Выполнили: Прудникова Марина, Юликова Женя, Толочко Даша 7 «Б» класс

ч. 1 ч. 2


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

№887 ЗОУО ДО г.МОСКВЫ


Прелесть и загадочность болот

(межпредметный проект с элементами исследования)




Выполнили:

Прудникова Марина, Юликова Женя, Толочко Даша

7 «Б» класс

Научные руководители:

Пичурина Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы ,

Афанасьева Галина Викторовна, учитель географии

ГБОУ СОШ №887




2011/2012 учебный год

г. Москва





«Таинственный, своеобразный Рай,

Где в теплых кочках по колено тонешь,

Как в материнских ласковых ладонях:

Ранимый и любимый, дивный край!


Когда в начале лета все в цвету:

Кусты брусники, клюквы и морошки –

Зайдите ненароком – не с лукошком,

Но подглядеть иную красоту!»

Н. Манацков

Читая сказку-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»[1], я задумалась: почему автор отправляет своих маленьких героев в такое страшное и очень опасное путешествие – на болото собирать клюкву?

Размышляя над этим вопросом, я поняла, что, отправляя детей на Блудово болото собирать кислую ягоду, автор показывает юным читателям всю прелесть и загадочность болот. У многих людей, особенно городских жителей, устоялось мнение, что болото – это водоем с зеленой, не очень приятно пахнущей водой, который таит в себе опасность. Автор показывает, что на самом деле болото – это не только «участок суши с избытком влаги», но место необыкновенной красоты, несущее много пользы для человека и являющееся настоящим домом для многих растений, животных, птиц. Также это необычное место стало для детей проверкой на прочность.

Н.Манацков в своей «Оде болотам» пишет:

«Но мрачное величие болот –

Лишь видимость. Какую-то загадку

Таят их привкус приторный и сладкий,

И этот близкий низкий небосвод».

Нам, семиклассникам, сугубо городским жителям, стало интересно самим разгадать загадку «мрачного величия» болот.


Болото в мифологии, фольклоре

«А с ними – тьмы мутантов всех мастей:

От Леших до Кикимор…

Наверное, отсюда и идет

Молва людская и дурная слава…

Как о местах нечистых, жутких нравах,

Царящих в акваториях болот…»

Н. Манацков


Болота во все времена и притягивали, и пугали человека. Притягивали своей тайной и внушали страх опасностями, что подстерегают оказавшегося в их власти человека. Поэтому, наверное, и сохранилось много легенд и преданий, поверий, былин, а подчас и небылиц о болотах и его обитателях, о знахарях и древних обрядах.

Кельты называли болота «вратами духов» - там, где кажущаяся твердой почва мгновенно уходит из-под ног, открываются врата в мир духов природы. Поэтому кельты почитали болота и приходили туда с жертвенными дарами.



Славяне считали, что у болота есть свой дух-хранитель, хозяин, называли его Болотняником. Это он пугает идущих через болото резкими звуками, вздохами, громкими причмокиваниями. Это он заманивает в трясину самоуверенных и беспечных и, наоборот, показывает безопасную тропу тем, кто относится к природе с почтением.

У Болотняника множество соседей. Это и Водяные, повелители вод, и Лешие, и Кикиморы. Болото наделяет невиданной силой своих исконных обитателей.



Леший  хозяин леса. Частый персонаж русских сказок. Другие названия: лесовик, лесник, лешак. Место жительства духа — глухая лесная чащоба, но иногда и пустырь. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто его хозяйству не навредил. К хорошим людям относится по-доброму, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет. В деревнях существовало поверье, что если случается большое "переселение" животных — то это один леший другому проиграл их и теперь перегоняет в другой лес. Страх — страхом, но с лешим можно договориться. Например, охотники и те, кто ходит лесными дорогами, заключают "договор" с лешим, чтобы дичь шла в силки, тропа не плутала, и никто не пугал ночами во время сна. У лешего можно и просто попросить: если он не озлоблен, то он и к грибному месту выведет, и дорогу найти поможет. На поклон лесному хозяину приносят краюху хлеба или блины.

Кикимора – злой болотный дух в славянской мифологии. Кикимора болотная живет в болоте. Любит  наряжаться в меха  из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко,  ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Маленькая женщина ворует маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину, где может замучить их до смерти. 

С древних пор людей пугало ночное свечение на болотах. Из-за характерного расположения огоньков – на высоте человеческой руки – их называют «свечами покойников». Считается, что увидевший их получил предупреждение о скорой смерти, а несут их пришельцы с того света. В Германии говорили, что огоньки на болоте – это призраки тех, кто украл землю у соседей – в наказание их души бродят в поисках твердой земли. Финны называли их «льеккьо» и верили, что это души детей, захороненных в лесу. В Северной Европе считали, что огоньки на болоте – духи древних воинов, охраняющих клады. По английским поверьям эти блуждающие огоньки пытаются завлечь человека в болото или другое опасное место.




Этот элемент фольклора хорошо показан в фильме «Властелин колец», когда хоббиты идут по болотам. Получается, что лучше, конечно, от этих огоньков держаться подальше, но тогда, к сожалению, вряд ли кто-то сумеет разгадать их тайну.

Многовековое соседство человека с зыбким, ненадежным и обманчивым пространством топей и болот привело к тому, что народ выработал большой арсенал «средств защиты» от коварных обитателей этого пространства. В частности, даже в наши дни знающие люди не ходят в такие гиблые места без того, чтобы не захватить с собой какой-либо металлический предмет.


Тому, кто шел на болота, у староверов было принято сыпать в правый карман горсть земли, взятой у порога родного дома. Не выносит болотная нечисть и креста, крепко зажатого в правой ладони, а также молитвы. От этого таинственные обитатели топей тут же исчезают или с визгом проваливаются в трясину, не успев навести свои злобные чары.
Спасительной для путника, которого начинают морочить хозяева болот, может стать фраза «Чур меня!». По древним поверьям, она призовет на помощь человеку души умерших предков, лучше нас знавших, как вести себя с таинственными силами природы.

    Конечно, всем этим необычным явлениям ученые находят вполне научные объяснения.

Действительно, в тёплые тёмные ночи на болотах наблюдается свечение бледно-голубоватых, слабо мерцающих огоньков, выписывающих сложную траекторию. Физическую и химическую природу таких явлений объясняют спонтанным возгоранием выделяющегося из болота метана (болотного газа), светом гнилушек (гниющих растений), фосфоресцирующих организмов, радиоактивных минеральных осадков, и другими причинами.
Попытки имитации типичных характеристик блуждающих огней путём создания искусственных болот и поджигания выделившегося метана провалились. Имеется версия, что эти блуждающие огоньки — результат взаимодействия фосфористого водорода и метана. Фосфорные соединения, входящие в состав трупов животных и человека, под действием грунтовых вод разлагаются с образованием фосфористого водорода. При рыхлой насыпи над могилой или небольшом слое воды в болоте газ, выйдя на поверхность, воспламеняется от паров жидкого фосфористого водорода.

Вздохи, «причмокивания» и резкие звуки, приписываемые болотняникам и кикиморам, объясняются выходом газов из-под воды или звуками, издаваемыми животными и птицами, населяющими болота.



Болота в образах культур (в литературе, кино, музыке)
Болото – уникальный феномен, в котором пересекаются интересы культуры и природы. Болота изучают географы, биологи, экологи, искусствоведы, филологи, специалисты в области пожарной безопасности и торфоразработок.

Конечно, все, что связано с чудесами и ужасами болот мы обязательно встретим на страницах русских народных и зарубежных сказок. Болото же – всегда символ опасности и закрытая территория для человека. Недаром именно в болоте Кощей Бессмертный спрятал Царевну – лягушку из одноименной сказки в надежде, что уж там-то ее точно никто не найдет[2]. Из сказки Г-Х. Андерсена «Дочь болотного царя»[3] мы узнаем, какой непростой характер передал своей дочке болотный владыка. Наверное, поэтому сварливую, занудливую женщину, которая вечно всем недовольна, в обиходе называют кикиморой.

Лешие и Кикиморы становятся персонажами художественных фильмов, мультфильмов. Злой, сварливой показана кикимора в фильме А.Роу «Золотые рога» (1972 г.). А вот Леший (Чудище-снежище), герой мультфильма «Новогодняя сказка», дарит детям новогоднюю елку, так как маленькая девочка сумела подружиться с хозяином леса.

В 1909 году 12 декабря в зале Дворянского собрания в Петербурге состоялось первое исполнение пьесы «Кикимора» А. Лядова. Творчество А. Лядова невелико по объему, но трех оркестровых миниатюр по мотивам русских сказок и «Восьми русских народных песен» для оркестра оказалось достаточно, чтобы прославить его имя.

Сюжеты из русских сказок неоднократно использовались русскими композиторами в музыкальных произведениях. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин и другие черпали из этого нескончаемого источника свое вдохновение и воплощали в музыке свои версии сказаний, легенд

А.К. Лядов (1855-1914) и мифов. Кикимора для Лядова уже не первый

сказочный персонаж. Несколько лет назад он пообщался через свою музыку с Бабой-Ягой, а теперь еще один персонаж потребовал от автора своего воплощения.

Предписанная Лядовым в партитуре литературная программа гласит: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн – говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра и до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит Кикимора на весь люд честной».[4]

Когда у произведения есть выписанная программа, то, казалось бы, все ясно. Слушай себе да сопоставляй. Вот в «Кикиморе» сразу понятно, где царство кудесника в каменных горах (медленное вступление, проходящее в басах), где колыбельная кота-баюна (глубоко национальная по интонациям мелодия, почти настоящая колыбельная песня - мелодия у гобоя), где хрустальная колыбелька – тема челесты, а где прыжки и свист самой кикиморы (форшлаг у деревянных духовых)... Это, действительно, сразу слышно.

Но, как всегда, в музыке не все так однозначно и прямо.

Вот, например, в «Сказании Русского народа» в пересказе И.П.Сахарова сказано, что живет Кикимора у кудесника (то есть волшебника) в горах, то есть за каменной стеной. Кот-баюн (добрейшее сказочное существо) говорит Кикиморе сказки заморские да качает ее в хрустальной колыбели. То есть оберегает ее от всех невзгод. А чего же это она, спрашивается, тогда выросла такая злая? Да и не выросла толком за семь лет. Маленькая и тощая осталась. Да и головка мала, а значит, ума-то и нет. Недаром она и пряжу прясть не может: все прыгает, да скачет... Жалкое существо. Чего ее бояться полнокровным русским красавицам и богатырям? Неувязочка...

Академик Сахаров пересказал только одну версию народного поверья, а их, как обычно, несколько. В каждой области России – свой вариант сказки. Оказывается, бывает и добрая Кикимора, которая не мешает хозяйке прясть и ткать, а, наоборот, помогает. И посуду помоет, и дитя успокоит. Пугает она только ленивых хозяек и капризных детей. К тому же, ее можно приручить.

А как же она попала из царства каменных гор к людям? Кто ее звал-то?

Еще один вариант поверья гласит о том, что в кикимор превращаются девочки, проклятые матерью в младенчестве или в утробе. В древности считалось, что таких младенцев уносит нечистая сила и через семь лет они превращаются в кикимор.

Считалось, что кикимора невидима и обнаруживает себя своими проделками – трещит, пищит, бьет посуду, рвет нитки, путает клубки, в общем, проказничает, как только может, но настоящего вреда причинить не в состоянии, пугает только, да с толку сбивает. Она, как и многие другие персонажи нечистой силы, обладает способностью стремительно передвигаться с места на место, исчезать и снова появляться. Кроме того, она «далеко видит, не стареет, все знает...»

Так вот, не звал-то ее ни кто, но возвращается она в тот дом, где и появилась на свет, в виде наказания за мысли недобрые.

Сахаров рисует нам Кикимору злобную («зло держит Кикимора на весь люд честной»). А какое настроение мы слышим в музыке? Это страх, зло, или шаловливая проказница? Какой характер кикиморы нарисовал автор?

Такие вопросы мы задали своим одноклассникам, попросив прослушать пьесу А. Лядова. Вот такие ответы мы получили.



Темнота. В лесу слышно гудение старых деревьев. В самой глубине этой мрачной чащи есть болото, в котором живёт кикимора. Кроме неё здесь ни души. Кикиморе очень скучно сидеть одной в трясине, заросшей камышом, и она решила из неё выбраться.

Две обычные молодые деревенские девушки пошли в лес по грибы да ягоды. И так увлеклись всей красотой природы, этими цветочками, этим пением птиц, что не заметили, что забрели в ту самую глубь леса. Они идут, и постепенно на их глазах всё темнеет и тускнеет.

Где-то среди кустарников их поджидает кикимора. Вдруг девушка зацепилась ногой за колючку, а на вторую, откуда ни возьмись, выпрыгнула кикимора. Девушки в испуге бросились бежать. Они мчались вдоль всей чащи, спотыкаясь и падая, но одна из них заблудилась, а другой удалось выбраться из злосчастной чащи.

Когда та добралась до деревни, то сразу рассказала хлопцам о случившемся. Парни очень удивились и даже немного не поверили её рассказу, но, чтобы сохранить репутацию свою, они просто не могли не помочь. А в то время кикимора захватила девушку вторую, разговаривая с ней о её будущем, что тоже превратится в кикимору, а девушка с кляпом во рту ничего возразить не может. Кикимора разговаривала с ней да приглядывала, не идёт ли кто-нибудь.

Хлопцы долго плутали, так как злая кикимора запутывала следы. Вечерело. Молодцам наконец удалось добраться до убежища кикиморы. Парни хотели договориться с кикиморой, по-хорошему, но та настаивала на своём. Пришлось им силу применить, но кикимора всё равно не сдавалась. Уж очень не хотелось ей жить одной в этом болоте. Но сила молодецкая была сильнее волшебных чар кикиморы, и хлопцам удалось загнать её в болото и освободить бедную девушку. Кикиморы и след простыл.

(Терехова Маша)
 

Первые же звуки предвещают загадочное и таинственное. Картина дремучего леса. Не видно ни одного живого существа, но постоянно чувствуется чье-то присутствие. Вдруг из-за стволов выглядывает какое-то странное создание. Это - кикимора. Выглядывает и снова прячется в лесной чаще. Лес по-прежнему полон таинственных звуков. Видимо, кикимора нашла себе жертву и теперь гонится за ней, так как темп музыки ускоряется. Вот жертва настигнута, слышится предсмертный стон. И снова мы видим кикимору, но лишь мгновение. Она опять загадочно исчезает.

(Балакирева Лена)

Герои многих художественных фильмов и мультфильмов так или иначе связаны с болотом. Шрек (герой одноименного диснеевского мультфильма) на болоте проживает, так как не хочет ни с кем общаться (в начале м/ф), он знает, что на болото никто не сунется.

Герои книги Дж.Р.Р.Толкиена отправляются в путь через Мертвые болота. [5]

Там, глубоко-глубоко под водой, они видят « угрюмые, злые, благородные, печальные, гордые и печальные лица умерших воинов с водорослями в их серебряных волосах» и наталкиваются на светящиеся шары.


Горлум объясняет так их появление:

— Да, да, — согласился Горлум. — Мертвые болота. Здесь была великая битва давным-давно. Высокие люди с длинными мечами, и ужасные эльфы, и кричащие орки. Они дни и ночи сражались на долине перед Черными Воротами. С тех пор вот здесь выросли болота, поглотившие их могилы.

Также Горлум запрещает смотреть на светящиеся шары:



- Да, — сказал Горлум. — Передвигайтесь, но медленно, очень медленно. Очень осторожно! Или хоббиты присоединятся к мертвецам и зажгут свои маленькие светильники. Не смотрите на огни!


Страшные события, связанные с Девонширскими болотами, разворачиваются на страницах детективной повести А.Конан Дойля «Собака Баскервилей» из серии произведений о Шерлоке Холмсе.[6] Один из главных героев этой повести — легендарная призрачная собака, якобы преследующая род Баскервилей. В роду Баскервилей, издавна живших в родовом поместье Баскервиль-Холл вблизи Гримпенской трясины, обширной сильно заболоченной местности, — из поколения в поколение передаётся семейная легенда о призрачной собаке, которая преследует всех Баскервилей на болотах Гримпенской трясины по ночам. Согласно легенде, впервые призрак появился для того, чтобы покарать одного из Баскервилей — беспутного Хьюго, жившего в XVII веке, и с тех пор он периодически напоминает о себе загадочными смертями представителей рода Баскервилей. Призрак описывается в легенде как гигантская собака чёрного окраса со светящимися глазами и пастью.

Легенды и предания о страшных чудовищах, живущих на болотах, ходили в Британии с давних времен. Самое известное подобное привидение - "Черная собака", о которой содержится множество упоминаний в книге "Фольклор графств Англии". «Черная собака» считалась предвестником смерти.
Если истории о "Черной собаке" кажутся нам мистическими, то легенда о девонширской бестии уже имеет реальные корни и, возможно, самое рациональное объяснение. Как мы помним, у Конан Дойля страшная, светящаяся в темноте собака не имела отношение к призракам, а была "создана" мистером Стэплтоном. Не менее логично можно объяснить появление странного существа на торфяных болотах графства Девоншир...
Когда Конан Дойл писал "Собаку Баскервилей", то он опирался на старинные легенды, услышанные от местных жителей. Согласно преданиям, чудовище на болотах Девоншира появилось в незапамятные времена. Это был огромный зверь, пугавший местных жителей своим видом и страшным ревом.
Это описание соответствует рассказам жителей местечек Дортмур и Эксмур графства Девоншир о странном звере, прозванном "Бестией Эксмура" и существующем до сих пор.
Еще в Средние века люди утверждали, что видели на торфяных болотах огромное животное, похожее то ли на собаку, то ли на пантеру. Следы чудовища походили на отпечатки лап огромной собаки. В конце ХХ века сообщения о загадочном звере продолжали появляться. Но "Бестия Эксмура" охотилась вовсе не за несчастным Генри Баскервилем, а нападала на окрестные фермы - сотни овец находили растерзанными со следами огромных зубов. На месте преступления не раз обнаруживали клочки черной шерсти. Экспертиза показала, что это... шерсть крупного кошачьего, возможно, рыси! Один из местных жителей однажды успел сфотографировать загадочного зверя. Снимок был не очень четким, но на нем можно было разглядеть животное, напоминающее леопарда.
Все эти факты поставили в тупик зоологов - крупные кошачьи в Англии не встречаются. И вот в конце 80-х в печати появилось сообщение, что загадка "Бестии Эксмура" решена. Охотники застрелили на торфяных болотах огромного бенгальского кота, загадочным образом попавшего сюда из Индии. Была выдвинута версия, что хищник сбежал из какого-нибудь частного зверинца и именно он терроризировал несчастных жителей Девоншира. Но в этой версии имелись определенные неувязки. Во-первых, не было объяснений того, кто же пугал людей еще в Средние века, а во-вторых, бенгальский кот не может убить взрослого барана.
В начале 90-х годов на болотах Девоншира был найден череп крупного хищника. За столетия он успел разрушиться, и определить достоверно, кому именно он принадлежит, не удалось. Но находка явственно показывает, что средневековые легенды не являются вымыслом - в Англии действительно с давних времен обитает некое загадочное существо, которое пугает народ своим страшным видом и создает почву для легенд и мифов, в том числе и о собаке Баскервилей...

Стэплтон, главный знаток Девонширских болот (и главный злодей повести «Собака Баскервилей»), считает эти места замечательными:



- Замечательные здесь места! Эти болота никогда вам не примелькаются. А сколько тайн они хранят - бескрайние, пустынные, загадочные!

Стэплтон же рассказывает об уникальных бабочках, которых можно найти только в этих местах, о поселениях древних людей, чьи жилища очень хорошо сохранились, о том, кто может издавать те ужасные звуки, которых так боятся все местные жители:

« - Стойте! - крикнул я. - Что это?

Негромкий, протяжный и невыразимо тоскливый вой пронесся над

болотами. Воздух наполнился им, но откуда он шел, определить было

невозможно. Начавшись с невнятного стона, этот звук постепенно перешел в глухой рев и опять сник до щемящего сердце стенания. Стэплтон как-то

странно посмотрел на меня.

- Таинственные места эти болота, - сказал он.

- Что это такое?

- Фермеры говорят, что так воет собака Баскервилей, когда ищет свою

жертву. Мне и раньше приходилось ее слышать, но сегодня что-то уж очень

громко.

- Вы же образованный человек, вас такой чепухой не проведешь, -

сказал я. - Как вы объясняете этот вой?

- Трясина иной раз издает очень странные звуки. То ли это ил оседает,

то ли вода поднимается на поверхность, то ли еще что, кто знает?

- Нет, нет! Это был голос живого существа.

- Может быть. Вам никогда не приходилось слышать, как кричит выпь?

- Нет, не приходилось.

- В Англии эта птица попадается теперь очень редко, в сущности, она

почти вымерла, но на таких болотах все возможно. Я бы нисколько не

удивился, если б оказалось, что до нас донесся голос одной из последних

представительниц этого вида».





Кадры из фильма «Собака Баскервилей» ( «Ленфильм», реж. Игорь Масленников. 1981.)

На этих самых болотах, в самом сардце Гримпенской трясины, погибает Степлтон. Даже он, знаток болот, в спешке не находит правильную дорогу.
Мы пришли к выводу, что в массовой литературе используются, прежде всего, имеющие сказочно-мифологическое происхождение свойства болота как переходного, двойственного и опасного пространства, пограничного между «своим» и «чужим» мирами, миром живых и мертвых; это позволяет создавать важную для жанра фантастики и детектива атмосферу таинственности и способствует созданию эффекта напряженности сюжетной интриги. В жанре детектива суеверный страх перед чертовщиной, творящейся на болоте, используется преступником в его коварных замыслах и является способом создания ложного хода мысли для героев - «простаков» и на каком-то этапе читателя.
Через болото приходится идти девушкам-зенитчицам, героиням повести Б.Васильева «А зори здесь тихие».[7] Эту повесть можно считать эталоном правдивого отражения событий военных дней. Пять девушек во главе со старшиной Васковым должны перехватить диверсантов. Все они погибают в неравном бою. Одна из них, Лиза Бричкина, тонет в болоте, по которому шла за подмогой. Именно ее послал старшина Васков, так как Лиза, уроженка Брянщины, знала, как вести себя на болоте. К сожалению, она не дошла…



Елена Драпеко, исполнительница роли Лизы Бричкино вспоминает, как проходили съемки:



Играла я эпизод гибели в болоте без дублера. Сначала Ростоцкий (режиссер фильма) попробовал что-то снять издали, не со мной. Получилось то, что мы называем «липой». Зритель просто не поверил бы нам. Решили снимать «вживую», в настоящем болоте, чтобы стало страшно. Заложили динамит, рванули, образовали воронку. В эту воронку стеклась жидкая грязь, которую на Севере называют дрыгвой. Вот в эту воронку я и прыгала. У нас с режиссером была договоренность, что когда я с криком «А-а-а!..» ухожу под воду, то сижу там, пока хватит воздуха в легких. Потом должна была показать руки из воды, и меня вытаскивали. Второй дубль. Я скрылась под дрыгвой*. Объем моих легких оказался достаточно большим. Да еще я понимала, что болото должно сомкнуться надо мной, устояться, затихнуть… Я с каждым движением все углубляла и углубляла дно своими сапожищами. И когда я подняла руки вверх, их с площадки не увидели. Меня полностью, как говорят, «с ручками» скрыло болото. На съемочной площадке начали беспокоиться. Один из помощников оператора, который считал затраченные метры пленки и время, заметил, что я должна бы уже как-то проявить себя, да что-то долго не появляюсь. Он закричал: «Похоже, что мы и в самом деле ее утопили!..» На болото набросали деревянные щиты, по этим щитам ребята доползли до воронки, нашли меня и вытащили, как репку из грядки. В Карелии ведь вечная мерзлота. Болото-то оно болото, но вода только на двадцать сантиметров прогревалась, а потом начиналась ледяная крошка. Ощущение, я вам скажу, не из приятных. Каждый раз, после очередного дубля, меня мыли и сушили. Из холода — да под горячую воду. Немного отдыха, и — новый дубль. Теперь, насколько я знаю, из Петрозаводска экскурсионным автобусом возят туристов на болото, где тонула Лиза Бричкина.

О тяготах военных будней говорит А.Твардовский в поэме «Василий Теркин».[8] Одна из глав посвящена бою в болоте. Мы видим, как идет бой:





Где в трясине, в ржавой каше,

Безответно – в счет, не в счет-

Шли, ползли, лежали наши

Днем и ночью напролет…

Где брели бойцы понуро,

И, скользнув с бревна в ночи,

Артиллерия тонула,

Увязали тягачи.

*Дрыгва – трясина (белорусск.)





Бой в лесу, в кустах, в болоте, Где война стелила путь...

И хотя балагур Теркин рад, что находится «в своем болоте», мы-то понимаем, какие тяготы пришлось преодолеть бойцам армии, сражаясь в условиях болота. Командующий артиллерией Калининского фронта генерал-полковник Н. М. Хлебников так вспоминал о боях, проходивших севернее Ржева: «Кто наступал тогда в низинах и болотах под Ржевом, вряд ли забудет эти дни. Вода льет потоками сверху, вода пробивается снизу, моментально заполняя свежевырытые окопы. Поддержать нашу пехоту было нечем потому, что танки и артиллерия не смогли одолеть бездорожья и отстали. Настланные саперами дороги-лежневки под тяжестью транспорта и орудий на полметра и более уходили в раскисшую землю. Артиллеристы впрягали до десятка лошадей, чтобы вытащить увязшие в грязи пушки. Но и лошади тонули, и подчас их самих приходилось вытаскивать веревками. Танки, застрявшие в грязи, в болотах и ручьях сжигались вражеской артиллерией. Особенно уязвимыми оказались танки, полученные от союзников». [9]



Обрыньба Н.И. Несут раненого через болото. 1943.


Кладовая, но не только солнца... Мумифицирующее действие болот.
«Полюби эту вечность болот:

Никогда не иссякнет их мощь».

А.Блок.

Болота являются для нас поистине еще неоткрытой сокровищницей, откуда мы можем черпать сведения не только о прошлых ландшафтах, но и узнавать нашу историю. Эту историческую книгу можно читать бесконечно, страница за страницей, делая все новые открытия. То, что сохранилось в торфе, доходит до наших дней в первозданном виде. Но торфяники свидетельствуют не только об изменениях болотной растительности. С окружавших болото лесов ветер заносил споры произраставших там растений, и они также прекрасно сохранились в торфе. С помощью спорово-пыльцевого анализа можно восстановить картину всей растительности и воссоздать картину изменения климата за последние 10 тыс. лет.

Помимо остатков растений болота часто хранят и погребенные в их толще орудия труда и войны прошлого и даже останки хозяев этих орудий. Мох сфагнум и продукты его разложения, в том числе гумусовая кислота, вступая в реакцию с кальцием и азотом, делают человеческую плоть нетленной. Особенно много рассказывают об этом болота Европы, где человек поселился с незапамятных времен. Так, болота Шотландии хранят в себе остатки культуры первобытных людей, а в Британии был даже найден рыцарь в полных доспехах.

За последние 300 лет в заброшенных торфяных болотах Британии, Ирландии, Нидерландов, Германии и Дании были обнаружены хорошо сохранившиеся тела людей.

Одной из самых известных мумий является «Человек из Толлунда».


...В мае 1950 года два датских крестьянина копали землю в болотах Бьельдсковдаль, Ютландия, и наткнулись на труп. Они решили, что нашли школьника из Копенгагена, который за год до того пропал на болотах. Вызвали полицию. Разве могли они предположить, что нашли труп человека, умершего в IV веке до Рождества Христова?.. Веки "человека из Толлунда" были устало опущены, он словно спал. Болота сохранили даже его усы и бороду, а на ступнях были отчетливо видны порезы от ходьбы по острым камням. Причина смерти "человека из Толлунда" покрыта мраком (точнее, торфом), но исследования судебных медиков открыли немало интересных подробностей. Например, последнее, что он ел перед смертью, была каша из ячменя, дикого овса, гречихи, льняного семени и мари - всего около тридцати разных трав. Ботаники установили, в каких условиях он жил, а археологи уточнили его возраст.

Всего в болотах Европы за последние сто лет было обнаружено около 2000 мумий. Эти несчастные смогли кое-что поведать нам о нравах древней Северной Европы, которая до сегодняшнего дня оставалась для историков и археологов тайной за семью печатями.

Разгадать загадки древних болотных мумий ученым еще предстоит.
А в России в начале 2003 года нашла подтверждение легенда о смелом русском крестьянине Иване Сусанине, который завел польское войско в болото и тем самым спас Россию от разорения. У поселка Исупово Сусанинского района Костромской области, где столетие назад было болото, археологи обнаружили сотни человеческих останков и 40 нательных крестов, предположительно принадлежавших солдатам войска Речи Посполитой. Один из крестиков выполнен в традиции православной церкви. Такие нательные кресты изготавливались в XVI - XVII веках. К тому же крестик не целый, а состоит из осколков.

  Известно, что никто из польского отряда не остался в живых. Единственным документальным доказательством подвига Сусанина была грамота царя. В ней Михаил Федорович даровал зятю Сусанина Богдану Сабинину половину деревни Деревещи: "Ведая про нас, Сусанин терпел

невыносимые пытки, про нас не сказал и за то польскими и литовскими людьми был замучен досмерти". Так болото через несколько столетий выдало людям еще одну свою тайну.

Фаюстов М.В. Иван Сусанин. 2003 г.

Уникальную находку сделали поисковики из подмосковного Жуковского во время экспедиции в Смоленскую область. Там был обнаружен чудом сохранившийся боевой самолет времен Великой Отечественной войны. Кажется, уже никто не помнит и 10 часов блужданий по болотам, и несколько разведвылетов, и даже то, что навигатор просто вдруг перестал работать. Штурмовик Ил-2 - долгожданная находка. Теперь главная задача - все аккуратно извлечь из трясины и доставить на базу (ТВ РОССИЯ, Вести Москва, 9 ноября 2011).

Тем не менее, люди не спешат копаться в болотах, хотя археологи без колебаний вскрывают гробницы, захоронения, пирамиды, не боясь потревожить покой погребенных. Так почему они не занимаются изучением торфяных пластов, где их, без сомнения, ждало бы множество удивительных находок и открытий? Видимо, у людей в крови непреодолимый ужас перед болотами с их необычными пейзажами и необъяснимыми явлениями.


 

 

Болота в живописи и поэзии


«Что за овраги и болота! Боже, как хороша моя Родина!»

А.П.Чехов


«Когда придешь к божественным лесам, полям,

У сонной речки ли – без версий-

Замрет в груди и ёкнет гулко сердце

Так, словно ты войдешь в забытый храм..»

Н.Манацков

Многие русские и зарубежные художники обращались к теме болот в своих произведениях. Какими разными предстают перед нами болота!

Темные, страшные, таинственные пейзажи на картинах Якоба ван Рейсдаля. Наверное, именно в таких местах можно встретить и Кикимору, и Лешего. Лунная ночь на одноименной картине А.Саврасова напомнила ночь, когда беспутный Хьюго Баскервиль догонял на болоте свою сбежавшую пленницу и был убит страшной собакой. Покой и тишина веют с картины И.Шишкина «Болото.Полесье». Слышно только, как переговариваются цапли.

Картина А.Куинджи «Радуга над болотом» поражает своей контрастностью. Сочетание болота и такого яркого, всеми любимого явления, как радуга. Болото всегда ассоциируется с чем-то малоприятным, тогда как радуга – это детская мечта. Радуга коромыслом перекинулась через весь небосвод.

Лесное болото на картине А.Герасимова нисколько не пугает, наоборот, притягивает. А цветы с картины И.Пономаревой так и хочется сорвать, пробравшись к ним поближе по тонкому деревянному мостику.

Глядя на картины русских художников, понимаешь, что тебе уже знакомы эти пейзажи. Красотами природы средней полосы упивается С.Есенин. В его стихотворениях природа полна жизни, гармонична. Родная сторона прекрасна, и хотя нет здесь у поэта описания бескрайних просторов, огромных морей, непроходимых лесов, зато есть самое дорогое – приметы. родного края.


Топи да болота,

Синий край небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.[10]

Главная тема стихотворения «Топи да болота» – любовь к родному краю. Ключевыми словами этого произведения можно назвать последние строки, которые обобщили созданную Есениным художественную картину:

Край ты мой забытый,


Край ты мой родной!

И.Левитан так сказал о картинах А.Саврасова : «Он умел «отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу». Будничный мотив художник сумел претворить в картину поэтическую и лирическую, наполненную искренним волнением, в обобщенный, глубоко народный образ русской природы. Об этом трудно рассказать обычными словами, разве что языком Тургенева и Некрасова, Чехова и Есенина.


Таким образом, можно утверждать, что тема болот была весьма актуальна для русских художников и поэтов второй половины XIX- ХХ вв., таких, как Е. Е. Волков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, А.Блок, С.Есенин и др. Это объясняется общей для литературы и живописи эстетической установкой на изображение обычного и обыденного, а пейзажной обыденностью для большинства русских писателей и художников был ландшафт центральной части России.

Проанализировав достаточно обширный материал, мы пришли к выводу, противоречащему традиционным представлениям о болоте как пространстве замкнутом и опасном. В большинстве картин и литературных произведений болото представлено как ландшафтная реалия жизни и не создает негативного впечатления.



Структура болот

«Не море, не земля — корабли не плавают, и

ходить нельзя»

Загадка.


«Ни у одного из русских писателей я не встречал,

не чувствовал такого гармоничного сочетания

любви к Земле и знания о ней, как чувствую у Вас.

Вы отлично знаете леса и болота, рыбу и птицу,

травы и зверей, удивительно богат и широк мир,

познанный Вами».

Горький – Пришвину.

Каждая фраза, даже каждое слово у М.М.Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего. Недаром Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».[11]


     Все у писателя — мир, природа, человек — в общей совокупности и составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме была посвящена сказка-быль "Кладовая солнца". В ней мы встречаем знакомые приметы народной русской сказки, начиная от сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над злом.
     И в то же время — это повесть, которая расширяет наши знания о жизни. Читая эту книгу, мы узнаем о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы и что собой представляют большие торфяные болота. А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.

Мы часто называем нашу планету домом, где, кроме нас, живут растения, животные и множество других существ, о которых мы и не подозреваем. Жизнь бурлит в этом доме, но как он устроен?

В нашем жилом доме каждая комнате имеет свое предназначение: в спальне мы спим, в столовой едим, в гостиной принимаем гостей. Вместе с нами в доме живут растения, домашние животные, и для каждого находится свой уголок.

И если наша планета – это действительно Дом, то, значит, и в нем должны быть свои «помещения», места, имеющие конкретные назначения в этом доме. На Земле есть океаны и моря, леса и болота, пустыни и степи. Они словно разные комнаты в доме, каждая со своей функцией, и эти функции позволяют гармонично существовать планете в целом.

Только в отличие от нашего дома или квартиры, не мы являемся тут хозяевами, не мы придумали этот порядок, и не мы определяем законы его развития. Однако мы, люди, вмешиваемся в естественный ход природных процессов, не имея понятия о Мудрости самой Природы. А ведь в Природе нет ни одного места, которое существовало бы обособленно от всего остального. Мудрая Природа, словно ткач, сплела всех в одну «паутину» жизни. Каждая экосистема – это один законченный узор в этом полотне, и в этой паутине жизни равно важно каждое звено. Попробуем понять, зачем Природа построила такой странный Дом, который называется Болото.

Что такое болото? Мрачная трясина? Унылое место? Бросовые земли, «не пройдешь, не проедешь»? Как вы заблуждаетесь!


Как возникают болота

Болота возникают двумя основными путями: из-за заболачивания почвы или же из-за зарастания водоёмов. Заболачивание может происходить по вине человека, например, при возведении дамб и плотин для прудов и водохранилищ. Заболачивание иногда вызывает и деятельность бобров. Непременным условием образования болот является постоянная избыточная влажность. Одна из причин избыточной увлажнённости и образования болота состоит в особенностях рельефа — наличие низин, куда стекаются воды осадков и грунтовые воды; на равнинных территориях отсутствие стока — все эти условия приводят к образованию торфа.



ч. 1 ч. 2