Расширить возможности трудоустройства специалистов. Предполагается

ч. 1
История Болонского процесса
Основная цель Болонского процесса - создать единую общеевропейскую
конкурентоспособную (прежде всего, с американской) систему образования, а также
расширить возможности трудоустройства специалистов.  Предполагается сформировать модель европейского высшего образования с учетом специфики и традиций национальных образовательных систем.

История этого вопроса такова: В мае 1998 г. министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании подписали "Совместную декларацию о гармонизации систем европейского высшего образования" (Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. Париж, Сорбонна, 25 мая 1998 года), а в июне 1999 г. в Болонье (Италия) была подписана декларация, названная впоследствии Болонской (Совместное заявление Европейских министров образования. Болонья) . Она , как и подписанное в 2001 Пражское коммюнике (Коммюнике встречи Европейских министров, отвечающих за высшее образование. Прага.) , Берлинское коммюнике 2003года (Коммюнике Европейской конференции министров высшего образования. Берлин), Бергенское коммюнике 2005 г.(Коммюнике Европейской конференции министров, ответственных за высшее образование. Берген.) предусматривает создание к 2010 г. последовательного и согласованного общеевропейского пространства высшего образования.

На конференции министров высшего образования европейских стран, проходившей в сентябре 2003 г. в Берлине, было принято решение о присоединении России к Болонской декларации, и с этого года Россия вошла в Болонский процесс официально.

Цели, поставленные данными документами, в перспективе до 2010 года:


  • Введение системы точно определенных и сопоставимых степеней, в том числе через введение выдачи диплома, с целью облегчения трудоустройства выпускников и увеличения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

  • Введение системы двухэтапного высшего образования: базового и последипломного. Доступ ко второму этапу требует успешного завершения первого этапа, продолжительностью не менее трех лет. Степень, получаемая после первого этапа обучения, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;

  • Принятие системы кредитов – аналогичной системе ECTS – как средства, обеспечивающего широкую мобильность студентов. Кредиты могут действовать на любом уровне системы образования, включая непрерывное образование, при условии их признания всеми принимающими учебными заведениями;

  • Стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения – для студентов и преподавателей;

  • Развитие европейского сотрудничества в области контроля качества;

Кроме этого, Болонский процесс предполагает выход на международную систему аккредитации (российские вузы проходят эту процедуру внутри страны уже более 10 лет). Это особенно важно в связи с тем, что в Европе открываются порядка 100 новых
медицинских вузов в год, в большинстве из которых нет ни достаточных
материальных ресурсов, ни клинических баз. Всего в мире работают около 1600
медицинских вузов и факультетов, 40% из которых не проходят никакой аттестации.
Не менее острой остается проблема дальнейшего роста числа негосударственных
образовательных учреждений (так называемых коммерческих вузов). Аккредитацию
должны проходить не только вузы, но и программы, по которым проводится обучение.
В большинстве российских медицинских вузов сохранился единый образовательный
стандарт, обязательный для всех высших учебных заведений. В рамках этого
стандарта Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому
образованию вузов России разрешает научно-педагогическим коллективам варьировать
учебные планы в пределах 15-20% с учетом региональных особенностей, что
соответствует европейской системе.

Подписав Болонскую декларацию, Россия приняла на себя вполне определенные


обязательства по реформированию высшей школы. Предстоящие изменения не должны
понизить уровень отечественного высшего образования, в том числе медицинского.
Сохраняя исторические традиции системы высшего медицинского образования и
используя богатейший опыт подготовки медицинских кадров, Россия должна войти в
систему образовательного пространства в соответствии с общеевропейскими
требованиями и добиться признания отечественных дипломов в европейских странах.
Дискуссия в Европе

По поводу реализации основных положений Болонской декларации в Европейских медицинских вузах развернулась дискуссия Так, старший советник ВФМО (Всемирной федерации медицинского образования) Лайф Кристенсен


(Копенгагенский университет)
, считает, что почти отсутствует какая-либо критика в отношении самого процесса, поставленных им задач и конкретных мероприятий по их реализации. Кроме того, Болонский процесс в значительной мере развивается сверху вниз. Но основная  проблема в том, что некоторые положения Болонской декларации неприемлемы для медицинского образования, которое имеет свою специфику.

Основным камнем преткновения является введение двухступенчатого обучения. Первый цикл обучения продолжительностью не менее 3 лет заканчивается получением первой


академической степени (бакалавр) и дает право доступа ко второму циклу,
результатом которого может быть степень магистра (после 1-2 лет обучения).
Однако трудно представить себе врача с трехгодичным образованием. Вряд ли такой
"специалист" будет востребован практическим здравоохранением и найдет работу.
Как считает президент ВФМО Ханс Карле, проблема двухступенчатой базовой подготовки врачей существует и в России и в европейских странах. В Финляндии, Швеции, Дании, Польше уже принято решение не вводить двухступенчатую систему в медицинском образовании, Германия отложила решение этого вопроса до 2009 г.

Против двухступенчатой системы обучения врачей выступают Всемирная медицинская ассоциация, Всемирная федерация медицинского образования, Постоянный комитет европейских врачей,  международные и европейские ассоциации студентов-медиков.

Как сказал генеральный секретарь Всемирной медицинской ассоциации Отмар Клойбер, двухступенчатая система в медицине не работает, и врачи-недоучки не должны допускаться к лечению больных.

ВФМО, Международная ассоциация медицинского образования и Ассоциация по медицинскому образованию в Европе приняли политическое заявление по Болонскому процессу, где выражено согласие с основными положениями Болонской декларации и поддержано  включение медицинского образования в Болонский процесс. Но в то же время, как говорится в заявлении, в ходе реализации Болонской декларации следует учитывать  специфику учебных планов и программ, а также сложившуюся нынешнюю ситуацию в медицинских школах Европы.  Предлагается не вменять в обязанности медицинским вузам вводить двухступенчатую структуру обучения, по-прежнему отдавая предпочтение продолжительной по времени интегрированной одноуровневой подготовке.  Все решения в области реформирования образования должны опираться на четкие доказательства их необходимости при постоянном диалоге с медицинскими вузами.

В этом заявлении было также отмечено, что Болонская декларация - это не международная конвенция, подлежащая ратификации национальными парламентами, а значит, ее положения не являются юридически обязательными. Поэтому каждая страна,


реформируя свое образование, имеет полное право учитывать специфику как своей
национальной системы образования, так и медицинского образования в целом.

Дискуссия в России


Участники Совещания ректоров медицинских и фармацевтических вузов России ( 2005 г) подчеркнули следующий факт: сегодня в медицинских вузах европейских стран обучение ведется по четырем базовым специальностям -лечебное дело, фармация, стоматология, высшее сестринское образование. В России медицинских специальностей девять, и в их числе встречаются далеко не "докторские" - например, кибернетика, биофизика, биохимия, экономика. Кроме того, в России - более 100 медицинских специализаций, в Европе - от 17 до 54. Но при вхождении в Болонский процесс необходимо, чтобы медиков в наших вузах готовили в соответствии с международными стандартами. Как это сделать, учитывая специфику российского медицинского образования?

Российские ректоры вместе с европейским медицинским сообщество считают , что не следует в рамках Болонского процесса вменять в обязанность медицинским вузам переходить на двухуровневую систему, в России по-прежнему отдается предпочтение интегрированной одноуровневой структуре с последующей интернатурой и докторантурой.

Одна из острых проблем для медиков - последипломное образование. Здесь Россия никак не вписывается в международные стандарты: в нашей стране действует годичная интернатура и двухгодичная ординатура, а в Европе полноценным врачом можно стать только за 3-6 лет обучения после того, как закончилась подготовка по вузовской программе.

Одобрение ректоров получила новая система оценки знаний студентов, которая работает в европейских странах. За каждый сданный экзамен предлагается начислять баллы-кредиты, по количеству которых и будет оцениваться квалификация доктора. С такой "копилкой" кредитов любой российский студент сможет учиться в медицинских вузах Европы, причем в течение всей жизни, постепенно увеличивая свой багаж знаний, а значит, и повышая квалификацию.


МГМСУ

Позиция ректора МГМСУ О.О. Янушевича о вхождении в Болонский процесс такова: активная интеграция отечественной высшей медицинской школы в международное образовательное пространство не должна приводить к потере достижений и приоритетов российского опыта подготовки врачей. Российское медицинское образование всегда считалось одним из лучших в мире, поэтому, пути его реформирования должно быть очень бережными.

По мнению президента МГМСУ Н.Д. Ющука необходимо найти золотую середину - приближаясь к европейским стандартам, нельзя потерять те положительные стороны образования, которые отличали нашу страну. Так, студентов в европейских странах учат действовать в строгом соответствии со стандартами лечения, тогда как в России высшее медицинское образование всегда ориентировались на развитие
клинического мышления, индивидуальный подход к больному. На взгляд Н.Д.Ющука, нужно сочетать и то и другое, усилив фундаментальную подготовку на первых курсах.
К примеру, изучать не просто патофизиологию, а патофизиологию процессов,
происходящих в организме при каком-то конкретном заболевании. И в соответствии с
этим обучать алгоритму действий врача.

Для успешного вхождения МГМСУ в Болонский процесс в 2007 году в вузе был проведен аудит программы подготовки стоматологов экспертами Европейской ассоциации стоматологического образования. Комиссия, высоко оценив качество подготовки стоматологов в нашем университете, рекомендовала при разработке новых учебных планов шире использовать аналогичные европейские документы, а также уделять больше внимания модульной структуре образования и использования системы кредитных единиц. Рекомендовано также расширить элективный компонент в учебном плане, дать больше возможностей для самостоятельной подготовки студентов, шире привлекать студентов для проведения научных исследований, проводимых кафедрами и лабораториями университета. Обучение студентов необходимо строить на принципах решения определенных задач.

Вообще, главная цель, которую руководство университета ставит перед собой сегодня - это высокое качество подготовки специалиста, контроль этого качества, что полностью соответствует требованиям Болонского процесса. Именно поэтому текущими задачами инновационной образовательной программы являются:

1. Системное реформирование образовательного процесса по различным направлениям и специальностям медицинского университета для достижения высокого уровня информационно-коммуникативных компетенций обучающихся.



2. Разработка и внедрение в образовательный процесс новых медицинских и педагогических технологий, направленных на интегральное обучение студентов современным медицинским знаниям, приобретение навыков анализа сложных клинических ситуаций, усиление мотивации студентов к самообучению, на интеграцию обучения и научно-исследовательской деятельности.

3. Внедрение имитационных образовательных моделей в технологию обучения студентов, ординаторов и аспирантов медицинского вуза фундаментальным и клиническим дисциплинам с целью согласования в едином образовательном процессе классических способов и приемов обучения с новаторскими проблемно ориентированными методическими подходами.
ч. 1