Спортивный туризм и перспективы его развития в Волгоградской области

ч. 1
УДК 338.482.2

Спортивный туризм и перспективы его развития в Волгоградской области

Митюкова Елена Васильевна,

аспирант,

преподаватель кафедры «Экономика и управление» в Волгоградском филиале ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Lenamitukova@mail.ru
Relevance of the topic chosen is characterized by the fact that tourism is now becoming a way of life and greatly affects the development of economic, social, political and cultural relations in the world. One kind of tourism is a sport, which is used by tourists as an amateur one. However, the state of sport tourism shows that this type of tourism is less developed, but, nevertheless, has ancient traditions. Consequently, the question about the development of sports tourism on the example of the Volgograd region arises.
Туризм становится сейчас стилем жизни и в значительной степени влияет на развитие экономических, социальных, политических и культурных отношений в мире. Одним из видов туризма является спортивный, который используется туристами как самодеятельный. Однако состояние спортивного туризма показывает, что он менее развит, но, тем не менее, имеет давние традиции. Следовательно, встает вопрос о развитии спортивного туризма на примере Волгоградского региона.
Key words: tourism, sport tourism, amateur tourism, travel section, travel club, mountaineering, cycling, boating, walking tourism, ski tourism, sailing, horse riding

Ключевые слова: туризм, спортивный туризм, самодеятельный туризм, туристическая секция, туристический клуб, горный туризм, велосипедный туризм, водный туризм, пешеходный туризм, лыжный туризм, парусный туризм, конный туризм.
Туризм является одной из важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Развитие экономики отчасти определяется уровнем развития туристической деятельности, в связи с этим, необходимо искать новые пути совершенствования туризма, так как он имеет огромный потенциал для региона. Существуют различные виды туризма: спортивный, горный, пеший, лыжный, водный, велосипедный. Данная статья посвящена спортивному туризму.

В 60--90-х годах спортивный туризм назывался самодеятельным, это было связанно с тем, что туристы-спортсмены разрабатывали план похода и совершали его самостоятельно. Спортивный туризм представляет собой поездки для участия в спортивных мероприятиях, является любительским видом спорта, им занимаются в свободное от работы и учебы время. К услугам туристских фирм прибегают в этом случае руководители спортивных команд, организаторы соревнований, а также болельщики и просто желающие соприсутствовать на соревновании . Центром развития спортивного туризма являются некоммерческие клубы туристов (турклубы), члены клуба разрабатывают нормативные акты, регулирующие туристическую деятельность, проводят туристские слеты, походы, соревнования, однако многие путешественники занимаются им самостоятельно, участвуя в осуществлении и организации туризма. Выделяют следующие виды спортивного туризма: автомототуризм, горный, велосипедный, рыболовный, детский, природоохранный, пешеходный, лыжный, парусный, конный, сельский, фестивальный, охотничий и др. Спортивный туризм привлекателен для иностранных и российских граждан.

В настоящее время на территории России действует порядка 400 центров, станций юных туристов, туристских баз, а также многих отделов туризма и Домов творчества детей, юношества, по данным государственной статистики в 28 тыс. объединенных учреждений дополнительного образования занимаются около 425 тыс. обучающихся. Ежегодно в походах участвуют более 1,6 млн детей. Спортивным туризмом в России занимается до 3 млн человек. Развитием спортивного туризма в России занимается Туристско-спортивный союз России и его технический комитет – Федерация спортивного туризма России, которые объединяют более 70 коллективных членов, субъектов РФ .

Анализ состояния развития спортивного туризма показывает, что российские регионы, использование которых в качестве центров туризма могло бы стать высокодоходным для местных и федеральных бюджетов недоступны для развития спортивного бизнеса.

В последнее время возрастает интерес к спортивному туризму и в Волгоградском регионе. Волгоградская область привлекает туристов не только своей историей, но и возможностью отдохнуть на природе, а также имеет ряд живописных компонентов природного комплекса (выразительные рельефы, водные поверхности, элементы городского озеленения). На территории региона перспективы развития имеет спортивный туризм, в том числе водный, пеший и конный. Для туристов было бы интересно познакомиться с некоторыми обычаями населения, побывать на спортивных праздниках и, может быть, принять участие в соревнованиях по спортивной рыбной ловле или охоте.

Волгоградская область обладает туристическими ресурсами, что определяет целесообразность развития спортивного туризма, основным мотивом совершения поездки является желание заняться спортом, которым нельзя заниматься по месту жительства: охота, рыбалка, велопробег и т.д.

Состояние спортивного туризма характеризуется рядом противоположных тенденций. С одной стороны, уходят в прошлое многие традиции, связанные со спортом и активным видом отдыха, а с другой стороны, направляются средства на реконструкцию отдельных объектов спорта, появляются спортивные залы, а также новые виды активного отдыха, например дворовой вид отдыха. Анализ состояния физической культуры, спорта и туризма в Волгограде показывает, что в Волгоградском регионе насчитывается 311 спортивных залов общей площадью 96,1 тыс. кв.м., 17 плоскостных сооружений площадью 212,6 га и 20 бассейнов площадью 8,0 тыс. кв.м. . Однако возможности развития туристской отрасли для Волгограда используются недостаточно. Одной из слабых сторон туристской индустрии Волгограда является слабая степень развития предприятий отдыха и развлечений, дефицит спортивных и оздоровительных учреждений в различных потребительских сегментах, а также нехватка средств на развитие туризма.

Спортивный туризм требует минимальных затрат, потому что маршруты прокладываются в природной среде, он относится к социальному виду спорта: им занимаются молодежь, студенты, интеллигенция, учителя, врачи. Спортивный туризм представляет собой серьезное спортивное явление, позволяет познакомиться с культурой, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов и является комплексным видом отдыха.

Волгоградская область привлекательна для отдыхающих из различных регионов России и зарубежья. Волгоград расположен на окраине европейской части России и является административным центром Волгоградской области. Город вытянут узкой полосой по правому берегу реки Волги. По территории области протекает река Дон – одна из крупнейших рек Европы, с многочисленными притоками и богатым разнообразием рекреационной зоны по берегам. Одним из приоритетных направлений устойчивого развития Волгограда и области является развитие туристской сферы и спорта.

Волгоград известен всему миру как один из крупных культурных и исторических центров России и является одним из благоприятных для развития туризма в России регионов, располагающий природными ресурсами для туризма и отдыха. Как уже говорилось, природные особенности Волгоградской области открывают широкие возможности для развития спортивного туризма. Для спортивного пешеходного туризма можно предложить походы вдоль рек, через байрачные леса, по живописным ландшафтам степей. Для развития водного туризма – путешествия на байдарках или плотах по Дону, Медведице, Хопру, Иловле. Возможна организация маршрутов для велосипедного и мототуризма. Однако проблема состоит в отсутствии туристской инфраструктуры международного уровня: нет хороших санаториев, гостиниц определенного класса, нормальных дорог.

Перспективы развития спортивного туризма в регионе есть, поскольку возрос приток туристов. В 2008--2009 году создано муниципальное учреждение «Центр развития туризма Волгограда». Однако многое зависит от организационных вопросов, связанных с созданием спортивных клубов. В данный момент в регионе действуют только два туристических клуба: «Артемида», которая организует охотничьи и рыболовные туры по России и всему миру и рыболовный клуб fishstyle-volgograd, хотя количество въезжающих в регион гостей почти в 2 раза превышает число его жителей, в идеале спортивный клуб должен быть в каждом районе.

Развитие спортивного туризма осложнено отсутствием квалифицированных специалистов в области туристского бизнеса, нет инвестиций, которые послужили бы финансовым стимулом развития спортивного туризма.

Стремление отдохнуть и сменить обстановку у многих людей сочетается с желанием познакомиться с экзотикой. Основной целью поездок является отдых и досуг. Современные базы отдыха предлагают необходимые для комфортного пребывания условия. Природа Волгоградской области весьма разнообразна: на относительно небольшой территории региона есть засушливые степи, озера и реки, обрамленные чистыми пляжами; дубовые, кленовые, ясеневые, ильмовые, осиновые, березовые, липовые, ивовые леса. Реки Волга и Дон славятся хорошей рыбалкой. Природно-климатические факторы региона создают благоприятные условия для охоты на зайца, косулю, кабана, оленя, лося, в изобилии водится птица: утка, гусь, кулика, фазан, куропатка, вальдшнеп, тетерев.

В Волгоградской области есть комфортабельные турбазы, построенные прямо в лесу или на берегу озер, рек и затонов. Зимой многие турбазы устраивают лыжные прогулки, а на турбазах нередко проводятся семинары и конференции. Таким образом, происходит вытеснение самодеятельных основ спортивного туризма коммерческими технологиями.

Для развития спортивного туризма в Волгоградской области необходимо создавать специализированные туристические секции и клубы как наиболее оптимальные в городской среде места сбора и общения туристов, в итоге это приведет к увеличению доходной части бюджета Волгограда, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций в туристскую инфраструктуру Волгограда.

Важнейшей задачей успешного развития спортивного туризма Волгоградского региона является создание устойчивого саморазвивающегося организационно-экономического и оздоровительного механизма, интегрированного в рыночную экономику, способного предоставлять эффективные оздоровительные и сервисные услуги.



Литература

  1. Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб., 1996. С. 67.

  2. Материалы открытой энциклопедии активного туриста – PROTOURS.// http://protours.ru.

  3. Решение Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2007 года № 55/1399 «О принятии Стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года».

ч. 1