персональный состав инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и контактного телефона.

Совет депутатов _______________________ (наименование муниципального образования) вправе провести консультации (обсуждение) с инициативной группой о целесообразности проведения собрания по выносимым вопросам, направить инициативной группе свои замечания, предложения или мотивированные возражения.

По общему согласию инициативной группы и Совета депутатов _____________(наименование муниципального образования) дата, время, место проведения собрания, территория проведения собрания и выносимые на рассмотрение вопросы, могут быть изменены.

2.5. Организация проведения собрания возлагается на инициатора проведения собрания.

Глава _____________________ (наименование муниципального образования), иные должностные лица местного самоуправления в пределах собственных полномочий оказывают содействие инициативной группе в решении организационных вопросов проведения собрания.

2.6. Инициатор проведения собрания обязан заблаговременно, но не позднее, чем за три дня, оповестить граждан, проживающих на территории проведения собрания, о дате, времени и месте проведения собрания, выносимых на рассмотрение вопросах, с обязательным указанием инициатора собрания и контактной информации.

2.7. Инициатор проведения собрания должен обеспечить возможность заблаговременного ознакомления с материалами, относящимися к вопросам, выносимым на рассмотрение собрания.


3. Порядок проведения собрания
3.1. До начала собрания представители инициатора его проведения проводят регистрацию участников собрания.

3.2. Собрание считается правомочным, если в нем принимает участие не менее _____(количество) процентов жителей, приглашенных для участия в собрании.

3.3. Собрание открывает представитель инициатора его проведения. Для ведения собрания избирается президиум, состоящий из председателя, секретаря собрания и других лиц по усмотрению участников собрания.

Выборы состава президиума, утверждение повестки дня, регламента проведения собрания производятся простым большинством голосов участников собрания по представлению инициатора проведения собрания или участников собрания.

До утверждения повестки дня собрания любой гражданин, зарегистрированный в качестве участника собрания, а также представители органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления _______________________(наименование муниципального образования) могут вынести на обсуждение вопрос о дополнении повестки дня.

3.4. Решение собрания по вопросам повестки дня принимается простым большинством голосов открытым голосованием. Собрание может принять решение о проведении тайного голосования. В этом случае его участники избирают счетную комиссию.

В голосовании участвуют только жители соответствующей территории, зарегистрированные в качестве участников собрания. Представители органов местного самоуправления и иные лица, имеющие право на участие в собрании в соответствии с настоящим Положением, имеют право совещательного голоса.

3.5. Секретарь собрания ведет протокол собрания, содержащий в обязательном порядке следующие сведения:

- территория проведения собрания;

- количество жителей, имеющих право участвовать в собрании;

- количество жителей, зарегистрированных в качестве участников собрания;

- инициатор проведения собрания;

- дата, время и место проведения собрания;

- состав президиума;

- полная формулировка рассматриваемых вопросов;

- фамилии выступивших, краткое содержание выступлений по рассматриваемым вопросам;

- принятое решение;

- список участвующих в собрании представителей органов местного самоуправления и приглашенных лиц.

Протокол зачитывается председателем собрания участникам собрания, утверждается решением собрания, подписывается председателем и секретарем собрания и передается инициаторам проведения собрания.

3.6. Итоги собрания подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение семи дней со дня проведения собрания.


4. Заключительные положения.
4.1. Решения собрания не могут нарушать имущественные и иные права граждан, объединений собственников жилья, других организаций и юридических лиц.

Решения собрания носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, граждан, проживающих на территории проведения собрания, предприятий, организаций и иных лиц.

4.2. Собрание может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Обращения собрания направляются в органы местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов.

Коллективное обращение граждан, принятое на собрании, подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны по итогам рассмотрения обращения направить председателю собрания или другому лицу, уполномоченному собранием, мотивированный ответ по существу решения в письменной форме.

4.3. Расходы, связанные с организацией и проведением собрания, возлагаются на инициатора проведения собрания.

Утверждено

решением Совета депутатов

____________________

(наименование муниципального

образования)

от ______________ 2009 г.

№______


Типовое положение

о порядке назначения и проведения опроса граждан
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом _______________ (наименование муниципального образования), устанавливает порядок назначения, подготовки, проведения, определения результатов опроса граждан в _______________ (наименование муниципального образования).

1.2. Опрос является формой непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

1.3. Опрос проводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами _______________ (наименование муниципального образования), а также органами государственной власти Московской области.

1.4. В опросе граждан имеют право участвовать жители _______________ (наименование муниципального образования), обладающие избирательным правом (далее – участники опроса).

1.5. Жители _______________(наименование муниципального образования) участвуют в опросе непосредственно, за исключением случаев, установленных настоящим Положением. Каждый участник опроса имеет только один голос.

1.6. Участие в опросе является свободным и добровольным. Никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждений или отказу от них.

1.7. Подготовка, проведение и установление результатов опроса должны основываться на принципах открытости, гласности, объективности, научной обоснованности, строгого письменного учета результатов опроса и возможности их проверки.

1.8. Мнение граждан, выявленное в ходе опроса, носит для органов местного самоуправления и должностных лиц _______________ (наименование муниципального образования), а также органов государственной власти Московской области рекомендательный характер.

1.9. Опрос может проводиться на всей территории _______________ (наименование муниципального образования) или на части его территории.

1.10. Для целей, указанных в п. 1.3 настоящего Положения, опрос проводится:

- по вопросам местного значения _____________________ (наименование муниципального образования);

- при принятии решений об изменении целевого назначения земель _______________ (наименование муниципального образования) для объектов регионального и межрегионального значения.

1.11. Опрос проводится методом:

- интервьюирования и (или) анкетирования в течение одного или нескольких дней с дальнейшим анализом и обобщением данных;

- тайного или поименного голосования в течение одного или нескольких дней с обобщением полученных данных.

1.12. Интервьюирование и (или) анкетирование, поименное голосование проводятся по опросным листам в пунктах проведения опроса и (или) по месту жительства участников опроса.

Опрос, проводимый методом тайного голосования, проводится по опросным листам только в пунктах проведения опроса (далее – пункт опроса).
2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ОПРОСА

2.1. Опрос граждан проводится по инициативе:

- Совета депутатов или главы _______________________ (наименование муниципального образования) – по вопросам местного значения;

- органов государственной власти Московской области – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель _______________(наименование муниципального образования) для объектов регионального и межрегионального значения.

2.2. Решение о назначении опроса граждан принимается Советом депутатов ________________ (наименование муниципального образования).

В решении Совета депутатов ____________________________ (наименование муниципального образования) о назначении опроса граждан устанавливаются:

- дата и сроки проведения опроса;

- формулировка вопросов;

- методика проведения опроса;

- форма опросного листа;

- минимальная численность участников опроса.

2.3. В целях организации проведения опроса Совет депутатов ____________________(наименование муниципального образования) формирует комиссию по проведению опроса (далее - комиссия). Состав комиссии и дата первого заседания определяются решением Совета депутатов ____________________(наименование муниципального образования).

Первое заседание комиссии созывается не позднее, чем на ______ день после принятия решения о назначении опроса граждан.

2.4. На первом заседании комиссия избирает из своего состава председателя комиссии, заместителя (ей) председателя комиссии и секретаря комиссии.

2.5. Полномочия комиссии:

- не позднее, чем за 10 дней до даты (даты начала) опроса организует оповещение жителей о содержании решения Совета депутатов ___________________ (наименование муниципального образования) о назначении опроса граждан, месте нахождения комиссии, пунктах опроса;

- утверждает количество и местонахождение пунктов опроса;

- оборудует пункты опроса;

- устанавливает сроки и порядок проведения агитации заинтересованными лицами;

- обеспечивает изготовление опросных листов;

- организует мероприятия по проведению интервьюирования и (или) анкетирования, голосования участников опроса в соответствии с установленным настоящим Положением порядком;

- обобщает данные с целью установления результатов опроса;

- взаимодействует с органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и представителями средств массовой информации по вопросам, связанным с реализацией настоящего Положения;

- осуществляет иные полномочия в целях реализации настоящего Положения.

2.6. Полномочия комиссии прекращаются после официальной передачи результатов опроса Совету депутатов___________________ (наименование муниципального образования).

2.7.Руководитель администрации_____________(наименование муниципального образования) обеспечивает комиссию необходимыми помещениями, материально – техническими средствами, осуществляет контроль за расходованием средств местного бюджета, выделенных на проведение опроса.

2.8. При проведении опроса для выявления мнения жителей используются опросные листы.

2.9. В опросном листе, предназначенном для голосования, точно воспроизводится текст вопроса и возможные варианты волеизъявления участника опроса («за» или «против»), под которыми помещаются пустые квадраты для соответствующих отметок. В опросном листе для интервьюирования или анкетирования такие варианты не указываются, а участнику опроса предлагается высказать свое мнение по существу вопроса.

Вопросы должны быть сформулированы четко и ясно, не допускать возможности их различного толкования.

При предложении нескольких вопросов они включаются в один опросный лист, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какого-либо текста, части текста вынесенного на опрос проекта муниципального правового акта также последовательно нумеруются.

2.10. Опросный лист, применяемый для поименного голосования, должен иметь свободное место для внесения данных об участнике опроса:

- фамилия, имя, отчество опрашиваемого лица;

- адрес постоянного (преимущественного проживания);

- серия, номер паспорта или заменяющего его документа;

- иные сведения в соответствии с решением Совета депутатов ______________ (наименование муниципального образования.

Данные об участнике опроса вносятся им самостоятельно и добровольно.

2.11. Опросный лист для голосования и анкетирования должен содержать разъяснения о порядке его заполнения.
3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА

3.1. Заинтересованным лицам должно быть предоставлено равное право на выступление в поддержку своих взглядов и убеждений до даты (даты начала) опроса. В период проведения опроса агитация запрещается.

3.2. При проведении поименного голосования или анкетирования участнику опроса выдается опросный лист.

3.3. Заполненные опросные листы опускаются участниками опроса в ящик для сбора данных опроса, который должен находиться в поле зрения членов комиссии. Число ящиков для сбора данных опроса определяется комиссией.

3.4. В случае если участник опроса по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно сделать отметку либо запись в опросном листе, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссии.

3.5. В случае если участник опроса считает, что при заполнении опросного листа совершил ошибку, он вправе обратиться за повторной выдачей опросного листа взамен испорченного. Испорченный опросный лист погашается, о чем составляется акт.

3.6. Тайное голосование при опросе проводится в пунктах опроса, где должны быть специально оборудованы места для тайного голосования и установлены ящики для голосования, которые на время голосования опечатываются.

Опросный лист заполняется участником опроса в специально оборудованном месте (кабинах или комнатах), в котором не допускается присутствие иных лиц, и опускается в ящик для сбора данных опроса.

3.7. Если член комиссии нарушает тайну голосования или пытается повлиять на волеизъявление участников опроса, он немедленно отстраняется от участия в ее работе. Решение об этом принимается комиссией.

3.8. Опрос по месту жительства участников опроса проводится лицами, наделенными соответствующими полномочиями членами комиссии (далее - уполномоченное лицо). Для проведения опроса в такой форме комиссия вправе привлекать организации, профессионально занимающиеся социологическими исследованиями.

3.9. При проведении опроса методом интервьюирования опросный лист заполняется уполномоченным лицом.

Уполномоченные лица обязаны сдать заполненные опросные листы в комиссию не позднее дня, следующего за днем их заполнения.

3.10. Опросные листы неустановленного образца, по которым невозможно достоверно установить мнение участников опроса или не содержащие данных и реквизитов, обязательных к заполнению, признаются недействительными.
4. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА

4.1. По окончании срока проведения опроса комиссия обобщает и анализирует полученные данные и устанавливает результаты опроса, оформляя их в виде протокола о результатах опроса.

4.2. Опрос признается состоявшимся, если количество действительных опросных листов соответствует численности, определенной в решении Совета депутатов __________(наименование муниципального образования) как минимальная численность участников опроса.

4.3. В протоколе о результатах опроса указываются следующие данные:

а) общее число участников опроса;

б) число граждан, принявших участие в опросе;

в) одно из следующих решений:

- признание опроса состоявшимся;

- признание опроса несостоявшимся;

г) число опросных листов, признанных недействительными;

д) количественные характеристики волеизъявлений участников опроса (количество голосов «за» или «против»; процент голосов, отданных за то или иное решение и др.)

е) результаты опроса, представляющие собой мнение, выраженное большинством участников опроса (далее – результаты опроса).

4.4. Если опрос проводился по нескольким вопросам, то составление протокола о результатах опроса по каждому вопросу производится отдельно.

4.5. Член комиссии, не согласный с протоколом о результатах опроса в целом или отдельными его положениями, вправе изложить в письменной форме особое мнение, которое прилагается к соответствующему протоколу.

4.6. Протокол о результатах опроса подписывается членами комиссии и направляется в Совет депутатов _______________ (наименование муниципального образования) с приложением к нему опросных листов. Копии протокола о результатах опроса могут быть представлены органам государственной власти Московской области, органам местного самоуправления, представителям средств массовой информации и общественных объединений.

В случае, если опрос проводится по инициативе главы _____________(наименование муниципального образования), органов государственной власти Московской области для инициаторов составляется дополнительный экземпляр протокола о результатах опроса с приложением к ним заверенных комиссией копий опросных листов.


5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Материалы опроса (протокол о результатах опроса, опросные листы) в течение всего срока полномочий Совета депутатов ______________(наименование муниципального образования), принявшего решение о проведении опроса, хранятся в аппарате Совета депутатов __________________ (наименование муниципального образования), а затем направляются на хранение в муниципальный архив.

Срок хранения указанных материалов не может быть менее ______ лет.

5.2. Результаты опроса доводятся комиссией до населения через средства массовой информации не позднее _____ дней со дня составления протокола о результатах опроса.

5.3. Органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления ________________(наименование муниципального образования) информируют жителей через средства массовой информации о решениях, принятых по итогам изучения ими результатов опроса.

5.4. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

- за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

- за счет средств бюджета Московской области - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Московской области.



1 Настоящее Положение не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер.

1 При численности жителей, проживающих на данной территории менее 300 человек - проводится собрание граждан, при численности жителей более 300 человек – конференция граждан.


2 Здесь и далее по тексту статей главы распространяется на ТОС, зарегистрированное в соответствии с Уставом ТОС в качестве юридического лица.

1 Здесь и далее в тексте устава необходимо конкретно указать, в какой форме (собрания или конференции) осуществляется ТОС. Собрание проводится при численности граждан, проживающих на территории ТОС, менее 300 человек, конференция – более 300, в порядке, предусмотренном Положением о собрании (конференции) граждан в муниципальном образовании.

3Рекомендуемая организационно-правовая форма – общественное объединение - орган общественной самодеятельности.

1Необходимо указать одну из следующих территорий: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иная территория проживания граждан.

1 В случае если высшим органом управления является конференция граждан, в уставе ТОС указывается: «Конференция граждан правомочна, если в ней принимает участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста».

4 Здесь и далее по тексту статей главы распространяются на ТОС, зарегистрированное в соответствии с Уставом ТОС в качестве юридического лица.

5 Положение разработано специалистами Прокуратуры Московской области

6 Положение разработано специалистами Прокуратуры Московской области

7 Положение разработано специалистами Прокуратуры Московской области

8 Положение разработано специалистами Прокуратуры Московской области

9 Положение разработано специалистами Прокуратуры Московской области

10 Положение разработано специалистами Прокуратуры Московской области

11 Положение разработано специалистами Прокуратуры Московской области


ч. 1 ... ч. 4 ч. 5 ч. 6 ч. 7