Расширение внутрироссийской и международной кооперации в научной

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4

О деятельности
Санкт-Петербургского
государственного университета
в 2010/2011 учебном году


МАТЕРИАЛЫ
к заседанию Ученого совета


7 ноября 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4

  2. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПБГУ 5

  3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 6




  1. Количество образовательных программ, реализуемых в Университете: 6

  2. Численность контингента студентов по уровням, иностранных студентов по уровням,
    аспирантов: 7

  3. Прием на первый курс в 2011 году 8




  1. Прием на программы бакалавриата и подготовки специалистов 8

  2. Прием на основные образовательные программы магистратуры 9




  1. Выпуск 2011 года 10

  2. Диплом собственного образца 12

  3. Международные образовательные программы 12

4. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 16

  1. Финансирование НИР 16

  2. Результативность научной деятельности 16




  1. Создание системы планирования и поддержки научной и инновационной деятельности...
    17


  2. Разработка и реализация подходов к актуализации тематики исследований

в фундаментальной и прикладной науке 19

  1. Развитие инновационной деятельности 20

  2. Расширение внутрироссийской и международной кооперации в научной деятельности 21

4.2.5. Развитие университетского экспертного сообщества и расширение экспертной и
консалтинговой деятельности 25

4.3. Основные результаты участия работников университета в конкурсах на проведение научно-


исследовательских работ 29
5. АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО 30

  1. Ассоциация ведущих университетов России 30

  2. Международное партнерство 32

  3. Академическая мобильность 34

5.4. Крупные международные мероприятия 36
6. РЕСУРСЫ УНИВЕРСИТЕТА 37

  1. Земельные участки 41

  2. Здания и сооружения 42

  3. Общежития 43

  4. Кадры 44

  5. Оборудование и основные фонды 45




  1. НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 45

  2. ОТКРЫТОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА 47

  3. ЭКОНОМИКА УНИВЕРСИТЕТА 49




  1. Внедрение программного обеспечения 49

  2. Учет нефинансовых активов 50

  3. Учет капитальных вложений 51

  4. Учет финансовых активов 52

  5. Учет расчетов с плательщиками по доходам от собственности 52

  6. Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг 53

  7. Расчеты по налогам 53

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В середине 2009 года в Российской Федерации в основном принята мо-


дель поддержки крупных университетов, на которые возлагается миссия
обеспечения федеральных и/или региональных потребностей в высококвали-
фицированных кадрах и инновационного развития. Модель базируется на
Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до
2020 года и обозначенных Президентом Российской Федерации приоритетах
развития России.

Федеральные университеты (сегодня их 9), создание которых происхо-


дит путем объединения нескольких ведущих вузов федерального округа или
изменением статуса наиболее мощного в этом округе классического универ-
ситета, призваны решать задачи регионов. Решение отдельных задач иннова-
ционного развития возложено на национальные исследовательские универ-
ситеты (НИУ). На сегодня такой статус имеют 29 университетов. Особое ме-
сто в этой модели занимают Санкт-Петербургский государственный универ-
ситет и Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. 10
ноября 2009 года Президент Российской Федерации Д. Медведев подписал
Федеральный закон № 259-ФЗ «О Московском государственном университе-
те имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном универ-
ситете», определяющий особенности правового положения двух университе-
тов как уникальных научно-образовательных комплексов.

Закон закрепил за МГУ и СПбГУ статус федеральных государственных


бюджетных учреждений. Это положение является особенно важным в свете
изменений, внесенных в законодательные акты Российской Федерации Феде-
ральным законом от 8 мая 2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдель-
ные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствова-
нием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Полномочия учредителя СПбГУ, в том числе в части утверждения Уста-


ва, исполняет Правительство Российской Федерации. Бюджет СПбГУ уста-
навливается отдельной строкой в бюджете Российской Федерации. В целях
инфраструктурного развития и повышения эффективности в управлении ре-
сурсами Университет теперь может иметь в своем составе не только филиа-
лы, представительства, но и другие юридические лица, в том числе институ-
ты.

2. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПБГУ
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября
2010г. № 1696-р утверждена Программа развития федерального государст-
венного образовательного учреждения высшего профессионального образо-
вания «Санкт-Петербургский государственный университет» до 2020 года.

Цели Программы - вхождение Санкт-Петербургского университета в


мировую элиту классических университетов и комплексное исследователь-
ское и образовательное обеспечение государственной политики инновацион-
ного развития Российской Федерации.

С учетом приоритетов модернизации экономики и технологического


развития, определенных в Послании Президента Российской Федерации Фе-
деральному Собранию Российской Федерации на 2010 год, а также имеюще-
гося интеллектуального, кадрового и материально-технического потенциала
Санкт-Петербургского университета, партнерских связей в России и за рубе-
жом и современных тенденций в развитии мировой науки в Санкт-
Петербургском университете выделяются следующие приоритетные направ-
ления:

  • нанотехнологии и материаловедение;

  • биомедицина и здоровье человека;

  • информационные системы и технологии;

  • экология и рациональное природопользование;

  • управленческие кадры и технологии.

Работа по приоритетным направлениям обеспечивается системным
развитием ключевых ресурсов Санкт-Петербургского университета, в том
числе образовательных программ, научных исследований, экспертной и ин-
новационной деятельности, а также инфраструктурного комплекса и систем
управления.

Задача 1. Системное развитие образовательных программ

Мероприятия: разработка и внедрение системы контроля качества образова-


ния; разработка новых механизмов управления образовательными програм-
мами; актуализация существующих и разработка новых образовательных
программ; интернационализация образовательных программ.

Задача 2 Системное развитие научных исследований, экспертной и
инновационной деятельности

Мероприятия: создание системы планирования и поддержки научной и инно-


вационной деятельности; разработка и реализация подходов к актуализации

тематики исследований в фундаментальной и прикладной науке; развитие


инновационной деятельности; расширение внутрироссийской и международ-
ной кооперации в научной деятельности; развитие университетского экс-
пертного сообщества; расширение экспертной и консалтинговой деятельно-
сти.

Задача 3. Системное развитие инфраструктурного комплекса для
обеспечения образовательной, научно-исследовательской, экспертной и
информационной деятельности

Мероприятия: создание ресурсных центров в области нанотехнологии и ма-


териаловедения; создание ресурсных центров в области информационных
систем; создание ресурсных центров в области биомедицины и здоровья че-
ловека; создание ресурсных центров в области экологии и рационального
природопользования; создание университетской медицинской клиники.

Задача 4. Развитие систем управления научно-образовательным
комплексом Санкт-Петербургского университета и механизмов взаимо-
действия с российскими и международными партнерами

Мероприятия: развитие системы управления научно-образовательным ком-


плексом; создание системы подготовки управленческих кадров; создание на-
учных основ современных управленческих технологий; расширение взаимо-
действия с государственными и корпоративными партнерами; создание ин-
формационной системы для доступа к интеллектуальным и информацион-
ным ресурсам университета.

На начальный этап реализации Стратегических проектов Правительст-


вом РФ предусмотрено адресное выделение средств в объеме 5 млрд руб. в
течение 2010-2012 годов. Это финансирование является дополнительным и
не зависит от объемов финансирования, выделяемых Университету для реа-
лизации основной деятельности.

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЗЛ.Количество образовательных программ, реализуемых в Универ-
ситете:

Основные образовательные программы



Уровни
образования

Образовательные программы,
реализуемые по государствен-
ным стандартам

Образовательные программы,
реализуемые по собственным
стандартам Университета

Бакалавриат

38

90

Специалитет

32

9

Магистратура

29

104

Программы послевузовского образования

Интернатура

6

Ординатура

20

Аспирантура

173

Дополнительные образовательные программы

576

СПбГУ - единственный вуз России, в котором с 2011 года обучение всех
вновь принимаемых на основные образовательные программы студентов ве-
дется по собственным образовательным стандартам.

дополнительные программы

14

5 565

481

3 758
(237)

второе высшее образование

0

1,925

0

1 716

иностранные обучающиеся

327

1 575

353

1 535

параллельное обучение

0

84

0

89



3.3. Прием на первый курс в 2011 году

В 2011 году прием в Санкт-Петербургский государственный универси-


тет на 1 курс основных образовательных программ бакалавриата и подготов-
ки специалиста осуществлялся на 99 образовательных программ, реализуе-
мых по собственному образовательному стандарту Санкт-Петербургского го-
сударственного университета: по 51 направлению подготовки бакалавров и
9 специальностям в рамках 11 укрупненных групп направлений подготовки и
специальностей.
3.3.1.Прием на программы бакалавриата и подготовки специалистов

На программы бакалавриата по укрупненным группам направлений под-


готовки и специальностей 130000 «Геология, разведка и разработка полезных
ископаемых» и 230000 «Информатика и вычислительная техника» прием в
2011 году осуществлялся впервые.

Общее количество мест для приема граждан на программы бакалавриата


и подготовки специалиста для обучения по очной форме в 2011 году соста-
вило 2890 мест (в 2010 году - 2790 мест), для обучения по очно-заочной
форме - 90 мест (в 2010 году - 134 места).

Общее число заявлений об участии в конкурсе на программы бакалав-


риата и программы подготовки специалиста в 2011 году по сравнению с 2010
годом практически не изменилось для очной формы (в 2010 году - 33 549, в
2011 году - 33 393 заявления) и уменьшилось для очно-заочной (в 2010 году -
768, в 2011 году - 665 заявлений).

Все принятые для обучения по очно-заочной форме зачислены на основ-


ные образовательные программы, относящиеся к укрупненной группе 030000
«Гуманитарные науки».

3.3.2.Прием на основные образовательные программы магистратуры

В 2011 году прием в Санкт-Петербургский государственный универси-


тет на основные образовательные программы уровня магистратуры осущест-
влялся на 104 образовательные программы, реализуемые по собственному
образовательному стандарту Санкт-Петербургского государственного уни-
верситета по 38 направлениям подготовки в рамках 8 укрупненных групп на-
правлений подготовки.

На основные образовательные программы магистратуры по укрупнен-


ным группам направлений подготовки 100000 «Сфера обслуживания» и
230000 «Информатика и вычислительная техника» прием осуществлялся
впервые.

Общее число заявлений об участии в конкурсе на программы магистра-


туры существенно возросло (в 2010 году - 4604, в 2011 году - 7013 заявле-
ний). Всего 5800 заявлений было подано для участия в конкурсе на обучение
за счет средств федерального бюджета (на 1554 места) и 1213 заявлений - на
участие в конкурсе на места с оплатой стоимости обучения (на 844 места).

Общее число лиц, принятых на обучение по программам магистратуры,


в 2011 году превышает аналогичный показатель 2010 года на 5,3% или 90 че-
ловек.

Доля принятых на обучение по программам магистратуры в общей чис-


ленности принятых в Санкт-Петербургский государственный университет на
основные образовательные программы высшего и послевузовского профес-
сионального образования по итогам 2011 года составит не менее 25% (4108
человек приняты на основные образовательные программы бакалавриата и
подготовки специалиста, прием на программы послевузовского профессио-
нального образования не завершен).

В 2011 году Санкт-Петербургский государственный университет также


осуществлял прием на основные образовательные программы среднего про-
фессионального образования, реализуемые по специальности 060109 «Сест-
ринское дело» (укрупненная группа специальностей 060000 «Здравоохране-
ние»). Для участия в конкурсе было подано 78 заявлений, из них 62 - на мес-
та для обучения за счет средств федерального бюджета (контрольные цифры
приема - 25 мест) и 16 - на места с оплатой стоимости обучения по догово-
рам с физическими и (или) юридическими лицами (план приема на места с
оплатой стоимости обучения - 5 мест). По результатам вступительных испы-
таний и предоставления оригиналов документов государственного образца об

образовании на 1 курс программы по специальности 060109 «Сестринское


дело» в 2011 году было зачислено 25 человек для обучения за счет средств
федерального бюджета.

Особое место при организации и проведении приемной кампании уделя-


лось вопросам открытости информации для абитуриентов, их родителей,
средств массовой информации, работников СПбГУ и других вузов. СПбГУ в
полном объеме выполнил требования Минобрнауки по срокам представле-
ния, содержанию и доступности информации о приеме и значительно расши-
рил ее объем и формы. Представители СМИ были приглашены к участию в
заседаниях Приемной комиссии. В заседаниях Приемной комиссии, в частно-
сти, принимали журналисты агентства Regnum, газеты «Деловой Петербург»
и издания «Фонтанка.ру», которые регулярно присутствовали на заседаниях
и публиковали информацию о них. В этом году в составы предметных ко-
миссий, принимающих дополнительные вступительные испытания, и апел-
ляционных комиссий еще более широко были включены представители ра-
ботодателей. Протоколы заседаний приемной комиссии с этого года публи-
куются на сайте университета. Новым шагом в обеспечении публичности
стала аудио- и видеозапись всех экзаменов, проводимых в устной и смешан-
ной (устной и письменной) форме. Впервые такая запись письменного экза-
мена была произведена в 1999 г. в одной из аудиторий юридического фа-
культета сотрудниками IT службы факультета. Теперь эта технология будет
распространена на весь Университет. В состав комиссии по аспирантуре
включены представители Совета молодых ученых.

Сводные данные о результатах приема в 2011 году в Санкт-Петербург-


ский государственный университет на основные образовательные программы
бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры приведены в Прило-
жении 1 (Таблицы 1-3). Таким образом план приема в 2011 году выполнен на
100%.

Анализ результатов приема на основные образовательные программы


высшего и послевузовского профессионального образования демонстрирует,
что Санкт-Петербургский государственный университет в части показателей,
связанных с количественными характеристиками приема в университет, вы-
полнят Программу развития, одобренную Распоряжением Правительства
Российской Федерации от 07.10.2010 № 1696-р с опережением.
3.4.Выпуск 2011 года
В 2010-2011 учебном году большая работа проведена по совершенство-

ванию процедур проведения итоговой государственной аттестации. В 2011


году осуществлён выпуск по 197 основным образовательным программам
высшего профессионального образования (очная форма обучения - 132, оч-
но-заочная - 40, заочная - 25), в т.ч. по сокращённым, ускоренным програм-
мам и программам параллельного обучения (и это без учёта профилей и спе-
циализаций) - всего более 6000 выпускников.

На сайте университета осуществляется анонсирование защит магистер-


ских диссертаций (публикуются аннотации диссертаций и отзывы научных
руководителей), а по итогам защит публикуются рецензии на магистерские
диссертации. Пока не до конца отработан формат представления информа-
ции, но эта задача будет решена к следующему циклу магистерских защит.

В целях обеспечения контроля качества образовательных программ


Университет традиционно привлекает в качестве председателей Государст-
венных аттестационных комиссий ведущих представителей академического и
профессиональных сообществ.

Академическую и прикладную науку представляют: член-корреспондент


РАН, директор Зоологического института Российской академии наук О. Н.
Пугачев; член-корреспондент РАН, заместитель председателя Южного науч-
ного центра Российской академии наук Д.Г.Матишов; член-корреспондент
РАМН, заведующий лабораторией онтогенеза нервной системы Института
физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук В.А.Отеллин; ака-
демик РАЕН, заведующая кафедрой теории и истории культуры Санкт-
Петербургского государственного университета культуры и искусства
С.Н.Иконникова; Почетный работник высшей школы, член-корреспондент
Академии менеджмента и рынка О.А.Страхова; директор Санкт-
Петербургского института истории РАН В.Н.Плешков и многие другие.

Учреждения культуры и искусства в ГАКах представляют: директор


Всероссийского музея А.С. Пушкина С.М.Некрасов; директор Российского
этнографического музея В.М.Грусман, профессор кафедры живописи и ком-
позиции, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государствен-
ного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им.
И.Е. Репина Ю.Г.Бобров; народный артист Российской Федерации, лауреат
Государственной премии Российской Федерации, и.о. председателя Союза
Театральных деятелей Санкт-Петербурга, актер Российского государственно-
го академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Александрийского) С. И.
Паршин.

Руководители органов государственной власти и представители судеб-


ной системы: Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
В. Д. Зорькин, Министр юстиции Российской Федерации А. В. Коновалов,
Председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии А. В. Гнетов,
председатели Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областно-
го судов В. Н. Епифанова и И. И. Лодыженская, Председатель Федерального
Арбитражного суда Северо-Западного федерального округа И. М. Стрелов,
председатель Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской облас-
ти С. В. Изотова, и др.

Российские и международные финансовые и бизнес-структуры пред-


ставляют заместитель председателя правления ОАО «Банк «Возрождение»
Ю. И. Новиков, начальник Управления по связям с общественностью и рек-
ламе ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад» И.Н. Байлюк. Средства массовой ин-
формации - главный редактор телеканала «СТО» А. А. Радин.
3.5.Диплом собственного образца
Закон о двух университетах дает СПбГУ право выдавать собственный
диплом с использованием российской государственной символики, который
будет признаваться наравне с документами об образовании государственного
образца. Первые дипломы СПбГУ были выданы нашим выпускникам 2010
года. С учетом первого опыта, в 2011 году были внесены некоторые измене-
ния, благодаря которым стала более полной информация о его обладателе,
описание учебной программы, прослушанных курсов и пройденных практик,
результатов обучения.

В 2011 году доказала свою эффективность технология заполнения блан-


ка диплома, включающая в себя стадии сбора и контроля информации, пере-
вода англоязычной части содержания, печати проверенных и переведенных
данных на бланки, которая в 2010 году применялась только в «пилотном»
режиме.
З.б. Международные образовательные программы

Университет продолжает активно работать в международном образова-


тельном пространстве, участвуя в международных программах и академиче-
ских обменах. Целью такой работы является повышение качества образова-
ния, привлекательности обучения и исследовательской работы в Университе-
те, а также рост международного престижа СПбГУ.




На 01.06.2010

(чел.)

На 01.06.2011

(чел.)

г/б

дог

г/б

Дог

иностранные обучающиеся

362

1542

327

1575

По основным образовательным программам (бакалавриат, магистратура,
специалитет) обучались 1902 иностранных гражданина, в т.ч. 327 за счет го-
сударственного бюджета и 1575 - на договорной основе. Численность ино-
странных обучающихся по сравнению с 2010 г. практически не изменилась,
однако произошло перераспределение по основе обучения - сократилось
число бюджетных, и соответственно выросло число договорных студентов.

В рамках политики интеграции в международное образовательное со-


общество Университет продолжил сотрудничество в области реализации со-
вместных образовательных программ с участием зарубежных вузов-
партнеров:

Наименование
программы


Партнеры

Документы
об образовании


Магистерская программа
«Прикладные полярные и
морские исследования»
(ПОМОР)

Гамбургский университет (Гер-
мания), [рейтинг QS-2011: 203],

Университет им. Кристиана


Альбрехта г.Киля (Германия),
[рейтинг QS 2011: 283],

Бременский ун-т (Германия),


[рейтинг QS 2011: 367]

Потсдамский ун-т (Германия)


[рейтинг QS 2011: ниже 450]

Диплом магистра СПбГУ,
диплом магистра Универ-
ситета Гамбурга

Магистерская программа
«Международный менедж-
мент технологических ин-
новаций»

Лаппеенрантский технологиче-
ский университет (MITIM)
[рейтинг QS-2011: ниже 450]

Дипломы магистра
СПбГУ и Лаппеенрант-
ского Технологического
университета

«Магистр международного
менеджмента» (CEMS -
MIM)

Ассоциация CEMS

Диплом Сообщества ев-
ропейских школ менедж-
мента, диплом магистра
СПбГУ

Программа MB А

Высшая коммерческая школа
Парижа (НЕС)

Диплом магистра СПбГУ,
диплом магистра Высшей




[рейтинг Financial Times 2010
для бизнес школ Европы - 1]

коммерческой школы Па-
рижа

Магистерская программа
«Исследования Балтийских
и Северных стран»

Университет Тампере (Финлян-
дия)

[рейтинг QS 2011: 390]






Программа МВА для руко-
водителей (ЕМВА)

Высшая коммерческая школа
Парижа (НЕС)

[рейтинг Financial Times 2010 и


2011 для бизнес школ Европы -
1]

Диплом магистра СПбГУ,
диплом магистра Высшей
коммерческой школы Па-
рижа

Программа МВА для руко-
водителей (ЕМВА)

Университет им. Дюка (США)
[рейтинг QS-2011: 19]

Сертификат о прохожде-
нии курса «Операцион-
ный менеджмент» в Уни-
верситете им. Дюка
(США)

«Корпоративные финансы»
(Master in Corporate Fi-
nance), «Международный
бизнес» (Master in Interna-
tional business)

Высшая коммерческая школа
Парижа (НЕС)

[рейтинг Financial Times 2010 и


2011 для бизнес школ Европы -
1]

Диплом магистра СПбГУ,
диплом магистра Высшей
коммерческой школы Па-
рижа

Междисциплинарная маги-
стерская программа «Об-
щественное здоровье»

9 университетов США

Диплом магистра СПбГУ

Дополнительная профес-
сиональная образователь-
ная программа профессио-
нальной переподготовки по
специальности «Психоло-
гия»

Международной Ассоциацией
Онтопсихологии (Италия)

Диплом СПбГУ

магистерская программа
«Европейские общества»

Университет Билефельда (Гер-
мания)

[рейтинг QS-2011: 355]



Диплом магистра СПбГУ
сертификат университета
Билефельда

Бакалавриат «Искусства и
гуманитарные науки»

Бард колледж (США)

Диплом бакалавра СПбГУ
и диплом ВА Бард кол-







леджа

Библеистика и иудаика

Еврейский университет
в Иерусалиме (Израиль)

Диплом СПбГУ о высшем
профессиональном обра-
зовании установленного
образца

Культура Германии

Гейдельбергский университет,

(Германия)

[рейтинг QS-2011: 53]


Диплом СПбГУ о высшем
профессиональном обра-
зовании установленного
образца

магистерская программа
«Финансы»

Университет Глазго
(Шотландия)

Магистр бухгалтерского
учета, анализа и аудита
или Магистр финансов,
Магистр международного
бухгалтерского учета или
Магистр финансового ме-
неджмента

Магистерская программа
«Экономика фирмы
(Управление инновация-
ми)»

Университет Дю Мен
(Франция)

Диплом магистра СПбГУ,
Диплом магистра Уни-
верситета дю Мен

«Прикладная и вычисли-
тельная физика»

Свободный университет г. Бер-
лина (Германия)

Диплом магистра СПбГУ

Магистерская программа
«Исследования Балтийских
и Северных стран»

Университет Тампере (Финлян-
дия)

[рейтинг QS 2011: 390]






Новый статус приобрел образовательный проект «Французский уни-
верситетский колледж», который был начат еще 1992 году. В силу неподго-
товленности правовой базы, роль и место СПбГУ в этом проекте, имеющем
важное значение в международной кооперации, долгое время оставались не-
определенными. Также неопределенным оставались статус документов об
образовании, выдаваемых выпускникам французской стороной. В октябре
2011г. после длительных согласований с французскими структурами подпи-
сано дополнительное соглашение о сотрудничестве между СПбГУ и Канце-
лярией французских университетов, которое наконец установило обязанно-
сти и ответственность сторон. В соответствии с ним проект получил статус

дополнительной образовательной программы СПбГУ, что сделало коррект-


ным его название - «Французский колледж СПбГУ». Число французских ву-
зов - участников проекта расширилось до 10, направления обучения - фило-
софия, социология, юриспруденция, история, литература. Подписано также
соглашение между СПбГУ и французскими университетами Сорбонна Па-
риж-2 и Экс-Марсель о выдаче университетами-партнерами документа об
образовании по направлению «Юриспруденция».

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4