Рабочая программа для дополнительного образования туристско- краеведческого

ч. 1 ч. 2
Посохова Любовь Александровна

учитель математики I категории,

руководитель музея

МОУ «Казинская СОШ»

Валуйского района Белгородской области
Рабочая программа для дополнительного образования туристско- краеведческого объединения «Активисты школьного музея».
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы для системы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы: Казурова О.А., Константинов Ю.С., Слесарева Л.П., Москва ФЦДЮТиК МосгорСЮТур 2008.

Настоящая программа конкретизирует содержание предметных тем и распределение учебных часов по разделам курса.

Цель курса - всестороннее развитие личности ре­бенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.

Основными принципами туристско-краеведческой деятельности яв­ляются:

- создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объе­динения - одного из эффективных инструментов позитивного воздейст­вия на личность подростка;

- формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посред­ством привлечения подростков к краеведческой поисково-исследова­тельской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора вос­питанников с помощью краеведческой должностной инструментовки;

- внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения;

Цель достигается через решение следующих задач:

- формирование лидерских качеств и развитие творческих способно­стей личности воспитанника;

- формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;

- профессиональная ориентация подростков;

- формирование прочных трудовых навыков и навыков;

Задачи данной программы подготовки активистов школьных музеев многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотиче­ское, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся. Осо­бое внимание уделяется развитию духовности воспитанников путем не­посредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жиз­нью в природной и социальной сфере - памятники и достопримечатель­ности великой истории и культуры России; природный ландшафт; не­посредственное общение с людьми труда и дела в российских селениях и малых русских городах; включенность подростка в творческий процесс интенсивного становления своей личности; приобретение разнообраз­ных, необходимых в жизни знаний, трудовых навыков; формирования дружбы и товарищества путем совместной работы - вот реальные рыча­ги воспитания духовности и характера подростков.

Отличительной чертой программы является то, что рассматривается именно

музей - самостоятельный, цельный культурно-исто­рический организм, со своей неповторимой судьбой и характером, кото­рый является призмой, через которую школьник получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего. Выразить свои впечатления, свое понимание окружающей действительности воспитанник может че­рез формирование собственных экспозиций в коллективном долгосроч­ном образовательном проекте - создании школьного музея. Предметом комплексного рассмотрения на занятиях будет социальный объект, изу­чая который воспитанники овладеют основами музееведения.

Программа рассчитана на 5 лет обучения, преимущественно для обучающихся возрастной группы 12-17 лет.

Данная рабочая программа составлена для объединения « Активисты школьного музея» второй год обучения. Программа рассчитана на 144 часа.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с

примерной:

В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже:






п/п

Раздел

Количество

часов в

примерной

программе

Количество

часов в

рабочей

программе




Введение

-

1

1.

Музей - хранитель наследия веков

66

48

2

Соэдание музейной экспозиции «Моя улица»

50

35

3

Основы туристско-экспедиционной работы

64

48

4

Школа экскурсовода

36

12







216

144

Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе.

Срок реализации рабочей программы- один учебный год.

Требования к уровню подготовки учащихся:

По результатам двух лет обучения у учащихся должны быть сформи­рованы следующие знания, умения и навыки:



Знания

Умения и навыки

Понятие о музее и его предназначении. Понятие о структурной организации музея

Культурное поведение в музее. Нахождение музейных терминов в тексте, работа со словарем

Понятие о коллекционировании древностей. Понятие о значении музеев для развития современного общества

Начальные этапы работы с научно-популярной литературой

Понятие об основных типах и видах музеев. Ведущие музеи мира

Определение профиля музея

Понятие основ исследовательской деятельности

Начальные выполнения учебно-исследовательской работы

Понятие термина «фонды музея»

Различие между подлинником и копией

Понятие термина «экспозиция»

Отличие музейных экспозиций по профилю музея

Понятие основных задач и функций выставки

Формирование художественного и эстетического вкуса

Понятие основ экскурсоведения

Составление вопросов для экскурсовода по интересующей проблеме

Основные сведения по истории и культуре родного края

Нахождение объектов культурно-исторического наследия. Ведение исследовательских записей

Понятие о культурно-образовательной деятельности музея

Участие в научно-практической конференции

Основные этапы развития музейного дела в России

Отбор краеведческого материала по теме




Понятие о требованиях к организации и проведению поисково-исследовательская работы, к написанию и оформлению учебно-исследовательской работы

Составление плана поисковой работы. Общение с людьми. Грамотное ведение поисковых и исследовательских записей. Написание и оформление учебно-исследовательской работы

Понятие об основной учетной документации музея

Заполнение инвентарной книги. Составление паспорта на музейный предмет

Понятие о планировании и организации экспозиционной работы

Составление тематико-экспозиционного плана. Оформление экспозиции. Составление аннотаций к экспозиции

Понятие об основных требованиях к художественному оформлению выставки

Оформление стенда, выставки. Подготовка экспонатов для выставки

Понятие об экскурсионной методике и профессиональном мастерстве экскурсовода

Создание текста экскурсии. Проведение экскурсии. Сочетание показа с рассказом

Основные памятники истории и культуры родного края. Понятие о методике проведения экскурсии по городу

Изучение краеведческих объектов. Разработка маршрута по памятным местам своего края. Проведение экскурсии

Понятие об организации культурно-образовательной работы в музее

Выступление с докладом на научно-практической конференции

Понятие о современном развитии музеев

Составление рекламной афиши, буклета. Оформление текста для публикации в СМИ

ч. 1 ч. 2