02.06.2020

Снежный ети. Йети – снежный человек. Персонаж в компьютерных играх


Йети загадочные существа

Снежный человек и его родичи

Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое - два каких-то мешка, очевидно, груди, болтались спереди; длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной. Тургенев почувствовал дикий страх, леденящий страх перед сверхъестественным.

Ги де Мопассан, «Страх»

Вымышленные существа населяют фольклор всех мировых культур - будь то степные кочевники, северные оленеводы или южноамериканские людоеды. Люди, живущие на разных континентах, независимо друг от друга придумали драконов, оборотней, призраков, водных монстров, карликов и гигантов. Но лишь немногие сказочные твари смогли стать частью современного фольклора. Если вы скажете, что встретили в лесу огнедышащего дракона, то получите освобождение от физкультуры и бесплатные таблетки от шизофрении. Но если заявите, что подрались на помойке с гигантским волосатым гоминидом - получите реальный шанс попасть на первые полосы утренних газет.

В марте 2006 года («МФ» № 26) мы рассказывали вам о «криптидах» - животных, существование которых отвергается современной наукой (по крайней мере, до тех пор, пока одно из них не оказывается пойманным - как, например, карликовый жираф окапи или кистеперая рыба целакант). Сегодня речь пойдет о «королях» криптозоологии - архаичных великанах, известных ныне как «снежные люди».

Дикие и несимпатичные

Древние народы, не сговариваясь, верили в то, что задолго до них на Земле жили великаны. Последние были необузданны и свирепы, ввиду чего боги либо поголовно истребили их (иудаизм), либо изгнали за пределы мира (древнегреческие мифы). Великаны оставили после себя лишь огромные руины, называемые «циклопическими» в честь циклопов, воздвигнувших стены Микен.

Неудивительно, что встречи людей с доисторическими гигантами происходили чрезвычайно редко. Большинство великанов позднего европейского фольклора имели чисто человеческие черты и не считались представителями какой-то древней расы. Средневековыми «снежными людьми» в их нынешнем понимании можно назвать леших, однако они были разновидностью духов. У скандинавов были ётуны и тролли, у южных славян - дрекаваки, но образы этих лесных обитателей слишком размыты, чтобы можно было вести речь о систематических контактах обычных людей со «снежными».

Снежный человек, как и НЛО, - феномен исключительно 20 столетия. Можно сколько угодно рассуждать о разрастании антропогенных зон и об отсутствии в 18-19 веках мощных средств массовой информации, способных раздуть любой пустяк до сенсации, но факт остается фактом: еще совсем недавно снежного человека как массового явления не было, а теперь - есть. Почему же существа, эволюционировавшие вместе с людьми на протяжении миллионов лет, оставались настолько малоизвестными, что в общекультурном смысле они способны претендовать разве что на звание расы гигантов, причем вымершей?

Судя по древнейшим литературным источникам, контакты со снежными людьми происходили крайне редко. Первым описанием подобного случая можно считать шумерский «Эпос о Гильгамеше», рассказывающий о событиях 57-вековой давности. Согласно первой таблице эпоса, богиня Аруру создала Энкиду - волосатого богатыря, живущего в полной дикости. Царь Гильгамеш придумал оригинальный способ изловить его: на берег реки, где пасся Энкиду, привели блудницу Шамхат. Бедняжку раздели, и великан «познавал ее семь дней». После такого марафона дикарь ослабел, а сородичи - животные - стали избегать его. Таким образом, Энкиду был вынужден стать частью человеческого общества.

Разрозненные свидетельства о встречах с некими «дикими людьми» можно найти почти у каждого крупного историка. Например, Плутарх рассказывал о том, как солдаты Суллы однажды поймали сатира (следует учесть, что изначально сатиры не ассоциировались исключительно с рогами и копытами - им приписывались различные звериные черты, символизировавшие дикость). Римский диктатор собрал всех имеющихся переводчиков и учинил пленнику допрос, однако тот испускал лишь гнусное блеянье и ржание, «отчего Сулла испытал великое отвращение и повелел немедленно убрать его с глаз долой как явление безобразное» (Плутарх, «Сравнительное жизнеописание», Сулла, 27).

Средневековые исследователи упоминали о диких людях много и часто, но чаще всего описывали обычных обезьян либо нецивилизованных туземцев. На карте Старого Света уже не оставалось белых пятен, поэтому о встречах с подобными существами говорилось лишь в прошедшем времени. Когда-то в Европе водились львы. Теперь же здесь не сохранились даже дикие быки и тарпаны, а снежные люди перешли в разряд курьезов. Например, Генрих фон Геслер в 14 веке писал о дикой альпийской женщине, «груди которой столь длинны, что она забрасывает их за плечи».

Энтузиасты часто вспоминают, что Карл Линней включил снежного человека в свою знаменитую классификацию живых существ («Система природы»). Действительно, шведский естествоиспытатель писал про «человека дикого» (о неких волосатых «сыновьях тьмы», живущих в пещерах и крадущих ночью еду у людей), а также про «человека троглодитового» (вероятно, неандертальца). Однако не следует забывать, что в первом издании «Системы природы» Линней назвал китов рыбами...

Зажгли так зажгли

В архитектуре и геральдике раннефеодальной Европы часто использовался образ «дикого человека» (вуду-ваза), скопированный, вероятно, с греческих сатиров. С этим существом связан первый в истории Европы маскарад. В 1393 году королева Изабелла Баварская устроила бал. Король Карл VI Безумный и шестеро его приближенных явились в костюмах «снежных людей», сделанных из льняной ткани, смолы и пеньки. В разгар праздника герцог Орлеанский случайно поднес свечу к королевскому костюму. Тот немедленно вспыхнул. Огонь перекинулся на других «лесных людей». Четверо из них погибли. Король получил сильные ожоги, но спасся благодаря герцогине де Берри, накрывшей его своей одеждой.

Происхождение видов

Пересказывать современные истории о встрече со снежным человеком не имеет смысла - большинство из них смахивает на байки охотников. Они либо однотипны, либо невероятны, и в любом случае не поддаются проверке. Определенный интерес представляют лишь общие сведения об известных «разновидностях» снежного человека.

В горах Алтая, Кавказа и Памира обитает алмас («алмаст», от монгольского - «дикий человек»). Его описывают как гуманоида с красной шерстью, человеческими чертами лица, мощными надбровными дугами, плоским носом и подбородком (что полностью совпадает с реконструированным обликом неандертальца).

Легенды об алмасах не могут похвастаться древностью - им всего лишь несколько сотен лет. Может создаться впечатление, что алмасов в горах едва ли не больше, чем людей. В 1871 году их видел Николай Пржевальский, а в 1941-м бойцы-красноармейцы якобы поймали на Кавказе какого-то волосатого гражданина, допросили его (безрезультатно) и расстреляли как немецкого шпиона.

В Афганистане и Пакистане эти существа известны как барману , однако наибольшую популярность на Западе имеет другое, тибетское название - йети («человек-медведь» либо «каменный медведь»). Количество встреч с ним возрастало пропорционально увеличению числа европейцев, исследовавших Гималаи. В 1832 году англичане заметили в горах некое рыжее существо - вероятно, орангутанга, в 1889 - нечто вроде медведя.

А еще здесь обитают йети. Йети, представляющие высокогорный подвид семейства троллей, слыхом не слыхивали о том, что людоедство безнадежно вышло из моды. Их мнение по данному вопросу таково: ешь, что шевелится. Если не шевелится, подожди, пока шевельнется. И тогда ешь.

Терри Пратчетт, «Движущиеся картинки»

Монастыри Кхумджунг и Пангбоче долгое время хранили скальпы йети, которым приписывалась магическая сила. В середине прошлого века было проведено их исследование. Результаты вызывают разочарование: это всего лишь шкуры с шеи гималайской горной козы. Монахи Пангбоче владели и другой реликвией - мумифицированной когтистой лапой йети, однако в 1991 году она была украдена (вероятно, осев в чьей-то частной коллекции).

В Шотландии на горе Бен Макдуй обитает Ам Фир Лиат Мор («Большой серый человек»). Никто его толком не видел, однако множество альпинистов слышали странные шаги по склонам. Их истории мало чем отличаются друг от друга - они шли по горе в тумане (как правило, вечером), как вдруг где-то сзади начали раздаваться размеренные шаги. Преследователь ступал редко, но не отставал - то есть был в несколько раз крупнее человека. Люди начинали паниковать, ударялись в бегство и лишь мельком видели какой-то огромный серый силуэт в тумане.

Это явление отличалось такой массовостью, что ему было просто необходимо подобрать объяснения. Выдвигались теории про энергетические разломы и «пугающий» инфразвук, однако наиболее вероятно, что специфические условия Бен Макдуя (частые туманы) создают хорошо известный альпинистам эффект фантома. Если низко стоящее солнце светит человеку в спину, а перед ним плывет туман, то в нем появляется жутковатое отражение фигуры, окруженной ярким нимбом света.

Филиппинское лесное существо по кличке Капри слегка напоминает снежного человека своими повадками (живет на деревьях, шумит, проявляет интерес к женщинам), но вместе с тем имеет чисто человеческую внешность, носит традиционную одежду бахаг и курит трубку (говорят, что сверчки в лесах - выпавшие из нее угли).

Свой снежный человек есть даже в перенаселенной Японии. Его называют Хибагон (или Хинагон), поскольку он живет на лесной горе Хиба в префектуре Хиросима. Встреча с ним произошла 35 лет назад. По словам очевидцев, Хибагон был невысоким, волосатым, с плоским носом и горящими глазами. Все признаки указывают на то, что это не снежный человек, а нечто вроде гориллы.

Среди всех разновидностей данного существа наиболее интересна судьба американского «большенога» бигфута или сасквача (термин придуман в 1920 году школьным учителем Бернсом, заметившим, что многие индейские племена используют слова с одинаковым корнем «сас» для обозначения диких людей).

До середины 20 века года бигфуты в США не водились, а истории о сасквачах были популярны лишь в индейских резервациях. В августе 1958 году строительная компания Рэя Уоллеса прокладывала дорогу в безлюдном районе Калифорнии. Бульдозерист Джерри Крю обнаружил следы «больших ног». Ступни были 40-сантиметровые, длина шага - свыше метра. Местная газета окрестила находку «бигфутом», а Уоллес начал активно продвигать «большенога» среди любителей непознанного.

Но настоящим «днем рождения» американского снежного человека можно считать 20 октября 1967 года, когда участникам конного родео Роджеру Паттерсону и Бобу Гимлину удалось заснять его на пленку. Они отправились в национальный парк «Шесть рек» с взятой в аренду 16-миллиметровой камерой, намереваясь сделать документальный фильм о бигфуте в стиле «Ведьмы из Блэр». Мужчины договорились, что по возможности попытаются подстрелить «большенога» - его тело можно выгодно продать, к тому же оно будет неопровержимым доказательством.

Однако когда они увидели его, то совершенно позабыли об оружии. Бигфут стал быстро уходить от исследователей. Паттерсон спешился с лошади и пустился за ним вдогонку с работающей камерой, Гимлин с ружьем прикрывал его сзади. В результате первая половина фильма вышла бракованной - изображение тряслось и прыгало во все стороны, но когда Паттерсон приблизился к бигфуту на несколько десятков метров и встал неподвижно, качество съемки заметно улучшилось. Существо несколько раз оглянулось на преследователей и скрылось в лесу.

У США наконец-то появился свой национальный монстр. За несколько десятилетий слово «бигфут» стало популярным брендом. Со всех концов страны пошли сообщения об аналогичных встречах. Люди находили следы, шерсть, экскременты «большенога». Появились многочисленные клубы «бигфутологов», а в туризме возникла новая индустрия. Ученые, исследовавшие пленку Паттерсона-Гимлина, разделились на два примерно равных по численности лагеря: одни говорили, что это явная инсценировка (перед объективом бегает актер в шерстяном костюме), другие отмечали необычную походку существа и заявляли, что оно не может быть человеком.

26 ноября 2002 года Рэй Уоллес, первооткрыватель и популяризатор бигфутов, скончался. Его семья вскоре призналась, что Рэй вместе со своим братом подделали следы вокруг бульдозера, надев на ноги большие деревянные ступни. Зачем это было им нужно - точно не известно. Вероятно, они хотели немного развлечься, но придуманный ими бигфут вскоре превратился в общенационального американского героя, начал приносить немалый доход и приобрел всемирную славу. Такая мелочь, как подделка первых обнаруженных следов, энтузиастов ничуть не смущает.

Недостающее звено

Теорий о происхождении снежного человека много, но если отмести все нездоровые фантазии (пришелец из космоса, из иного измерения, энергетическая проекция обычных людей, души наших предков, секретные правительственные эксперименты, сверхразвитые приматы, скрывающиеся от людей с помощью телепатии), оставшиеся версии можно будет пересчитать по пальцам одной руки.

Первая, наиболее известная, опирается на мифические корни диких гигантов, якобы живших на планете задолго до человека. Учитывая специфическую географию встреч со снежным человеком, большая часть которых приходится на Азию, Северную Америку и Восточную Европу, можно предположить, что мы имеем дело с гигантопитеком (Gigantopithecus blacki).

Останки этой вымершей человекоподобной обезьяны были найдены именно в Азии (Китае). К сожалению, их слишком мало, чтобы воссоздать облик животного. В распоряжении ученых имеются лишь несколько нижних челюстей и около 1000 зубов, самые крупные из которых в 6 раз больше, чем у человека. Предполагается, что рост гигантопитека, вставшего на задние лапы, достигал 3 метров. Эти великаны, скорее всего, напоминали горилл или орангутангов.

Против «снежного очеловечивания» гигантопитеков говорит тот факт, что они вымерли почти 100 000 лет тому назад и вряд ли могли расселиться по нескольким континентам - особенно при их предполагаемой диете (большинство костей было обнаружено в ареале обитания предков современных панд, питавшихся бамбуком).

Другие кандидаты в снежные люди - неандертальцы - также не внушают оптимизма. Даже если бы они дожили до 21 века, то были бы слишком разумны, чтобы вести дикий образ жизни (неандертальцы умели строить убежища, использовали огонь и применяли разнообразные орудия - от каменных резаков до деревянных копий). Они были приземисты и коренасты (рост - до 165 см), что также не соответствует предполагаемому облику снежных людей.

Наконец, совершенно точно известно, что неандертальцы вымерли около 24000 лет назад. Последние места их обитания - Хорватия, Иберия (Испания) и Крым. Как они могли сохраниться единичными особями по всему свету - вопрос из серии «С кем спаривалось Лох-Несское чудовище в небольшом озере, чтобы дожить до наших дней?». Сегодня, когда вся планета уже сфотографирована спутниками и выставлена на всеобщее обозрение в Google Earth, когда амазонские индейцы одеваются в китайский Adidas, а тибетцы катают туристов по горам на японских джипах, реликтовому гоминиду спрятаться попросту негде.

Есть мнения, что снежные люди появляются «точечно» в разных местах планеты лишь потому, что они - нечто вроде Маугли или Тарзана. История знает около 100 случаев обнаружения одичавших детей . Их находят и по сей день, зачастую в трагикомичном положении - например, два года назад на Фиджи был обнаружен молодой человек Сунджит Кумар, выросший среди кур и подражавший их поведению.

В древности потерянные или брошенные дети, а также лица с некоторыми психическими отклонениями могли легко одичать, провести всю (безусловно, недолгую) жизнь на природе и лишь изредка попадаться на глаза суеверным обывателям. Тысячи лет назад их называли бы троллями и сатирами, а в 20 веке - снежными людьми. Именно такой случай описал Тургенев в гостях у Гюстава Флобера (эпиграф статьи) - причем в итоге выяснилось, что это была сумасшедшая, подкармливаемая пастухами и жившая в лесу более 30 лет.

Наиболее разумным объяснением феномена снежного человека становится поговорка «У страха глаза велики». В ошибочном восприятии сокрыты многие тайны мироздания. Гигантские морские змеи на проверку оказывались спутавшимися водорослями, летающие тарелки - метеозондами, а снежные люди - гориллами или медведями.

Медведь - такое оригинальное животное, что всякой узнает его по первому взгляду. Он не ест себе подобных, не бродит ночью по деревне в надежде схватить и утащить ребёнка. От времени до времени он залезает на дерево до самой верхушки, а оттуда осматривает окрестность. Он особенно не любит, чтобы его дразнили или нарушали его покой.

Альфред Брэм, «Жизнь животных»

Брэм ошибался - считает японский альпинист Макото Небуга. Медведя узнает далеко не каждый, особенно если человек напуган, а косолапый встал на задние лапы. Небуга 12 лет искал в горах Непала, Тибета и Бутана легендарного йети и пришел к выводу, что тот уже давно содержится во многих зоопарках мира. Легенда о нем возникла из-за того, что гималайский медведь - «мети» - был спутан с «йети» (неудивительно, ведь местные жители считают медведя сверхъестественным существом). Реальность редко бывает столь же загадочна, как наши представления о ней.

  • В 2001 году специалисты Оксфордского университета опубликовали материалы исследования гена рыжих волос. Исходя из предположения, что неандертальцы были рыжими, стали делаться выводы о том, что рыжие люди - их далекие потомки (впрочем, оксфордские авторы считают эту версию излишне смелой).
  • С 1969 года в округе Скамания (Вашингтон) действует закон, согласно которому убийство всякого гуманоидного существа - уголовно наказуемое преступление.
  • Большинство снежных людей «обнаружены» в холодном климате (северные широты, высокогорье). Естественная среда обитания приматов гораздо теплее. Кроме того, на территории Северной Америки крупные обезьяны (гоминиды) никогда не обитали. По крайней мере, их останки не обнаружены до сих пор, что ставит под сомнение реальность бигфута.
  • Термин «снежный человек» появился в 1921 году после тибетской экспедиции Королевского географического общества, когда один из шерпов объяснил британцам, что странные следы на снегу (по-видимому, волчьи) принадлежат «канг-ми», то есть «снежному человеку».
  • Европейские вуду-вазы упоминаются Толкином. Во «Властелине Колец» вскользь говорится о неких «уозах»: Эльф Сарос обозвал Турина «лесным дикарем» (wood-wose). Сегодня это слово модернизировано до wood-house (лесной дом).
  • В 1978 году в национальном лесу Сискью (Орегон) была построена единственная в мире ловушка для бигфута - небольшой сарайчик с захлопывающейся дверцей. Она функционировала шесть лет, но за все это время в нее попадались только медведи. Теперь это туристическая достопримечательность.
  • * * *

    Взвесив все «за» и «против», можно с 99% вероятностью утверждать, что снежные люди - фикция. Однако, как верно подметил приматолог Джон Напье, существует некая предельная численность свидетельств о встрече с бигфутом, после которой их уже нельзя будет объяснить одними лишь ошибками и мистификациями. Одну или две истории о «волосатой обезьяне с горящими глазами» можно не принимать во внимание. Сто тысяч рассказов об этом - повод задуматься. Нам остается только ждать и анализировать. Время рассудит.

    Истории о снежном человеке появляются в прессе с завидной регулярностью. Неоспоримые факты о существовании странных, страшных гоминидов обрастают снежным комом слухов и в конце концов объявляются представителями научных кругов псевдоисследованиями.
    Но как же в таком случае объяснить неоднократные встречи человека и йети, многие из которых остались задокументированы на пленке?
    Давайте попробуем разобраться подробнее.

    Российские поиски

    Общеизвестно, что на территории России поисками снежного человека занимались еще сто лет назад. В начале 1914 года дипломированный зоолог Виталий Хахлов отписывал в Академию наук информацию о том, что сумел обнаружить несомненные признаки существования нового вида животных на территории Казахстана. Зоолог даже успел дать виду название, Primihomo asiaticus и затребовал от Академии целую экспедицию. К сожалению, вскоре началась Первая мировая война и советским ученым просто не осталось ресурсов на поиски какого-то полумифического животного.

    Встреча на Эвересте

    К середине прошлого века альпинисты со всего мира принялись за освоение высочайших пиков планеты. Современное оборудование позволяло смельчакам подняться на такие высоты, что буквально захватывало дух. Примерно в начале 1950-х годов мир захлестнула волна информации о встречах странных созданий, якобы проживающих высоко в горах. Знаковым можно считать случай британского альпиниста Эрика Шиптона, сумевшего запечатлеть следы йети во время покорения Эвереста.

    Экспедиция Иззарда



    Английская пресса была настолько взбудоражена такой громкой сенсацией, что даже отрядила в горы специальную экспедицию. Возглавил ее журналист «Дейли Мэйл» Ральф Иззард, успевший до того получить докторскую степень по зоологии. Снежного человека Иззарду поймать не удалось, зато пронырливый писака сумел проникнуть в святая святых горных жителей-шерпов - высокогорные монастыри. И здесь он обнаружил свидетельства того, что огромные, покрытые шерстью полулюди-полузвери существовали прямо при монастырях. Испуганный до дрожи в коленях журналист поспешил убраться с гор куда подальше и никогда больше не соглашался даже на интервью о своей экспедиции.

    Для служебного пользования



    Очередная экспедиция советских ученых в Гималаи состоялась в 1959 году. Возглавил ее профессор Борис Поршнев, ставший впоследствии основателем целой новой науки, гоминологии. Все данные по итогам экспедиции были зашифрованы. Известно лишь, что в 1963 году Поршнев презентовал Академии Наук свою монографию «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминидах», также вышедшую с пометкой «строго для служебного пользования».

    Смертельное знание



    Борис Поршнев неоднократно порывался опубликовать свою монографию. Он даже собрал целую книгу «О начале человеческой истории», вопреки навязчивым рекомендациям властей сохранить историю в тайне. Видный ученый всегда вел активную жизнь и был человеком спортивным. Тем не менее, незадолго до публикации у Поршнева случился внезапный сердечный приступ, которого зоолог не пережил.

    Кто эти звери!



    Но обрывки монографии в прессу все-таки просочились. На дворе стоял уже относительно свободный 1974 год. Опубликованные отрывки книги Поршнева показали, что ученый считал «снежных людей» неандертальцами, сумевших дожить до наших дней. Поршнев доказывал, будто эта боковая ветвь человеческой эволюции смогла приспособиться к жизни без использования огня, орудий труда и даже без речи.

    Американский след

    Интерес к полумифическим гоменидам вновь вспыхнул в 1967 году. Американский путешественник Роберт Паттерсон снял самку гоминида на пленку в Северной Калифорнии. Впрочем, Смитсоновский центр поспешил объявить запись подделкой и отложить на дальнюю полку. Стоит упомянуть, что Паттерсон - здоровый, крепкий путешественник в самом расцвете сил - вскоре после начала своей кинематографической карьеры скоропостижно скончался от рака мозга.

    Гибрид человека и животного



    Самая пугающая версия о происхождении йети - вивисекция.
    Еще в средних веках алхимики добивались немалых успехов в попытках создать искусственное существо, так что мешает современным, гораздо более подготовленным ученым пройти тот же путь? Совсем недавно была рассекречена биография ученика академика Павлова, Ильи Иванова. Как выяснилось, с начала 1920 годов Иванов проводил спонсируемые правительством опыты по скрещиванию человека и шимпанзе. Добился ли он успеха? Учитывая то, что опыты продолжались более 10 лет - вполне вероятно. Тем более, что как и прочие исследователи снежного человека, Иванов погиб при весьма загадочных обстоятельствах.

    Многие века необъяснимое притягивает пытливые умы. И с чем человек сталкивается, познавая новые стороны жизни, не укладывается в логику сознания. Все это заставляет посмотреть по-новому на то, что такое жизнь... и каковы ее возможности в прошлом, настоящем и будущем...

    Сне́жный челове́к (йети, сасквоч, бигфут) - человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли. Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней со времён предков человека. Карл Линней обозначил его как лат. Homo troglodytes (человек пещерный). Большое внимание теме снежного человека (называемого реликтовым гоминоидом) уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев.

    Описание

    Судя по гипотезам и неподтверждённым свидетельствам, снежные люди отличаются от нас более плотным телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами. Имеют волосяной покров по всему телу - чёрного, рыжего или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Имеют сильный неприятный запах. Хорошо лазают по деревьям. Утверждается, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев.

    Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах веэтнографии. Образ огромного страшного человека может отражать природные страхи перед темнотой, сьма интересны с точки зрения неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что за снежных людей принимаются люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

    Если реликтовые гоминиды существуют, то они живут малыми группами, вероятно, семейными парами. Передвигаться они могут на задних конечностях. Рост должен колебаться от 1 до 2,5 м; в большинстве случаев 1,5-2 м; сообщалось о встрече с наиболее крупными особями в горах Центральной Азии (йети) и в Северной Америке (сасквоч). На Суматре, Калимантане и в Африке в большинстве случаев рост не превышал 1,5 м. Есть предположения о том, что наблюдавшиеся реликтовые гоминиды принадлежат к нескольким разным видам, как минимум к трём.

    Снежный человек

    Снежный человек также известен как медведечеловек или тибетский йети. Полагают, что снежный человек обитает в горах Гималаев выше линии снегов.

    Местные шерпы верили в этого зверя с их самой ранней известной истории. Разные экспедиции отправлялись на поиски йети, но никто не вернулся с живым или мертвым существом, каким-нибудь его кусочком скелета или кости, волос или кожи, следами выделений или остатками жилища. Но вера в него до сих пор сильна.

    Различные следы, по-видимому, гоминидного происхождения, найденные выше линии снегов, приписываются этому зверю. По анализу ученых, веривших в существование йети, следы говорят о гоминиде высокого роста, вероятно около 7 футов (2,13 м). Многие ученые, включая известных зоологов, однако, высказывали предположение, что следы, приписываемые большому гоминиду, скорее всего были оставлены медведями. Хорошо известно, что большинство медведей способны ходить на своих двух задних ногах в почти вертикальном положении. На больших расстояниях эти прямоходящие медведи вполне сошли бы за гоминида по виду и позе. При некоторых походках некоторые медведи, как оказалось, оставляют следы, которые кажутся следами большого гоминида: задняя ступня, частично перекрывающая переднюю, кажется ступней крупного человекообразного существа.

    Другие сомнительные следы йети, найденные выше линии снегов, также отнесены к другим животным, живущим в Гималаях, таким как козы, волки и снежные леопарды. Другие следы, предположительно принадлежащие снежному человеку, приписываются отпечаткам, оставленным упавшими камнями, булыжниками и глыбами снега. Тем не менее многие уважаемые натуралисты и исследователи зарегистрировали поразительные следы, оставленные по-видимому реальными животными, живущими в Гималаях, которых до сегодняшнего дня скептики не способны объяснить как оставленные известным существом.
    Знание о йети было частью религиозных верований и традиций шерпов еще с ранних дней буддизма в этом регионе. Они полагают, что на верхних склонах Гималаев живут духи и демоны, а на нижних - йети. Возможно, подразумевалось, что эти загадочные люди существуют как духи, всегда прячась от взгляда простых смертных.

    Первым хорошо известным и задокументированным наблюдением феномена, приписываемого йети, было обнаружение отпечатков оголенных ступней в снегах горы Эверест на высоте 21 000 футов (6,4 км) в 1921 году. Наблюдение было сделано полковником Говард-Бери (C.K. Howard-Bury), хорошо известным и уважаемым альпинистом. Это случилось, когда он возглавлял экспедицию на Эверест. При осмотре следов носильщики сообщили, что они принадлежат меч-кангми, что в приблизительном переводе означает снежный человек ("канг" - снег и "ми" - человек), отвратительно пахнущий ("меч" примерно переводится как выражение чего-то отвратительного - хотя слово само по себе можно перевести различными другими значениями, происходящими от больших различий тибетского диалекта). Так родилось слово снежный человек.
    СМИ немедленно сделали сенсацию из открытия до сих пор неизвестного вида животных, возможно даже гоминида, который может быть близким родственником современного человека. С другой стороны наука подошла к ситуации со скепсисом и ни одно серьезное научное исследование не было проведено в течение нескольких лет после открытия.

    С тех пор произошли тысячи наблюдений неуловимого существа и его знаменитых следов. Самое известное и возможно то, что заставило провести серьезное научное исследование возможности существования этого и других гоминидов, это серия четких фотографий, сделанных Эриком Шиптоном (Eric Shipton) в 1951 году во время экспедиции на Эверест. Фотографии были сняты в месте под названием Менлунг Гласир (Menlung Glacier) примерно на высоте 22 000 футов (6 705 м). Самый заметный след был измерен как 12,5 x 6,5 дюймов (31,25 x 16,25 см) с помощью сфотографированного рядом ледоруба. Это одно единственное наблюдение стало легендарной основой веры в возможность существования гигантских гоминид и проложило дорогу серьезному научному изучению других гигантских волосатых людей-обезьян, таких как сасквоч (Sasquatch) и бигфут.

    Самое интригующее и самое спорное наблюдение йети было сделано в 1970 году Доном Виллансом (Don Whillans). Вилланс был заместителем руководителя экспедиции на южную сторону Анапурны в Непале. На месте лагеря, который разбили Вилланс и Дугал Хастон (Dougal Haston) на высоте 14 000 футов (4 267 м), группа наткнулась на ряд по-видимому человекоподобных следов в месте, где не было людей отродясь. После фотографирования следов Вилланс увидел в свой бинокль темное двуногое существо, убегающее по той стороне горы, где стоял их лагерь. Наблюдение длилось полчаса, пока существо не исчезло в группе деревьев. Хотя высота места была ниже, чем в большинстве случаев наблюдения следов, на которой галлюцинации никогда не фиксировались и никто из группы не взял виски, многие скептики все еще сомневались в реальности наблюдения. Однако из-за отсутсвия ранее у Вилланса интереса к снежному человеку, можно предположить, что он действительно видел, как что-то исчезло в деревьях в тот день.

    Непальскому населению область наблюдений йети давно известна под названием "местность великой обезьяны".

    Более раннее наблюдение возможно существующего гоминидного создания было произведено А.М.Томбази (A.M.Tombazi) в районе Сиккима (Sikkim) в 1925 году. Несмотря на то что считается, что это было наблюдение йети, это могло быть наблюдение и другого существа, возможно родственного и похожего на снежного человека.

    Йети называют разными именами в зависимости от географического положения региона наблюдения или легенды. В Непале известны 3 типа снежного человека: очень большой йети, являющийся по словам вегетарианцем, исключая случаи, когда недостаток пищи заставляет его становиться всеядным; меньшая разновидность, агрессивная и плотоядная; и существо, часто зовущееся ракши-бомпо (Rakshi-Bompo), часто вредное, нападающее на посевы, но быстро убегающее при приближении людей. Ракши-бомпо возможно получил свое имя от зверя, о котором есть упоминание в индийской эпической поэме "Рамаяна". Эта поэма 3-4 веков содержит отрывки, говорящие о существовании демонов по имени Ракша (во множественном числе Ракшаса), которых часто описывают имеющими ту же внешность, что у снежного человека.
    В различных областях Гималаев йети зовется банг (Bang), бангйакри (Bangjakri), бан-ванас (Ban Vanas) и ван-манас (Van Manas) вместе с рядом других имен.

    Русский Кавказ изобилует историями и свидетельствами о йетиподобных существах. Передовыми исследователями феномена йети в этом регионе являются профессор Борис Поршнев, русский историк, и профессор Ринчен из Монголии. Оба проводили исследования снежного человека большую часть своей жизни. Последователь профессора Поршнева, профессор Джин Кофман (Jeanne Kofman), продолжает его работу в кавказском регионе до настоящего времени. Многочисленные доказательства, собранные за годы полевых исследований, включают запасы еды, найденные в высоких травах и записи наблюдений существа. Местные жители региона, изолированные от остального мира, являющиеся по большей части сельхозработниками, часто рассказывают истории о столкновениях с такими созданиями. Они считают йети застенчивым, вежливым существом, которое при виде людей немедленно исчезает в дымке, прячась от глаз.

    В другом безлюдном регионе России ходят истории об алмасах, примитивных существах-полулюдях, с которыми в 19 веке столкнулся русский полковник Николай Пржевальский во время своих глубоких исследований Монголии и пустыни Гоби. Дальнейшие исследования этих существ были приостановлены русским правительством и имперским судом из-за страха испытать неловкость, если бы им пришлось публично принять возможность существования этих существ. Алмасы также известны под именем алмаст и снежный человек.

    В других советских республиках йетиподобные существа (которые, как полагают, существуют) включают в себя абанауйу (Abanauyu) - "лесной человек", биабангули (Bianbanguli) в Азербайджане, дев (Dev) в некоторых областях на Памире и киик-адам (Kiik-Adam), по-казахски "дикий человек".

    Помимо упоминания о йетиподобном существе в "Рамаяне", другое упоминмние было сделано Карлом Линнеем, шведским ботаником и натуралистом. В рукописи "Звероподобный человек" Линней назвал снежного человека гомо ноктюрнус (Homo nocturnus) ("человек ночи"). Это название видимо, дано из-за неуловимости йети. Кроме якобы существования неких скальпов йети, нет больше никаких доказательств, что снежный человек как таковой есть на Земле, поскольку нет никаких остатков скелета.

    Так является ли йети человекообразным животным, которое еще ждет своего открытия? Является ли он предгоминидным пережитком прошлого из времени, когда человек еще не стал до конца человеком? Бесконечное море свидетельств существует в различных легендах, содержащих постоянно повторяющиеся, часто противоречивые ключи к разгадке. Но одно можно сказать точно. Когда бы ни произошло сомнительное наблюдение, как, например, в случае с Виллансом, за этим следует тишина. Возможно, человек с его верой в чудеса науки и свои знания природы все еще отказывается признать возможность, что есть место, где могут до сих пор жить существа, считающиеся вымершими.

    Наши комментарии:

    Землю населяют различные существа непонятного современному мировоззрению происхождения.

    Согласно Эзотерической картине Мира, и многим преданиям, Етуны (Йо-Ту),прилетевшие на планету Земля с Марса, Были ростом под 3 метра, и их тело было покрыто длинной рыжеватой шерстью.

    Нахождение следов йети, встречи с ними в различных регионах Земли свидетельствуют о проживании популяций существ, чье описание совпадает с описаниями Етунов.

    Последние находки в Грузии и Штате Джоржия также дают новые факты для размышления.

    Йети - это всем известный Снежный Человек, обитающий в горных и лесных массивах. С одной стороны, это мифологическое существо, чей секрет пытаются разгадать тысячи ученых по всему миру. С другой стороны, это реальный человек, который из-за своего отвратительного внешнего вида скрывается вдали от людских глаз.

    Сегодня появилась новая теория, которая, возможно, доказывает, что Снежный Человек обитает в Гималаях (горы Азии). Об этом свидетельствуют странные следы на снежном покрове. Ученые предполагают, что Йети обитает ниже гималайской линии снега. Чтобы найти неопровержимые доказательства, были собраны десятки экспедиций в горы Китая, Непала и России, однако доказать существование знаменитого "чудовища" никто не смог.

    Отличительные признаки

    Йети несложно обнаружить и узнать. Если вы вдруг будете путешествовать по Востоку, то сохраните себе эту памятку.

    "Снежный Человек достигает почти 2 метров роста, а его вес варьируется от 90 до 200 килограмм. Предположительно, все зависит от среды обитания (соответственно, и от питания). Это мускулистый здоровяк, у которого имеется густой волосяной покров по всему телу. Цвет шерсти может быть как темно-серым, так и бурым. На самом деле это лишь общий портрет знаменитого Йети, ведь в разных странах его представляют по-разному".

    История Снежного Человека

    Йети - персонаж древних легенд и фольклора. Гималаи встречают своих гостей старыми рассказами, где ключевой фигурой является грозный и опасный Снежный Человек. Как правило, такие легенды нужны не для того, чтобы напугать путешественников, а для того, чтобы предостеречь от диких животных, которые могут с легкостью навредить и даже убить. Легенды о знаменитом существе настолько старые, что даже Александр Македонский после завоевания долины Инда потребовал у местных жителей доказательства существования Йети, но те лишь сказали, что Снежный Человек живет на большой высоте.

    Какие имеются доказательства

    Еще с конца XIX века ученые собирали экспедиции, чтобы найти доказательства существования Йети. Например, в 1960 году сэр Эдмунт Хиллари посетил Эверест и там обнаружил скальп неизвестного зверя. Спустя несколько лет исследования подтвердили, что это был не скальп, а теплый шлем из гималайской козы, который после длительного пребывания на холоде мог показаться частью головы Снежного Человека.

    Другие доказательства:


    Русская экспедиция

    В 2011 году была собрана конференция, где присутствовали и биологи, и исследователи со всей России. Данное мероприятие было организовано при поддержке правительства Российской Федерации. В ходе конференции была собрана экспедиция, которая должна была изучить все данные о Снежном Человеке и собрать неопровержимые доказательства его существования.

    Спустя несколько месяцев группа ученых заявила, что они нашли седые волосы в пещере, которые принадлежат Йети. Однако ученый Биндернагель доказал, что все факты были скомпрометированы. Об этом свидетельствуют работы Джеффа Мельдрума - профессора анатомии и антропологии Айдахо. Ученый заявил, что скрученные ветки деревьев, фотографии и собранные материалы - поделка, а русская экспедиция нужна была лишь для того, чтобы привлечь внимание туристов со всего мира.

    Образцы ДНК

    В 2013 году генетик Брайан Сайкс, преподающий в Оксфорде, заявил на весь мир, что у него есть материалы для исследования, которые представляли собой зубы, волосы и кожные покровы. В ходе исследования было изучено более 57 образцов, которые тщательно сравнивали с геномами всех животных в мире. Результаты не заставили себя ждать: большая часть материала принадлежала уже известным живым существам, таким как лошадь, корова, медведь. Даже были обнаружены зубы гибрида белого и бурого медведя, который жил более 100 000 лет назад.

    В 2017 году был проведен еще ряд исследований, который доказал, что все материалы принадлежили гималайским и тибетским медведям, а также собаке.

    Приверженцы теории

    Несмотря на то что доказательств существования Йети по-прежнему нет, в мире организованы целые сообщества, посвященные Снежному Человеку. Их представители верят, что таинственное существо просто невозможно поймать. Это доказывает, что Йети - умное, хитрое и образованное существо, которое тщательно скрывается от людских глаз. Отсутствие неопровержимых фактов вовсе не говорит о том, что таких существ не существует. По теории приверженцев, Снежный Человек предпочитает затворнический образ жизни.

    Неандертальская загадка

    Исследователь Майра Шекли в своей книге о Снежном Человеке описала опыт двух туристов. В 1942 году два путешественника находились в Гималаях, где увидели черные пятна, двигающиеся в сотнях метров от их лагеря. Благодаря тому, что туристы расположились на хребте, они могли четко различить рост, цвет и повадки неизвестных существ.

    "Высота "черных пятен" достигала почти двух метров. Их головы были не овальной формы, а квадратной. По силуэту сложно было определить наличие ушей, поэтому, возможно, их не было, либо они примыкали слишком близком к черепу. Широкие плечи были покрыты рыжевато-коричневыми волосами, которые свисали вниз. Несмотря на то что голова была покрыта волосяным покровом, лицо и грудь были абсолютно голыми, отчего виднелась телесного цвета кожа. Два существа издавали громогласный крик, который разлетался по всему горному массиву".

    Ученые до сих пор спорят, были ли эти наблюдения реальными или являются выдумкой неопытных туристов. Альпинист Рейнхольд Месснер пришел к выводу, что большие медведи и их следы часто ошибочно принимались за Йети. Об этом он написал в своей книге "Мой поиск Йети: Противостояние самой глубокой тайне Гималаев".

    Существует ли Снежный Человек на самом деле?

    В 1986 году турист Энтони Вудридж посетил Гималаи, где тоже обнаружил Йети. По его словам, существо стояло от путешественника всего в 150 метрах, при этом Снежный Человек не издавал никаких звуков и не двигался. Энтони Вудридж долгое время выслеживал неестественно огромные следы, которые впоследствии и привели его к существу. Напоследок турист сделал две фотографии, которые и предъявил исследователям по возвращении. Ученые долго и тщательно изучали снимки, а затем пришли к выводу, что они подлинные и не являются подделкой.

    Джон Напира - анатом, антрополог, директор Смитсоновского института, биолог, изучающий приматов. Он также изучил снимки Вудриджа и заявил, что турист слишком опытный, чтобы перепутать образ Йети с крупным тибетским медведем. Однако совсем недавно снимки были изучены заново, и тогда группа исследователей пришла к выводу, что Энтони Вудридж сделал фотографию затемненной стороны скалы, которая стояла вертикально. Несмотря на негодования истинных верующих, снимки были признаны хоть и настоящими, но не доказывающими существование Снежного Человека.

    Снежный человек — неизвестное науке человекообразное существо. В разных культурах ему дали разные имена. Среди самых известных: Йети, Бигфут, Сасквоч . Отношение к Снежному человеку довольно неоднозначное. Официально-подтверждённых данных о существовании бигфута сегодня нет. Однако многие заявляют, что доказательства его существования есть, однако официальная наука не хочет или не может их рассматривать, как вещественные улики. Помимо многочисленных видео и фото, которые, честно признаться, не являются 100%-ным доказательством, так как могут быть обычными подделками, в ассортименте криптозоологов, уфологов и исследователей феномена снежного человека есть слепки отпечатков ног, волосы сасквоча, а в одном из монастырей Непала хранится якобы целый скальп этого существа. Однако для подтверждения существования данного гоминида подобных доказательств недостаточно. Единственным доказательством, с которым не сможет спорить официальная наука, станет бигфут, так сказать, собственной персоной, который позволит себя исследовать и проводить над собой опыты.

    По версии некоторых учёных, йети — это чудом сохранившиеся до наших дней , которые были изгнаны кроманьонцами (предками людей) в леса и горы, и с тех пор живут вдалеке от людей и стараются не показываться им на глаза. Несмотря на бурный расцвет человечества, в мире остаётся огромное количество мест, где может укрываться снежный человек и до поры до времени существовать необнаруженным. По другим версиям, бигфут — это совершенно другой вид человекообразных обезьян, которые не относятся ни к предкам людей, ни к неандертальцам, а представляют свою ветвь эволюции. Это прямоходящие приматы, которые могут обладать довольно развитым разумом, так как на протяжении большого количества времени умело прячутся от людей и не дают себя обнаружить. В недавнем прошлом йети зачастую принимали за одичавших людей, которые ушли в лес, обросли волосами и потеряли привычный человеческий облик, однако многочисленные свидетели описывают явно не одичавших людей, так как люди и неизвестные существа, если судить по описаниям, отличаются разительно.

    В основной массе свидетельств, сасквоча видели либо в лесных районах Земли, там где существуют большие лесные массивы, либо в высокогорных районах, куда люди поднимаются крайне редко. В таких регионах, которые людьми обследованы очень мало, могут обитать разные животные, которые ещё не открыты наукой, и бигфут может быть одним из них.

    Большинство описаний этого существа, причём описаний из разных регионов планеты, совпадают. Свидетели описывают снежного человека , как крупное существо, достигающее роста 3-х метров, с крепким, мускулистым телосложением. У снежного человека заострённый череп и лицо тёмного цвета, длинные руки и короткие ноги, массивная челюсть и короткая шея. Йети сплошь покрыто волосами — чёрного, рыжего, белого или седого цвета, причём волосы на голове длиннее, чем на теле. Иногда свидетели подчёркивают, что у снежного человека есть короткие усы и борода.

    Учёные высказывают предположения, что йети очень сложно найти, так как они очень тщательно скрывают свои жилища, а человека или людей, которые приближаются к их жилищам, начинают отпугивать треском, воем, рёвом или криками. Такие звуки, кстати, описаны и в мифологии прошлого, в частности, в мифологии древних славян, где их приписывали Лешему и его помощникам, например, лесному духу Стукачу, который изображает стук,чтобы отпугнуть человека или наоборот — завести его в болото или трясину. Исследователи утверждают, что лесные йети могут обустраивать гнёзда в густых кронах деревьев, причём так искусно, что человек, даже проходя мимо и посмотрев на крону дерева, ничего не заметит. Есть также версии, что йети роют норы и живут под землёй, что делает их обнаружение ещё сложнее. Горные йети обитают в глухих пещерах, которые находятся в труднодоступных местах.

    Считается, что именно эти дикие существа большого роста и покрытые волосами стали прообразами разных персонажей в мифологии народов мира, например, русские Лешие или древнегреческие Сатиры, римские Фавны, скандинавские Тролли или индийские Ракшасы. Стоит только вдуматься, ведь в йети верят практически повсюду: Тибет, Непал и Бутан (Йети), Азербайджан (гулей-бани), Якутия (чучунна), Монголия (алмас), Китай (ежэнь), Казахстан (киик-адам и албасты), Россия (снежный человек, леший, шишига), Персия (див), Украина (чугайстер), Памир (дев), Татарстан и Башкирия (шурале, ярымтык), Чувашия (арсури), Сибирские татары (пицен), Ахазия (абнауаю), Канада (сасквоч), Чукотка (тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии), Суматра и Калимантан (бататут), Африка (агогве, какундакари и ки-ломба) и так далее.

    Стоит отметить, что сегодня вопрос существования йети рассматривается разве только отдельными, частными и независимыми организациями. Однако в СССР проблема поиска йети рассматривалась на государственном уровне. Количество свидетельств появления этого существа было настолько большим, что в его существовании просто перестали сомневаться. 31 января 1957 года в Москве состоялось заседание Академии Наук, на повестке дня которого значился только один единственный пункт «О снежном человеке». Поиском этого существа занимались несколько лет, отправляли экспедиции в различные регионы страны, где до этого были зафиксированы свидетельства его появления, но после бесплодных попыток найти загадочное существо, программа была свёрнута, и этим вопросом стали заниматься только энтузиасты. Энтузиасты и по сей день не теряют надежды повстречаться с бигфутом и доказать всему миру, что это не просто мифы и легенды, а реальное существо, которое, быть может, нуждается в поддержке и помощи человека.

    За поимку снежного человека объявлена настоящая награда. 1 000 000 рублей обещает счастливчику губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Однако, стоит сказать, что если вы встретите на лесной тропинке хозяина леса, то в первую очередь необходимо подумать о том, как унести ноги, а не извлечь из этого прибыль. Может быть оно и к лучшему, что люди в своё время не посадили Бигфута на цепь или в одну из клеток зоопарка. Со временем интерес к этим существам пропал, и теперь многие просто отказываются в него верить, принимая все свидетельства за выдумки. Это, бесспорно, на руку, лесным людям, и если они действительно существуют, то встречаться с любопытными людьми, учёными, репортёрами, туристами и браконьерами, которые обязательно испортят их тихое существование, им пока не стоит.

    Снежный человек. Последние очевидцы


    © 2021
    izumzum.ru - Наша жизнь - Все обо всем