Воронеж был одним из первых провинциальных городов, в котором для

ч. 1
Скрыпникова Т.Л., ст. преподаватель ВГАУ
Из истории создания и деятельности Воронежского Музыкального общества

конца XIX -начала XX вв.
Воронеж был одним из первых провинциальных городов, в котором для пропаганды музыкальной культуры в 1867 г. было создано отделение Русского Музыкального Общества (РМО). Известно, что само Русское Музыкальное общество было открыто в Петербурге в 1859 г. А.Г. Рубинштейном, а в 1873 г. оно получило титул «Императорского». Вскоре появились отделения этого общества в Москве, Киеве, Харькове, Воронеже и др. городах. Согласно Уставу, целью создания РМО было «содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов». По словам Д.В.Стасова, также одного из организаторов РМО, необходимо было «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». Воронежское отделение Русского Музыкального общества было создано на основе существовавшего в Воронеже кружка любителей музыки, в котором, начиная с зимнего сезона 1866-1867 годов, стали регулярно проводиться музыкальные собрания.(Об этом сообщала газета «Воронежские губернские ведомости» в № 89 за 1867 год). Инициаторами таких музыкальных собраний были талантливые воронежские музыканты: скрипач Н.Петров, пианистки К.Курбатова и графиня Гейден, певицы Бергштейн, Савельева и др. Интересно, что большую роль в организации таких собраний играл и Александр Антонович Кюи (1826-1909) – старший брат члена «Могучей кучки», выдающегося русского композитора Цезаря Антоновича Кюи (1835-1918). Известно, что А.А.Кюи был архитектором, а также преподавал в воронежском кадетском корпусе, а когда открылось Воронежское отделение РМО, то он неоднократно избирался в состав его дирекции1. Официальное открытие Воронежского отделения РМО состоялось в декабре 1868 года. Директорами отделений его стали меценат А.С.Мазаракий и композитор-любитель Р.А.Гельм.

Воронежское Музыкальное общество действовало в соответствии с Уставом РМО. Анализируя статьи данного Устава, выясняем, что в обществе существовали действительные члены, члены-соревнователи, почетные члены, члены-посетители. Так, звание «действительного члена» присваивалось лицам, вносящим в пользу местного отделения ежегодно определенную дирекциями отделений плату (для Воронежа -10 руб.) и давало право на бесплатный вход на все музыкальные собрания, концерты и представления, экзамены и ученические состязательные вечера местного отделения. У действительных членов были именные стулья, а также они пользовались правом голоса на общих собраниях своего отделения (статья 17). Звание «пожизненного действительного члена» общества получали лица, внесшие одновременно не менее 1000 руб., причем им выдавалась грамота за подписью Председателя Императорского Русского Музыкального Общества и входной именной билет на все музыкальные собрания и представления всех отделений Общества (статьи 15-17). Звание «члена-соревнователя» присваивалось лицам, вносившем ежегодно не менее 300 руб.(статья 14).Звание «почетного члена» Общества или его Отделения присваивалось лицам: 1)отличавшимся особенными музыкальными достоинствами и пользовавшимися почетною известностью (сочинители, исполнители, писатели и преподаватели) и 2) особенно содействовавшим успехам музыкального искусства в России и упрочению Императорского Русского Музыкального Общества.(статья11). Почетные члены всего Общества и члены-соревнователи пользовались правом голоса в общих собраниях каждого из отделений Общества (статья 18). Звание «членов-посетителей» присваивалось лицам, вносившем в пользу местного отделения плату. ежегодно устанавливаемую дирекциями сих отделений. Члены-посетители не имели право голоса на общих собраниях (статья 23) и пользовались правом входа только на обыкновенные музыкальные собрания, число которых определялось дирекциями (статья 19).Звание «действительных членов» и «членов-посетителей» могло быть присвоено местными дирекциями некоторым лицам и без обязательных взносов из уважения к их художественной деятельности, или к трудам на пользу Общества (статья 22). [2,26] Среди почетных членов Воронежского Отделения РМО в документах встречаются такие имена, как В. З. Коленко, В. И. Сафонов, П. А. Слепцов, Н. И. Шидловский.



Большой интерес, на наш взгляд, представляют воспоминания о первых годах деятельности Воронежского отделения РМО бывшего члена этого общества Тихона Ивановича Донецкого. Его заметки были опубликованы в газете «Воронежский телеграф» за 1904 г. Сам Т.И.Донецкий был священником в домовых и приходских храмах Воронежа, затем преподавал церковное пение в духовной семинарии. Часто он предоставлял свою квартиру, находившуюся близ Воскресенского храма, для проведения музыкальных вечеров, а его супруга Надежда Федоровна аккомпанировала на пианино. Донецкий в своих мемуарах пишет, с каким восторгом встретили воронежские любители музыки объявление в местных газетах об открытии Воронежского отделения РМО., а также о создании при данном отделении давно желаемой музыкальной школы, благодаря материальной поддержке почетного представителя общества Сергея Михайловича Сомова. Тихон Иванович сообщает: «Началом своим воронежское общество 1 периода обязано просвещенному содействию бывшего Воронежского губернатора, князя В.А.Трубецкого и богатого землевладельца А.С.Мазаракия. Последний был большой меломан и отличный музыкант-пианист. Во время существования первого музыкального общества с 1869 по 1871гг. почтенный А.С.Мазаракий был душою молодого общества. На развитие и процветание его г.Мазаракий отдал все: время, свой артистический талант, помещение для спевок и репетиций в своем большом доме на М.Дворянской улице»2. [3,264]. Сам Адриан Семенович Мазаракий (1835-1906) был помещиком, дедом великой русской певицы Надежды Обуховой, принадлежал к высшим кругам воронежского общества. Крайне любезный, общительный, безо всякой спеси, он сумел привлечь в ряды исполнителей лучшие музыкальные силы Воронежа из всех слоев тогдашнего общества. Т.И.Донецкий называет эти имена: дочь губернатора, князя Трубецкого, княжну Дарью, дочерей г.Сафонова (управляющего акцизными сборами в Воронежской губернии, д. ст.сов. в 1862-1879гг), Шидловского (ст.сов. в 1868-1875 гг., воронежского губернского предводителя дворянства), барона Сталь и многих других. Мазаракий жертвовал много личных средств на деятельность Воронежского Музыкального общества. На свои средства он купил целую нотную библиотеку - партитуры для хора и оркестра, голосовые партитуры и др.. [3,265] В 1869 г. Воронежское отделение РМО насчитывало 12 действительных членов, 149 посетителей и 50 исполнителей. Сумма членских взносов составляла 1195 руб. В 1870 г. действительных членов было уже 16, посетителей - 129 ,а исполнителей - 64 чел. Членских взносов было собрано 1237 руб. Это были очень небольшие средства, которыми общество в то время могло располагать. Источники говорят о том, что даже получив в 1873 г. титул «Императорского», означавший покровительство самого царя и его правительства, материальной поддержки от них общество не получало и существовало на членские взносы и щедрые пожертвования меценатов – воронежских дворян, купцов, промышленников, помещиков.[1,67].

Хор Музыкального общества в 60-е годы XIX в. состоял из учениц воронежского училища Трудолюбия. Хоровые репетиции проходили в доме Мазаракия более 2 раз в неделю с 6 до 9 часов вечера, репетиции оркестра были или в зале Дворянского Собрания, или в зале кадетского корпуса с разрешения его дирекции. Хористки училища Трудолюбия в количестве 40 чел. обладали сильными голосами, отлично знали ноты. Самое живое участие принимали княжна Трубецкая, девицы Сафоновы, Кольцовы, дочери доктора Столь; кроме них в хоре пели многие из классных дам молодой женской гимназии, епархиального женского училища. Женский хор в полном составе доходил до 60-ти и более лиц. Мужской насчитывал более 40 чел. и состоял в большинстве из воспитанников местной семинарии, которая издавна славилась хорошими певцами из лучших голосов действовавшего в свое время архиерейского хора времен архиепископа Серафима. Т.И. Донецкий в своих заметках далее пишет о непринужденной атмосфере равенства, которая царила во время перерывов между репетициями, когда подавали чай и холодные закуски всем участникам большого хора. «Кровные аристократки и скромно одетые ученицы Трудолюбия сидели рядом. На эти репетиции нередко приходил и сам князь Трубецкой (был приветлив и разговорчив за чаем). Блестящие результаты таких дружных и усердных занятий в хоре и оркестре весьма обнаружились на концертах общества». Сам Мазаракий нередко исполнял фортепианные партии, например, вместе с оркестром играл фортепианный концерт Бетховена. Донецкий отмечает, что за 2 года существования общества были разучены и прекрасно исполнены на музыкальных вечерах такие серьезные вещи, как Первая и Вторая симфонии Гайдна, увертюра «Кориолан» Бетховена, «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Камаринская» , «Испанские танцы» Глинки, «Казачок» Даргомыжского и др.[3,266-267] С открытием железнодорожного сообщения в Воронеже все чаще стали гастролировать выдающиеся столичные певцы и музыканты. В конце 1867 года впервые наш город посетила замечательная певица Д.М. Леонова, в марте 1868 г. и январе 1869г. давал концерты Н..Г.Рубинштейн, а осенью 1869 г. - его брат А.Г.Рубинштейн. Кроме того, в Воронеже с концертами выступали: Лавровская, Меньшикова, Комиссаржевский, скрипач Безекирский, а в 1871 г.- профессор Фердинанд Лауб. Целым событием в культурной жизни Воронежа стали гастроли выдающейся певицы Дарьи Леоновой и великого русского композитора Модеста Мусоргского, которые состоялись 3, 4 и 5 и 7 октября 1879 г в Зимнем театре (сейчас это старое здание Театра драмы им.А.В.Кольцова). Концерты широко освещались прессой, а газета «Дон» написала, что все концерты прошли при переполненных залах, что ни в одном городе, кроме Воронежа, за все время поездки не удавалось провести столько концертов! (целых 4 [1,73] Концертная деятельность была тесно связана с благотворительностью.).. Ю.Воронцов в своей книге «Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа» пишет, что это были концерты - спектакли, в которых вместе с композитором и певицей участвовала и воронежская театральная труппа, игравшая в те дни свой ранее объявленный репертуар, а в прощальный вечер 7 октября сцена была отдана только Мусоргскому и Леоновой. 7 октября 1879 г. именно в Воронеже состоялось первое исполнение сцены из новой оперы М.Мусоргского «Хованщина» (видимо, песню раскольницы Марфы»). Музыковед Ю.Воронцов предполагал, что в Воронеже Мусоргский выступал и в роли дирижера- , т.к. дирижер провинциального театра не мог иметь такой исполнительский опыт и так хорошо знать репертуар, чтобы с успехом провести сцены из «Ивана Сусанина», «Русалки», «Рогнеды» и особенно из новой оперы «Хованщина». Кто.же, кроме Мусоргского, по словам Воронцова, мог это сделать в Воронеже? [1,75] Эти концерты способствовали подъему интереса к хорошей русской музыке, произведениям композиторов «новой русской школы» и дали толчок для развития музыкальной культуры города. Колоссальный успех гастролей Д.Леоновой и М.Мусоргского привел даже к появлению слухов о якобы открывающейся в Воронеже консерватории. Об этих слухах писал историк-краевед Н.Г.Воскресенский в своей книге «Пятидесятилетие «Воронежских губернских ведомостей»[1,79]. Однако, вплоть до 80-х годов XIX в. большие концерты серьезной классической музыки в Воронеже были достаточно редки( всего 3-4, а то и 2 в год).Это было крайне мало для такого большого губернского города, как Воронеж. Причем концертная деятельность не была регулярной. Организация хороших концертов была сопряжена с большими трудностями. Объяснялось это высокими ценами на билеты, которые были доступны только богатым слоям населения города, что отдаляло музыкальную жизнь города от основной массы воронежцев. Отмечалось также равнодушное отношение к настоящему большому искусству воронежского «высшего света». Но, несмотря на названные трудности, настоящие любители серьезной музыки вместе с передовыми деятелями литературы и искусства Воронежа неоднократно предпринимали настойчивые попытки поднять уровень музыкальной жизни и художественной культуры города.

Большим событием в музыкальной жизни города было открытие 8 декабря 1869 г. при Воронежском отделении РМО музыкальной школы. Сначала в ней обучали только сольному и хоровому пению и игре на скрипке. Пение преподавал итальянский профессор Тамброни, которого пригласил Мазаракий ( а это стоило немалых денег). В его классе в 1870 г. было 12 мужчин и 20 женщин. Игру на скрипке преподавал Стефанович, класс которого, насчитывал 5 учеников. Осенью 1870 г. был открыт и класс игры на фортепиано. Занятия проходили по вечерам в здании Второй женской гимназии. Обучение было 2 раза в неделю по 1 часу с 1 октября по 1 мая. Плата считалась незначительной по тем временам - 4 руб. с ученика в месяц, но должна была вноситься за месяц вперед. Об открытии музыкальной школы при Воронежском отделении РМО писали газеты «Дон», «Воронежские губернские ведомости» за 1870 г, информировавшие о наборе в нее учеников [1,67-68]. О необходимости создания в Воронеже музыкального учебного заведения писал: в «Памятной книжке Воронежской губернии на 1865 год» историк-краевед Г.М.Веселовский в статье «Статистический очерк торговли и промышленности города Воронежа»: «Обучение музыке и пению стоит здесь на низкой ступени. В большинстве случаев обучение ограничивается элементарными только знаниями и пением легоньких романсов, в нем чувствуется недостаток музыкальности», в то время как в городе, по словам Веселовского, имелось «около 40 учителей и учительниц музыки и пения, дающих уроки по найму»3.[5,94].Поэтому, открытие музыкального учебного заведения в городе было большой заслугой Воронежского отделения РМО. Однако, с отъездом из Воронежа мецената Мазаракия и переводом в Петербург князя Трубецкого, общество как–то захирело. Из-за нехватки средств музыкальные собрания (а их раньше проводилось до 6) прекратились, исполнялась только камерная музыка. Закрылась и музыкальная школа, которая просуществовала около 3-х лет.



Но в конце 70-х годов Воронежское отделение РМО в своей деятельности начало свой 2-й период. Его новым детищем было создание музыкальных классов. Вот что об этом событии отмечено в «Памятной книжке Воронежской губернии» за 1887 год: «В 1881 г. артистом М.Гамбургом были открыты «музыкальные классы» для учащихся обоего пола…Программа музыкальных классов соответствует таковой же программе пяти классов консерватории. Для изучения …фортепианной и скрипичной игры полагается пятигодичный курс и пения – трехгодичный». Окончившие курсы получали свидетельство на право преподавания музыки. Плата за обучение была достаточно высока по тем временам. Так за обучение игры на фортепиано в приготовительном классе взималось 50 руб., в остальных классах- по 65 руб.в год .За обучение игре на скрипке надо было платить также по 65 руб., но во всех классах, а за обучение пению - 70 руб.в год. До1861 г.занятия музыкой были доступны только представителям имущих классов: дворян, богатых купцов, крупных чиновников и их детям Но чтобы не закрыть доступ к музыкальному образованию талантливым детям из народа, руководители этих классов внесли в свой устав пункт, согласно которому с лиц, «оказывающих особые успехи в музыке не взимается никакой платы».Но такие случаи были очень редки4. [4,471] О возрождении Воронежского отделения РМО подробно писали в 80–е гг.XIX в. газеты «Дон»,. «Воронежский телеграф», «Воронежские губернские ведомости». Из них нам известно, что в 1884 г. Воронежское отделение РМО насчитывало 233 чел, что было проведено 6 концертов, которые проходили в зале Городской думы, для чего специально был куплен рояль фирмы Шредер. 25 марта 1884 г. был устроен благотворительный концерт, сбор средств от которого направлен был на сооружение памятника М.И.Глинке. Сам концерт был составлен их произведений Глинки, а исполнителями были учащиеся музыкальных классов РМО. К 1884 г.состоялось уже несколько успешных выпусков учащихся музыкальных классов. Из отчета о деятельности этих классов, опубликованного в «Воронежских губернских ведомостях» за 1887 г. в № 41, известно, что на 1 января 1887 г. в музыкальных классах РМО обучалось 69 чел., из них - 52 женщины и 17 мужчин. Число лиц, освобожденных от платы за обучение за особенные их успехи в музыке, колебались от 10 до 20 чел. в год. Но средств катастрофически не хватало. В зимнем сезоне 1887-1888 гг. пришлось провести несколько концертов, причем бесплатно, силами преподавателей и учащихся музыкальных классов. Летом 1888 г .М.К.Гамбург переехал в Москву.19 июля 1888 г. в летнем театре «Эрмитаж» состоялся его прощальный концерт, в котором также выступали его лучшие ученики. Ю.В.Воронцов предполагает, что из-за многочисленных проблем, видимо, уже в 1889 г. Воронежское отделение РМО снова прекратило свою деятельность и вскоре было закрыто. Не смогли спасти данное общество и почетные его члены. Закрылись и музыкальные классы, успешно работавшие в течение 10 лет[1,87].Однако, это не умаляет той роли, которую играли музыкальные классы (в дальнейшем – музыкального училища) в культурной жизни общества. Из их стен вышло немало хороших музыкантов и певцов. Газета «Дон» за 1895 г. в №68 писала о талантливых выпускниках музыкальных классов Гамбурга, которые концертировали в то время не только по стране, но и за рубежом.: г-жа Белявская преподавала в музыкальных классах, Марра-Непомнящая стала певицей, вскоре - артисткой Лондонской оперы, г-н Чупрынников стал тенором Императорской Санкт-Петербургской оперы, скрипач Алалыкин успешно гастролировал, г-н Романовский стал выдающимся пианистом России. Осенью 1895 г. из Петербурга пришло разрешение вновь открыть в Воронеже отделение РМО на основе существовавшего в Доме дворянства музыкального кружка, насчитывавшего к тому времени уже 300 чел. 23 октября 1895 г состоялось закрытие данного кружка и передача его имущества и всех средств отделению РМО. Председателем отделения РМО стал страстный любитель музыки и меценат С.М.Сомов. Возобновились симфонические концерты. В 1896 г. в качестве дирижера симфоническим оркестром был приглашен в Воронеж известный украинский композитор, хороший виолончелист С.В.Заремба.[1,93]. Активно участвовал в деятельности Воронежского отделения РМО Витольд Ганибалович Ростропович, ставший родоначальником целой династии талантливых музыкантов. В течение многих лет с 1882 по 1887 гг. и с 1895 по 1905 гг. он входил в состав дирекции Воронежского отделения РМО. Известно, что В.Г. Ростропович был прогрессивным для своего времени пианистом-педагогом, который воспитывал своих учеников на образцах выдающейся классической музыки, причем в первую очередь, русской, а потом зарубежной. Большая его заслуга состояла также в составлении и издании через магазины Кастнера и Фукса сборников педагогических пьес для фортепиано, которые стали известными и популярными в России. Его «Репертуар юного пианиста» много раз переиздавался и широко распространялся в качестве учебного пособия в музыкальных школах. С 1895 по 1917 гг. магазин В.Кастнера стал «комиссионером» Воронежского отделения РМО. Благодаря тесным связям с другими отделениями РМО, воронежские нотные издания широко продавались в Москве, Петербурге, Киеве, Ростов - на Дону, Варшаве, Новороссийске, Царицыне и др.городах.

С 1900 г. деятельность Воронежского отделения РМО заметно оживляется. Все чаще устраиваются «музыкальные собрания» и концерты крупных гастролеров, среди которых были такие мастера искусства, как Ф,И,Шаляпин, Ян Кубелик, И.Гофман, Л.Ауэр, Губерман и др. В 1904 г были вновь открыты музыкальные классы РМО, преобразованные в 1911 г.в музыкальное училище. Во главе музыкальных классов стал известный виолончелист, профессор К.А.Миньяр-Белоручев. Среди преподавателей были скрипач Б.О.Сибор -, блестящий пианист Ю.Е.Иллютович, певица М.Н.Марра - Непомнящая. В документах отмечается, что педагогический состав был очень сильным

25 марта 1914г.было торжественно открыто здание музыкального училища с небольшим, но с хорошей акустикой концертным залом., построенное на благотворительные средства С.М.Сомова по проекту архитектора Замятнина В этом здании до сих пор находится Воронежское музыкальное училище, которое стало центром концертной жизни Воронежа. В нем Воронежское отделение РМО проводило свои «музыкальные собрания», в которых первая скрипка принадлежала преподавателям училища, а также некоторым учащимся. Известно, что 25 марта 1914 г состоялся симфонический концерт при участии оркестра и хора училища. Исполнялись произведения Бетховена, Баха и Мендельсона.

О масштабах деятельности Воронежского отделения РМО в последние годы его существования можно судить по сохранившемуся отчету за 1913 г, опубликованному в «Памятной книжке Воронежской губернии на 1916 год».Из данного документа следует, что Воронежское отделение с 1 сентября 1913 г по 1 сентября 1914 г состояло из 33 членов, устроило 7 очередных музыкальных собраний, 3 камерных, 3 лекции с музыкальными иллюстрациями, 1 камерное утро и 1 музыкальное утро в день открытия здания Музыкального училища5.[4,468].

Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа была во многом типичной для крупных провинциальных городов царской России. Она испытывала как периоды подъема, так и спада. Это зависело от исторической обстановки в стране: в годы нарастания революционного движения в России наблюдался всплеск музыкальной жизни, а в годы реакции наблюдалось снижение интереса к ней

Таким образом, факты свидетельствуют о том, что Воронежское отделение РМО имело большое значение в культурной жизни Воронежа. Оно было идейным и художественным центром, который вплоть до октября 1917 г возглавлял всю музыкальную жизнь города. Как видим, деятельность общества была обширной: оно стремилось довольно регулярно устраивать разнообразные концерты, приглашать гастролеров – крупных музыкантов и певцов, знакомить воронежскую публику с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыкальной культуры, т.е. занималось просветительской и педагогической миссией. Конечно, несмотря на свою насыщенную деятельность, данное общество было ориентировано на достаточно обеспеченные слои населения, оставаясь в целом малодоступным для бедных горожан. И все же, несмотря на большие проблемы (в основном финансовые), все же, Воронежское отделение РМО, благодаря настойчивости, энтузиазму своих членов, сумело наладить в городе интересную музыкальную жизнь и поднять на высокий уровень музыкальную культуру дореволюционного провинциального города.




1 Воронцов Ю.В. Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа. Исторические очерки. -Воронеж.: Изд-во «Левый берег», 1993.-160 с.

2 ГАВО.И-19.Оп.1Д.1948.

3 Донецкий Т.И. Из прошлого Воронежского отделения Императорского музыкального общества. ( Из заметок и наблюдений бывшего члена общества). / Из истории Воронежского края.: Сборник.статей.Вып.10./Ответ. Ред. А.Н.Акиньшин.- Воронеж: МОУИ ВЭПИ, 2002.-286 с.

4 Очерки истории Воронежского края в 2-х томах / Под ред Е,Г,Шуляковского.-Т.1.- Воронеж: Изд-во Воронежского университета,1961.- 522 с.Памятная книжка Воронежской губернии на 1865 год.

5 Памятная книжка Воронежской губернии на 1865 год.

ч. 1