В соответствии с планом работы Народный Хурал Республики Бурятия

ч. 1


О деятельности Народного Хурала Республики Бурятия

третьего созыва в 2005 году

Деятельность Народного Хурала Республики Бурятия в отчетном году осуществлялась в соответствии с основными полномочиями законодательного регулирования предметов ведения республики и совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия, а также выполнения представительских и контрольных функций на основании утвержденного годового плана работы парламента. План работы Народного Хурала Республики Бурятия на 2005 год и примерная программа законопроектной деятельности на 2005 год и на перспективу до 2007 года были утверждены 17 сессией парламента в декабря 2004 года.

В соответствии с планом работы Народный Хурал Республики Бурятия планировал провести в отчетном году 6 сессий и рассмотреть 55 законопроектов. Фактически было проведено 8 сессий, из которых 2 внеочередные. На прошедших сессиях было рассмотрено 254 вопроса и принято 94 закона. Кроме того Народный Хурал осуществлял нормативное правовое регулирование посредством принятия постановлений. Всего за 2005 год было принято 346 постановлений, включая постановления о поддержки законодательных инициатив других субъектов Российской Федерации, назначении на должности мировых судей Республики Бурятия и др. Принятые законы были направлены с одной стороны, на дальнейшее совершенствование законодательства республики и охватывали наиболее значимые направления общественно-экономической жизни Республики Бурятия, а с другой – приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральным.

Количественные и качественные показатели законодательной деятельности Народного Хурала Республики Бурятия представлены в следующих таблицах и диаграммах.



№ сессии


Кол-во сессионных дней

Кол-во рассмотренных вопросов

Принято нормативных актов

законов

постановлений

XVIII

3

50

18

72

XIX

2

35

13

47

внеочередная

1

3

1

5

XX

2

37

13

50

XXI

2

39

12

51

XXII

2

42

16

54

внеочередная

1

1

1

3

XXIII

2

47

20

64

Итого:

15

254

94

346

В числе 94 принятых Народным Хуралом законов 14 внесено Президентом Республики Бурятия, 34 – Правительством, 40 – депутатами Народного Хурала, 6 – представительным органом местного самоуправления.

Наибольшее количество из числа принятых Народным Хуралом в 2005 году законов представлено Комитетом Народного Хурала по государственному устройству, местному самоуправлению и законности (29 из 94 принятых Народным Хуралом законов), и Комитетом по бюджету, налогам, финансам и банкам (25 из 94 законов).

Из 94 принятых Народным Хуралом в 2005 году законов 32 (34%) – новые законы, 62 (66%) – законы, которыми внесены изменения в действующее законодательство Республики Бурятия (в том числе 11 законов Республики Бурятия о внесении изменений в Закон Республики Бурятия о бюджете на очередной год).



Основной причиной внесения изменений в действующее законодательство Республики Бурятия в 2005 году стало приведение законодательства Республики Бурятия в соответствие с федеральным. В числе законов, в которые внесены изменения – законы Республики Бурятия «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия», «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Бурятия», «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в Республике Бурятия», «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия», «О местном референдуме в Республике Бурятия» и другие.

Признаны утратившими силу ряд законов Республики Бурятия, в том числе Закон Республики Бурятия «О сроках уплаты земельного налога юридическими лицами в Республике Бурятия», Закон Республики Бурятия «Об установлении ответственности и применении финансовых санкций за нарушения нормативов по сохранности, эксплуатации и использованию жилищного фонда Республики Бурятия».

В числе новых законов, принятых Народным Хуралом Республики Бурятия в 2005 году, такие как «О референдуме Республики Бурятия», «О государственной гражданской службе Республики Бурятия», «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Бурятия», «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия», «Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства», «О государственных информационных ресурсах Республики Бурятия», «Об охране окружающей среды в Республике Бурятия», «Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия», «Об инвестиционной деятельности в Республике Бурятия», «О порядке пользования недрами на участках недр местного значения, а также участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, в Республике Бурятия», «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия», «О начальном профессиональном образовании в Республике Бурятия», «О ежемесячной выплате денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка» и другие.

В 2005 году Народный Хурал Республики Бурятия, реализуя свои полномочия в соответствии с принципом разделения властей, в рамках своей компетенции принял ряд постановлений:


  • о даче согласия Президенту РБ на назначение Ефимова Степана Гавриловича на должность заместителя Председателя Правительства РБ по развитию социальной сферы;

  • о назначении на должность Председателя, заместителя председателя, аудиторов Счетной палаты Республики Бурятия;

  • о назначении на должность мировых судей и судьи Конституционного Суда Республики Бурятия;

  • о переименовании села Кудара муниципального образования «Кабанский район» в Республике Бурятия в село Байкало-Кудара, а также о преобразовании ряда поселков Республики Бурятия в сельские населенные пункты и образовании новых сельсоветов;

  • о ряде вопросов, касающихся государственной собственности Республики Бурятия (передачи объектов на безвозмездной основе в собственность муниципальных образований, передачи объектов собственности муниципальных образований в государственную собственность Республики Бурятия на безвозмездной основе, передачи объектов государственной собственности Российской Федерации, принимаемых в государственную собственность Республики Бурятия на безвозмездной основе) и другие.

Кроме того, в 2005 году Народный Хурал Республики Бурятия заслушал послание Президента Республики Бурятия Народному Хуралу Республики Бурятия «Экономический рост – во благо народа Республики Бурятия», принят ряд парламентских запросов Народного Хурала Республики Бурятия Президенту – Председателю Правительства Республики Бурятия.
Деятельность Совета Народного Хурала Республики Бурятия
В 2005 году Советом Народного Хурала проведено 13 заседаний, рассмотрено 27 основных вопросов, принято 452 постановления о награждении Почетной грамотой Народного Хурала Республики Бурятия.

В числе рассмотренных вопросов Советом Народного Хурала 12 – по реализации действующих законов Республики Бурятия и 2 – об утверждении рекомендаций парламентских слушаний, проведенных комитетами Народного Хурала Республики Бурятия. Кроме того, рассмотрен ряд таких важных вопросов, как:

- О реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- О ходе реализации Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года» на территории Республики Бурятия;

- О ходе подготовки выборов депутатов представительных органов и глав вновь образованных муниципальных образований в Республике Бурятия.

Совет Народного Хурала Республики Бурятия практически на каждом своем заседании рассматривал проекты повестки дня очередных сессий Народного Хурала и утверждал планы работы Совета Народного Хурала Республики Бурятия на очередной квартал текущего года, осуществлял согласование структуры и численности Аппарата Народного Хурала Республики Бурятия.
Работа комитетов Народного Хурала Республики Бурятия
Информация о законопроектной работе комитетов Народного Хурала Республики Бурятия в 2005 году представлена в следующей таблице:

Направление



Принято

законов


Внесено

депутатами

НХ РБ


Процент подготовленных комитетом законов от общего кол-ва принятых законов

Бюджетно-финансовое и налоговое законодательство

25

7

17,5 %

Вопросы государственного устройства, местного самоуправления, законности

29

13

32,5 %

Вопросы земельного законодательства потребительского рынка

9

7

17,5 %

Международные, региональные и национальные вопросы

1

0

0%

Социальная политика

20

10

25 %

Экономическая политика

10

3

7,5 %

Итого:

94

40

100%

В 2005 году Комитетом Народного Хурала по бюджету, налогам, финансам и банкам проведено 30 заседаний Комитета, на которых обсуждались все законопроекты и вопросы (всего 248), включенные в повестки дня сессий Народного Хурала. Помимо того Комитетом за отчетный период проведены следующие мероприятия: 51 рабочее совещание, парламентское слушание по проекту закона Республики Бурятия «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия», публичные слушания по проекту закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2006 год».

Депутаты Комитета принимали участие в круглых столах, парламентских слушаниях, проводимых Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам расширения жилищного строительства, развития рынка доступного социального жилья и создание систем жилищно-коммунального обслуживания во вновь вводимом жилье. Кроме мероприятий, проводимых Комитетом в Народном Хурале, депутатами осуществлялись рабочие поездки в районы республики по вопросам организации межбюджетных отношений в Республике Бурятия (9 поездок) и подготовки публичных слушаний по республиканскому бюджету на 2006 год (8 поездок).

Наиболее значимыми законами, принятыми Народным Хуралом по вопросам ведения Комитета являются: «О республиканском бюджете на 2006 год», «Об исполнении республиканского бюджета за 2004 год», «О бюджетной системе и бюджетных правоотношениях в Республике Бурятия», «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия», «О перечне и количественных значениях государственных минимальных социальных и финансовых нормативов в Республике Бурятия» и др.

В течение 2005 года Комитет осуществлял постоянный контроль за исполнением законов «О республиканском бюджете на 2005 год» и «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации».

Председатель и заместители председателя Комитета посетили с рабочими визитами ряд районов Республики Бурятия, в том числе Еравнинский, Джидинский, Закаменский, Кижингинский, Кабанский, Прибайкальский, Хоринский, Иволгинский и город Гусиноозерск.



Комитетом Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению и законности в 2005 году проведено 25 заседания Комитета и 38 рабочих совещаний, на которых соответственно было рассмотрено 176 и 200 вопросов.

Наиболее значимыми из них были заседания и совещания, посвященные обсуждению следующих проектов законов Республики Бурятия: «О государственной гражданской службе Республики Бурятия», «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия», «Об административных комиссиях в Республике Бурятия», «Об административных правонарушениях».

В соответствие с федеральным законодательством было приведено 19 республиканских законов. Кроме того, было принято 2 закона, признающих утраченными силу ряд республиканских законов. Во исполнение федеральных законов было принято 6 законов.

В рамках контрольных полномочий Народного Хурала Комитетом в 2005 году осуществлялись следующие мероприятия. Контроль за реализацией статьи 28 Закона Республики Бурятия «О Народном Хурале Республики Бурятия», выборных законов. Итогом данной работы стало обсуждение вопроса на заседании Совета Народного Хурала Республики Бурятия « О ходе подготовки выборов депутатов представительных органов и глав вновь образованных муниципальных образований». Контроль за реализацией Закона Республики Бурятия «О некоторых вопросах деятельности адвокатуры на территории Республики Бурятия». В результате на Совете Народного Хурала Республики Бурятия был обсужден вопрос «Об информации представителей от Народного Хурала в квалификационной комиссии при адвокатской палате Республики Бурятия».

В 2005 году Комитетом был проведен «круглый стол» с депутатами представительного органа местного самоуправления Тункинского района по теме «О работе Тункинского районного Совета депутатов».

Депутаты Комитета принимали участие в работе «круглых столов», проводимых в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по темам: «О развитии местного самоуправления в Российской Федерации и о реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Ветераны военной службы: Проблемы и правовое регулирование их социальной защиты».

Депутаты Комитета, работающие на постоянной профессиональной основе, приняли участие в проведении семинара-совещания по вопросам местного самоуправления в 7 районах, в которых участвовали представители 9 районов Республики Бурятия.

Комитетом было проведено одно выездное заседание в с. Кырен Тункинского района, 88 рабочих совещаний, 7 рабочих поездок и 8 семинаров. Кроме того, Комитет принял активное участие в организации и подготовке четырех заседаний Совета представительных органов местного самоуправления при Народном Хурале Республики Бурятия, на которых были рассмотрены 12 вопросов. За отчетный период по инициативе Комитета было проведено заседание Конституционной комиссии при Народном Хурале Республики Бурятия.



Комитетом Народного Хурала Республики Бурятия по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку в 2005 году проведено 19 заседаний Комитета, на которых было рассмотрено 117 вопросов, и 85 рабочих совещаний, на которых было рассмотрено более 90 вопросов.

Из девяти принятых законов по вопросам ведения Комитета пять были приняты в целях привидения законодательства Республики Бурятия в соответствие с федеральным, и четыре закона были приняты во исполнение федеральных законов.

Наиболее значимыми законами, принятыми Народным Хуралом по вопросам ведения Комитета являются: «Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Республики Бурятия», «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия», «О порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в Республике Бурятия», «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия государственными полномочиями по осуществлению лицензирования розничной продажи алкогольной продукции».

В отчетный период Комитетом было проведено парламентское слушание на тему: «О состоянии и перспективах развития потребительского рынка Республики Бурятия». В работе парламентских слушаний приняло участие более 120 человек, представляющих все районы республики, Правительство республики, общественные организации, средства массовой информации.

Одними из основных целей проведения слушаний были: анализ состояния и выработка приоритетных направлений развития потребительского рынка Республики Бурятия, направленных на поддержку и содействие продвижению продукции местных товаропроизводителей на потребительском рынке Республики Бурятия; развитие инфраструктуры потребительского рынка; повышение уровня качества и безопасности товаров потребительского рынка; анализ последних изменений законодательства Российской Федерации в сфере регулирования потребительского рынка. В рамках подготовки к парламентским слушаниям были проведены выездные совещания в Бичурском, Кабанском и Мухоршибирском районах, а также в ФГУ «Бурятский центр стандартизации, метрологии и сертификации». По результатам работы парламентских слушаний были приняты рекомендации.

В 2005 году Комитетом был проведен «круглый стол» на тему: «О механизме реализации положений Главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации». На заседании «круглого стола» рассматривалась проблема сбора земельного налога муниципальными образованиями.

Председатель Комитета принял участие в работе «круглого стола» в г. Белгород на тему «Законодательное обеспечение устойчивого развития сельских территорий», который проводил Комитет Совета Федерации ФС РФ по аграрным вопросам.

В течение года Комитет отслеживал ход реализации следующих законов Республики Бурятия: «Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений», «О республиканском бюджете на 2005 год», «Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Республики Бурятия», «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия», «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 годы», «Об обеспечении ветеринарного и санитарно-эпизоотического благополучия в Республике Бурятия», «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия». Кроме того, Комитет осуществлял контроль за исполнением главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации на территории Республики Бурятия.

В 2005 году Комитет провел четыре выездных заседания в Бичурском, Кабанском и Мухоршибирском районах, а также в ФГУ «Бурятский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

Комитетом Народного Хурала по международным и региональным связям, национальным вопросам, делам общественных организаций и религиозных объединений в 2005 году проведено 29 заседаний Комитета и 108 рабочих совещаний различного уровня, на которых соответственно рассмотрено 140 и 216 вопросов.

За период с января по декабрь 2005 года Комитетом рассмотрено 105 федеральных законопроекта, поддержаны 10 законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, замечания и предложения к которым были направлены в профильные комитеты Совета Федерации Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Комитет в 2005 году продолжил законотворческую работу по приведению республиканских законов в соответствие с федеральным законодательством: «О культуре», «О народных художественных промыслах в Республике Бурятия».

В отчетный период Комитет провел два «круглых стола» по темам: «О ходе реализации Закона Республики Бурятия «О библиотечном деле», «О ходе реализации Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года» в Республике Бурятия», в ходе которого были выработаны рекомендации. Постановлением Совета НХ РБ указанные рекомендации были одобрены и направлены в Правительство Республики Бурятия.

Комитет проводил активную работу по координации деятельности Молодежной палаты при Народном Хурале. В связи с этим, Комитетом был подготовлен проект постановления «О внесении изменений в Положение о Молодежной палате при Народном Хурале Республики Бурятия», согласно которому в Молодежной палате была образована рабочая группа по городу Улан-Удэ.

Важное место в работе Комитета отводится межпарламентскому сотрудничеству. Комитетом была проведена работа по подписанию Соглашения о сотрудничестве между Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Народным Хуралом Республики Бурятия. Был подготовлен визит делегации Народного Хурала Республики Бурятия Российской Федерации во главе с Председателем А.Г. Лубсановым в Монголию. В ходе данного визита был подписан Протокол намерений между Хуралом Гражданских Представителей Селенгинского Аймака Монголии и Народным Хуралом Республики Бурятия Российской Федерации. Комитетом совместно с Управлением делами Народного Хурала Республики Бурятия в июле 2005 года была подготовлена встреча экс-спикера Великого Государственного Хурала Монголии.

Большое значение Комитет придает работе с национальными культурными центрами в Республике Бурятия. В августе 2005 года члены Комитета приняли участие во всероссийской культурно-информационной акции «Поезд дружбы», в ходе данной акции четыре специальных железнодорожных вагона с представителями чеченской общественности проехали по Транссибирской магистрали и железным дорогам Европейской части РФ через 22 региона - на пространстве от Сахалина до Санкт-Петербурга. В ноябре 2005 года члены Комитета приняли участие в работе Форума коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия, в рамках проведения эвенкийского национального праздника «Болдер», а также в праздновании 90-летия со дня рождения, одного из основоположников становления бурятской профессиональной музыки, создателя Государственного ансамбля песни и танца «Байкал» Жигжита Абидуевича Батуева.

Комитетом Народного Хурала по социальной политике в 2005 году проведено 27 заседаний Комитета и 127 рабочих совещаний, на которых соответственно рассмотрено 116 и 176 вопросов.

Наиболее важными законами, принятыми по вопросам ведения Комитета являются: «О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Республика Бурятия и органах МСУ в Республике Бурятия», «О предельных нормативах размера оплаты труда выборных должностных лиц МСУ, депутатов, членов выборных органов МСУ, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений муниципальных образований в Республике Бурятия», «О ежемесячной выплате денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка».

Одним из основных направлений работы Комитета стало формирование правового поля для реализации государственной политики в отношении социально незащищенных категорий населения. В целях реализации Закона Республики Бурятия от 7 декабря 2004 года № 899-III «Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия по реализации Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятого вследствие разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и передачей расходных полномочий последним, было разработано и внесено 13 законопроектов.

Кроме того, Комитетом были подготовлены проекты Обращение Народного Хурала Республики Бурятия: к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу обеспечения лекарственными средствами граждан, меры социальной поддержки которых отнесены к федеральному уровню; к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российская Федерация С.М.Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову об увеличении финансовой помощи из федерального бюджета в 2005 году.

Комитетом подготовлена также законодательная инициатива в части внесения изменения в статью 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Вышеназванный проект разработан депутатами Народного Хурала с целью увеличения пенсий по случаю потери кормильца, назначенных нетрудоспособным членам семей погибших или умерших вследствие военной травмы военнослужащих и пр.

В ходе работы над проектами законов проводились «круглые столы» с выездом в районы по их обсуждению. Вносимые в ходе обсуждения поправки учтены в принятых законах.

Комитет обеспечил рассмотрение и проработку 203 федеральных законопроектов. По многим из них в профильные комитеты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации были направлены соответствующие поправки после обобщения, по остальным Комитет согласился с необходимостью их принятия. Первостепенное значение придавалось законодательной поддержке различных слоев населения, нуждающихся в социальной защите.

Все принятые Законы находятся под постоянным контролем. Комитет в пределах своих полномочий осуществлял контрольные функции, проверяя ход выполнения принятых нормативных правовых актов, используя различные приемы и методы, с привлечением органов МСУ и СМИ.

Председатель Комитета принял участие в двух парламентских слушаниях, проводимых Комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам проведения единых государственных экзаменов в образовательных учреждениях Российской Федерации и по реализации законных прав и интересов граждан в соответствии с федеральным законом № 122-ФЗ.

Комитетом Народного Хурала по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды в 2005 году проведено 14 заседаний Комитета и 41 рабочее совещание, на которых соответственно было рассмотрено 142 и 41 вопросов.

В 2005 году по вопросам ведения Комитета было принято 10 республиканских законов и 48 постановлений Народного Хурала Республики Бурятия. К наиболее важным законам относятся следующие: «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 годы», «Об инвестиционной деятельности в Республике Бурятия», «О перечне видов имущества, необходимого для осуществления полномочий органов государственной власти Республики Бурятия, а также имущества, необходимого для обеспечения деятельности органов государственной власти Республики Бурятия, государственных гражданских служащих Республики Бурятия, работников государственных унитарных предприятий Республики Бурятия и работников государственных учреждений Республики Бурятия», «О государственных информационных ресурсах Республики Бурятия», «О порядке пользования недрами на участках недр местного значения, а также участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, в Республике Бурятия», «Об охране окружающей среды в Республике Бурятия», «Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия».

В целях приведения в соответствие с постановлениями Конституционного Суда Республики Бурятия Законом Республики Бурятия № 1276-III от 3 декабря 2005 года внесены изменения в Закон Республики Бурятия «О республиканских целевых программах». Признан утратившим силу Закон Республики Бурятия «Об установлении ответственности и применении финансовых санкций за нарушения нормативов по сохранности, эксплуатации и использованию жилищного фонда Республики Бурятия».

Депутаты Комитета принимали участие в парламентских слушаниях «Правовое обеспечение рационального, эффективного использования и охраны недр, «О состоянии российской экономики и мерах по законодательному обеспечению ее развития», «О проекте федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», проведенных в Государственной Думе и Совете Федерации Российской Федерации. А также участвовали в работе международной конференции на тему: «Нормативно-правовое обеспечение устойчивого развития регионов и программно-целевое планирование в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

За отчетный период Комитетом были проведены следующие мероприятия: Парламентские слушания и «круглый стол» на тему «О проекте закона Республики Бурятия «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 годы». Кроме этого Комитетом был проведен «круглый стол» на тему «Состояние и перспективы инвестиционной деятельности Республики Бурятия».


Работа Аппарата

Народного Хурала Республики Бурятия
В структуру Аппарата Народного Хурала Республики Бурятия в настоящее время входят три основных управления – Правовое, Информационно-аналитическое и Организационно-техническое.

Правовое управление. В 2005 году Правовым управлением было подготовлено 150 заключений по проектам законов и 117 по проектам постановлений Народного Хурала, представленными депутатами и комитетами Народного Хурала, а также другими субъектами права законодательной инициативы, по подготовленным предложениям и замечаниям к проектам федеральных законов, по действующим правовым актам Президента и Правительства Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия.
В компетенцию Правового управления входило визирование проектов правовых актов и правовых актов, принятых Народным Хуралом. В связи с этим за 2005 год Управлением было проверено и завизировано 97 проектов законов РБ, 94 принятых закона РБ, 352 проекта постановлений Народного Хурала, 346 принятых постановлений Народного Хурала.

Правовое управление принимало активное участие в процессе приведения законодательства Республики Бурятия в соответствие с федеральным законодательством. В 2005 году было подготовлено 13 отзывов на заявления органов Прокуратуры Республики Бурятия, других органов государственной власти Республики Бурятия и граждан в Верховный Суд Республики Бурятия, Конституционный Суд Республики Бурятия.

В отчетном году работники Управления принимали участие в рассмотрении 13 дел в Верховном Суде Республики Бурятия, Конституционном Суде Республики Бурятия и выступали представителями от Народного Хурала по 2 делам, связанным с трудовыми правоотношениями с участием Народного Хурала, рассматриваемыми у мирового судьи и районном суде.

Информационно-аналитическое управление. В течение2005 года Информационно-аналитическим управлением Народного Хурала в рамках осуществления информационно-справочного и аналитического сопровождения законопроектной работы комитетов и комиссий Народного Хурала Республики Бурятия было подготовлено 157 заключений на проекты законов и проекты постановлений Народного Хурала Республики Бурятия. Кроме того, в 2005 году Управлением систематически обобщалась информация об итогах проведения каждой из восьми сессий Народного Хурала, на основании чего готовился материал для официальных публикаций в СМИ.

В рамках обеспечения официальной публичной деятельности Председателя Народного Хурала и его заместителей Информационно-аналитическим управлением готовились тексты докладов и текстов выступлений различного уровня.

За отчетный год Управлением подготовлены аналитические материалы по следующим основным направлениям:

- сравнительный анализ бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетная политика в части формирования доходов регионального и местного бюджетов субъектов Российской Федерации, анализ расходов консолидированных бюджетов субъектов, совершенствование бюджетного процесса в Республике Бурятия и т.п.;

- анализ реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия за 2002-2004 годы и экономическое развитие Республики Бурятия в 2004 году;

- анализ реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия за 2005-2007 годы и экономическое развитие Республики Бурятия в 2005 году;

- различные аспекты реформы местного самоуправления;

- анализ численности депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации;

- сравнительный анализ структуры законодательных органов субъектов Российской Федерации;

- анализ законодательной базы субъектов Российской Федерации в сфере регулирования правоотношений по формированию и реализации региональных целевых программ;

- анализ состояния экономики Республики Бурятия в 2005 году в соответствии с утвержденной моделью экономики в рамках Программы СЭР Республики Бурятия на 2005-2007 годы;

- анализ динамики численности работников органов государственной власти Республики Бурятия за 2004-2005 годы.

Кроме вышеперечисленных направлений, Управлением подготовлен ряд аналитических материалов по таким вопросам как «Избирательные системы субъектов Российской Федерации», «Статус главы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации», «Административные комиссии в субъектах Российской Федерации», «Теоретические аспекты законодательной деятельности парламента», «Методология разработки целевых программ по материалам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации», «Сравнительный анализ бюджетов Республики Бурятия, Читинской и Иркутской областей на 2004 год» и др.

Информационно-аналитическим управлением регулярно выпускается «Информационный вестник Народного Хурала Республики Бурятия», размещается информация на web-страницах Народного Хурала и Председателя Народного Хурала, а также аналитические справки по актуальным социально-экономическим вопросам.

Систематически осуществляется работа по переводу документации на иностранном языке, в частности материалов, размещенных в Информационном бюллетене Конгресса местных и региональных органов власти Совета Европы.

В течение года Управление совместно с парламентским сектором Национальной библиотеки Республики Бурятия проводило библиотечное обслуживание депутатов Народного Хурала Республики Бурятия, их помощников, сотрудников Аппарата Народного Хурала.



Организационно-техническое управление. В течение 2005 года. Организационно-техническое управление Народного Хурала осуществляло организационное и документационное обеспечение заседаний Совета и сессий Народного Хурала, техническую и информационную поддержку электронной системы проведения заседаний Народного Хурала; координировало формирование планов работы Народного Хурала (еженедельных, ежемесячных, годового) и Программы законопроектной работы Народного Хурала на 2006 год; проводило анализ выполнения планов и Программы законопроектной работы на 2005 год. Управление осуществляло документационное обеспечение работы Народного Хурала (регистрация, оформление, тиражирование и рассылка документации, поступающей в Народный Хурал, а также материалов, подготовленных к заседаниям Совета и сессий Народного Хурала), контроль и учет документов, находящихся в работе во всех структурных подразделениях Народного Хурала. В рамках организации контроля за подготовкой материалов сессий Народного Хурала Организационно-техническим управлением еженедельно составлялась информационная справка в табличной форме с указанием сроков поступления законопроектов в Народный Хурал, сроков подготовки заключений комитетами и управлениями и т.п. Информация о выполнении планов работы, подготовке материалов сессии Народного Хурала и невыполнении в срок контрольных документов еженедельно доводилась до сведения руководства Народного Хурала.

В 2005 году специалисты организационного отдела Организационно-технического управления оказывали постоянное содействие деятельности рабочих органов Народного Хурала – Комиссии Народного Хурала по мандатам и депутатской этике, Комиссии по Регламенту Народного Хурала, Комиссии по контролю за электронной системой голосования и Секретариата.

Организационным отделом Управления в течение года осуществлялся обмен информацией с представительными органами местного самоуправления в Республике Бурятия, оказывалась методическая и консультационная помощь.

В 2005 году Организационно-техническое управление принимало участие в формировании «Информационного вестника Народного Хурала Республики Бурятия»: вело рубрику «Хроника Народного Хурала Республики Бурятия», представляло информацию о проведении заседаний Советов Народного Хурала, готовило иные информационные справки.

В 2005 году Управление в рамках постоянно действующего семинара организовывало учебу депутатов и служащих Аппарата Народного Хурала по плану, сформированному в соответствии с предложениями комитетов и управлений Народного Хурала.
Работа Пресс-службы Народного Хурала
В 2005 году пресс-центр работал над выполнением задач, связанных с информационным обеспечением законотворческой и представительской деятельности Народного Хурала Республики Бурятия, взаимодействием с республиканскими средствами массовой информации в целях полного и объективного освещения деятельности республиканского парламента, организацией работы с парламентскими корреспондентами, разовой аккредитацией журналистов, приглашаемых на мероприятия, проводимые Народным Хуралом Республики Бурятия.

Пресс-центр в течение года занимался подготовкой официальных сообщений о событиях, происходящих в Народном Хурале Республики Бурятия или с участием его руководителей, оказывал содействие журналистам в подготовке к печати и эфиру материалов о деятельности Народного Хурала Республики Бурятия, комментариев к законам, постановлениям парламента и иных материалов. Фактически за 2005 год пресс-центром подготовлено 52 обзора прессы, по которым еженедельно на планерном совещании заслушивался доклад, а начиная с сентября 2005 года – еженедельный письменный обзор прессы для руководства и комитетов Народного Хурала Республики Бурятия.

В целом за год в этих обзорах отражено 985 материалов (статей, очерков, упоминаний и ссылок на парламент, телевизионных передач и радиоэфиров), что в среднем в неделю составляет 19 материалов. Во время сессий Народного Хурала Республики Бурятия и других мероприятий среднее количество публикаций доходит до 28-30 в неделю. В основном эти материалы носят информационный характер (до 75 процентов), официальные материалы имеют удельный вес в общем объеме публикаций до 23 процентов и в основном публикуются в газетах «Бурятия» и «Буряад унэн».

На БГТРК (телевидение) ежемесячно проводятся передачи «В Народном Хурале Республики Бурятия», где выступают руководители, представители комитетов и комиссий республиканского парламента, отдельные депутаты. Всего за 2005 год прошло 9 выступлений на русском и 5 выступлений на бурятском языке. На республиканском радио прошло 41 передача, в том числе 17 на бурятском языке. Кроме того, по республиканскому телевидению и радио постоянно размещаются в новостной ленте материалы о сессиях, заседаниях Совета Народного Хурала Республики Бурятия, а также о мероприятиях, проводимых в республиканском парламенте («круглые столы», парламентские и публичные слушания, выездные заседания комитетов и комиссий). Также Народный Хурал Республики Бурятия сотрудничает с ТРК «Ариг Ус», где прошли «прямые эфиры» с депутатами Народного Хурала – 7 передач, на канале «Тивиком» - 5 выступлений.

Пресс-центром готовятся информационные материалы, пресс-релизы к сессиям и заседаниям Совета Народного Хурала, которыми пользуются такие издания, как «Информ полис», «Молодежь Бурятии», «Правда Бурятии», «Номер один», «Центральная», «Пятница», а также региональные приложения газет «Аргументы и факты», МК в Бурятии».

В официальной газете «Бурятия» и «Буряад унэн» публикуются планы работы Народного Хурала Республики Бурятия, официальные итоги сессий Народного Хурала Республики Бурятия, подготовленные информационно-аналитическим управлением, материалы пресс-центра, подготовленные по итогам заседаний комитетов, рабочих совещаний Народного Хурала, также материалы о работе комитетов, отдельных депутатов республиканского парламента. Объем материалов, подготовленных самим пресс-центром, в общем объеме публикуемых материалов составляет одну треть.

Недостатком работы пресс-центра можно назвать то, что в смете расходов Народного Хурала Республики Бурятия нет отдельной строки «Освещение деятельности Народного Хурала РБ», хотя предложение пресс-центра об этом было передано в Управление Делами Народного Хурала Республики Бурятия. Из-за этого нет возможности заключения договоров на информационное обслуживание со всеми республиканскими и районными средствами массовой информации.

В целом работа пресс-центра проводилась на плановой основе, в тесной взаимосвязи со специалистами комитетов и других подразделений парламента, с самими депутатами и их помощниками.


Организация учебы, повышение квалификации

и переподготовка кадров
В 2005 году Народный Хурал Республики Бурятия проводил целенаправленную работу по повышению квалификации и переподготовке кадров.

В истекшем году в академиях государственной службы прошли профессиональную переподготовку заместитель Председателя Народного Хурала Калашников И.И., и ведущий специалист Организационно-технического управления Бюраева М.Г. Продолжают профессиональную переподготовку ряд депутатов и специалистов Народного Хурала Республики Бурятия. В отчетном году повысили квалификацию четыре сотрудника Аппарата Народного Хурала и два сотрудника получили второе высшее образование.

Председатель Комитета по социальной политике Мезенин С.Г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Поступили в аспирантуру и продолжают обучение два сотрудника Аппарата Народного Хурала.

В течение года в Народном Хурале проводилось обучение депутатов, работающих на постоянной основе, и служащих Аппарата Народного Хурала по программе постоянно действующего семинара для государственных служащих.


Работа Приемной Народного Хурала Республики Бурятия

по обращением граждан

Приемная Народного Хурала Республики Бурятия по обращениям граждан в 2005 году организовывала прием граждан по личным вопросам, проводимый Председателем Народного Хурала Республики Бурятия, его заместителями, председателями комитетов Народного Хурала Республики Бурятия в соответствии с утвержденным графиком.

В отчетном году Комитетом по бюджету, налогам, финансам и банкам рассмотрено 134 заявления; Комитетом по государственному устройству, местному самоуправлению и законности – 32; Комитетом по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку – 133; Комитетом по социальной политике - 689; Комитетом по международным и региональным связям, национальным вопросам, делам общественных организаций и религиозных объединений –78; Комитетом по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды – 172.

На все обращения граждан были даны ответы, устные разъяснения, многие из них решены оперативно или находятся на стадии исполнения.

За 2005 год на имя Председателя Народного Хурала Республики Бурятия и его заместителей поступило 211 письменных заявлений, писем и жалоб от граждан, коллективов и общественных организаций, а на личном приеме у них побывало 75 человек. Помимо того, 85 человек обратились по личным вопросам непосредственно к Председателю Народного Хурала Республики Бурятия.

Значительная часть обращений граждан в Народный Хурал Республики Бурятия касается вопросов улучшения жилищных условий, выделения земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов – всего обратилось 106 человек (28,6% от общего количества поступивших обращений); 63 человека (17%) обратились по вопросам социального обеспечения; 44 человека (12%) обратились по вопросам оказания финансовой помощи; 26 человек (7%) – по вопросам образования; 22 человека (6%) – по вопросам здравоохранения.

Авторами большинства обращений являются пенсионеры, инвалиды, их общественные организации, граждане из малообеспеченных семей, работники бюджетной сферы, что в значительной степени определило преобладание обращений по социальным проблемам (70% от общего количества поступивших обращений). Около 77% корреспонденций за истекший год получено от жителей от города Улан-Удэ.

По результатам рассмотрения обращений заявления граждан по вопросам улучшения жилищных условий направлены в Правительство Республики Бурятия, Администрацию города Улан-Удэ и Администрации сельских районов Республики Бурятия.



Много обращений продолжают поступать от осужденных, под следственных и их родственников о пересмотре уголовных дел. Все эти вопросы передаются на рассмотрение в Прокуратуру Республики Бурятия и Верховный Суд Республики Бурятия.



ч. 1