Туристско-спортивный союз России Нижегородская областная федерация

ч. 1 ч. 2 ч. 3


Туристско-спортивный союз России

Нижегородская областная федерация туризма

Федерация спортивного туризма г.Саров

Секция туризма ВНИИЭФ



ОТЧЁТ

о пешеходном спортивном походе

I категории сложности

по Восточному Крыму,

совершённом с 21 мая по 07 июня 2010 года

Руководитель группы:

Олесницкий Тарас Александрович


Адрес руководителя:

607190, Нижегородская обл.,

г.Саров, ул.Гагарина, 4-8,

сот.(903)0548517, тел.(83130)27198

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает,

что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю.

Маршрут имеет первую категорию сложности.

Отчёт использовать в библиотеке ________________________________.


Штамп МКК


Саров 2010


АННОТАЦИЯ
В отчёте приведены сведения о пешем походе 1 к.с. по Восточному Крыму. Помимо спортивной насыщенности, маршрут имеет не менее интересную познавательную составляющую и рекомендуется всем группам, в том числе начинающим туристам, для знакомства с Крымом. Этот маршрут является логичным продолжением маршрута по Центральному Крыму, который пройден и описан нами в мае 2009 года. Спортивная и экскурсионная части маршрута взаимно дополняют друг друга.

Спортивная часть включает движение по Главной гряде Крымских гор, через Демерджи, Караби и далее. Перепад высот на маршруте местами значительный. Предусмотрены радиальные выходы на водопады и в каньоны, спуски в пещеры. Экскурсионная часть включает проживание на турбазе в Коктебеле и посещение Старого Крыма, Феодосии, Керчи, выход на Эчки-Даг и Кара-Даг.

Продолжительность спортивной части маршрута 6 дней, протяженность – 135 км, продолжительность общая – 14 дней. Маршрут линейный, от Ангарского перевала до посёлка Весёлое, с радиальными выходами. Экскурсионная часть организована на базе Коктебеля. Лучшее время для прохождения – вторая половина мая.

Авторы отчёта: Олесницкий Тарас, Бабичев Александр.

Авторы фотографий: Васина Елена, Власова Марина, Демидов Алексей, Олесницкий Тарас, Пепеляев Антон, Стасевич Александр.

Спутниковая навигация: Стасевич Александр.


С ОТЧЁТОМ ОЗНАКОМЛЕНЫ:





/ А.Демидов /




/ Л.Олесницкая /




/ А.Бабичев /




/ О.Олесницкая /




/ Е.Васина /




/ А.Пепеляев /




/ М.Власова /




/ Е.Сакадынец /




/ Н.Максимов /




/ А.Стасевич /

СОДЕРЖАНИЕ


1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ 5

1.1 Общие сведения по спортивной части 5

1.2 Нитка маршрута 5

1.3 Схема маршрута 6

1.4 Список участников 9

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА 10

2.1 Общая смысловая идея путешествия 10

2.2 Организация подготовки к походу 10

2.3 Рекомендации по составу участников и делению на группы 14

2.4 Варианты подъездов / отъездов 15

2.5 Запасные и аварийные варианты маршрута 15

2.6 Изменения маршрута и их причины 17

2.7 Полезные телефоны и адреса 18

2.8 Краткие сведения о Горном Крыме 19

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 32

3.1 График движения 32

3.2 Техническое описание 34

3.3 Потенциально опасные участки на маршруте 46

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ 47

4.1 Общественное и личное снаряжение 47

4.2 Стоимость проведения похода 48

4.3 Общественная работа по итогам путешествия 49

4.4 Высотный график маршрута 50

5. ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Экскурсионная часть 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотоотчёт 60



1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

1.1 Общие сведения по спортивной части


Вид

туризма


Категория

сложности



Протяженность активной части

Продолжительность

Сроки

проведения



общая

ходовых дней

пеший

первая

135 км,

к зачёту 125 км

6 дней

5 дней

23-29 мая

2010 г.

1.2 Нитка маршрута


Район: Восточный Крым.
Нитка маршрута: Ангарский перевал – Сев.Демерджи – Тирке – Караби-яйла – рад.Кара-Тау (1239 м) – пер.Каллистон – Н.Кокасан – родн.Павло-Чокрак – рад.Арпат – рад.каньон Кучук-Карасу – пер.В.Шелен – пер.Маски – Ай-Серез – г.Теркез-Оба – п.Весёлое.
1.3 Схема маршрута




Схема 1 – Ангарский перевал – Кара-Тау






Схема 2 – Кара-Тау – Павло-Чокрак



Схема 3 – Павло-Чокрак – пос.Весёлое


1.4 Список участников


п/п

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Место работы

Домашний адрес, телефон

Тур.подготовка



Олесницкий

Тарас


Александрович

12.06.1981

ВНИИЭФ,

ИТМФ


т.27198

ул.Шверника, 41-30, сот.(903)0548517,

toles@sarov.net

2008 – Алтай 4ПР

2008 – Крым 1ПР

2009 – Крым 1ПР




Демидов

Алексей


Александрович

04.06.1960

ВНИИЭФ,

ИФВ


т.20059

пр.Мира, 3-12,

т.65158


2002 – Кодар 2ПУ

2009 – Крым 1ПУ





Бабичев

Александр

Юрьевич


28.03.1983

ВНИИЭФ,

отд.06


т.20157

пр.Музрукова, 22-81, т.50544

2007 – Зап.Кавказ 1ГУ

2009 – Крым 1ПУ





Васина

Елена


Владимировна

25.03.1960

ВНИИЭФ,

3104,


т.23163

ул.Куйбышева, 10-58, т.75753

1997 – Якутия, 2ПУ

2009 – Крым 1ПУ





Власова

Марина


Александровна

09.09.1964

ВНИИЭФ

ИФВ


т.20088

ул.Лесная, 29-16, т.97624

2009 – Кодар 2ПУ



Максимов

Никита


Сергеевич

21.01.1986

ВНИИЭФ
т.23328

ул.Бессарабенко, 1А-62, т.35743

ПВД



Олесницкая

Любовь


Михайловна

24.02.1958

ФРС НО,

т.77113


ул.Гагарина, 4-8, т.35274

1997 – Якутия, 2ПУ

2009 – Крым 1ПУ





Олесницкая

Ольга


Александровна

21.08.1983

ООО «Пионер-рус»

ул.Гагарина, 4-8

2006 – Алтай 2ПУ



Пепеляев

Антон


Павлович

17.01.1979

ВНИИЭФ

ИЛФИ


т.22231

ул.Раменская, 5-38, т.91434

2005 – Н.О. 1ЛУ

2005 – Зап.Кавказ 2ГУ





Сакадынец

Евгений


Анатольевич

02.01.1976

ВНИИЭФ,
т.42087

ул.Раменская, 5-13, т.92149

2009 – Кавказ 1ГУ



Стасевич

Александр

Анатольевич


14.01.1970

ВНИИЭФ

отд.11


т.20125

ул.Шевченко, 36-29, т.39689

2005 – Зап.Кавказ 2ГУ

2009 – Крым 1ПУ



2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА
2.1 Общая смысловая идея путешествия
Целью путешествия было продолжение знакомства с Крымом, как горным, так и экскурсионным. Уже зная, на что рассчитывать в Крыму, мы при планировании маршрута постарались охватить максимальное количество достопримечательностей района. Получился достаточно напряжённый маршрут, однако наличие большого количества радиальных выходов позволяет «сделать передышку» при необходимости. Изюминка путешествия заключается в том, что спортивная часть органично объединяется с экскурсионной, создавая цельное впечатление о Крыме. Немаловажно, что такой отдых более чем бюджетный.
2.2 Организация подготовки к походу
При организации подготовки к походу особое внимание участников было обращено на выбор личного снаряжения, особенно обуви. Участники были заранее предупреждены о необходимости приобрести и разносить обувь, желательно на жёсткой подошве.

Первая встреча была проведена в форме общего собрания. Был озвучен план путешествия, назначены ответственные за покупку билетов, сбор денег, подготовку снаряжения, составление раскладки, определились с общественным снаряжением.

Была назначена дата тренировочного похода, основной целью которого ставилась задача проверить снаряжение и сплотить разнородный коллектив, морально подготовить участников к предстоящему походу. Краткое описание тренировочного похода приведено ниже.

Также в процессе подготовки были решены вопросы регистрации в ПСС, организации размещения и досуга в Коктебеле, организации спуска в шахту Крубера (плато Караби), сделаны прививки от энцефалита, собрана информация о текущей обстановке в Крыму.


24 апреля 2010 года
Наступила очередная весна, и мы снова живём предвкушением встречи с Крымом. А потому собираемся в тренировочный поход – проверить участников и снаряжение. На этот раз в составе компании под руководством Тараса Олесницкого – Алексей Демидов, Александр Бабичев, Александр Стасевич, Марина Власова, Оксана Прокопьева, Люба Олесницкая, Антон Пепеляев, Никита Максимов, Евгений Сакадынец. Не смогли принять участие в тренировочном походе Елена Васина, Юрий Катаев и Ольга Олесницкая.

Погожим субботним утром, когда солнце уже вовсю светило, тогда как город просыпался неохотно, мы на «Газели» отправились на поиски приключений. Выехали из города через КПП-1, и затем ещё 1 км проехали в сторону Первомайска. Здесь, как сказал Антон, «комфортная часть нашего путешествия закончилась».

А началась (9:10) пешая «прогулка» по просеке, уходящей на юг, на территорию Мордовского заповедника. На просеке вначале попадалось много болотин, которые мы обходили стороной [фото 01]. Затем просека стала суше. В тенистых местах под лесом ещё лежит вчерашний снег-крупа. Через 2 км на пересечении просек дорога хорошего качества уходит на восток. Ещё менее километра по этой дороге – и мы на уютной поляне на правом берегу реки Ольховка (35 мин).

Река Ольховка – простой ручей. На левый берег от поляны ведёт старый, но ещё крепкий мост. Рядом с мостом ручей течёт шумно, небольшими порожками. Дорога уходит на юго-восток, затем – просто на восток. По пути периодически встречаем остатки стальной проволоки, висящие на деревьях. Видели также изоляторы и столбы: значит, здесь была линия электропередачи или связи. Дорога становится всё хуже. От дороги остаётся только слабая тропа, брёвна поперёк дороги лежат через 5-10 метров, а то и сплошь. Неожиданно выходим на большую, но тенистую поляну, на которой, судя по всему, снег только недавно сошёл. Под лесом на лужах утренний ледок (40 мин).

Хорошо заметно продолжение старой дороги с поляны на восток, в сторону Стеклянного. Но с этой поляны есть дорога и на юг, по просеке. Правда, с поляны просека просматривается только как просвет в кронах деревьев. Через 200 метров на этой просеке нас ожидает переправа через верховья реки Саровка. Здесь Саровка течёт через болота, это уже довольно большой ручей. Тропа идёт через очень старый мост. Большинство поперечин сгнило, и лишь по продольным слегам можно аккуратно передвигаться. В русле глубина не промеряется даже длинным шестом... В месте схода с моста мы положили две длинные жерди. Ниже «моста» бобрами недавно срезана очень толстая осина. Поляна на левом берегу Саровки, куда мы переправились, очень большая, солнечная, сухая. С поляны уходит чистая дорога-тропа в направлении на юг. В болотистых местах везде когда-то давно были сделаны хорошие гати – идти одно удовольствие. Вокруг стоит вековой лес с густым ковром мха. До поляны бывшего Белоусовского кордона идти всё время прямо (50 мин).

Поляна солнечная, сплошь покрыта сухой прошлогодней травой, готовой воспламениться от брошенной спички. В восточной части поляны – брёвна от старой смотровой деревянной вышки. Сколько ей лет, определить затруднительно. Ничего подобного в других частях заповедника мы не видели (на Царском ските и у Пушты вышки металлические, с растяжками-тросами). Через поляну идёт прямая дорога со Стеклянного на Поповку, но этой заповедной дорогой пользуются редко. Общедоступная дорога идёт через Бочино.

Дорога на Поповку идёт с поляны на юг. Она в хорошем состоянии, но деревья довольно часто падают на дорогу. Вот и сейчас по пути перешагнули несколько брёвен, хотя на дороге следы шин всего 2-3-дневной давности. В болотистых местах сделаны гати. Проходим очень заметную чистую просеку с тропинкой по ней на запад – возможно, кратчайший путь в район павловского кордона (40 мин).

Проходим последовательно три (!) закрытых шлагбаума. После последнего нужно всё время придерживаться левых дорог, несмотря на соблазн идти по компасу... Тогда можно быстро выйти на Поповку. Мы же на второй развилке всё-таки свернули на запад – и пришли к большой луже, которую вначале приняли за ручей (40 мин, 13:00).

Здесь остановились на обед. Довольно быстро своим необычным кваканьем в зарослях тальника выдали себя очень необычные «голубые» лягушки. Их стайка представляет собой очень занимательное зрелище. Но попытка приблизиться к ним не удалась: они сразу как будто исчезли. Причём не только затаились, а очень быстро переместились подальше от фотографов. Здесь же в луже мы обнаружили очень много лягушачьей икры. Из этой же лужи взяли воду для обеда – ох и вкусным всё оказалось на свежем воздухе (отдельное спасибо Саше Бабичеву, который составил раскладку и сам закупил все продукты).

Исправив ошибку, вышли на Поповку. Ещё немного прошли по раскисшей дороге между восстановившимся березняком на 10-12-летних вырубках в сторону Полянок (40 мин).

Пересекли ручей, левый приток Версклея, протекающий в глубокой долине (овраг Шавец). На левом борту оврага молодой редкий сосняк – хорошее место для ночёвки. Поднявшись на холм, повернули направо по широкой просеке с линией электропередачи и газопроводом высокого давления. Через Версклей переправились по трём небольшим стволам чёрной ольхи, кем-то спиленным и уложенным через реку до нас. Поднялись на холм. Дорога-направление по просеке почти везде сырая... Просеку пересекают два довольно глубоких оврага. В них текут небольшие ручьи (40 мин).

В месте, где слева и справа подходят сосновые посадки, нужно повернуть «направо-по диагонали» (основная просека уходит на юго-запад). Дорога среди березняка везде хорошо проходимая, хотя и сырая, направление движения очевидно (общее – северо-запад, но бывает и запад, и север) (40 мин).

Через короткое время вышли на дорогу по насыпи, проложенную по северному краю «павловских огородов» и по ней дошли до автобусного разворота. Усталость накопилась очень приличная, и километры уже не бегут, а даются с боем (35 минут).

Минуем Павловку, по асфальтовой дороге минуем павловский колхозный рынок, и направляемся на Пиёвку южной (полевой) дорогой, которая выводит к северной окраине села (40 мин).

Обогнуть село с востока весной не получится из-за оврага с водой. Нужно выйти на главную улицу села у крайнего северного дома, и пройти по главной улице. В селе устроено 2 небольших пруда, вода в колодцах. Сразу за селом полевая дорога уходит на запад. Она несколько раз разделяется и соединяется вновь; идти можно по любой, выдерживая общее направление движения. Дорога обходит один маленький колок берёзового леса и подходит к большому колку на холме (45 мин).

Обогнув эти колки, подходим к сосновой лесопосадке с 40-50-летними соснами. Перед этой лесопосадкой есть глубокая яма с чистой водой с приметным кустом вербы на её краю. На западе от края посадки видны развалины коровников села Сосновское. Место очень располагает к ночлегу. Хотя вполне возможны «визиты» охотников или местных жителей (15 мин).

Вечер выдался на редкость погожим и тёплым. Было очень хорошо посидеть у костра.
25 апреля 2010 года
И ночь выдалась тёплой. Ночь была ясной, но после 3 часов поднялся ветер, и нагнал тучи. Утром небо было хмурым. Собрались мы очень быстро. Тарас и Евгений встали в 5 часов и приготовили завтрак. Общий подъём – в 6 утра.

Уже к 7 утра лагерь и рюкзаки были собраны. Только мы сняли костровой тент, как пошёл мелкий дождь. На поле он дополнялся ещё и ветром в лицо.

Прошли по главной улице Сосновки. Деревня большая, в прошлом зажиточная. От Темникова (Караево) к ней ведёт асфальтовая дорога. Есть пруд, вода из колонок. Сохранилось несколько строений, видно, ещё с купеческих времён, из старого кирпича. Такие же есть и в Пиёвке, но в Сосновке их несколько «видов» - и сараи, и полуземлянки. А может и остатки домов, ведь раньше было принято строить первый этаж каменным, а второй деревянным. В конце деревни свернули направо на грунтовку (35 мин).

Грунтовок здесь две: одна уходит на север, другая на северо-запад. Как-то раньше мы ходили по северной дороге: это неплохой вариант. Мы пошли на северо-запад, но дорога почти сразу начинает забирать южнее. От неё отходит просека-вырубка на северо-запад. Ещё несколько минут идём по ней, пока она не упирается в небольшой лог. Переходим его и идём по азимуту 315 через редкий молодой сосняк. Выходим на поле, вдоль края которого справа по ходу идёт дорога (направление – почти север). Подсекаем грунтовую дорогу и движемся по ней на запад. Дорога пересекает сосновые молодые посадки, затем большое поле и ныряет в лес (на самом деле – взрослые сосновые посадки). Выходим к ЛЭП (40 мин).

Справа просматривается большое озеро. Прямо уходит дорога со шлагбаумом. Направо вдоль ЛЭП также идёт грунтовка, идём по ней. Через 2-3 минуты подходим к заколоченным домикам. Слева от них – шлагбаум, за ним вдалеке видны домики действующего кордона Пушта. От шлагбаума на север-северо-запад начинается дорога через заповедник. Для прохода через Мордовский государственный заповедник им.Смидовича нужно получить разрешение! Лучше всего это сделать в самой Пуште, здесь же можно осмотреть и музей заповедника. Через несколько минут подходит дорога с юга, дорога на север становится песчаной. На высоком месте стоит металлическая смотровая вышка. Движемся всё время на север (40 мин).

Затем дорога всё более отклоняется на запад. Справа видна долина реки Пушта. Проходим очень интересный мост с плавающими брёвнами, уходящими вниз при проходе по ним. И никогда не знаешь, как поведёт себя это бревно… Почти сразу за этим мостом – деревянный мост через Пушту, довольно полноводную в апреле. Проходим отворот направо, идём прямо. Взбираемся на холм и устраиваем привал у очередной развилки дорог. Нам здесь прямо, а налево уходит дорога на Воровской (40 мин).

Следующие две большие ходки дорога идёт по сухим соснякам и березнякам. Темп движения быстрый. Местами встречаются полянки сон-травы (прострел), она только начинает распускаться. На дороге встречается лошадиный помёт. Направление движения – в точности, как дорога нарисована на карте (40+40 мин).

Кордон Подрубный находится на левом берегу Чёрной речки, в пойме реки Сатис. Здесь никто не живёт уже 3-4 года. Окна заколочены, крыша провалилась, но хозяйственные постройки и дом почти целы. Поляна у кордона тёплая и солнечная. Дорога по насыпи ведёт в сторону посёлка Романовский. Речку Чёрную переходим по мосту. Воды в ней много, справа от плотины большие разливы. За рекой – ворота с надписью «Мордовский государственный заповедник им. Смидовича» и изображением лося. Лосей в заповеднике на самом деле много (их помёт – одна из «достопримечательностей» заповедника). В южной части посёлка – относительно свежие пепелища – от нескольких домов остались только печки. Дорога справа обходит посёлок и по насыпи уходит на север в сторону Росстанья. Дорога сырая, проходимая только для вездеходного транспорта. Этой дорогой пользуются мало, в основном ходят и ездят полевой дорогой от северного края посёлка (30 мин).

Насыпь заканчивается у берёзовой рощи, в которой спряталось кладбище. За рощей начинается небольшая деревня Росстанье. Деревянный мост (простой, но надёжный, устойчивый к паводкам) ведёт на правый берег Сатиса. На правом берегу ниже моста – хорошие места для пикников, а при необходимости можно и заночевать. Есть хорошие полянки, много дров (30 мин).

Обедаем и уезжаем в Саров на «Газели». До города по дороге через Барановку, Свободный, Аламасово около 25 км.

Состояние группы отличное, план похода полностью выполнен, снаряжение проверено. Конечно, такой маршрут слишком сложен для неподготовленных участников, да и для подготовленных тоже. С учётом нашего опыта я бы порекомендовал следующие маршруты:

на пятницу-субботу:

1. Поповка – Пушта, посещение музея – (ночёвка) – заповедник – Подрубный – Росстанье (пятница - суббота)

2. Павловка – Поповка – Версклей – (ночёвка) – Белоусовский – Протяжное – Саров (Ключевая)

на субботу-воскресенье:

3. Пушта, посещение музея – заповедник – Подрубный – Росстанье – Вяцкая (ночёвка) – Аламасово – Беленки – Сатис – Хитрый – Саров (суббота-воскресенье).

4. Пушта, посещение музея – Поповка – Версклей – (ночёвка) – Белоусовский – Протяжное – Саров (Ключевая)

Хочется особо отметить новых участников Евгения Сакадынца, Никиту Максимова, Марину Власову, Оксану Прокопьеву, проявивших себя с лучшей стороны. Как всегда незаменимы были проверенные участники. Всем большое спасибо за хорошую компанию.


Первый день: 32 км, 10 ходок (7 часов ходового времени).

Второй день: 23 км, 8 ходок (5 часов ходового времени).

Итого: 55 км, 12 часов ходового времени.
P.S. Расстояния указаны согласно путевым показаниям прибора спутниковой навигации GPS (спасибо А.Стасевичу).
2.3 Рекомендации по составу участников и делению на группы
Рекомендуем походы по Крыму для участников с минимальной туристской подготовкой! Это прекрасный стимул к занятиям туризмом, это положительные эмоции на год вперёд! Очень хорошо брать собой детей, ориентировочно с 8-10 лет. Им будет очень интересно, и запомнится на всю жизнь.

Максимальный состав группы – 15 человек. Если 20 человек, то хорошо подумайте: может быть стоит организовать две группы по 10 человек.

Если у Вас две или более групп, организовывайте маршрут так, чтобы не совпадало время и/или место. Идти параллельными маршрутами нельзя (учитесь на чужих ошибках!). Идеальный, классический вариант – группы идут навстречу друг другу и пересекаются один раз в середине маршрута.
2.4 Варианты подъездов / отъездов
Подъезд и отъезд:

Для дальних переездов мы использовали следующие поезда:



  • Поезд №79 «Берещино-Москва», отправление из Сарова 08.05 в 18:40, прибытие в Москву 09.05 в 7:00.

  • Поезд №17 «Москва-Севастополь», отправление из Москвы 09.05 в 10:32, прибытие в Симферополь в 10.05 в 08:40 по местному времени (минус 1 час от московского).

  • Поезд №18 «Севастополь-Москва», отправление из Симферополь 23.05 в 19:40 по местному времени, прибытие в Москву 24.05 в 19:40.

  • Поезд №80 «Москва-Берещино», отправление из Москвы 24.05 в 20:42, прибытие в Саров 25.05 в 6:40.

Возможны и другие варианты подъездов на поездах. Описанный вариант наиболее удобен в плане коротких пересадок в Москве.
От Симферополя до места начала маршрута можно добраться на троллейбусе Симферополь-Ялта или на микроавтобусе. Разница в цене – в 1,5-2 раза. Примерно такая же разница в скорости и комфорте. Если Вам не доводилось ездить на ялтинском троллейбусе, то нужно обязательно выбрать этот вариант. Троллейбусы ходят примерно до 21 часа с интервалом около получаса, билеты в кассе (выходите с железнодорожного вокзала и 200 метров налево). Покупать билеты надо до Ангарского перевала.

Стоимость проезда рейсовым транспортом от Коктебеля до Симферополя – около 30 грн (с багажом). Можно воспользоваться заказным транспортом. В случае заказного транспорта нужно быть готовым к двум моментам: увеличение цены (если заранее ВСЁ чётко не оговорено) и дополнительные пассажиры в салоне. Договориться о заказе транспорта можно на автовокзале с таксистами.

Есть вариант отъезда на поезде из Феодосии. С нашей точки зрения, это не так удобно (автовокзал и ж/д вокзалы в Феодосии разнесены, поезда из Феодосии не часты, выигрыша в цене по сравнению с отъездом из Симферополя практически нет).
2.5 Запасные и аварийные варианты маршрута
Запасные варианты могут быть при необходимости спланированы по ходу маршрута в связи с тем, что предлагаемый маршрут не представляет сложности.

Аварийный вариант: спуск вниз по долине до ближайшего населённого пункта или (при нахождении на автодороге) вызов транспорта. Аварийный выход до ближайшего населённого пункта (жилья) из любой точки маршрута не превышает 4 часов.


2.6 Изменения маршрута и их причины
Маршрут был пройден так, как было запланировано. Резервный день использован не был.

При планировании маршрута мы имели ввиду, что в случае непогоды или других обстоятельств, возможно, придётся отказаться от некоторых радиальных выходов, но нам удалось полностью выполнить программу.


2.7 Полезные телефоны и адреса

Международный код Украины – 38.



МЧС, ПСС

Веб-сайт – http://kss.crimea.ua.

г.Бахчисарай, ул.Карла Маркса, д.31, тел.(06554)47722, e-mail – camper1@crimeastar.net. Доезжаете до Ханского дворца, идёте по главной улице чуть дальше, сворачиваете направо в переулок, по мосту переходите ручей и идёте по улице налево вдоль ручья. Здесь, если не уверены, можно уже спросить местных. От Ханского дворца 5-7 минут пешком.

г.Севастополь, ул.Суворова, 20, тел.(0692)543397

г.Симферополь, ул.З.Жильцовой, 24, тел.(0652)253158, (067)7041319.

г.Ялта, ул.Пироговская, 10а, тел.(0654)328715



Лесничества

Бахчисарайское ЛХ, ул.Промышленная, 4, Харчук Анатолий Иванович, тел.(06554)42537

Симферопольское ЛОХ, Дочкин Александр Дмитриевич, (0652)502631

Алуштинское ЛОХ (весь маршрут в его зоне!) – (06560)35017, 35564.

Старокрымское ЛОХ – (06555)21651

Судакское ЛОХ – (06566)31825


База «Золотая подкова», с.Лучистое, Долина Привидений

(06560)72171, +38 050 6605349, конные экскурсии вокруг Демерджи и т.п.


Транспорт

Морской транспорт, размещение и т.п. в Рыбачьем, Солнечногорске, +38 0661994365 (Александр), dych@rol.ru (Дмитрий)

Эльмир, пос.Коктебель (Folkswagen Transporter, 18 мест), +38 099 0385552

Евгений, пос.Коктебель (Газель), +38 050 0502328

Александр, пос.Коктебель (Mercedes, 11 мест), + 38 050 5187017

Юрий, пос.Коктебель (фирма), микроавтобус, +38 050 4202444 (грабиловка!!!)



Турфирмы, жильё

Кемпинг «Андрэ», 050 3245115, 095 3632302, 06562 37491, +38 095 4953277 (Наталья), есть сайт в интернете.

Пансионат «Эдельвейс», www.edelveis-v.com.ua.

В Коктебеле есть и дорогие отели (в так называемом Новом Коктебеле).

Квартиры, комнаты в Ялте, Алексей (встретили у перевала Фуна), + 38 097 9895061.
Экскурсии

Максим Андреевич Козлов (Караби), +38 067 6528974

Иван Фёдорович (Карадаг), +38 067 3853835

Игорь (Карадаг, Краснокаменка, Эчки-Даг), +38 050 5390590

Светлана Дмитриевна (Керчь), +38 050 1489229

Людмила Князевич (Казантип), +38 095 8876233

Орёл Григорий Иванович, крепость Керчь, организатор экскурсий, 33057, 80633374206, example9@rambler.ru

Музей Аджимушкая, заказ экскурсий, +38 06561 54901

Царский курган, +38 06561 20475, Ваш персональный гид по Крыму bospor@bk.ru

Экскурсии по Феодосии, А.Корнилецкий, супер-экскурсовод!, координаты есть на korniletskiy.moikrug.ru.

+ см. телефоны в буклетах!!!
Посольство РФ на Украине

Киев, ул.Кутузова, д.8, м.Печёрская, 068 284 68 16.

Симферополь, ул.Одесская, д.3-а, (0652)248217, 241920.

Краеведческая информация

http://neizv.crimea.ua

http://travel.org

http://naiti.ru

...
2.8 Краткие сведения о Горном Крыме

(взято с http://www.pankrym.com.ua)

Географическое положение

Крымский полуостров занимает сравнительно небольшую территорию – по площади он в 20 раз меньше Пиренейского и Балканского полуостровов, в 15 раз – Камчатки и Малой Азии. Но известным, значимым и притягательным Крым стал во многом благодаря особенностям своей природы, и, прежде всего, своеобразному географическому положению.

Это южная территория, простирающаяся между 44 и 46 градусов с. ш., так же, как и юг Франции, Предкавказье, Великие американские озера в США. Крым находится в пределах огромного материка Евразия и практически на равном удалении от Северного полюса и экватора - широта 45 градусов пересекает полуостров вблизи города Джанкой. На этих же широтах проходит граница двух климатических поясов, поэтому на таком маленьком полуострове наблюдаются атмосферные процессы и явления, характерные как для юга умеренного географического пояса, так и для субтропиков.

Крайняя северная точка Крымского полуострова (Перекопский перешеек) удалена от крайней южной (мыс Сарыч) на 207 км, а западная (мыс Кара-Мрун на Тарханкутском полуострове) от восточной (мыс Фонарь на Керченском полуострове) - на 324 км.

Три мыса, подобно трем китам, в Черном и Азовском морях как бы "поддерживают" полуостров. Образное выражение "остров Крым" близко к истине - с сушей его соединяет только Перекопский перешеек, который местами суживается до 7 км. А в районе Чонгара все транспортные магистрали проложены через залив Сиваш по мосту и насыпной дамбе.

В старых путеводителях Перекопский перешеек по своему географическому положению сравнивался с Панамским перешейком, хотя вместо глубоких морей здесь мелководья и вязкая серая грязь.

В далекие времена через перешеек был прорыт ров глубиной до 10 м и сооружен земляной вал высотой 8 м и длиной до 11 км. Перекопский вал тоже способствовал отделению крымских земель от северных территорий.

Почти "островное" географическое положение между двумя морями - Черным и Азовским - усиливает изолированность полуострова, что особенно заметно отражается на его растительном и животном мире: здесь много редких видов, встречающихся только в Крыму.

Островные черты проявляются в распределении многих природных компонентов. Так, характерно круговое (циркумостровное) распределение климатических явлений: центральные части полуострова отличаются от прибрежных - на побережье меньше осадков, большая продолжительность солнечного сияния, дуют бризы. Крымские горы образуют как бы еще один остров, "насаженный" на основной.

Разнообразна и поверхность полуострова: обширные плоские равнины чередуются с расчлененными возвышенностями, которые на юге сменяются горными массивами, круто обрывающимися к морю. Из-за субширотно расположенных Крымских гор в пределах сравнительно небольшого полуострова наблюдается резкий контраст между климатами: от степного климата умеренного географического пояса в равнинной части до субсредиземноморского (с элементами субтропического) на Южном берегу.


Климат

По совокупности метеорологических элементов в Крыму можно выделить три основных типа климатов:



  • степной умеренно континентальный с жарким сухим летом и прохладной влажной зимой;

  • горно-лесной слабоконтинентальный с теплым, относительно влажным летом и прохладной влажной зимой;

  • южнобережный субсредиземноморский слабоконтинентальный с жарким сухим летом и относительно теплой, влажной зимой.

 Между этими типами климатов много промежуточных вариантов. Например, в Предгорье (Симферополь, Зуя, Белогорск) климат переходный от степного к горно-лесному - его можно назвать предгорным лесостепным.

В равнинном Крыму климат степной, умеренно континентальный, сухой: прохладная зима (средняя температура января от -3 до 0 С) и жаркое лето (средняя температура июля от +21 до +23 С) Количество осадков - 350 - 450 мм/год, причем большая их часть выпадает летом в виде ливней.

Климатические характеристики физико-географических районов Крыма следующие:


Физико географический район

Средняя температура воздуха , С

Безморозный период, дней

Годовое количество осадков, мм

в июле

в январе

Равнинный Крым

Присивашье

+22,5 +23,5

-1,0 -2,3

190-205

340-450

Тарханкутская возвышенная равнина

+22,5 +23,0

-0,3 -2,0

190-225

340-400

Центрально- Крымская равнина

+22,0 +23,0

-1,5 -2,2

170-185

425-480

Керченский полуостров

+23,0 +23,5

0 -1,3

200-225

350-420

Горный Крым

Предгорье

+22,0 +22,3

-1,5 +2,0

150-240

350-600

Главная горная гряда

+15,0 +21,0

-4,0 0

150-180

600-1200

Южный берег

+23,0 +24,5

+2,0 +4,0

230-260

350-650

В предгорной части (Симферополь, Белогорск) количество осадков возрастает до 500-600 мм/год, летние температуры понижаются.

В горах происходит понижение летних и зимних температур, увеличивается количество атмосферных осадков. На каждые 100 м высоты температура понижается в среднем на 0,5...0,6 С, количество осадков возрастает на 50-70 мм/год. Поэтому на яйлах среднемесячные зимние температуры составляют до -4...-5 С, а количество осадков - 1000-1500 мм/год.

Наибольший интерес в климатическом отношении представляет Южный берег. Это единственное в Украине место со субсредиземноморским, другими словами - почти средиземноморским климатом. Зима здесь мягкая, с положительными температурами.

 Сравнение климатических характеристик Ялты и пунктов на берегах Средиземного моря приведено ниже:


Название пункта

Темпера-тура воздуха в январе С

Темпера-тура воздуха в июле С

Темпера-тура воды в июле С

Отн. влажность воздуха в июле %

Кол-во дней с осадками летом

Ялта

4,0

23,7

23,1

61

5,2

Ницца (Франция)

7,0

23,0

21,3

54

3,0

Марсель (Франция)

6,1

22,2

21,3

54

3,0

Афины (Греция)

8,3

26,7

24,4

48

3,0

Лимасол (Кипр)

11,7

25,6

25,9

60

0

Хайфа (Израиль)

13,9

27,8

26,9

71

0

Валенсия (Испания)

10,0

24,0

24,0

62

2,0

Анталья (Турция)

9,9

28,1

25,8

62

0


ч. 1 ч. 2 ч. 3