Учебно-методическое пособие по курсу «Экономическая теория» предназначено

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4


Министерство образования Российской Федерации

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра экономики





ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

для студентов экономических специальностей
учебно-методическое пособие

Казань 2008


Рекомендовано Учебно-методическим Советом экономического факультета КГУ
Председатель УМС доц. Подгорная А.И.




Утверждено Ученым Советом экономического факультета КГУ
Протокол №3 от «4» апреля 2008 г.



Авторы:

кандидат экономических наук, доцент Тумашев А.Р.,

ассистент кафедры экономики Тумашева М.В.,

ассистент кафедры экономики Тарасова Ю.А.


Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор Мокичев С.В.,



кандидат экономических наук, доцент Киршин И.А.

Экономическая теория (для студентов экономических специальностей): Учебно-методическое пособие/ А.Р.Тумашев, М.В.Тумашева, Ю.А.Тарасова. – Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2008. – 89 с.
Учебно-методическое пособие по курсу «Экономическая теория» предназначено для студентов, обучающихся по экономическим специальностям и составлено в соответствии с целевым набором компетентностей и способностей к выполнению определенных видов деятельности, формируемых у выпускников экономического факультета.

СОДЕРЖАНИЕ


Характеристика учебного курса «Экономическая теория» в контексте компетентностного подхода

4

Примерная сетка часов учебного курса «Экономическая теория»

7

Примерная сетка занятий учебного курса «Экономическая теория»

8

Программа учебного курса «Экономическая теория»

9

Планы семинарских занятий

14

Раздел I. Общие проблемы экономической теории

14

Тема 1. Введение в экономическую теорию

14

Тема 2. Рыночная экономика. Основы теории рыночного равновесия и поведения потребителей

20

Тема 3. Сущность и функции денег. Денежные системы

26

Раздел II. Теория фирмы. Основы теории производства

29

Тема 4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

29

Тема 5. Капитал и теория производства. Структура средств предприятия, цели и показатели его деятельности

33

Тема 6. Издержки в долгосрочном и краткосрочном периоде

39

Тема 7. Поведение фирм на разных типах рынков

44

Тема 8. Рынки факторов производства

49

Раздел III. Макроэкономические проблемы экономической теории

56

Тема 9. Макроэкономические параметры национальной экономики

56

Тема 10. Банки и банковская система. Денежно-кредитная политика

63

Тема 11. Государственные финансы. Бюджетно-налоговая политика

68

Тема 12. Экономический рост и его измерение. Государственное регулирование экономической системы

72

Раздел IV. Мировая экономика и международные экономические отношения

75

Тема 13. Международные аспекты экономической теории

75

Примерные варианты контрольных работ

82

Примерный перечень контрольных вопросов к дифференциальному зачету по экономической теории

87




















«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Код курса: ОПД Ф.1.1.

Тип курса: обязательный, последовательный

Год обучения: I курс, I триместр

Число кредитов: 3
Аннотация курса

В соответствии с целевым набором компетентностей и способностей к выполнению определенных видов деятельности, формируемых у выпускников экономического факультета, курс призван дать студентам фундаментальные знания концепций и категорий современной экономической теории, закономерностей функционирования рыночной экономики и поведения ее субъектов, механизмов формирования цен и объемов производства на различных типах рынков, взаимосвязи и динамики объемов национального производства, инфляции, занятости и других макроэкономических агрегатов; сформировать методологическую основу для изучения специальных теоретических и прикладных курсов программы, базирующихся на экономической теории; ознакомить студентов с результатами современных научных исследований российских и зарубежных ученых в области экономической науки, микро- и макроэкономического анализа; развивать у студентов способность вырабатывать собственную позицию по актуальным теоретическим проблемам экономической науки и ее практическим приложениям в области экономической политики и развития российского предпринимательства; формировать у студентов навыки аналитической деятельности в области прикладных аспектов экономической теории, умение проводить самостоятельные научные исследования и обобщать полученные результаты.


Характеристика использованных методов преподавания и учебно-методического обеспечения

Трудоемкость дисциплины составляет 3 кредита, то есть 108 часов, из которых 36 часов – аудиторная общая работа, 18 – аудиторная индивидуальная работа, 54 часа – самостоятельная работа. Общая трудоемкость дисциплины включает в себя два взаимосвязанных вида учебной нагрузки:

- аудиторная работа, которая состоит из общей и индивидуальной работы. Общая аудиторная работа проходит в виде традиционных форм – лекций и семинаров. Во время аудиторных индивидуальных занятий преподаватель проводит индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а также осуществляет контроль и оценивает результаты самостоятельной работы.

- самостоятельная работа студентов, которая включает в себя как подготовку к текущим аудиторным занятиям – изучение обязательной и дополнительной литературы, решение заданных на дом задач и упражнений, подготовка докладов по теме семинара, подготовка к контрольным работам, – так и выполнение дополнительных самостоятельных заданий – поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса, аналитический разбор научных публикаций по определенной проблеме, анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, – использование методов обсуждения контрольных вопросов, тестирования и метода анализа конкретных ситуаций (сase-study). Учебным планом предусмотрено написание итоговой научно-исследовательской (курсовой) работы, в которой помимо теоретических основ предмета рассматриваются практические приложения экономической науки в области бизнеса и макроэкономической политики.


Форма контроля по дисциплине

Форма контроля по дисциплине – дифференцированный зачет. Дифференцированный зачет предполагает компоненты итоговой и текущей оценки знаний студентов в триместре. Текущая оценка знаний в триместре проводится в ходе практических занятий (семинаров и групповых консультаций), а также по результатам промежуточного контроля в форме проведения двух контрольных точек.

В рамках изучаемой дисциплины в текущем учебном году применяется методика оценки успеваемости студентов соответствующая Положению о бально-рейтинговой системе оценки знаний студентов в Казанском государственном университете, принятому 18.06.07.
Методика формирования итоговой оценки успеваемости студентов


Оценка дисциплины в баллах

Дисциплина = 100 баллов

Алгоритм формирования итоговой оценки по дисциплине

Этапы оценки

баллы

Текущая успеваемость

50

из них:

  • Контрольная точка 1

20

  • Контрольная точка 2

20

  • Текущая оценка знаний в триместре

10

Итоговая работа

50

Для получения итоговой положительной оценки студент обязан получить более ½ максимальной суммы баллов по каждому виду работы

Переход от баллов к официальной оценке знаний студентов осуществляется в соответствии со следующей нормативной шкалой:

сумма баллов более 91 – «отлично»

81 – 90 баллов – «очень хорошо»

71 – 80 баллов – «хорошо»

61 – 70 баллов – «удовлетворительно»

51 – 60 баллов – «посредственно»

сумма баллов 50 и менее – «неудовлетворительно».
Результаты обучения

Дисциплина «Экономическая теория» позволяет сформировать следующие компетентности (знания, умения, навыки):



Личностные и межличностные профессиональные компетентности

После завершения курса студент должен быть способен:



  • осуществлять аналитическую деятельность в области экономической теории и практики;

  • вырабатывать собственную позицию по проблемам экономической теории, вопросам экономического развития России, ее позиционирования в глобальном экономическом пространстве; четко формулировать и убедительно обосновывать аргументы в пользу защиты собственной позиции;

  • осуществлять профессиональное общение и коммуникации по вопросам экономической теории и практики.

Общепрофессиональные компетентности

После завершения курса студент должен уметь:



  • эффективно применять результаты современных, в том числе новейших, исследований и разработок российских и зарубежных ученых в области экономической теории и прикладных аспектов экономического анализа;

  • критически осмысливать подходы различных научных школ и адаптировать их к современному состоянию и актуальным задачам развития экономики России;

  • критически оценивать результаты исследований в рамках различных парадигм экономической теории, выявлять перспективные направления научных исследований;

  • научно обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной тематики научных исследований;

  • проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой с использованием современного научно-исследовательского инструментария;

  • обобщать результаты исследований в форме научно-исследовательских курсовых работ и аналитических отчетов, оценивать данные результаты с точки зрения их применимости для выработки рекомендаций и оценки практических мероприятий в области экономической политики и предпринимательства.

ПРИМЕРНАЯ СЕТКА ЧАСОВ УЧЕБНОГО КУРСА

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

п/п

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные общие занятия

Аудиторн. индивид. занятия

Лекц.

Семин.

п/к

г/к

Раздел I. Общие проблемы экономической теории



Введение в экономическую теорию

4

2

2









Рыночная экономика. Основы теории рыночного равновесия и поведения потребителей

4

2

2









Сущность и функции денег. Денежные системы

3

2







1

Раздел II. Теория фирмы. Основы теории производства



Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

5

2




2

1



Капитал и теория производства. Структура средств предприятия, цели и показатели его деятельности

4

2

2









Издержки в долгосрочном и краткосрочном периоде

4

2







2



Поведение фирм на разных типах рынков

4

2







2



Рынки факторов производства

4

2

2







Раздел III. Макроэкономические проблемы экономической теории



Макроэкономические параметры национальной экономики

4

2

2









Банки и банковская система. Денежно-кредитная политика

4

2







2



Государственные финансы. Бюджетно-налоговая политика

4

1




2

1



Экономический рост и его измерение. Государственное регулирование экономической системы

4

1




2

1

Раздел IV. Мировая экономика и международные экономические отношения



Международные аспекты экономической теории

6

2

2




2




58

24

12

6

12

п/к – потоковые консультации; г/к – групповые консультации.

Примерная сетка занятий учебного курса

«Экономическая теория»




недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

лекция











































семинар











































потоковая консультация











































групповая консультация
















к.т
















к.т







( к.т. – контрольная точка)

ПРОГРАММА КУРСА

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема 1. Введение в экономическую теорию

2 часа

Общественное производство как объект исследования. Общие характеристики экономической деятельности. Предмет и метод экономической теории. Факторы производства и их относительная редкость. Экономические ресурсы и экономический продукт. Общественные потребности, их виды. Экономические блага. Кривая производственных возможностей.

Производительные силы и экономические отношения. Типы экономических систем. Собственность как экономическое отношение. Эволюция ее форм. Право собственности. Эволюция отношений собственности.

Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Относительная ограниченность ресурсов при конкурирующих потребностях. Проблема выбора в экономике.

Возникновение и этапы развития экономической науки. Меркантилизм. Школа физиократов. Классическая политическая экономия. Марксизм. Либеральная неоклассика, маржинализм.

Основные направления современной экономической мысли. Неолиберализм и современное неокейнсианство. Институционально-социологическая теория.


Тема 2. Рыночная экономика. Основы теории рыночного равновесия и поведения потребителей

2 часа

Содержание и элементы экономических систем, их исторические типы и модели. Традиционная и административная система, натуральное и товарное производство.

Рыночная система: свободная конкуренция и современный капитализм. Условия возникновения, структура и функции рынка. Основные агенты рынка. Рыночная инфраструктура. Сущность товара и его свойства. Ценность и полезность блага, двойственный характер труда товаропроизводителей. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности.

Основы теории спроса и предложения. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса и предложения.

Эластичность и ее изменение. Эластичность спроса по цене и доходу. Эластичность предложения, влияние фактора времени на эластичность предложения.

Рыночное равновесие. Рыночная цена. Влияние изменения спроса и предложения на установление равновесной цены и объемов производства. Статическое и динамическое равновесие.

Теория потребительского поведения. Ординалистский и кардиналистский варианты теории предельной полезности. Кривые безразличия, бюджетная линия. Рациональный потребительский выбор. Влияние изменения дохода покупателей и цен на потребительский выбор. Кривые Энгеля. Эффект дохода и эффект замещения. Товары Гиффена.
Тема 3. Сущность и функции денег. Денежные системы

1 час

Сущность денег, их абсолютная ликвидность. Условия возникновения, общие черты и различия товарных и кредитных денег. Функции денег. Количество денег, необходимое для обращения товаров. Формула Фишера.

Эволюция денежных систем. Металлические денежные системы. Золотой стандарт: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный. Современные кредитные деньги - банкноты. Денежные агрегаты М0, М1, М2, М3.
РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ ФИРМЫ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОИЗВОДСТВА
Тема 4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

1 час

Фирма как рыночный агент. Неоклассическая и институциональная теории фирмы.

Формы предпринимательской деятельности без образования и с образованием юридического лица. Частное индивидуальное предпринимательство. Полные и коммандитные товарищества. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Акционерные общества, их структура и причины возникновения. Права акционеров. Акции и облигации. Цели эмиссии ценных бумаг и механизм их размещения.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг.


Тема 5. Капитал и теория производства. Структура средств предприятия, цели и показатели его деятельности

2 часа

Промышленный капитал. Кругооборот капитала, его стадии. Формы промышленного капитала, время оборота и его составные части.

Основные и оборотные средства предприятия. Виды износа основного капитала. Амортизация.

Выручка, издержки производства и прибыль фирмы. Норма прибыли, рентабельность производства, продукции (продаж), капитала.

Производство в краткосрочном и долгосрочном периодах. Совокупный, средний и предельный продукт переменного фактора производства.
Тема 6. Издержки в долгосрочном и краткосрочном периоде

2 часа

Структура издержек фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Невозвратные расходы.

Издержки в долгосрочном и краткосрочном периодах. Постоянные, переменные и валовые, средние и предельные издержки.

Закон убывающей производительности переменного фактора производства. Эффект масштаба.

Общая характеристика типов рынков. Общая, средняя и предельная выручка фирмы. Принцип максимизации прибыли (MR=MC).
Тема 7. Поведение фирм на разных типах рынков

2 часа

Совершенная конкуренция. Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие конкурентной отрасли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков.

Монополия, ее сущность и условия существования. Виды монополистических объединений. Монопольная власть и ее измерение. Ценовая дискриминация, ее виды. Монопсония.

Равновесие монопольной фирмы. Социально-экономические последствия монополизации. Антимонопольное законодательство России. Естественная монополия и особенности ее регулирования.

Рыночные структуры несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция и олигополия. Основы дифференциации продукта. Модели олигополистического рынка (Ценовые войны, дуополия Курно, модель Бертрана, «ломаная» кривая спроса олигополистов, картельные соглашения и «дилемма заключенного»).
Тема 8. Рынки факторов производства

2 часа

Рынки факторов производства. Особенности формирования спроса и предложения на рынках ресурсов. Концепция производного спроса.

Рынок труда. Структура рабочей силы и предложение труда. Заработная плата и занятость. Безработица и ее виды. Регулирование рынка труда.

Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Ссудный капитал и ссудный процент. Кредит, его виды и формы. Элементы кредитной сделки. Кредитные документы. Фондовый рынок. Виды ценных бумаг. Инвестиционные решения фирмы. Оценка эффективности инвестиций, дисконтирование.

Спрос и предложение на рынке природных ресурсов. Рентные отрасли. Причины, условия возникновения и источники ренты. Арендная плата, цена земли как капитализированная рента.
РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема 9. Закономерности функционирования национальной экономики

2 часа

Общественное воспроизводство и общественный продукт. Измерение объема национального производства по доходам и расходам. ВНП, ВВП, ЧНП и национальный доход. Располагаемый личный доход. Национальное богатство как результат экономической деятельности общества. Состав, структура национального богатства, динамика их изменения.

Макроэкономическая нестабильность. Экономические циклы, их виды. Марксистское объяснение причин кризисов. Кейнсианская и монетарная концепции экономических циклов.

Инфляция: понятие, показатели, виды. Индексы цен. Экономические последствия инфляции. Безработица. Понятие «полной» занятости и «естественного» уровня безработицы. Потери от безработицы (закон Оукена). Взаимосвязь инфляции и безработицы. Адаптивные и рациональные ожидания.

Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение, их кейнсианская и неоклассическая интерпретация.

Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и доходы. Эффект мультипликатора. Равновесие на денежном рынке. Модель IS-LM.

Кейнсианский и консервативный подходы в обосновании бюджетной политики.
Тема 10. Банки и банковская система. Денежно-кредитная политика

2 часа

Банки, их виды. Функции и операции банков. Активы и пассивы банка. Банковские риски. Банковские услуги. Доходы банка и их распределение. Классификация кредитных операций. Лизинг, факторинг, аваль.

Банковская система. Цели, задачи и способы осуществления денежно-кредитной политики: кейнсианский и консервативный подходы. Денежный мультипликатор.

Центральный банк, его функции. Дисконтная политика. Минимальная норма резервов. Операции на открытом рынке. Антициклические меры и антиинфляционная политика. Индикаторы экономической конъюнктуры. Методы регулирования курса национальной валюты.


Тема 11. Государственные финансы. Бюджетно-налоговая политика

1 час

Финансовая система. Государственные финансы. Бюджет. Внебюджетные фонды. Бюджетно-налоговая политика. Бюджетный дефицит, его виды. Способы покрытия дефицита государственного бюджета. Профицит бюджета, его последствия. Стимулирующая и ограничительная бюджетная политика.

Налоговая система РФ. Виды налогов, способы их изъятия. Прямые и косвенные налоги. Налоговые льготы.
Тема 12. Экономический рост и его измерение. Государственное регулирование экономической системы

1 час

Экономический рост и его типы. Показатели роста и его измерение. Неокейнсианские модели экономического роста: обоснование неустойчивости роста и необходимости его регулирования. Неоклассическая модель роста Р.Солоу. НТП как фактор экономического роста. Структурная политика государства.

Недостатки рыночных систем. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
РАЗДЕЛ IV. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 13. Международные аспекты экономической теории

2 часа

Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Торговый и платежный баланс. Валютный курс.

Глобализации мировой экономики и ее воздействие на функционирование национально-государственных систем. Социально-экономические последствия глобализации. Структурные сдвиги в условиях формирования открытой экономики. Особенности экономики современной России. Приватизация и национализация. Преобразования в социальной сфере.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема 1. Введение в экономическую теорию

2 часа


  1. Предмет и метод экономической теории. Основные этапы ее развития.

  2. Блага. Потребности, ресурсы (факторы производства). Кривая производственных возможностей.

  3. Производительные силы и экономические отношения. Типы экономических систем.

  4. Собственность как экономическое отношение. Эволюция ее форм. Право собственности. Изменение отношений собственности.


Основные понятия

Экономика; Economics, экономическая теория; политическая экономия; предмет экономической теории, функции экономической теории. Методы экономической теории: анализ, синтез, дедукция, индукция, абстракция, эксперимент, наблюдение, моделирование, статистические методы; диалектический, системный подходы.

Меркантилизм; физиократы; классическая школа; марксизм; кейнсианство; неоклассическая школа; монетаризм; институционализм.

Экономические отношения; производство, распределение, обмен и потребление; организационные и социально-экономические отношения; потребности; блага; экономические и неэкономические блага, общие и частные блага; экономический продукт; факторы производства; кривая производственных возможностей; субъекты рыночного хозяйства.

Собственность. Право собственности. Реализация собственности. Частная, государственная, общая собственность.
Вопросы для повторения и обсуждения


  1. Зачем нужна экономическая наука обществу?

  2. Функции экономической теории?

  3. Какова связь между экономикой и другими социальными науками?

  4. Как определить предмет политической экономии К.Маркса и предмет экономикс? В чем суть отличий?

  5. Что такое экономические ресурсы? Что понимается под редкостью ресурсов?

  6. Каковы методы решения проблемы ограниченности экономических ресурсов в системе рыночной и командной экономики?

  7. Как технический прогресс влияет на положение кривой производственных возможностей?

  8. Как связаны нынешние производственные альтернативы с будущим ростом производства?

  9. Что понимается под термином «экономическая система»? Какие элементы присущи экономической системе?

  10. Чем объясняется наличие разных моделей смешанной экономики?

  11. Имеется ли разница между содержанием понятий «право собственности» и «отношения собственности»?

  12. Является ли институт частной собственности непременным атрибутом рыночного хозяйства?


Тесты

  1. Под домашними хозяйствами в экономической теории понимаются:

а) все люди, ведущие домашнее хозяйство;

б) все люди, добровольно не работающие;

в) собственники ресурсов;

г) производящие блага для всего общества.




  1. Какое из положений и почему не имеет отношения к содержанию предмета экономической теории?

а) максимальное удовлетворение потребностей;

б) экономическое благо;

в) конкурирующие потребности;

г) неограниченные ресурсы;

д) эффективное использование ресурсов.


  1. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы:

кейнсианство; физиократы; маржинализм; классическая школа; неоклассическое направление; меркантилизм.


  1. Общими признаками раннего и развитого меркантилизма являются:

а) в качестве высшей формы богатства рассматривались деньги;

б) увеличение богатства как увеличение суммы денег, ввозимых в страну в результате внешней торговли;

в) приоритет сферы обращения, рассмотрение производства как одного из факторов величины денежного богатства во внешней торговле;

г) все перечисленные




  1. Благо – это:

а) любой предмет, способный удовлетворить определенные потребности потребителя;

б) все ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг;

в) деньги, ценные бумаги, имеющие ценность для потребителя;

г) средства труда и предметы труда, взятые в единстве.




  1. К предметам труда относятся:

а) инструменты;

б) оборудование;

в) станки;

г) материалы.




  1. Купля-продажа товаров и услуг, осуществляется на стадии:

а) производства;

б) распределения;

в) обмена;

г) потребления.




  1. Что является неэкономическим благом:

а) учебник по экономике;

б) минеральная вода;

в) воздух;

г) подсолнечное масло.




  1. Исходя из здравого смысла и Вашего повседневного опыта, определите, какие функциональные связи существуют между:

а) ценой товара и величиной спроса на него;

б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями;

в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление;

г) процентом за предоставление ссуд и спросом на кредит.

Какие из этих зависимостей прямо и какие обратно пропорциональны? Учитывался ли при Ваших ответах принцип «при прочих равных условиях»?


  1. Максимальное использование факторов производства в обществе приводит к:

а) повышению занятости населения;

б) технологическому «прорыву»;

в) увеличению производства благ.


  1. Точки ниже границы производственных возможностей показывают, что:

а) экономика работает эффективно и есть определенный запас ресурсов для увеличения производственных мощностей;

б) экономика работает неэффективно, так как не все ресурсы используются полностью;

в) экономика работает неэффективно, так как наблюдается определенный недостаток ресурсов;

г) экономика работает эффективно, несмотря на то, что наблюдается определенный недостаток ресурсов.




  1. Рассмотрите представленную кривую производственных возможностей и дайте экономическое объяснение конфигурации.


Какой экономический смысл имеют:

а) точки А, В, С, D;

б) движение от А к В, от В к С, от С к А, от А к D.



  1. Страна производит автомобили и пушки.

Автомобили

5

4

3

2

1

0

Пушки

0

7

13

18

22

25

Определите альтернативные издержки при разных сочетаниях их выпуска:

а) одного дополнительного автомобиля;

б) одной дополнительной пушки.


  1. Классификация на основе каких критериев позволяет выделить следующие типы экономических систем:

  1. натуральное хозяйство

  2. феодальная общественно-экономическая формация

  3. постиндустриальное общество

  4. смешанная экономика

а) форма хозяйства

б) способ производства

в) степень индустриального развития


  1. Какие из перечисленных ниже издержек Вы отнесли бы к трансакционным:

а) издержки на заработную плату наемным рабочим мебельной фабрики;

б) издержки, связанные с ежемесячной оплатой торговой фирмой услуг службы охраны;

в) издержки на сбор средств о финансовом положении предполагаемого участника контракта;

г) издержки на приобретение фирмой мобильных телефонов для своих коммивояжеров.




  1. Ситуация: жители первого этажа обычного панельного дома, измученные постоянным шумом и запахом бензина паркующихся у них под окнами автомобилей, начинают возводить ограждения и разбивать на земле под своими окнами цветники. Автомобилисты же возмущены и постоянно ломают ограждения и портят цветники. Кто прав в этом конфликте? Как бы Вы охарактеризовали эту ситуацию, используя понятие «спецификация прав собственности»?




  1. Почему человек в рыночной экономике не крадет чужого:

а) боится ответственности за нарушение уголовного законодательства;

б) подчиняется обычаям общества;

в) этого не позволяют его внутренние моральные установки;

г) все перечисленное верно.




  1. Лауреат Нобелевской премии по экономике, один из виднейших представителей институционализма, американский специалист Дуглас Норт в одном из своих докладов высказал следующую мысль: «Формальные правила можно заменить за один день, неформальные ограничения – нет».

Ваш комментарий?


  1. Студент обучается в университете, получая стипендию 1000 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом, прилагая равные усилия и зарабатывая 10.000 руб. в месяц. Каковы альтернативные издержки обучения в университете?

а) 1000 руб.

б) 10.000 руб.

в) 9.000 руб.

г) 11000 руб.


Задачи

  1. Торговая база закупила у изготовителя партию альбомов и поставила ее магазину по оптовой цене, которая на 30% больше цены изготовителя. Магазин установил розничную цену на альбом на 20% выше оптовой. При распродаже в конце сезона магазин снизил розничную цену на альбом на 10%. На сколько рублей больше заплатил покупатель по сравнению с ценой изготовителя, если на распродаже он приобрел альбом за 70,2 руб.?




  1. Стоимость изделия в 2007 году возросла на 20%, а в 2008 году упала на 10%. На сколько процентов изменилась стоимость изделия за 2 года?




  1. Робинзин и Пятница оказываются на необитаемом острове. Их основные занятия – собирать кокосовые орехи и ловить рыбу. Робинзон может за один час собрать 10 кокосовых орехов или поймать 2 рыбы. Пятница может за то же время поймать 10 рыб или собрать 30 орехов. Как следует распределить обязанности между Робинзоном и Пятницей, чтобы сбор кокосов и ловля рыбы производились эффективно? Сколько рыбы будет поймано и сколько кокосов собрано, если Робинзон и Пятница будут работать по 3 часа в день?


Вопросы для самоконтроля (верно/неверно)

  1. Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности.

  2. Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться ошибочной в других.

  3. Без знаний высшей математики экономическую теорию изучать невозможно.

  4. Проблемы «что, как, для кого производить» в командной экономике решаются автоматически.

  5. Вопросы «что, как, для кого производить» в рыночной экономике решаются с помощью ценового механизма.

  6. Редкость ресурсов объясняется безграничностью материальных потребностей людей.

  7. Неполное использование ресурсов в графической интерпретации означает, что производство располагается влево от границы производственных возможностей.

  8. Смешанная экономика развивается на основе, как частных, так и государственных решений.

  9. Под «невидимой рукой» А.Смит подразумевал влияние групповых интересов на экономическое развитие.


Рекомендуемая литература:

  1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. и техн. спец. [Текст] / Е.Ф. Борисов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Высш. образование, 2006.—391 с.*

  2. Булатов, А.С. Экономика: Учебник [Текст] / А.С.Булатова, 4-е изд. - М.: Экономистъ, 2008. – 831 с.

  3. В поисках новой теории: книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями: Учебное пособие [Текст] / Под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н.Дулиной. – М.: КНОРУС, 2004. – 368 с.**

  4. Ефимова, Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах. Учебное пособие [Текст] / Е.Г.Грязнова. – М.: Флинта, 2003. – 156 с.**

  5. Курс экономической теории: Учебное пособие [Текст] / Под ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Дело и сервис, 2007. – 1040 с.

  6. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов [Текст] / Р.М.Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2006. – 572 с.**

  7. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: Учебник [Текст] / М.Н.Чепурин, Е.А.Киселев. – М.: Издательство: Аса Киров, 2006.- 832 стр.

  8. Чепурин, М.Н. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика»: Учебник [Текст] / М.Н.Чепурин, Е.А.Киселева, С.В.Ермилова и др. – Киров, ООО «АСА», 2007. – 248с.

  9. Экономическая теория (политэкономия): учеб. для студентов вузов., обучающихся по экон. спец. [Текст] / Под общ. ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой.—Изд. 4-е.—Москва: ИНФРА-М, 2007.—638, [1] с.*

  10. Экономическая теория для студентов вузов: учебник [Текст] / Под ред. В.Д.Камаева. – изд. 13-е, перераб., доп. – М.: Владос, 2007 – 591 с.

  11. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям [Текст] / Под ред. проф. А.И.Добрынина, проф. Л.С.Тарасевича.—3-е изд., доп. и испр. - Санкт-Петербург: СпбГУЭФ: Питер, 2008.—542 с.1

  12. Макконелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика [Текст] / К.Р.Макконелл, С.Л.Брю. - Пер. с 13-го англ.изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 924 с.**

  13. Маркс, К. Капитал [Текст] / К.Маркс, Ф.Энгельс. - Собр.соч, 2-е изд., т. 23-25.**

  14. Маршалл, А. Принципы политической экономии [Текст] / А.Маршалл. - В 3 т. Пер. с англ.– М : Прогресс, 1983.**

  15. Мэнкью, Н.Г. Принципы Экономикс [Текст] / Н.Г.Мэнкью. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 784 с.**

  16. Риккардо, Д. Сочинения [Текст] / Д.Риккардо, Пер. с англ.– М.: Политиздат, 1955.

  17. Самуэльсон, П. Экономика [Текст] / П.Самуэльсон. - В 2-х томах. Т. 2. – М: НПО «Алгон», 1997. – 334 с.**

  18. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] / А.Смит, Пер. с англ.– М.: Эксмо, 2007. – 960 с. – (Антология экономической мысли).**

  19. Ананьин, О. Карл Маркс и его «Капитал»: из девятнадцатого в двадцать первый век [Текст] / О.Ананьин //Вопросы экономики, 2007. - №9.

  20. Ананьин, О. — Экономика: наука и/или искусство [Текст] / О.Ананьин //Вопросы экономики, 2007. - №11.

  21. Либман, А. Современная экономическая теория: основные тенденции [Текст] / А.Либман // Вопросы экономики, 2007. - №3.


Тема 2. Рыночная экономика. Основы теории рыночного равновесия и поведения потребителей.

2 часа

  1. Рыночная экономика, условия ее возникновения. Свойства товара, двойственный характер труда товаропроизводителей. Закономерности возникновения денег.

  2. Основы теории спроса и предложения. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Неценовые факторы спроса и предложения.

  3. Рыночное равновесие. Рыночная цена. Влияние изменения спроса и предложения на рыночное равновесие.

  4. Эластичность спроса и предложения. Влияние фактора времени на установление равновесной цены и объемов производства.

  5. Теория потребительского поведения. Ординалистский и кардиналистский варианты теории предельной полезности. Кривые безразличия, бюджетная линия. Рациональный потребительский выбор.


Основные понятия

Экономическая система; натуральное и товарное производство; товар; полезность, потребительная стоимость, меновая стоимость; труд товаропроизводителя; стоимость; цена; рынок; спрос, величина спроса; кривая спроса; предложение, величина предложения, кривая предложения; равновесная цена и равновесное количество товара; мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие; эластичность спроса и предложения, эластичность по доходу, эластичность по цене, дуговая и точечная эластичность, перекрестная эластичность; предельная полезность; кривые безразличия; предельная норма замещения; бюджетное ограничение; потребительское равновесие, эффект дохода, эффект замещения.


Вопросы для повторения и обсуждения

  1. Чем отличаются между собой такие формы организации хозяйства как натуральное и рыночное хозяйство?

  2. Какое из нижеприведенных определений товара принадлежит марксистскому экономическому учению и какое – неоклассической теории:

а) Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи;

б) Товар – экономическое благо, то есть имеющееся в ограниченном количестве, предназначенное ля обмена и на которое предъявлен платежеспособный спрос.



  1. Что показывают кривые спроса и предложения?

  2. В каких случаях происходит движение по кривой спроса (предложения), а в каких – движение самой кривой – ее сдвиг?

  3. Какие факторы влияют на объем спроса и объем предложения?

  4. Что показывает эластичность спроса по цене? Что показывает перекрестная эластичность спроса?

  5. Торговая выручка непосредственно зависит от степени эластичности спроса. В чем выражается эта зависимость при неэластичном, эластичном спросе и в случае единичной эластичности спроса?

  6. Как избыток предложения и дефицит воздействуют на свободные цены?

  7. Ординалистский и кардиналистский варианты теории предельной полезности. В чем суть и различия этих теорий?

  8. Объясните основные моменты теории поведения потребителей и потребительского выбора. В чем суть кривой безразличия?

  9. Какова динамика предельной полезности по мере увеличения количества потребляемых благ?

  10. Что характеризует реальную покупательную способность потребителя и соотношение цен покупаемых товаров?

  11. Назовите существующие факторы, влияющие на потребительское поведение?


Тесты

  1. Увеличение денежных доходов потребителей при отсутствии инфляции в отношении лучших товаров приведет к:

а) сдвигу кривой спроса вправо;

б) сдвигу кривой спроса влево;

в) сдвигу кривой предложения вправо;

г) сдвигу кривой предложения влево.




  1. Рост цен на лыжи приводит к смещению:

а) кривой спроса на лыжные палки влево;

б) кривой спроса на лыжные палки вправо;

в) кривой предложения на лыжные палки влево;

г) кривой предложения на лыжные палки вправо.




  1. Повышение цены на товар при прочих равных условиях приводит к:

а) повышению предложения;

б) повышению спроса;

в) повышению спроса и предложения;

г) все ответы не верны.




  1. Если при повышении цены на 5%, объем спроса на товар упал на 10%, то эластичность спроса по цене равна:

а) 2;

б) ½;


в) 50;

г) 5.



  1. Рост совокупной выручке возможен, если:

а) при эластичном спросе по цене происходит повышение цены;

б) при неэластичном спросе по цене происходит снижение цены;

в) при эластичном спросе по цене происходит снижение цены;

г) при единичной эластичности спроса по цене происходит повышение цены;




  1. К факторам, влияющим на эластичность спроса по цене, относятся:

а) наличие заменителей;

б) качество товара;

в) ожидания потребителя;

г) все ответы верны.




  1. Закон предложения описывает:

а) связь между эластичными и неэластичными товарами;

б) прямую связь между величиной спроса и предложения;

в) прямую связь между уровнем цены и величиной предложения товара;

г) обратную связь между уровнем цены и величиной предложения товара.




  1. Потребительский выбор – это…

а) точка, в которой линия бюджетного ограничения пересекает ось ординат;

б) точка, в которой линия бюджетного ограничения пересекает ось абсцисс;

в) выбор, максимизирующий функцию полезности потребителя в условиях ограниченности ресурсов;

г) выбор, минимизирующий функцию полезности потребителя в условиях ограниченности ресурсов.




  1. Потребитель покупает эксклюзивный сотовый телефон, который стоит 1 млн. долларов под действием:

а) эффекта присоединения к большинству;

б) эффекта сноба;

в) эффекта Веблена;

г) нерационального спроса.




  1. Ординалистская теория полезности, в отличие от кардиналистской:

а) вводит в рассмотрение предельную полезность благ;

б) оценивает предпочтение потребителя на основе относительной шкалы;

в) рассматривает одно благо, считая, что все остальные неизменны;

г) проводит взаимосвязь между количеством товара и его ценой.




  1. Благо, спрос на которое растет при росте цен, называется:

а) худшим;

б) лучшим;

в) нейтральным;

г) взаимозаменяемым.




  1. Компьютер и программное обеспечение имеют:

а) предельную норму замещения равную нулю и отрицательный коэффициент перекрестной эластичности;

б) предельную норму замещения равную нулю и положительный коэффициент перекрестной эластичности;

в) постоянную предельную норму замещения и отрицательный коэффициент перекрестной эластичности;

г) постоянную предельную норму замещения и положительный коэффициент перекрестной эластичности;




  1. В равновесии рациональный индивид потребляет 2 кг помидоров по цене 3 руб.за кг и 4 кг груш по цене 5 руб. за кг. Чему равна для него предельная норма замены груш помидорами:

а) 2/4;

б) ¼;


в) 3/5;

г) 5/3.



  1. Если рациональный потребитель тратит 200 руб. в неделю на мясо и 25 руб. на хлеб, то:

а) рубль, истраченный на последний килограмм мяса, приносит столько же полезности, что и рубль, истраченный на последний килограмм хлеба;

б) потребитель предпочитает мясо, а не хлеб;

в) мясо приносит потребителю большую полезность, чем хлеб;

г) предельная полезность мяса выше предельной полезности хлеба.




  1. Если цена на товар Х возросла, а цена товара У и доход потребителя не изменились, то это приведет:

а) к сдвигу бюджетной линии влево;

б) изменению угла наклона линии бюджетного ограничения;

в) сдвигу кривой безразличия влево;

г) изменению угла наклона кривой безразличия.


Задачи

  1. Продажная цена коробки мыла составляет 10 долл. США. Во время распродажи цена была снижена на 10%. Цена мыла на распродаже была на 20% выше себестоимости коробки мыла. Какова себестоимость коробки мыла?




  1. Спрос и предложение некоторого товара описывается уравнениями:

Qd = 600 – 25P, Qs = 100 + 100P. Государство установило на данный товар фиксированную цену в 5 денежных единиц за единицу товара. Вычислите параметры равновесия на рынке данного товара и охарактеризуйте последствия решения государства.


  1. При цене 50 ден.единиц было продано 1000 единиц товара. Сколько товара будет продано при повышении цены до 60 ден.единиц, если дуговая эластичность спроса по цене составляет 1,4?




  1. При повышении цены на товар А с 25 тыс.долларов до 40 тыс.долларов количество проданного товара Б сократилось с 100 тыс.единиц до 80 тыс. единиц. Рассчитайте коэффициент перекрестной эластичности двух товаров и сделайте вывод о том, какие это блага.




  1. Потребитель тратит 200 руб. в неделю на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна (20 - 3х), где х – количество яблок, в шт. Предельная полезность апельсинов равна (40 - 5у), где у – количество апельсинов, в шт. Цена одного яблока составляет 10 руб., цена одного апельсина – 15 руб. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?


Вопросы для самоконтроля (верно/неверно)

  1. В рыночной экономике больше товаров смогут купить те, у кого больше денег.

  2. Несовершенный конкурент не может влиять на цены товаров, которые он покупает или продает.

  3. Важнейшая функция государства в рыночной экономике – создание свода законов, регулирующих поведение экономических субъектов.

  4. В рыночной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться в конечном итоге решают потребители.

  5. А.Смит полагал, что поведение предпринимателей и потребителей определяется альтруистическими мотивами.

  6. Кривая спроса показывает, что при снижении цены растет объем спроса.

  7. Сдвиг кривой предложения вправо означает, что производители предлагают большее количество продукта при каждом уровне цен.

  8. Любое изменение цен на ресурсы приведет к сдвигу точки равновесия спроса и предложения вверх или вниз по кривой спроса.

  9. Падение цены на товар приведет к росту спроса на его товар-субститут.

  10. Спрос на предметы роскоши более эластичен, чем спрос на товары первой необходимости.

  11. Положительное значение коэффициента перекрестной эластичности двух товаров означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми.


Рекомендуемая литература:

  1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. и техн. спец. [Текст] / Е.Ф. Борисов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Высш. образование, 2006.—391 с.*

  2. В поисках новой теории: книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями: Учебное пособие [Текст] / Под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н.Дулиной. – М.: КНОРУС, 2004. – 368 с.**

  3. Ефимова, Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах. Учебное пособие [Текст] /Е.Г.Грязнова. – М.: Флинта, 2003. – 156 с.**

  4. Курс экономической теории: Учебное пособие [Текст] / Под ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Дело и сервис, 2007. – 1040 с.

  5. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов [Текст] / Р.М.Нуреев – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2006. – 572 с.**

  6. Пиндайк, Р. Микроэкономика [Текст] / Р.Пиндайк, Д.Рубинфельд/ Пер. с англ. – 5-е изд. - Спб.: Питер, 2002. – 606 с.

  7. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: Учебник [Текст] / М.Н.Чепурин, Е.А.Киселев. – М.: Издательство: Аса Киров, 2006.- 832 стр.

  8. Чепурин, М.Н. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика»: Учебник [Текст] / М.Н.Чепурин, Е.А.Киселева, С.В.Ермилова и др. – Киров, ООО «АСА», 2007. – 248с.

  9. Экономическая теория (политэкономия): учеб. для студентов вузов., обучающихся по экон. спец. [Текст] / Под общ. ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой.—Изд. 4-е.—Москва: ИНФРА-М, 2007.—638, [1] с.*

  10. Экономическая теория для студентов вузов [Текст] / Под ред. В.Д.Камаева. – изд. 13-е, перераб., доп. – М.: Владос, 2007 – 591 с.

  11. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям [Текст] / Под ред. проф. А.И.Добрынина, проф. Л.С.Тарасевича.—3-е изд., доп. и испр. - Санкт-Петербург: СпбГУЭФ: Питер, 2008.—542 с.1

  12. Макконелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика [Текст] / К.Р.Макконелл, С.Л.Брю. - Пер. с 13-го англ.изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 924 с.**

  13. Маршалл, А. Принципы политической экономии [Текст] / А.Маршалл, В 3 т., Пер. с англ.– М: Прогресс, 1983.**

  14. Веблен, Т. Ограниченность теории предельной полезности [Текст] / Т.Веблен // Вопросы экономики, 2007. - №7.

  15. Вишневский, В. Теория стоимости в экономической науке [Текст] / В.Вишневский // Экономист, 2007. - №5. – С. 35-45.

  16. Маевский, В. О рациональном поведении реального потребителя [Текст] / В.Маевский, Д.Чернавский // Вопросы экономики, 2007. - №3.

  17. Тикин, В. Как связаны друг с другом равновесие и конкуренция? [Текст] / В.Тикин // Экономист, 2007. -№3. – С. 49-58.

  18. Тимошенко, А. И. План или стихия рынка? Из истории государственного планирования [Текст] / А.И.Тимошенко // ЭКО, 2007. - №1.


Тема 3. Сущность и функции денег. Денежные системы.

1 час

  1. Функции денег. Денежные агрегаты М0, М1, М2, М3. Количество денег, необходимое для обращения товаров. Формула Фишера.

  2. Эволюция денежных систем. Кредитные деньги - банкноты.


Основные понятия

Деньги; функции денег; ликвидность; денежное обращение; денежные агрегаты; эмиссия денег; процентная ставка; уравнение Фишера; кредитные деньги; электронные деньги.



Вопросы для повторения и обсуждения

  1. Назовите функции денег. Все ли виды денег в равной степени выполняют эти функции?

  2. Объясните, почему увеличение количества денег в обращении не приводит к росту цен, если выпуск товаров и услуг увеличивается в равной или большей степени.

  3. Какие процессы происходят в национальной экономике, если нарушается равновесие на денежном рынке.


Тесты

  1. Какую функцию денег может выполнять бартер:

а) мера стоимости;

б) средство обращения;

в) средство платежа;

г) средство накопления.




  1. Денежный агрегат М0 включает в себя:

а) наличные деньги;

б) банковские вклады до востребования;

в) срочные и сберегательные депозиты;

г) ценные бумаги.




  1. Современными тенденциями в развитии денег являются:

а) обеспеченность бумажных денег золотым содержанием;

б) переход к электронным деньгам;

в) выпуск денег в обращение только в порядке кредитования хозяйства;

г) уменьшение государственного регулирования денежного обращения.





  1. В истории развития денежного обращения НЕ существовало:

а) золотовалютного стандарта;

б) золотослиткового стандарта;

в) золотодевизного стандарта;

г) золотомонетного стандарта.




  1. Центральный Банк России принимает меры для изменения динамики прироста денежной массы. Эти мероприятия призваны содействовать реализации экономической функции государства:

а) сглаживанию неравномерности в доходах;

б) обеспечению общественными благами;

в) достижению макроэкономической стабилизации;

г) структурному регулированию.


Задачи

  1. Количество товаров в стране увеличилось в 3 раза, цены на товары увеличились в 2 раза. Как изменилась масса денег в обращении, если скорость обращения денег увеличилась в 2 раза?




  1. Сумма цен товаров, находящихся в обращении, 240 млн. ден.ед. Денежная единица совершает в среднем 20 оборотов в год. Как должен поступить Центральный банк с денежной массой в стране, если число оборотов увеличиться до 24?


Вопросы для самоконтроля (верно/неверно)

  1. В деньгах, как и в товарах, воплощен конкретный и абстрактный труд.

  2. Одной из современных функций денег можно назвать средство образования сокровищ.

  3. Эволюция денежной системы проходила именно в таком виде – товарные деньги, бумажные деньги, металлические деньги, кредитные деньги, электронные деньги.


Рекомендуемая литература:

  1. В поисках новой теории: книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями: Учебное пособие [Текст] / Под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н.Дулиной. – М.: КНОРУС, 2004. – 368 с.**

  2. Ефимова, Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах. Учебное пособие [Текст] / Е.Г.Грязнова. – М.: Флинта, 2003. – 156 с.**

  3. Курс экономической теории: Учебное пособие [Текст] / Под ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Дело и сервис, 2007. – 1040 с.

  4. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов [Текст] / Р.М.Нуреев, 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2006. – 572 с.**

  5. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: Учебник [Текст] / М.Н.Чепурин, Е.А.Киселев. – М.: Издательство: Аса Киров, 2006.- 832 стр.

  6. Чепурин, М.Н. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика»: Учебник [Текст] / М.Н.Чепурин, Е.А.Киселева, С.В.Ермилова и др. – Киров, ООО «АСА», 2007. – 248с.

  7. Экономическая теория (политэкономия): учеб. для студентов вузов., обучающихся по экон. спец. [Текст] / Под общ. ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой.—Изд. 4-е.—Москва: ИНФРА-М, 2007.—638, [1] с.*

  8. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. и направлениям [Текст] / к.э.н., проф. Бродская Т. Г., акад. Видяпин В.И., д.э.н., проф. Громыко В.В. и др.; под общ. ред. акад. В.И. Видяпина и др.; Росcийская экон. акад. им. Г. В. Плеханова.— Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 671 с.*

  9. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям [Текст] / Под ред. проф. А.И.Добрынина, проф. Л.С.Тарасевича.—3-е изд., доп. и испр. - Санкт-Петербург: СпбГУЭФ: Питер, 2008.—542 с.1

  10. Экономическая теория: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям [Текст] / В.М. Соколинский и др.; под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского; Фин. акад. при Правительстве Рос. Федерации.—4-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2008.—462 с.*

  11. Макконелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика [Текст] / К.Р.Макконелл, С.Л.Брю. - Пер. с 13-го англ.изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 924 с.**

  12. Маркс, К. Капитал [Текст] / К.Маркс, Ф. Энгельс, Собр.соч, 2-е изд., т. 23-25.**

  13. Маршалл, А. Принципы политической экономии [Текст] / А.Маршалл, В 3 т., Пер. с англ.– М: Прогресс, 1983.**

  14. Мэнкью, Н.Г. Принципы Экономикс [Текст] / Н.Г.Мэнкью. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 784 с.**

  15. Риккардо, Д. Сочинения [Текст] / Д.Риккардо, Пер. с англ.– М.: Политиздат, 1955.

  16. Самуэльсон, П. Экономика [Текст] / П.Самуэльсон, В 2-х томах. Т. 2. – М: НПО «Алгон», 1997. – 334 с.**

  17. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] / А.Смит, Пер. с англ.– М.: Эксмо, 2007. – 960 с. – (Антология экономической мысли).**

  18. Фишер, С. Экономика [Текст] / С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Швалензи / Пер. с анг. – М: Дело, 2001. – 864 с.**


РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ ФИРМЫ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОИЗВОДСТВА
Тема 4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

1 час

1. Фирма как рыночный агент. Формы предпринимательской деятельности без образования и с образованием юридического лица.

2. Акционерные общества, их структура и причины возникновения. Права акционеров.

3. Виды ценных бумаг, цели их эмиссии и механизм размещения. Акции и облигации. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.


Основные понятия

Предпринимательство; предприятие; фирма; экономическая обособленность; хозяйственная самостоятельность; юридическое лицо; ограниченная и неограниченная ответственность; акционерное общество; ценные бумаги; акции, облигации; фондовый рынок; первичный рынок и вторичный рынок ценных бумаг.


Вопросы для повторения и обсуждения

  1. Охарактеризуйте экономическое содержание предпринимательства и формы его проявления.

  2. Перечислите основные организационно-правовые формы фирм. В чем их достоинства и недостатки?

  3. Какие цели может преследовать фирма?

  4. Какова экономическая роль предпринимателя, банкира, менеджера?

  5. Дайте характеристику преимуществ и недостатков форм предприятия: единоличного предпринимательства, партнерства (совместного владения и ведения дела в основе объединения капиталов), корпорации (акционерного предприятия).

  6. Каковы отличия между акционерными обществами открытого типа и другими формами предпринимательской деятельности?

  7. Какие бывают акции? В чем отличие акций от облигаций?

  8. Приведите примеры российских «голубых фишек».

  9. Как определяется курс ценных бумаг?

  10. Каковы причины и последствия государственного регулирования рынка ценных бумаг?


Тесты

  1. К недостаткам частнопредпринимательской фирмы относится:

а) получение всей прибыли одним лицом;

б) отсутствие процедуры согласования решений;

в) существование неограниченной ответственности;

г) все перечисленные верны.





  1. Характерным признаком только для корпорации является:

а) привлечение к управлению наемных менеджеров;

б) деление прибыли между собственниками фирмы;

в) выплата дивидендов;

г) ведение бухгалтерской отчетности.




  1. Корпорация в отличие от индивидуального партнерства и товарищества:

а) подлежит двойному налогообложению;

б) осуществляет финансирование за счет кредитов;

в) обладает способностью к расширению;

г) подлежит регистрации.




  1. Верно суждение, что некоммерческая организация:

а) не занимается производством товаров, а только оказывает услуги;

б) создается только в социальной сфере;

в) может иметь статус корпорации;

г) получая прибыль, делит ее между учредителями.




  1. Контрактами на будущие сделки являются:

а) фьючерсы;

б) опционы;

в) оффшоры;

г) депозиты.




  1. Ценная бумага является:

а) разновидностью капитала;

б) титулом участия в собственности;

в) объектом купли-продажи и других сделок;

г) все перечисленное верно.




  1. Проведите соответствие между ценной бумагой и ее характеристикой:

1. удостоверяет право владельца на долю в собственных средствах акционерного общества;




а) вексель;

2. удостоверяет займ, должником в котором выступает государство;




б) акция;

3. безусловное письменное долговое обязательство;




в) чек

4. письменное указание банку выплатить со своего счета указанную денежную сумму;




г) государственная краткосрочная облигация;

5. удостоверяет право продать или купить ценные бумаги или валюту;




д) опцион.




  1. Профессиональный посредник в торговле ценными бумагами, действующий от имени клиента, называется:

а) брокером;

б) дилером;

в) эмитент;

г) ритейлером.




  1. Фондовая биржа:

а) создает возможности для финансирования предприятий путем эмиссии ценных бумаг;

б) является частью банковского сектора;

в) регулируется Центральным Банком;

г) осуществляет куплю-продажу товаров.


Вопросы для самоконтроля (верно/неверно)

  1. Небольшие фирмы всегда менее эффективны, чем крупные.

  2. Фирмы, несущие убытки, должны прекращать производство продукции.

  3. Фирма – это организация под единым управлением, учрежденная в целях получения прибыли ее собственниками посредством предложения на рынок одного или нескольких товаров и услуг.

  4. В акционерном обществе единственным собственником является совет директоров.

  5. Условие равновесия фирмы определяется постоянным наращиванием количества выпускаемой продукции.

  6. Рынок ценных бумаг трансформирует сбережения в инвестиции.

  7. Рыночный курс ценных бумаг зависит от общеэкономических факторов (ставка ссудного процента, уровень доходов, темпы инфляции и т.п.)


Рекомендуемая литература:

  1. В поисках новой теории: книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями: Учебное пособие [Текст] / Под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н.Дулиной. – М.: КНОРУС, 2004. – 368 с.**

  2. Ефимова, Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах. Учебное пособие [Текст] / Е.Г.Грязнова. – М.: Флинта, 2003. – 156 с.**

  3. Курс экономической теории: Учебное пособие [Текст] / Под ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Дело и сервис, 2007. – 1040 с.

  4. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов [Текст] / Р.М.Нуреев, 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2006. – 572 с.**

  5. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: Учебник [Текст] / М.Н.Чепурин, Е.А.Киселев. – М.: Издательство: Аса Киров, 2006.- 832 стр.

  6. Чепурин, М.Н. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика»: Учебник [Текст] / М.Н.Чепурин, Е.А.Киселева, С.В.Ермилова и др. – Киров, ООО «АСА», 2007. – 248с.

  7. Экономическая теория (политэкономия): учеб. для студентов вузов., обучающихся по экон. спец. [Текст] / Под общ. ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой.—Изд. 4-е.—Москва: ИНФРА-М, 2007.—638, [1] с.*

  8. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. и направлениям [Текст] / к.э.н., проф. Бродская Т. Г., акад. Видяпин В.И., д.э.н., проф. Громыко В.В. и др.; под общ. ред. акад. В.И. Видяпина и др.; Росcийская экон. акад. им. Г. В. Плеханова.— Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 671 с.*

  9. Экономическая теория для студентов вузов [Текст] / Под ред. В.Д.Камаева. – изд. 13-е, перераб., доп. – М.: Владос, 2007 – 591 с.

  10. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям [Текст] / Под ред. проф. А.И.Добрынина, проф. Л.С.Тарасевича.—3-е изд., доп. и испр. - Санкт-Петербург: СпбГУЭФ: Питер, 2008.—542 с.1

  11. Экономическая теория: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям [Текст] / В.М. Соколинский и др.; под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского; Фин. акад. при Правительстве Рос. Федерации.—4-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2008.—462 с.*

  12. Макконелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика [Текст] / К.Р.Макконелл, С.Л.Брю. - Пер. с 13-го англ.изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 924 с.**

  13. Маршалл, А. Принципы политической экономии [Текст] / А.Маршалл, В 3 т., Пер. с англ.– М: Прогресс, 1983.**

  14. Мэнкью, Н.Г. Принципы Экономикс [Текст] / Н.Г.Мэнкью. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 784 с.**

  15. Самуэльсон, П. Экономика [Текст] / П.Самуэльсон, В 2-х томах. Т. 2. – М: НПО «Алгон», 1997. – 334 с.**

  16. Фишер, С. Экономика [Текст] / С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Швалензи, Пер. с анг. – М: Дело, 2001. – 864 с.**


Тема 5. Капитал и теория производства. Структура средств предприятия, цели и показатели его деятельности.

2 часа

  1. Капитал и заработная плата. Кругооборот капитала, его стадии. Формы промышленного капитала, время оборота и его составные части.

  2. Основные и оборотные средства предприятия. Виды износа основного капитала. Амортизация.

  3. Выручка, издержки производства и прибыль фирмы. Норма прибыли, рентабельность производства, продукции (продаж), капитала.

  4. Производство в краткосрочном и долгосрочном периодах. Совокупный, средний и предельный продукт.


Основные понятия

Капитал, заработная плата, структура капитала, промышленный капитал, активы предприятия, их источники; основные и оборотные средства; амортизация; инвестиции; выручка, издержки, прибыль предприятия; рентабельность; производительность труда, фондоотдача, материалоемкость; изокванта, предельная норма технологического замещения, изокоста; рациональный выбор производителя, валовой, средний и предельный продукт переменного фактора производства; закон убывающей отдачи переменного фактора производства.


Вопросы для повторения и обсуждения

  1. В чем состоит принципиальное различие трактовки капитала и заработной платы в политической экономии и теории «Экономикс»?

  2. Как называется капитал, существующий в производительной, товарной и денежной формах?

  3. Раскройте понятие кругооборота промышленного капитала и назовите его стадии.

  4. Назовите составные части времени производства и времени обращения в обороте капитала.

  5. Охарактеризуйте имущество предприятия по его структуре и источникам формирования.

  6. В чем заключается сущность амортизации?

  7. В чем различие краткосрочного и долгосрочного периода деятельности предприятия?

  8. Дайте характеристику валового, среднего и предельного продукта переменного фактора производства.

  9. Что представляет собой рациональный производственный выбор? В чем состоит особенность производственного выбора в краткосрочном периоде?

  10. В чем состоит экономический смысл закона убывающей отдачи переменного фактора производства?


Тесты

  1. Предельная норма технологического замещения труда капиталом равна 1/2. Для того, чтобы обеспечить прежний объем производства продукции при сокращении труда на 6 единиц, необходимо увеличить использование капитала:

а) на 1/3 единицы;

б) на 3 единицы;

в) на 6 единиц;

г) не нужно увеличивать.





  1. Предельным продуктом в экономической теории называется:

а) ресурс, который находится в ограниченном количестве в экономике;

б) самые важные ресурсы, товары, услуги, необходимые для производства;

в) последняя единица используемого ресурса;

г) прирост произведенного блага при использовании дополнительного количества ресурса.




  1. Закон убывающей производительности переменного фактора действует при условии, когда:

а) происходит рост какого-либо производственного фактора;

б) остальные факторы производства неизменны;

в) в экономике полная занятость;

г) запас всех ресурсов неограничен.




  1. Совокупный продукт достигает своего максимума, при этом:

а) предельный продукт равен нулю;

б) предельный продукт равен среднему продукту;

в) средний продукт равен нулю;

г) средний продукт меньше нуля.




  1. В отличие от кривых безразличий, изокванты:

а) не пересекаются;

б) отражают комбинации, сочетании благ (ресурсов);

в) отражают одинаковый уровень полезности (выпуска);

г) имеют количественное выражение.





  1. Равновесие производителя достигается, когда:

а) спрос и предложение равны;

б) достигается максимальный объем производства;

в) достигается минимизация производственных расходов;

г) предельная норма технологического замещения равна соотношению цен на ресурсы.





  1. При росте цен на ресурсы изокоста будет смещаться:

а) вправо вверх;

б) влево вверх;

в) вправо вниз;

г) влево вниз.




  1. К заемным средствам фирмы относится:

а) сбережения, образованные за счет прибыли;

б) средства, предназначенные для амортизации;

в) поступления от продажи облигаций;

г) поступления от продажи акций.





  1. Замедляют процесс оборота капитала:

а) рост производительности машин и оборудования;

б) распространение новых технологий;

в) увеличение производственных запасов;

г) повышение совокупного спроса населения.




  1. Фактором морального износа капитала может служить:

а) выпуск новых моделей мониторов;

б) износ автомобиля после 100000 км пробега;

в) обветшалость пустого здания;

г) поломка компьютера после 10 лет эксплуатации.





  1. К оборотному капиталу относится:

а) имущество, находящееся в обороте;

б) средства производства;

в) предметы потребления;

г) ресурсы, оборачивающиеся в течение одного производственного цикла.





  1. К основному капиталу относится:

а) капитал, образующий основу производства;

б) зерно для выпечки хлеба;

в) оборудование для производства сыра;

г) фрукты для производства соков.




  1. Производственный капитал делится на:

а) основной и дополнительный;

б) основной и оборотный;

в) основной и вспомогательный;

г) основной и неосновной.




  1. Кругооборот промышленного капитала включает переход:

а) денежного капитала в товарный;

б) товарного капитала в производительный;

в) производительного капитала в денежный;

г) денежного капитала в производительный.




  1. Если вся капитальная стоимость возвращается к владельцу в своей первоначальной форме, то это называется:

а) стадией кругооборота капитала;

б) экономическим циклом;

в) оборотом капитала;

г) оборотным капиталом.




  1. Показатель фондоотдачи отвечает на вопрос:

а) сколько основных фондов приходится на единицу продукции;

б) сколько продукции выпускается на единицу стоимости основного капитала;

в) сколько оборотных фондов приходится на единицу продукции;

г) сколько стоит единица основных фондов.




  1. Ускоренная амортизация применяется:

а) для мелких фирм;

б) для скоропортящихся продуктов;

в) для стимулирования обновления основного капитала;

г) в условиях полной занятости.


Задачи

  1. Вычислите средний и предельный продукт фирмы, если известны следующие данные:

Число рабочих (L)

1

2

4

5

7

Совокупный продукт

30

70

100

120

140

Средний продукт
















Предельный продукт



















  1. Производственный цикл длится 4 месяца. Для его обеспечения авансируется 60 ден.ед. на закупку сырья и материалов, 20 ден.ед. – на закупку топливо и электроэнергию. Заработная плата выдается ежемесячно по 4 ден.ед. Определите величину оборотного капитала и число его оборотов в течение года.




  1. Стоимость станка 2000 ден.ед., нормативный срок службы – 10 лет. Рассчитайте норму амортизации и величину амортизационных отчислений, которые накопятся через 3 года службы станка при начислении линейным методом.


Вопросы для самоконтроля (верно/неверно)

  1. Факторы производства включают заработную плату рабочих, сырье, материалы, оборудование, необходимые для организации производства.

  2. Закон убывающей предельной производительности носит относительный характер, так как применим только на краткосрочном отрезке времени.

  3. Объем производства может продолжать расти, даже если предельный продукт отрицателен.

  4. Чем выше срок службы основного капитала, тем при прочих равных условиях ниже норма амортизации.

  5. Моральный износ основного капитала происходит вследствие создания аналогичных, но более дешевых средств труда.

  6. К внутренним источникам формирования предпринимательского капитала относится прибыль, амортизация, субсидии государства.

  7. В течение времени обращения не создаются материальные блага, стоимость и прибавочная стоимость, а происходит только смена форм капитала.


Рекомендуемая литература:

  1. В поисках новой теории: книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями: Учебное пособие [Текст] / Под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н.Дулиной. – М.: КНОРУС, 2004. – 368 с.**

  2. Ефимова, Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах. Учебное пособие /Е.Г.Грязнова. – М.: Флинта, 2003. – 156 с.**

  3. Курс экономической теории: Учебное пособие [Текст] / Под ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Дело и сервис, 2007. – 1040 с.

  4. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов [Текст] / Р.М.Нуреев, 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2006. – 572 с.**

  5. Сидорович, А.В. Микроэкономика: Учебник [Текст] / А.В.Сидорович. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2002. - 304 с.

  6. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: Учебник [Текст] / М.Н.Чепурин, Е.А.Киселев. – М.: Издательство: Аса Киров, 2006.- 832 стр.

  7. Чепурин, М.Н. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика»: Учебник [Текст] / М.Н.Чепурин, Е.А.Киселева, С.В.Ермилова и др. – Киров, ООО «АСА», 2007. – 248с.

  8. Экономическая теория (политэкономия): учеб. для студентов вузов., обучающихся по экон. спец. [Текст] / Под общ. ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой.—Изд. 4-е.—Москва: ИНФРА-М, 2007.—638, [1] с.*

  9. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. и направлениям [Текст] / к.э.н., проф. Бродская Т. Г., акад. Видяпин В.И., д.э.н., проф. Громыко В.В. и др.; под общ. ред. акад. В.И. Видяпина и др.; Росcийская экон. акад. им. Г. В. Плеханова.— Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 671 с.*

  10. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям [Текст] / Под ред. проф. А.И.Добрынина, проф. Л.С.Тарасевича.—3-е изд., доп. и испр. - Санкт-Петербург: СпбГУЭФ: Питер, 2008.—542 с.1

  11. Экономическая теория: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям [Текст] / В.М. Соколинский и др.; под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского; Фин. акад. при Правительстве Рос. Федерации.—4-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2008.—462 с.*

  12. Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег [Текст] / Дж.М.Кейнс /Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1978.**

  13. Маркс, К. Капитал [Текст] / К.Маркс, Ф.Энгельс, Собр.соч, 2-е изд., т. 23-25.**

  14. Пиндайк, Р. Микроэкономика [Текст] / Р.Пиндайк, Д.Рубинфельд/ Пер. с англ. – 5-е изд. - Спб.: Питер, 2002. – 606 с.

  15. Риккардо, Д. Сочинения [Текст] / Д.Риккардо, Пер. с англ.– М.: Политиздат, 1955.

  16. Самуэльсон, П. Экономика [Текст] / П.Самуэльсон, В 2-х томах. Т. 2. – М: НПО «Алгон», 1997. – 334 с.**

  17. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] / А.Смит, Пер. с англ.– М.: Эксмо, 2007. – 960 с. – (Антология экономической мысли).**

  18. Харвей, Д. Современная экономическая теория. Вводный курс: Учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов: Пер. с англ. [Текст] / Д.Харвей.—М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.—703с.: ил. — Пер. изд.: Modern economics/J.Harvey (Palgrave, 1998).*


Тема 6. Издержки в долгосрочном и краткосрочном периоде.

2 часа

  1. Структура издержек фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Невозвратные расходы.

  2. Издержки в долгосрочном и краткосрочном периодах. Постоянные, переменные и валовые, средние и предельные издержки.

  3. Закон убывающей производительности переменного фактора производства. Эффект масштаба.

  4. Общая характеристика типов рынков. Общая, средняя и предельная выручка фирмы. Принцип максимизации прибыли (MR=MC).


Основные понятия

Экономические и бухгалтерские издержки; долгосрочный период, краткосрочный период; явные и неявные издержки; постоянные, переменные, валовые, средние и предельные издержки; альтернативные издержки; закон убывающей производительности переменного фактора производства; эффект масштаба; тип рынка; общая, средняя и предельная выручка; общее условие максимизации прибыли.


Вопросы для повторения и обсуждения

  1. ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4